Как сделать файл стерео

Обновлено: 04.07.2024

Допустим вы записали несколько минут того, что происходит на тротуаре, с помощью стерео-рекордера. Отбросив качество микрофона, технику и другие факторы, вы услышите грубое представление о том, что вы испытали находясь на улице. Ваша запись покажет, как движение перемещается слева направо и справа налево по звуковому полю, снятому с помощью рекордера. Покажите эту запись кому-то еще, кого там не было, и он сможет представить себе, как это стоять на тротуаре, потому что запись имеет достаточно информации в ней, чтобы воссоздать картину происходящего.

Теперь представьте, если вы используете моно (то есть монофонический диктофон), чтобы захватить то, что вы слышали на тротуаре. Вы услышите гораздо другое представление, потому что в вашей записи отсутствует огромное количество информации. Моно-диктофон имеет только один микрофон (т.е. одно ухо), поэтому он не может захватывать стерео информацию. Ваша запись покажет беспорядок шума двигателя, нечетное количество автомобилей, но всё будет переполнено и неразборчиво.

Таким образом, ширина стерео зависит от стереофонической информации, которую записывают и подают обратно слушателю. Ширина стерео проста. Вы создаете стерео ширину, создавая или усиливая разницу между левой и правой сторонами звукового поля, которые передаете своим слушателям.

Как создавать широкие стереомиксы

Вы можете увеличить ширину стереобазы только в том случае, если она существует в некоторой степени. Сделайте микшер громче, используя различия в левом и правом усилении, времени, тональности, тоне или полярности.

Миксинг-инженер использует эти методы различными способами для создания или увеличения ширины стерео. Идеи почти бесконечны. Творческий подход зависит от ситуации. Например, реверберация на одной стороне поля будет отличаться от помещения на противоположном канале. Другим вариантом является установка вибрато на один канал, а не на другом, или моно-хорус на одном канале или другом. Популярный эффект «Лесли» Хэммонда, захваченный стерео, эффективно работает, ибо он использует эффект Допплера, который существенно создает синхронизацию и настраивает изменения между тем, что было зафиксировано в левом и правом микрофоне.

Стерео расширители, извлечение атмосферы или другие формы пространственных энхансеров стали очень популярными. Они используют различные комбинации вышеприведенных методов для расширения и углубления звуковой сцены. Это быстрое решение. Мы предостерегаем от их использования в своих миксах, потому что это может сильно исказить звуковое поле. Используйте плагины экономно и рассматривайте их только на определенных дорожках.

Расширение смесей

Объединив различные методы, мы можем воссоздать сложные комбинации бинауральных сигналов, которые наш мозг использует, чтобы определить, где находится звук. Это достойно отдельной статьи, но вот простой пример. Когда мы слышим звук, идущий слева от нас, наше левое ухо слышит его чуть громче, чуть раньше и немного ярче, чем наше правое ухо. Наш мозг использует эту комбинацию различий в громкости, времени и тоне, чтобы воспринимать, где этот звук находится в трехмерном звуковом поле. Мозг анализирует, что наряду с информацией об окружающей среде (ранние отражения и громкость, временные и тональные различия звуков в окружающей среде) определяет, насколько велика площадь и где находится звук внутри нее. Чем больше информации о местоположении мы можем представить нашему мозгу, тем больше мы можем создать восприятие местоположения, будь то внутри или вне громкоговорителей.

Если вы сидите между любыми двумя громкоговорителями, вы будете слышать оба громкоговорителя с обоими ушами в разной степени, тогда как в наушниках каждое ухо слышит только один громкоговоритель. Поэтому гораздо легче воссоздать эти сложные сигналы, когда вы микшируете в наушниках, потому что вам не придется преодолевать перекрестные помехи. Создание этих сигналов для наушников может быть таким же простым, как использование бинаурального микрофонного массива для захвата источника, а затем для сохранения этих сигналов в течение всего производственного процесса. Вы также можете добавить сигналы по факту с помощью процессора HRTF (Head Related Transfer Function).

При микшировании для воспроизведения по громкоговорителям единственным способом эффективного воссоздания этих сигналов является поиск способов минимизации воспринимаемых перекрестных помех. Доступны технологии отмены перекрестных помех, такие как QSound, Ambiophonics и BACCH, которые достигают этого в разной степени. Эти типы фильтров хорошо подходят для ситуаций, когда ваши слушатели сидят в фиксированном положении, перед двумя громкоговорителями, что делает их хорошо подходящими для игровых приложений или небольших портативных устройств. BACCH может быть наиболее перспективным с точки зрения чистой производительности, но, к сожалению, на момент написания этой статьи он оценивается вне диапазона большинства пользователей и производств.

Помимо перекрестных помех существуют и другие проблемы с воспроизведением трехмерного звукового поля двумя громкоговорителями. Невозможно точно узнать, где будет размещаться ваш слушатель, но мы можем быть уверены, что большинство из них не останется в том же положении. Мы также не можем знать, какой уровень производительности их системы прослушивания, будь то моно или стерео. Мы даже не можем догадаться, как динамики будут настроены. Поэтому, если вы планируете создавать сложные бинауральные сигналы в своих миксах, внимательно изучите все возможные конечные точки (наушники, громкоговорители, телевидение, кинотеатр и т.д.). Именно поэтому проверка совместимости с моно и громкоговорителем против совместимости с наушниками так важна. Заказывая профессиональный мастеринг в студии AREFYEV Studio, мы детально проверяем, как Вам трек будет звучать на различных носителях, чтобы наиболее точную картину получил каждый слушатель Вашего творчества!

В этой статье я расскажу о том, как из моно сделать стерео.

Сразу хочу предупредить. Адекватно сделать из полноценного моно трека (песни) стерео трек невозможно. Это чревато появлением различных фазовых искажений и нежелательных эффектов, особенно на низких частотах. Поэтому этот вопрос я рассматривать не буду.

Другое дело если какая-либо запись звучит, лишь в одном канале (правом или левом). Такие записи мне приходилось часто встречать на просторах интернета (аудоиподкасты, записи вэбинаров, интервью). Слушать их в наушниках, согласитесь, не очень комфортно (звук только в одном ухе). Или же если вы записываете вокал или игру на живых инструментах, то в этом случае есть смысл преобразовывать аудио дорожку из моно в стерео.

Как сделать из одноканальной записи двухканальную

Если Вы скачали какую-нибудь одноканальную аудио запись (подкаст, запись вэбинара, интервью) и хотите чтобы она звучала в двух каналах, то выполнив несколько несложных действий, Вы можете добиться нужного результата. Для этих целей прекрасно подойдёт любой аудио редактор, например, Audacity.

1. Запустите программу и откройте нужный файл Файл / Открыть (Ctrl+O)

как из моно сделать стерео

Как видно из скриншота, аудио записано только в левый канал.

как из моно сделать стерео

2. Разделим правый и левый каналы. Для этого зайдем в меню дорожки и выберем пункт Split stereo track

как из моно сделать стерео

3. Скопируем аудио из левого канала в правый. Для этого выберем левый канал с помощью мышки и нажмём сочетание клавиш Ctrl+O. Далее выберем правый канал и вставим скопированное аудио Ctrl+V.

как из моно сделать стерео

как из моно сделать стерео

4. Объединим две дорожки в двухканальную запись. Для этого в меню первого канала выберем пункт Make stereo track.

как из моно сделать стерео

Вот что получилось.

как из моно сделать стерео

Теперь мы видим что аудио присутствует и в левом и в правом канале.

5. Сохраним результат в формате MP3. Для этого выберем Файл / Экспортировать, укажем путь куда мы хотим сохранить файл и его формат.

как из моно сделать стерео

как из моно сделать стерео

Как из моно сделать стерео запись

Если Вы записали вокальную партию или партию какого-нибудь инструмента (гитара, саксофон и т.д.) в моно, но хотите сделать так, чтобы она звучала в стерео, то я рекомендую использовать эффект дабл трека. О том как сделать такой эффект читайте в статье «Дабл трек в электронной музыке» .

Однако это не единственный способ добиться стерео звучания. Похожего эффекта можно достичь, используя плагины основанные на задержке сигнала. Это хорус, дилэй и реверберация. Но помните, что применять их стоит в качестве Send обработки, подмешивая к основному сигналу.

Вот как я обработал вокал, используя все три эффекта в программе FL Studio.

Настроены плагины следующим образом.

как из моно сделать стерео

На скриншоте показана схема маршрутизации сигнала.

как из моно сделать стерео

Не забудьте оставить свой комментарий, а также поделиться своими идеями в вопросе преобразования моно в стерео.

Онлайн Аудио Конвертер - бесплатно на русском языке!

Онлайн аудио конвертер – это удобное приложение для перевода формата Ваших аудиофайлов. Наша программа не требует дополнительной установки, поэтому Вы можете начать использовать ее прямо сейчас!
По умолчанию, в аудио конвертере установлены оптимальные настройки для каждого исходящего аудиоформата! Но при желании, Вы с легкостью можете изменить все, что посчитаете необходимым!

Не бойтесь эксперементировать! Конвертируйте файлы в неограниченном количестве в любое время! Ведь мы создавали эту онлайн программу именно для Вас!

Конвертация аудио файлов происходит практически мгновенно и не заставляет Вас производить какие-либо дополнительные манипуляции. Все очень просто, быстро и абсолютно бесплатно!
Если Ваш аудиоплеер, АТС-станция или Айфон не воспроизводит любимую музыку или автоответчики, необходимые для работы – просто используйте наш аудио конвертер и переведите трек в нужный Вам формат.

Если Вы не знаете какой именно формат и его характеристики необходимы для Вашего устройства, то мы рекоммендуем ознакомится с описанием, которое к нему прилагается. А далее, перейти к конвертации, выставив все необходимые параметры аудио файла!

Перевести формат MP3, WAV, FLAC, рингтон для Iphone и другие!

Конвертировать музыку онлайн - страло гораздо проще!

Использование этой бесплатной онлайн программы на русском языке - под силу даже малому ребенку! Что бы перевести формат аудио – просто загрузите Вашу песню, автоответчик или начитку – и через несколько секунд Вы получите Ваш трек в необходимом формате! Воспользуйтесь тонкой настройкой качества финального формата! Добейтесь максимального результата! Ваша музыка будет занимать меньше места, при сохранении ее качества звучания! Пробуйте, настраивайте, ведь Вас никто не торопит! Пользуйтесь без ограничений!

WAV TO MP3 ONLINE

Современный и интуитивно понятный дизайн не только облегчит Вашу работу, но и подарит настоящее удовольствие от ее использования! Ничего лишнего! Только самые популярные форматы конвертации: wav, mp3, flaс, ogg, aiff, m4v… Просто загрузите Ваш аудио файл!


Конечно, сегодня встретить звуковой материал, записанный с использованием режима моно, чрезвычайно трудно (разве что, некоторые старые оцифрованные записи). Однако не стоит забывать о том, что в студиях те же вокальные партии зачастую в «сухом» варианте записываются именно в режиме моно, а только потом к ним добавляются дополнительные эффекты и обработка. Но давайте посмотрим, как из моно сделать стерео, если уж возникла такая необходимость. В качестве примеров возьмем программы для редактирования аудио и специализированные секвенсоры. Несмотря на то что можно воспользоваться и разного рода конвертерами-преобразователями, работают они по тем же принципам.

Можно ли из моно сделать полноценное стерео?

Для начала несколько слов по поводу того, а можно ли вообще преобразовать звуковой материал из моно в стерео? Увы, в понимании самого термина «стерео», когда инструменты или записанные партии и эффекты распределены по разным каналам (по панораме), получить из обычного монотрека стереозвучание без перезаписи всех партий не получится, как бы вы ни старались. Но вот добиться эффекта так называемого псевдостерео можно достаточно просто.

Как сделать из одноканальной записи двухканальную: примеры использования аудиоредакторов

Для начала предположим, что у вас есть трек, действительно записанный в монорежиме и только на одном канале. Открыв такой звуковой файл в любом аудиредакторе в этом и можно будет убедиться воочию. Как из моно сделать стерео?

Выделите весь материал на одном канале и просто скопируйте его в другой. Такой способ неудобен тем, что в результате получается дублирование, да еще и не исключается появление эффекта хоруса, который вызывает искажения. В такой ситуации имеет смысл обработать каждый канал эквалайзером, чтобы вырезать или добавить определенные частоты, которые могут накладываться друг на друга. Но, чтобы произвести гармоничную обработку, нужно обладать тонким слухом.

Создание стереотрека в программе Audacity

Поэтому в некоторых приложениях (например, в редакторе Audacity) можно воспользоваться встроенным инструментами вроде Split stereo track и Make stereo track, в результате чего и получите двухканальный звук.

Однако сегодня монотреки обычно записаны так, что в программах звучат на обоих каналах одинаково. Чтобы получить стереоэффект, например, в программе Cool Edit Pro (нынешний Adobe Audition), находясь в режиме мультитрека на разные дорожки можно поместить один и тот же материал, после чего немного «сдвинуть» одну из дорожек по времени.

Создание стерео в программе Cool Edit Pro

Для этого нужно предварительно разбросать треки по панораме на 100 % (один - полностью влево, другой - полностью вправо), затем увеличить горизонтальный зум (масштаб) и сдвинуть одну дорожку по временной шкале (насколько сдвигать, придется определять на слух).

Как из моно сделать стерео в музыкальных секвенсорах?

В секвенсорах дублирование треков применять тоже можно. Но в некоторых программах имеются достаточно интересные возможности. Например, в FL Studio изменять панораму можно не только в степ-секвенсоре, но и на микшерном пульте, после ассоциации выбранной дорожки с определенным каналом микшера. Но зачем выполнять такие бессмысленные действия, если можно воспользоваться уже готовыми инструментами (кстати сказать, аудиоредакторов это тоже касается). Итак, как из моно сделать стерео путем манипуляций исключительно с одним треком?

Использования расширения стереобазы в FL Studio

Для этого сначала выставляете дорожку на выбранный канал пульта, затем подаете на него встроенный эффект расширителя стерео (Stereo Enhancer), и устанавливаете желаемый пресет. Большой популярностью как раз и пользуется режим расширения «For strings». При желании установленные значения смещения панорамы можно отредактировать вручную или создать Send эффект.

Дополнительные эффекты обработки сигнала

Впрочем, можно воспользоваться и другими эффектами. Так, например, неплохо создает панораму эффект задержки (Stereo Delay), для которого желательно устанавливать минимальные уровни, чтобы результат не особо отличался от оригинального звучания.

Неплохо подойдет ревербератор (Reverb). Также можно поэкспериментировать с хорусами, флэнджерами, эквалайзерами и т. д. В общем, вариантов много. Остается только дать волю фантазии, но не увлекаться завышенными параметрами, которые могут вызвать искажения или способствовать даже пропаданию некоторых звуковых частотных диапазонов.

Читайте также: