Как сделать сайн чейн в фл студио мобайл

Обновлено: 04.07.2024

Sidechain — это решение частотных конфликтов средствами, отвечающими за динамику. Говоря простым языком, при одновременном воспроизведении двух схожих по частотным характеристикам инструментов, амплитуда одного из них уменьшается. Автоматически или в ручном режиме.

Ручной режим означает, что в нём мы понижаем в нужных местах громкость одного из инструментов с помощью LFO или автоматизации. Ты вряд ли будешь использовать данный способ, поэтому подробно на нём останавливаться не вижу смысла

Самый распространённый в современной танцевальной музыке случай применения классического сайдчейна — связка пары «бочка-бас». Поэтому реализацию данного приёма подробно разберём именно для данной ситуации.

«Скрытый» ключ

Самый простой вариант организации сайд-чейн компрессии по бочке в виде ключа – создание посыла на сайд-чейн непосредственно с основной дорожки бочки. Однако при таком виде организации вы можете столкнуться с одной небольшой (или даже большой) проблемой – как минимум сайд-чейн не будет срабатывать в ямах и других местах где бочки нет, а эффект нужен.

Поэтому намного удобнее применить способ, который я лично называю скрытым ключем.

Суть способа очень проста – вы экспортируете в файл небольшой луп с бочкой (ну или другим инструментом, который вы хотите использовать в качестве ключа), далее вставляете этот луп на отдельную дорожку в проект и размножаете на все протяжение звучания композиции.

Далее нужно создать пре-фейдерный посыл (Send) уровнем 0 дб с этой дорожки на наш эффект (или какую-нибудь шину, в зависимости от используемого вами секвенсора) и полностью опустить фейдер дорожки. В Cubase 4 у меня это выглядит примерно так:

Суть трюка предельно проста – через посыл дорожка

Суть трюка предельно проста – через посыл дорожка отправляется на сайд-чейн компрессора и присутствует во всех местах композиции, в то время как основная дорожка бочки будет выполнять свою обычную роль. А регулируя при помощи автоматизации уровень посыла, мы можем создавать эффект «раскручивающихся и выпрямляющихся» элементов.

Видео

Косметическое и динамическое применение Side Chain

Лично я разделяю применение технологии сайд чейн на две вариации: косметическую и динамическую. Косметикой я называю все случаи, при которых действие прибора явно заметно и он жестко вырезает конкретные места обрабатываемого инструмента. Именно такие примеры и были нами рассмотрены.

Что же тогда подразумевается под динамикой? Сюда я отношу все более тонкие случаи, при которых не применяются большие степени сжатия и низкие пороги, и суть такой компрессии в придании тонкой динамики. И результат в данном случае будет слышен лишь в том случае, если вы прослушаете микс сначала с включенным прибором, а потом без него.

Суть такой компрессии заключается в более тонкой балансировке элементов в миксе, но это будет возможно только при наличии хорошего мониторинга. В противном случае вы можете просто не поймать баланс, пережать, или напротив, недожать, неправильно отстроить время атаки и релиза компрессора.

Это тонкая работа, специфичная для каждого конкретного случая, при правильном выполнении которой можно добиться прямо-таки чудес в динамике, главное – разумное использование и наличие хорошей акустики.

Идея sidechain компрессии заключается в том, что громкость баса уменьшается кратко, когда звучит удар бочки. Это приводит к подавлению громкости баса на время, достаточное для отчетливого звучания бочки. Так как бочка маскирует часть баса, вы не почувствуете пропажу на столь короткий промежуток времени.

Еще пара слов о сайдчейне

Применяйте легкую компрессию для натурального звучания. Если Sidechain-компрессия тонкая, бочка пробивается без ущерба звучанию баса.

Применяйте и грубую компрессию. Кроме эффекта освобождения бочки, сайдчейн окрашивает микс современным звучанием.

Кроме вышеописанного использования диджеями, сайдчейн компрессоры также очень часто используют для решения конфликтов, особенно в низкочастотном спектре. Как правило, управляющим сигналом является бочка, а обрабатываемым (подавляемым) — бас. В момент звучания бочки звук баса приглушается, тем самым бас не мешает бочке. Следовательно, бочка звучит чётче. Таким образом, получается своеобразный качающий (pumping) эффект, пример которого можно услышать в композициях Benny Benassi.

Боковая цепь эквалайзера может быть использована для уменьшения в определенном частотном диапазоне уровня сигнала, который является слишком громким: такой эквалайзер может выступать в качестве деэссера, сокращая уровень вокального шипения в диапазоне 6-9 к. Деэссер помогает снизить уровень высоких частот речи, которые, как правило, нежелательны (например, на грампластинках и FM радио).

Как работают сайдчейны?

После того, как мы разобрались, что такое сайдчейны пришло время немного вникнуть в то, как же все работает на практике. Процесс отправки монет через сайдчейн, как и все в криптовалютном мире, непростой, но и его можно описать вкратце.


Сайдчейн подключен одновременно к двум блокчейнам, и при осуществлении отправки монет с основного блокчейна на исходящий адрес, они на некоторое время блокируются и находятся в своего рода «заморозке». Это необходимо для того, чтобы избежать двойной траты.

Плагины — МОНСТРЫ сайдчейна! Обзор

Справка: Сайдчейн – это техника «раскачивания» звука, широко применимая в электронной музыке и не только. Суть ее в том, что громкость инструментов (как правило синтезаторы, пэды и прочие варианты клавишных) автоматически понижается в момент удара Бочки. Технически прием реализуется за счет компрессора, в боковую цепь которого (с англ side chain) подается управляющий сигнал, роль которого выполняет звук Бочки.

Электронная музыка немыслима без сайдчейна! Кроме чисто технической задачи расчистки пространства микса, сайдчейн – это еще и «must have» творческий прием. И сегодня рассмотрим ТОП плагинов для его реализации.

Kickstart от Nicky Romero

Плагин из области «сел и поехал»! Идеальное решение, когда не хочется морочить себе голову с тонкими настройками, а нужен эффект прямо здесь и сейчас. Плагин невероятно прост в управлении – по сути все ясно с первого взгляда на интерфейс. По умолчанию он выставлен на самый используемый ритмический паттерн – ¼. Дальше выбираешь форму огибающей из готового набора и подстраиваешь глубину понижения громкости поворотом большого регулятора. Сайдчейн готов.

VolumeShaper от Cableguys

Суть та же, что и в Kickstart, только возможности настройки намного шире. Плагин позволяет создавать собственные паттерны разной длительности. И что самое важное – настраивать огибающую понижения громкости как твоей душе угодно. Хоть самую сумасшедшую можешь нарисовать! Более того – ты можешь по желанию настраивать сайдчейн для трех частотных диапазонов. Вплоть до того, что выбранные частоты будут понижаться в громкости, а громкость остальных будет нетронута. В выборе частотных диапазонов естественно никто тебя не ограничивает – тяни ползунок куда хочешь.

И наконец третий по счету но далеко не последний по важности…

Как сделать сайдчейн

В своей статье «Что такое sidechain» я рассказывал о том, как сделать сайдчейн в программе Cubase. Сегодня же я хочу показать как реализовать этот эффект в программе Image-line FLStudio. Коме того, я познакомлю Вас с плагинами, которые позволяют сделать сайдчейн в любом секвенсоре.

В своей статье «Что такое sidechain» я рассказывал о том, как сделать сайдчейн в программе Cubase. Сегодня же я хочу показать как реализовать этот эффект в программе Image-line FLStudio. Коме того, я познакомлю Вас с плагинами, которые позволяют сделать сайдчейн в любом секвенсоре.

Существует несколько способов создания эффекта сайдчейн в программе FLStudio:

Автоматизация громкости

1.) В разрыв (Insert) канала, где необходимо сделать сайдчейн, вставляем плагин Fruity Balance

Fruity Balance

2.) Наводим курсор мыши на регулятор Volume и нажимаем правую клавишу. Из выпадающего меню выбираем пункт Create automation clip

Automation clip

3.) Изменяем форму кривой автоматизации

Автоматизация громкости

4.) Расставляем кривую автоматизации в нужные структурные участки трека

Sidechain

Сайдчейн с помощью плагина Peak Controller

1.) В Insert канала, где необходимо сделать сайдчейн вставляем плагин Fruity Balance

2.) В разрыв канала с управляющим сигналом (например, канал с бочкой) вставляем плагин Peak Controller

Peak Controller

3.) Настраиваем Peak Controller следующим образом:

Если управляющий сигнал должен быть слышим (бочка), то стоит отключить функцию MUTE.

Настройка Peak Controller

4.) Наводим курсор мыши на регулятор Volume во Fruity Balance и нажимаем правую клавишу. Выбираем пункт Link to controller…

Link to controller

5.) В окне Remove control settings в области Internal controller выбираем пункт Peak ctrl (название управляющего канала) – Peak и жмём клавишу Accept.

Remove control settings

Сайдчейн с помощью Fruity Limiter

1.) Выбираем в микшере канал с управляющим сигналом (например, канал с бочкой). Наводим курсор мыши на стрелку (Enable send from…) и нажимаем левую клавишу мыши (направляем управляющий сигнал на нужный канал).

2.) В Insert канала, где необходимо сделать сайдчейн вставляем плагин Fruity Limiter

Fruity Limiter

3.) Выбираем канал с управляемым сигналам (например, бас), открываем плагин Fruity Limiter и настраиваем его следующим образом:

Threshold: чувствительный (приблизительно -25 dB).

Fruity Limiter

Сайдчейн с помощью Gross Beat

1.) В Insert канала, где необходимо сделать сайдчейн вставляем плагин Gross Beat

Gross Beat

Sidechain в Gross Beat

3.) Редактируем пресет под свои нужды

Sidechain in Gross Beat

Использование сторонних плагинов для создания эффекта sidechain

Существует множество различных плагинов для создания эффекта сайдчейн, которые могут быть использованы абсолютно в любом секвенсоре. Вот одни из самых популярных:

VolumeShaper позволяет прорисовывать кривую громкости по аналогии с плагином Gross Beat. Он имеет ряд пресетов, среди которых есть несколько для создания эффекта сайдчейн.

VolumeShaper3

Плагин Kickstart от Nicky Romero имеет фиксированный набор кривых, которые могут быть использованы для создания различной продолжительности и глубины сайдчейн эффекта.

Kickstart

Лично мне нравиться плагин VolumeShaper3. Он очень удобный и гибкий в настройке.

Всем привет! Сейчас я расскажу вам, как во фруктах сделать side chain компрессию, только родными средствами самих фруктов, без сторонних плагинов и эфектов. Но для начала не много теории, для тех, кто не знает что такое side chain и для чего это нужно. А для тех же, кто имеет счастье знать об этом, но желающих просто узнать ещё об одном способе реализации сего фокуса, предлагаю читать сразу от пометки «Для тех кто знает про Side chain – читать отсюда».Учтите, что я не претендую на оригинальность и авторство данного варианта. Всё что я пишу здесь, предназначено в основном для тех, кто хочет научиться ещё одному секрету в сведении микса.

Side chain [сайд чейн] - дословно в переводе с английского звучит, как сторонняя цепь. И под этим понятием лежит следующая функциональность – один сигнал управляет параметрами другого сигнала, как сторонний фактор, влияющий на те или иные свойства, управляемого сигнала. Не слишком сложно надеюсь? Попробую пояснить на конкретном примере. Представьте себе, что мы имеем два генератора (осциллятора) звуковых сигналов, к примеру два генератора синусоидальных волн. Назовём их генератор А и генератор Б. Представили? А теперь ещё представьте следующее, амплитуда волны, на выходе генератора Б, зависит от частоты колебаний генератора А. Я вас ещё не совсем запутал? Проще говоря, частота первого сигнала управляет амплитудой второго сигнала. Но для того, чтобы генератор Б, мог быть управляемым, в нём предусматривается специальный чувствительный вход, на который и подаётся сигнал с генератора А. В нашем случае генератор А является сторонним фактором, влияющим на генератор Б. И та связь, которая существует между ними, для генератора Б как раз и является сторонней цепью. Вот собственно и вся теория. Ну по крайней мере в моём пересказе :-)

А теперь постараюсь рассказать о том, что же нам подобные цепные связи могут предложить? А предложить они могу, очень даже разные штучки! Я вам показал пример, когда генератор А влияет на амплитуду (громкость) генератора В. Но в действительности, генератор А может влиять и на другие параметры генератора B, или даже на несколько его параметров сразу. C таким же успехом, генератор А может управлять и шириной импульса, или частотой генератора Б. Подобные связи являются основой FM синтеза и других модуляционных эффектов в формировании звука. Кроме того за фактор влияния, можно взять не только частоту генератора А, но и любой другой его параметр. Например амплитуда сигнала А, может управлять сдвигом фазы сигнала Б. В общем предела фантазии как говорится, нету. Но сейчас мы поговорим не о красотах всех этих штучек, а о конкретном и пожалуй самом распространённом применении сторонней цепи на практике.

Пожалуй, большинство жанров и направлений в музыке, подразумевает наличие барабанных/ударных инструментов и баса. Ведь каждому музыканту известно, что барабаны и бас, являются ритм секцией в музыкальной композиции. Именно они задают темп и основной ритм. И как правило среди барабанов, в композиции не мало важную (а может и главную) часть, представляет собой «бочка», или Kick. Именно она чаще всего отсчитывает главные удары такта и именно она чаще всего задаёт доли музыкального размера. И чтобы трек звучал ритмично и «качёво», бочка и бас должны быть хорошо слышны и взаимодополняемы в общем миксе. Но при этом не громкими до такой степени, чтобы своими ударами и гудением заглушать все остальные инструменты.

Так как бочка и бас сами по себе являются низкочастотными звуками, то этого добиться не так уж и сложно на общем фоне. Но в тоже время именно поэтому, они могут и глушить друг друга, потому как их спектры пересекаются между собой больше, чем с другими инструментами в композиции. И в этом случае, по отдельности бочка и бас слышны чётко и ясно, но когда они звучат вместе, вся прелесть и острота их мяса, может превратиться в размытую басовую кашу. Или что ещё хуже, их общий удар, может вызывать перегрузку по низким частотам.

Многие новички в такой ситуации, начинают прибавлять громкость бочки или баса с той целью, чтобы избежать создаваемой ими каши, но при этом жертвуя действительно желаемой громкостью звучания. Ведь по отдельности и бас и бочка звучат именно так как надо, но когда вместе… Вот и приходится идти на жертву. Но что хуже всего, часто подобное увеличение громкости приводит к перегрузкам по низам, о которых я тоже упомянул. Так как по сути увеличив бас или бочку, при их одновременном звучании, мы получаем ещё большую амплитуду в нижней части спектра. Помню у меня у самого дело доходило до того, что мне приходилось понижать либо все инструменты пропорционально по громкости, либо понижать громкость микса в целом, ради того, чтобы бас и бочка не зашкаливали по низам. Встречал я и более сообразительных творцов, которые занижали громкость баса, в моменты его удара одновременно с бочкой. Занижали путём ручного редактирования velocity, каждой такой одновременно звучащей с бочкой ноты.

И это являлось почти что правильным выходом из ситуации. Почему именно «почти что», спросите вы? Да потому, что не всегда бас может звучать с одинаковым оттенком, на разной velosity. Что если синтезатор баса настроен так, что при разной velosity меняется частота среза фильтра? Ведь такой трюк очень часто применяется для акцентирования партии баса. И в итоге мы можем получить не совсем желаемый (а может и вовсе не желаемый) рисунок бас партии. А ещё, чтобы поменять степень подавления, в одновременно звучащих с бочкой нотах баса, мы должны опять так же в ручную настраивать velosity, каждой такой ноты по крайней мере в нескольких паттернах проекта. И тут не исключены не точности и ошибки. Да и сам процесс может быть довольно утомительным.

Но всё же данный вариан я назвал «почти что» правильным не зря. Давайте задумаемся, что нам в действительности нужно? И вот ответ: нам нужно, чтобы при одновременном звучании бочки и баса не было каши и чтобы не было перегруза по низам, в тот момент, когда бьёт бочка, громкость баса должна быть ниже, чем в моменты без бочки. Почему нужно понижать именно бас а не бочку, в момент их одновременного звучания? Да потому, что бочка звучащая на разной громкости будет очень не красива в композиции. Ведь основной «кач» задаёт именно она и мы ведь не хотим, чтобы этот «кач» терялся. Ну а если бас будет звучать чуть тише в те моменты, когда стучит бочка – этого почти не будет заметно, если всё отрегулировать правильно. Зато мы избежим перегрузов по низам и той низкочастотной «каши» о которой я писал. Соответственно вариант с понижением баса – это именно то, что нам нужно. Но так как понижать ноты баса ручками при помощи velocity не всегда приемлемо, а с помощью автоматизации общей громкости баса и по давно геморно.

И так, мы подходим к ключевому моменту. Суть проблемы ясна и то что нам нужно я тоже описал. Теперь давайте вспомним о тех двух генераторах А и Б. Что если в качестве управляющего генератора А мы задействуем инструмент, который выдаёт звук бочки? А в качестве генератора Б, соответственно инструмент баса? Тогда мы и получаем тот самый Side chain! Громкость звучания бочки будет управлять громкостью звучания баса! Для решения подобных задач имеются множество сторонних VST плагинов, которые имеют специальный чувствительный вход. Подавая звук бочки на этот вход, мы можем управлять этим плагином, ну а сам плагин нужно ставить на канал микшера баса, в качестве инсерта. В основном плагины для этих задач представляют собой компрессоры, и их чувствительный вход управляет степенью компрессии сигнала, обрабатываемым этим компрессором. В тот момент когда на управляющий вход компрессора ничего не подаётся – обрабатываемый звук жмётся с одной степенью, а в тот момент когда на вход приходит управляющий сигнал - звук жмётся чуть больше. В итоге мы получаем автоматически регулируемую громкость, обрабатываемого этим компрессором звукового сигнала а в данном случае громкость баса. И нам уже ненужно заморачиваться над каждой отдельной нотой баса.

Приводить список плагинов, которые имеют данную возможность я сейчас не буду, так как я обещал рассказать о способе достижения подобного поведения, при помощи родных средств FL Studio. И теперь мне остаётся только описать, как это сделать.

Для тех кто знает про Side chain – читать отсюда…

И так… В качестве управляющего генератора мы применим родной плагин FL Studio - Fruity Peak Controller, а в качестве управляемого проще всего использовать родной плагин - Fruity Balance.

Выводим звук бочки на отдельный канал микшера:

Затем на этот канал в инсерт, ставим Fruity Peak Controller. Убираем галочку MUTE, кнобы BASE и VOL выставляем примерно в 10% и 60% соответственно, а кноб DEC выкручиваем до конца в право:

Теперь с помощью Fruity Peak Controller мы может отловить моменты удара бочки. При ударе этот плагин выдаёт управляющий сигнал, который нам и нужен. Теперь займёмся басом.

Звук баса так же выводим на отдельный канал микшера:

И теперь на этот канал в инсерт ставим плагин Fruity Balance:

Этот плагин может управлять панорамой и громкостью проходящего через него сигнала. В нашем случае нам нужна именно громкость. Но громкость должна управляться тем сигналом, который выдаёт Fruity Peak Controller на канале бочки. Для этого мы должны связать кноб Volume с нужным нам сигналом.

Жмём правую кнопку мышки на кнобе Volume и в выпадающем контекстном меню выбираем Link to controller:

Появляется окно Remote control settings. Нас интересуют только два параметра в этом окне: Internal controller и Mapping formula. В первом мы должны выбрать, к какому сигналу нужно привязать кноб Volume. Так как мы на канале бочки поместили плагин Fruity Peak Controller, то в выпадающем списке этого параметра выбираем сигнал, который поступает с этого плагина, в нашем случае это будет Peak ctrl (Kick) - Peak. В скобках указывается имя канала микшера, на котором стоит нужный нам плагин, чтобы мы не запутались. Канал на который я вывожу звук бочки, в данном примере я назвал Kick. Сигнал с этого плагина, имеет положительные значения, соответствующие амплитуде звучания бочки. Но нам нужно, чтобы кноб Volume, в плагине Fruity Balance, уменьшал своё значение на ту величину, что выдаёт плагин Fruity Peak Controller на канале бочки. Поэтому во втором параметре Mapping formula, мы выбираем пункт Inverted, тем самым мы превращаем сигналы поступающие с Fruity Peak Controller в отрицательные значения.

После того как мы всё выставили, окно Remote control settings должно выглядеть примерно так:

Остаётся только нажать кнопку Accept и вуаля! Теперь при ударах бочки, кноб Volume, плагина Fruity Balance на канале баса, будет автоматом подкручиваться в лево, тем самым уменьшая громкость баса, а при затухании бочки, он будет обратно восстанавливать своё значение и тем самым опять поднимать громкость баса до исходного значения! И так, мы получили тот самый Side chain функционал, не прибегая при этом к сторонним VST плагинам. Общую громкость баса и бочки, мы всё так же можем регулировать на микшере, не боясь о том, что ноты баса одновременно звучащие с бочкой, будут нуждаться в настройках.

Чтобы подкрепить всё написанное, я прикладываю файл проекта. В этом проекте бас и бочка слышны отчётливо и без всяких дополнительный настроек, но в реальных ваших проектах вы можете столкнутся с той проблемой о которой тут рассказано. И поетому данный проект нельзя рассматривать как показательный с точки зрения звука. Но он содержит всего лишь пример того, как можно сделать Side chain компрессию.

И на последок ещё не много… По сути бочка может управлять не только громкостью баса. Очень часто подобный трюк применяется и для динамической раскачки микса, (бочка жмёт общую громкость всех остальных инструментов). В этом случае, каналы микшера тех инструментов которые она должна жать, роутятся на отдельный собирающий канал и уже на него можно ставить Fruity Balance. При этом канал микшера самой бочки не должен роутится в этот собирающий канал, дабы бочка не глушила саму себя. И ещё об одном применении данной техники, которую можно часто слышать в трансовых композициях – бочка жмёт громкость педов, в этом случае для плавного понижения и восстановления громкости нужно побаловаться настройками Fruity Peak Controller. В частности параметрами DEC (Decay – затухание сигнала) и TNS (Tension – плавный наклон).

Читайте также: