Как слушать hi fi через компьютер если мало денег

Обновлено: 03.07.2024

Если вы любите слушать музыку в высоком качестве, то наверняка знакомы с форматами «без потерь», или lossless (FLAC, WAV и другие). Они дают существенную разницу в сравнении с MP3: широкий динамический диапазон и отсутствие потерь на ВЧ благодаря меньшей компрессии. Однако их вес ограничивает перенос музыки на карту памяти, поэтому приходится хранить медиатеку на ПК. Можно ли слушать музыку напрямую с компьютера, не тратясь при этом на аудиокарту ради качественного звука? Решение такого вопроса простое — достаточно использовать Hi-Fi плеер с функцией USB-ЦАП.

Немного о функции USB-ЦАП

Большинство компьютеров и ноутбуков имеют встроенные в материнскую плату аудиокодеки, не способные выдать качественный звук. Однако эту проблему получится обойти, подключив к ПК внешний ЦАП и поручив ему обработку звукового сигнала.

Многие плееры могут работать как внешняя аудиокарта, принимая цифровой сигнал с внешнего устройства и преобразовывая его в аналоговый. Для этого им нужен специальный контроллер на входе USB, который перекидывает поступающий сигнал на ЦАП. В устройствах FiiO эта роль возложена на чип компании XMOS, позволяющий передавать аудиопоток вплоть до 24 бит/44 кГц, что является Hi-Res качеством.

USB-ЦАП: как получить Hi-Fi звук на ПК, не покупая аудиокарт

Чтобы задействовать его функционал, необходимо выбрать на плеере режим ЦАП при подключении по USB, установить на компьютер пакет драйверов и программу FiiO Control Panel. Она распознаёт подключённые устройства и даёт возможность настроить передачу цифрового сигнала в обход микшеров и настроек Windows.

USB-ЦАП: как получить Hi-Fi звук на ПК, не покупая аудиокарт

В настройках драйвера USB Audio на ПК есть два пункта: USB Streaming Mode (управление задержкой звука) и ASIO Buffer Size (разрядность буфера). Лучше оставить значения по умолчанию, так как эти параметры взаимосвязаны и настраиваются с оглядкой на производительность системы.

USB-ЦАП: как получить Hi-Fi звук на ПК, не покупая аудиокарт

Установка необходимого софта производится один раз и занимает несколько минут. После этого не придётся ничего настраивать, достаточно подключить плеер по USB и пользоваться им как внешней звуковой картой. Такое решение позволяет использовать с ПК качественные колонки и наушники, которые он бы не потянул со встроенным звуком.

Опыт использования плеера FiiO как внешней аудиокарты

Очевидно, что стандартный компьютерный звук далёк от идеала — в большинстве встроенных аудиокарт не предусмотрено защиты от электромагнитных наводок, ограничены питание и усиление, а обвязка максимально упрощена. Всё это неважно, если к ПК подключена пара недорогих стереоколонок, однако при использовании хороших наушников сразу становятся заметны недостаток мощности и динамики, сильный фоновый шум и простое, мутное на низах и грязноватое на верхах звучание. Получается, что такие решения не способны раскрыть все краски музыки.

USB-ЦАП: как получить Hi-Fi звук на ПК, не покупая аудиокарт

Во время тестирования мы использовали флагманский плеер FiiO X7-II, который подключался к ПК в режиме USB-ЦАП. Прирост в качестве относительно встроенного в материнскую плату кодека трудно не заметить — и он тем больше, чем лучше используемые наушники.

В полноразмерных Fostex T50RP звук приобретает мощь, размах и отличный контроль. Бас уходит «вглубь», становится более динамичным и оформленным. Эмоции на средних частотах наконец передаются в полном объёме — голоса вокалистов становятся глубже и обогащаются тембрами. Благодаря отличной проработке планов и широкой стереопанораме инструменты больше не теснятся в одной точке, а чётко локализованы в пространстве. Кстати, достоверная передача голосов и объёма работают на атмосферу в фильмах и сериалах, способствуя эффекту погружения. Высокие частоты тоже демонстрируют качественный рост, вырвавшись из-за вуали шума и искажений, которыми их сдабривает встроенная звуковая карта.

USB-ЦАП: как получить Hi-Fi звук на ПК, не покупая аудиокарт

Однако по-настоящему оценить разницу удалось в качественных арматурных наушниках Audio-Technica ATH-IM02. Из-за высокой чувствительности и повышенных требований к выходным характеристикам источника их невозможно слушать с большинством ПК с недорогими материнскими платами и встроенными в них кодеками — фоновый шум по уровню практически равен звуковому сигналу. При подключении FiiO X7-II как USB-ЦАП эти внутриканальные наушники реализуют весь свой потенциал, выдавая невероятно скоростное, очерченное и детальное звучание. Их способности пригодятся, если ваш жёсткий диск забит композициями в формате FLAC, однако прирост ощутим даже при просмотре YouTube и прослушивании онлайн-музыки.

Для чистоты эксперимента в тестировании также поучаствовал MacBook Pro 2015 с неплохим встроенным звуком. Разница при использовании с ним плеера уже не настолько ошеломительная, но по-прежнему бросающаяся в глаза — всё же ноутбук не позиционируется как качественное аудиоустройство. И если с запасом мощности у него дела обстоят неплохо, то проработка краёв частотного диапазона у FiiO X7-II заметно лучше. Кстати, при таком использовании плеер одновременно заряжается по USB. Это не имеет значения на стационарном компьютере, работающем от сети, однако при подключении к ноутбуку стоит внимательнее следить за состоянием аккумулятора.

Выводы

Функцию USB-ЦАП поддерживают все новые плееры FiiO, начиная с бюджетного X1-II. Каждый из них позволяет улучшить звук среднестатистического ПК, при этом качественный отрыв будет увеличиваться от модели к модели. FiiO X3-III звучит лучше, чем кодеки в дорогих материнских платах, а FiiO X5-III и X7-II вполне могут заменить даже профессиональную аудиокарту.

USB-ЦАП: как получить Hi-Fi звук на ПК, не покупая аудиокарт

Hi-Fi плееры с функцией USB-ЦАП — универсальное аудиорешение, с которым можно получить хороший звук дома, на улице и в офисе от любого компьютера или ноутбука.

Время CD, по большому счету, прошло. Кроме того, вы наверняка замечали, что тот же материал после переноса оптического носителя на жесткий диск или любой другой накопитель начинает звучать чуть лучше из-за отсутствия джиттера. Но если с выбором CD-проигрывателя сложностей уже давно не возникает, то по доступным «меломанским» средствам воспроизведения аудиофайлов вопросов по-прежнему много.

Такие разные файлы

Особенно на фоне разнообразия форматов и способов передачи данных. Мы подготовили для вас подборку различных решений стоимостью от 8 до 33 тысяч рублей (по ценам на конец ноября 2015) и в этой статье расскажем про особенности каждого варианта. Будем считать, что классическая аудиосистема или пара хороших активных спикеров у вас уже есть, поэтому требуется докупить только источник для воспроизведения этих файлов на стационарной технике.

1. Arcam r-Mini Blink (12 000 руб.)

Arcam r-Mini Blink (12 000 руб.)


Штуковина чуть крупнее куриного яйца и похожая на гигантскую каплю нефти адресована тем меломанам, которые предпочитают хранить всю музыкальную коллекцию в любимом смартфоне или планшете. Машинка получает цифровой аудиосигнал от гаджета по беспроводной связи Bluetooth, декодирует его и выдает на аналоговый выход типа миниджек, откуда, с помощью соответствующего кабеля (желательно не такого позорного, как на снимке), он поступает в аудиосистему. Точность передачи гарантируется поддержкой стандарта aptX, хотя встроенный в коробочку ЦАП, конечно, далеко не аудиофильского уровня. Но логика разработчиков понятна. Во-первых – это недорогой девайс. Хотите более ярких впечатлений, не выпуская смартфона из рук - утраивайте цену. Во-вторых, владельцы смартфонов априори не так требовательны к качеству звука, раз применяют свои гаджеты в музыкальных целях. Так или иначе, конвертор Arcam r-Mini Blink вполне может быть рекомендован нами как приемлемое по цене и качеству решение. Ведь если попытаться вывести сигнал напрямую с аналогового выхода смартфона, пускай даже «музыкального», то звучание будет много хуже, чем после работы аппаратика от Arcam. Пострадает и удобство управления, ведь смартфон с подключенным кабелем придется класть поближе к усилителю, а не привычно держать в руках.

Плюсы: удобство прослушивания файлов со смартфона или планшета на стационарной аудиосистеме, относительно невысокая цена

Минусы: за сравнимую цену можно получить более высокое качество звука, задействовав в качестве источника компьютер с аудиокартой или «аудиофильский» портативный плеер

2. Портативный плеер Fiio X3 II (14 000 руб.)


Fiio X3 II (14 000 руб.)

Устройство, напоминающее древний iPod, радикально отличается от большинства карманных собратьев, поскольку укомплектовано очень серьезной для такой цены элементной базой. По качеству звука этот Fiio «заткнет за пояс» многие стационарные источники Hi-Fi начального уровня. Помогает ему в этом цифро-аналоговый конвертор Crystal SC4398 и операционные усилители Texas Instruments - OPA1642 и LMH6643. Компактный X3 II имеет полноценный линейный выход, а его чипсет поддерживает практически существующие форматы файлов с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц (до 96 кГц для WMA и APE в режиме компрессии normal) и даже DSD. Питается машинка от встроенного аккумулятора 2600 мА*ч, которого хватает примерно на 11 часов воспроизведения. Хотя также можно использовать любой сетевой зарядник с разъемом micro USB, выдающий ток до 1А – и таким образом запитать плеер от электросети. Файлы предлагается размещать на карточке microSD объемом до 128 Гбайт, для которой на торце устройства предусмотрен слот. В самом плеере встроенной памяти нет, так что к 14 000 рублей придется прибавить еще несколько тысяч на емкую флешку. Fiio X3 II хоть и не является бесспорным вариантом, но любителей слушать аудиофайлы без помощи компьютера определено может заинтересовать. Правда, удобство управления оставляет желать лучшего: в просторной гостиной к плееру придется вставать, либо держать его в руках, используя длинный кабель, что хуже и дороже. В качестве своеобразной компенсации предлагается функция USB-ЦАП (если компьютер все же потребуется задействовать) и весьма достойный встроенный усилитель для наушников с сопротивлением до 300 Ом.

Плюсы: достойное звучание, компактность, впечатляющая файловая «всеядность», полная автономность от ПК, неплохой усилитель для наушников, функция USB-ЦАП с поддержкой 24/192, мобильность (можно взять с собой и слушать в дороге).

Минусы: неудобное управление при автономном использовании вместе со стационарной техникой, нет поддержки сетевых сервисов (воспроизводятся только локальные файлы), цена возрастет на стоимость емкой карты microSD для хранения файлов.

3. ESI Juli@ (8500 руб.)

ESI Juli@ (8500 руб.)

Пускай матерые аудиофилы с показным высокомерием ругают любого, кто даже подумать осмелится о применении компьютера в качестве источника звука стационарной системы. Но правда жизни такова, что при ограниченном бюджете это едва ли не единственный рациональный выход, потому что любое самодостаточное блочное «железо» за ту же цену имеет совсем уж скромный звуковой потенциал. Внутри красивого корпуса – такой же копеечный импульсный блок питания и недорогие конверторы, и в этом смысле разница с персоналкой только во внешнем оформлении (лучше) и возможностях (хуже). Собственно, не так важно компьютер вы используете или нет (в конце концов, в серьезнейших студиях на компьютерах пишут звук, монтируют и выполняют мастеринг – и ничего), главное как построена система на аппаратном программном уровне. Применение хорошей звуковой карты позволяет добиться весьма впечатляющих результатов, если сам системный блок не будет донимать шумностью работы. Старая добрая «Юлька» - звуковая карта профессионального уровня для прожект-студий. Модель действительно имеет почтенный возраст, однако до сих пор не потеряла своей актуальности – тем более, что поддержка потоков 24 бит / 192 кГц в ней реализована. Хорошая помехоустойчивость, поддержка ASIO (стандарт «прямой» передачи аудиопотоков мимо маршрутизаторов и обработочиков операционной системы компьютера) и отсутствие лишних «улучшайзеров» звука делают ее весьма интересным инструментом для меломанов. Одна из главных фишек модели – трансформируемый корпус. В зависимости от коммутации сопутствующего оборудования, карту можно сконфигурировать для получения бытовых выходов RCA или профессиональных балансных TRS. Качество звука не аудиофильское, но более чем достаточное для 90% меломанов с аудиосистемами среднего уровня. Если сравнивать Juli@ по этому критерию с другими участниками обзора, то можно говорить про близость к Fiio X3 II и значительное превосходство над «синезубым яйцом» от Arcam.

Плюсы: отличное соотношение качества звука и цены, возможность выбора типа аудиовыхода (небалансные RCA или балансные TRS).

Минусы: нет выхода для наушников, для работы карты требуется стационарный компьютер со свободным слотом PCI.

4. ASUS Xonar Essence STU (18 000 руб.)

ASUS Xonar Essence STU (18 000 руб.)

Если говорить про использование компьютера в стационарной аудиосистеме, то компактные решения (ноутбуки, неттопы), безусловно, привлекательнее. Они создают значительно меньше шума и могут быть установлены в удобном для слушателя месте. На другой чаше весов – более высокая стоимость внешнего аудиоинтерфейса, по сравнению с внутренней звуковой картой для типовой персоналки. Зато любые грызущие вас сомнения насчет влияния компьютерных помех на звук можно послать лесом. Кроме того, у внешнего модуля более солидный вид, есть удобная регулировка громкости (аппарат выполняет функцию предусилителя) и, как правило, выход на наушники с качественным усилением. Всеми перечисленными качествами обладает ASUS Xonar Essence STU. Это внешний ЦА-конвертор с подключением по USB с компьютеру. Иных способов доставки сигнала разработчиками не предусмотрено, если не считать морально устаревший цифровой вход S/PDIF в электрической и оптической ипостасях. Есть также аналоговый вход AUX, но он – для смартфонов друзей, если тем захочется познакомить вас с новой песенкой. На большее не годится. Симпатичный корпус содержит высококлассный ЦАП Ti PCM1792A, усилитель для наушников TPA6120A2, хорошие операционные усилители LME49720 и LM4562. Питание – внешнее (блок питания прилагается). Аппарат поддерживает потоки с разрядностью вплоть до 24 бит и частотой выборки до 192 кГц. Если вы не брезгуете компьютером, то вряд ли найдете что-то лучшее по звуку в пределах 30 000 рублей. А ведь аппарат еще и красив! Для полного счастья не хватает только пульта дистанционного управления громкостью.

Плюсы: замечательное для такой цены звучание, функция предусилителя, качественный усилитель для наушников, вертикальная или горизонтальная установка.

Минусы: нет ПДУ, для работы устройства требуется компьютер со свободным портом USB.

5. Pioneer N-P01 (33 000 руб.)

Pioneer N-P01 (33 000 руб.)

Компактный сетевой проигрыватель полностью автономен, при этом поддерживает практически все типы файлов, включая FLAC/APE 24/192, и даже поток DSD. Контент можно подавать через USB-порт с флешки, по проводной и беспроводной локальной сети с удаленного компьютера и даже через Bluetooth (поддержка aptX имеется). Производителем предусмотрена и совместимость с различными сетевыми сервисами для меломанов. Управление – прелесть: включи да пользуйся, щелкая пультом. Правда, под крышкой корпуса пафос заканчивается: внутри почти пусто, есть лишь обычный импульсный блок питания, как у DVD-плеера за $50, да основная плата с 32-битным ЦА-конвертором Asahi AK4480EF. Качество звука устройства хорошее, многие назовут его отличным. Но компьютерная карта ESI Juli@ звучит получше, а USB-конвертор от ASUS, представленный в этой же статье, на фоне проигрывателя Pioneer кажется и вовсе аудиофильским. Зато вы получаете возможность полностью абстрагироваться от компьютера, как непосредственного участника обработки звука, сохранив совместимость практически со всеми типами аудиофайлов, широкие возможности по доставке контента в проигрыватель, наглядный интерфейс и удобное управление. Так что, если вы ищете комплексное самодостаточное решение для прослушивания музыки и не готовы платить 50-70 тысяч рублей за решения с более качественным звуковым трактом, то смело берите Pioneer N-P01. Если же качество звука для вас на первом месте и участие в системе компьютера не пугает, то более рациональным видится приобретение внешнего ЦАП с USB-подключением. Еще и сэкономите…

Плюсы: удобный «комбайн» для прослушивания практически любых файлов и сетевых потоков с различных источников и интернет-сервисов, удобное управление.

Минусы: баланс между качеством звука и функциональными возможностями смещен в сторону последних.

Бытует мнение, что хороший звук дорогое удовольствие. На прилавках продают акустические системы, стоимость которых переваливает за десятки тысяч рублей. А хороший усилитель может стоить дороже автомобиля. Благодаря грамотной работе маркетологов, в обществе возникло мнение о том, что чем дороже акустика, тем лучше звук. Но это далеко не так. Люди в несколько раз переплачивают за звук, становясь жертвами мошенничества планетарного масштаба.

Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro

Главная ошибка людей в том, что они выбирают акустику не ушами, а глазами. Но если выбирать ушами, то выяснится, что наушники «Monster Beats» за 20 000 рублей, звучат значительно хуже, чем «Symphonized» за 4000 рублей. А полочная акустика «Dali Spektor 1» за 13 000 рублей звучит ничем не хуже «Monitor Audio» за 33 тысячи рублей.

Хороший звук не может стоить совсем уж дёшево, но и переплачивать в несколько раз за него не стоит.

Первым делом необходимо определиться с колонками. Если вы живёте в замке, дворце или большом частном доме, то вам необходима напольная акустика – это большие колонки с 2 или 3 полосами, которые ставятся на пол. Такая акустика хорошо озвучивает большие помещения.

Если вы живёте в обычной квартире, то большие колонки будут лишь проблемой, создающей стоячие волны. Для обычной комнаты в 15-18 квадратных метров вам достаточно полочных колонок. Это небольшие колонки, которые создают точный звук и прекрасно подходят для прослушивания в небольших помещениях. Хорошие полочные колонки можно приобрести в пределах 15 тысяч рублей, но если у вас совсем нет денег, то покупайте компьютерные колонки мощностью не менее 40 Вт и обязательно в деревянном корпусе. Это могут быть колонки таких фирм как «Microlab», «Edifier», «Aceline», «Sven». Главное, чтобы корпус был деревянный, а динамик достаточно большой и глубокий.

Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro

Большая часть полочных колонок, что за 100 тысяч рублей, что за 3000 рублей делается из одного и того же МДФ. Высокочастотный динамик звучит абсолютно одинаково во всех колонках: в силу своих физических характеристик высокие частоты просто не могут хрипеть и заваливаться.

А вот среднечастотные динамики бывают разные: из металла, из полипропилена, из бумаги, но лучшие динамики делаются из бумаги с прессованными опилками – именно такие стоят в колонках Dali. Такие динамики выдают «тёплый» и мягкий звук, с нотками бархатистости, которые очень приятны для восприятия. Но если вам нужен ровный английский звук и чёткая атака, то советую металлические динамики. Ну а если денег нет, то берите колонки с динамиками из полипропилена: вам не будет хватать теплоты и атаки, но у полипропилена есть свой козырь – они отыгрывают любой музыкальный жанр и универсальнее остальных типов динамиков. Также стоит уделить внимание корпусу колонок: чем глубже корпус, тем лучше будут басы.

Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro

С колонками мы определились, но чтобы они «зазвучали» их необходимо правильно расставить в помещении. Если фазоинвертор расположен на задней стенке колонок, то их следует ставить подальше от стены во избежание стоячих волн. Между стенкой и колонкой с задним фазоинвертором должно быть как минимум 15 см, а лучше 30 см. Если фазоинвертор расположен спереди, то колонки можно ставить вплотную к стене. Для создания хорошей музыкальной сцены не ставьте колонки близко друг к другу: пусть между ними будет хотя бы 150 см. В идеале при прослушивании высокочастотный динамик должен располагаться на уровне вашего уха.

Не важно, какие у вас колонки, куда важнее, какие у вас провода. Люди уделяют внимание частотному диапазону, мощности, размеру динамика, но мало кто уделяет внимание проводам. А ведь именно они раскрывают потенциал вашей акустики. От качества провода зависит ход динамика (демпфирование). С хорошим толстым акустическим кабелем ход динамика будет глубоким, а значит, он раскроет мощность, глубину баса и атаку акустики. Даже если дешёвые компьютерные колонки «Sven» соединить друг с другом кабелем за несколько тысяч рублей, то вы сильно удивитесь, на что они способны.

Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro

Колонки необходимо подключить к интегральному усилителю. Усилитель не только усиливает сигнал. Он создаёт музыкальную сцену, отвечает за качество звучания и преобразует дискретный цифровой сигнал в аналоговую непрерывную волну. Но переплачивать за усилитель нет смысла. Вам не нужен выход на сабвуфер и куча бесполезных функций. Хороший усилитель можно взять до 25 тысяч рублей. А если на усилитель нет денег, то купите звуковую карту для компьютера на 24 бита/192 кГц.

Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro Подготовлено с использованием сервиса и платной подписки Canva Pro

Помните, что натуральный Hi-Fi звук определяется не количеством баса и режущими ухо высокими частотами, а ровным естественным звучанием. Этот звук должен звучать не "круто", а быть приятным для длительного прослушивания. Настоящий Hi-Fi звук выделяет ровная подача, атака, разница между тихими и громкими звуками, детальность и мягкость.

Мне в своей жизни удалось прослушать множество различных усилителей, звуковых карт и колонок. Переплачивать нет никакого смысла. Дорогой звук практически ничем не отличается от дешёвого. Но под дешёвыми компонентами понимаются колонки за 10-15 тысяч рублей, усилители за 15-25 тысяч рублей, провода за 900-5000 рублей, а звуковые карты за 4-10 тысяч рублей. И если ваш выбор не дай Бог пал на звуковую карту, то покупайте карточку хотя бы с чипом ASIO, который будет игнорировать компьютерный "пластиковый" звук, выводя сигнал через полностью "музыкальную" схему.

Всем спасибо за внимание. Не забываем подписываться на канал, чтобы не пропускать новые публикации.

Любителям музыки даже из недалекого прошлого не позавидуешь. Часто они вынуждены были слушать не то, что хочется, а что придется — выбора особого не было. А сейчас можно слушать какую угодно музыку и делать это так, как вам удобно. Об этом и поговорим: разберем основные «способы получения» музыки и критерии, влияющие на их выбор.



Фото Cyborglibrarian / CC BY-SA 2.0

1. Стриминг музыки: удобно и дешево

Еще недавно, когда «ВКонтакте» позволял найти практически любую музыку с возможностью кэширования, а с торрент-трекерами боролись не так рьяно, не многие могли похвастаться готовностью платить, например за стриминговые сервисы.

За последние годы, когда получать нелегальный контент стало немного сложнее, стриминговыми сервисами стали пользоваться чаще. «Ведомости» со ссылкой на Международную федерацию звукозаписывающей индустрии сообщают, что за 2016 год доходы лейблов от стриминга в России увеличились вдвое, а количество платных подписок выросло в 2,6 раза. Согласно «Ведомостям», в России по итогам 2016 года было более миллиона платных подписок на музыкальные сервисы: 600 тысяч у Apple Music, 250 тысяч (с учетом СНГ) у «Яндекс.Музыки» и 100 тысяч у Google Play Music.

Стриминговые сервисы — самый доступный способ легально слушать музыку. Месяц в Apple Music стоит 169 рублей, в Google Play Music — 159 рублей. Есть также коллективные подписки, с которыми «стоимость на человека» еще ниже. «Яндекс.Музыку» можно и вовсе слушать бесплатно, но не в самом высоком качестве, с рекламой и без возможности кэширования. Подписку можно использовать на всех ваших устройствах: компьютере, планшете, смартфоне.

В марте этого года The Verge сообщил, что сервис Spotify проводит закрытое тестирование стриминга Hi-Fi-музыки. Эта возможность стоит дополнительные 10 долларов в месяц к стандартной плате в аналогичные 10 долларов в месяц. Впрочем, никаких официальных заявлений с тех пор не последовало.

Стриминг высоком качестве предлагает (попробуйте послушать) уже сейчас сервис Tidal — FLAC 1 411 Кбит/с за 20 долларов (1 150 рублей). Сервис, как и Spotify, в России официально не работает.

2. CD: качественно и относительно недорого

Историю компакт-диска создавали компании Phillips и Sony, начиная с 1980 года. Один из первых релизов — альбом «The Visitors» группы ABBA (1982 год). Компакт-диски стали альтернативой винилу: они меньше, практически не требуют ухода, а в последствии стали и более универсальными. С развитием проигрывателей CD стал доступен широкой публике не только дома, но и в автомобильных музыкальных системах, компьютерах и портативных плеерах.

С развитием интернета компакт-диски стали постепенно терять позиции. Многие компьютеры уже даже не оснащаются дисководом. Тем не менее, CD все еще остается одним из самых удобных форматов, если мы говорим о высококачественной музыке. CD-записи имеют битрейт 1 411 Кбит/с и частоту дискретизации 44,1 кГц.

Новые альбомы на CD стоят 600-1000 рублей. Это дороже, чем покупка альбомов в MP3 в iTunes или Google Play, но и качество гораздо выше. Старыезаписи можно купить менее чем за 250 рублей, бывшие в употреблении диски — еще дешевле, порой даже по символической цене.

3. Цифровые копии альбомов: CD-качество за счет сжатия без потерь

Музыка на компакт-дисках обладает высоким качеством звука, но для портативного прослушивания формат не подходит — разве что вы готовы ходить с CD-плеером. Да и в целом иметь всю медиатеку в памяти компьютера или смартфона удобнее, чем хранить коробки с дисками. Альтернатива CD — сжатие без потерь. Как правило, речь идет о FLAC.

Проблема в том, что в России нет магазинов, где можно купить FLAC-музыку, так что часто нет выбора — только покупать компакт-диск и «нарезать» файлы с него. На Западе выбор шире, но ассортимент FLAC-магазинов не сравнится с iTunes и Google Play.

В других магазинах выбор музыки ограниченный: это или релизы какого-то одного лейбла, или площадка для малоизвестных музыкантов, или музыка определенного жанра. Примеры таких магазинов: Bandcamp, Murfie, Linn, Beggars, Merge.

4. Винил — отдельная история и целый ритуал: атмосферно, но дорого

История этого формата длится уже более 100 лет. Винил был самым популярным форматом распространения музыки до того момента, когда его вытеснили компакт-диски.

В начале 2000-х казалось, что формат вымирает, но в 2010-х его популярность взлетела, а в 2016 году достигла максимума за 25 лет.

Несмотря на рост, винил все еще остается форматом для ценителей, а не для масс. Даже такие известные исполнители, как Radiohead и Daft Punk, продают на виниле не больше 30 тысяч копий своих альбомов (в масштабе нашей музыкальной индустрии — это существенный тираж), рассказывает сооснователь магазина пластинок Петр Чинават.

До сих пор идут споры на тему того, что звучит лучше: CD или винил. На самом же деле, сравнение форматов именно по звучанию некорректно: настолько оно разное. Более подробно о виниле мы рассказывали в нашем подкасте. Советуем вам послушать тот и другой носитель, и потом уже самостоятельно сделать вывод.

Дело не только в качестве звука, но и в удобстве использования. По этому аспекту винил уступает другим форматам: пластинки занимают много места, за ними нужен регулярный уход. А компакт-диски достаточно просто убирать обратно в коробку после прослушивания.

С другой стороны, винил — это атмосфера. Для многих ценителей важен не только звук, а весь процесс прослушивания музыки. Упорядоченные коллекции пластинок и поиск редких изданий — это настоящее хобби.

Цены новых пластинок составляют в среднем около 3 000 рублей. Как и в случае с CD, развит вторичный рынок. Иногда пластинки удается купить чуть ли не на вес. Правда, их состояние часто оставляет желать лучшего.

5. «Вымершие» форматы: для любителей чего-то необычного

Форматы появляются и исчезают, но при желании слушать музыку можно и на, казалось бы, мертвых носителях. Практический смысл они уже потеряли, но они до сих пор в ходу из-за особого звучания или просто желания выделиться.

С начала 1970-х до конца 1990-х аудиокассеты были очень популярны наряду с винилом. Сейчас они переживают «вторую молодость». В 2016 году в США было продано 129 тысяч лицензионных аудиокассет — на 74% больше, чем в 2015-м.



Фото cassettes / CC BY 2.0

Речь идет только о независимых лейблах — крупные же аудиокассеты игнорируют. Также нельзя посчитать, сколько аудиокассет продается на вторичном рынке, где ими обмениваются любители музыки со стажем. Например, на eBay за 9 долларов можно купить бывшую в употреблении кассету с «Thriller» Майкла Джексона, а нераспакованная кассета обойдется в целых 46 долларов.

«Кто может устоять перед этим теплым потрескиванием во время воспроизведения? Или перед особым щелчком, когда вставляешь кассету в плеер? Еще мне нравится процесс создания собственных микстейпов: чувствую себя более вовлеченным в процесс, чем когда просто перетаскиваю файлы с музыкой на компьютере», — рассказал пользователь Томас Бэйкер (Thomas Baker) на Quora.

Тем, кто хочет выделиться максимально, стоит присмотреться к восковым цилиндрам. Это формат стал известен благодаря Томасу Эдисону и его фонографу, представленном в в 1877 году. Цилиндры перестали производить через 52 года, в 1929 году.

Тем не менее, цилиндры и фонографы можно найти на интернет-барахолках. На Западе — по запросу «Phonograph cylinder». Причем, цены не самые высокие для такого раритета. На eBay проигрыватель продают за 10-20 тысяч рублей, а цилиндры для него — по 150-300 рублей за штуку.

Итоги мы предлагаем подвести в виде тематического опроса и обсуждения в комментариях.

Читайте также: