Как снимали парк юрского периода с помощью компьютерной графики

Обновлено: 05.07.2024

Детство Стивена Спилберга пришлось на время новых палеонтологических открытий. А какой мальчишка не интересуется динозаврами?

В 70-х, Спилберг уже снял крайне успешный фильм об огромном зубастом монстре, а в 90-х дошла очередь и до динозавров.

Майкл Крайтон как раз писал книгу, которая, в дальнейшем, ляжет в основу "Парка Юрского периода" и Стивен Спилберг уговорил студию купить за полтора миллиона права на экранизацию ещё недописанного произведения.

В дальнейшем, Майкла Крайтона привлекли и к написанию сценария.

Книга была весьма суровой и если бы её точно экранизировали, то фильм вряд ли подошел бы для семейного просмотра. Да и Спилберг - знатный любитель хэппи-эндов.

Некоторых циничных и расчётливых персонажей, заменили на наивных и рассеянных. Долгие научные рассуждения уместили в мультфильм-презентацию. Главных действующих лиц оставили живыми. В итоге, изначальный хоррор превратился в семейный, приключенческий фильм.

Для съёмок самих доисторических зверюг привлекли специалистов, ранее работавших над "Звёздными войнами" и над двумя фильмами "Терминатор".

Были построены роботизированные модели древних ящеров, но режиссёра не устроил получившийся результат. В итоге, работу с моделями совместили с компьютерной графикой.

Специалисты наблюдали за крупными животными и пытались с помощью графики повторить их движения.

Но некоторые сцены сняты по старинке. Например, сцена с больным трицератопсом. Или сцена с вгрызающимся в машину тираннозавром.

"Парк Юрского периода" стал настоящим прорывом в кинематографе, в части использования компьютерной графики.

Разумеется, получившихся динозавров нужно было озвучить. Но тут сложность. Никто точно не знает, как звучал тираннозавр.

Рёв тираннозавра, например озвучили совместив звуки издаваемые тигром, слоном и крокодилом. Вполне логичный выбор.

Но нельзя сказать, что авторы гнались за достоверностью. Так, например, в фильме есть динозавр, который плюется ядом в глаза своей будущей пище. О таком динозавре палеонтологам ничего не известно, но в фильме он смотрится зрелищно.

А зрелищность - это именно то, что выведено в "Парке Юрского периода" на передний план. Не так важно, что персонажей и сюжет упростили в угоду жанру и возрастным рейтингам. Всё должны были перекрыть динозавры.

Когда материал был отснят, Стивен Спилберг уехал на съёмки фильма "Список Шиндлера". Но режиссёр внимательно следил за подготовкой к выпуску "Парка".

Ожидания "Парк Юрского периода" оправдал более чем полностью. Он не только стал прорывом в кинематографе, но и при внушительном бюджете в 63 миллиона долларов, собрал 912 миллионов.

Используя результаты своих исследований, он дал художникам и аниматорам понять, что птицы, а не рептилии, являются ближайшими "родственниками" динозавров. Отталкиваясь от этого факта, сотрудники студии использовали разнообразных представителей птичьего мира в качестве примеров для своей работы.

На протяжении 18 месяцев команда из более чем 100 техников, программистов, художников и аниматоров ILM трудилась над фильмом.

Гигантский брахиозавр в начале фильма был первым эпизодом, которым занялась студия. На отснятый видеоматериал, присланный прямо с острова Кауаи (Kauai, Гавайский архипелаг), проводилось наложение компьютерной анимации.

Наблюдение за трапезой брахиозавра

Одной из главных задач, которую необходимо было решить сотрудникам ILM, являлась позиция "снимающих" камер. Для того чтобы правильно совместить живых актёров и компьютерные модели динозавров, положение виртуальной камеры всегда задавалось вручную. При этом применялись простые мячи для большого тенниса: используя их, как своеобразные маркеры, аниматоры получили возможность точного совмещения точки зрения виртуальной и реальной камер для каждого отдельного взятого кадра.

Следующей задачей ILM являлось создание и анимация бегства стада галлимимусов от Т-рекса. Для этой сцены были применены наработки по анимации, ранее продемонстрированной Спилбергу. Так, в распоряжении аниматоров находилась готовая и покрашенная модель динозавра, а также анимация цикла его бега. Используя копирование, было создано стадо галлимимусов, насчитывавшее 25 особей.

Скриншот анимации бега галлимимусов

Для создания хаотической траектории бегства динозавров, с помощью геометрических формул, для каждого из них, высчитывалась траектория движения, включавшая элементы внезапной смены направления движения. Последним этапом стала комбинация видеоматериала и компьютерной анимации. Для этого на протяжении всего пути бега актёров была нарисована белая сетка, состоявшая из квадратов. Она служила координатами для виртуальных камер. Таким образом создавалась полная иллюзия присутствия и некоего "взаимодействия" (сворачивание галлимимуса от препятствия-человека) между компьютерными динозаврами и реальными актёрами.

Кадр из сцены погони людей от стада галлимимусов и тиранозавра

Для этой же сцены была создана анимация Т-рекса, догоняющего галлимимусов и хватающего одного из них своей пастью. Как и в предыдущем случае, модель тиранозавра и анимация его движения были взяты с демонстрации. Дело оставалось лишь за редактированием.

После этого Т-рекса анимировали в сцене погони динозавра за уезжающим от него джипом с людьми. В ней и тиранозавр, и ветвь дерева, которую он ломает во время бега, являются компьютерными. Процесс анимации Т-рекса, двигающегося со скоростью 60 км/час был довольно тяжёлым. Если вперёд динозавр бежал нормально, то, при обратном прокручивании процесса движения возникало множество огрехов, которые, кадр за кадром, должны были быть устранены.

В сцене, где Т-рекс, больше не сдерживаемый подключённой к напряжению оградой, нападает на экскурсионные электрокары, кроме аниматронного гиганта Стена Уинстона присутствует его цифровой двойник. Переворот машины и наступление на неё - результат работы ILM. Кроме динозавра, компьютерным является и сам электрокар. Для отработки физики деформации отдельных элементов автомобиля была вначале создана проволочная аниматика сцены, которая затем, по мере удаления ошибок, постепенно превращалась в готовый к комбинации "продукт". Актёров снимали на фоне зелёного экрана, после чего на них "накладывали" покорёженную машину. Благодаря использованию компьютерной графики в этой сцене отпала необходимость в применении аниматроники и каскадёров. Кроме того, в качестве отдельных элементов были созданы и анимированы, а затем соединены с основной анимацией дождь, вода и брызги.

Первый в истории киноиндустрии представитель профессии цифровых двойников

Далее в сцене есть ещё одни момент с участием компьютерного Т-рекса, когда динозавр разваливает туалет, хватает человека пастью и швыряет его в сторону. В этом эпизоде актёр был подвешен за канаты и подкинут в сторону, после чего, с помощью графического редактора, канаты были закрашены. Отдельно был создан тиранозавр, глотающий компьютерную модель человека. Затем, путём комбинации, компьютерная анимация была наложена на видеоизображение.

Съёмки битвы между Т-рексом и велоцирапторами были самыми сложными. Дело осложнялось тем, что Спилберг, довольный результатами ILM по анимации Т-рекса, решил, что именно тиранозавр является главной фигурой фильма, поэтому грех не показать его ещё раз, и добавил сцену схватки за считанные дни до выхода фильма. Поэтому подготовка к её съёмкам проходила в невероятном темпе. Так как все три динозавра (Т-рекс и два велоцираптора) должны были быть компьютерными, совместно с живыми актёрами снимались техники, махавшие шестами, к которым был прибит продольный разрез головы того или иного динозавра. Этот макет, равно как и ориентиры для камер, облегчили художникам и аниматорам ILM задание по доводке анимации схватки.

Схватка двух хищных видов динозавров - одна из самых сложных и вместе с тем зрелищных сцен в фильме

Что касается анимации пасущихся динозавров и летящих птеродактилей, она не вызвала больших проблем. Основная причина тому - довольно большое расстояние от камеры до животных, и, вследствие чего, отсутствие необходимости в большой детализации компьютерных моделей и меньшие требования по качеству их анимации.

Обе вышеназванные сцены хотя сравнительно "скромны" в графическом плане, всё равно радуют глаз

Желая иметь в фильме не только невероятные визуальные эффекты, но и соответствующее звуковое и музыкальное наполнение, Спилберг уделил последнему фактору большое внимание. Для рычания, издаваемого одним только Т-рексом, звукорежиссёр Гэри Райдстром (Gary Rydstrom) использовал комбинацию звуков аллигатора, пингвина, слона, тигра, собаки и кита. Велоцирапторы в фильме обязаны своим рыком дельфину и моржу. Кроме того, использовались записи звучания цапель, людей, а также звуки австралийских дождливых лесов.

В процессе создания разнообразных криков и рычаний динозавров Гэри Райдстром использовал звуки с нескольких десятков источников

Две ложки дёгтя?

Являясь плодом рук человеческих, "Парк Юрского периода" не стал идеалом. Количество недостатков в фильме каждый придумывает для себя сам, причём мнения зачастую различаются довольно сильно. Что касается этого фильма, многие кинокритики проявляли солидарность в отношении двух пунктов: слабой игры актёров в фильме и его сюжетной линии. Но не стоит забывать, что это мнение субъективно, поэтому для Вас фильм может быть идеалом.

Об актёрском составе говорить, в общем-то, нечего. Каждый старался продемонстрировать свой талант изо всех сил (или исходя из суммы своего гонорара, но об этом "история умалчивает"). Давайте остановимся на сюжете фильма.

Как уже говорилось ранее, за основу фильма был взят одноимённый роман известного писателя-фантаста Майкла Крайтона. На острове Нублар (Nublar), арендованном владельцем парков-атракционов Джоном Хэммондом (Ричард Аттенбороу, Richard Attenborough), создан заповедник, главными "экспонатами" которого являются динозавры, вымершие десятки миллионов лет назад. Возрождение гигантских рептилий прошлого стало возможным благодаря развитию генной инженерии: ДНК динозавров бралась из их крови, заключённой в чреве окаменелых доисторических москитов.

После несчастного случая, произошедшего с одним из служащих заповедника во время транспортировки велоцирапторов, Хэммонду необходимо получить сертификат о безопасности парка и возможности его открытия. Для этого он приглашает на остров группу учёных, в которую вошли: палеонтолог доктор Алан Грант (Сэм Нейл, Sam Neill), его помощница, палеоботаник доктор Элли Сэтлер (Лора Дерн, Laura Dern), математик доктор Йен Мальколм (Джефф Голдблюм, Jeff Goldblum), а также адвокат Дональд Дженаро (Мартин Ферреро, Martin Ferrero).

Во время экскурсии учёных по заповеднику на Нублар налетает тропический ураган. К тому же один из программистов Центра контроля парка, Деннис Недри (Уэйн Найт, Wayne Knight) устраивает диверсию с целью продать образцы ДНК динозавров другой компании. Обесточенные ограждения заповедника перестают быть преградой для тиранозавров и велоцирапторов, после чего хищники начинают свою охоту, жертвами которой, кроме травоядных динозавров, стают и люди. Учёные, а также племянники Хэммонда и сам владелец заповедника должны приложить все усилия, чтобы выбраться из западни, которой стал для них Нублар.

Пару слов о реальности событий, происходящих в фильме. Сразу после выхода "Парка Юрского периода" между учёными-генетиками возникли разногласия по поводу достоверности теории клонирования, описанной в фильме. "Парк Юрского периода - хорошая идея", - говорит доктор Алан Купер (Alan Cooper) из Оксфордского университета, - "Но, по нашему мнению, клонирование вымерших видов, при использовании существующих технических средств, практически невозможно".

Основная часть большинства генотипов животных создана из разрознённого ДНК, тем самым, затрудняя упорядочение его структуры. Из этого следует, что получение полноценного генотипа вымершего животного, такого, например, как динозавр будет процессом невероятно трудоёмким и сложным, при этом результат вряд ли будет положительным. Поэтому вопрос о реальности придуманного Крайтоном способа оживления остаётся для генетиков открытым.

Цена "окошка в Юрский период"

Бюджет картины составил немногим более 58 млн. долл. Из них, например, один миллион ушёл на покупку компьютерного оборудования для Центра управления парком. Сюда, кроме проекционной системы, входили рабочие станции SGI Indigo и Indigo 2, а также компьютеры Apple Macintosh серии Quadra 700.

Мечта компьютерного маньяка - SGI и Macintosh за миллион

Используя в качестве примера "Терминатор 2", успех которого во многом зависел от грамотно проведённой рекламной кампании, студя Universal Pictures начала пропагандировать "Парк Юрского периода" задолго до окончания работ над фильмом. Были заключены контракты с игровыми компаниями на создание автоматов для игры в пинбол, консольных и компьютерных игр. К моменту выхода фильма были готовы разнообразные сувениры, как-то: футболки (такие же, которые были на актёрах в фильме), бейсболки, ручки, кружки и проч.

Грамотная рекламная политика, а также обещание увидеть динозавров и супернавороченные спецэффекты сделали своё дело. За первые выходные со дня появления на экранах кинотеатров, которым стало 11 июня 1993 года, "Парк Юрского периода" принёс более 50 млн. долл. Всего же фильм принёс более 357 млн. долл. в США и 920 млн. долл. по всему миру. И эта сумма не включает в себя прибыль от продаж видеокассет, сувениров и разнообразных лицензий! Пятое место в списке двадцати самых кассовых фильмов в истории - отличный результат!

Не обошла картину стороной кинопремия Оскар. В 1994 году фильм получил сразу три статуэтки в номинациях: "Лучшие звуковые эффекты", "Лучший звуковой монтаж", и, конечно же "Лучшие визуальные эффекты".

Через 4 года, в 1997 году вышла вторая часть "Парка Юрского периода" - "Затерянный мир: Парк Юрского периода" ("The Lost World: Jurassic Park"), режиссёром которой, как не трудно догадаться, был Стивен Спилберг. Не смотря, опять-таки, на довольно слабый сюжет и игру актёров, фильм принёс 229 млн. долл. лишь в одних США (615 млн. долл. по всему миру), опять став одним из самых кассовых фильмов того года. За первые же выходные проката "Затерянный мир: Парка Юрского периода" практически полностью окупил себя (бюджет фильма составил 75 млн. долл.). Съёмки третьей части, "Парка Юрского периода III" ("Jurassic Park III"), проходили под руководством режиссёра Джо Джонсона (Joe Johnston), которому помогал Спилберг. Третья часть, с некоторыми оговорками, повторила успех первых двух и собрала 181 млн. долл. в США и почти 366 миллионов в мировом прокате.

Трио картин вошло в двадцатку самых кассовых фильмов в истории кинематографа, собрав лишь в одних кинотеатрах почти два миллиарда долларов. Не даром, на основе успеха предыдущих фильмов уже около года снимается четвёртая часть "Парка Юрского периода", которая, если верить слухам, выйдет летом 2005 года. Ждём с нетерпением.

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

Изначально планировалось совмещать аниматронику Уинстона с покадровой анимацией Типпетта. Вернее, динамической покадровой анимацией (go motion). Новая версия этого древнего эффекта подразумевала, что анимируемые объекты сдвигаются на площадке, создавая на экране размытие в движении. Таким образом исчезал главный дефект покадровой анимации — статичность быстро движущегося объекта на съемках. Так изображение на экране становится естественным.

Типпетт и его команда начали готовить кукол и механизмы, сделали аниматики (анимированные раскадровки) — черновую анимацию, позволяющую выстроить ракурсы съемки и динамику сцены.

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

Оказалось, что шагающий динозавр — это утопия. Пришлось вернуться к более традиционным кинометодам — частичным аниматронным механизмам, которыми можно управлять с помощью гидравлики, пневматики, тросов и кабелей. Все сцены с динозаврами были разбиты на кадры, которые можно было бы сделать теми или иными известными методами. Но была и часть таких, за которые никто не взялся.

Аниматроника Стэна Уинстона

Всего студия Уинстона создала девять видов динозавров, главным из которых был стоящий на двух ногах тираннозавр. В задачу Лантьери входила разработка механизмов поддержки огромных аниматронных существ студии Уинстона.

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

Компьютерная графика Денниса Мирена

Сотрудничество Мирена с проектом началось с небольшой задачи: Спилберг пожаловался ему, что не знает, как подойти к сцене со стаей бегущих динозавров. Изначально планировалось, что на общих планах динозавры будут сделаны с помощью кукол для динамической покадровой анимации, а команда ILM будет заниматься только цифровым композитингом, затирая управляющие куклами механизмы. Однако в этом виде сцена со стаей бегущих птиц будет довольно сложной.

Ветераны студии Марк Диппе и Стив Уильямс начали заниматься проектом в свободное время. Всем хотелось делать тираннозавра, но они думали, что им не позволят: на проекте уже работали Уинстон и Типпетт. Но Уильямс все же построил и анимировал скелет динозавра. Оба аниматора убеждали Мирена показать тест продюсерам. И когда продюсерская группа посмотрела на тесты, они позволили команде ILM исследовать эту технологию.

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

Галлимимусов студия Уинстона уже сделала, но еще не построила. Были готовы цифровые скелеты галлимимусов и разработан цикл бега. Также уже готовы были два ракурса камеры (одна анимация, но с двух разных ракурсов — два шота по цене одного!). Тогда на компьютерную графику действительно обратили внимание.

Так ILM получили заказ на 50 шотов для фильма. Но аппетит приходит во время еды. По ходу съемок у Спилберга возникла идея иной концовки фильма — с финальной дракой двух динозавров.

Анимация Фила Типпетта

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

После отмены большого заказа, осознав, что он может вообще оказаться не у дел, Фил Типпетт так расстроился, что заболел. Несколько недель он пролежал с пневмонией и не был уверен, что вообще вернется на съемочную площадку. Но жизнь распорядилась по-своему.

Дело в том, что у ILM были программисты, но не было аниматоров, способных оживить компьютерных существ. Ведь этой области до тех пор вообще не существовало! А в студии Типпетта были прекрасные аниматоры, которые знали все о поведении динозавров, но никогда не работали на компьютерах. И обучать первых поведению животных, а вторых — компьютерной грамоте было некогда: нужно было делать фильм, у которого уже была дата выхода. Требовалось найти способ, который бы помог аниматорам Типпетта оживить компьютерных динозавров без длительной предварительной подготовки.

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

Устройство цифрового ввода, работа с джойстиком для покадровой анимации цифровых динозавров / Фото: Universal Pictures

Физические эффекты Майкла Лантьери

Кроме создания дождя и тумана на съемочной площадке, в обязанности супервайзера спецэффектов также входило и создание взаимодействия несуществующих на время съемки компьютерных динозавров с объектами физического мира.

Например, в сцене, где динозавр ломает ограду, нужно было сделать так, чтобы ограда согнулась сама по себе в нужном порядке. Или в сцене, когда тираннозавр гонится за джипом, врезаясь в ствол дерева и ломая его на две части, нужно было создать иллюзию движения динозавра… без динозавра. Дерево должно было разломиться само — в нужный момент — после того, как оно только что выдержало столкновение с джипом. Дерево было полым и имело разлом в нужном месте, но в момент столкновения с авто в нем на этом месте стоял металлический стержень, который убрали сразу после, заодно разломив дерево с помощью гидравлики.

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации Парк Юрского Периода, Спецэффекты, Графика, Видео, Длиннопост

Не менее трудным был эффект падения настоящего Ford Explorer с дерева — это сложная сцена с поступательным падением автомобиля, ломающимися ветками и постоянно присутствующими в кадре актерами (а это значит — требование к надежности и безопасности механической системы было максимальным). После чего требовалось восстановить всю систему заново для второго дубля. Плюс требовалась возможность поставить хореографию управляемого падения прямо на площадке по кивку головы Спилберга, который выстраивал саспенс этой сцены прямо на площадке.

У динозавров в этом двухчасовом фильме всего 15 минут экранного времени, и только пять из них на экране — цифровые динозавры ILM. На создание компьютерных эффектов у команд Мирена и Типпетта ушло полгода. Но эти 55 шотов показали всей киноиндустрии, что компьютерная графика — это правильное направление развития. ( Источник: tvkinoradio)

Игрушечные динозавры

У анимированных кукол есть небольшой недостаток, который становится очевиден при совмещении с реальными актёрами. Кадры с движущимися объектами, снятыми обычной кинокамерой, всегда получаются немного смазанными, а при покадровой анимации никакого смазывания нет. Что бы ни происходило на экране, куклы остаются чёткими, и это бросается в глаза.

Чтобы решить эту проблему, Типпет изобрёл специальную технологию. Он встроил в куклы моторчики и подключил их к компьютеру. При съёмке каждого кадра компьютер запускал моторчики и чуть-чуть передвигал куклу по заданной траектории. Кадр получался смазанным и выглядел куда реалистичнее.

Аниматронные роботы

Скачок, меняющий всё

Он был прав: все сцены, которые собирались снимать с помощью покадровой кукольной анимации, в итоге нарисовали на компьютере. Поскольку полной уверенности в возможностях компьютерной графики не было, аниматронику всё же оставили для крупных планов. Впрочем, под конец Спилберг осмелел и снял несколько эпизодов, где даже на крупном плане действуют компьютерные динозавры.

Первые шаги

Внезапная свобода

Компьютерная графика позволила не делать скидку на такие ограничения. Движения камеры оказалось не так уж трудно восстановить по запечатлённым на плёнке ориентирам. В результате оператор мог менять ракурс, почти не задумываясь о спецэффектах, которые потом добавят в отснятый материал.

В движении

Чтобы снять сцену, в которой герои фильма спасаются бегством от стада галлимимов, потребовались более серьёзные приготовления. В ней камера не просто меняет ракурс, но ещё и двигается.

Чтобы отследить передвижения камеры, на землю с регулярными интервалами поместили теннисные мячики. На компьютере нарисовали трёхмерную модель поверхности земли и поместили на ней отметки в тех же местах, где согласно проведённым заранее измерениям лежали мячики. После этого осталось добиться того, чтобы при движении виртуальной камеры меток совпадали с мячиками.

Картонные чудовища

Для части сцен подошли тесты, которые во время подготовительного периода успел снять Типпет. В других случаях Спилбергу пришлось работать на глазок. Особых усилий потребовал один из последних эпизодов фильма, где тиранозавр встречается с велоцирапторами. Её снимали в пустых декорациях, поэтому камеру приходилось направлять вслепую, отслеживая несуществующих чудовищ. Движения камеры репетировали в перерывах с помощью голов динозавров, сделанных из картона.

В роли галлимима

Контроллер Типпета

Трёхмерная графика в самом начале девяностых была такой редкостью, что найти аниматора, умеющего работать с соответствующим софтом, было почти невозможно. Мастера вроде Типпета владели традиционными методами анимации, но ничего не смыслили в компьютерах.

Для того, чтобы переучиться, требуется время, а его при работе над фильмами всегда не хватает. Требовался выход, который позволил бы Типпету и его аниматорам, управлять динозаврами, не отвлекаясь на освоение новой технологии.

Цифровой дублёр

Ещё раз эту технологию применили в том кадре, где тиранозавр грызёт шины перевёрнутого электромобиля с детьми. Дети сидели в настоящем электромобиле, а тиранозавр грыз его точную 3D-модель, наложенную сверху.

Другое лицо

Невидимые иллюзии: cемь доказательств того, что вы не различите спецэффекты в кино и реальность Настоящий на экране дом или нарисованный? Человек в самом деле стоял на том месте, или его добавили в постпродакшн? И человек ли это? А автомобиль? Не думайте, что способны догадаться сами. Любой кадр в современном кинофильме, даже самый простой и бесхитростный, может представлять собой нагромождение невидимых спецэффектов.

Некоторые эффекты, использованные в фильме, невозможно заметить. В сцене, где девочка едва не падает велоцираптору в лапы, снимался каскадёр, а лицо актрисы наложили во время пост-продакшн. Сейчас этот приём часто применяется, когда сцена требует крупного плана, но слишком опасна для того, чтобы в ней снимался сам актёр.

Детальный разбор этапов создания динозавров для легендарной картины Стивена Спилберга

На мировые экраны повторно выходит «Парк Юрского периода» - один из самых знаменитых фантастических фильмов в истории кино. Блокбастер Стивена Спилберга не только заработал более $900 млн в мировом прокате в 1993 году, но и задал новый вектор в развитии спецэффектов. Именно реалистично созданные динозавры стали ключом к огромному успеху картины у зрителей. В этой статье мы расскажем о том, какие технологии использовали кинематографисты для «оживления» доисторических существ.

Путеводитель по спецэффектам: Как создавались динозавры в фильме «Парк Юрского периода»

Путеводитель по спецэффектам: Как создавались динозавры в фильме «Парк Юрского периода»

Американский писатель Майкл Крайтон сделал себе имя благодаря увлекательным фантастическим романам, за основу которых он брал популярные в научной среде гипотезы или околонаучные теории. Пожалуй, самым знаменитым его романом следует признать «Парк Юрского периода», экранизированный Стивеном Спилбергом. Произведение об эксцентричном миллиардере, основавшем парк аттракционов с живыми динозаврами, воскрешёнными методами генной инженерии, стало бестселлером по обе стороны Атлантики. Права на этот роман были куплены студией Universal незадолго до его публикации в 1990 году. И практически сразу же начался длительный подготовительный период к съёмкам, растянувшийся почти на два года. Особое внимание руководство Universal и Стивен Спилберг уделили динозаврам, потому что они играли одну из ключевых ролей в фантастическом сюжете будущего фильма.

На подготовительном этапе был поднят вопрос: «Кто и как сделает динозавров?». Стивен Спилберг обратился к мастеру спецэффектов Стену Уинстону и аниматору Филу Типпету. В прошлом Уинстон сконструировал терминатора и королеву Чужих для фильмов Джеймса Кэмерона, а Типпет своей работой над оригинальной трилогией «Звёздные войны» доказал, что по праву считается одним из лучших художников-мультипликаторов.

Стивен Спилберг посчитал, что раз Стен Уинстон сконструировал Королеву Чужих, то он справится и с полноразмерной моделью тираннозавра.


Трейлер фильма «Парк Юрского периода»


Статичный кадр из тестового анимационного ролика студии ILM

Позднее Уинстон признается, что на момент первого разговора со Спилбергом он понятия не имел, как они сделают динозавров. Но самую главную вещь Стен Уинстон уяснил для себя сразу - Стивену Спилбергу потребуются восемь максимально реалистичных персонажей доисторических существ. Режиссёр не намерен повторять фокус с музыкой и сокрытием персонажа от зрительских глаз, который блестяще сработал с акулой в фильме «Челюсти». В картине «Парк Юрского периода» многих динозавров будут демонстрировать в полный рост, поэтому они должны убедительно смотреться на большом экране.

Разработка дизайна восьми различных динозавров продолжалась на протяжении года. При этом подписанного контракта на руках у Стена Уинстона всё ещё не было.


Эскиз тираннозавра, выполненный художником Крэш МакКрири

Эскизы доисторических существ рисовал художник Крэш МакКрири. Стен Уинстон попросил его при работе над образами придерживаться фактов и материалов, известных палеонтологии на тот момент. Разумеется, кинематографисты также обращались за консультациями к учёным. Например, одним из консультантов проекта был профессор палеонтологии и куратор Национального музея естественной истории Джек Хорнер, который оказался под сильным впечатлением от механических кукол тираннозавра и раптора. Студия визуальных эффектов Industrial Light&Magic изначально была привлечена как компания, которая удалит из кадров различные приспособления для управления моделями динозавров, осуществит композитинг и добавит эффект размытия изображения для кадров с подвижными доисторическими животными. Их предполагали оживлять при помощи аниматронных механизмов и техники go-motion (улучшенная технология покадровой анимации - прим. авт.). Но во время подготовительного периода художники-мультипликаторы студии ILM под руководством супервайзера Денниса Муррена подготовили анимационный ролик с бегущими галлимимами (вид динозавров - прим. авт.). Качество пробной анимации настолько превосходило результаты, продемонстрированные техникой go-motion, что Спилберг сразу же решил оживлять динозавров в наиболее динамичных сценах при помощи цифровых технологий. Чтобы зритель не увидел разницы между куклами и трёхмерными моделями, художники по графике создавали динозавров, взяв за основу сканы макетов, сделанные мастерами Стена Уинстона. Интеграция цифровых ящеров в кадры осуществлялась с учётом освещения в кадре, и всегда после тщательного трекинга* движения камеры. Особое внимание уделялось мелким деталям, вроде брызг и пыли, которые делали реалистичным взаимодействие компьютерных динозавров с реальными объектами сцены. Например, в одном из эпизодов тираннозавр ступал по мокрой от дождя земле. Брызги луж сняли отдельно, после чего совместили их изображение с материалом основной съёмки и компьютерным ящером.


Виртуальный скелет динозавра, созданный трёхмерщиками студии ILM

Выбор компьютерной анимации в качестве основной технологии изменил роль Фила Типпета - гуру кукольной анимации - на этом проекте. Но он остался в качестве супервайзера благодаря своему огромному опыту и разработал приспособление DID (dinosaur input device - прим. авт.), которое облегчило задачу по анимации динозавров. Устройство DID представляло собой металлический скелет динозавра в малом масштабе, подключенный к компьютеру. Аниматор изменял положение скелета, эти движения записывались и передавались трёхмерной «проволочной» модели персонажа в компьютерной программе. То есть, при помощи DID создавалась базовая анимация. При этом художники-мультипликаторы активно изучали повадки хищных животных для придания реалистичности движениям динозавров. Впоследствии Фил Типпет также опробует DID при создании огромных жуков для картины «Звёздный десант» (1997). Мышцы и шкуру динозавров делали художники ILM. Тем не менее, Типпет всё-таки нашёл применение покадровой анимации. С её помощью он проработал кукольные аниматики некоторых зрелищных сцен.

В фильме «Парк Юрского периода» девять минут хронометража с аниматронными куклами динозавров и шесть минут - с анимированными на компьютере моделями доисторических существ.


Ролик, который знакомит с компьютерными динозаврами фильма «Парк Юрского периода». Исходное видео взято из документального фильма ILM. Creating Impossible.


Скелет будущей скульптуры тираннозавра

Кукла плотоядного динозавра была изготовлена в натуральную величину. То есть, модель возвышалась почти на семь метров, в длину она достигала двенадцати метров, а весила свыше восьми тонн. Специалисты под руководством Стена Уинстона впервые имели дело с персонажем таких размеров, им даже пришлось внести изменения в технологический процесс.

1. На начальном этапе изготавливался макет в уменьшенном масштабе, элементы которого - голова, туловище и хвост - пронумеровывались и вырезались из фанеры в профиль.
2. Разрезанные секции при помощи эпипроектора проецировались на огромный лист фанеры. При этом их изображения масштабировались до размеров частей полномасштабной модели будущего динозавра.
3. Увеличенные секции вырезались, собирались воедино и крепились на арматуру из алюминия. Полученная конструкция обтягивалась мелкой проволочной сеткой и стеклопластиком, после чего наносилась маслянистая глина.


Уменьшенная и полноразмерная скульптуры тираннозавра в мастерской Стена Уинстона

4. Скульптура лепилась из маслянистой глины, которая оставалась сыроватой и податливой на протяжении шестнадцати недель, потраченных десятью художниками на создание модели.
5. Формы отливались по модели с применением материала из эпоксидной смолы, который используется в аэрокосмической индустрии.
6. На заключительном этапе создавалась кожа из вспененной резины и осуществлялась покраска.
7. Готовые элементы - голова, туловище и хвост - надевались на механизированную конструкцию.


Полноразмерная аниматронная кукла тираннозавра на студийной площадке

Динозавры имели механическую «начинку». Стен Уинстон вместе со своей высококлассной командой мастеров сделал выбор в пользу гидравлики - из соображений безопасности и больших возможностей подобных механизмов. Гидравлические цилиндры и поршни должны были управлять головой, шеей, челюстью и лапами динозавра. Но ведь требовалась ещё дополнительная система для анимации огромной туши животного. Один из специалистов предложил технологию, используемую при производстве авиатренажёров. В итоге Стен Уинстон, заручившись финансовой поддержкой студии Universal, приобрёл подвижную платформу, которая покачивалась из стороны в сторону, а также опускалась и приподнималась. Движения гидравлических цилиндров и платформы программировались и записывались, после чего воспроизводились механизированной куклой с пульта управления. Подобное положение вещей не устраивало в полной мере Уинстона, потому что он хотел дать кукловодам больше свободы, чтобы они получили возможность управлять динозавром вручную. Именно поэтому была изготовлена уменьшенная телеметрическая модель динозавра, которую через специальные датчики-потенциометры подключили к пульту управления. Таким образом, большой динозавр повторял все движения вслед за маленьким телеметрическим тираннозавром.

Куклу тираннозавра снимали исключительно в павильоне. Для крупных планов была отдельно изготовлена модель головы динозавра с более продвинутыми механизмами языка.


Кадр из фильма «Парк Юрского периода». В этой сцене с Тираннозавром совмещены механические и визуальные эффекты

Проливной дождь в кадрах сильно осложнил жизнь группе художников Стена Уинстона. Шкура куклы не была рассчитана на столь высокую влажность. Вспененная резина впитывала жидкость, которая увеличивала вес конструкции. По ночам куклу старались высушить горячим воздухом, но по утрам всё равно требовалось перенастраивать гидравлику.

Ролик о процессе создания скульптуры динозавра для фильма «Парк Юрского периода». Исходное видео взято с сайта Youtube, канал StanWinstonSchool


Джон Розенгрант примеряет костюм раптора

Ведущую отрицательную роль среди динозавров сыграл хищный раптор. Инженеры и художники разработали две механические куклы существа. Обе модели управлялись через провода. Кадры, требовавшие от моделей демонстрировать полную функциональность, снимались с участием четырнадцати кукловодов. При этом пульт управления динозаврами находился на расстоянии семи с половиной метров. Несмотря на превосходные механические куклы, в нескольких кадрах динозавра сыграл человек в костюме раптора.

В шкуру динозавра влез художник Джон Розенгрант, которому помогал Крэш МакКрири. Оба длительное время тренировались и репетировали эти роли, потому что работать в душных и тесных костюмах было физически очень тяжело. Неубедительная игра легко бы перечеркнула усилия и старания многочисленных художников и инженеров. При работе над костюмом специалисты студии Уинстона наложили рисунки динозавра на изображения Джона Розенгранта в разных ракурсах. Затем художники сняли слепок со своего коллеги, вокруг которого вылепили скульптуру раптора. Движения динозавра Джон Розенгрант отрабатывал по аниматикам Фила Типпета.

В кадрах с вылуплением детёныша раптора из яйца кинематографисты так же снимали куклу. Примечательно, что актёры в этой сцене впервые видели куклу детёныша в действии, наверное, поэтому их реакция на происходящее получилась настолько естественной и искренней.

Следует отметить, что на площадке кукловоды Стена Уинстона работали как члены Гильдии киноактёров, а не гримёров. Уинстону удалось убедить профсоюз, что их деятельность в этом случае была ближе к ремеслу актёра, чем художника по гриму.

Ролик о создании раптора для фильма «Парк Юрского периода». Исходное видео взято с сайта Youtube, канал StanWinstonSchool


Режиссёр Стивен Спилберг и продюсер Кэтлин Кеннеди с куклой динозавра

Трёхрогий динозавр (Трицератопс - прим. авт.) был единственным доисторическим персонажем, которого снимали на натурной площадке на Гавайях. На изготовление куклы у специалистов было всего четыре месяца, так как согласно первоначальному календарно-постановочному плану кадры с этим существом должны были быть сняты в конце производственного цикла и в павильоне, но Стивен Спилберг решил всё переиграть. По сюжету, особь трицератопса лежала на земле, тяжело дыша, пока её осматривала группа исследователей. Динозавром управляли одиннадцать операторов из ямы, вырытой под тушей животного. Действиями кукловодов руководил по рации Стен Уинстон.


Художник Шэйн Мэхен окрашивает куклу Дилофозавра

Дилофозавр был создан в единственном экземпляре, но имел три сменных головы с разными функциями. У самой технически продвинутой раздувался капюшон, как у кобры. Кроме того, модель дилофозавра была единственной, которая передвигалась на экране без помощи цифровых технологий. Кинематографисты использовали исключительно специальное оборудование и определённым образом выстраивали кадр, чтобы этих приспособлений не было видно.

Ролик, в котором показаны как аниматронные куклы динозавров, так и их компьютерные модели. Исходное видео взято с сайта Youtube, канал StanWinstonSchool

Фильм «Парк Юрского периода» получил тёплый приём у критиков и невероятно горячий у зрителей. Картина заработала в мировом прокате более $900 млн в 1993 году и удерживала титул самой кассовой ленты в истории кино до выхода «Титаника» Джеймса Кэмерона четыре года спустя.

Специалисты по компьютерной графике сходятся во мнении, что именно «Парк Юрского периода» стал поворотным моментом в индустрии спецэффектов. Шесть минут компьютерной анимации и феноменальный зрительский успех подтолкнули студии к инвестированию больших средств в цифровые визуальные эффекты. Аниматронные механизмы также не потеряли актуальности, они по-прежнему востребованы и время от времени используются при создании персонажей. Лучшая в этом деле - компания Legacy Effects, правопреемница студии Стена Уинстона, которая продолжает дело великого мастера после его скоропостижной кончины в 2008 году.

Читайте также: