Как сохранить здоровье ребенка при работе за компьютером

Обновлено: 02.07.2024

Жизнь современного человека практически невозможно представить без компьютера и интернета. Многие люди используют компьютер для работы, проводя у монитора до 8 часов ежедневно. А уж количество владельцев персональных компьютеров или ноутбуков, использующих такую технику в свободное от работы время, в последние годы увеличилось многократно. Интернет дает нам огромное количество возможностей для развития и отдыха. Получается, что современный человек целый день проводит, работая за компьютером, а вечером он отдыхает, общаясь в социальных сетях. Такая картина давно стала привычной для многих из нас. Но давайте не будем забывать о своем здоровье – это самый главный дар, который нужно беречь.

Сохранить здоровье при работе за компьютером вполне реально. Нужно соблюдать некоторые несложные рекомендации. Только помните, они действуют, если следовать им постоянно. Также их нужно использовать в качестве профилактики. Если уже есть определенные проблемы со здоровьем, то нужны более серьезные меры.

Пять рекомендаций, как сохранить здоровье при работе за компьютером:

При работе за компьютером нельзя забывать о перерывах. Старайтесь через полтора-два часа делать перерыв на 10-15 минут. В это время разберите бумажные документы, выпейте воды, пройдитесь по комнате, посмотрите в окно. Очень важно во время перерывов выполнять упражнения, которые помогают снизить усталость и сохранить здоровье.

Это дополнение к предыдущему пункту о перерывах. Не забывайте периодически делать гимнастику для глаз. Для снятия усталости: закройте глаза, прикройте веки ладонями и постарайтесь увидеть белый лист.

Упражнения для глаз. Отвернитесь от монитора, закройте глаза, широко открывайте глаза, считая до 4х, затем закрывайте, посчитав до 6. Переведите взгляд на кончик носа, досчитав до 4х, затем посмотрите вдаль, досчитав до 6. Выполняйте вращения глазами, при неподвижном положении головы. Выполнить упражнения по 5 раз.

Во время работы за компьютером старайтесь следить за своей позой и осанкой. Ноги, должны упираться в пол или специальную подставку. Монитор должен быть расположен максимально удобно, чтобы солнечные лучи или свет от искусственных источников не попадали на экран. Подгоняйте по высоте компьютерное кресло так, чтобы взгляд упирался чуть ниже верхней точки монитора.

Во время работы кисти рук лучше всего держать горизонтально, локти должны быть согнуты под прямым углом и опираться на подлокотники кресла. Периодически делайте простейшую разминку для рук и пальцев, т. е. просто сгибайте и разгибайте их.

При длительной работе за компьютером старайтесь чаще меняйте позу на более удобную. Спина должна быть прямой, но не напряженной. Если появляется ощущение усталости или боли в спине, откиньтесь на спинку кресла, закройте глаза и полностью расслабьтесь на 2−3 минуты. После этого немного походите по комнате, потянитесь.

В первую очередь, это кресло. Оно должно иметь спинку, подлокотники и мягкое сидение. На рабочем столе предметы должны располагаться так, чтобы до них можно было спокойно дотянуться рукой. При этом самые необходимые предметы должны располагаться на расстоянии локтя, вещи, которые также часто вам используются должны быть на расстоянии вытянутой руки. Книги и бумаги удобнее хранить на специальных подставках.

  • Прогулки и достаточная физическая активность

Идеально, записаться на фитнес или в тренажерный зал. Но если нет такой возможности, то делайте по утрам зарядку, больше ходите пешком, а выходные старайтесь провести активно.

Сохранить здоровье при работе за компьютером не сложно, но нужно приложить определенные усилия. Но, согласитесь, это того стоит. Постепенно эти полезные действия войдут в привычку, вы их будете выполнять автоматически. А пока просто начните следить за своим здоровьем.

Следуйте советам, напечатанным выше, и работайте на компьютере на здоровье!

В течение последних 20 лет компьютеры вошли в нашу жизнь: хотя бы один компьютер есть в каждой школе (компьютеризация – основа модернизации школы), да и для многих семей они стали неотъемлемой частью быта, в связи с чем постоянно снижается возрастная граница первого опыта работы с компьютером.

Работа, занятия или игра на компьютере связаны с воздействием на пользователей целого ряда факторов, влияющих на состояние здоровья.

Одним из главных факторов риска для работающих за компьютером является большая зрительная нагрузка, связанная, в том числе, с затруднениями в работе аккомодационного аппарата глаза.

Рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно для глаза, чем чтение книг или просмотр телевизора.

Изображение на дисплее отличается от изображения на бумаге, так как в этом случае глаз смотрит на светящуюся поверхность, а не освещённую, а светимость дисплея создаёт иллюзию удалённости. Кроме того, сами компьютеры, помещенные в сильные электромагнитные поля, становятся неустойчивыми в работе, появляется эффект дрожания изображения на экране мониторов (пространственная нестабильность изображения) и мелькание (временная нестабильность изображения)

Утомление вызывает частое переключение взгляда с экрана на клавиатуру (глаза вынужден постоянно приспосабливаться к различной яркости символов), мерцание экрана, блики.

Чаще всего пользователи компьютеров жалуются на жжение или боль в глазах, чувство песка под веками, затуманивание зрения.

Исследования функционального состояния центральной нервной, сердечно-сосудистой и зрительной систем у учащихся в динамике за 5 лет показали, что степень утомления детей на занятиях с компьютерами зависит, в первую очередь, от непрерывной продолжительности занятий.

Также известно, что наличие электростатического поля в пространстве вокруг компьютеров приводит к оседанию пыли на клавиатуре, проникновению её в поры и вызывает обострение заболеваний кожи.

Для профилактики возникновения и развития заболеваний в обязательном порядке должно проводиться медицинское освидетельствование студентов, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ.

Основные требования к условиям работы на компьютере регламентированы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы».

Для обеспечения устойчивой работоспособности и для предупреждения развития утомления у детей и подростков необходимо соблюдать следующие основные требования:

  • конструкция ПЭВМ должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении;
  • дизайн ПЭВМ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света;
  • корпус ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики;
  • конструкция дисплея должна предусматривать регулирование яркости и контрастности;
  • помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение, соответствующее требованиям действующей нормативной документации;
  • оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др;
  • площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейными терминалами на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 м2, с видеодисплейными терминалами на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2;
  • в помещениях для детей и подростков должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата - температура от 19 до 21 градусов С, относительная влажность - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1м/с,
  • должна проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы;
  • уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам;
  • рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева;
  • освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк, освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк;
  • допустимые значения уровня звукового давления не должны превышать 50 дБА;
  • экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов, линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана;
  • конструкция мебели должна соответствовать росту и обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины: одноместный стол, имеющий две раздельные поверхности (одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении - 12 - 15 градусов), стул или кресло с подъемно-поворотным механизмом для регулирования по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстояния спинки от переднего края сиденья;
  • рекомендуемая непрерывная длительность работы связанной с фиксацией взора на экране монитора должна быть для учащихся 1-4 классов не более 15 минут, для учащихся 5-7 классов не более 20 минут,
  • оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня составляет в 1-4 классах 1 урок,
  • в 5-8 классах 2 урока, в 9-11 классах 3 урока;
  • во внеучебное время занятия с ПЭВМ проводятся не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: во 2-5 классах не более 60 минут, в 6 и старше классах не более 90 минут.
  • время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать: во 2-5 классах не более 10 минут, в 6 и старше классах не более 15 минут;
  • для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий (физкультминутки, физкультпаузы).

В зависимости от роста детей СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 нормируются следующие основные размеры мебели:

Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Основные правила при работе за компьютером

1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.

2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.

3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.

4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.

5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.

6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.

7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.

8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.

9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.

10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.

11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.

12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.

13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!

14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.

15. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;

- для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.

17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.

18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.

20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.

Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья исследователи советуют большое значение уделять условиям, в которых проходят занятия за компьютером.

1.Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет:

Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.

Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна (окно должно располагаться слева от компьютера). При этом на экран не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, так как только он содержит в себе весь цветовой спектр.

Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже.

2. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на компьютере было четким и контрастным. Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

3. Для поддержания оптимального микроклимата,предупреждение накопления статистического электричества и ухудшения химического состава воздуха необходимо:

Проветривание кабинета до и после занятия и влажная уборка – протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

4. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и другое может длиться от 20 до 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 7-10 минут 3 раза в неделю.

5. После окончания работы за компьютером для профилактики снятия напряжения с мышц всего тела рекомендуетсявыполнять определенные двигательные упражнения:

следует попросить ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой;

затем выполнить повороты головы вправо, влево;

далее движение плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу.

Это поможет снять напряжение с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и рук.

Детям для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз рекомендуется гимнастика для глаз:

Гимнастика для глаз

Не поворачивая головы, посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Стоя у окна, выставить вперед руку с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, затем посмотреть вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца. Повторить 5 раз.

Выполнять круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. Повторить 5 раз.

«Выписывать» глазами горизонтально лежащие восьмерки по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т. д. Повторить 5 раз подряд.

6. Работа ребенка за компьютером должна проходить всегда только под строгим контролем со стороны взрослых[4].

Таким образом, признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольном учреждении требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.

Методические рекомендации для родителей и педагогов «Роль двигательной активности в укреплении здоровья детей» Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль двигательной активности при укреплении здоровья детей» Воспитания гармонически.

Читайте также: