Как составляется планшет глубин

Обновлено: 03.07.2024

машину; объявляет общесудовую тревогу; включает УКВ радиостанцию на 16 канале; в темное время суток включает палубное освещение; выставляет огни и знаки согласно МППСС-72, определяет место судна; дает команду начать контрольную откачку из льял.

Аварийная партия: проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей; осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в слу­чае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть.

Ручным лотом измеряется глубина вдоль борта судна и определяется характер грунта. При возможности спускается шлюпка и производится промер глубин в окрестно­стях судна через каждые 10-15 м. Данные наносятся на планшет глубин, на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Снимается осадка носом, кормой и по миделю судна с обоих бортов. Определяют место соприкосновения корпуса с грунтом сравнением глубин у борта судна с осадками в определенных точках корпуса по обоим бортам.

Рис. 1. Планшет глубин.


Для определе­ния места касания грунта можно использовать заведенные с носа и кормы подкильные концы. Рассчитывается осадка судна до посадки на мель с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов.

2. Силы, действующие на судно, сидящее на мели.

Реакция грунта (сила давления судна на грунт). При посадке на мель уменьшается осадка судна, т.е. происходит как бы потеря его водоизмещения, которая приводит к нарушению равновесия между весом судна и силами под­держания воды.

Судно на мели приобретает ту осадку, которую бы оно приобрело, находясь на плаву, при снятии с него груза, равному массой потерянному водоизмещению, с точки приложения равнодействующей сил реакции грунта.

Величина потерянного водоизмещения ΔD определяется:


где: q - число тонн на 1 м осадки (определяется по грузовой шкале с учетом плотности воды);

Тср - средняя осадка до посадки на мель:


Тн, Тк - осадки носом и кормой до посадки на мель.

Тср1 - средняя осадка после посадки на мель:


,

Тн1 и Тк1 - осадки носом и кормой, снятые после посадки на мель.

Абсцисса и ордината равнодействующей силы реакции грунта определяются по формулам:



где: D - водоизмещение при средней осадке, которую судно имело до посадки на мель;

Н - продольная метацентрическая высота;

L - длина судна между перпендикулярами.

;

h – поперечная метацентрическая высота;


- угол приобретенного в результате посадки на мель крена судна.

Реакция грунта:


где g - ускорение свободного падения.

При повреждении корпуса и поступлении воды внутрь судна сила реакции грунта увеличивается на величину веса влившейся воды.

Сила присасывания грунта - частицы грунта прилипают к корпусу, создавая эффект присасывания.

Сила ударов волн - при длительном воздействии приводит к разруше­нию корпуса.

Сила давления ветра - в зависимости от направления ветра увеличи­вает или уменьшает тяговое усилие, необходимое для снятия судна с мели.

3. Снятие с мели работой машины на задний ход.

Прежде всего необходимо:

• определить стягивающее усилие F, необходимое для снятия с мели:

где f- коэффициент трения корпуса о грунт (зависит от характера грунта и выбирается из таблиц). Если характер грунта неизвестен, то f при­нимается равным 0,5;

• определить силу тяги винта на задний ход Рзх из паспортной диа­граммы тяги или расчетными методами;

• если стягивающее усилие соизмеримо с силой тяги винта, то съемка с мели возможна работой машины на задний ход. В противном случае необхо­димо использовать один из методов уменьшения силы реакции грунта: диф­ферентование, кренование, частичная разгрузка.


4. Снятие c мели дифферентованием.

Дифферентование используется при посадке судна на отдельную банку небольших размеров, когда место касания грунта расположено в оконечно­стях судна, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин. Наиболее простым способом изменения дифферента является перекачка бал­ласта или топлива из района посадки в противоположную оконечность.


П ервоначально определяется величина потери осадки АБ в месте соприкосновения с грунтом (см. рис.2):

где:; - абсцисса внешней кромки банки; - длина судна между перпендикулярами; ,- осадка носом до и после посадки на мель; , - осадка кормой до и после посадки на мель.

У судна, находящегся на плаву с осадкой Тн и Тк в результате продольного перемещения груза массой Р, центр тяжести которого располагается в точке с абсциссой , в точку с абсциссой изме­нения осадок носом Т'н и кормой Т'к составят:


где: D - водоизмещение при средней осадке, которую судно имело до посадки на мель; Н - продольная метацентрическая высота; L - длина судна между перпендикулярами.

Далее с учетом полученных значений и определяется величина уменьшения осадки в месте касания грунта (см. рис.3).


Если аб > АБ, то судно после дифферентовки оказывается на плаву. В противном случае уменьшается значение силы реакции грунта. Новое значение силы реакции грунта после дифферентовки Rд можно примерно оценить по сле­дующей формуле:

При приемке или снятии груза на судне, находящемся на плаву, для расчета изменения осадок носом и кормой используются нижеприведенные формулы:

5. Снятие с мели кренованнем.

Кренование применяется, когда судно село на мель одним бортом, а со стороны другого борта имеются достаточные глубины. Креновать судно можно перекачкой топлива, балласта или перемещением груза с борта, нахо­дящегося на мели на другой борт до тех пор, пока главная палуба не войдет в воду.

В результате поперечного перемещения груза массой Р, центр тяжести которого располагается в точке с ординатой Y1 в точку с ординатой Y2 изме­нения осадок бортов при креновании ΔТ'кр составят:


г де: D - водоизмещение при средней осадке, которую судно имело до посадки на мель; h - поперечная метацентри­ческая высота; В - ширина судна.

Величина Т'кр будет отрицательной для борта, находящегося на мели, и положительной - для борта, находящегося на плаву.

Дальнейшие действия аналогичны дифферентовке судна.

6.Снятие с мели с использованием частичной разгрузки.

Частичная разгрузка судна применяется при посадке на мель всем корпусом и, когда дифферентовка и кренование судна не дают положитель­ных результатов. Разгрузка является наиболее эффективной, а иногда и един­ственной мерой самостоятельного снятия судна с мели и чаще всего связана с потерей части груза. Поэтому, принимая решение о частичной разгрузке, не­обходимо учитывать, насколько велика опасность гибели судна, если на полу­чение помощи в ближайшее время нельзя рассчитывать.

При частичной разгрузке определяется масса груза Р, подлежащего вы­грузке, с тем чтобы судно могло самостоятельно сняться с мели работой ма­шины на задний ход.

7.Использование якорного устройства при снятии с мели.

Для создания дополнительного стягивающего усилия и уменьшения давления корпуса на грунт при посадке на мель носовой оконечностью судна можно использовать якорное устройство. Становые якоря при помощи грузо­вых стрел или кранов заводятся как можно дальше в корму. Во время снятия с мели сила тяги брашпиля дополняет силу тяги винта на задний ход.

8.Снятие с мели с помощью других судов.


Буксировка - наиболее часто используется для снятия судна с мели с по­сторонней помощью. Рассчитывается необходимое стягивающее усилие и если оно соизмеримо с суммарной силой тяги винтов судов-спасателей, то снятие с мели возможно буксировкой. При возможности, машина аварийного судна должна работать на задний ход: при этом кроме создания дополнитель­ного стягивающего усилия, из-за вибрации уменьшается присасывание кор­пуса к грунту и уменьшается коэффициент трения корпуса о грунт.

Типичная схема буксировки при стягивании судна с мели приведена на рисунке.

10.Снятие с мели буксировкой рывками.

Буксировка рывками используется, когда стягивающее усилие недоста­точно для снятия аварийного судна с мели. При рывке возникают силы инер­ции, которые могут многократно превысить разрывную прочность буксир­ного троса. Чтобы этого не произошло, необходимо рассчитать допустимую скорость буксировщика к моменту начала рывка.

11. Снятие с мели устройством каналов и размывом грунта.

Устройство каналов с размывом грунта используется на мягких грунтах, когда другие способы снятия судна с мели не дали положительных ре­зультатов.

Обычно для размыва грунта используются специализированные суда - спасатели, буксиры, ледоколы.

Балкера Federal Kivalina на мели


Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть.

сообщить в спасательно-координационный центр (СКЦ) об обстоятельствах посадки на мель и докладывать об изменении обстановки каждые 2 − 4 часа;

установить связь с судами, находящимися поблизости;

принять все возможные меры для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами;

произвести расчет приливо-отливных явлений в месте посадки на мель;

постоянно производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках,при этом определять и вкус воды (пресная/соленая). Шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;

принять меры по заделке пробоины и откачке воды;

составить планшет глубин;

определить возможность самостоятельного снятия с мели или запросить помощь спасательной службы;

при приближении шторма или в штормовую погоду принять меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков.

Если при посадке на мель не ощущалось ударов о грунт, а контрольные откачки из льял и проведенные замеры уровня жидкостей в цистернах и танках свидетельствуют о том, что корпус не получил повреждений и судно сохранило курс,которым оно следовало до посадки, обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду.
При необходимости делаются попытки "расшевелить" судно на грунте перекладкой руля с борта на борт и путем резкого и кратковременного изменения работы машины на передний ход.

При отсутствии положительного результата в течение 20 − 30 минут останавливают машину и проводят детальный сбор информации, необходимой для принятия более обоснованного решения по снятию судна с мели.
По возможности спускается шлюпка и при помощи ручного лота производится промер глубин в окрестностях судна через каждые 10 − 15 м и определяется характер грунта.

Судовой ручной лот

Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25 − 30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом.
При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта. Разбивка лотлиня обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначаются кожаной маркой с топориками.

Судовая кожаная марка с топориками

В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом,второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый − с четырьмя. Данные наносятся на планшет глубин, на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Полученные результаты позволят определить сторону, в которую нужно сдвигать судно, и укажут безопасные глубины для подхода спасателей.
На планшете дополнительно должны быть указаны время и дата промера, состояние прилива, направление и скорость течения, характер грунта и другие данные по указанию капитана.

Судовой планшет глубин

Одновременно как можно точнее снимается осадка носом, кормой и на миделе судна с обоих бортов. Сравнением глубин у борта судна с осадками в определенных точках корпуса по обоим бортам определяют место соприкосновения корпуса с грунтом.
Осадка судна в момент перед посадкой на мель рассчитывается с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов. Место касания грунта корпусом небольшого судна можно также определить способом подрезки, для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы.

Определение района касания корпуса судна и грунта

Определение района касания корпуса судна и грунта

Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом. Затем их обтягивают, располагая параллельно шпангоутам, и делают отметки краской на борту судна.
Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом. Недостаток этого способа заключается в том, что подкильные концы могут зацепиться за выступы грунта В и С и дать неправильное представление о районе соприкосновения.

Водолаз более детально обследует грунт и рельеф дна в месте посадки, район касания грунта, повреждения корпуса и винторулевого комплекса. Однако, если судно плотно сидит на грунте, соприкасаясь с ним большей частью днища, водолаз не сможет определить даже район повреждения.
В таких случаях, если это возможно, водолаза следует опустить в затопленный отсек, где повреждение обнаружить легче.

1. Измерение глубин у сооружения выполняют с целью проверки их соответствия проектным и выявления изменений проектного профиля дна: локального или общего увеличения глубин вследствие переуглубления при ремонтном черпании, размыве, интенсивной работе судовых винтов; уменьшения глубин из-за заносимости и т.д.

2. Ширина промерной полосы перед сооружением зависит от проектной глубины и назначается программой работ в пределах от 20 до 40 м.

3. Для выполнения промерных работ перед сооружением следует использовать ручной проволочный лот с разбивкой через 10 см и грузом до 2 кг.

4. Измерение глубин осуществляется по створам, расположенным через 10 м вдоль сооружения и совпадающим, как правило, с пикетами, разбитыми для выполнения комплексного обследования. Интервал измерений в направлении, перпендикулярном линии кордона, обычно принимается равным 2 м. В местах резкого изменения профиля дна интервал измерений как в продольном, так и поперечном направлениях уменьшается до необходимых значений. При относительно ровном дне или при равномерном изменении глубин интервал измерений может быть увеличен.

5. Измерение глубин перед сооружением может выполняться с лодки или легководолазом без дыхательного снаряжения с поверхности воды.

6. Точки, в которых следует выполнять замеры глубин, фиксируются на поверхности воды с помощью створного троса, размеченного через 2 м, переносимого по мере выполнения замеров перпендикулярно линии кордона вдоль сооружения и ориентируемого по створу, устанавливаемому на сооружении.

Один конец створного троса крепится обычно к тяжелому (по 10 кг) грузу, опускаемому на тросе с сооружения до поверхности воды, другой находится на лодке или у легководолаза.

Промерные работы облегчаются, если створный трос имеет положительную плавучесть.

7. В промерную группу, помимо непосредственно выполняющего измерения, входят два человека: записывающий показания и переставляющий створный трос и створные знаки на сооружении.

8. Измерение глубин у сооружения выполняются с точностью до 5 см.

9. Методика измерения глубин под эстакадой аналогична измерению глубин перед сооружением. Ориентирование створного троса при этом осуществляется по поперечным рядам свай или по дополнительному створному знаку (бую), устанавливаемому на поверхности воды перед сооружением.

10. Промерные работы на судоходных каналах выполняются в соответствии с указаниями РД 31.74.04-79.

Приложение 20

(рекомендуемое)

Обследование дна судоходных каналов и портовых акваторий

1. Водолазные обследования дна следует осуществлять при необходимости выполнения водолазного промера или уточнения глубин; выявления препятствий; определения состава и физико-механических характеристик донных отложений и наносов; выявления признаков, характеризующих направленность и интенсивность лито- и морфодинамических процессов в районе расположения сооружения и на прилегающих участках.

2. В местах выполнения обследований на берегу должны быть закреплены два-три пункта планово-высотного обоснования и осуществлена их привязка к опорной сети. Выбранное расположение указанных пунктов должно обеспечивать беспрепятственный просмотр акватории на всей площади обследуемого района.

3. Перед выполнением обследований изготавливают рабочие планшеты, на которые переносят батиметрические планы соответствующих участков и наносят пункты рабочего обоснования. Как правило, эти планы составляют в масштабах 1:2000, 1:1000. При необходимости детализации в процессе работ производят редуцирование планов на вспомогательный планшет, составленный в масштабе 1:500 (1:200, 1:100).

В соответствии с программой работ и техническим заданием, на базе имеющихся материалов определяют и наносят на рабочий планшет предполагаемые узловые точки, являющиеся началом подводных маршрутов или точками выполнения тех или иных наблюдений, а также сетка изолиний (сетка лучей, координатная сетка или то и другое одновременно).

4. Рабочие планшеты необходимо использовать для:

определения координат узловых точек и углов их засечек;

определения направления галсов водолазного промера;

ведения прокладки определений при измерениях;

нанесения и корректировки изобат по результатам водолазного промера на участках, представляющих особый интерес.

При проведении обследований с помощью планшета решают две задачи:

получают данные, необходимые для выведения водолаза в узловую точку;

наносят на план точки определений по измеренным с помощью теодолитов углам засечек.

В первом случае по известным координатам опорных точек вычисляются углы засечек, во втором - решается обратная задача.

Полученные результаты заносят в ведомость координат и углов засечек.

Обе задачи могут решаться как аналитическим путем, так и графическим на планшетах по сеткам лучей и по координатным сеткам (или при помощи координатографа), а также с помощью протрактора.

5. Перед началом обследований руководитель водолазных спусков должен провести рекогносцировочный осмотр дна или отдельных его участков. Задача такого осмотра получить общее представление о характере дна и гидрологических особенностях района для составления оптимальных схем обследования, определения средств и методов работ.

6. В случае если по результатам рекогносцировочного обследования принимается решение о закреплении некоторых узловых точек на дне, то в таких точках должны быть установлены рабочие репера (РР).

В качестве РР в зависимости от состава наносов и особенностей их перемещений следует использовать винтовые или обычные якоря, металлические штыри, забиваемые в дно, бетонные массивы или другие предметы, способ установки которых обеспечивает их неподвижность. Узловые точки могут закрепляться на хорошо отличимых, неподвижных элементах рельефа, например, на крупных глыбах. После закрепления точки ее координаты уточняются. При необходимости на поверхности воды эти точки обозначаются буями.

7. В качестве основного метода обследования дна следует использовать водолазный промер, во время которого выполняется детальная планово-высотная съемка рельефа дна. При этом должны проводится необходимые наблюдения: выявляться посторонние предметы, изучаться донные грунты и др.

Водолазный промер должен завершиться построением батиметрического плана и профилей. Сравнение этих материалов, полученных в различное время, должно обосновывать заключение об изменениях рельефа дна, происшедших между промерами.

8. Обследование дна должно проводиться по промерным маршрутам. Маршрут привязывают к плану, для чего определяют координаты его крайних точек или координаты одной из крайних точек, его длину и направление. Маршруты прокладывают между узловыми точками и в случае, если узловые точки закреплены, называют закрепленными, в противном случае - свободными.

9. В случае, когда результатом водолазного промера является батиметрический план, расположение промерных маршрутов и расстояния между ними должны обеспечивать необходимую для составления плана подробность промера. Рекомендуется располагать маршруты таким образом, чтобы расстояние между промерными точками не превышало бы на планшете 1-2 см. При необходимости подробность промера может изменяться.

10. Выведение водолаза в узловую точку и определение его планового положения должно осуществляться геодезистами. На берегу с помощью теодолитов, ориентированных по углам засечек, необходимо выставить створные знаки. Расстояние между ними должно быть не менее 0.04L, где L - расстояние, от створного знака до наиболее удаленной узловой точки. Водолаз в точке пересечения створов сбрасывает якорь с прикрепленным к нему на буйрепе легким буем яркого цвета.

11. При выполнении промера определение места водолаза производят с теодолитных постов прямыми засечками сигнального буя, буйреп которого выбирается водолазом втугую. В штилевую погоду без течений определение места водолаза может производиться по выходящим на поверхность пузырям воздуха. При этом обеспечивающий на шлюпке обозначает место выхода пузырей флажком.

12. Все работы, связанные с выведением водолаза в точку работы и определением его места, должны проводиться, когда волнение и течение отсутствуют. Для контроля следует производить повторное определение мест нескольких точек (в пределах 5 % общего числа узловых точек). Расхождение результатов не должно превышать 2 мм в масштабе планшета. В сомнительных случаях назначают дополнительные измерения.

13. Проложение промерных галсов под водой по выбранным маршрутам должно осуществляться по компасу или по ходовому концу (линю). Как правило, первый способ применяют для получения батиметрических планов в плавании по свободным маршрутам.

Проложение галсов по компасу выполняют по назначенным курсам с использованием приборного узла. Определения мест производят в намеченных точках с интервалом не более одного заданного расстояния между маршрутами. В промежутках между определениями промер выполняют через установленные расстояния либо в представляющих интерес точках. При этом точки остановок определяют по лагу. При таком способе промера данные, полученные в точках определений, считаются привязанными. Плановое положение промежуточных точек определяют путем интерполирования, предполагая, что водолаз между точками определения в плане плывет по прямой. Невязка показаний лага и фактического, определенного по плану расстояния равномерно распределяется по промежуточным точкам с учетом наклона линии движения водолаза.

14. При промере по закрепленным маршрутам положение маршрута на дне необходимо фиксировать проволочным линем, размеченным марками через необходимые интервалы. При установке линь закрепляют в узловых точках, причем в одной из них подвижно, через блок. К подвижно закрепленному концу линя крепят надувной парашют, обеспечивающий натяжение линя с усилием около 5 кг. Водолаз поднимает линь в средней точке так, чтобы он не касался дна по всей длине, и резко опускает его. В ложбинах, для того чтобы линь лег на дно, его дополнительно загружают. Производить установку линя при боковом течении, превышающим 0,1 м/с, не допускается. Перед началом работ необходимо проверять правильность разметки линя.

На закрепленном маршруте определение места для контроля производят один раз, в середине. Отклонение центральной точки линя от намеченного положения не должно превышать 1,0 мм в масштабе планшета, а при съемке в масштабах 1:500, 1:200 и 1:100 быть не более 0,5 мм. Такую проверку проводят дважды: при установке линя и при промере.

15. Допускается закрепление маршрутов осуществлять линем с подвижными грузами, которые устанавливаются в узловых точках. Такой способ закрепления маршрутов осуществляют, когда необходимо провести быстрый осмотр небольших участков дна.

После осмотра полосы дна, ширина которой определяется прозрачностью воды, линь переносят параллельно на ширину этой полосы.

16. При выполнении водолазного промера по свободным маршрутам рекомендуется одновременно проводить измерения по двум-трем закрепленным маршрутам. Их направление следует выбирать так, чтобы они пересекали свободные маршруты под углом, близким к прямому. В точках пересечения маршрутов производят выборочный контроль. Во всех сомнительных случаях проводят дополнительные наблюдения.

17. Обычно в каждой намеченной заданием точке маршрута определяют следующие данные:

Глубину, состав и состояние донных отложений и наносов, характер рельефа дна, угол наибольшего наклона и направление наклона.

При необходимости в отдельных точках определяют гидрологические характеристики - скорость и направление течения, прозрачность воды и др.

18. При изучении поверхностных грунтов необходимо определять их тип и показатели, характеризующие их физико-механические свойства.

Тип грунтов оценивают по классификационным и косвенным показателям. При оценке состояния грунтов исследуют особенности их залегания и приводят их характеристику по косвенным показателям. При необходимости более полных наблюдений водолаз производит отбор проб грунта для лабораторного анализа.

19. Характеристику грунтов по крупности и составу необходимо производить в соответствии с данными таблицы П.20.1. Определение крупности и состава производят визуально и на ощупь. При описании гравия, галечника и валунов отмечают: состав пород, степень окатанности частиц, их форму, характер поверхности. Обломки различают угловатые, скатанные и полуокатанные. При описании поверхности породы отмечают: гладкая поверхность или неровная, обнажена порода, обросла коркой (железистой, известковой и т.д.), или же покрыта организмами. Если грубообломочный материал представлен в виде включений, то при описании дополнительно отмечают количество включений и их ориентировку. Определяют цвет пород; при этом на глубинах более 15 м используют искусственное освещение, в связи с нарушением цветопередачи.

20. Изучение особенностей залегания наносов проводится для выявления условий их формирования и оценки их подвижности под воздействием рельефообразующих факторов. Залегание наносов характеризуют мощностью слоя, размерами и очертаниями занимаемой площади, уклонами дна, формами рельефа, сортировкой и распределением наносов в вертикальном и горизонтальном направлениях, наличием включений. По возможности определяют характер слоистости.

Мощность наносов, а также наличие отдельных включений в их толще определяют с помощью металлического щупа с сантиметровой разбивкой.

Площадь и границы распространения наносов определяются с помощью графических построений.

21. Слоистость грунтов характеризуют только при обследовании обнажений на склонах или уступах, образующихся при обвалах, оползнях, а также при обследовании стенок турфов, выкопанных на склоне, образованном связанными грунтами. При этом оценивают мощность отдельных слоев, состав и цвет по слоям, наклон слоев и направление наибольшего падения.

Оценку состояния грунтов производят по косвенным показателям при визуальном осмотре, на ощупь и с помощью зондирования грунта щупом.

При определении косвенных показателей состояния грунтов, а также описании структуры и состояния грунтов следует руководствоваться данными, приведенными в таблице П.20.1.

При необходимости более полной характеристики водолаз производит отбор проб грунта для лабораторного анализа.

22. Отбор образцов грунта водолазом следует осуществлять с помощью ручных и механических средств. Расположение точек пробоотбора определяется техническим заданием и зависит от геологических, литолого-морфологических условий района и степени расчленения рельефа. При составлении грунтовых карт на каждые 3-5 кв. см площади отчетного планшета, должно приходиться не менее одного образца.

Образцы отбираются из поверхностного слоя грунта по мере изменения его состава или в намеченных заранее местах. При этом рекомендуется производить отбор характерных частиц наносов, например, остатков фауны.

Для отбора образцов грунта рекомендуется использовать трубку ГОИНА или любую металлическую трубку диаметром до 60 мм и линией до 1 м, которую забивают в грунт.

23. Рекомендуется производить отбор образцов грунтов следующим способом. Тонкостенные трубки осторожно вводятся водолазом в слой грунта, после чего окружающие трубку отложения отодвигаются, а концы трубки закрываются пробками. Полученный образец грунта передается в лабораторию вместе с водой и используется для определения плотности, влажности, пористости и структуры грунтов, а также других необходимых характеристик.

Описание проб производят по слоям. Для каждого слоя должны быть отмечены: состав, крупность и степень сортировки, цвет, консистенция, пластичность и вязкость, включения остатков фауны и флоры, текстура.

24. Измерение скорости и определение направления течения рекомендуется производить с помощью приборного узла «Дельфин» следующим образом. В исходной точке в поток помещают индикатор - любой хорошо различимый предмет, имеющий плавучесть, близкую к нулевой (например, комок водорослей). По компасу определяется направление его перемещения, а с помощью лага и секундомера - расстояние и время. Исходной точкой на дне может служить любая хорошо заметная деталь рельефа или любой предмет. Индикатор выпускают одновременно с пуском секундомера. По лагу определяют расстояние S, м от исходной точки до индикатора за период Т, с. Скорость течения V = S/T, м/с заносят в журнал наблюдений вместе с координатами точки наблюдений и направлением течения.

Измерение параметров течения в промежуточном слое производят аналогичным способом. При этом в месте наблюдений устанавливают буй, по буйрепу которого определяют исходную точку на каждом горизонте. Изложенным методом измеряются скорости течения в диапазоне до 0,5 м/с.

Как при преднамеренной, так и при аварийной посадке судна на мель рекомендуется использовать становые якоря. Вытравленные на большую длину якорные канаты будут удерживать судно от дальнейшего смещения в сторону берега под воздействием волн, а также могут быть использованы для создания дополнительного усилия при снятии с мели.

Действия экипажа судна после посадки судна на мель.

Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть. Далее:
• сообщить в спасательно-координационный центр (СКЦ) об обстоятельствах посадки на мель и докладывать об изменении обстановки каждые 2–4 часа;
• установить связь с судами, находящимися поблизости;
• принять все возможные меры для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами;
• произвести расчет приливо-отливных явлений в месте посадки на мель;
• постоянно производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках, при этом определять и вкус воды (пресная/соленая). Шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;
• принять меры по заделке пробоины и откачке воды;
• составить планшет глубин;
• определить возможность самостоятельного снятия с мели или запросить помощь спасательной службы;
• при приближении шторма или в штормовую погоду принять меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков.


Планшет глубин

Планшет глубин

Данные наносятся на планшет глубин, на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Полученные результаты позволяют определить сторону, в которую нужно сдвигать судно, и укажет безопасные глубины для подхода спасателей. На планшете дополнительно должны быть указаны: время и дата промера, состояние прилива, направление и скорость течения, характер грунта и другие данные по указанию капитана.

Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25 – 30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом. При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта.
Разбивка лотлиня производится в метрических единицах и обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначаются
кожаной маркой с топориками.


Одновременно как можно точнее снимается осадка носом, кормой и на миделе судна с обоих бортов. Сравнением глубин у борта судна с осадками в определенных точках корпуса по обоим бортам определяют место соприкосновения корпуса с грунтом. Осадка судна в момент перед посадкой на мель рассчитывается с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов.
Место касания грунта корпусом судна можно также определить способом подрезки, для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы.

Определение района касания корпуса судна и грунта

Определение района касания корпуса судна и грунта

Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом (положение 2). Затем их обтягивают, располагая параллельно шпангоутам (положение 3), и делают отметки краской на борту судна. Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом. Недостаток этого способа заключается в том, что подкильные концы могут зацепиться за выступы грунта В и С и дать неправильное представление о районе
соприкосновения.
Водолаз более детально обследует грунт и рельеф дна в месте посадки, района касания грунта, повреждений корпуса и винторулевого комплекса. Однако, если судно плотно сидит на грунте, соприкасаясь с ним большей частью днища, водолаз не сможет определить даже район повреждения. В таких случаях, если это возможно, водолаза следует опустить в затопленный отсек, где повреждение обнаружить легче.

Сектора автоматического сброса целей.

При наличии ветра и течения постановка на якорь осуществляется:

Носом против ветра и течения по равнодействующей.

При наличии ветра подходить шлюпкой к упавшему за борт человеку следует:

С подветренной стороны.

При наличии достаточной длины якорной цепи на глубинах до 50 м и усилении ветра до 6-7 баллов рекомендуется:

Дополнительно потравливать якорную цепь до половины первоначально вытравленной длины.

При наличии достаточной длины якорной цепи на малых глубинах до 30 м и усилении ветра до 6-7 баллов рекомендуется:

Дополнительно потравливать якорную цепь до двойной первоначально вытравленной длины

При наличии течения швартовка судна допускается:

Носом против течения. С отдачей носового якоря.

При намерении обогнать другое судно в узком проходе по левому борту судно должно:

Подать два продолжительных и два коротких звуковые сигналы.

При обгоне на канале в начальный момент при выходе носовых оконечностей обгоняющего судна с кормой обгоняемого:

Появляются моменты зарыскивания и отбрасывания носовой оконечности обгоняющего судна от кормы обгоняемого.

При объявлении по судну общесудовой тревоги, внутрисудовая сигнализация предусматривает подачу звукового сигнала по внутрисудовой связи:

Семи коротких и одного продолжительного.

При падении человека за борт:

Следует немедленно переложить руль в сторону падения, и выполнив оборот приблизиться к человеку, терпящему бедствие на воде.

При плавании в узкости величина безопасной скорости должна быть такой, чтобы:

Судно надежно управлялось и имело возможность вовремя погасить инерцию и остановиться, если это потребуется.

При подъеме якоря следует:

Не допускать якорную цепь под корпус судна.

При положении якоря «Панер»:

Брашпиль переводится на малый ход и такое положение отмечается частыми ударами в колокол.

При посадке на мель собственными средствами съемки с мели могут быть:

Подмыв грунта винтами, раскачивание судна путем попеременной работы двигателей и перекладки рулей с борта на борт, дифферентование или кренование, использование заведенных якорей.

При посадке судна на мягкий грунт и составлении планшета глубин:

Промеры глубин вокруг судна периодически повторяют.

При преднамеренной посадке на мель:

Объявляется общесудовая тревога, замечается курс и скорость при которых произошла посадка, определяются координаты места посадки, собираются данные о прогнозе погоды и приливных явлениях, составляется план мероприятий по съемке с мели

При приеме лоцмана и швартовки судна с использованием буксиров:

Необходимо согласовать с лоцманом план швартовки и буксирного обеспечения, очередность подачи швартовных тросов и буксиров.

При приеме-высадке лоцмана:

Следует удостовериться в надежности крепления лоцманского трапа, поручней, полутрапика.

При прохождении узким каналом вблизи откосов:

Может возникнуть явление присасывания и зарыскивание.

При работе винтов «враздрай»:

Судно более поворотливо.

При размещении двух рулей на двухвинтовых судах:

При расположении руля в винтовой струе:

При сближении судов для предупреждения столкновения следует избегать:

Ряда последовательных небольших изменений курса и (или) скорости.

При скальном грунте отдача якоря производится:

Путем стравливания до грунта брашпилем (шпилем).

При составлении планшета глубин промеры глубин вокруг судна производят:

Через каждые 5-10 м.

При спасении людей, падение которых с борта судна было обнаружено не сразу, а через продолжительное время:

Следует немедленно возвратиться к предполагаемому месту падения по кильватерной струе первоначального курса.

При спасении людей, падение которых с борта судна было обнаружено не сразу, а через продолжительное время, следует применить маневр поиска:

По расширяющимся секторам.

При спасении упавшего за борт человека в штормовую погоду следует применить:

Приращение осадки судна при движении по каналу объясняется:

Уменьшением гидростатического давления воды под днищем корпуса.

Приращение осадки судна при движении по каналу является следствием:

Увеличения скорости обтекания днища водой из-за стесненности потока и понижения уровня воды у бортов.

Просадка судна зависит от:

Скорости движения, осадки, глубины фарватера и обводов корпуса.

Просадку судна можно определить по:

Уменьшению волнообразования из расходящихся от носовой части волн и образованию крутой придонной волны за кормой судна.

Процесс активного торможения состоит из периодов:

От момента подачи команды в МО и перекрытия топлива на двигатель, реверса двигателя и до момента полной остановки судна или снижения скорости до какого-то заданного значения.

Путь разгона судна определяется:

Интегрированием в процессе изменения скорости движения и разделения переменных.

Радиус безопасной якорной стоянки включает в себя:

Максимальную длину судна, горизонтальную проекцию вытравленного якорного каната (цепи) и запас на случай дрейфа.

Район опасности на рисунке изображен:

Резонансная качка наступает при отношениях периода собственных колебаний судна (Т) к кажущемуся периоду волны ( )между

Руководство буксирными судами при швартовных операциях осуществляет:

Капитан швартующего судна или лоцман - как советчик капитана.

Рыболовное судно, которому уступает дорогу судно с механическим двигателем должно:

Следовать своим курсом.

Рыскливостью называют:

Самопроизвольное уклонение судна от заданного курса.

С приемом балласта угол дрейфа судна при движении постоянным курсом:

Сведения об информации о маневренных характеристиках должны быть

На ходовом мостике и в штурманской папке

Слеминг возникает

В процессе продольной качки при оголении носовой оконечности и последующем соударении с волной.

Не реже чем через каждые 2-4 ч, а при резком ухудшении обстановки – немедленно.

Способами штормования являются:

Штормование на носовых и кормовых курсовых углах, лагом к волне, на якоре и в дрейфе с застопоренной машиной.

Средствами для определения ситуации столкновения могут быть:

Визуальное и слуховое наблюдение; пеленгование объекта; радиолокационное наблюдение; гидроакустическое наблюдение; информация по УКВ связи и т.д.

Стравливание якоря до грунта брашпилем (шпилем) производится на глубинах:

Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять:

Два желтых проблесковых круговых огня, расположенные по вертикальной линии.

Судно длиной 100 м или более должно быть снабжено:

Свистком, колоколом и гонгом, тон и звучание которого не могли бы быть приняты за колокол.

Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должны:

Затруднять движение такого судна, которое может безопасно следовать только в пределах узкого прохода или фарватера.

Судно длиной от 75 м и менее 200 м должно быть снабжено звукосигнальными устройствами слышимостью:

Судно на мели длиной 100 м и более при ограниченной видимости должно подавать:

Сигнал колоколом в течение 5 с через промежутки не более 1 мин в носовой части и вслед за ним на кормовой части – учащенный сигнал гонгом в течение 5 с, и дополнительно три отдельных отчетливых удара в колокол непосредственно перед каждым учащенным звоном в колокол и после него.

Судно не должно пересекать узкий проход или фарватер:

Если такое пересечение затруднит движение судна, которое может безопасно следовать только в пределах такого прохода ил фарватера.

Судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:

Судну, лишенному возможности управляться; ограниченному в возможности маневрировать; занятому ловом рыбы и парусному судну.

Судно, занятое ловом рыбы на якоре и ограниченное в возможности маневрировать на якоре в условиях ограниченной видимости должны подавать:

Один продолжительный и два коротких через промежутки не более 2 мин.

Судно, занятое ловом рыбы, на ходу должно, насколько это возможно, уступать дорогу:

Судну, лишенному возможности управляться; ограниченному в возможности маневрировать и судам, стесненным своей осадкой.

Судно, занятое ловом рыбы:

Не должно затруднять движение любого другого судна, следующего в пределах узкого прохода.

Судно, использующее систему разделения движения должно:

Следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения.

Судно, использующее систему разделения движения должно:

Держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии или от зоны разделения движения.

Судно, использующее систему разделения движения должно:

В общем случае входить в полосу движения или покидать ее на конечных участках под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения.

Судно, использующее систему разделения движения при ее пересечении должно:

Делать это, насколько возможно, под прямым углом к общему направлению потока движения.

Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно:

Определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения

Судно, не использующее систему разделения движения должно:

Держаться от нее на достаточно большом расстоянии.

Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания или подводными работами, использующее систему разделения движения, должно:

Выполнять их настолько, насколько это необходимо.

Судно, стесненное своей осадкой, должно следовать:

С особой осторожностью.

Судно, уступающее дорогу при движении пересекающимися курсами, должно:

Насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие, с тем чтобы чисто разойтись с другим судном.

Термин « высота над корпусом» означает:

Высоту над самой верхней непрерывной палубой.

Технические средства для световой сигнализации должны:

Обеспечивать непрерывность свечения, определенные дальность видимости, цветность и сектора освещения.

Толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединенные в сочлененное судно на ходу в условиях ограниченной видимости должны подавать:

Один продолжительный звук через промежутки не более 2 мин.

Топовый огонь имеет цвет:

Тормозной путь при выборе безопасной скорости при ограниченной видимости можно определить по формуле, где используется Добн- надежная дальность обнаружения, Дб - дистанция до встречного судна после полной остановки, S( - путь проходимый судном за время реакции судоводителя:

Тормозной путь судна при пассивном торможении определяется:

Как сумма соответствующих элементов по двум отдельным периодам движения: маневренному и при пассивном торможении после остановки двигателя.

Увеличение дифферента на нос приводит:

К смещению центробежных сил от миделя в сторону носа, уменьшению устойчивости на курсе и улучшению поворотливости.

Увеличение коэффициента полноты диаметральной площади:

Приводит к улучшению устойчивости на курсе.

Увеличение отношения длины корпуса судна к ширине приводит:

К уменьшению угла дрейфа и увеличению диаметра циркуляции

Увеличение площади руля приводит к:

Улучшению поворотливости при перекладках руля более 20 градусов.

Уверенные действия, предпринимаемые для предупреждения столкновения означают:

Решительные и значительные изменения курса и/или скорости.

Универсальная штормовая диаграмма Ю.В.Ремеза предусматривает использовать:

Что должен сделать вахтенный помощник при падении человека за борт:

Подать три продолжительных звуковых сигнала и по внутрисудовой связи объявить тревогу «Человек за бортом»

Что необходимо выполнить после посадки судна на мель:

Объявить тревогу по судну, поднять соответствующие сигналы, ночью огни, составить планшет глубин и выяснить ситуацию.

Швартовка к судну, находящемуся на ходу в кильватер:

Применяется при передаче топлива, воды или жидкого груза при неблагоприятных погодных условиях и волнении, когда не возможна швартовка лагом или траверзным способом.

Швартовка к судну, находящемуся на ходу осуществляется:

При постоянном режиме движения против ветра или течения.

Швартовка по ветру, дующему вдоль причала с силой более 3 баллов рекомендуется:

Только с использованием буксиров.

Швартовка при прижимном ветре допускается

При использовании носового якоря или буксира.

Швартовка траверзным способом применяется:

При погодных условиях, не позволяющих контактную швартовку борт о борт, и при наличии специального оборудования в виде леерного устройства, кранов или телескопических выстрелов.

Читайте также: