Как создать домашнюю студию звукозаписи на основе обычного компьютера

Обновлено: 06.07.2024

Работа со звуком — это чистое творчество, которое ограничивается только техническими возможностями и воображением. Нужно ли сразу мчаться в профессиональную студию звукозаписи со своим материалом или стоит вкладывать время в создание собственной творческой мастерской? Данный вопрос остаётся открытым. Сегодня мы поговорим о том, что нужно для создания домашней студии звукозаписи с нуля. Не будем терять время, поехали!

Студия у себя дома — это компромисс?

Пойдём от обратного. Профессиональная студия звукозаписи, построенная в отдельном помещении, конечно, по своим качествам часто превосходит домашние решения, тут не стоит кривить душой. Всё дело в ресурсах, которые затрачиваются на создание такой студии (архитектурные проекты, технические задачи, коммуникации и т.д. — всё это обходится в очень крупные суммы, которые могут исчисляться сотнями тысяч долларов и выше). Домашняя студия потребует от её создателя намного меньше ресурсов и при этом сможет обеспечить качественный процесс работы со звуком. При правильном подборе студийного оборудования вам не придется идти на компромиссы. Если большие студии ориентируются на коммерческую работу, то логически возникает следующий вопрос.

Можно ли в домашней студии создавать коммерчески успешный музыкальный продукт?

Ответ очевиден. Очень важно понимать, что слушателю всё равно, в какой микрофон и через какой предусилитель был записан материал — важна идея! Если вы как автор или продюсер можете дать публике новое звучание, которое станет узнаваемым и по-хорошему «‎навязчивым», то ваш продукт будет успешным без привязки к конкретному месту записи. За примерами далеко ходить не нужно: 2019 год прошёл под мягкий голос Billie Eilish с её дебютным альбомом «‎When We All Fall Asleep, Where Do We Go?». Лонгплей был записан в домашней студии, которая не изобиловала дорогим «‎железом», но какой фурор он произвел! Без преувеличения можем сказать, что певице можно было статуэтки Грэмми на тележке вывозить — так много их было. Кстати, в числе номинаций была и «Лучшая запись года» (не классическая). Вспомним, что премию даёт Академия искусств и науки звукозаписи — это ли не признание? Таких примеров достаточно и в прошлом веке, когда под рукой у автора не было интернета: многие легендарные ныне группы писали свои альбомы в снятых в аренду домах или отелях, используя переносную студию (фургончик со студийным «железом‎») — например, Deep Purple c альбомом «Machine Head‎».


К счастью, сейчас лейблы звукозаписи не имеют такого огромного влияния, как раньше, а значит продвижение и создание записи целиком и полностью находится в ведении создателей. Будет ваша запись со щитом или на щите‎ — решат в сети.

Какие преимущества есть у домашней студии?

Время — деньги. В домашней студии звукозаписи вас никто не будет ограничивать временем одной сессии. Её, конечно, можно продлить, но это деньги.

Не упусти идею. Идея нового трека может подкрасться незаметно и стремительно, и в домашних условиях у вас будет возможность сразу сделать первые музыкальные наброски для дальнейшей работы.

Учимся на своем. Домашняя студия даёт возможность прокачать скиллы по работе с программным обеспечением и оборудованием, которое у вас есть. Подзвучить гитарный усилитель — это тоже искусство, которое требует навыка. Это поможет в работе на профессиональной площадке. Оказавшись в стенах условной «Abbey Road», вы не ослепнете от окружающего разнообразия.

Работа на дом. Если у вас есть доступ к отдельной профессиональной студии, то определённые этапы работы со звуком вы можете забирать домой. Например, мастеринг, который занимает много времени. Отметим, что звучание материала в студии и дома может сильно различаться из-за разного мониторинга, софта и особенностей помещения.

Какие есть недостатки?

«Играющая‎» комната. В плохо подготовленном помещении трудно добиться высокого качества звучания вокала и инструментов, так как комната «‎вмешается» в запись и будет отдельным негативным фактором.

Технические возможности. Профессиональная студия имеет больший технический потенциал для решения студийных задач. Парк микрофонов, преампов, мониторов в отдельной студии намного больше — есть где развернуться.

Отвлекающие факторы. Если вы построили студию у себя дома, будьте готовы, что у соседей может начаться ремонт, который вы точно услышите через «‎картонные» стены. Вся работа на время может быть отложена, так как записывать инструменты под звук перфоратора — не вариант.

Пора переходить к списку студийного оборудования. Берем корзинку и идём разбираться, что понадобится приобрести для студии на дому.

Что должно быть в вашей домашней студии?

Компьютер. В домашней студии всё пишется и хранится в цифровом виде, если у вас, конечно, не завалялся плёночный Studer. Для работы вы сами выбираете удобную для себя платформу — многие сейчас отдают предпочтение «‎яблочным» лэптопам, но PC тоже будет прекрасной рабочей лошадкой. Для компьютера важна высокая тактовая частота процессора — это даст вам возможность работать со звуком в реальном времени без задержек. Также не забывайте об «‎оперативке» и её скорости, так как ваша библиотека сэмплов будет поглощать её в первую очередь.

  • На PC должно быть минимум 8 ГБ ОЗУ — это даст возможность работать со звуком в различных программах одновременно.
  • Отдавайте предпочтение компьютерам с SSD, так как они имеют большую производительность.
  • Используйте операционную систему, к которой вы привыкли, при этом следите за обновлениями.

DAW. Цифровая рабочая станция заменяет сейчас море аналоговых студийных примочек (большие и дорогие контроллеры в домашних условиях неуместны). Мы не будем говорить о конкретном ПО, но их функционал во многом схож, нужно выбирать DAW исходя из своего удобства или предпочтений. Начните с демоверсий, на них можно попробовать функционал и «‎поюзать» интерфейс, пусть и в неполном виде. Хотим напомнить, что покупка DAW — это единственный цивилизованный путь. Часто программы могут прилагаться к внешней звуковой карте, о которой мы будем говорить ниже.


Набор плагинов вместе с DAW будет хорошим подспорьем для работы.

Скачивайте и покупайте только лицензионное программное обеспечение.

Используйте тот софт, который удобен вам, и следите за его обновлениями.

Аудиоинтерфейс. Внешняя звуковая карта будет сердцем вашей домашней студии, в которое по разнообразным кабелям будет идти сигнал от микрофонов, инструментов, сэмплеров и так далее. Мы не советуем экономить на этом компоненте, так как от его качества и возможностей будет зависеть очень многое. При выборе внешнего интерфейса подумайте, что вы планируете к нему подключать и в каком количестве. Например, кому-то будет достаточно двух линейных входов (один с фантомным питанием для микрофона и инструментальный), а кто-то хочет записывать параллельно несколько инструментов и микрофонов.


Убедитесь, что звуковая карта совместима с вашим компьютером.

Обходите стороной вторичный рынок, так как внешняя карта — не самый простой девайс, с подержанной моделью могут быть накладки.

Обратите внимание на количество входов на интерфейсе: чем их будет больше, тем больше возможностей для одновременной записи. Исходите из собственных задач.

Студийные мониторы. Один из самых важных элементов студии — это мониторы, так как от их качества будет зависеть то, насколько информативно вы будете слышать ваш микс. Мониторы должны показывать вам все «‎неровности» и огрехи вашего материала, чтобы вы могли доработать их в процессе сведения и на других этапах. Подробный гайд о том, как выбрать мониторы читайте в нашем материале.


Обратите внимание, где у мониторов фазоинвертор (ссылка на статью находится выше). Фазоинвертор на тыловой части корпуса может усложнить установку динамиков вблизи стен.

Используйте только балансный способ подключения мониторов.

Не покупайте крупные мониторы для маленького помещения — они не смогут в нём раскрыть свои возможности.

Мониторные наушники. Использование в работе со звуком наушников значительно расширяет картину восприятия и позволит более точно работать над миксами. Наушники могут дать большое количество звуковой информации. Мы рекомендуем использовать для мониторинга материала как можно больше источников (мониторы, наушники, смартфоны, портативные колонки), так как это даст вам более полную картину. Непосредственно для процесса записи мы рекомендуем использовать закрытые модели студийных наушников, так как микрофон не будет улавливать их звук. Также хорошо подойдут внутриканальные мониторы.


Для процесса записи отдавайте предпочтение закрытым моделям наушников.

Уделите особое внимание удобству посадки наушников, так как от этого зависит комфорт многочасовой работы.

Пользовательские полноразмерные наушники в большей части не подойдут в качестве мониторных, так как они не имеют ровную АЧХ.

Динамические и конденсаторные микрофоны. В студии вам понадобятся оба типа микрофонов, так как они дополняют возможности друг друга. Конденсаторные микрофоны имеют высокую чувствительность и позволят передать мельчайшие детали вокала или звучания акустических инструментов. Динамические микрофоны более универсальны и могут также пригодиться при записи инструментов и вокала. Подробнее об особенностях микрофонов и о том, какие из них являются любимцами звезд, читайте в нашем материале.


При записи на конденсаторный микрофон обязательно используйте демпфирующий «‎паук», чтобы избежать попадания на капсюль внешних вибраций.

При выборе конденсаторного микрофона отдавайте предпочтение моделям с возможностью смены диаграммы направленности (подробности в статье выше).

Храните микрофоны в специальных кейсах.

При записи вокала используйте поп-фильтр.

MIDI-контроллер. Если вы планируете работать с электронной музыкой и использовать сэмплы цифровых инструментов, то MIDI будет попросту незаменим, так как на него можно ‎подать необходимый звук, а потом записать его на цифровой интерфейс. Например, далеко не у всех дома стоит барабанная установка, и тут на помощь приходит MIDI-контроллер.

Выбирайте клавиатуру, чувствительную к скорости нажатия, она очень многофункциональна.

При выборе MIDI обращайте внимание на количество клавиш (две и более октавы — это оптимально).

Кабели. Для коммутации (соединения) всего того, о чём мы писали выше, нужна целая «‎россыпь» кабелей. Для микрофонов, мониторов и других аналоговых устройств вам понадобятся кабели с разъемами XLR и Jack. USB-кабель будет идти в комплекте со звуковой картой. Также в студии должна быть хотя бы пара инструментальных кабелей на случай, если вам нужно будет подключить к интерфейсу электрогитару или «акустику‎» со звукоснимателем.


Для подключения микрофонов и мониторов используйте балансные кабели.

Не пользуйтесь инструментальными кабелями большой длины (больше 5 метров), так как от них возникает много помех.

Как выбрать место для студии и подготовить помещение?

Сразу скажем, что комната в квартире и тон-зал в студии — это две большие разницы. Значение имеют подготовка помещения и выбор места для вашего рабочего стола. Речь тут не идёт о том, чтобы оклеить стены кассетами от яиц — сразу скажем, что это неэффективный способ, так же как и «‎чудодейственный» пирамидальный поролон.

Намного важнее выбрать удачное место в пространстве для вашего рабочего стола. «Как это сделать?» — спросите вы. Нужно экспериментировать! Задача — найти в комнате место с нейтральной акустикой, где не будет гула, ярких отражений от поверхностей. Нужно будет применить весь творческий талант: хлопайте в ладоши, пойте, цокайте, слушайте мониторы в разных локациях. Как узнать, что место удачное? Если у вас нет измерительных микрофонов, то только по собственным ощущениям: должно быть минимум эха и достаточно «‎воздуха».


В идеале перед выбором рабочего места нужно освободить комнату от всех вещей, чтобы избежать лишних отражений. Мы советуем устанавливать мониторы на специальные стойки или настольные подставки, чтобы ваше рабочее место «не играло‎» вместе с динамиками. Иначе на поверку может оказаться, что «‎жирный саунд» из мониторов — всего лишь приятная иллюзия.

У нас есть готовые студийные сетапы (комплекты), которые станут основой вашей домашней студии. Мы подобрали мониторы, звуковые интерфейсы, микрофоны и аксессуары, оптимально подходящие друг другу.

Сетап №1

Audient iD14 MKII + Focal Alpha 50 + Beyerdynamic DT 770 PRO / 32 ohm + AKG P120

Универсальное решение для записи вокала и акустических инструментов в домашних условиях. В качестве аксессуаров советуем:



Аудиоинтерфейс Audient iD14 MKII Black

Инструментальный вход (Hi-Z): 6.3

Интерфейс подключения: usb

Мониторные наушники Beyerdynamic DT 770 PRO / 32 ohm

Вид кабеля: прямой односторонний

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ), %: 0.2

Максимальный уровень звукового давления, дБ: 96

Студийный микрофон AKG P120

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Диаметр капсюля, мм: 17

Сетап №2

Focusrite Scarlett 2i2 3rd Gen + JBL 306P MKII + SE Electronics X1 A + Thronmax Zoom

Отлично подойдет для записи вокала и работы над стримами. На рабочем столе будет сосредоточено всё, что нужно для качественной записи.


Студийный микрофон SE Electronics X1 A

Бренд: SE Electronics

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Максимальная воспроизводимая частота микрофона, кГц: 20

Стойка для микрофона Thronmax Zoom

Студийный монитор JBL 306P MKII black

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Диаметр НЧ-динамика, мм: 165

Аудиоинтерфейс Focusrite Scarlett 2i2 3rd Gen

Возможность вывода многоканального звука: да

Инструментальный вход (Hi-Z): 6.3, xlr

Сетап №3

PreSonus Studio 24C + IK Multimedia iLoud Micro Monitor + Audio-Technica ATH-M50X + SE Electronics X1 S Vocal

Многофункциональный вариант для тех, кто ограничен пространством. Компактные мониторы имеют полновесное звучание, которое трудно ожидать от такого форм-фактора (комплект хорошо впишется в работу с сэмплером и синтезаторами).


Наушники Audio-Technica ATH-M50X Purple

Тип наушников: проводные

Минимальная воспроизводимая частота, Гц: 15

Комплект для звукозаписи SE Electronics X1 S Vocal Pack

Бренд: SE Electronics

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Максимальная воспроизводимая частота микрофона, кГц: 20

Аудиоинтерфейс PreSonus Studio 24C

Возможность вывода многоканального звука: да

Студийные мониторы IK Multimedia iLoud Micro Monitor Black

Бренд: IK Multimedia

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 19

Диаметр НЧ-динамика, мм: 76

Сетап №4

Native Instruments Komplete Audio 2 + ADAM AUDIO T5V + AKG K240 Studio + Lewitt LCT240 PRO VP + Rode PSA1

Если вы планируете создавать и записывать электронную музыку, мы советуем вам обратить внимание на комплект, в котором «‎играют» мониторы ADAM (обратите внимание, что фазоинвертор у них на тыльной стороне, не стоит ставить колонки близко к стене).

Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу

Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.

Есть два пути, по которым можно пойти.

Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.

Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.

Компьютер или ноутбук

Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.


При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.

Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.

Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:

  • Быстродействие и достаточно мощный процессор. Минимум, который нужен для комфортной работы – это четырехъядерный процессор уровня Intel Core i3;
  • Бесшумность работы. Важно также вовремя проводить профилактическую чистку кулера во избежание появления шумов;
  • Размер монитора. Здесь все просто: чем больше, тем лучше. Это важно при редактировании треков в любой программе звукозаписи.

Микрофон

Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.


Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).

Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).

Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).

Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.

Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.

Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.

Среди рекомендуемых можно выделить:

  • SAMSON METEOR USB
  • SAMSON C01U PRO
  • Studio Projects B1
  • Rode NT1-A
  • RODE NT-USB
  • sE Electronics 2200a II
  • AKG Р120
  • Audio-technica ATR2500USB
  • Blue Yeti Pro
  • Blue Microphones Snowball
  • Blue Microphones Bluebird

Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.

Поп-фильтр

Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».

При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.


Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.

Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:

  • MAONO AU-B00
  • K&M 23966-000-55
  • Nady MPF-6

Поп-фильтры с металлической мембраной:

  • Stedman Corporation Proscreen XL
  • Avantone PS-1 PRO-SHIELD
  • Blue Microphones The Pop


Микрофонная стойка

Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.

Конструктивно стойка может быть:

  • настольной – оптимальный вариант для домашней записи голоса;
  • напольной прямой или на круглом основании – подходят для вокалистов на сцене, для караоке или в повседневном использовании;
  • низкой – внешне такие стойки похожи на настольные, но используются обычно для басовых барабанов и гитарных кабинетов;
  • надголовной – такая стойка удобна тем, что позволяет легко менять положение микрофона.
  • «журавль» – напольная стойка на треноге с кронштейном.

Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.

Примеры настольных микрофонных стоек:

  • K&M 23110-316-55, компактная и недорогая.
  • QUIK LOK A188 – телескопическая стойка.

Стойки типа «журавль»:

  • K&M 21060-300-87
  • QUIK LOK A300 CH
  • ROCKDALE 3617_T

Звуковая карта

Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.

    Число входов/выходов. Для большинства случаев вполне достаточно четырех (а иногда и двух), но чем больше инструментов вы планируете подключать и записывать одновременно, тем больше должно быть и число каналов. Например, для записи музыкальной группы нужно минимум 16 входов. Обязательно должны быть отдельные регулируемые входы для наушников и микрофона.

Акустический экран

Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.

Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.

Если вести запись, к примеру, около холодильника или батареи, - звук будет позванивать, если у стены – он окажется глухим, у окна – скорее всего, возникнет эхо.

Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.

Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.

Наушники

Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.


Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:

  • Beyerdynamic DT990 Pro
  • AKG K 702
  • AKG K240
  • Samson SR850

Примеры закрытых наушников:

  • Beyerdynamic DT240 Pro
  • Extreme Isolation EX-29
  • Sony MDR-ZX110B
  • Sennheiser HD205

Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.

Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.

Во-первых, необходимо определиться с габаритами устройства. Если вы рассчитываете использовать компьютер в живых выступлениях или планируете заниматься музыкой вне своей комнаты, то вам больше подойдёт ноутбук. Если же таких перспектив перед вами не стоит, советуем сделать выбор в пользу стационарного компьютера с большим монитором.

Представьте себе ваш браузер с парой десятков вкладок, между которыми вам необходимо быстро переключаться. Неудобно? С музыкальным ПО будет ещё неудобнее. Интерфейс программ для записи и обработки звука включает кучу кнопок и регуляторов, а окна плагинов накладываются друг на друга.

Выбор операционной системы также немаловажен. Достойное ПО есть везде, но не все программы являются кросс-платформенными. Так, если вам импонирует секвенсор Logic Pro X, то и выбирать следует компьютер под управлением macOS.

Обратите внимание на оперативную память компьютера. Специалисты рекомендуют объём не меньше 8 ГБ. Впрочем, и тут нужно исходить из нужд конкретного пользователя. Также быстродействию поспособствует установка ПО на SSD-диск.

Как выбрать звуковую карту?

Целесообразность покупки новой звуковой карты вместо встроенной не подлежит сомнению, если вы рассчитываете заниматься музыкой всерьёз. Характеристик встроенных аудиокарт, как правило, достаточно для игр и фильмов, но для комфортной работы со звуком понадобится специальное устройство.

Обратите внимание на количество входных каналов звуковой карты. От него будет зависеть число инструментов, которые вы сможете одновременно подключить. Как правило, для домашней звукозаписи достаточно 2–4 входов, поэтому мы не будем рассматривать сегмент дорогих устройств для многоканальной записи.

Также немаловажный фактор при покупке — наличие фантомного питания на борту аудиокарты. Дополнительное питание для подключаемого устройства необходимо, если вы используете конденсаторный микрофон.

Lexicon Alpha

USB-аудиокарта, имеющая на борту инструментальный и два линейных входа, а также XLR-разъём. Есть регулятор подмешивания сигнала с компьютера к звуку подключённых инструментов. Есть и значительные недостатки: отсутствует фантомное питание и отдельная регулировка громкости наушников.

Focusrite Scarlett 2i2

Недорогая звуковая карта с приятным дизайном, микрофонными предусилителями, фантомным питанием и функцией прямого мониторинга звука, исключающей появление задержки.

Roland Tri-Capture

Звуковая карта от Roland с тремя входами и фантомным питанием на борту.

PreSonus AudioBox 22VSL

Эта звуковая карта может похвастаться минимальной задержкой, а также отличной работой как с живым звуком, так и по MIDI-интерфейсу. Имеет два входа с фантомным питанием.

Перечисленные аудиокарты неплохо подойдут для начала работы со звуком и знакомства с основами сведения. А выбор профессиональной карты в более высоких ценовых сегментах — вопрос, которому можно посвятить не одну статью.

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.

Помните, что мониторы для сведения музыки — совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок — их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.

Звук, который мы слышим, — это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся. Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно.

И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.

Mackie CR4

Бюджетный вариант для тех, кто очень стеснён в средствах.

Pioneer S-DJ50X

Недорогие мониторы с приятным дизайном.

KRK Rokit 5 G3

Качественные студийные мониторы с глубокими басами.

Обратите внимание, что мониторы приемлемого качества, как правило, продаются не в комплекте, а по одному.

А наушники?

Приобретая наушники, не забудьте их примерить. Сведение — кропотливый процесс, требующий многих часов работы, поэтому удобство здесь играет ключевую роль.

Составьте список из наушников, которые вам приглянулись, и сравните их АЧХ (эту информацию можно найти в интернете): звучание должно быть максимально ровным на задействованных частотах.

Grado SR60i

Недорогие открытые наушники с нейтральным звучанием.

Beyerdynamic DT 770 Pro 80 Ohm

Закрытые наушники с велюровыми амбушюрами. Имеют приятный дизайн и сбалансированное звучание с подчёркнутыми верхними частотами.

Sennheiser HD 600

Открытые наушники с приятным дизайном и естественным нейтральным звучанием.

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

DAW (англ. digital audio workstation) — цифровая звуковая рабочая станция. Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. DAW — программная среда, в которой происходит запись и редактирование вашей музыки.

FL Studio, Cubase, Logic Pro X, Pro Tools, Reaper, Ableton Live, Nuendo — самые известные представители ряда DAW-программ, также называемых секвенсорами. Стоит отметить, что выбор программной среды индивидуален не менее, чем выбор подходящих наушников. В любом из перечисленных секвенсоров можно создавать музыку приемлемого качества, и тут каждый должен исходить из собственных предпочтений. Скачивайте бесплатные демоверсии, пробуйте и выбирайте DAW-программу, которая подойдёт именно вам.

Image-Line FL Studio

Программа-секвенсор, обладающая интуитивно понятным интерфейсом. Отлично подходит для создания и обработки партий виртуальных инструментов, но функция живой записи в FL Studio реализована не очень удобно.

Ableton Live

Ableton создавался как программа для живых выступлений, но стал одним из самых популярных секвенсоров с интуитивно понятным управлением, гибкими настройками и приемлемым качеством вшитых инструментов для обработки.

Logic Pro X

Переход на Logic — естественный эволюционный этап для продвинутых пользователей GarageBand. Имеет в базовой комплектации крутые программные синтезаторы и эффекты. Разобраться в Logic Pro X несколько труднее, чем в том же Ableton, но заядлые пользователи уверяют, что оно того стоит.

Клавиатура и мышь — недостаточно комфортные устройства ввода, если речь идёт о программах для создания музыки. Конечно, никто не запрещает набивать ноты и прописывать автоматизацию эффектов с помощью мыши, но это не очень удобно. Создать эффективную коммуникацию между музыкантом и компьютером помогут MIDI-контроллеры.

Samson Graphite M32

Простенькая 32-клавишная MIDI-клавиатура.

AKAI MPK Mini

Двухоктавный MIDI-синтезатор с назначаемыми регуляторами и программируемыми пэдами. Справится с ролью простенькой клавиатуры и драм-машины, упростит настройку автоматизации эффектов.

M-AUDIO Keystation 61 II

Пятиоктавная MIDI-клавиатура для тех, кому не подходят урезанные версии клавишных инструментов.

Кабель MIDI to USB

Возможно, у вас уже есть бюджетный синтезатор-самоиграйка. Многие из этих недорогих «касио» имеют 5-контактный MIDI-интерфейс. Для подключения синтезатора к компьютеру подойдёт недорогой кабель с AliExpress.

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Наша DAW-программа всего лишь оболочка. Чтобы заставить её зазвучать, потребуется установка виртуальных музыкальных инструментов, получивших название VSTi. Современные VSTi-плагины умеют с достаточной долей реалистичности повторять звучание как синтетических, так и живых инструментов. Количество плагинов исчисляется тысячами, но мы остановимся на самых популярных из них.

Native Instruments Massive

Крупногабаритный синтезатор с сотнями преднастроенных пресетов на борту. Особенно любим музыкантами, работающими в танцевальных электронных жанрах.

LennarDigital Sylenth1

Синтезатор, не отличающийся внешней навороченностью, но снискавший любовь пользователей за звучание, которое порой можно спутать со звучанием настоящих аналоговых синтезаторов.

XLN Audio Addictive Drums 2

Один из лучших виртуальных эмуляторов живых ударных. Также в наличии пресеты популярных драм-машин.

Для обработки как виртуальных, так и живых инструментов нам понадобятся дополнительно устанавливаемые эффекты — VST-плагины. Их выбор не менее широк, но мы приведём лишь несколько из них в качестве примера.

Antares Auto-Tune EFX 3

Плагин для тех, чья любовь к пению несоизмеримо выше умения попадать в ноты. Auto-Tune помогает очистить дорожку от фальшивых нот путём вытягивания их до ближайших правильных.

Native Instruments Guitar Rig 5

Маст-хэв-плагин для любого гитариста. С помощью Guitar Rig можно сэмулировать не только гитарный перегруз, но и различные эффекты модуляции или целые кабинеты.

iZotope Ozone 7

Плагин для мастеринга — постобработки сведённой композиции. Для тех, кому интерфейс покажется слишком сложным, в наличии десятки пресетов с оптимальными настройками для разных стилей музыки.

Что делать дальше?

Мы разобрались с базовым оборудованием для вашей домашней звукозаписывающей студии. На этом этапе можно начинать творить. Количество и разнообразие стаффа, которым вы можете дополнить вашу студию ограничено лишь вашими средствами и фантазией.

Помните, что качественные устройства и музыкальные инструменты могут эксплуатироваться десятилетиями, а музыканты — люди, подверженные постоянному желанию обновлять своё оборудование. На специализированных форумах и в группах «ВКонтакте» вы найдёте не только общение с единомышленниками, но и множество предложений по покупке и продаже музыкальной техники. Это поможет вам существенно сэкономить при обустройстве домашней звукозаписывающей студии.

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Хотя сделать собственную студию для звукозаписи довольно тяжело и требует денег, это не значит, что вам придется годами вынашивать проект и ждать накопления миллионов.

Домашняя студия

Чтобы начать путь рекорд-продюсера, вы можете начать с малого. По сути, для начала работы вам потребуется только восемь основных элементов. Уже с таким аппаратом вы вполне можете производить треки радийного качества, заниматься аранжировкой и записывать инструменты.

Необходимое оборудование

Домашняя студия — не такая дорогая затея, как могло бы показаться. Обычно люди тратят на аппарат куда больше, чем нужно — хотя намного логичнее было бы вложиться в навыки и умения. Золотое правило гласит: прежде чем вкладываться в новый стаф, нужно досконально знать то, на чем вы работаете сейчас.

По большому счету, базовая домашняя студия собирается из восьми элементов, которые и составят ее основу.

Основное оборудование домашней студии:

Если это оборудование у вас есть, технически вас ничего не останавливает в производстве добротных качественных треков. И, справедливости ради, даже в этом списке не все обязательно к покупке. Например, на первых порах можно обойтись без звукоизоляции и мониторов и учиться сводить в наушниках. Коснемся каждой категории оборудования подробнее:

1. Аудиоинтерфейс

Аудиоинтерфейс

Обычно для домашней звукозаписи выбирают USB-аудиоинтерфейсы за их удобство и распространенность. Вам нужен интерфейс, к которому можно подключить микрофон, динамики, источник линейного сигнала (вроде гитары) и наушники.

В первую очередь, обратите внимание на линейку фирмы Focusrite. Лидеры сектора домашней звукозаписи выпустили третье поколение модельного ряда Scarlett, с эмуляцией микрофонных предусилителей Air и большим пакетом комплектных плагинов. Базовая модель, с которой можно в отличном качестве записывать вокал, гитару и сочинять материал в секвенсоре, — Scarlett 2i2.

Если вам потребуется принципиально больше каналов (скажем, для записи барабанов или вокального многоголосия), присмотритесь к Scarlett 18i8.

Подобные интерфейсы на долгое время закроют вопрос с аудиокартой. А когда ваши навыки и запросы приведут к покупке более серьезного оборудования, обратите внимание на девайс с более профессиональными преампами и ЦАП/АЦП. Один из вариантов — Universal Audio Apollo Twin X Duo, который как раз удовлетворит возросшим требованиям.

2. Микрофон

Микрофон

В домашнюю студию стоит в первую очередь купить конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности. Дело в том, что микрофоны именно с такой диаграммой не забирают звук по сторонам и сзади мембраны, и больше всего терпят не самые совершенные с точки зрения акустики помещения.

Если говорить о типах, то вам потребуется конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Такие микрофоны отлично показывают себя в записи вокала, акустических струнных и прочих акустических инструментов.

В качестве примера универсального конденсаторного микрофона подойдет sE Electronics X1 S: он подойдет практически для любого типового трекинга и хорошо показывает себя в записи вокала. В качестве второго микрофона стоит купить динамический микрофон: он пригодится для записи сигнала с гитарного кабинета, ручной перкуссии/барабанов и также пригодится при записи вокала. В этом случае рекомендуем начать с классического Shure SM57. Сложно вспомнить микрофон, который встречается чаще и используется в большем количестве студийных/концертных ситуаций, чем этот.

3. Микрофонные кабели

Микрофонные кабели

Не забудьте приобрести балансный XLR-кабель. При этом не стоит относиться к покупке совсем уж фанатично и покупать самые дорогие кабели, какие возможно. Вполне достаточно будет целого работающего провода средней ценовой категории. Хорошие рабочие варианты — SZ-AUDIO AP-2114-10M, Superlux SFM2.5FM, NordFolk NMC9/3M, Cordial CCM 5 FM.

4. Микрофонная стойка

Микрофонные стойки

Тот же принцип применим к стойкам. Возьмите по одной микрофонной стойке на каждый микрофон. Имейте в виду, стойки со временем все-таки изнашиваются. Если вы продешевитесь, то рискуете менять стойки каждые несколько месяцев. Советуем несколько вариантов, на ваш выбор: Superlux HM48B, RODE PSA1. Они спокойно прослужат вам несколько лет и не рухнут в самый неподходящий момент вместе с микрофоном на пол.

5. Поп-фильтр

Поп-фильтр

Обязательная вещь для студийной записи вокала, если вы не хотите, чтобы в запись попали посторонние звуки, лишние взрывные согласные, звуки дыхания и прочие помехи. Стоят поп-фильтры недорого, а пользу приносят неоценимую. Пример хороших и доступных поп-фильтров — SZ-AUDIO MS-15, Superlux MA-91B, MXL PF 001.

6. Наушники

Наушники

Тут предстоит выбрать из закрытых и открытых наушников.

Закрытые наушники нужны для мониторинга на записи (или сведения на площадке).

Открытые наушники предназначены для сведения в студии.

Первой парой советуем купить закрытые наушники, например Beyerdynamic DT 770 PRO 250 Ом или более бюджетный вариант Superlux HD-662. Вы сможете записывать материал, пользоваться ими вне студии и сводить (главное — не переусердствовать с громкостью и во время сведения пользоваться референсом). Модели обладают довольно нейтральной АЧХ, которая позволит достоверно передавать материал для сведения.

7. Мониторы

Мониторы

Хотя начать работу в домашней студии можно и без них, по-настоящему научиться сводить без мониторов довольно проблематично. Сводить только в наушниках — удел опытных звукорежиссеров. Да и им все равно нужно проверять микс на мониторах.

Мониторы, очевидно, нужны для работы, а не для домашнего прослушивания, поэтому от них требуется по возможности плоская и нейтральная АЧХ. Поэтому различные динамики класса hi-fi не подойдут — они окрашивают звук. Среди доступных рекомендуем послушать двухполосные Yamaha HS8. Стоит отметить, что мониторы таких размеров подойдут для помещений со звукоизоляцией. Если это не ваш случай, либо вы базируетесь в маленьком помещений, обратите внимание на Yamaha HS5.

По поводу мониторов важно запомнить, что гораздо важнее не конкретная марка купленных девайсов, а насколько тщательно вы изучили звучание своих мониторов и научились с ними работать. К паре мониторов рекомендуем докупить стойки или подставки.

И, конечно же, стоит обратить внимание на тип мониторов, которые вы собираетесь купить — вам нужны активные, то есть со встроенным усилением.

8. Звукоизоляция

Звукоизоляция студии

В данном случае мы говорим об акустических панелях, которые регулируют естественную реверберацию помещения, в котором вы сидите.

Запись и сведение требуют как можно более нейтральной по звучанию комнаты. Так вы убираете стороннее окрашивание звука.

Компьютер

Ноутбук или стационарный компьютер?

Для начала подойдет любой более-менее современный компьютер. На 2019 год мощностей даже относительно скромных устройств достаточно для записи без помех, ощутимой задержки и клипования.

Но если вы планируете работать с большими проектами на множество каналов, то вам потребуется машина с мощным процессором и как минимум восемью гигабайтами оперативной памяти.

Что касается операционной системы, то де-факто выбирать особенно не из чего — Linux-подобные системы остаются экзотикой. Если бюджет не стесняет, берите Mac, экосистема Apple до сих пор держит марку среди профессионалов медиа и развлекательной индустрии.

Основное отличие MacOS от Windows - встроенный аудиокодек Core Audio, позволяющий минимизировать задержку при передаче аудиопотока. К сожалению, Windows не имеет дефолтных инструментом сходного функционала, поэтому самым распространенным остается использование стороннего протокола ASIO от Steinberg.

В общих чертах это все самое главное, что вам нужно для домашней студии. А как выставить оборудование и как подготовить помещение для своих нужд, вы узнаете в нашей статье Собираем домашнюю студию звукозаписи: подготовка помещения.

Читайте также: