Как создать логопедическую компьютерную игру

Обновлено: 06.07.2024

В этой статье рассматриваются возможности развития речи посредством использования информационно-коммуникативных технологий. Приведены примеры игр, используемых в ИКТ.

В настоящее время проблема диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальна и требует дальнейшей разработки и совершенствования методов коррекционной работы с детьми. В связи с новыми требованиями, особую роль в развитии речи дошкольников, отводится ИКТ. Век новых технологий особенно сильно влияет на ребенка, оказывая большое влияние на восприятие окружающего мира посредством телевизора, электронных игрушек, компьютерных игр, телефонов. ИКТ может быть использовано не только в научно-методической работе учителя логопеда, а также в развивающей и коррекционной.

Информационные технологии – это возможность проявления творчества учителя-логопеда, позволяющие искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, способствующие повышению интереса у детей к обучению, активизирующие познавательную активность. Применение ИКТ расширяет возможности использования наглядного материала, повышает эффективность логопедической работы в целом. Развивающие компьютерные игры, задания являются для ребенка прежде всего игрой, а затем уже учебой. Экран притягивает внимание детей, которого мы порой не можем добиться на обычном занятие. Использование мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей и дает возможность использовать на любом этапе организованной деятельности, что позволяет повысить мотивационную активность, способствует более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка, повышает качество и эффективность коррекционно-образовательной работы. Можно выделить преимущества использования ИКТ – это современность, информационная насыщенность, наглядность, доступность, эмоциональная привлекательность, многофункциональность.

В своей работе по коррекции речи я использую интерактивную доску, интерактивный стол и ноутбук, на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Для работы на подгрупповых занятиях я создаю красочные презентации с интересными интерактивными играми, использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным, это способствует не только быстрому запоминанию нового материала и закрепления пройденного, но и развитию связной речи, грамматического строя речи, памяти, внимания, фонематического восприятия, зрительного внимания, а также повышает интерес и желание посещать занятия. Для работы на индивидуальных занятиях я использую ИКТ по коррекции звукопроизношения (автоматизация и дифференциация звуков, а также для развития слогового, звукового анализа, совершенствования навыка чтения, грамматического строя речи.

Мною создана копилка: компьютерных логопедических, обучающих игр, мультимедийных презентаций,по следующим направлениям: развитие связной речи, лексико-грамматической стороны речи, фонематического анализа и синтеза, автоматизация и дифференциация звуков.

Компьютерные логопедические, обучающие игры:

1. «Учимся говорить правильно».

2. «Игры для Тигры».

3. «Баба-Яга учится читать».

4. «Слоговое лото» - по лексическим темам.

5. «Разноцветные домики» - дифференциация звуков.

6. «Что лишнее?» - по лексическим темам.

7. «Кто лишний?» - по лексическим темам.

8. «Маленькие повара» - словообразование по лексическим темам.

9. «Собери семью» - дикие и домашние животные.

10. «Кому, что? – профессии.

11. «Без чего?»

12. «Накорми животных».

Таким образом грамотное сочетание традиционных средств и ИКТ позволяет учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и повысить мотивацию детей к занятию, что существенно сократить время на преодоление речевых нарушений и повысит эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Игры в работе учителя-логопеда В ФГО Стандартах говорится об образовательном процессе, строящемся на подходящих возрасту ребёнка играх. Игра является ведущим видом деятельности.

Циклограмма работы учителя-логопеда. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия № Дни недели Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия Кружковая Деятельность «Звуковичок» консультации для педагогов и методическая.

ИКТ в работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №11 г. Меленки Доклад на тему: «ИКТ в работе учителя.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Картотека упражнений «Игры, обучающие погружению и всплытию» Для начального разучивания. 1. "Поплавок" Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Надо сделать глубокий вдох и выполнять упражнение.

Консультация «Компьютерные игры и речевое развитие детей» В настоящее время привычным является то, что нас повсюду окружают компьютеры, телевизоры, смартфоны, планшеты – словом, та техника, задачей.

Консультация для родителей «Обучающие и развивающие игры с детьми раннего возраста» «0бучающие и развивающие игры с детьми раннего возраста». Игра является одним из важнейших видов деятельности в развитии ребёнка. Что же.

Консультация «Компьютерные игры для детей разных возрастов» «Компьютерные игры для детей разных возрастов» Все родители заинтересованы, чтобы их дети хорошо разговаривали, были развитыми, смышлеными,.

Памятка для родителей «Игры, обучающие детей доброте и любви к животным» Автор: Смецкая А. Н., воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г. Шебекино Белгородской области" Все родители мечтают воспитать.

Компьютерные игры в детском возрасте Наталья Свирко Компьютерные игры в детском возрасте. Автор статьи : Наталья Свирко Воспитатель МБДОУ № 81, г. Прокопьевск 2018 год. В настоящее.


Ключевые слова: интерактивные обучающие модули, интерактивные игры, мультимедийные игры, треннинговые игры, дети с нарушениями речи

Возможности современных компьютерных средств обучения и воспитания, коррекции и развития, абилитации и реабилитации огромны, что и определяет их ведущую роль в логопедической практике. Компьютерные технологии выступают способом диагностирования индивидуальных возможностей учащихся, средством обучения, источником информации, тренинговым устройством или способом контроля и оценивания качества образовательного и коррекционно-развивающих процессов. Компьютерные средства можно подключать на любой стадии коррекционно-педагогической деятельности, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме [2].

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный и коррекционно-развивающий процесс в контексте указанной проблемы являются интерактивные мультимедийные презентационные и треннинговые технологии. Интерактивные мультимедийные логопедические игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике [1]. Логопед может превратить коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания.

Представление опыта работы по созданию компьютерных игр с помощью программы PowerPoint, возможности использования их в логопедической работе.

ВложениеРазмер
sozdanie_i_ispolzovanie_kompyuternyh_igr_dlya_korrektsii_rechi_doshkolnikov_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx 22.8 КБ
3_sozdanie_animatsionnogo_izobrazheniya_v_powerpoint.docx 156.25 КБ
5_sozdanie_obuchayushchih_igr_sredstvami_powerpoint.doc 113.5 КБ
6_algoritm_raboty_s_nastroykami_animatsii_i_giperssylkami.docx 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 78 «Ивушка»

Мастер-класс для педагогов

«Создание и использование компьютерных игр для коррекции речи дошкольников на логопедических занятиях»

в рамках проведения «открытых» мероприятий для молодых специалистов ДОО

Создание и использование компьютерных игр для коррекции речи дошкольников на логопедических занятиях

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».

Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации образования.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Процесс коррекционного обучения ребенка с ОВЗ требует длительного времени и отнимает у него много сил. Со временем он утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных технологий позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным, облегчить процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционно - логопедических занятий.

На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение. Нестандартные индивидуальные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, весёлых историй очень нравятся детям. Преимуществом интерактивных средств коррекционного воздействия является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.

Мультимедиа-занятия, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С этой целью мною была создана мультимедийная библиотека, включающая разнообразные развивающие и обучающие игры, интерактивные презентации, авторские мультимедийные презентации. Авторские мультимедийные презентации можно использовать на индивидуальных занятиях с учителем – логопедом и в домашних условиях с родителями в зависимости от поставленных задач. (Шумелочка)

Использование презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: автоматизация в речи «непослушных» звуков, уточнение, обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя речи; развитие связной речи;

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и внимания;

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активности, любознательности.

Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия аудитории (детей, родителей).

Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация сегодня выступает как ваша визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

Не навреди! Крупные и четкие картинки, шрифт, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. Ну и, конечно, ограничение времени работы с экраном – не более 25 минут за урок, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.

  1. Фон презентации. Изменение фона презентации.
  2. Подготовка фотоматериалов и графии для размещения на слайдах.
  3. Создание анимационного изображения в PowerPoint. (Приложение 1)
  4. Как добавить в презентацию активную ссылку на источники графики.
  5. Создание обучающих игр средствами PowerPoint. Запись времени анимации с помощью триггера (Приложение 2)
  6. Алгоритм работы с настройками анимации и гиперссылками PowerРoint (Приложение 3)
  7. Триггеры в презентации. Применение. Создание слайда с триггерами. (Приложение 4)
  8. Гиперссылки. Применение. Изменение параметров. Создание игрового поля. (Приложение 5)
  9. Встраивание в презентацию звуковых, видео, флэш-файлов.

Вывод: Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Различные компьютерные программы, которые используют в работе логопеды

Размещаем ссылки на различные компьютерные программы, которые логопеды используют в своей работе.

Валентина Пашнина

работала с программой игры для тигры.очень хорошая программа. включает 4 раздела по коррекции: фонематический слух, звукопроизношение, лексика и просодика.Очень красочная.

Программно-аппаратный комплекс " ВИДИМАЯ РЕЧЬ III" является разработкой известнейшего в компьютерном мире производителя - компании IBM. Он предназначен для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.
С 1997 г. это лучший продукт для визуализации речевых функций.
Эта разработка заинтересует специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов, сурдопедагогов, афазиологов и др. Ресурсы программы могут и должны быть умело модифицированы и использованы специалистом в направлении конкретных развивающих задач. Помимо "лобовых" способов коррекции многих речевых нарушений заключенных в программе, работа с этим продуктом может лишь визуально сопровождать многие традиционные приемы коррекции речевых нарушений. Разумеется, программа не охватывает всех направлений работы логопеда или сурдопедагога, более того коррекционный потенциал местами можно отметить как очень ограниченный, но тот объем целевого коррекционного воздействия, который в короткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии и сурдопедагогики.

Читайте также: