Как создать стиль для синтезатора на компьютере

Обновлено: 04.07.2024

На описываемом инструменте имеется 100 заводских (пресетных) стилей. С точки зрение непритязательного пользователя инструмента (для дома для семьи) этого более чем достаточно. На самом деле, на инстументе есть практически все стили, используемые в современной эстрадной музыке, но хочется надеяться, что вы творческая личность и стремитесь быть ни на кого непохожим. Конечно, не все стили вас устроят или вам хочется создать свой собственный, оригинальный. С чего начать? Начните с точки отсчета.

  1. Выберите стиль, от которого вы будете отталкиваться. Для чего? Ну хотя бы для того, чтобы выставить нужный вам тактовый размер. Все стили на вашем инструменте, к сожалению, записаны только в двух размерах – 3 /4 и 4 /4-Например, стиль 001 записан в размере 4 /4, а стиль 099 – в размере 3 /4
  2. Включите режим готовности к записи, нажав кнопку RECORD. С правой стороны от дисплея нажмите кнопку STYLE для выбора режима записи стиля. Номер стиля появится в верхнем левом углу дисплея. Точки индикатора долей будут мигать в установленном текущем темпе (нужный темп может быть установлен до включения режима записи). Кроме того, будут мигать рамки вокруг пиктограмм треков стиля и разделов автоаккомпанемента – INTRO, MAIN A, MAIN В и ENDING, показывая, что надо выбрать раздел и трек до начала записи.
  3. Выберете раздел автоаккомпанемента для записи. Для этого нажмите одну из кнопок INTRO, MAIN A, MAIN В или ENDING, при этом индикаторы других кнопок погаснут. На нижней части дисплея появится полоска трека RHYTNM 1 (не мигает). Это показывает, что данный трек выбран для записи. При использовании в качестве основы предварительно установленного стиля вам необходимо очистить (стереть информацию) те треки, информация на которых вас не устраивает.

Вышеозначенным способом вы можете записать все нужные вам треки. Остальные можно просто очистить. Не забудьте, что каждый трек перед записью можно проверить на соответствие при помощи режима репетиции.

Когда вы выбираете трек для записи, то, даже если вы запишете новую партию, она будет звучать тембром, который был установлен для предыдущей партии. Чтобы его изменить, перед записью, с помощью кнопки VOICE выберите нужный вам тембр.

Запись на треке осуществляется в непрерывном режиме (зацикливание), до тех пор, пока вы не нажмете кнопку START/STOP. Стиль всегда должен записываться на основе аккорда С7 (для правильной работы автоаккомпанемента).

Соблюдайте следующие правила при записи основных разделов MAIN и вставки FILL.

  • Используйте только звуки аккорда СМ7 при записи треков BASS, PHRASE, CHORD и PAD.
  • Для остальных разделов вы можете использовать любые аккорды и последовательности.
  • Аккорд СМ7 называется базовым для автоаккомпанемента и применяется по умолчанию, но вы в любой момент можете его изменить на более удобный аккорд.
  • При записи ударных инструментов на треках RHYTHM 1 и RHYTHM 2 вы имеете возможность стереть определенные инструменты. Это удобно, когда вы не хотите переделывать целиком партию ударных, а хотите только заменить некоторые инструменты. Для этого, используя кнопку SUB MENU, выберите пункт DRUM CANCEL и нажмите на клавиатуре клавиши соответствующих инструментов.
  • Далее в обычном режиме запишите то, что вам нужно. Так же как и в режиме записи сонга, в режиме записи стиля можно отквантировать как отдельные партии, так и весь стиль.

Помните, что каждый раздел автоаккомпанемента имеет определенное количество тактов. Прежде чем записывать, прослушайте данный раздел и по показанию дисплея (надпись – MEASURE) определите количество тактов.

Вот собственно и все о записи стиля. Надеемся, это вам поможет в вашем творчестве и вы сможете внести что-то свое, оригинальное в существующую коллекцию стилей.

Кроме того, на вашем инструменте можно перезаписать и клавиши "мульти", которые значительно оживят ваше исполнение. Как это сделать?

  1. После обычного входа в режим записи (описано выше) нажмите одну из четырех кнопок MULTI PAD. Пиктограмма выбранной кнопки появится на дисплее. Это означает, что вы можете начинать запись.
  2. Если вы хотите, чтобы ваша записанная фраза совпадала тонально с автоаккомпанементом, до начала записи необходимо установить режим совпадения аккордов. С помощью кнопки SUB MENU укажите функцию CHORD MATCH для соответствующей клавиши "мульти" и продолжите запись. Запись начнется, как только вы исполните первую ноту или нажмете кнопку START/STOP. Для обеспечения правильной работы автоаккомпанемента ваша фраза должна быть основана на аккорде СМ7. Точно таким же образом вы можете перезаписать остальные клавиши "мульти".

На этом мы заканчиваем данную главу, но учтите, что истинное владение любым инструментом слагается из двух условий – первое, это ваш непрерывный труд, второе – понимание цели, к которой вы движетесь. Если это присутствует, вы достигнете многого. Ваш инструмент станет настоящим другом и помощником.

Зачем нужна MIDI-клавиатура, если вы начинающий музыкант

Есть два вида музыкантов. Одни фанатеют от звука определенного инструмента — гитары, скрипки, барабанов. Другие, напротив, любят играть разными звуками и создавать новые. Базовым инструментом для музыкантов из второй группы является MIDI-клавиатура, и даже гитаристы с барабанщиками часто используют различные миди-контроллеры для создания аранжировок. Любому начинающему музыканту такой девайс поможет развить музыкальные способности, а почему — разберемся далее.

Миди-контроллеры обретают самые разнообразные воплощения — от привычных черно-белых клавиатур до устройств из квадратных прорезиненных кнопок-пэдов. Бывают и контроллеры в виде грифа гитары, и даже сенсорные клавиатуры, на которых можно делать питч и вибрато. Однако всех их объединяет их главная функция — контроль музыкальных приборов или софт на компьютере, смартфоне или планшете. Это может быть:

  • Синтезатор, как в формате плагина, так и реальный железный прибор. Многие синтезаторы не имеют клавиш и управляются внешними контроллерами.
  • Семплер с загруженными звуками пианино, скрипки, барабанов и т.п.
  • Элементы интерфейса DAW или VST-плагина — включить запись или воспроизведение, заглушить определенный трек, прибавить громкость или перейти к нужному куску песни.

Стандарт MIDI был разработан еще в 80-х, и поэтому имеет олдскульный пятиштырьковый разъем, похожий на аудиоджек у советской аудиотехники. По миди-протоколу передается не только нота, но и данные о силе ее нажатия (велосити), питч, модуляция, вибрато и другие параметры. Грубо говоря, миди-клавиатура создает точное цифровое описание нажатой ноты и передает ее на ПК или музыкальный прибор. А дальше синтезатор или сэмплер накладывает на эту ноту звук. Сама по себе клавиатура звуков не содержит — это не синтезатор, а контроллер (хотя бывают и исключения, например, Akai mpk mini play все-таки имеет встроенные звуки).


Современные клавиатуры умеют подключаться к ПК по USB, так что для них не нужна аудиокарта с MIDI-разъемами. На самом деле, большинство бюджетных клавиатур даже не имеют MIDI-выхода. Зато почти все они имеют вход для педали экспрессии, которая позволит регулировать заданные параметры (сустейн, питч и т.п.) ногой.

В общем и целом, миди-клавиатура нужна начинающему музыканту, потому что она:

Поможет учиться сочинять и записывать музыку


Одна из главных фишек миди-клавиатур — возможность записывать занятия, репетиции и черновые наработки на ПК, планшет или даже смартфон. Это не только многократно увеличивает эффективность любых занятий музыкой, но и открывает двери к созданию собственного материала. Сочинение музыки захватывает намного больше, чем игра упражнений и гамм, и часто является гарантией того, что благие начинания не будут заброшены через пару месяцев.

Не все миди-клавиатуры подходят для постановки рук и игры классических произведений, они сильно отличаются друг от друга механикой клавиш. Бывают недорогие клавиатуры с невзвешенными клавишами синтезаторного типа, ощущения от которых лишь отдаленно напоминают игру на реальном пианино. Клавиши нажимаются очень легко, что облегчает игру быстрых пассажей, но также и лишает многих средств выразительности, необходимых для игры классики. Поэтому часто такие инструменты обычно имеют лишь 2–3 октавы. Зато они компактные и легкие, с ними удобно работать, разложив на столе несколько клавиатур для разных инструментов, и еще одну можно положить на колени. Профессиональные музыканты часто используют недорогие миди-клавиатуры для создания демо-треков и аранжировок.

Бывают и клавиатуры с полувзвешенными или взвешенными клавишами, которые с закрытыми глазами можно спутать с пианино — настолько похожи ощущения от игры. Обычно это большие многооктавные инструменты. Они весьма массивны из-за конструкции клавиатуры, поэтому перемещать по комнате и класть ее куда захочешь не получится. Тем не менее, они все еще компактнее традиционных и даже электронных пианино — по сравнению с последними у миди-клавиатур не меньше возможностей при более скромной цене. На них удобно учиться, ставить руки и играть классику.

Подарит доступ к миллиарду звуков и инструментов

Пожалуй, главное преимущество миди-клавиатуры над традиционным пианино и даже менее традиционным синтезатором — возможность играть любыми звуками. Их клавиши могут по мановению клика мышки превратиться в скрипку, флейту, гитару, валторну, барабаны или в любой из тысяч VST-синтезаторов. В Интернете можно найти десятки бесплатных библиотек семплов и синтезаторов, к примеру, вот достойный внимания список. Все это позволяет изучить устройство и звучание оркестровых и народных инструментов, к которым начинающий музыкант вряд ли получил бы доступ, и даже применить их для своих треков.

Миди-клавиатура открывает возможность работы со звуком. Это важная часть творчества современного музыканта: у каждой известной группы или соло-исполнителя есть собственный стиль и звук, за которыми стоят сотни часов экспериментов и поисков. Уникальный саунд является важной частью самовыражения артиста, ведь если трек узнается с первых нот благодаря своему звучанию, то слушатель его запомнит.

Больше возможностей, функций

Миди-контроллеры бывают не только в форме черно-белых клавиш. Иногда это пэды — большие квадратные кнопки, чувствительные к силе нажатия, на таких удобно программировать биты и барабанные партии, работать с не тональными сэмплами.

Нередко контроллеры заточены под конкретные VST-инструменты. К примеру, Native Instruments Maschine даже поставляется с подходящим к нему софтом, включая полные версии синтезаторов Massive, Monark, и Reaktor Prism, а также набором сэмплов Komplete Start. Контроллер помогает быстрее и эффективнее управлять софтом, дает мгновенный доступ к нужным функциям и позволяет более продуктивно работать с музыкой.

Бывают и контроллеры для более эффективной работы в DAW, к примеру, такие. Они часто используются звукорежиссерами на стадии сведения, к примеру, чтобы быстро переходить к нужным частям песни, управлять фейдерами руками, а не мышкой, и прописывать автоматизацию в реальном времени, а не рисовать ее в неудобном интерфейсе.

Позволит выступать


Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбук\планшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.

Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.

Поможет разобраться в создании современной музыки

Создание современной музыки далеко ушло от заполнения нотного стана при свечах. Современный музыкант — это во многом инженер, который использует множество программ и аппаратных устройств для получения нужного звука. Большинство музыкальных жанров ушло от реальных инструментов в пользу электронных и виртуальных.

Домашние студии электронных музыкантов подчас напоминают пульт управления космолетом — столько туда напичкано всякой техники. Каждый прибор и программу нужно освоить и изучить, и многие начинают этот путь именно с миди-клавиатур. Они помогут составить базовое представление о работе DAW, сэмплеров и синтезаторов, позволят разобраться с азами создания современной музыки и базовыми понятиями.


Заключение

Конечно, MIDI-клавиатура не обязательна для записи партий — во многих DAW есть функция, которая позволяет набивать партии с помощью обычной печатной клавиатуры. Однако ощущения от игры на печатных клавишах не сравняться с отдачей от игры на реальном музыкальном инструменте, даже если у него самая примитивная синтезаторная механика. Да и просто заниматься, джемить и экспериментировать с миди-клавиатурой намного приятнее и интереснее, не говоря уже о ее дополнительных возможностях. Во многом поэтому миди-контроллеры сегодня стали неотъемлемым атрибутом любого музыканта и домашнего продюсера.

Читайте также: