Как связан уровень оснащенности школ компьютерами с образовательными результатами

Обновлено: 04.07.2024

В предполагаемом проекте реализуется школьная инновационная программа, направленная на реализацию одного из ведущих направлений Программы развития МОУ СОШ № 14 до 2010 года, решающая задачу внедрения и развития информационных технологий в системе школьного образования.

Основная идея проекта

Развитие образовательно-информационной среды школы, основанной на новейших инфотехнологиях, максимально содействующих социализации обучающихся, развитию возможностей системы образования, интеграции всех субъектов образования в единое информационное пространство.

Нормативно-правовая база

  • Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 1996–2008 гг.);
  • Приказ Министерства образования России от 11.02.2002 N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
  • Приказ Министерства образования России от 10.02.2004 N 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации»;
  • Региональная целевая программа «Развитие образования Мурманской области на 2006- 2010 годы» (в ред. Постановления Правительства Мурманской области от 28.06.05 № 255- ПП/8);
  • Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы»

SWOT-анализ

I. Информационно-техническое обеспечение(характеристика)

II. «Сильные стороны»:

  • обученные в области ИКТ педагоги школы
  • педагоги с опытом разработки и проведения медиауроков;
  • введена информатика, как отдельный курс в рамках основной школы (7-9 класс);
  • введены элективные курсы и факультативы по информатике и ИКТ;
  • участие педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах.

III. «Слабые стороны»:

  • низкая информационная культура родителей обучающихся;
  • недостаточный уровень технической оснащенности школы современными ИКТ средствами;
  • недостаточное использование средств ИКТ для управленческих целей;
  • невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
  • нехватка специалистов в области информатизации;
  • проблемы интеграции ИКТ с учебными предметами.

В связи с вышеизложенным для реализации программы нам необходимо решить следующие подготовительные задачи:

  • Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИКТ подавляющего большинства педагогов.
  • Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
  • Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные инфопродукты.

IV. Анализ уровня готовности участников образовательного процесса к внедрению ИКТ в УВП

Основные цели и задачи проекта:

Цель: СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

Задачи:

  1. образовательные:
    • освоение и использование ИКТ обучающимися и учителями- предметниками;
    • внедрение ИКТ в УВП;
    • обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к школьным информационным ресурсам;
  2. управленческие:
    • формирование нормативной базы;
    • разработка программы создания и развития единого информационного пространства;
    • автоматизация документооборота всех участников образовательного процесса;
    • создание эффективной образовательной программы школы на основе применения ИКТ;
  3. кадрово-методические:
    • обеспечение оперативного доступа педагогических кадров к научно-методической информации;
    • повышение профессиональной компетенции администрации и педагогических кадров школы в области ИКТ;
    • проведение компьютерного всеобуча среди педагогических работников;
  4. материально-технические:
    • техническое оснащение школы;
    • обновление имеющегося компьютерного парка школы с учётом данной программы.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИНФОРМАЦИОНАЯ ШКОЛА»

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап: подготовительный: 2007-08 уч.год.

Цель: Создать единое информационное пространство.

Задачи: Обновление и пополнение компьютерного парка школы, установка соответствующего стандартам программного обеспечения, создание школьной локальной сети.

Цель: Автоматизация УВП.

Задачи: Автоматизация управления школой и документооборота, расширение школьной локальной сети, создание медиа - класса.

III этап: аналитический- 2009-2010 уч.год.

Цель: Использовать возможности информационного пространства школы как способа повышения качества образования.

Задачи: Реализация ИКТ через сеть специализированных кабинетов; создание школьной медиатеки; создание сети дополнительного образования на базе школьной информационной среды; содержательная корректировка образовательных программ; создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства школы.

2. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация проекта будет содействовать использованию Интернет-технологий в рамках формирования единой информационной, социо-культурной образовательной среды школы, стимулировать использование ИКТ в организации учебно- воспитательного процесса, предоставит дополнительные возможности для развития талантливой творческой молодежи, содержательной корректировке образовательной программы школы, учитывающей возможности эффективного взаимодействия обучающихся, педагогов и администрации с ИКТ и информационным обществом, росту качества образования, повысит возможности всех участников образовательного процесса в использовании Интернет-ресурсов.

3. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из четырех крупных направлений в работе, которые включают в себя комплекс мероприятий.

Информатизация управления, где необходимо решить задачи:

  • Создание локальной административной сети школы;
  • Обеспечение всех компьютеров административной сети специальным программным обеспечением;
  • Техническое и методическое оснащение школьной медиатеки;
  • Создание банка данных по различным направлениям.

Совершенствование курса информатики, где необходимо:

  • Разработать программу непрерывного курса информатики;
  • Систематически повышать учителям информатики свой профессиональный уровень;
  • Проводить разнообразные внеклассные мероприятия по информатике.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предусматривает:

  • Курсовую подготовку учителей-предметников для работы на компьютерах;
  • формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся;
  • Проведение учителями-предметниками компьютерных уроков;
  • Использование электронных учебников по предметам школьного курса;
  • Создание школьного образовательного сервера с различной информацией для учителей и учащихся;
  • Компьютерные тестирования учащихся.

Технология открытого образования необходима для решения задач:

  • Дистанционное дополнительное образование учителей и учащихся;
  • Участие учителей в дистанционных семинарах, педагогических советах, конференциях;
  • Участие учащихся в сетевых образовательных проектах.

4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок

Мероприятие

Исполнители

Ресурсы

Показатели реализации

Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс

Наличие современных компьютерных классов, подготовленные специалисты

Анализ учебного плана, анализ учебных программ

Обучение учителей ИКТ

Директор школы, МО

МОИПКРО, ПГУ, ОЛАиМР, кабинет информатики

Использование ИКТ в учебном процессе

Создание общешкольной локальной сети

Директор школы, заместитель директора по АХЧ

Средства бюджета, привлечение спонсорских средств

Обеспечение оперативных информационных связей

Компьютер в сети, мультимедийный проектор, доска, сканер, принтер,

Повышение качества обучения

Создание школьного сайта

Зам. дир., отв.за информатизацию

Сервер, модем, выход в Интернет

Расширение инфопространства школы

Обобщение опыта в «Сети творческих учителей»

Л.Г.Масько- учитель начальных классов

Сертификаты, персональный профиль в Сети

Разработка электронного каталога, имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов

Учителя информатики, библиотекари

Внедрение информационных технологий в УП

Информатизация деятельности администрации школы

Директор школы, заместитель директора по УВР

Наличие компьютеров и программ АСУ

Высвобождение временных ресурсов

Утверждение квалификационных требований к уровню владения ИКТ

Квалификационные требования по должности «Учитель»

Создание электронной библиотеки исследовательских работ учащихся и педагогов

Заместитель директора школы по УВР

Выход в Интернет, сайт школы

Аттестация обучающихся и учителей

Размещение на сайте школы публичного доклада

Участники ШИП, заместитель директора по ВР

Наличие электронной почты у обучающихся

Обеспечение оперативной связи

Организация дистанционной психологической помощи семье и ученику на сайте школы

Заместитель директора школы по УВР

Наличие компьютеров у учащихся, выход в Интернет

Проведение компьютерного всеобуча для родителей

Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами

Директор школы, учителя предметники

Средства федерального бюджета, привлечение спонсорских средств

Внедрение информационных технологий в учебный процесс

Использование телекоммуникаций в учебном процессе
Проведение уроков в медиа-классе
Электронное тестирование обучающихся

Кабинет информатики, медиа-кабинет предметника, электронные учебники, программы

График проведения уроков в компьютерном кабинете и медиа- кабинете предметника
Результаты диагностики

Публикация на сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей школы.

Директор школы, учителя информатики

Выход в Интернет, учителя информатики

Анализ работы школы

5. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В 2006–2008 ГОДАХ

№ п/п

Показатель реализации

2006–2007 уч. год

2007–2008 уч. год

Увеличение компьютерного парка

+ 13(всего: 42)
0.06на одного обучающегося

+6(всего: 48)
0.08 на одного обучающегося

Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами

100%

Создание общешкольной локальной сети

В сети: 16 компьютеров

В сети: 26 компьютеров; Подключение «КМ-школы».

Создание школьного сайта

Обучение учителей ИКТ

+15(всего 46.5%)

+2(всего 48.2%)

Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Владимировна, Кузнецова Ирина Алексеевна, Рычихина Наталья Сергеевна

В статье рассмотрена динамика изменения числа персональных компьютеров , используемых в учебных целях , в школах различных регионов России. Выделены причины и факторы, влияющие на оснащенность общеобразовательных учреждений персональными компьютерами. На примере 21 региона Российской Федерации проанализировано воздействие 6 социально-экономических факторов на исследуемый показатель. С помощью метода статистического моделирования выделены группы факторов по степени их влияния на число персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях России.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Владимировна, Кузнецова Ирина Алексеевна, Рычихина Наталья Сергеевна

Социальные факторы миграционного взаимодействия южных и северных регионов России Анализ проблем кадровой обеспеченности в ИТ-сфере Алтайского края Финансовый аспект инновационной деятельности России Оценка уровня развития региональной инновационной системы и ее институциональное обеспечение Взаимосвязь факторов социально- экономического развитияи объема валового регионального продукта i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ANALYSIS OF EQUIPMENT FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA WITH COMPUTER EQUIPMENT

The article examines the dynamics of changes in the number of personal computers used for educational purposes in schools in various regions of Russia. The reasons and factors influencing the equipment of educational institutions with personal computers are highlighted. On the example of 21 regions of the Russian Federation, the impact of 6 socio-economic factors on the indicator under study was analyzed. Using the method of statistical modeling, groups of factors have been distinguished according to the degree of their influence on the number of personal computers in educational institutions of Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ»

DOI:10.6060/snt.20216501.0004 УДК: 519.2:373

АНАЛИЗ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ

О.В. Сизова, И.А. Кузнецова, Н.С. Рычихина

Ольга Владимировна Сизова, Ирина Алексеевна Кузнецова

Рычихина Наталья Сергеевна

Кафедра социологии социальной работы и управления персоналом, Ивановский государственный университет, Ермака, 39, Иваново, Российская Федерации, 153000 E-mail: richihina@,mail. ru

В статье рассмотрена динамика изменения числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в школах различных регионов России. Выделены причины и факторы, влияющие на оснащенность общеобразовательных учреждений персональными компьютерами. На примере 21 региона Российской Федерации проанализировано воздействие 6 социально-экономических факторов на исследуемый показатель. С помощью метода статистического моделирования выделены группы факторов по степени их влияния на число персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях России.

Ключевые слова: общеобразовательные учреждения, обеспеченность персональными компьютерами, число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, корреляционно-регрессионный анализ, факторы уравнения регрессии.

ANALYSIS OF EQUIPMENT FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA WITH

O.V. Sizova, I.A. Kuznetsova, N.S. Rychikhina

Olga Vladimirovna Sizova, Irina Alekseevna Kuznetsova

Rychikhina Natalia Sergeevna

The article examines the dynamics of changes in the number of personal computers used for educational purposes in schools in various regions of Russia. The reasons and factors influencing the equipment of educational institutions with personal computers are highlighted. On the example of 21 regions of the Russian Federation, the impact of 6 socio-economic factors on the indicator under study was analyzed. Using the method of statistical modeling, groups of factors have been distinguished according to the degree of their influence on the number of personal computers in educational institutions of Russia.

Key words: educational institutions, availability of personal computers, correlation-regression analysis, factors of the regression equation.

Сегодня руководство многих стран прилагает значительные усилия для модернизации систем образования на основе применения новейших компьютерных технологий [4]. Постепенно возникла необходимость адаптации учебных заведений к новым условиям функционирования [16]. При этом компьютерные технологии либо используются в ходе осуществления образовательного процесса в классах, либо образование реализуется дистанционным путем. Внедрение информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько процесс автоматизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества [5].

Следует отметить, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе способствует повышению качества подготовки учащихся, т.к. значительно расширяет доступ к образовательным ресурсам всего мира. Происходит рост кооперации между учебными заведениями, обмен опытом, создание единого информационного пространства [19].

24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Образование» [6]. Одним из федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», является проект «Современная цифровая образовательная среда» [7]. Основной задачей данного проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Другим важным федеральным проектом, входящим в национальный проект «Образование», является проект «Современная школа» [8]. Основной задачей проекта заявлено внедрение новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий в российских школах. Проектное управление, как отдельное

научное направление, основывается на совокупности методов и инструментов, которые зарекомендовали себя как эффективные при планировании нововведений [20].

Успешное выполнение указанных ранее федеральных проектов во многом зависит от оснащенности общеобразовательных учреждений компьютерной техникой. В результате серьезных усилий по созданию современной образовательной среды для российских учащихся обеспеченность школ компьютерной техникой сегодня можно считать достаточно высокой. По данным на начало 2019 г. в среднем по России на 1000 школьников приходится 141 персональных компьютеров (ПК). В отдельных регионах число ПК на 1000 обучающихся превышает 200 единиц. К таким регионам относятся: Калужская область (200 ед.), Тульская область (201 ед.), г. Москва (234 ед.), Республика Татарстан (243 ед.), Тюменская область (271 ед.) и Камчатский край (295 ед.). При этом ряд регионов России не выходит на уровень 100 компьютеров на 1000 обучающихся. В Центральном федеральном округе к таким регионам относится только Орловская область (98 ед.). Большинство регионов с низким уровнем оснащенности компьютерной техникой находятся в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Из Южного федерального округа -это Республика Адыгея (85 ед.), республика Крым (74 ед.) и Астраханская область (98 ед.). В Северо-Кавказском федеральном округе - это Республика Дагестан (96 ед.), Республика Ингушетия (41 ед.), Кабардино-Балкарская Республика (86 ед.), Чеченская республика (42 ед.) и Ставропольский край (78 ед.)

Одним из самых распространенных методов изучения социально-

экономических явлений является статистическое моделирование взаимосвязи выделенных факторов на основе корреляционно-регрессионного анализа.

Данный метод помогает определить наиболее значимые факторы, которые могут оказывать влияние на исследуемый про-цесс[9].

Целью данной работы было выявление и анализ факторов, влияющих на оснащенность общеобразовательных организаций компьютерной техникой. Понимание того, какие именно факторы влияют на уровень оснащенности ПК школ позволит провести анализ этого влияния, выявить негативные моменты и спрогнозировать уровень оснащенности компьютерами учебных заведений в зависимости от состояния влияющих на этот процесс факторов.

В качестве предмета исследования выступает показатель числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в организациях на 1000 обучающихся (У). Показатель определяется отношением числа персональных компьютеров к численности обучающихся и умножается на 1000 [10].

В качестве факторов, которые могли бы объяснить динамику числа ПК в общеобразовательных учреждениях, были выбраны следующие показатели:

- Х1 - инвестиции в образование (миллионов рублей);

- Х2 - численность учителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (тысяч человек);

- Х3 - численность обучающихся общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) (на начало учебного года; тысяч человек);

- X - валовой региональный продукт (миллионов рублей);

- Х5 - количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования(штук);

- Х6 - доля частных школ в числе общеобразовательных организаций (процентов).

Качественный выбор данных факторов обусловлен рядом причин. Логично предположить, что инвестиции в образование (Х1) определяют в том числе и расходы на покупку компьютеров для образовательных организаций. Показатель количества

организации, осуществляющие образовательную деятельность (Х5), предположительно должен оказывать влияние на оснащенность компьютерной техникой, т.к. без этого ни одна школа сегодня не будет соответствовать требованиям ФГОС, а значит и не сможет осуществлять свою деятельность. Численность учителей (Х2) и обучающихся (Х3) - это два фактора, которые показывают количество непосредственных пользователей ПК.

На сегодняшний день в нашей стране все больше появляется частных школ, которые, по нашему предположению, должны быть оснащены современной техникой лучше, чем государственные и муниципальные учреждения.

Поэтому показатель -доля частных школ в числе общеобразовательных организаций (Хб) - также был взят для исследования. Ну и валовой региональный продукт (Х4), являющийся одним из важнейших показателей экономического развития конкретного региона, был выбран в силу того предположения, что чем богаче регион, тем лучше должны быть оснащены современным ИКТ и общеобразовательные школы.

В качестве исходной статистической базы данного исследования использовались данные в период с 2010 по 2018 годы. Источником информации послужили данные сборника «Регионы России.

Социально-экономические показатели», представленные Федеральной службы государственной статистики [11- 15].

В ходе исследования были рассмотрены следующие регионы России: Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Костромская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Рязанская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Ульяновская область, Ярославская область и г. Москва. Данные регионы были выбраны таким образом, чтобы

охватить все округа Российской Федерации. Кроме того, при выборе регионов учитывалась обеспеченность школ компьютерной техникой. В выборку попали регионы с высокой, средней и низкой степенью обеспеченности общеобразовательных учреждений компьютерами.

Анализ различных типов связей между показателями показал, что исследуе-

мое явление лучше всего описывается линейной зависимостью. Модели строятся в форме дифференциальных уравнений по статистическим данным за некоторый промежуток времени [1,2]. Поэтому далее в работе представлены результаты, полученные для линейных моделей.

Значения частных ^ коэффициентов корреляции по регионам РФ

Регион России X! Х2 Х3 Х4 Х5 Х6

Регионы с числом ПК, превышающих 200 единиц на 1000 человек

Калужская область -0,15 -0,04 -0,87 0,68 -0,04 -0,60

Камчатский край -0,85 -0,68 0,82 0,58 -0,82 -

г. Москва 0,68 0,30 0,74 0,01 -0,51 -0,65

Регионы с числом ПК, от 100 до 200 единиц на 1000 человек

Амурская область 0,63 0,76 0,50 0,65 -0,97 0,36

Белгородская область -0,25 0,26 -0,48 -0,02 0,78 0,79

Владимирская область 0,58 -0,57 0,41 0,62 -0,76 0,12

Ивановская область -0,01 -0,62 -0,84 0,14 -0,80 0,01

Калининградская область -0,63 0,92 -0,96 0,97 -0,97 0,85

Кемеровская область -0,81 -0,55 0,97 0,98 -0,20 0,98

Костромская область 0,22 0,24 0,20 0,85 -0,21 -0,21

Мурманская область 0,35 0,77 -0,44 0,49 -0,67 0,04

Нижегородская область 0,61 0,30 -0,45 0,44 -0,62 0,24

Новосибирская область -0,41 -0,61 0,77 -0,11 -0,86 0,57

Рязанская область 0,03 0,58 -0,84 0,97 -0,06 0,08

Саратовская область -0,31 -0,93 -0,95 0,97 0,96 -0,81

Свердловская область 0,96 -0,87 -0,23 0,98 0,92 -0,59

Ульяновская область 0,21 -0,78 0,08 0,71 0,15 0,14

Ярославская область -0,15 -0,76 -0,23 0,43 -0,11 0,67

Регионы с числом ПК, ниже 100 единиц на 1000 человек

Республика Адыгея -0,53 0,27 -0,62 0,68 -0,03 0,20

Республика Ингушетия -0,53 -0,53 0,45 0,76 0,79 0,37

Ставропольский край -0,69 -0,84 -0,73 0,81 0,73 -0,18

Абсолютное значение коэффициента корреляции показывает силу существующей связи. При значении коэффициента от связь сильная, от - умеренная. Если модуль коэффициента корреляции меньше 0,5, то связь слабая.

Полученные значения свидетельствуют о том, что в поведении зависимости между результативным и факторными показателями нет однозначной зависимости. Для разных регионов связь между показателями различно. Однако можно видеть, что показатель валового регионального продукта (ВРП) для подавляющего количества регио-

нов имеет с количеством компьютеров прямую связь. Т.е. с ростом ВРП растет и обеспеченность компьютерной техникой школ в регионах. По остальным показателям такой однозначно выделенной направленности связи нет. Для показателей Х1, X2, Xз Х5Д6 связь с числом компьютеров для одних регионов прямая, а для других - обратная.

Исходя из полученных данных далее в работе были построены регрессионные модели для выделенных регионов. Построение динамических математических моделей многообразных макроэкономических процессов в регионе является актуальной и трудной проблемой [2]. В таблице 2 пред-

ставлены лучшие регрессионные модели Западного, Южного и Северо-Кавказского

для регионов Центрального, Северо- федеральных округов.

Модели регрессионной зависимости для регионов Центрального, Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов_

Регион РФ Вид регрессионной модели sig t R2 sig F

Центральный федеральный округ

Ивановская область У = 2231,9 - 154,75х2 - 5,02х3 - 2,59х5 3 10-4 110-3 0,01 4 10-3 0,970 3 • 10-4

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 3 представлены лучшие регрессионные модели для регионов При-

Представленные модели являются адекватными, коэффициенты регрессии в них значимы. При этом проверка адекватности всей модели (sig F) осуществляется с помощью F-критерия Фишера, а проверка значимости каждого коэффициента регрессии (sig ^ - с помощью ^критерия Стью-дента.

Значение коэффициента регрессии (Я2) для полученных моделей показывает, что они объясняют изменение результативного признака выбранными факторами в среднем на 91,4%.

При этом только 2 региона (г. Москва и Республика Адыгея) из 21 иссле-

волжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

дованных имеют коэффициент регрессии меньше 91%.

Регионы Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов демонстрируют более высокое значение R2.

Они объясняют зависимость числа компьютеров выбранными факторами в среднем на 98,6%.

Полученные данные свидетельствует о правильности качественного выбора объясняющих факторов.

В таблице 4 представлены факторы, которые были получены в уравнениях регрессии по выделенным регионам.

Модели регрессионной зависимости для регионов Приволжского, Уральского,

Сибирского и Дальневосточного федеральных округов

Регион РФ Вид регрессионной модели г Я2 Р

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ подсчитали, что в среднем по РФ на 100 школьников приходится 13 персональных компьютеров.

В результате серьезных усилий по созданию современной образовательной среды для российских школьников обеспеченность школ компьютерной техникой сегодня можно считать достаточно высокой. В среднем по России на 100 школьников приходится 13 персональных компьютеров, не считая переносных и планшетных, число которых также постоянно растет. В отдельных регионах число ПК на 100 обучающихся превышает 20 единиц.

Более 90% российских школ имеют постоянный доступ в Интернет, почти половина – высокоскоростной.

Все это требует постоянных вложений на обновление и техническое обслуживание, поэтому возникает резонный вопрос: насколько активно используется вся эта техника в учебном процессе?

Ответом на него могут служить результаты опроса учителей, проведенного экспертами Института образования НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования в 2016 году. Общее число опрошенных составило 2014 человек.

16% учителей, ответивших на вопрос «Какие технические средства вы использовали в работе в школе?», указали, что они пользовались компьютерным классом. Школьные комплекты индивидуальных компьютеров учащихся использовали 7% педагогов. Столько же (7%) вообще не использовали никакие цифровые технологии и компьютерную технику. При этом учительский комплект компьютерного оборудования используют 85% опрошенных учителей.

Каждый третий использует электронную доску, а двое из трех пользуются мультимедийным проектором. При этом те, кто пользуется этим оборудованием и технологиями, в среднем обращаются к ним не чаще 5-8 часов в неделю, то есть 1-2 урока в день. А вот работать на учительском компьютере приходится до 3 часов в день.

В ходе опроса было зафиксировано, что в московских школах учителя реже пользуются компьютерными классами (так ответили 12,4% опрошенных), но чаще всех остальных используют комплекты индивидуальных компьютеров – 20,7% респондентов.

В сельских школах ситуация противоположная: они активнее других используют компьютерные классы (19,5%).


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.

Фото: пресс-служба

— Дистанционное обучение для системы образования стало большим стрессом. Педагогам пришлось осваивать новые площадки для взаимодействия с учениками: системы видеоконференций, мессенджеры и другие инструменты для раздачи домашних заданий и сбора обратной связи. Возникли проблемы с мотивацией учеников, вовлечением их в учебный процесс, а также с самоорганизацией самих учащихся.

При этом доля педагогов, использующих онлайн-ресурсы в своей работе, за время самоизоляции выросла с 64 до 85%, по данным Высшей школы экономики. Почти половина из тех, кто до этого никогда не пользовался образовательными онлайн-ресурсами, планируют продолжить их использование.

Агрегаторы электронного образовательного контента в условиях ограничений на перемещение стали настоящей находкой для учителей. Российский рынок образовательных платформ, среди которых «Учи. ру », РЭШ, «Московская электронная школа», « ЯКласс », InternetUrok и другие, появился не в период карантинных мер, он формировался на протяжении последних нескольких лет. Компьютер и интернет уже давно стали неотъемлемой частью процесса обучения и организации, управления учебным процессом. Мы в сфере образования работаем с 2002 года и, как разработчик базовых вычислительных инструментов для задач образования, тоже имеем ряд решений, которые эволюционируют вместе с трендами отрасли.

Пандемия поспособствовала дальнейшей цифровизации школ. Помимо уже используемых педагогами инструментов начнут внедряться новые. Важно, что государство в настоящее время всячески способствует этому процессу. В частности, нацпроект «Образование» предусматривает массовую цифровизацию образовательных учреждений.

— Как вы оцениваете ИТ-инфраструктуру в образовании?

— Проблема наличия в школе современной ИТ-инфраструктуры тянется с первых серьезных поставок компьютерной техники в начале 2000- х , когда страна преодолевала отставание в информационной революции в образовании 1990- х годов.

За прошедшее время было реализовано несколько государственных программ оснащения образовательных организаций цифровым оборудованием, которые позволили подключить к интернету все школы, и сейчас речь идет о повышении скорости подключения до 100 Мбит/с.

Конечно, цифровой ландшафт образования в разных регионах и даже от школы к школе варьируется, что затрудняет внедрение современных ИТ-решений. Более развита ИТ-инфраструктура в городах- миллионниках и регионах-лидерах, где школы получали достаточное финансирование. Так, например, проекты по модернизации инфраструктуры школ, реализованные в последние годы в Татарстане, а также развитие «Московской электронной школы» затронули практически все образовательные учреждения этих регионов.

Но ситуация начинает постепенно меняться и в других регионах. В частности, программа «Точка роста» в рамках нацпроекта «Образование» — создание в сельской местности и малых городах центров образования на базе школ — также предусматривает модернизацию и оснащение современной ИТ-техникой и лабораторным оборудованием образовательных учреждений.

При этом пандемия выявила еще одну проблему — нехватку компьютеров в семьях учащихся и зачастую у самих учителей. Не все родители и преподаватели могут позволить себе несколько ноутбуков, когда в семье несколько пользователей. Равный доступ детей к образованию можно обеспечить посредством обеспечения доступа каждого ко всем необходимым техническим средствам.

Возможно, что для этого (обеспечения школьников необходимым оборудованием) придется создавать соответствующую нормативную базу для закупки техники школой с последующим предоставлением ее ученику и учителю. Или предусмотреть субсидии для семей на приобретение техники для образования.

— В чем специфика техники для образования?

— Мы иногда шутим, что школа для компьютерной техники — агрессивная среда. Наши специализированные устройства защищены от попадания влаги и пыли во внутренние части корпуса. Это позволяет использовать наши ноутбуки в любых сценариях классной работы — от решения типовых задач на уроках информатики до проведения лабораторных работ по естествознанию на природе.

Также наши устройства имеют защиту от падения, в них предусмотрена различная загрузка портов ввода и вывода, защита корпуса, в том числе экрана. Эти дополнительные характеристики значительно продлевают эксплуатационный период устройств в школе. Кроме того, наша техника оснащена средствами для организации коллективной работы.

В последнее время требования к школьному цифровому оборудованию унифицируются, что позволяет создавать спецификации для коробочных проектов.

— Насколько универсальна техника для образования с учетом развития, например, мобильных технологий?

— На одном уроке необходим планшет, чтобы потреблять контент — электронный учебник или какое-нибудь интерактивное пособие. На других — возможность создавать контент, например отчет о лабораторной работе. В зависимости от сценария применения в нашем портфолио есть и планшетные компьютеры, и классические ноутбуки, и ноутбуки с поворотным экраном. Любая модификация при этом имеет необходимые для образования характеристики.

Сейчас в образовании наиболее востребованы универсальные решения — ученический ноутбук- трансформер , который может применяться во всех возможных сценариях. Учителя же в основном используют классические ноутбуки.

— В чем преимущества российской разработки и насколько благоприятны сейчас условия для российских разработчиков ИТ-решений для образования?

— Локальные разработчики имеют возможность производить оборудование под те или иные требования заказчика. Мы понимаем потребности системы образования и можем разрабатывать продукты с особыми характеристиками.

У нас завод полного цикла в Ивановской области, поэтому планировать отгрузки и производство нам намного проще — начиная с монтажа печатных плат и заканчивая сборкой и настройкой под заказчика. У нас также есть возможность интегрировать непосредственно в свой производственный процесс любые решения российской разработки.

Конечно, в какой-то степени мы зависим от импорта комплектующих. Но сейчас фактически нет ни одной мировой компании-разработчика, которая была бы полностью независима от импорта.

При этом государство поддерживает и стимулирует оснащение образовательных учреждений инновационными технологиями силами российских производителей.

Доля отечественного оборудования на рынке в целом растет, в 2019 году она достигла 13%.

Мы рассчитываем, что при реализации национального проекта «Образование» доля отечественного оборудования (средств вычислительной техники) достигнет 50% — именно такое целеполагание звучало в выступлениях руководства страны, и мы готовимся к этому.

— Какие тренды в развитии ИТ-решений для образования вы можете выделить?

— Пандемия дала толчок российским разработчикам систем видео-конференц-связи, таким как TrueConf, Videomost, IVA. Они быстро среагировали и предложили потребителям в первые недели пандемии специальные тарифы на пробный период. Это позволило школам максимально быстро найти альтернативу зарубежным решениям типа Zoom или Skype. Привлечение массового потребителя по всей стране позволило российским вендорам провести прямое тестирование в плотном режиме работы.

Еще один большой и интересный сегмент рынка — цифровые лаборатории. Существуют как хорошие зарубежные, так и отечественные решения. При этом ключевое преимущество российских разработок — адаптированный к нашим образовательным стандартам контент и методическая поддержка.

Основной мировой тренд в решениях для образования — создание возможности погружения в обучающий контент и геймификация образования, это технологии виртуальной и дополненной реальности. Многие мировые производители заняты созданием таких комплексов. Мы также имеем такой опыт. Работа с разными поставщиками программного обеспечения, образовательного контента, обучающих цифровых лабораторий позволяет нам создавать комплексные продукты, ориентированные на задачи образования.

В целом решения, которые мы сейчас применяем в сфере образования, имеют увеличенный срок жизни. Мы регулярно дорабатываем и тестируем последние версии софта, чтобы наши устройства максимально долго отвечали потребностям пользователей.

Читайте также: