Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости родительское собрание

Обновлено: 07.07.2024

Конспект родительского собрания для родителей подростков. Тема «Проблемы компьютерной зависимости»

Цели: способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером; предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью обучающихся.

Форма проведения: педагогический ринг.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся, учитель информатики, педагог-психолог.

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление педагога-психолога.

3. Выступление учителя информатики.

4. Практическая часть.

5. Итоги родительского собрания.

Подготовительная работа:

Подготовка памяток для родителей «Компьютер в жизни школьника».

Памятка

1. Ваш ребенок должен быть за компьютером не более 4 часов в день.

2. Покупайте ему диски с образовательными программами.

3. Следите за тем, какие темы интересуют Вашего ребенка в информационном пространстве.

4. Просматривайте игры, в которые играет Ваш ребенок.

5. Знайте, что зачастую с помощью Интернета молодежь заманивают в различные секты.

6. Пытайтесь анализировать любую информацию, полученную с помощью Интернета, вместе с ребенком.

7. Не отмахивайтесь от его предложений «показать что-то интересное».

8. Радуйтесь его успехам, связанным с освоением информационного пространства.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

- Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством, как компьютер. Он прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и т. д.

Современный ребенок рано осваивает компьютер, и из игровой приставки компьютер постепенно превращается в незаменимого помощника и источник информации. Это открывает новые возможности в обучении и развитии, что весьма полезно для школьника. Можно делать домашние задания, удобно вести исследовательскую работу, просматривая различные энциклопедии в Интернете, пользоваться обучающими программами, смотреть познавательные фильмы. Также очень удобен для школьника Интернет. Можно в любом месте в любое время дня и ночи найти интересующую вас информацию за считанные секунды. В Интернете возможно найти единомышленников или поделиться своими идеями и проектами. Можно просто «сидеть на сайте» какой-то энциклопедии, познавая окружающий нас мир.

Компьютер изменил понятие детей об отдыхе. Большинство подростков теперь предпочитают отдыхать за компьютером.

Конечно, в первую очередь это игры. Игры в основном без пользы убивают время, хотя некоторые из них даже полезны. Логические, познавательные или игры-стратегии помогут неплохо развить смекалку, при этом активизируя мышление. Даже игры типа «бродилок», «стрелялок», например, помогут развить командный дух. Так как ученикам младшей, да и старшей школы больше по душе посидеть пару часов за игрой, чем выполнить задание по какому-либо уроку, то все это должно быть в меру и контролироваться родителями. Помимо игр отдохнуть можно за просмотром фильмов, прослушиванием музыки, чтением электронных книг и энциклопедий или просто общаться по Сети с друзьями. Также можно найти себе хобби, например можно пробовать создавать музыкальные композиции, клипы, рисовать и многое другое.

Компьютер изменил не только игры, но и общение подростков. Оно стало виртуальным. Сидя на диване, можно общаться с друзьями в любой точке земного шара. Хорошо это или плохо?

Давайте познакомимся с мнением школьников, использующих компьютер в своей повседневной жизни.

Марина С. (ученица 9 класса):

- Очень помогает подготовиться по литературе. Не нужно читать произведения, в Интернете все есть в кратком пересказе, или можно фильм посмотреть.

- Без компа не могу, переводы по английскому языку можно сделать за 10 минут и готовые домашние задания можно скачать.

- С помощью Интернета делаю все рефераты, иногда нахожу сочинения. Прочтешь и понимаешь, как самому нужно писать.

- Да компьютер не только в школьных делах помогает. Вот я недавно в больнице лежала, а там карантин, никого не пускают, только Интернет и спасал: и от школы не отстала, так как дистанционно занималась.

- Да без компа я вообще жить не могу, в Интернете проходит вся моя жизнь. И уроки делаю, и общаюсь с друзьями, и играю.

- А я с помощью специальных компьютерных программ готовлюсь к экзаменам. Использую демоверсии, чтобы «натаскать» себя на тестовых заданиях.

Итак, использование компьютера полезно в меру. И результат зависит только от человека. Новые технологии всегда будут помогать познавать наш мир.

Полезность компьютера и Интернета очевидна, но, как и у всего, есть обратная сторона медали. Педагог-психолог познакомит нас с понятием «компьютерная зависимость».

2. Выступление педагога-психолога.

- Компьютерная зависимость - некая форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестоком мире подростку кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход в этой ситуации.

Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

Признаки компьютерной зависимости.

• Соматические признаки: сухость глаз, запоры, отсутствие аппетита, неряшливость, боли в животе, головные боли, сонливость и утомляемость.

- возникновение чувства радости и эйфории во время игры на компьютере или игровой приставке;

- отсутствие контроля за временем в процессе игры;

- неуклонное стремление увеличивать время игры;

- при невозможности поиграть возникают раздражение, гнев, чувство угнетенности, ощущение пустоты или депрессия;

- использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

- проблемы во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками или педагогами.

Причины захвата компьютером личности ребенка.

Первая и самая главная причина - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен к саморегуляции своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», чаще всего что-то делает, не думая о последствиях.

Покупка маленькому ребенку дорогостоящей игрушки - компьютера - часто связана с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности; ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия. Ребенка не научили советоваться, а значит, слушать, но самое главное - слышать рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростком возрасте - подросток не слышит и не воспринимает указания взрослых.

В компьютерную зависимость чаще всего попадают неуверенные в себе дети, с низкой самооценкой, нецелеустремленные, зависимые от мнения окружающих, замкнутые, малообщительные, которые в жизни имеют малый круг общения и друзей.

Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг - все это приводит к компьютерной зависимости подростка.

Негативные последствия компьютерных игр:

- проблемы в учебе (снижается успеваемость);

- проблемы со здоровьем (деформация позвоночника, сколиоз, нагрузка на глаза - «сажается» зрение, спазмы мускулатуры лица, головные боли);

- личностные изменения человека - замкнутость, тревожность, жестокость, агрессивное поведение. Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийства, кровавые сцены, обязывающим виртуального героя к насилию ради выживания;

- приобретение психологических трудностей в общении, во взаимопонимании как со сверстниками, так и со взрослыми;

- малая приспособленность к жизни в реальном мире, инфантильный стиль отношения к проблемам;

- негативное воздействие на детскую психику.

Сегодня многие медицинские специалисты считают, что компьютерная зависимость должна быть включена в официальный список психических отклонений.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?

Познакомить его с временными нормами для школьников. Знакомство с компьютером начинать с 5-6 лет - 10-15 минут. В начальном звене школы - до 20 минут.

В среднем звене - до 30 минут.

В старшем звене - до 40 минут.

В начальной школе компьютерные игры должны носить не развлекательный, а развивающий характер, расширяя кругозор ребенка.

Играйте вместе с ребенком в настольные и другие игры (шахматы, шашки, лото, пазлы, конструкторы).

Культивируйте семейное чтение. Проблема наших детей в том, что они не читают самостоятельно художественную литературу.

Приучайте ребенка к труду, в любом возрасте у него должны быть домашние обязанности.

У ребенка должна быть разнообразная занятость свободного времени. Оптимальный вариант, когда Вашему ученику остается очень мало времени на компьютерные игры, так как он должен заниматься в спортивных секциях, школьных кружках, посещать музыкальную школу, принимать активное участие в школьных мероприятиях.

Используйте программные средства блокировки, фильтры для нежелательного просмотра материала, рекламы.

Не разрешайте ребенку предоставлять личную информацию через Интернет. Ребенку нужно знать, что нельзя через Интернет давать сведения о своем номере телефона или домашнем адресе. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру Вашей кредитной карты или банковским данным.

Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих проблем, конфликтов. Контролируйте общение ребенка на сайтах.

Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли она какую-то опасную информацию? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения?

Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми от курения, алкоголя, телевизора, Интернета. Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребенка.

3. Выступление учителя информатики.

Учитель информатики рассказывает родителям об учебных программах, показывает то, чем ученики занимаются на его уроках. Вручает родителям памятки.

4. Практическая часть.

Диспут для родителей.

1. Боитесь ли Вы общения Вашего ребенка с компьютером? Почему?

2. Изменилось ли поведение Вашего ребенка после того, как он начал активно общаться с компьютером? В чем это выражается?

3. Как Вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?

4. Посещает ли Ваш ребенок компьютерный клуб?

5. Вызывает ли у Вас тревогу увлечение компьютерными играми и виртуальное общение в Интернете?

6. Являетесь ли Вы пользователем ПК? С какой целью вы его используете?

7. Чувствуете ли Вы собственную зависимость от компьютера?

8. Считаете ли Вы необходимостью использование компьютера на школьных уроках по различным предметам?

2. Выступление психолога, сопровождаемое презентацией. Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько эта проблема будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растет. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером. По данным Фонда «Общественное мнение» компьютер есть сегодня у 29% россиян, а у 2% - даже несколько. 45% компьютеров подключены к Интернету.

В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек – супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже… С одной стороны виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего подвержены этому недугу именно подростки. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. А в России врачи занимаются игроманами последние 7-8 лет. И с каждым годом проблема становится острее. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе и игровые клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Все мы, наверное, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека. В группу риска попадают:

Подростки, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным. Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.

Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.

Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере или становится тревожным;

большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за компьютером;

у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора, он вообще часто забывает о еде;

ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

ребенок становится более агрессивным;

трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер;

обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.

Если компьютерная зависимость появилась, то, как помочь своему ребенку от нее избавиться? Если зависимость уже стойкая, то, скорее всего, преодолеть ее собственными усилиями родителям будет сложно. И общения с психологом в этой ситуации может быть недостаточно. Не теряйте время, обратитесь к врачу. Лучше обратиться к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства. Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты.

Игровую зависимость легче предотвратить, чем лечить (впрочем, как и любую другую). К сожалению, мы, родители, нередко сами вовлекаем своего ребенка в виртуальный мир. Нам кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой лучше, чем гулять непонятно где на улице. Не дай бог, попадет еще в дурную компанию. Пусть лучше играет. Мало кто задумывается, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, повышению агрессии, проблемам в общении, утрате чувства реальности.

Виртуальный мир дает ребенку искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Маленький игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И, мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире тоже не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном.

А у подростков, «живущих» в Сети, как правило, появляются проблемы в общении. Ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной жизни не годятся. Так в игре, принята очень примитивная, без нюансов, схема отношений: стукнул по голове, стрельнул, убежал. Подростки начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких. К уходу ребенка в виртуальный мир может привести и еще одна ошибка – слишком ответственные родители. Которые, просто не дали ребенку наиграться. И с самого раннего детства водили малыша во всякие секции и кружки. В итоге, к 10 годам он ото всего этого так устал, что взбунтовался, бросил занятия и ушел в виртуальный мир. Между тем, именно с этого возраста нужно загружать ребенка дополнительными занятиями по максимуму. В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому, подросток, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям их детей необходимо найти «золотую середину». Как с одной стороны обеспечить компьютерную грамотность ребенка, и с другой стороны, уберечь своего ребенка от компьютерной зависимости? Советы психологов сводятся к следующим рекомендациям:

Во-первых, общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Поддерживайте с ребенком диалог по поводу игр: интересуйтесь, во что именно он играет, задавайте вопросы. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь во время игры находиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом будет развиваться и мышление.

Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ребенку решить его проблемы.

Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной. (Слайд 8)

Во-вторых, ограничьте время за компьютером. Специалисты московского Центра виртуалистики при институте человека РАН выяснили, что наиболее ответственный период развития психики человека – возраст от 3 до 5 лет. Постарайтесь в этом возрасте оградить ребенка от компьютерных игр и игр в автоматы. Ребенок до 7 лет полностью идентифицирует себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться. Для дошкольника компьютер – лишнее. В этом возрасте очень важно развивать воображение, которое в свою очередь формирует мышление ребенка. Длительное общение с компьютером, особенно в дошкольном детстве отсекает воображение как нечто ненужное. Дети с развитым воображением, как правило, в компьютерную зависимость не попадают. Многие ученые сходятся во мнении, что для полноценного развития в дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство прекрасного, учить его рисованию, музыке, танцам. Дети, не получавшие в свое время этих эмоций, часто замещают их с помощью компьютера. В идеале компьютер должен появиться в доме не раньше, чем ребенку исполниться 11 лет. После 12 лет наступает менее опасный период, обычно у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако, необходимо помнить, что все дети развиваются по-разному, и нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, не позволяйте играть в компьютер за 1,5 – 2 часа до сна и особенно ночью.

Третье, компьютер – во благо! Следите за тем, в какие игры играет ребенок. Держите в домашнем компьютере только «добрые» игры или игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки». Повышайте свою компьютерную грамотность. Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе и другим интересам ребенка. Лучше использовать принцип «Любишь кататься – люби и саночки возить»: загружайте его работой на компьютере: найти что-нибудь в Интернете или набрать для вас нужный текст («Помоги, не успеваю сама»). А уже после этого он может поиграть. Кстати, врачи утверждают, что набирать текст на клавиатуре полезно для развития мелкой моторики (детям с ДЦП это даже рекомендуют). Заодно и грамотность повышается. Компьютер может предоставить детям безграничные возможности для творчества: редактировать фотографии, монтировать собственные фильмы, писать музыку и книги, общаться с иностранцами. Главное здесь, заинтересовать и научить.

Четвертое: «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секции и студии могут быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос или динозавры, да что угодно! Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на природу, посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

Если у вас есть вопросы ко мне, то вы можете задать их сейчас, или обратиться индивидуально в часы консультаций. Ответы на вопросы родителей.

Цели: проинформировать родителей о существовании проблем, связанных с повышенным интересом детей к общению в Интернете, социальных сетях; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному проведению свободного времени.

Вопросы для обсуждения:

II. Информационный блок.

Компьютер – друг или враг?

Почему формируется компьютерная зависимость?

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

Заключительное слово по информационному блоку.

III. Подведение итогов.

Ход родительского собрания

Приветствие.

II. Информационный блок. 1. Компьютер - друг или враг?

Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков.

Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В Европе все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя

от реального мира и уходят в свой - виртуальный. В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже… С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

Но, информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Статистика говорит, что 9 из 10 детей в возрасте до 15 лет столкнулись с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные сайты, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь, 4,8% в сети познакомились с сектантским проповедничеством, мистическими и изотерическими практиками, магией и шаманством. Доверчивые, со слабой психикой и высокой внушаемостью, не чувствующие никакой опасности, дети подвергаются угрозе социальной и личностной дезадаптации.

Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввязываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются компьютером дома в отсутствие родителей. Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпатизирующим собеседником. К сожалению, реальная встреча с таким «доброжелателем» может закончиться трагедией.

С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего подвержены этому недугу именно подростки. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. А в России врачи занимаются игроманами последние 7-8 лет. И с каждым годом проблема становится острее. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе и игровые клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

2. Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные

секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Но, возникает вполне адекватный вопрос: Почему одни становятся игроманами, а другие – нет? И ответ заключается в том, что нет одинаковых людей. Всё зависит от особенностей характера человека. Психологи выделяют два типа людей: экстерналов и интерналов.

Экстерналы - фаталисты, они считают, что в жизни от них ничего не зависит, всем управляет судьба, в их неудачах виноваты обстоятельства или другие люди. Интерналы склонны действовать, они более оптимистичны, решительны, трудолюбивы. Развитию компьютерной зависимости подвержены экстерналы и подростки с заниженной самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться.

Подумайте, кого ваш ребенок обвиняет в неудачах?

Высокая степень внушаемости подростка, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стрелялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд. Это лучшая профилактика игровой зависимости.

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Все мы, наверное, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека.

В группу риска попадают:

1.Подростки, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

2.Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным.

3.Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.

4.Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.

5.Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

Давайте рассмотрим симптомы зависимости.

3. Признаки зависимости.

«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;

потеря интереса к происходящему вокруг,

часты резкие перепады настроения,

неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала,

у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

ребенок становится более агрессивным;

трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоцио-нальный подъем только когда садиться за компьютер;

обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.

4. Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

Уберечь детей от интернет - зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета. Нужно самим показать ребенку все возможности сети - и не только игры и социальные сети.

Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-нибудь интерес. Обязательно заботьтесь о том, чтобы зарядить ребенка хорошими новыми впечатлениями, запастись приятными воспоминаниями о путешествии или походе в театр, на природу.

5. Заключительное слово по информационному блоку.

Чтобы ваш ребёнок не стал зависим от Интернета, прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка.

Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет - зависимости. Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ваш ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.

Симптомы Интернет - зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к Интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от Интернет - независимых, стираются границы реального и виртуального миров, причем последний становится более важным. Дети, не страдающие Интернет - зависимостью, легко могут отвлекаться на другие дела или по просьбе отойти от экрана монитора.

Все познается в сравнении. Поэтому задайтесь такими вопросами, как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть.

Ведь навязчивое желание использовать Интернет для общения или иной самореализации, может быть отголоском других проблем: заниженная самооценка, депрессия. Разобравшись с причинами, вызывающими зависимость и решив их, сама зависимость может сойти на нет.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.

Главное – это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.

Осуществляйте негласный контроль за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Тем более, что подобные качества часто выступают серьезными помощниками во взрослой жизни. Следите за соблюдением баланса между временем, проводимым в сети и вне ее.

В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому, подросток, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям их детей необходимо найти «золотую середину». И помните, что Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым.

Цель: Проинформировать родителей о проблемах, связанных с повышенным интересом детей к телевизору, планшету и другим гаджетам; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми и совместному проведению с ними свободного времени.

2. Сформировать представление о негативном влиянии компьютерных игр на эмоционально-волевую сферу дошкольника.

3. Помочь осознать важность поддержания эмоционального контакта, проведения совместного с детьми досуга во избежание развития у них экранной зависимости.

Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, мяч, заранее подготовленные карточки с вопросами, ручки, буклеты.

В наши дни экраночень часто подменяет собой живое общение ребенка с родными: и бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое-многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами… Однако такое безобидное на первый взгляд увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.

Дело в том,что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; споствует уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.

По данным Института РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед компьютером или телевизором, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате этого у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и педагоги, утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеяным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и трудом воспринимает информацию на слух.

Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в его психике. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку; уводя человека в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями; отдаляя реальность. Пройти через игру для него становится чуть ли не смыслом жизни, а под тем, чтобы стать победителем, отнюдь не всегда подразумевается совершение чего- то важного, доброго, благородного, направленного на благо другим (спасение кого-либо, оказание кому-то помощи, сохранение чего-то, практически всегда бывает наоборот (убийство кого-то, завладение чем-либо, разрушение чего-то).

1. Упражнение «Импульс по цепи». (время выполнения2-3минуты).

Цель: Создание доброжелательной обстановки, сплочение группы.

Далее мы будем работать в командах.Для этого Вы должны разделиться на три команды: «Мышка», «Флешка» и «Планшет».(каждая команда рассаживается за стол с соответствующим обозначением).

2. Упражнение «Конструктор». (время выполнения 5-6 минут).

Цель: Сформировать у родителей конструктивный подход к решению проблемных задач.

Каждой команде предлагается вспомнить часто возникающую в реальности, или сконструировать проблемную ситуацию, связанную с увлечением ребенка просмотром телевизора или игрой в компьютерные игры и наити выход из нее. У каждой команды может быть не одна ситуация. После обсуждения команды представляют свои ситуации другим командам; члены других команд могут комментировать и задавать уточняющие вопросы.

3. Упражнение «Вопрос-ответ» (время выполнения 6 минут).

Цель: Сформировать у родителей представление о проблеме экранной зависимости и ее последствиях для ребенка.

Каждой команде предлагается ответить на вопрос. (вопросы напечатаны на листах формата А4, свои ответы команды могут записать под вопросом).

Вопрос команде «Флешка»: «Как Вам кажется, какие признаки могут говорить о б экранной зависимости?»

Вопрос команде «Планшет»: «На Ваш взгляд, сколько времени может проводить ребенок 5-ти лет у монитора?»

Вопрос команде «Мышка»: «По Вашему мнению, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у детей в связи с чрезмерным увлечением экраном?»

Команды делятся своими размышлениями с участниками других команд, возможны комментарии и уточняющие вопросы всех участников тренинга.

4. Упражнение «Ребенок-родитель-педагог» (время выполнения 5-6 минут).

Цель: Сформировать у родителей альтернативный подход к экрану с учетом различных социальных групп.

Сейчас каждая из команда будет представлять различную социальную группу: «Ребенок», «Родитель», «Педагог».

«Педагоги»: Расскажите, как можно использовать компьютер, привлекая детей к полезной, продуктивной деятельности совместно со взрослым.

«Родители»: Расскажите, каким образом можно организовать досуг ребенка (игры, занятия, увлечения, совместные дела, чтобы времяпровождение стало альтернативой занятиям с компьютером, планшетом, телевизором.

«Дети»: Расскажите, во что бы вам хотелось поиграть, чем бы позаниматься с мамой или папой (кроме компьютера, планшета, игровых приставок).

Каждая группа получает задание на листе формата А4, где фиксирует ответ на вопрос. Ответы должны состоять не менее чем из пяти пунктов. Затем группы представляют свои ответы участникам других групп. Возможны комментарии и уточняющие вопросы.

5. Упражнение «Плюсы минусы»

Цель: Рефлексия, обсуждение всех плюсов и минусов, связанных с использованием компьютера, ТВ, игровых приставок.

Спасибо за внимание!

Проект «Профилактика телевизионной зависимости» Социальный проект «Профилактика телевизионной зависимости» Актуальность проекта обусловлена, тем что телевизионная зависимость «лежит в.

Родительское собрание «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Групповое родительское собрание на тему «Сюжетно - ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Повысить уровень компетенции.

Родительское собрание «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Родительское собрание на тему: «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Автор: Козлова Марина Владимировна,.

Родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МАДОУ»

Родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МАДОУ» Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду – работа с родителями. Задача педагога - максимально.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Рассмотрение необходимости развития разных сторон речи детей 1 часть: Вопрос: - Что такое «речь»? Речь - форма общения. Речь —.

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи: • Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться.

Родительское собрание «Условия формирования правильного произношения у дошкольников»

Родительское собрание «Условия формирования правильного произношения у дошкольников» «Условия формирования правильного произношения у дошкольников» Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети.

Родительское собрание в средней группе «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Родительское собрание в средней группе Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитатели: Щелчкова В. Н., Угайнова А. А. Цель:.

Читайте также: