Как устроен маневренный планшет

Обновлено: 04.07.2024

4 Курс. Видео. Расхождение с одним судном изменением курса. Маневренный планшет.

4 Курс. Расхождение с одним судном изменением курса (поворот вправо).

4 Курс. Видео. Расхождение с одним судном изменением скорости. Маневренный планшет.

Дополнительно можно смотреть видеоурок капитана дальнего плавания А. Богаченка, тоже хорошо объясняет.

Порядок решения задачи расхождения на маневренном планшете.

1) Из центра планшета провести вектор перемещения собственного судна за 6 минут ,Vн.
2) Сделать записи в таблице обработки радиолокационной информации о курсе (ИКн ) и скорости (Vн) собственного судна.
3) Из центра планшета радиусом Дзад. провести окружность.

4) Наблюдая за ситуацией на экране РЛС выбрать по изменению относительных полярных координат эхо сигнал опасного судна.
5) С экрана РЛС снять отсчёты пеленга и расстояния эхо-сигнала опасного судна, заметить судовое время, сделать записи в таблицу радиолокационной информации для нулевой точки о времени 0’ (пеленге и дистанции для судна А)
6) По этим данным нанести на маневренный планшет начальную ситуацию, обозначив нулевую точку цифрой 0’и большой буквой А.

11) Соединить нулевую и 6-ти минутную точку прямой для определения вектора относительного перемещения цели за 6 минут. Стрелка вектора направлена в 6-ти минутную точку. Обозначив этот вектор Vo.
12) Продлить вектор Vo до центра планшета, получим ЛОДА траекторию, по которой будет перемещаться эхо-сигнал судна А при неизменности курсов и скоростей собственного и встречного судов.

16) Соединить точку F с 6-ти минутной точкой прямой, получим 6-ти минутный вектор цели Vц, направленный в 6-ти минутную точку, обозначив его Vц.
17) Используя параллельную линейку и измеритель определить истинные курс и скорость судна цели А, сделать записи в таблицу обработки радиолокационной информации на маневренном планшете.

18) Нанесите упрежденную точку (рекомендуется 12-ти минутную с учетом времени набора информации) и провести из нее пунктирными линиями касательные к окружности Дзад. Получим ОЛОДы, по которым должны перемещаться эхо-сигналы судна при выполнении маневра.
19) Из 6-ти минутной точки провести линии параллельные ОЛОДам в противоположном направлении для определения сектора опасных курсов (СОК), за пределы которого нужно вывести конец вектора Vн для решения задачи расхождения. Если F находится в пределах СОК, решить задачу уменьшением скорости невозможно.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ.

Маневренный планшет- сетка полярных координат, в центре которой находится судно-наблюдатель. Используется для графического решения задач на расхождение.

ЛОД- линия относительного движения. Траектория перемещения эхо-сигнала судна цели относительно условно неподвижного собственного судна на экране РЛС.
ОЛОД- ожидаемая линия относительного движения. Прогнозируемая траектория перемещения эхо-сигнала судна цели после окончания маневра собственного судна.

Dкр- дистанция кратчайшего сближения. Длина перпендикуляра опущенного из центра планшета на ЛОД.

Tкр- время кратчайшего сближения. Судовое время истекаемое с момента начала наблюдения до момента прихода судна цели в точку кратчайшего сближения.

t кр- промежуток времени от момента начала маневра до момента сближения на кратчайшее расстояние.

Vн- вектор скорости судна наблюдателя за 6 минут.

Vц- вектор скорости судна цели.

Vо- вектор относительной скорости судна цели.

СОК- сектор опасных курсов.

ЛОМ- линия окончания маневра.

F- фиксированная точка на маневренном планшете из которой, как из центра, берут свое начало векторы собственного судна и судна цели.

Опасное судно- это такое судно, пеленг которого не изменяется и расстояние до него уменьшается, а параметры кратчайшего сближения Дкр и Ткр меньше допустимых значений Дзад и Тзад.

Эффективный маневр- это такой маневр, который предназначен не только для решения задачи на расхождение, но и для того чтобы показать опасным судам, которые наблюдают за окружающей обстановкой только с использованием радиолокатора в условиях ограниченной видимости, действия собственного судна. Если выбран маневр отворота, то эффективным следует считать угол не менее 30°-45°, а если уменьшение скорости, то не менее чем наполовину. Нижним пределом должна быть скорость потери управляемости.

Графические построения треугольника скоростей.
Основным информационным элементом, который используется при ручном решении задачи расхождения, является треугольник перемещений за 6 минут. Вершинами указанного треугольника является нулевая точка «0», обозначающая момент начала наблюдений; 6-ти минутная точка и точка F (Fixed). Сторонами треугольника являются: вектор относительного перемещения Vо встречного судна за 6 минут; вектор перемещения собственного Vн судна за 6 минут; вектор истинного перемещения встречного судна Vц за 6 минут.

Дополнительно можно смотреть видеоурок капитана дальнего плавания А. Богаченка, тоже хорошо объясняет.


МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ – средство малой механизации для графического решения задач прямолинейного маневрирования. Используется как при боевом маневрировании (занятие позиции для использования оружия, сближение с целью на заданное расстояние, уклонение от встречи и другой задачи), так и при расхождении с судами в море.

Радиолокационная прокладка. Относительная прокладка — выполняется на маневренном планшете путем построения векторного треугольника скоростей. С использованием относительной прокладки легко можно определить элементы движения цели и параметры ситуации сближения. Поэтому она является основным методом, используемым на практике.

Главное, что интересует судоводителя при обнаружении объекта на экране радиолокатора - насколько опасна наблюдаемая цель.

Степень опасности оценивается по двум критериям: 1. Дкр - дистанция кратчайшего сближения - минимальное расстояние, на которое цель может приблизиться к нашему судну, если никто не будет изменять элементы своего движения (курс и скорость); 2. tкр - интервал времени до точки кратчайшего сближения - интервал времени от момента получения последней точки цели, на основании которой строится линия относительного движения ЛОД, до момента приближения цели на кратчайшее расстояние к нашему судну.

Чем меньше Дкр, тем более опасной является приближающаяся цель. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции кратчайшего сближения. Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас времени, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии. Так ситуация обгона, как правило, менее опасна чем расхождение на встречных (пересекающихся) курсах, даже если Дкр в первом случае меньше, чем во втором.

Построение треугольника скоростей

Суть относительной прокладки заключается в том, что за центр системы координат мы принимаем наше судно, которое помещаем в центр планшета, а цели наносим на планшет в соответствующие точки по пеленгу и дистанции, измеренных при помощи РЛС.

Пошаговые действия для оценки ситуации: 1. в центр планшета наносится вектор скорости нашего судна, равный 6-ти минутному отрезку (например, скорость нашего судна 15 узлов, откладываем по курсу 1, 5 мили); 2. делаются замеры пеленга и дистанции встречного судна; 3. в таблицу записываются данные измерения и на планшет наносится первая точка – А1; 4. в полученную точку параллельно переносится и "втыкается" вектор скорости нашего судна; 5. через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится вторая точка А2. Приближенно оценивается ситуация сближения; 6. еще через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится третья точка А3; 7. соединив точки А1 – А2 – А3, получаем линию относительного движения – ЛОД; 8. из начала нашего вектора скорости строим вектор Vв, который является вектором истинной скорости и курса встречного судна; 9. перпендикуляр, проведенный из центра планшета к ЛОД определяет Дкр (в нашем случае Дкр = 1,7 мили). Величину tкр находим, откладывая по ЛОД отрезки, равные V0 до Дкр (здесь, примерно, укладывается 1,5 V0, т.е. tкр = 1,5 х 6 мин = 9 мин); 10. принимается решение по выбору маневра расхождения.


Рис. 13.14. Построение треугольника скоростей

Маневр расхождения курсом

1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку У положения цели в момент начала нашего маневра. Обычно это 3-х минутный интервал (расстояние А1 – А2). 2. Из этой точки У проводим касательную к окружности, величина которой соответствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили). 3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД переносим параллельно самой себе в точку А3. 4. Вектор нашего судна Vн при помощи циркуля разворачиваем до тех пор, пока он не пересечется с ОЛОД. 5. Полученный вектор Vн2 переносим в центр планшета и определяем новый курс нашего судна, который необходим для расхождения с целью на расстоянии в 3 мили.


Рис. 13.15. Расчет маневра курсом

Маневр расхождения скоростью

1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку У - положение цели в момент начала нашего маневра. Обычно это 3-х минутный интервал (расстояние А1 – А2). 2. Из точки У проводим касательную к окружности, величина которой соответствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили). 3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД переносим параллельно самой себе в точку А3. 4. ОЛОД «отсекает» часть вектора нашего судна. Отрезок от начала вектора до точки пересечения с ОЛОД откладываем на векторе в центре планшета. Это и есть новая скорость нашего судна, необходимая для расхождения на заданной дистанции. 5. Снижение скорости необходимо начинать заранее – до наступления момента У, с тем, чтобы в этот момент судно уже имело новую скорость.


Рис. 13.16. Маневр расхождения скоростью

Маневр расхождения скоростью применим для судов водоизмещением до 20000 тонн. В любом случае, при выполнении маневра расхождения необходимо учитывать маневренные характеристики судна.

При выборе маневра расхождения с опасной целью, когда на экране наблюдаются эхо-сигналы других судов, необходимо учитывать те из них, ситуация сближения с которыми может ухудшиться в результате выбранного маневра. Такие опасные суда определяются глазомерно по направлению разворота ЛОД при предполагаемом маневре. Особенность радиолокационной прокладки в этом случае заключается в необходимости одновременного ее ведения для всех потенциально опасных судов. Как правило, на планшет наносится полный анализ ситуации до момента окончания маневра и возвращения к исходным параметрам движения вашего судна.

Читайте также: