Как узнать битность матрицы фотоаппарата

Обновлено: 04.07.2024

Отличия не глобальны, а в остальном обе приведенные конструкции при условии исправных частей имеют гарантированную 100% повторяемость.
Конечно же я веду речь о доступном железе, которое производится в Китае именно для самодельных конструкций. С одной стороны это хорошо - в основном все китайские контроллеры рассчитаны на максимальный охват доступных матриц. Но следует обязательно отметить и тот факт, что не все 100% существующих матриц можно таким образом воплотить в проект. Имеется в виду, что есть и ряд матриц, которые нельзя назвать универсальными, взаимозаменяемыми и т.д. Встречаются и совсем нестандартные одиночки, но радует то, что их не так уж и много. Речь идет о матрицах с редко встречающимися интерфейсами, "поднять" которые бывает довольно затруднительно, а иногда и невозможно. К таким же трудно приживляемым можно смело отнести и матрицы с сугубо индивидуальными временнЫми характеристиками, которые были заложены в планшетах или нетбуках (где в первой жизни стояли эти матрицы). Не каждый контроллер способен выдать эти характеристики поскольку в подавляющем большинстве прошивки рассчитаны все таки на некие "усредненные" и унифицированные параметры. Контроллеры, которые ГИПОТЕТИЧЕСКИ могли БЫ корректно заработать с подобными матрицами - это те, что с "телевизором" на борту (будут ниже под спойлером). Т.е. те, в настройках которых есть пункт map LVDS, в котором есть хоть какая то возможность выбора из 16 заложенных параметров предустановок.

Общие понятия о матрицах, применяемых в планшетах, ноутбуках и мониторах

* на первый взгляд данный спойлер напоминает старый анекдот про студента-биолога, который выучил только тему про блох. Я примерно так же назойливо перевожу все сказанное к интерфейсу LVDS. Но это только на первый взгляд, потому что под предыдущим спойлером я ясно дал понять, что подавляющее большинство китайского железа для самоделок рассчитано на подключение матриц именно с этим интерфейсом. Именно LVDS можно подключить к подобному железу напрямую, а все остальные виды интерфейсов - только через переходники и адаптеры, которые если и существуют в природе, опять же ориентированы на преобразование каких угодно интерфейсов в LVDS. Применение других матриц с интерфейсом отличным от LVDS (а это RSDS, eDP, V-by-One, EPI, MIPI) обязательно приведет к дополнительным изысканиям и финансовым затратам. Отсюда такой акцент.

Прикрепленное изображение

Еще раз повторюсь - речь идет об УНИВЕРСАЛЬНЫХ контроллерах именно для самоделок.
В Китае их производится огромное количество и все модели я не смогу охватить. Но среди всего разнообразия можно выделить несколько видов, с которыми успех более вероятен, чем с какими то редкими и экзотическими (но при этом все равно универсальными) контроллерами. В первую очередь я подразумеваю доступность массивов прошивок и наличие мало-мальски внятных мануалов.
На всякий случай поделю их на две группы:

КОНТРОЛЛЕРЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРОВ
Это означает, что контроллеры ведут себя именно как любой компьютерный монитор - "засыпают" при отсутствии сигнала на входе. Время засыпания - от 2 до 5 СЕКУНД.

- контроллер на чипе RTD2660H (или RTD2662) (программное обеспечение обозначено как PCB800099):

Просто о фото

Глубина цвета - количество оттенков серого, присвоенных каждому пикселу. Чем больше этих оттенков присвоено, тем больше глубина цвета.

Файл Оттенков всего Цветов всего
JPEG (8 бит) 256 16 777 216
RAW(12 бит) 4 096 68 719 476 736
RAW (14 бит) 16 384 4 398 046 511 104
RAW(16 бит) 65 536 281 474 976 710 656

Наши глаза видят 16 000 000 цветов, качества в 8 бит нам вполне достаточно (там 16 777 216 цветов), мы не видим разницы между изображениями 8 бит, 12 бит, 14 бит и 16 бит. Они для нас одинаковы. Почему же тогда Среднеформатные камеры, которые снимают с глубиной цвета 16 бит, самые дорогие?

Проблема проявляется ТОЛЬКО, когда мы НАЧИНАЕМ СНИМАТЬ НА КАМЕРУ в этих разных форматах. Фотоаппарат выводит итоговое изображение с огромными различиями, и тут мы уже сможем увидеть РАЗНИЦУ между этими разными по битности файлами. То есть, различия битности видны ПРИ СЪЁМКЕ фото.

Почему? Количество света, попадающее на матрицу, РАЗНОЕ, в светлых местах сцены, что фотографируем, самое большое количество, а в тёмных местах, самое маленькое. То есть, свет на матрицу фотоаппарата поступает неравномерно, а вернее, с каждым стопом вниз уменьшается в два раза.

Что это такое? Динамический диапазон - это диапазон, в котором камера ещё может видеть детали в светах и тенях.

Когда на матрицу попадает в два раза меньше света, то и всё уменьшается в два раза, было 256 оттенков, станет 128. Если количество света ещё уменьшим в два раза, то оттенков станет 64. Это говорит о том, что в самых тёмных местах фото очень маленькое количество оттенков серого, а значит и цветов, а вот в светлых местах фотографии их самое большое количество.

То есть, неравномерность распределения и есть та проблема.

Динамический диапазон (ДД) камеры, снимающей в JPEG равен примерно 8 стопам. Так вот, те максимум 256 оттенков серого на пиксель, для JPEG будет ТОЛЬКО в самой светлой области. Посчитаем сколько будет в тёмных местах фото.

Для RAW обычных фотокамер мы будем иметь Динамический диапазон примерно 9 стопов, для Среднеформатных - 12. Тогда получим такую таблицу доступных оттенков серого для мест с разным освещением.

JPEG (8bit) 256 128 64 32 16 8 4 2 1
RAW (12bit) 4.096 2.048 1.024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1
RAW (14bit) 16.384 8.192 4.096 2.048 1.024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1
RAW (16bit) 65.536 32.768 16.384 8.192 4.096 2.048 1.024 512 256 128 64 32 16 8 4

Из таблицы хорошо видно, что:

Детализация

  • если будем снимать в 12-битном RAW - выдаст 16 оттенков в том же месте
  • если будем снимать в 14-битном RAW - выдаст 64 оттенка в том же месте
  • а если будем снимать в 16-битном - выдаст 256 оттенков в том же месте

Получается, что при съёмке на фотоаппарат, выводимая детализация в тенях хуже, чем в светах, и намного хуже. Если снимать на фотоаппарат в формате JPEG, то она катастрофическая, оттенка нет, детализация отсутствует, там всего один оттенок.

Вывод: чтобы получить более менее приемлемый по детализации снимок, нужно снимать на фотоаппарат, как можно с более глубоким цветом, и стараться снимок чуть пересвечивать, этим осветляя тёмные участки сцены, в них будет появляться больше деталей, затем в пост обработке мы уменьшим экспозицию и тем вернём снимок к нормальному состоянию, но уже с дополнительными деталями в тенях.

Постеризация

Глаз человека не может уловить, где заканчивается цвет и начинается новый, но там где детализация мала, появляются видимые полосы. Эта проблема называется постеризацией (бандингом) и крайне нежелательна. В тенях она является особенно большой проблемой.

Цвета = колличество оттенков в третьей степени.

Это значит, в самом тёмном месте снимаемой сцены, фотоаппарат ВЫДАСТ

Вспоминаем, что человек видит 16 000 000 цветов, а значит проблема возможной Постеризации снимается ТОЛЬКО, когды мы начинаем снимать в 16-битном файле, в котором 16 777 216 цветов.


Что такое битовая глубина?

Перед тем, как сравнивать различные варианты, давайте сначала обсудим, что означает название. Бит является компьютерной единицей измерения, относящейся к хранению информации в виде 1 или 0. Один бит может иметь только одно из двух значений: 1 или 0, да или нет. Если бы это был пиксель, он был бы абсолютно черного или абсолютно белого цвета. Не очень полезно.

Так «битовая глубина» определяет малейшие изменения, которые вы можете сделать, относительно некоторого диапазона значений. Если наша шкала яркости от чистого черного до чистого белого имеет 4 значения, которые мы получаем от 2-битного цвета, то мы получим возможность использовать черный, темно-серый, светло серый и белый. Это довольно мало для фотографии. Но если у нас есть достаточное количество бит, мы имеем достаточно шагов с широким диапазоном серого, чтобы создать то, что мы будем видеть как совершенно гладкий градиент от черного к белому.

Ниже приведен пример сравнения черно-белого градиента на разной битовой глубине. Данное изображение – это просто пример. Нажмите на него, чтобы увидеть изображение в полном разрешении в формате JPEG2000 с разрядностью до 14 бит. В зависимости от качества вашего монитора, вы, вероятно, сможете увидеть только разницу до 8 или 10 бит.


Как понимать битовую глубину?

Было бы удобно, если бы все «битовые глубины» можно было сравнить непосредственно, но есть некоторые различия в терминологии, которые нужно понимать.

Вы бы могли предположить, что 16-бит означает 16-бит на канал в Photoshop, но в данном случае это работает иначе. Photoshop реально используется 16 бит на канал. Тем не менее, он относится к 16-разрядным снимкам по-другому. Он просто добавляет один бит к 15-битам. Это иногда называют 15+1 бит. Это означает, что вместо 2 16 возможных значений (что равнялось бы 65536 возможным значениям) существует только 2 15+1 возможных значений, что составляет 32768+1=32769.

Таким образом, с точки зрения качества, было бы справедливо сказать, что 16-битный режим Adobe, на самом деле содержит только 15-бит. Вы не верите? Посмотрите на 16-разрядную шкалу для панели Info в Photoshop, которая показывает масштаб 0-32768 (что означает 32769 значения учитывая ноль. Почему Adobe так делает? Согласно заявлению разработчика Adobe Криса Кокса, это позволяет Photoshop работать гораздо быстрее и обеспечивает точную среднюю точку для диапазона, который является полезным для режимов смешивания.

Далее мы будем говорить о битовой глубине в терминологии Photoshop.

Сколько бит вы можете увидеть?


Как всё это проверить? Для наглядности создадим документ шириной 16384 пикселей, что позволяет использовать ровно 1 пиксель для каждого значения в 14-битном градиенте. Специальный алгоритм создаёт градиенты с каждой битовой глубиной от 1 до 14 на изображении. Файл PSB весит более 20GB, поэтому поделиться им нет возможности. Но можно создать изображение в формате JPEG2000 с полным разрешением. При глубине цвета 16-бит вы не увидите разницы даже при экстремальном редактировании кривых. Удивительно, как этот файл JPEG2000 сжимает оригинальное изображение с 20Gb до 2Mb.

Не забудьте включить сглаживание в панели градиента, так как это лучше всего подходит для тестирования.

Важно также отметить, что вы, вероятно, столкнутся с ложной «полосатостью» при просмотре изображений на увеличении менее чем 67%.

Зачем использовать больше бит, чем вы можете увидеть?

Почему у нас есть варианты, даже больше, чем 10-бит в наших камерах и Photoshop? Если мы не редактировали фотографии, то не было бы никакой необходимости добавлять больше бит, чем человеческий глаз может видеть. Однако, когда мы начинаем редактирование фотографий, ранее скрытые различия могут легко вылезть наружу.

Если мы значительно осветлим тени или затемним блики, то мы увеличим некоторую часть динамического диапазона. И тогда любые недочёты станут более очевидны. Другими словами, увеличение контраста в изображении работает как уменьшение битовой глубины. Если мы будем достаточно сильно выкручивать параметры, на некоторых участках снимка может появиться полосатость. Она будет показывать переходы между цветами. Такие моменты обычно становятся заметны на чистом голубом небе или в тенях.

Всё дело в плавности редактирования. При работе с кривыми или другими инструментами вы получите больше шагов коррекции тонов и цветов. Переходы будут плавней в 16 бит. Поэтому, даже если разница не может быть изначально заметна, переход к меньшей битовой глубине цвета может стать серьезной проблемой позже, при редактировании изображения.


Так сколько бит действительно нужно в камере?

Изменение 4 стопов в обеспечит потерю чуть более 4 бит. Изменение 3 стопов экспозиции находится ближе к потере 2 бит. Как часто вам приходится настолько сильно корректировать экспозицию? При работе с RAW коррекция до +/- 4 стопа – это экстремальная и редкая ситуация, но такое случается, поэтому желательно иметь дополнительные 4-5 бит над пределами видимого диапазонов, чтобы иметь запас. При нормальном диапазоне 9-10 бит, с запасом нормой может быть примерно 14-15 бит.

На самом деле, вы, вероятно, никогда не будете нуждаться в таком большом количестве данных по нескольким причинам:

  • Есть не так много ситуаций, когда вы встретите идеальный градиент. Ясное голубое небо, вероятно, наиболее частый пример. Все остальные ситуации имеют большое количество деталей и переходы цветов не плавные, поэтому вы не увидите разницу при использовании различной битовой глубины.
  • Точность вашей камеры не так высока, чтобы обеспечить точность цветопередачи. Другими словами, в изображении есть шум. Из-за этого шума обычно намного сложнее увидеть переходы между цветами. Получается, что реальные изображения обычно не способны отобразить переходы цвета в градиентах, так как камера не способны запечатлеть идеальный градиент, который можно создать программно.
  • Вы можете удалить переходы цветов во время пост-обработки при помощи использования размытия по Гауссу и добавления шума.
  • Большой запас бит нужен только для экстремальных тональных поправок.

Принимая все это во внимание, 12-бит звучит как очень разумный уровень детализации, который позволил бы выполнять отличную постобработку. Тем не менее, камера и человеческий глаз по-разному реагирует на свет. Человеческий глаз более чувствителен к тени.

Интересный факт заключается в том, что многое зависит от программы, которую вы используете для постобработки. К примеру, при вытягивании теней из одного и того же изображения в Capture One (CO) и в Lightroom можно получить разные результаты. На практике оказалось, что СО больше портит глубокие тени, чем аналог от Adobe. Таким образом, если вы вытягиваете в LR, то можно рассчитывать на 5 стопов, а в CO – всего на 4.

Но всё таки, лучше избегать попыток вытянуть более 3 стопов динамического диапазона из-за шума и изменения цветового оттенка. 12-бит, безусловно, разумный выбор. Если вы заботитесь о качестве, а не размере файла, то снимайте в 14-битном режиме, если ваша камера позволяет.

Сколько бит стоит использовать в Photoshop?

Нет никакого смысла использовать 32-битный режим, если вы не обрабатываете файл HDR.

Сколько бит нужно для интернета?

Преимущества 16 бит заключаются в расширении возможностей редактирования. Преобразование окончательного отредактированного изображения в 8 бит прекрасно подходит для просмотра снимков и имеет преимущество в создании небольших файлов для интернета для более быстрой загрузки. Убедитесь, что сглаживание в Photoshop включено. Если вы используете Lightroom для экспорта в JPG, сглаживание используется автоматически. Это помогает добавить немного шума, который должен свести к минимуму риск появления заметных переходов цвета в 8 бит.

Сколько бит нужно для печати?

Если ваша лаборатория печати принимает 16-битный формат (TIFF, PSD, JPEG2000), просто спросите у специалистов какие файлы предпочтительны.

В чем разница между битовой глубиной и цветовым пространством?

Битовая глубина определяет число возможных значений. Цветовое пространство определяет максимальные значения или диапазон (обычно известные как «гамма»). Если вам нужно использовать коробку цветных карандашей в качестве примера, большая битовая глубина будет выражаться в большем количестве оттенков, а больший диапазон будет выражаться как более насыщенные цвета независимо от количества карандашей.

Чтобы посмотреть на разницу, рассмотрим следующий упрощенный визуальный пример:


Как вы можете видеть, увеличивая битовую глубину мы снижаем риск появления полос перехода цвета. Расширяя цветовое пространство (шире гамма) мы сможем использовать более экстремальные цвета.

Как цветовое пространство влияет на битовую глубину?

Цветовое пространство (диапазон, в котором применяются биты), поэтому очень большая гамма теоретически может вызвать полосатость, связанную с переходами цвета, если она растягивается слишком сильно. Помните, что биты определяют количество переходов по отношению к диапазону цвета. Таким образом, риск получить визуально заметные переходы увеличивается с расширением гаммы.

Рекомендуемые настройки, чтобы избежать полосатости

После всего этого обсуждения можно сделать заключение в виде рекомендаций, которых стоит придерживаться, чтобы избежать проблем с переходами цветов в градиентах.

  • 14+ бит RAW файл является хорошим выбором, если вы хотите, наилучшее качество, особенно если вы рассчитываете на корректировку тона и яркости, например, увеличение яркости в тенях на 3-4 стопа.
  • 12-битный RAW файл отлично подойдёт, если вы хотите иметь меньший вес файлов или снимать быстрее. Для камеры Nikon D850 14-битный RAW файл примерно на 30% больше, чем 12-битный, так что это является важным фактором. И большие файлы могут повлиять на возможность снимать длинные серии кадров без переполнения буфера памяти.
  • Никогда не снимайте в JPG, если вы можете. Если вы снимаете какие-то события, когда нужно быстро передавать файлы и качество снимков не играет роли, то конечно Jpeg будет отличным вариантом. Также вы можете рассмотреть возможность съёмки в режиме JPG + RAW, если вам нужен более качественный файл впоследствии. Стоит придерживаться цветового пространства SRGB, если вы снимаете в JPG. Если вы снимаете в RAW, вы можете игнорировать настройки цветового пространства. Файлы RAW в действительности не имеют цветового пространства. Оно не устанавливается, пока не выполнена конвертация файла RAW в другой формат.

Lightroom и Photoshop (рабочие файлы):

Экспорт для интернета:

  • JPG с 8 битами и цветовым пространством sRGB идеально подходит для интернета. В то время как некоторые мониторы способны отображать большую битовую глубину, увеличенный размер файла, вероятно, не стоит этого. И в то время как все больше и больше мониторов поддерживают более широкие гаммы, не все браузеры правильно поддерживают управление цветом и могут отображать изображения неправильно. И большинство из этих новых мониторов вероятно никогда не проходили калибровку цвета.

Взгляд в будущее

В данный момент выбор большей битовой глубины для вас может не иметь значения, так как ваш монитор и принтер способны работать только в 8 бит, но в будущем всё может измениться. Ваш новый монитор сможет отображать больше цветов, а печать можно осуществить на профессиональном оборудовании. Сохраняйте свои рабочие файлы в 16-бит. Этого будет достаточно, чтобы сохранить наилучшее качество на будущее. Этого будет достаточно, чтобы удовлетворить требованиям всех мониторов и принтеров, которые будут появляться в обозримом будущем. Этого диапазона цвета достаточно, чтобы выйти за пределы диапазона зрения человека.

Однако гамма – это другое. Скорее всего, у вас есть монитор с цветовой гаммой sRGB. Если он поддерживает более широкий спектр Adobe RGB или гамму P3, то вам лучше работать с этими гаммами. Adobe RGB имеет расширенный диапазон цвета в синем, голубом и зелёном, а P3 предлагает более широкие цвета в красном, желтом и зеленом. Помимо P3 мониторов существуют коммерческие принтеры, которые превышают гамму AdobeRGB. sRGB и AdobeRGB уже не в состоянии охватить полный диапазон цветов, которые могут быть воссозданы на мониторе или принтере. По этой причине, стоит использовать более широкий диапазон цвета, если вы рассчитываете на печать или просмотр снимков на лучших принтерах и мониторах позже. Для этого подойдёт гамма ProPhoto RGB. И, как обсуждалось выше, более широкая гамма нуждается в большей битовой глубине 16-бит.

Как удалить полосатость

Если вы будете следовать рекомендациям из этой статьи, очень маловероятно, что вы столкнетесь с полосатостью в градиентах.

  • Преобразуйте слой в смарт-объект.
  • Добавьте размытие по Гауссу. Радиус установите таким, чтобы скрыть полосатость. Радиус, равный ширине полосатости в пикселях идеален.
  • Используйте маску, чтобы применить размытие только там, где это необходимо.
  • И, наконец, добавьте немного шума. Зернистость устраняет вид гладкого размытия и делает снимок более целостным. Если вы используете Photoshop CC, используйте фильтр Camera RAW, чтобы добавить шум.

Об авторе: Greg Benz – фотограф из Миннеаполиса, штат Миннесота. Мнения, выраженные в этой статье принадлежат исключительно автору. Вы можете узнать больше о его работах на сайте

Следите за новостями: Facebook, Вконтакте и Telegram

R – Красная составляющая цвета;
G – Зелёная составляющая цвета;
B – Синяя составляющая цвета.

Каждая из составляющих цвета нередко именуется каналом. Говорят о канале красного, канале зелёного и канале синего цвета. Сочетания RGB составляющих позволяют отобразить всё многообразие цветов.

На Рис.1. представлены сочетания каналов, дающие цвета в чистом виде. Значение интенсивности в каналах либо 0, либо 255.

Различные сочетания каналов


Рис.1. Различные сочетания каналов

В двоичном счислении в 8 битах (каждый из которых может принимать значения либо 0, либо 1) можно закодировать 2 8 =256 значений интенсивности в диапазоне от 0 до 255 с шагом 1.

Один пиксель изображения состоит из трёх каналов RGB. Соответственно один пиксель изображения кодируется 3 (канала)х8 (бит)=24 битами.

Итак. Один пиксель RGB-изображения в формате JPEG кодируется 24 битами. Другими словами три канала, объединённые в одном пикселе позволяют создать громадное количество цветов.

Расчёт прост: 2 24 =16 777 216, т.е. 24 битами можно закодировать больше 16 млн. различных цветов и оттенков.

Размерность глубины цвета – «бит на пиксель» или английское сокращение (bpp).

Сколько цветов и оттенков различает человеческий глаз?

Считается, что человеческий глаз способен различать порядка 7-10 миллионов цветов и оттенков. Что касается ахроматической гаммы, то человеческий глаз способен дифференцировать около 500 оттенков серого цвета.

Однако не следует абсолютизировать приведённые величины. Большую роль в восприятии цвета играет зрительный опыт и тренировка. Кроме того, важно не столько видеть, сколько уметь замечать и правильно описывать увиденное.

Многие люди, начинающие работать с изображениями, просто не знают «на что смотреть». Поэтому при съёмке и обработке фотографий могут допускать ошибки, особенно первое время.

Вернёмся к разрядности цифровой фотографии. Исходя из количества цветов и оттенков, которые может различить человеческий глаз и, сопоставив с количеством цветов и оттенков, которые можно закодировать в 24 bpp, можно сделать вывод о том, что 24 bpp вполне достаточно для воспроизведения так называемого «полного цвета».

Если изображение предназначено только для просмотра, то смысла повышать разрядность изображения (создавать избыточность) свыше 24 bpp нет.

Разрядность JPEG-файлов

Разрядность JPEG-файлов составляет 8 бит на канал, обычно указывается RGB/8.

Глубина цвета JPEG-файлов составляет 24 bpp, т.е. 24 бита на пиксель.

Файлы JPEG обладают разрядностью 24 bpp и предназначены для просмотра


Рис.2. Файлы JPEG обладают разрядностью 24 bpp и предназначены для просмотра

Максимальное количество цветов и оттенков, доступных в формате RGB JPEG-файлов равняется 16 777 216. Этого количества вполне достаточно для воспроизведения так называемого «полного цвета».

Разрядность RAW-файлов

В отличие от стандартных JPEG-файлов разрядность файлов формата RAW варьирует. Это связано с неуклонным ростом качественных показателей цифровых фотоаппаратов.

Файлы RAW-формата компактных цифровых фотокамер к настоящему времени имеют разрядность, аналогичную RAW-файлам цифровых зеркальных фотоаппаратов.

Разрядность RAW-файлов цифровых фотоаппаратов (компактных и зеркальных) составляет 12-14 бит на канал. В некоторых камерах фотограф может выбирать разрядность 12 или 14 бит. Выбор определяется текущими съёмочными задачами. Для интенсивной коррекции используются 14-битные изображения. Для обычной коррекции достаточно 12 бит.

Разрядность RAW-файлов цифровых фотоаппаратов среднего формата составляет 16 бит на канал у продвинутых моделей и 14 бит – у остальных.

Зачем нужна избыточная разрядность RAW-файлов?

Безусловно, эта разрядность отнюдь не избыточная, а очень даже нужная! Действительно, для воспроизведения «полного цвета» достаточно 8 бит/канал, а вот для корректного преобразования или редактирования 8 бит/канал оказывается недостаточно.

Особенность обработки цифровых данных в фотокамере (и в большинстве RAW-конвертеров, работающих на компьютере) заключается в том, что при работе с цифровыми данными используется целочисленная арифметика, позволяющая достичь громадной скорости вычислений.

Недостаток целочисленной арифметики – потеря части данных при обработке, что, в ряде случаев, приводит к упрощению цветов и к ступенчатости градиентов.

Для смягчения искажений, связанных с неизбежной потерей части данных при обработке, конструкторы предусмотрели некоторую избыточность «сырых» или исходных данных, поступающих с АЦП (аналого-цифровых преобразователей) матрицы.

Единственное принципиальное отличие цифровой камеры от плёночной заключается в природе используемого в них светочувствительного материала. Если в плёночной камере это плёнка, то в цифровой – светочувствительная матрица. И как традиционный фотографический процесс неотделим от свойств плёнки, так и цифровой фотопроцесс во многом зависит от того, как матрица преобразует свет, сфокусированный на неё объективом, в цифровой код.

Световые и экспозиционные числа

Световые и экспозиционные числа (LV и EV) – это условные фотографические величины, характеризующие условия освещения и необходимые для съёмки в этих условиях, параметры экспозиции. Они позволяют указать как на яркость снимаемых объектов, так и на соответствующую этой яркости экспозицию не прибегая к конкретным значениям выдержки и диафрагмы, которые сами по себе (без учёта освещения) не имеют никакого смысла.

Динамический диапазон

Динамический диапазон или фотографическая широта фотоматериала – это отношение между максимальным и минимальным значениями экспозиции, которые могут быть корректно запечатлены на снимке. Применительно к цифровой фотографии, динамический диапазон фактически эквивалентен отношению максимального и минимального возможных значений полезного электрического сигнала, генерируемого фотосенсором в ходе экспонирования.

RAW или JPEG?

Несмотря на то, что сам я снимаю преимущественно в RAW, я вовсе не призываю вас следовать моему примеру. Это дело индивидуальное. И RAW, и JPEG имеют свои уникальные преимущества и недостатки, а потому ни один подход не может считаться безоговорочно лучшим.

Разрядность

Разрядность или глубина цвета цифрового изображения – это число двоичных разрядов (бит), используемых для кодирования цвета единичного пикселя.

Цветовое пространство

Что такое цветовое пространство? Разница между sRGB и Adobe RGB.

Как расшифровывается ISO?

Вопреки широко распространённому заблуждению слово ISO не является аббревиатурой. Это просто краткое название Международной организации по стандартизации. Не сокращённое, а именно краткое. Название ISO происходит от греческого слова ισος (isos), что значит равный.

Параметры NEF

О том, как разрядность и тип сжатия RAW-файла влияют на качество изображения.

Что такое sRAW?

sRAW нельзя в строгом смысле считать RAW-файлом. sRAW не содержит сырых данных с матрицы фотоаппарата, и наличие в его названии слова «RAW» – не более чем маркетинговая уловка.

О видиконовских дюймах

Несколько слов о том, почему формат сенсоров компактных фотокамер принято указывать в дюймах, и почему такой подход сложно назвать честным.

Как узнать размер пикселя матрицы?

В статье приводятся две формулы, позволяющие рассчитать размер пикселя матрицы цифрового фотоаппарата: первая – на основании размеров матрицы и её линейного разрешения, вторая – на основании разрешения камеры в мегапикселях и её кроп-фактора.

Устройство объектива

Фотограф не обязан быть экспертом в области прикладной оптики, но наличие некоторого представления о том, как работает объектив вашей фотокамеры, не только не помешает вашему творческому росту, но и поможет сделать фотосъёмку более осознанной и управляемой.

Угол изображения

Расчёт углового поля фотографического объектива.

Аберрации объективов

Аберрации оптической системы (в нашем случае – фотографического объектива) – это несовершенство изображения, которое вызывается отклонением лучей света от пути, по которому они должны были бы следовать в идеальной (абсолютной) оптической системе.

Дифракция

Дифракция – это оптическое явление, ограничивающее резкость фотографии при уменьшении относительного отверстия объектива. В отличие от прочих оптических аберраций, дифракция принципиально неустранима, универсальна и в равной степени свойственна всем без исключения фотографическим объективам вне зависимости от их качества и стоимости.

Дифракционные звёзды

Дифракционные звёзды – интересный оптический эффект, возникающий при попадании в кадр ярких источников света, таких как солнце, уличные фонари, блики на стеклянных и металлических предметах и т.д. Вы, вероятно, замечали, что на снимках подобные объекты часто бывают окружены радиально расходящимися лучами.

Гиперфокальное расстояние и расчёт ГРИП

Концепция гиперфокального расстояния призвана облегчить расчёт ГРИП для получения безупречно резкого снимка, но на самом деле это одна из тех вещей, которые кажутся весьма полезными в теории, на практике таковыми не являясь.

Размер кружка рассеяния

Расчёт максимального допустимого диаметра пятна рассеяния на основании размера пикселя матрицы.

Калькулятор ГРИП

Данный калькулятор служит для вычисления гиперфокального расстояния, а также для определения границ резко изображаемого пространства при различных дистанциях фокусировки и диафрагменных числах.

MTF или частотно-контрастная характеристика

MTF или ЧКХ представляет собой отношение величины контраста изображения, получаемого с помощью оптической системы, к исходному контрасту изображаемого объекта.

Читайте также: