Как узнать мощность звуковой карты ноутбука

Обновлено: 08.07.2024

Ноутбук становится все более необходим помощником в деловых поездках, встречах и совещаниях, учебе и на отдыхе. Зачастую встроенных в ноутбук динамиков недостаточно для нормального восприятия звука. В таком случае помогут внешние, подключаемые устройства, а именно: наушники или колонки.

Звук, воспроизводимый качественными наушниками, практически «кристально чист». Пользоваться ими очень удобно в шумных, многолюдных местах (общественный транспорт, вокзалы и т.п.). Либо наоборот, насладиться громкой музыкой, не мешая другим, можно при помощи именно наушников. Практичность их заключается в небольших размерах и маленьком весе. Они с легкостью поместятся в сумке или кармане. Недостатком наушников является то, что музыкой или звуковым сопровождением может наслаждаться только один человек. Чтобы такую возможность имели все окружающие, нужно воспользоваться колонками.

Качественное и насыщенное звучание акустики в целом, и для ноутбуков в частности, зависит от многих характеристик и параметров. Одной из особенностей колонок для ноутбуков является их миниатюрность. Важно, чтобы вес был минимален, а их форма – удобной для ношения в сумке. Небольшие размеры предполагают изготовление их корпуса из качественных «не гремящих» материалов. Известно, что материал, применяемый для изготовления колонок, влияет на качество воспроизводимого звука. Современные акустические системы изготавливают из пластика, дерева, фанеры, МДФ, реже из металла. Наиболее качественными характеристиками для использования в качестве корпуса является дерево. Однако, при изготовлении миниатюрных колонок для ноутбука, дерево не совсем подходящий материал (они получаются тяжелыми). Чаще всего такие акустические системы изготавливают из пластмассы. Пластик позволяет изготовить колонки любой формы и дизайна. Это легкий и недорогой материал. Недостатками такой акустики являются: дребезжание на большой громкости и некачественное воспроизведение низких частот.

Основными техническими характеристиками акустических систем являются:

Мощность – это энергия, передаваемая звуковой волной за единицу времени на определенную поверхность. От этой величины напрямую зависит громкость звука. Мощность колонок для ноутбуков, как правило, не превышает 5 Ватт.
Амплитудно–частотная характеристика (АЧХ) – полоса воспроизводимых акустикой частот. Как говорилось выше, идеальный диапазон - это от 20 до 20000Гц.
Отношение сигнал/шум – чем выше это отношение, тем меньше слышен посторонний шум при звучании. Выражается эта величина в децибелах.

Формат акустики подразделяется на:
2.0 - это две широкополосные фронтальные колонки;
2.1 – две широкополосных колонки и сабвуфер;
4.1 - две фронтальные, две колонки тыловые и сабвуфер;
5.1 - две фронтальные, две тыловые, одна центральная и сабвуфер.

Чаще для ноутбуков применяется формат 2.0, а с появлением миниатюрных сабвуферов, и 2.1. Многие пользователи считают сабвуфер для ноутбуков излишней роскошью, но это полезное дополнение к акустической системе. Любители качественного, насыщенного звучания музыки смогут насладиться с помощью него звучными басами. Габариты таких сабвуферов не больше размера диска CD, вес около 240-260 г, мощность до 3 Ватт, диапазон воспроизводимых частот в пределах 50 – 700 Гц.

Акустика подразделяется на пассивную и активную. Пассивные колонки подключаются непосредственно к выходу звуковой карты ноутбука, и звучание напрямую зависят от ее характеристик. Громкость воспроизводимого звука таких колонок небольшая, и качество маловыразительное. У активной акустики имеется встроенный усилитель. Подключается она к выходу Line Out, либо непосредственно к выходу на CD (DVD) привода. Питается встроенный усилитель либо от батареек, либо от сетевого адаптера.

На современном рынке акустики для ноутбуков, множество моделей как активных, так и пассивных. Идеальным вариантом является активная система, с разделенной регулировкой тембра. Чаще всего производители предлагают трехполосный, встроенный эквалайзер (низкие, средние и высокие частоты). Производители предлагают как наушники, так и колонки с возможностью подключения через USB порт. Это особенно важно для владельцев старых моделей ноутбуков.

При выборе акустической системы для ноутбуков, в первую очередь нужно определить возможности звуковой карты. Нецелесообразно покупать дорогую акустику с расширенным форматом, если звуковая карта не поддерживает этот формат, и наоборот. Приобретая акустику для ноутбука, опирайтесь не только на технические характеристики, обязательно послушайте, как она звучит. При покупке активных колонок обратите на вес и размеры блока питания. Если есть необходимость постоянно носить колонки совместно с ноутбуком, лучше приобрести легковесные, миниатюрные и плоские (для ношения в сумке). Если же такой необходимости нет, можно купить полноценную акустическую систему с усилителем, встроенным эквалайзером и сабвуфером. При выборе фирмы, предпочтение нужно отдать зарекомендовавшим себя производителям, специализирующимся на аудиоаппаратуре.

Вступление

При покупке ноутбука основное внимание уделяется процессору, видеокарте, памяти и дисплею, тогда как встроенные динамики обычно отходят на второй план. В большинстве моделей встроенная акустика выдает плоский и тихий звук, так как считается, что пользователи в любом случае будут подключать наушники или внешние динамики. Аудиофилы же вообще с большой вероятностью будут использовать цифровые USB ЦАП для достижения максимального качества звука.

Как видим, для использования посредственных динамиков есть множество причин, но главной из них, конечно же, является удешевление модели. Дело в том, что производителям легче сэкономить на динамиках, чем на основных компонентах, качество которых сильнее влияет на решение о покупке той или иной модели. Еще одним важным фактором является ограниченное внутреннее пространство - внутри ноутбучного корпуса зачастую действительно довольно тесно. Данная проблема особенно остро стоит в последнее время, когда в погоне за минимальной толщиной все забыли о сабвуферах или, на худой конец, просто о качественных динамиках.

Вы также можете взглянуть на предыдущую статью из данного цикла:

Дизайн встроенной акустики

Никто не станет спорить, что вы можете подключить внешнюю акустику или наушники, но дизайн встроенных динамиков при разработке ноутбука всегда имеет большое значение. Такие факторы как размер и расположение динамиков, а также их тип, разводка обвязки и диапазон воспроизводимых частот напрямую влияют на итоговое качество звука. Давайте рассмотрим эти аспекты подробнее.

Выбор размера и расположения динамиков

Датская компания Dynaudio является одним из лучших разработчиков акустических технологий в мире - решения производителя используются в самых различных устройствах и форм-факторах. Акустика от Dynaudio всегда выдает более качественный и естественный звук в сравнении со стандартными решениями. Для улучшения качества звучания своих ноутбуков компания MSI сотрудничает с Dynaudio с 2009 года - эта коллаборация помогает выбирать наиболее оптимальные размеры, расположение и форму встроенных динамиков ещё на этапе разработки модели.

Размеры и расположение динамиков определяются на стадии разработки ноутбука. (Изображение: MSI)

Размеры и расположение динамиков определяются на стадии разработки ноутбука. (Изображение: MSI)

Специалисты Dynaudio подключаются на ранних этапах разработки ноутбука, чтобы наиболее оптимальным образом подобрать размер и расположение звуковых излучателей. На изображении справа продемонстрирован ранний концепт внутренностей разрабатываемой модели ноутбука. Дело в том, что физические характеристики динамиков напрямую влияют на баланс воспроизводимых частот, а также возможный резонанс с корпусом и, как следствие, интенсивность побочных вибраций. Инженеры Dynaudio вносят необходимые коррективы в расположение, размеры и разводку прочих компонентов на плате и затем тестируют все это на прототипе, прежде чем запускать модель в серийное производство. Свободного пространства внутри ноутбука крайне мало, а от этого напрямую зависит диапазон воспроизводимых динамиками частот. Соответственно, необходимо максимально эффективно задействовать весь доступный объем.

Концепция Giant Speaker Design

Большинство ноутбуков имеет два динамика, которые располагаются по бокам корпуса. И даже если продвинутые модели способны адекватно воспроизводить средние и высокие частоты, то с низкими всегда возникают серьезные проблемы. Все дело в том, что установить сабвуфер, достаточного для качественной передачи низов размера, в тонком корпусе очень сложно, так как для него банально не хватит места. Таким образом, для получения наиболее ровной АЧХ и качественного звука необходимо увеличить доступное для динамиков пространство и добавить пару сабвуферов.

Giant Speaker Design позволяет улучшить воспроизведение низких и высоких частот. (Изображение: MSI)

Giant Speaker Design позволяет улучшить воспроизведение низких и высоких частот. (Изображение: MSI)

MSI разработала концепцию Giant Speaker Design (буквально гигантские динамики), с помощью которой и удалось добиться необходимых характеристик. Как видно на снимке справа, под встроенную акустику отведена четверть всего внутреннего пространства корпуса ноутбука. Также, вы можете видеть, что в данном случае динамики совмещены с сабвуферами. Данное решение позволило расширить диапазон воспроизводимых частот и, надо сказать, такой концепт гораздо лучше проявил себя в деле, нежели стандартные динамики в большинстве ноутбуков.

Подавление резонанса

Если же в разработке находится компактная и тонкая модель ноутбука, то смело можно ожидать появления нежелательного резонанса и, как следствие, вибраций корпуса. Все бы ничего, но данное явление может сильно подпортить качество воспроизводимого звука. В таких случаях используются поглотители резонанса, созданные из специального материала. Как видно на снимке справа, зачастую они представляют собой кольцо из пористой прокладки, приклеенной вокруг динамической головки, которое за счет своих свойств максимально подавляет резонанс.

Усилитель Smart Amp

Ещё на CES 2015 Texas Instruments продемонстрировали новую концепцию Smart Amp. Если говорить простым языком, то по факту был показан усилитель, способный увеличить выдаваемую динамиками мощность без их повреждения. В большинстве ноутбуков установлены динамики, способные выдавать и 10 и 30 Вт, но выходная мощность усилителя обычно ограничена лишь 2 Вт. Мощность ограничена для того, чтобы не дать слишком высоким токам повредить катушку динамика, а также во избежание искажений звука (треска мембраны, прим.ред.). Однако, Smart Amp способен обрезать опасные резкие всплески амплитуды, выдавая на динамик более мощный, но безопасный для него сигнал.

Имплементация Smart Amp от MSI способна обеспечивать до 30 Вт мощности без повреждения динамика от избыточного тока или перегрева. Усилитель способен в реальном времени подстраивать мощность и фильтровать опасные для динамика всплески амплитуды. Таким образом, мы получаем более громкие динамики в тонком корпусе. Что самое интересное, такая техника позволяет усиливать не только средние и высокие, но и низкие частоты.

Усиление низких частот

Обеспечить нормальные басы в ноутбучной акустике архисложно учитывая все ограничения данного форм-фактора. Для решения этой проблемы используются пассивные излучатели. Представляют они собой те же самые динамики, но без катушки и магнита. За счет добавления пассивного излучателя воспроизведение низких частот улучшается примерно как в случае использования отдельного сабвуфера.

Схема работы пассивного излучателя. (Изображение: Center Point Audio)

Схема работы пассивного излучателя. (Изображение: Center Point Audio)

Как же пассивный излучатель выполняет свою работу? Для лучшего понимания принципа взгляните на схематичное изображение внутренностей динамика справа. При движении мембрана создает движение воздуха в закрытом пространстве, из-за чего синхронно двигается и пассивная мембрана. Вибрации пассивного излучателя выдают низкочастотный звук, довольно схожий с тем, что дает отдельный сабвуфер.

Что интересно, использоваться пассивные излучатели могут не только в сабвуферах, но и в основных динамиках. В отличие от сабвуферов с трубкой, характеристики которых нужно очень точно подбирать для правильного звучания, пассивные излучатели всего лишь должны соответствовать тому динамику, в который устанавливаются. За счет таких особенностей их можно использовать даже в малогабаритной ноутбучной акустике. На снимке ниже приведен типичный среднечастотный динамик: на верхней стороне расположен как раз пассивный излучатель, а сама активная динамическая головка - снизу.

Как показывает амплитудно-частотная характеристика, выходная мощность пассивного излучателя аналогична активному динамику примерно таких же размеров, особенно по низким и средним частотам. На графике можно видеть, что микро-динамик может выдавать очень низкую частоту в 100 Гц, в то время как пассивный излучатель очень близок к данному показателю (так же и на частоте 1000 Гц).

АЧХ пассивного излучателя (зеленый) и микро-динамика (красный). (Изображение: MSI)

АЧХ пассивного излучателя (зеленый) и микро-динамика (красный). (Изображение: MSI)

В ходе обзора ноутбука MSI GT76 мы убедились, что диапазон воспроизводимых встроенной акустикой частот у него отличный, да и громкость достаточно высокая: 90 дБ(А). Несмотря на то, что звук субъективно несколько сдавленный (из-за недостатка усиления по средним и низким частотам), вне всяких сомнений качество акустики у GT76 впечатляющее - очень малое число ноутбуков могут похвастаться тем же.

MSI GT76 Titan DT 9SG

MSI GT75 8RG-090 Titan

АЧХ (если нужно отключить сравнение, нажмите на квадратики сверху)
Анализ АЧХ аудиосистемы MSI GT76 Titan DT 9SG

(+) | отличный уровень макс. громкости (90 дБА)
Низкие частоты (100 Гц - 315 Гц)
(±) | баса мало (на 7.5% меньше медианы)
(±) | он умеренно сбалансирован
Средние частоты (400 Гц - 2000 Гц)
(±) | диапазон воспроизводится громче желаемого (отклонение 7.3% от медианы)
(±) | он умеренно ровный, без больших "горбов" или провалов
Высокие частоты (2 кГц - 16 кГц)
(+) | диапазон отлично сбалансирован (отклонение лишь 3.6% от медианы)
(+) | он ровный, без "горбов" или провалов
Весь диапазон (100 - 16000 Гц)
(+) | звук в целом сбалансирован (12.1% отличия от медианы)
в сравнении с устройствами того же класса
» 16% прямо сравнимых устройств показал(и) себя лучше, 4% примерно так же, 80% значительно хуже
» Δ наилучшего устройства из прямо сравнимых: 6%, средняя Δ: 17%, худший результат: 37%
в сравнении со всеми тестированными устройствами
» 8% известных нам устройств показал(и) себя лучше, 2% примерно так же, 90% значительно хуже
» Δ наилучшего устройства среди известных нам: 3%, средняя Δ: 20%, худший результат: 65%

Анализ АЧХ аудиосистемы MSI GT75 8RG-090 Titan

(+) | отличный уровень макс. громкости (94 дБА)
Низкие частоты (100 Гц - 315 Гц)
(±) | баса мало (на 9% меньше медианы)
(±) | он умеренно сбалансирован
Средние частоты (400 Гц - 2000 Гц)
(±) | диапазон воспроизводится громче желаемого (отклонение 6.8% от медианы)
(±) | он умеренно ровный, без больших "горбов" или провалов
Высокие частоты (2 кГц - 16 кГц)
(±) | диапазон воспроизводится громче желаемого (отклонение 5.5% от медианы)
(±) | он умеренно ровный, без больших "горбов" или провалов
Весь диапазон (100 - 16000 Гц)
(+) | звук в целом сбалансирован (12.7% отличия от медианы)
в сравнении с устройствами того же класса
» 19% прямо сравнимых устройств показал(и) себя лучше, 5% примерно так же, 76% значительно хуже
» Δ наилучшего устройства из прямо сравнимых: 6%, средняя Δ: 17%, худший результат: 37%
в сравнении со всеми тестированными устройствами
» 10% известных нам устройств показал(и) себя лучше, 2% примерно так же, 88% значительно хуже
» Δ наилучшего устройства среди известных нам: 3%, средняя Δ: 20%, худший результат: 65%

Звук в наушниках

Качественные и громкие динамики - это хорошо, но большинство пользователей в любом случае подключают наушники для лучшего погружения в игровой процесс. По этой причине все компоненты, используемые в аудио контроллере и обвязке усилителя должны быть высококачественными и обеспечивать высокое соотношение сигнала к шуму (SNR) и максимально естественно передавать голос с микрофона гарнитуры.

Как повысить SNR

Заядлые аудиофилы готовы часами рассказывать о том, насколько важны качественные электронные компоненты в схемах вывода аудио. “Правильная” схема минимизирует шумы и потери сигнала, обеспечивая высокое качество звука.

Правильная разводка печатной платы очень важна. (Изображение: MSI)

Правильная разводка печатной платы очень важна. (Изображение: MSI)

Вышеуказанный аспект действительно очень важен, так как для обеспечения оптимального звучания необходимо удостовериться, что все сигнальные линии правильно согласованы электрически. Иначе возможно появление фоновых шумов и других негативных эффектов. И если размеры участка аудио подсистемы, используемые компоненты и разводка - просто важны, то ключевым фактором, влияющим на работу ЦАП является экранирование. Выполняется оно с помощью “массы” (общий контакт на материнской плате, соединенный с “землей” адаптера питания, прим. ред.). По факту, особенности разводки и соединения всех аналоговых и цифровых компонентов с “землей” и влияют на итоговое качество звука. Такое экранирование, по сути, позволяет избавиться от нежелательных электромагнитных наводок и помех.

Не вдаваясь в особые подробности можем сказать, что раздельное заземление аналоговой и цифровой части аудио подсистемы ныне не принято использовать. С этим согласны и в MSI, так как раздельное заземление усложняет разводку платы и повышает суммарную стоимость компонентов. Кроме того, на “землю” нужно сажать как можно меньше компонентов, чтобы не блокировать выход с ЦАП на операционный усилитель и уменьшить общее гармоническое искажение (THD).

Технология Voiceboost

Настройка Voiceboost в MSI Dragon Center. (Изображение: MSI)

Настройка Voiceboost в MSI Dragon Center. (Изображение: MSI)

Многопользовательские игры стали гораздо интереснее, когда появился голосовой чат между участниками. В обычных ноутбуках голос игрока теряется в какофонии внутриигровых звуков, что, в конечном итоге, может привести к поражению вашей команды. Технология Voiceboost призвана устранить этот недостаток за счет распознавания голоса пользователя и усиления его на фоне других звуков. Таким образом, все игроки команды смогут слышать друг друга четко и ясно в любой момент, что поможет им лучше координировать свои действия. Voiceboost даже доступна напрямую из утилиты MSI Dragon Center.

Программные улучшения

Пока что мы рассматривали все связанное с физическими параметрами динамиков: их размеры, расположение, разводку платы и особенности компонентов. Однако, качественное железо должно дополняться хорошим программным обеспечением. Именно здесь в работу включаются решения от Nahimic. Мы рассмотрим как программные технологии помогают улучшить качество звука как в динамиках, так и наушниках.

Шумоподавление

Хорошие алгоритмы шумоподавления являются важной частью качественных наушников. По сравнению с другими программными технологиями, например от Dolby Digital или Creative SoundBlaster Cinema, ПО Nahimic позволяет регулировать такие дополнительные параметры, как громкость голоса, динамическая обработка, шумоподавление и формирование луча. С технологиями Nahimic ваш голос не утонет в обилии звуков игровых баталий. Для улучшения качества обработки данное программное обеспечение настраивалось в лаборатории, где моделировались различные условия - именно так удалось добиться идеальной работы шумоподавления.

Моделирование условий для создания алгоритмов шумоподавления. (Изображение: MSI)

Моделирование условий для создания алгоритмов шумоподавления. (Изображение: MSI)

Моделирование условий для создания алгоритмов шумоподавления. (Изображение: MSI)

Моделирование условий для создания алгоритмов шумоподавления. (Изображение: MSI)

Интерфейс настроек микрофона в ПО Nahimic. (Изображение: MSI)

Интерфейс настроек микрофона в ПО Nahimic. (Изображение: MSI)

Виртуальный объемный звук N-Force 7.1

Большинство игр (и приложений) используют стандартные настройки Windows при выдаче звука. Это значит, что если у вас стандартные наушники, то объемный звук будет сводиться к стерео, в результате чего будет теряться объем. В итоге, можно пропустить врага, который решил подкрасться сзади, так как вы банально не услышите с какой стороны он идет.

Без Nahimic игровой движок выдает только стереозвук, как и настроено в Windows. (Изображение: MSI)

Без Nahimic игровой движок выдает только стереозвук, как и настроено в Windows. (Изображение: MSI)

Nahimic эмулирует оборудование с 7.1-объемным звучанием. (Изображение: MSI)

Nahimic эмулирует оборудование с 7.1-объемным звучанием. (Изображение: MSI)

Как выбрать звуковую карту

Прошли времена, когда компьютеры попадали на прилавки магазинов «глухонемыми»: сегодня в любой материнской плате есть встроенная звуковая карта. Казалось бы, необходимости в отдельном устройстве теперь нет, однако ассортимент звуковых карт хоть и слегка уменьшился, но пропадать с полок магазинов они не торопятся.

Зачем нужна звуковая карта

При выборе материнской платы покупатели обычно не обращают внимания на характеристики встроенной звуковой карты. Производители это понимают, поэтому на встроенные звуковые карты идут дешевые низкопроизводительные чипы, что не лучшим образом сказывается на качестве звука.

Кроме того, встроенные звуковые карты имеют только стандартный стереовыход и полноценно подключить к ней акустическую систему объемного звука 5.1 (или 7.1) не получится. Проблемы возникнут и во многих играх — встроенные звуковые карты обычно не поддерживают используемую в играх технологию объемного звука EAX.

Еще один немаловажный довод против встроенных звуковых карт: они увеличивают нагрузку на процессор, занимая его распаковкой сжатых аудиофайлов, например, mp3. А отдельные звуковые карты обычно имеют свой процессор, и они распаковывают аудиофайл самостоятельно.

Характеристики звуковых карт

Расположение карт бывает внешним или внутренним. Внутренние (дискретные) карты устанавливаются внутрь компьютера в свободный слот расширения PCI или PCI-E.


Внешние карты имеют свой корпус и располагаются снаружи компьютера, соединяясь с ним по интерфейсному кабелю USB или USB Type C.


Внешние звуковые карты чаще всего используются с мобильными компьютерами — ноутбуками и планшетами. Впрочем, профессиональные внешние карты часто используются на десктопных компьютерах — корпус внешней карты не имеет ограничений по размеру и способен вместить большое количество разъемов и элементов настройки.


Интерфейс подключения определяет, каким образом звуковая карта будет подсоединена к компьютеру. PCI и PCI-E — интерфейсы подключения внутренних звуковых карт. При этом карта с интерфейсом PCI может быть установлена в слот PCI-E, а наоборот — нет. USB и USB Type C —интерфейсы подключения внешних звуковых карт. Здесь с совместимостью получше — внешнюю звуковую карту можно подключить с помощью переходника к любому разъему USB — как USB к USB Type C, так и наоборот.

Формат звуковой карты соответствует количеству каналов воспроизведения. Большинство звуковых карт обеспечивают воспроизведение только стереозвука — формат 2.0, два канала воспроизведения. Для подключения и полноценного использования систем объемного звука 5.1 (6 каналов) и 7.1 (8 каналов) понадобятся звуковые карты с соответствующим форматом.

Разрядность ЦАП и максимальная частота ЦАП. Эти параметры определяют, насколько восстановленный из цифровой записи сигнал будет соответствовать аналоговому оригиналу. Чем они выше, тем воспроизводимый сигнал ближе к оригинальному. Однако это имеет смысл только в том случае, если разрядность и частота записи не ниже разрядности и максимальной частоты ЦАП. Треки audio CD имеют разрядность 16 при частоте записи 44,1 кГц и будут абсолютно одинаково звучать, проходя как через 16-битный ЦАП с максимальной частотой дискретизации 48 кГц, так и через 32-битный с частотой 384 кГц.


В то же время, отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если вы собираетесь использовать звуковую карту для прослушивания качественного аудио (DVD и Blu-ray), следует выбирать модель с разрядностью ЦАП не менее 24.

С максимальной частотой ЦАП сложнее. Согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух — 20 кГц, частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны, как раз исходя из этого критерия.


Теоретически, частоты дискретизации в 48 кГц должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц. Частота дискретизации выше 96 кГц особого смысла не имеет.

Отношение сигнал/шум показывает уровень шума, добавляемого в сигнал самой звуковой картой. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается звук. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110–120 дБ и выше. Уделите этому параметру особое внимание, если вам важно качество звука — отношение сигнал/шум намного заметнее влияет на него, чем высокие характеристики ЦАП, порой имеющие больше маркетинговое значение.

Профессиональный адаптер используется для передачи балансного сигнала, обеспечивающего высокий уровень защиты от помех за счет дублирования сигнала по двум проводам, причем по второму аудиосигнал передается в противофазе. В колонках аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха (поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах) пропадает, а полезный сигнал усиливается.


Обычно балансный сигнал передается через разъем XLR или универсальный.

Поддержка ASIO позволяет приложению-источнику аудиосигнала передавать его напрямую в драйвер звуковой карты, минуя различные мультимедийные библиотеки операционной системы. Поддержка звуковой картой ASIO крайне желательна при записи аудио с высокой частотой дискретизации.

Фантомное питание микрофона используется при подключении конденсаторных студийных микрофонов — считается, что такой микрофон обеспечивает наилучшую запись голоса. Для подключения обычных динамических микрофонов фантомное питание следует отключать, иначе микрофон может выйти из строя.


Высокоомный инструментальный вход (Hi-Z) предназначен для прямого подключения электронных музыкальных инструментов c высоким сопротивлением звукоснимателя, например, электрогитар, электровиолончелей, скрипок. При подключении таких инструментов к обычному линейному входу амплитудно-частотная характеристика сигнала может исказиться.


В некоторых картах может быть встроенный усилитель для наушников — он пригодится при использовании качественных высокоомных наушников. Без усилителя звук в таких наушниках может оказаться слишком тихим.

Поддержка ASIO, фантомное питание микрофона, высокая частота и разрядность АЦП, наличие инструментального входа — отличительные особенности музыкальных звуковых карт, способных производить высококачественную запись звука.

Варианты выбора

Для срочного и простого решения проблемы отсутствия звука можно порекомендовать простые звуковые карты, подключающиеся по USB. Они недороги, просты в установке, но ждать от них выдающегося звука не стоит.


Если вы желаете подключить к компьютеру многоканальную акустическую систему и насладиться всем богатством объемного звука, приобретайте звуковую карту формата 4.0, 5.1 или 7.1 — в зависимости от акустической системы.

Если вас не устраивает качество стереозвука домашнего или офисного компьютера и вы желаете довести его до приемлемого стандарта с минимальными затратами, ориентируйтесь на звуковые карты с разрядностью ЦАП от 24 и низким уровнем шума.


Если вы любите слушать музыку через наушники, обратите внимание на наличие встроенного усилителя для наушников.

Если вы желаете использовать компьютер для высококачественной студийной записи, вам потребуется профессиональная звуковая карта с соответствующим набором характеристик.

У всех, кто когда-либо сталкивался с выбором звуковой аппаратуры возникал вопрос о мощности, а если точнее, о громкости, например, акустической системы или ресивера. Предположу, что многие слышали от “заботливых” продавцов или замечали в рекламных материалах информацию о мощности в 30, 50 или, например, 100 Вт. Когда такое доводится слышать (видеть) мне, я крепко задумываюсь, о какой именно мощности идёт речь. Системы из поднебесной, например, якобы “выдают” заоблачные тысячи Ватт, при этом звучат тише десятиваттных трактов от других производителей.


Из-за ориентирования на значения мощности усилительной техники и акустических систем возникает много неразберихи, которая мешает покупателям приобретать, а продавцам продавать звуковую аппаратуру. Под катом я расскажу о существующих стандартах мощности, а также о том, какие маркетинговые ухищрения помогают некоторым производителям заявить “высокую” формальную мощность, при достаточно скромных реальных характеристиках.

Что определяет громкость?

На всякий случай, ещё раз напишу о том, что такое громкость и какие именно факторы определяют ее для того или иного тракта. Конечно, сегодня для большинства истина в том, что высокая мощность не всегда говорит о высокой громкости — секрет Полишинеля, но мало ли…

Итак, громкость звука — это:

“субъективная характеристика, она определяется интенсивностью
звука, пропорциональной квадрату амплитуды (A) звукового давления (SPL), и
восприимчивостью органа слуха, зависящей от частоты звука.”

Так вот, мощность не единственная влияет на итоговое звуковое давление (SPL). Громкость тракта определяет сочетание чувствительности акустики с мощностью усилителя. Чем ниже чувствительность АС, тем более мощный УМЗЧ потребуется для того, чтобы её “раскачать”.

При этом повышение звукового давления на 3 Дб требует удвоения мощности. Например, акустическая система с чувствительностью 90 дБ создает SPL= 90 дБ при подаче на АС мощности в 1 Вт (расстояние 1 м). Для повышения SPL до 93 дБ, необходимо увеличить мощность до 2 Вт, до 96 дБ — до 4 Вт, до 99 дБ — до 8 Вт и т.д.

“Советские” и “китайские” Ватты

Но всё же вернёмся к стандартам мощности, как к основному инструменту маркетинговых манипуляций. “Советские” и “китайские” Ватты — это “народное” деление мощностных стандартов, которое появилось лет 20-25 назад. Тогда наиболее доступной и востребованной на рынке техникой была новая из Поднебесной или старая из СССР. Остальное либо не поставлялось в РФ (по причине засилья китайских центров), либо стоило неприлично дорого для 80-90% населения РФ.

“Советские” Ватты считались честными, а китайские, соответственно, не очень. Хотя с советскими тоже всё не так просто. Мощностные характеристики усилителя в СССР определялись ГОСТ 23262-88, который предписывал производителю указать в паспорте устройства номинальную мощность.

Номинальная мощность определяется при среднем положении регулятора громкости усилителя, при которой остальные параметры устройства соответствуют заявленным в техническом описании.

Иными словами, ГОСТ оставлял за производителем право указать мощность, которая соответствует наименьшему значению коэффициента нелинейных искажений. Показатели, как правило, подгонялись под требования стандарта к классу сложности устройства. Мощность указывалась как у усилителей, так и у АС (указывала на усиление какой номинальной мощности рассчитана акустика).

Также в отечественной аппаратуре можно встретить такой параметр, как синусоидальная мощность (максимальная синусоидальная мощность) — это мощность, при которой УМЗЧ или акустика способны работать в течение 2-х часов с музыкальным сигналом без физического повреждения. Такая мощность не ограничена искажениями, её пределы определены лишь тепловыми и механическими повреждениями. Синусоидальная мощность обычно в 2-3 раза больше номинальной.

Типичный пример спекуляции на синусоидальной мощности — легендарные S-90. Их номинальная мощность составляла 35 Вт (к слову, первый вариант акустики назывался 35АС-01), а синусоидальная, уклончиво названная в документации паспортной, — 90 Вт. Номинальная также была указана, но второй по счету, что можно считать почти безобидной, по нынешним меркам, маркетинговой манипуляцией.


По сравнению с китайцами из 90-х и начала нулевых, случай “Радиотехники” с С-90 представляется совсем невинным. До сих пор помню, как унылые подвальные копировщики детища Мацуситы с созвучным названием Panansonica (орфография бракоделов сохранена) оставили на своей поделке “гордую” и заметную надпись: 5000 Вт.

В данном случае речь о PMPO (Peak Music Power Output), т.е. о максимальной мощности, которую в принципе может выдержать динамик АС, а усилитель способен выдать без термических и механических проблем. Тест проводится в течение одной-двух секунд при подаче сигнала 200 Гц.


Такие значения обычно в 20-30 раз выше номинала и именно их принято было называть китайскими. В последние годы, к чести китайских производителей, они отказались от использования PMPO и стали применять RMS.

Среди отечественных паспортных характеристик могут также встречаться максимальная кратковременная мощность (аналог PMPO), паспортная шумовая мощность (аналог синусоидальной, но в тесте вместо музыкального сигнала используется розовый шум).

DIN, RMS, AES, IEC и другие аббревиатуры

Сегодня злосчастное PMPO указывается крайне редко и, как правило, как дополнительный параметр, не несущий маркетинговой нагрузки. ГОСТовский номинал и синусоидальную мощность также достаточно тяжело встретить. Но от этого не становится проще. В многочисленных УМЗЧ и АС современного производства нет единого стандарта мощности. Нередки и откровенные маркетинговые манипуляции.

Начну, пожалуй, со стандарта DIN 45500 (известен тем, что впервые стандартизировал понятие HI-FI), в котором DIN Power измеряется подачей сигнала с частотой 1 кГц на вход устройства в течение 10 минут. Мощность замеряется при достижении 1 % THD. Стандарт практически идентичен EIAJ, принятому японской ассоциацией отраслей электронной промышленности.
(Electronic Industries Association of Japan).

Также стандарт предусматривает ещё один вид измерения мощности — DIN Music Power, описывающая мощность близка к определению синусоидальной и паспортной шумовой мощности, т.е. значение длительной нагрузки музыкальным сигналом без риска повреждения. Обычно указываемая величина DIN music power незначительно выше, чем DIN.

RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — предельная синусоидальная мощность, т.е. такая, при которой звуковоспроизводящее устройство может работать один час с реальным музыкальным сигналом без повреждений. Как правило, на 120-250 % выше ГОСТовского номинала и на 20 — 25 % больше DIN Music Power.

К RMS максимально близок стандарт AES2-1984 (Audio Engineering Society). Различие между AES Power и RMS заключается лишь во времени, которое должно проработать устройство — для стандарта AES необходимо 2 часа.

Также может указываться т.н. программная мощность (Program Power или PP), которая в принципе может быть любой, т.к. не стандартизирована. Принято считать, что Program Power в 2 раза больше RMS, но это не является обязательным. Не менее туманные представления о мощности даёт PPP, т.е. пиковая программная мощность (Peak Program Power), которая в 2 раза больше PP.

Манипуляции КНИ

Существует отличный от DIN Power и EIAJ стандарт IHF, разработанный Национальным институтом стандартов США и Institute of High Fidelity, в котором мощность измеряется при 0,1% нелинейных искажений.

Аналогично любой производитель может ввести собственный стандарт расчета мощности, что позволит ему писать напротив слова Power любые цифры, которые он сочтет выгодными. При подобных расчетах можно доводить значения КНИ до любого максимума, например, до 15-20%, что повлечет за собой рост формальной “мощности”. Более того, так могут изменяться значения RMS.

Хитрый ресивер

Следующий неоднозначный момент касается расчета мощности многоканального ресивера. Так при тестировании, происходит “выгодное” для искажения действительности разделение мощности. Результаты измерений очень порадуют глаза, но не уши соседей. Это связано с методом измерения одного нагруженного из шести, восьми или десяти каналов, что формально дает якобы мощностной прирост.

Чтобы не ошибиться, оценивая реальную мощность устройства, следует поискать приписку “all channels drive” в графе, где указана мощность, если таковой нет, то, вероятно, измерения проводились с нагрузкой на один канал. И я почти убежден, что без такой надписи заявленные характеристики мощности не соответствуют действительности. Номинальная (по ГОСТ) мощность, которая (учитывая использование усилителя класса D) будет составлять не более 80% от потребляемой мощности, а с усилителями других классов — ещё меньше.

Сухой остаток

Для подведения итогов и демонстрации существенности в различии мощности, предлагаю провести небольшое сравнение на примере всё тех же S-90. В данном случае я приведу лишь приблизительные расчетные значения (реальные измерения могут отличаться), но это позволит понять насколько сильно разнятся стандарты, с которыми можно сегодня столкнуться. Итак, Радиотехника S-90:

  • IHF: -.
  • Номинальная мощность: 35 Вт.
  • DIN Power: 50 Вт.
  • DIN Music Power: 90 Вт.
  • Максимальная синусоидальная мощность: 90 Вт.
  • IEC Power: 90 Вт.
  • AES Power: 110 Вт.
  • RMS (Rated Maximum Sinusoidal): 110 Вт.
  • PP (Program Power): 220 Вт.
  • PPP (Peak Program Power): 440 Вт.
  • PMPO (Peak Music Power Output): 1050 Вт.

Из всего изложенного можно сделать выводы:

  • наиболее показательными и учитывающими верность воспроизведения являются такие показатели как номинальная мощность, IHF, DIN Power, EIAJ, (так как они учитывают КНИ);
  • менее информативными, но отражающими действительность являются измерение RMS, (AES Power), DIN Music Power, IEC Power;
  • не дают достаточной информации о мощности PMPO, PP и PPP;
  • при оценке ресивера следует обратить внимание на наличие надписи “all channels drive”;
  • номинальная мощность ресивера с усилителем класса D не может быть больше 80-90% от потребляемой.

Для концертной аппаратуры, где используется живой голос и динамические инструменты, существует другое правило — номинал мощности усиления равен мощности акустики по AES.

Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести акустические системы высокой верности воспроизведения

Читайте также: