Как включить avc кодек

Обновлено: 08.07.2024

Очень часто пользователи сталкиваются с проблемой, когда на компьютере не воспроизводится видео. Могут воспроизводиться только определенные форматы или вовсе никакое видео не воспроизводится. Все дело в отсутствии кодеков. В данной статье я расскажу, почему не показывает видео и как решить данную проблему с помощью кодеков для Windows.

Что такое кодеки?

С английского языка слово « кодек » переводится как « кодировщик/декодировщик ». Кодек используется для кодирования аудио и видео файлов, а при воспроизведении файлы декодируются этим же кодеком.

Кодеки устанавливаются на компьютеры как обычные программы. У них есть установочный файл, который выполняет автоматическую установку и интегрирование кодеков в систему. При воспроизведении файлов операционная система сама подбирает нужный кодек для расшифровки. Пользователю ничего не нужно делать самостоятельно. Думаю, теперь вы сами сможете ответить на вопрос, почему не показывает видео.

Какие кодеки выбрать?

В интернете можно найти множество различных программ с кодеками. Я пытался работать с различными установщиками, но всегда возвращался к одному сборнику кодеков.

Называется этот сборник K-Lite Codec Pack. Это наиболее оптимальный вариант для обычных пользователей, да и для профессионалов в аудио и видео обработке данный сборник будет очень полезен. В нем нет ничего лишнего, а установка очень проста.

У меня были ситуации, когда после установки кодеков половина форматов воспроизводилась, а другая половина ни в какую не хотела. Но с K-Lite Codec Pack такого ни разу не было. Кодеки здесь подобраны очень грамотно и всегда есть все необходимое для удовлетворения нужд рядового пользователя.

В K-Lite Codec Pack есть собственный плеер – « Media Player Classic ». Он привлекает своей простотой и огромным количеством настроек. Попробуйте и вы уже никогда не сможете работать в каком-то другом.

Как скачать K-Lite Codec Pack?

Теперь перейдем к практической части нашей статьи. Я расскажу, где и как скачать K-Lite Codec Pack. Файлы установки подходят как для 32-х битных систем, так и для 64-х битных. Придерживайтесь данного алгоритма:




Далее вам предложат директорию установки пакета кодеков, не изменяйте путь. Нажмите Next.



Какие фильтры использовать в K-Lite Mega Codec Pack

Теперь перейдем к рассмотрению предложенных фильтров для воспроизведения медиа файлов. Чтобы вам было понятнее:

Не буду вдаваться в детальное сравнение используемых фильтров, по вашему усмотрению вы можете использовать как ffdshow, так и LAV, оба проекта достойны выбора.

Я сторонник LAV Filters и перечислю их преимущества, но и недостатки:

Недостатки:

  • Уступает ffdshow отсутствием фильтров постпроцесса.
  • Желательно применять для не слишком тяжёлых видеофайлов, для FullHD видео используйте DXVA декодеры.
В разделе DirectShow audio decoding filters представлены наборы фильтров отвечающих за декодирование аудио. Советую использовать LAV или ffdshow.

Утилита для переключения звуковых дорожек

Все остальные параметры можете оставить по умолчанию. Нажмите Next, появится окно с выбором папки для расположения, снова нажмите Next. В следующем окне Select Additional Tasks (Выбор дополнительных задач) будут отображены опции выбранных вами компонентов, поэтому их полный состав может различаться.


Важные пункты окна дополнительных задач:

ffdshow configuration (Настройки фильтра ffdshow)

Haali Media Splitter configuration (настройки сплиттера Haali)

Media Player Classic configuration (настройки Media Player Classic)

DirectX Video Acceleration (сокращённо DXVA) — интерфейс, предназначенный для декодирования видео процессором видеокарты.

Tweaks


В следующем окне вы можете выбрать программный плеер, с которыми вы бы хотели ассоциировать ваши медиафайлы, то есть каким плеером воспроизводить.


Нажмите Next, проставьте галочки напротив необходимого формата мультимедиа для каждого выбранного в предыдущем окне плеера. Снова нажмите Next и выберите конфигурацию ваших динамиков.


Еще раз нажмите Next, в окне будет отображена конфигурация, которую вы выбрали для установки. Нажмите Install, дождитесь установки пакета. После инсталляции вам будет предложено поставить галочки перед теми фильтрами, которые вы можете настроить по своему усмотрению. Нажмите Finish.

В этом руководстве мы научимся использовать видео в Вебе, как это принято в 2019. Chrome и Firefox начали поддерживать новый кодек AV1 — для них видео можно сделать в два раза меньше.

Отдельно поговорим, как заменить GIF на видео в AV1 и H.264 — тогда его размер упадёт в 20-40 раз.

AV1 в браузере

YouTube уже использует его в TestTube. Netflix заявил, что AV1 будет «их основным кодеком следующего поколения».

Мы в Злых Марсианах уже используем его на нашем сайте и на Ампллифере. В этой статье я поделюсь опытом внедрения AV1 и шаг-за-шагом расскажу, как вставить видео, чтобы оно работало во всех браузерах.

Кодеки и контейнеры

С картинками всё просто: или JPEG с PNG для всех браузеров, или делать более компактные файлы в WebP для современных браузеров. Мы всегда можем быть уверены, что в файлах .jpg будет PNG-формат (за редким исключением PNG-бомб, от которых может защитить imgproxy).

С видео-файлами всё сложнее. Расширение файла ( .mp4 , .wmv , .webm или .mov ) говорит только о контейнере. В то время, как видео-файлы состоят из трёх различных компонентов:

  1. Видео-кодек определяет как сильно вы сможете сжать видео, и чем придётся пожертвовать. Основные видео-кодеки Веба: H.264, HEVC, VP9 и, теперь, AV1.
  2. Аудио-кодек сжимает звук. Само собой, он не нужен, если в видео нет звука. Популярные варианты: MP3, Opus и AAC.
  3. Контейнер хранит оба видео- (сжатого каким-то видео-кодеком) и аудио-потока (сжатого каким-то аудио-кодеком). А также дополнительные данные, типа субтитров и мета-информации. Популярные контейнеры: MP4, MOV, WebM.

Узрите AV1

AV1 — видео-кодек, который был выпущен год назад, в марте 2018. Его создавали, чтобы превзойти кодеки предыдущего поколения — HEVC, VP9, H.264 и VP8.

Диаграмма поколений видео-кодеков


Диаграмма поколений кодеков от Цахи Левент-Леви

Если вам стало интересно, как именно AV1 удалось превзойти остальные кодеки в сжатии, почитайте технические подробности в переводах на Хабре:
«Видео следующего поколения: представляем AV1»
«Кодек нового поколения AV1: корректирующий направленный фильтр CDEF»

За счёт новых оптимизаций, AV1 сжимает видео на 30—50% лучше, чем H.264 или VP8, и до 30% лучше, чем HEVC. Но кодек был выпущен недавно и пока имеет несколько детских болезней:

  • Текущий кодер не оптимизирован. AV1 сжимает видео очень медленно (новый быстрый кодер на Rust уже в разработке). Кодек не подойдёт для потокового вещания. Если мы говорим о статичных видео на лэндингах — эта проблема нам не актуальна.
  • Пока кодек поддерживается только десктопным Chrome и Firefox под Windows. Поддержки Safari и Edge пока нет (хотя Microsoft уже тестирует её). Надо будет, как минимум, 2 файла: AV1 для Chrome и Firefox и H.264 для остальных браузеров.

Сравнение качества картинки у разных кодеков на разном битрейте


Сравнение качества картинки у разных кодеков на разном битрейте — AV1 выигрывает

Готовим AV1 правильно

Давайте, наконец-то, перейдём к практике. Вначале определимся с контейнером. В теории, AV1 можно поместить в разные контейнеры, но MP4 компактнее и рекомендуется в спецификации. Для звука в AV1 мы возьмём Opus, потому что отлично сжимает звук.

Чтобы видео работало во всех браузерах, мы будем генерировать 3 файла:

  1. Для десктопного Chrome и Firefox на Windows (31% рынка на март 2019): контейнер MP4 с AV1 для видео и Opus для звука.
  2. Для Safari и Edge (16% рынка) — MP4 с HEVC и AAC.
  3. Для остальных: большой MP4-файл с H.264 и AAC.

Для сжатия я рекомендую взять консольный FFmpeg. Есть много графических утилит, но в консоли легче сохранить опции и потом запускать конвертацию автоматически. Убедитесь, что используете именно последнюю версию FFmpeg. Версии до 4.1 не поддерживают AV1 в MP4.

Переходим к конвертации файла H.264, который нужен нам для старых браузеров. Поскольку все наши файлы используют контейнер MP4, я буду использовать .av1.mp4 , .hevc.mp4 и .h264.mp4 постфиксы. Не пугайтесь длинной команды, мы потом её всю разберём:


Теперь откройте video.h264.mp4 . Если качество хорошее, а размер большой — попробуйте увеличить -crf ( -crf 26 потом -crf 28 ). Эта опция уменьшит размер файла ценой уменьшения качества. Подбор баланса качества и размера — искусство.

Если исходного видео-файла нет, то можно сконвертировать старый H.264 файл в AV1.

Теперь пришло время для конвертации AV1 — напоминаю, будет дольше H.264. Кодек пока не использует всю мощь процессора (имеет смысл запустить конвертацию нескольких файлов параллельно).


Снова поиграйте с -crf для подбора идеального баланса качества и размера.

Теперь то же самое для HEVC.


Скопируйте video.h264.mp4 , video.hevc.mp4 и video.av1.mp4 в корень вашего сайта.

Разбираемся с опциями FFmpeg

Команды выше выглядят как заклинание вызова демона? Не волнуйтесь, это не PostCSS. Давайте разберём опции.

-i SOURCE.mov указывает входящий файл, откуда FFmpeg возьмёт потоки видео и аудио, пережмёт их и запакует в новый контейнер.

-map_metadata -1 удалит мета-информацию из видео (например, программу, в которой видео было создано). В Вебе такая информация редко бывает полезной.

-c:a libopus или -c:a libfdk_aac выставляют аудио-кодеки. Если вам не нужен звук, замените их на -an .

-c:v libaom-av1 выбирает видео-кодек — библиотеку, которая сожмёт кадры видео-потока.

-crf 34 — Constant Rate Factor, баланс качества и размера. Это как слайдер качества JPEG, только он идёт в другом направлении (0 — лучшее качество и самый большой файл). Шкала CRF разная у H.264 и AV1 — у H.264 идёт до 51, у AV1 до 61. CRF для AV1 и H.264 будет разный.

Facebook подобрал примерное соответствие между значениями CRF для H.264 и AV1:
19 → 27, 23 → 33, 27 → 39, 31 → 45, 35 → 51, 39 → 57.

-preset veryslow заставляет H.264 и HEVC кодеки сжимать файл сильнее даже ценой резкого роста времени конвертации.

-profile:v main используется у H.264, чтобы выбрать профиль кодека. Только «Main» будет работать в Safari.

-b:v 0 выставляет минимальный битрейт для AV1, чтобы в видео было постоянное качество.

-pix_fmt yuv420p (формат пикселя) — хитрый способ уменьшить размер файла. Он оставляет оригинальное разрешение для яркости, но уменьшает разрешение для цвета. Наши глаза хуже видят цвет, поэтому не замечают эту хитрость. Удалите эту опцию, если в вашем случае она будет мешать.

-movflags +faststart перемещает всё само важное в начало файла, чтобы браузер мог проигрывать видео до окончания загрузки.

-vf "scale=trunc(iw/2)*2:trunc(ih/2)*2" изменит размер сторон видео к ближайшим чётным (некоторые кодеки могут работать с разрешением 300×200 и 302×200, но не будут работать с 301×200). Если вы уверены, что везде разрешение делится на 2 — можете убрать эту опцию.

-strict experimental нужна для AV1, его кодер ещё экспериментальный.

video.av1.mp4 выставляет имя итогово файла.

Запускаем видео в браузерах

Теперь нам нужно, чтобы каждый браузер загружал видео, которое он поддерживает. Для этого у <source> есть атрибут type . И советую почитать про опции у <video>.


<source> похожи на выражения if…else — браузер читает их сверху вниз, пока не найдёт тот, чей type он поддерживает.

В type можно указать весь формат файла: контейнер ( video/mp4 для MP4), видео-кодек ( av01.0.05M.08 для AV1, hevc для HEVC и avc1.4D401E для H.264) и аудио-кодек ( opus для Opus и mp4a.40.2 для AAC).

Бонус: как сконвертировать GIF в AV1 и H.264

В 2019 использовать GIF для коротких видео — большой грех. GIF весит в 20—40 раз больше, чем H.264 или AV1. GIF сильнее бьёт по CPU, заставляет аккумулятор утекать быстрее. Если вам нужно короткое зацикленное видео, берите видео-кодеки. И FFmpeg может конвертировать видео прямо из GIF.

Конвертируем GIF в H.264:


Генерируем ещё более маленький AV1:


Теперь вставим animation.h264.mp4 и animation.av1.mp4 в HTML.


Опции autoplay и loop делают из видео «гифку» — цикленное видео, которое сразу играет после загрузки страницы. playsinline блокирует Safari от открытия видео на весь экран при клике на видео.

Видео высокой четкости (High Definition, HD) в последние годы активно проникает из профессионального в бытовой сектор. На прилавках магазинов все больше телевизоров и плазменных панелей имеют заветные надписи "Full HD" и "HD Ready", а в отделах видеокамер значительную часть полок занимают камеры, способные снимать HD-видео. Даже цифровые фотокамеры-"мыльницы", имеющие функцию видеосъемки, все чаще способны снимать видео с разрешением не 640х480 точек, а 1280х720, а то и полноценное FullHD-видео с разрешением 1920х1080 точек (подробнее о современных видеокамерах можно прочитать в Путеводителе по цифровому видео).

В данном цикле статей мы постараемся дать ответы на некоторые вопросы, возникающие при работе с HD-видео, и рассказать, как решать наиболее распространенные задачи.

2. Что такое AVCHD?

Также не следует думать, что сжатие видео в формате AVC автоматически означает, что камера лучше, чем все остальные, не записывающие видео в этом формате. Качество изображения в первую очередь зависит от качества оптики, правильности работы автомата замера экспозиции, малошумности матрицы (об этом см. ниже), реального разрешения матрицы (или матриц, если их 3), алгоритмов обработки изображения процессором камеры, величины потока сжатых данных (битрейта), реализации кодера и других параметров.

  1. Видео и звук хранятся в контейнере MPEG Transport Stream.
  2. Звук в бытовых AVCHD-камерах хранится в формате AC3 (Dolby Digital).

Существует множество видеокамер, умеющих снимать видео высокой четкости в формате AVC, но не соответствующих стандарту AVCHD, например, фотовидеокамеры, сохраняющие видео в контейнерах MP4 и MOV (QuickTime). Технические особенности разных форматов HD-видео в формате AVC будут рассмотрены в следующих частях статьи.

3. Почему AVCHD?

Формат MPEG2 за счет междукадрового сжатия более эффективен по коэффициенту компрессии, чем DV, но за счет того, что площадь полного HD-кадра больше, чем SD, в 5-6 раз (для PAL и NTSC соответственно), требует большого потока данных для получения высокого качества результата. Поэтому для уменьшения заметности артефактов сжатия пришлось пойти на хитрость. На ленте сохраняется изображение, сжатое по горизонтали до разрешения 1440х1080 точек, а при воспроизведении оно растягивается до полного разрешения 1920х1080. Такой подход называется анаморфированием изображения, и пиксель в видео получается неквадратным. Это позволило достичь некого компромисса между качеством видео и потоком данных.
Однако, на динамичных сценах с большим количеством мелких деталей (колышущаяся на ветру листва, мелкие брызги воды у фонтана, сплав по горной реке) потока MPEG2-данных в 25 мегабит в секунду бывает недостаточно, и HDV-изображение иногда рассыпается на мелкие квадраты (хотя заметность этого обычно невысока). Ситуация усугубляется тем, что из-за высокого разрешения пиксели у матриц HD-видеокамер обычно мельче (имеют меньшую площадь), чем у хороших DV-видеокамер обычной четкости, в результате шумы имеют более высокий уровень, и изображение компрессируется с меньшей эффективностью.

Как известно, шумы являются высокочастотными компонентами изображения, и при большом их количестве значительная часть сжатого потока данных расходуется на сохранение шумов вместо "полезной", основной части изображения. Поэтому эффективность сжатия видео тем выше, чем меньше в нем шумов исходно. Некоторый выигрыш в качестве дает предварительное подавление шумов в изображении, но слишком агрессивное шумоподавление вносит искажения и ухудшение детализации изображения.

4. Копирование AVCHD-видео с камеры в компьютер

Но и после финализации диск может по-прежнему не распознаваться компьютером. Причина этого обычно в том, что на AVCHD-дисках используется файловая система UDF 2.5, а в системе Windows XP по умолчанию нет поддержки этой файловой системы. Чтобы она появилась, необходимо установить соответствующий драйвер. В частности, для этого достаточно установить программу Nero InCD (более подробно об этом можно прочитать в FAQ по цифровому видео). После установки драйвера файлы на DVD-диске будут доступны через DVD-привод компьютера.

AVCHD-видеокамеры с другими носителями данных (Flash, жесткий диск) обычно подключаются к компьютеру по интерфейсу USB 2.0 кабелем, имеющимся в комплекте, и после подключения доступны в компьютере как съемный диск. Flash-носитель можно поместить во Flash Drive и копировать данные с него в компьютер вообще без участия видеокамеры, что имеет определенные удобства (например, можно иметь несколько Flash-карт, одна из которых находится в камере и используется для съемки видео, а данные с другой в это время копируются в компьютер).

Некоторые монтажные программы и плееры могут "не понимать" нестандартные расширения файлов, поэтому может понадобиться сменить расширение видеофайлов на .mpg.

Если копирование видеофайлов вручную представляет определенную трудность или неудобство, нелишним будет обратиться к компакт-диску, который обычно имеется в комплекте с AVCHD-видеокамерой. На нем обычно имеется программа, позволяющая перенести видео с видеокамеры в компьютер, и даже осуществить несложный монтаж. Причем, она может представлять интерес и для "продвинутых" пользователей, которые умеют копировать видео с камеры вручную.

Например, в комплекте с некоторыми видеокамерами имеется программа Picture Motion Browser.


5. Просмотр AVCHD-видео

После того, как видео скопировано в компьютер, возникает очевидное желание его просмотреть. По умолчанию в системе Windows, скорее всего, нет нужных декодеров, поэтому просмотреть видео с помощью Windows Media Player не удается.
Как уже было сказано выше, в комплекте с видеокамерами обычно имеется некоторое программное обеспечение (ПО), позволяющее скопировать видео с камеры в компьютер. Зачастую оно же может выполнять и функции плеера. Поэтому, первым делом можно попробовать установить ПО с прилагающегося диска, скопировать видео с камеры с его помощью, и попробовать просмотреть видео в нем же.

Поэтому многим наверняка захочется установить какой-либо альтернативный декодер или плеер для формата AVCHD.

В частности, по отзывам некоторых участников форума "Цифровое видео", проблемы возникают при использовании Picture Motion Browser, который может не работать, если в системе установлены кодек-паки. А при необходимости осуществить монтаж видео проблемы могут быть еще серьезнее: хотя в плеерах видео может успешно открываться, монтажные программы могут сбоить и даже выходить из строя при попытке открыть в них те же видеофайлы, или в процессе их монтажа. Могут возникать прочие странности: например, по непонятным причинам в открытом файле монтажная программа может не обнаружить звук.

Что еще хуже, проблемы могут возникнуть в самом конце, на этапе вывода результата монтажа в результирующий файл. Локализовать причины этих проблем, и тем более решить их, обычно крайне сложно, а то и не представляется возможным. Даже после удаления кодек-паков в системе может остаться "мусор", и помогает в таком случае только полная переустановка системы "с нуля".

Декодер CoreAVC

Для воспроизведения AVCHD-видео можно установить отдельный декодер, не входящий в состав кодек-паков. Одним из лучших таких декодеров является CoreAVC.


Возникает справедливый вопрос: почему такой мощный процессор компьютера, как например, Pentium 4 с частотой 3 ГГц, может не справляться с плавным воспроизведением видео, а встроенный в маленькую видеокамеру процессор справляется не только с декодированием, но даже с кодированием видео в реальном времени? Неужели там установлен еще более мощный процессор?

Однако, вернемся к теме воспроизведения AVCHD-видео. Чтобы не иметь проблем с кодеками, лучше всего попробовать воспроизвести видео с помощью плееров, которые содержат все необходимые декодеры "на борту". Одним из таких плееров является Media Player Classic и его новый вариант Media Player Classic Home Cinema.

Media Player Classic


Прочитать более подробное описание и загрузить плеер желающие могут на русскоязычном сайте программы или обратиться в поиск.

Разработка этого плеера уже прекращена, но проект был развит энтузиастами, и новые версии плеера имеют название Media Player Classic Home Cinema.

Media Player Classic Home Cinema



Среди них присутствуют и нужные нам форматы: H.264/AVC (DXVA) и H.264/AVC (ffmpeg). Отличаются эти модули только тем, что первый использует ускорение декодирования видеокартой (DirecX Video Acceleration), а второй использует для декодирования модуль ffmpeg. На сайте программы сказано, что плеер умеет использовать ускорение лишь на ограниченном наборе видеокарт (в основном новых), но в будущем их список обещают расширить. По умолчанию включены оба декодера, и, если проблем при воспроизведении не возникает, отключать их не нужно.

Также авторы программы рекомендуют для декодирования в режиме DXVA выбрать правильный модуль отображения видео. Для этого в том же окне настроек нужно щелкнуть по категории "Воспроизведение/Вывод":


В случае, если система Windows XP, рекомендуется выбрать режим Overlay Mixer, VMR7, VMR9 или VMR9 renderless. Например, можно выбрать VMR7.

В случае системы Windows Vista рекомендуется выбрать режим EVR или EVR польз.

После этого скорость декодирования видео в плеере будет максимальной, но только при условии, если между декодером и конечным модулем отображения не будет добавлено дополнительных модулей (впрочем, для простого воспроизведения этого и не нужно).

Бывает, что в режиме использования ускорения декодирования видеокартой (DXVA-декодер) при воспроизведении некоторых AVCHD-файлов вместо изображения в плеере наблюдается чёрный прямоугольник. По отзывам некоторых участников Конференции, в решении проблемы может помочь установка последней версии DirectX, а также последней версии драйверов для используемой видеокарты. Этот совет относится не только к плееру MPC Home Cinema, но и любым другим.

Настройки и возможности плеера на этом далеко не исчерпываются, но их описание заслуживает отдельного материала, не вписывающегося в рамки данной статьи.

PowerDVD Ultra

Данный плеер уже не бесплатный, но обладает рядом преимуществ. В частности, умеет воспроизводить плейлисты из файлов, а версия Power DVD Ultra, которая и рекомендуется для воспроизведения AVCHD, умеет воспроизводить диски BluRay (в том числе и из файлов с жесткого диска). Производителем программы является компания Cyberlink.

Кроме того, плеер обладает одним из самых быстрых декодеров формата AVC, и также умеет использовать ускорение декодирования видеокартой. Причем, набор поддерживаемых видеокарт, судя по всему, очень широк. Многие пользователи отмечают, что во всех остальных плеерах AVCHD-видео играется неплавно, в то время как в PowerDVD Ultra воспроизведение происходит наиболее качественно.

Поэтому, если с другими декодерами и плеерами есть проблемы при воспроизведении AVCHD, то настоятельно рекомендуется попробовать плеер PowerDVD Ultra.

Elecard AVC HD Player

Эта разработка российской компании Elecard, как и продукт от Cyberlink, является коммерческой, и точно так же задействует аппаратные ресурсы видеокарты. С января 2009 года плеер входит в состав пакета AVC HD Suite, предназначенного для владельцев HD видеокамер. Как видно на рисунке ниже, плеер содержит в себе встроенные декодеры собственной Elecard-разработки.


Несмотря на относительную "молодость" данного программного обеспечения, работа плеера стабильна, капризов (вылетов, зависаний, дёрганий) практически не наблюдается. Кроме прочего, плеер оснащен быстро вызываемым, удобным и функциональным модулем Playlist, позволяющим упорядочить просмотр большого количества видеофайлов (любому владелецу AVCHD-видеокамеры знакома проблема сортировки огромного количества файлов, импортированных с его камеры).


Более подробно продукты компании Elecard мы рассмотрим в ближайшее время в рамках отдельного обзора пакета Elecard AVC HD Suite.

ArcSoft TotalMedia Theatre


Пожалуй, трудно найти иной плеер, который при проигрывании AVCHD будет столь же нетребовательным к "железной" составляющей ПК. Это говорит о неплохом декодере, встроенном в программу, и о качественно выполненном аппаратном взаимодействии.

На этом первую часть статьи мы завершим. Во второй части постараемся ответить на вопрос: как можно осуществить монтаж видео в формате AVCHD, и какие "подводные камни" нас при этом ожидают?

Сегодня, кажется, все стремятся стать кинематографистами. Люди используют для видеосъемки самые различные гаджеты и девайсы, включая мобильные телефоны, цифровые фотокамеры, портативные и профессиональные видеокамеры. А последнее поколение цифровых зеркальных фотокамер позволяет записывать видео с поддержкой высокого разрешения.

Чтобы научиться снимать хорошее видео, потребуется приложить определенные усилия, но все становится еще более сложным, когда вы захотите во всей красе продемонстрировать свой шедевр другим людям. Может быть, вам нужно загрузить его на YouTube, может вы собираетесь записать свой Blu-ray или DVD диск, возможно, захотите загрузить видео на мобильный телефон или планшетный компьютер.

Разобраться в том, какой кодек и контейнер лучше подойдет для создания вашего видеошедевра порой достаточно сложно. Помочь в решении этой проблемы сможет представленный далее материал.

Какая разница между кодеком и контейнером?

Начинающие пользователи часто бывают озадачены, когда пытаются выяснить разницу между кодеками и контейнерами. Сейчас слово Кодек стало чем-то общеупотребительным, а изначально термин являлся сокращением от понятия КОмпрессор-ДЕКомпрессор. Что же делают кодеки?

Они принимают цифровые медиа данные и либо сжимают их (для передачи и хранения), либо распаковывают для просмотра и перекодирования. Каждый кодек использует определенный метод кодирования и декодирования цифровых данных.


Несжатое (англ. raw означает необработанное или часто говорят « сырое») видео и аудио требует для хранения огромного дискового пространства. Несжатое видео высокой четкости формата 1080i, записываемое со скоростью 50 кадров в секунду, съедает до 410 гигабайт в час. Аудио с CD дисков, довольно устаревшее по современным стандартам, звучит около 74 минут при емкости диска 680 мегабайт. Однако, восьмиканальный звук, кодируемый с 24 битным разрешением, потребует уже 16 мегабит в секунду, или несколько гигабайт в час. Даже возможностей широкополосного соединения с интернет порой не хватит, чтобы послушать музыку в полном аудио разрешении. Вот почему цифровые видео и аудио записи должны быть сжаты для передачи и хранения.

После того как медиа данные ужаты в разумные пределы, они должны быть упакованы для транспортировки и последующего отображения. Для этого используются форматы-контейнеры, выполняющие роль «черного ящика», наполняемого различными медиа-форматами. Хорошие форматы контейнеров могут вмещать файлы, сжатые разными кодеками.

Давайте разберемся с типами кодеков.

Общее понятие о кодеках

Если вы пообщаетесь с людьми, которые занимаются видеообработкой или посетите соответствующие веб форумы, то будете, так или иначе, причастны к, порой бурным, дебатам о том, какой кодек лучше. В действительности, эффективность любого кодека во многом зависит от используемого режима сжатия и типа обрабатываемых видеоматериалов. Так что стоит рассматривать различные кодеки и с учетом их конкретного использования и особенностей сжимаемого материала. Далее в основном рассматриваются видео кодеки, но в разделе, посвященном контейнерам форматов, упоминается и об использовании аудиокодеков.


Ввод и архивирование видео

Большинство устройств современной бытовой электроники получает контент в каком-либо уже сжатом формате. Как правило, только профессиональные видеооператоры работают с несжатым HD видео. Конечно в идеале, если это возможно, при наличии очень емкой системы хранения, видеоархивы нужно хранить в оригинальном формате съемки, потому что при этом обеспечивается максимальное качество. Перекодировка видео из одного типа сжатия в другой может привнести едва различимые искажения, которые могут снизить качество изображения. (Подобные погрешности минимизирует хорошее программное транскодирование.) Сегодня предлагается множество кодеков, с определенной специализацией. С большинством из них обычный пользователь может никогда и не столкнуться. Следующий раздел посвящен кодекам, как системам сжатия/декомпрессии, используемым в составе специального программного обеспечения, которое позволяет кодировать или перекодировать видеофайлы.

x.264/ MPEG-4 AVC (Advanced Video Coding). Этот наиболее распространенный кодек используется в современных цифровых видео- и фотокамерах, в которых результаты съемки сохраняются в виде файлов на встроенных жестких дисках, картах памяти, и т.д.

MJPEG (Motion JPEG). Это более старый формат, используемый некоторыми цифровыми камерами и видеотехникой прежнего поколения. Он был разработан теми же специалистами (Joint Picture Experts Group), которые занимались еще ранее разработкой кодека JPEG для сжатия обычных статичных изображений, отсюда и название этого кодека.

DV и HDV. Стандарт DV был разработан консорциумом компаний производителей видеотехники для ленточных систем хранения информации и часто использовался в видеокамерах со слотом для ленточных мини кассет. Некоторые версии DV успешно использовались в профессиональных видеокамерах, была разработана версия HDV для поддержки высокого разрешения с ленточными кассетами.


Дисковые форматы

Перейдем к устаревающим уже DVD или чуть более модным Blu-ray дискам. Несмотря на растущую популярность потокового видео, возможность передачи медиа данных с помощью дисков в обозримом будущем по-прежнему будет востребована. Записанные на диски материалы спокойно можно передавать там, где нет каналов связи и смотреть везде, даже там, где нет возможности подключиться к интернету.

MPEG-2. Необходимо различать кодек MPEG-2, также известный как x.262, от формата контейнера MPEG-2. MPEG-2 используется для сжатия видео на дисках DVD и сигналов телевидения высокой четкости (DVB), передаваемого по эфирным каналам. Первоначально MPEG-2 применяли и для сжатия на Blu-ray дисках, хотя большинство современных Blu-ray фильмов не используют MPEG-2.

x.264/MPEG-4 AVC. x.264 используется при сжатии видео для Blu-ray дисков. По сути это тот же кодек, который применяется для сжатия видео в современных видеокамерах. Данный метод очень масштабируемый и при высоком битрейте сжатое по стандарту x.264видео выглядит просто фантастически.

Microsoft VC-1. Microsoft VC-1 включает три разных по степени сжатия кодека. VC-1 Advanced Profile, также известный как Windows Media Video 9 Advanced Profile или просто WVC1 является одним из трех кодеков, применяемых для кодирования содержимого Blu-ray дисков. VC-1 в качестве альтернативы технологии Adobe Flash используется в интернет-платформе Microsoft Silverlight.


Потоковое и веб видео

Передача видео через интернет обязательно подразумевает компромиссы, в основном между качеством изображения и скоростью передачи данных, которая сегодня и ограничивает максимально достижимое качество. Скорость передачи или, как еще говорят, ширина канала во многом зависит от возможностей интернет-провайдера и используемой им технологии доставки сигнала в вашу квартиру.

MPEG-1. Это старый боевой конь для доставки видео в сети интернет. Хотя YouTube, Netflix, и другие поставщики относительно качественного потокового видео уже отказались от MPEG-1, масса видео стандартного разрешения на базе MPEG-1 все еще доступна на других сайтах.

WMV (Windows Media Video). Есть Windows Media Video кодек и контейнерный формат файла. Хотя, этот метод сжатия был и не так используем, как MPEG-1, в сети все еще есть много WMV контента. Но при создании своих видеоматериалов, его очевидно также не стоит применять.

x.264/ MPEG-4 AVC. x.264 обеспечивает при относительно низкой скорости передачи, достаточно высокое качество видео. x.264, вероятно, становится наиболее распространенным кодеком. Adobe поддерживает его во Flash, x.264может использоваться с изображениями HTML 5, на x.264ориентируется YouTube и Apple полностью поддерживает этот метод компрессии. Однако при создании видео сжатого в форматах x.264вы не сможете воспроизводить их на старых устройствах, это ставка на будущее.

Правильный контейнер: гибкий и удобный

Далее кратко рассмотрены наиболее распространенные сегодня контейнерные форматы медиафайлов. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Выбор зависит от предполагаемой задачи. Контейнерные файлы, кроме сжатого видео, вмещают и цифровой звук, сжатый соответствующими аудио кодеками, а также меню и дополнительную информацию.

Контейнеры для архивирования и ввода

Также, как и с кодеками, Вы должны выбрать контейнерный формат для хранения сжатого видео с максимально возможным в ваших условиях качеством. Для большинства пользователей нужен просто способ сохранить свое видео, для того чтобы затем передавать его в потоковом виде по домашней сети или даже через интернет, но при этом никто не хочет видеть впоследствии на экране пиксельную структуру и смазанное изображение. Правильный контейнер поможет сохранить баланс между качеством и потоковыми возможностями.

Advanced Systems Format (ASF) – разработанный Microsoft контейнерный формат. Встречается несколько расширений, включая .asf, .wma и.wmv. Отметьте, что файл с расширением .wmv, вероятно, сжат кодеком WMV (Windows Media Video), но сам файл помещен в контейнерный файл ASF. Файлы ASF, в теории, могут содержать видео и аудио файлы, сжатые любым кодеком. Однако, практически воспроизведение иногда может стать проблемным, особенно с видео, сжатым кодеками x.264. Если вы планируете пользоваться продуктами Microsoft, ASF прекрасный выбор, но могут быть проблемы с медиа файлами на основе иных кодеков.

Audio Video Interleave (AVI) – один из более старых контейнерных форматов Microsoft. Вероятно, его уже не стоит использовать в новых проектах.


QuickTime: компания Apple продвигает собственный контейнерный формат QuickTime, который поддерживает множество кодеков для аудио и видео. Apple - убежденный сторонник x.264, таким образом, файлы QuickTime (.mov, .qt) могут содержать видео, сжатое кодеком x.264.

MP4. Этот контейнерный формат разработан Motion Pictures Expert Group, известен также как MPEG-4, часть 14. Видео внутри файлов MP4 кодируется кодеком x.264, а аудио – кодеком AAC, но могут использоваться и другие стандарты сжатия звука.

VOB и BDAV MPEG-2. Эти контейнерные форматы используются для упаковки данных на DVD и Blu-ray дисках, соответственно. В файлах Blu-ray дисков (.m2ts) могут содержаться видеозаписи сжатые кодеками x.264и VC-1, звук может быть сжат одним из кодеков Dolby или использоваться несжатый многоканальный сигнал в формате PCM.

AVCHD: Этот стандарт контейнера применен во многих видеокамерах. Снимаемое видео предварительно сжимается кодеком x.264. Аудиосигнал для контейнера кодируется кодеком Dolby Digital (AC3) или используется несжатый – PCM.


Flash: Компания Adobe имеет собственный контейнерный формат Flash, который поддерживает множество кодеков. Большая часть недавно созданного Flash видео кодирована с использование видеокодека x.264и аудиокодека AAC, но не стоит ожидать, что на всех сайтах используются только эти кодеки, особенно для ранее созданного видео.

Прочие контейнеры: Среди прочих форматов контейнеров, широко используемых особенно для доставки видео через интернет, можно упомянуть популярный во многом за счет своей универсальности и открытого кода формат Matroska (.mkv, .mk3d, .mka, .mks), а также OGG и DiVX. Файлы с расширением .divx вмещают видео, ужатое одноименным кодеком с пиратской родословной, который позволяет получить достаточно высокое качество видео при эффективной компрессии видеоматериалов. Долгое время Divx официально не признавался и его использование не приветствовалось. Однако сегодня многие известные производители уже встраивают аппаратные кодеки DiVX в свою видеотехнику.

Какой кодек и контейнер выбрать

Если вы будете размещать свое видео на домашнем сервере, с тем чтобы впоследствии смотреть его на экране телевизора, подключаемого непосредственно к сети или через медиаплеер, необходимо выяснить какие форматы распознают телевизор и плеер. Практически всеми устройствами поддерживается сегодня кодирование в соответствии со стандартом MPEG-2, но в этом случае потребуется достаточно большой объем для хранения видео в HD разрешении. Очевидно, наиболее подходящим в ближайшем будущем можно считать различные варианты кодека x.264, в котором реализован алгоритм сжатия, поддерживаемый всеми популярными контейнерами.


Если больше интересует воспроизведение готового видео, и вы планирует нарезать (ripping) фильмы из своей персональной коллекции DVD дисков для передачи по домашней сети, вас может устроить контейнер MP4, как удачный компромисс между степенью сжатия и качеством.

Читайте также: