Как влияет майнкрафт на компьютер

Обновлено: 02.07.2024

Или размышления либеральной мамы о внезапно назревшей необходимости ограничений.

Предыстория: о воспитании

Так получилось, что моё отношение к воспитанию детей (а кого ещё воспитывать, не взрослых же) всегда опиралось на гуманизм, граничащий с попустительством. Ещё в юности, преподавая английский подросткам в частной школе и своим ровесникам в медицинском колледже, каждого подопечного я воспринимала как целую вселенную со своими неповторимыми законами, жизненными обстоятельствами, возможностями и талантами. Эту особенность мировоззрения молодой учительницы ученики быстро пронюхали и, конечно, порой бессовестно ею пользовались — рассказывая удивительные истории о невыполненном домашнем задании и заставляя меня сползать от хохота под учительский стол.

Конечно, со временем моя гуманистическая горячка, не до конца осмысленная в юности, слегка поблекла — я стала понимать, что людям, помимо свободы воли и выбора необходимы правила, границы, ритуалы, стабильность и фундамент. Детям — ещё больше.

Тем не менее, я считала и по сей день считаю себя не вправе создавать вокруг ребёнка тепличные условия, стараясь не жизнь близких окружающих адаптировать под растущего человека, а растущему человеку помогать освоиться в окружающем мире. Это не вопрос дисциплины и не попытка вырастить «удобного» для социума ребёнка — тихого и всегда послушного (в чём нет, конечно, ничего плохого, но я таких только на открытках советских видела). Границы и правила нужны не для того, чтобы ребёнка не было заметно, а чтобы ему было проще освоиться в мире людей.

Скажем, правило «дослушай, что тебе говорят, а потом высказывайся сам, так всем будет удобнее» я считаю оправданным, а «я взрослый, я лучше знаю, а ты молчи» — мракобесным. Проводить границы нужно в целях обережения и предупреждения, а не в целях запрещения.


Те же правила всегда действовали и в отношении доступной информации. Вопрос «Откуда берутся дети?» — честный ответ в доступной форме, откуда, как и почему. Вопрос «Мама, а я тоже умру?» — честный утвердительный ответ и разговор про то, что жива остаётся память в наших родных, друзьях и потомках.

В общем, моя позиция в выращивании новых людей сводилась к двум основным факторам: стремление органично вписать ребёнка в повседневную жизнь семьи и стремление не ограничивать его доступ к тому, что не представляет опасности для его жизни и комфорта окружающих.

Эти два фактора повлияли на моё отношение к доступу растущего человека к цифровым развлечениям. Я, моя семья и мои друзья — современные люди, с юности активно пользующиеся и интересующиеся цифровыми технологиями, гаджетами и интернетом. Вскоре интернет стал местом моей работы; естественно, сын постоянно видел маму за экраном ноутбука, смартфона и планшета; привык к тому, что ответы на некоторые его вопросы я ищу в Google; к тому, что мультфильмы можно посмотреть на YouTube; к тому, что на смартфоне можно поиграть в Cut The Rope. Я довольна тем, как происходило постепенное погружение сына в цифровую информационную среду и уверена, что у него сложилось для его возраста адекватное представление о сети — как о месте, где получают знания, и где можно найти при желании всё, что тебя интересует.

Что-то пошло не так

Свой смартфон у сына появился лет в 5 — достался ему старый папин телефон. Играл он на нём во все части Angry Birds (отличная игра для детей, которым не суждено гулять с рогаткой во дворе) и Bad Piggies (классная инженерная головоломка — я с уровнями не справлялась, а пятилетка — запросто). В лето перед поступлением в школу у него появился в арсенале Minecraft Pocket Edition. Я была даже рада — сколько раз я писала про эту игрушку прямо здесь, на Newtonew, и всё собиралась предложить её сыну, а тут как-то само получилось.


Minecraft — игра без преувеличений классная, почти мгновенно после выхода обросшая фанатской субкультурой. Я до сих пор не в состоянии понять, что в ней настолько привлекает детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Если взрослые игроки вполне могут ностальгировать по восьмибитной графике и наслаждаться квадратным майнкрафтовским миром, то детям такая ностальгия неведома. Тем не менее, школьники младших и средних классов от неё без ума — достаточно посмотреть, сколько летсплеев снято и выложено на YouTube молодыми неиспорченными душами. Я пришла к выводу, что в Minecraft соединено всё, что в принципе отличает компьютерные игры от всех остальных видов развлечений:

  • возможность построить собственный мир;
  • нелинейный способ взаимодействия с игровым миром (не так, как с книгой);
  • интерактивность (не так, как при просмотре передач и фильмов);
  • мгновенная обратная связь;
  • обширные возможности для общения и самовыражения (благодаря игровому сообществу).
Это прекрасные свойства, развивающие системное и стратегическое мышление, цифровую грамотность, навыки планирования и даже коммуникативные навыки. При нескольких условиях: вы сами знаете, как это всё работает, готовы потратить большое количество времени на познание игрового мира вместе с ребёнком и… не пользуетесь мобильной версией игры.

Именно Minecraft Pocket Edition, официальное мобильное приложение Minecraft, привело к тревожным последствиям.

Тёмная сторона Minecraft

Minecraft у нас был установлен и на домашнем свободном ноутбуке, никому толком не принадлежащем, и поэтому перешедшем во владение сына — на стареньком макбуке (в этом случае важна именно Mac OS) Антон запускал любимую игрушку, сам искал туториалы, смотрел летсплеи на YouTube. Всё, что он смотрел, я тщательно контролировала, поскольку он сёрфил через мой активный Google-аккаунт. Та версия Minecraft, в которую играл Антон на макбуке, и стиль его игры вызывали у меня только одобрение — он обучался простым командам в терминале, находил новые блоки, самостоятельно учился с ними обращаться, изучал возможности мира.

А вот стиль его игры на смартфоне я конструктивным назвать не могла. Тут нужно сказать об одной вещи: есть огромная теневая отрасль, обслуживающая Minecraft — модификации, или попросту «моды». Мод — это файл с кодом, меняющий оригинальное содержание игры. Они могут добавлять новые функции, например, дают возможность проигрывать свою музыку на фоне или добавляют в игру электричество, лифты или новые измерения; могут изменять внешний вид, например, менять текстуры; а могут серьёзно влиять на весь ход игры, давая лазейку для читов — например, давать неограниченное количество ресурсов. Моды официально не поддерживаются производителем, но есть огромное количество лаунчеров, позволяющих устанавливать и запускать моды. Очень легко это делается в Minecraft под Windows и в мобильной версии Minecraft.

Моды при умелом обращении могут очень обогатить игровой опыт, усложнить и разнообразить игру; но, к сожалению, возможность лёгкой наживы оказывается гораздо более привлекательной. Как установить моды на Mac OS, Антон не догадался, но ведь у него была и мобильная версия!

В общем, всё, во что превратилась игра Антона на смартфоне — это поиск, отсмотр и тестирование десятков разных модов. Оказалась забыта основная цель игры — развитие собственного мира. Не у дел остались фантазия, пространственное мышление, терпение, необходимое для сбора ресурсов.

Всё это заменилось бездумной гонкой за новыми модами, их обновлениями, короткой радостью от визуальных плюшечек и огромного количества ресурсов и быстрым разочарованием от каждого приобретения — то, чего ты не заработал сам, скоро надоедает.

И взрослому будет сложно себя остановить, если он окажется в гигантском гипермаркете, где всего много и всё бесплатно — только протяни руку и бери. Конфет? Сколько хочешь. Нежнейшего паштета? Да вот, черпай прямо отсюда. Лимонада? Круассанов? Салата «Цезарь»? Представьте себя в таком месте. Велик соблазн объесться, потом страдать от несварения, потом корить себя за слабость духа и обещать себе, что больше никогда, но… Но вот снова неоновая вывеска этого гипермаркета, и вы снова не можете сдержаться, и снова потом злитесь на самого себя.

Детям контролировать свои желания ещё труднее. И так же в них растёт раздражение от незаслуженно полученного, только не отдают они себе отчёта в причине своих негативных эмоций.

Через пару месяцев такой вот «игры» в Minecraft я получила капризного, апатичного, нервного ребёнка. Ещё немного, и он стал бы похож на вот этот каноничный пример:

Пришлось поступить резко. В зимние каникулы, после недели горных лыж и чтения книг из маминого детства в бабушкином доме, Антон не обнаружил на привычном месте своего смартфона.

— Мам, а где телефон?
— Его временно нет с нами, пока мы оба с тобой не поймём, что тебе интересно, кроме модов для Minecraft.

И знаете, что? Этого объяснения, короткого и честного, оказалось достаточно. Порой мы вместе проверяем официальный сайт, чтобы посмотреть, не вышло ли обновление игры (а не модов!). Доступ к ноутбуку я не ограничивала, в десктопную версию Minecraft, которая мне нравится, он играет на выходных. Прочитана вся домашняя библиотека детских книг. Антон больше не зависит от зарядного устройства, а утро не начинается со слов «Я только ещё вот этот мод установлю, и буду одеваться».

И всё же я не теряю свою веру в видеоигры и считаю, что в школе им — самое место. Ведь игры в школе — это по умолчанию лицензионные версии без простой возможности обхода и надзор взрослого человека. Тем более, есть удачные примеры и эксперименты — GlassLab, Quest To Learn, норвежский учитель, играющий в The Walking Dead, или вот даже в российских школах когда-то давно пытались продвинуть игру Civilization.


Воспитание

Майнкрафт – игра, при взгляде на которую у взрослого возникает недоумение, а у детей живой интерес. Создатели игры позиционируют ее как игру, вырабатывающую усидчивость и развивающую сообразительность, но не все дети знают меру в передвижении кубиков и путешествуя по вымышленному миру. Игра по каким-то причинам увлекает малышню, превращая их в геймеров, с трудом отрывающихся от мониторов для выполнения бытовых задач в реальном мире.

Подростки играют в компьютерную игру

Влияние компьютерных игр на мозг ребенка

Появление компьютерных игр дало почву для исследований целой отрасли медицины и психологии. В конце 90-х было установлено, что игры на компьютере развивают только те области мозга, которые отвечают за зрение и движение. При этом такие области как обучение, эмоциональность и поведение, могут существенно отставать в развитии. Подтвердили данные и китайские ученые, которые обследовали мозг геймеров, проводящих за компьютерными играми до 2 –х часов. Как показало МРТ, серого вещества в мозгу игроманов было меньше, чем у обычного человека.

Также исследования показали, что Майнкрафт вызывает поведенческую зависимость. Треть обследуемых заявила, что теряет счет времени в игре, испытывает жжение в глазах и боли в спине. А теперь перейдем к пяти причинам, по которым необходимо запретить играть ребенку в Майнкрафт.

Зависимость

Зависимость интересная штука, которая пытается вернуть человека поскорей к тому делу, от которого зависит. Но дело в том, что это не обязательно должна быть игра, это может быть книга, хобби или любое другое, более полезное дело. Игра в Майнкрафт формирует зависимость, которая постоянно вызывает у ребенка ощущение «незаконченного дела», заставляя раз за разом возвращаться в пространство бесконечной игры. Время протекает медленно и игрок не замечает, как создатели игры буквально манипулируют сознанием игроков.

Ребенок за компьютером

Усталость

Специфическая графика Майнкрафт отрицательно сказывается на глазах, вызывая усталость. Однообразие игры утомляет мозг, а продолжительность игры способствует затеканию спины и рук.

Негативные эмоции

Майнкрафт – игра сетевая, подразумевающая общение с людьми из разных социальных прослоек. Иногда добродушная переписка может выходить из под контроля и приводить к ссорам в сети, возникающих из-за безнаказанности удаленных пользователей. Игроков не интересует дружба, ведь каждый из них стремиться к значимости собственных достижений в игре. В том случае, если этого достигнуть не удается, начинаются оскорбления и конфликты.

Также общение в интернете никогда не заменит социальный контакт в реальной жизни.

Искаженное представление о реальности

Глядя на «квадратный мир» Майнкрафта, взрослый с трудом привыкает к тому, что происходит. А теперь представьте, как реагирует мозг ребенка, находящийся в стадии формирования. Это может привести к тому, что область отвечающая за мышление и восприятие мира, деформируется, а вместо этого у ребенка сложится упрощенная схема восприятия действительности.

Трата времени

Организм человека достаточно вынослив, но все равно имеет определенные физиологические потребности. Во время игры, ребенок утрачивает связь с реальным временем и не следит за его течением. В итоге, малыш не торопится удовлетворять свои первичные потребности. Нарушаются приемы пищи, походы в туалет не осуществляются как только поступает сигнал в мозг, ребенок перестает следить за чистотой в доме, а игра на ночь перевозбуждает мозг и нарушает режим сна.

Дети за компьютером

В итоге ребенок вроде бы находится в семье, под присмотром, но мысленно «улетает» в игру, даже во время общения в семейном кругу. Это может привести к утрате взаимопонимания и конфликтам в дальнейшем.

Советы психолога

На самом деле, запрещать играть и пользоваться компьютером в наше время нелепо. Интернет плотно вошел в нашу жизнь, и теперь, умение использовать его, приравнивается к навыку ходить или говорить. Забрать все гаджеты и отключить интернет, это все равно что веревкой связать ему руки и ноги, а рот заклеить скотчем.

Ваша задача научить его пользоваться интернетом и гаджетами правильно! Гаджеты и интернет необходимы нам для достижения целей, а не как замена реальности.

Дети за ноутбуком

Если ребенок «подсел» на Майнкрафт – то это уже не его вина, а родителей, которые не позаботились проследить за тем, чем увлечен ребенок. Есть очень понятный пример: представьте, что вы купили самую крутую, мощную и быструю машину своему ребенку на совершеннолетие. Вы ставите жирную галочку в графе «крутой родитель» и совершенно не интересуетесь, как же он на ней ездит. А можно поступить наоборот, показать гараж, рассказать об устройстве машины, познакомить с правилами дорожного движения, ответственностью и тогда вероятность того, что подросток влетит в неприятную ситуацию снизиться. То же самое и с компьютерными играми.

Не оставляйте ребенка наедине с беспощадной и бездушной компьютерной игрой, увлекайте его, открывайте прекрасные стороны реального мира, а компьютер пусть использует только для развития.

ЛОЖБ У ТЕБЯ! Ты просто любишь майнкрафт и бесишся, что кто то у тебя его отнимает!

Что это такое?


Mojang Studios

«Майнкрафт» — это компьютерная игра, в которой создаются целые миры из блоков, похожих на гигантские пиксели. Это не новое увлечение подростков: проект существует с 2009 года, а количество проданных лицензий давно перевалило за 200 миллионов. Игровой процесс «Майнкрафта» нелинеен: задания можно выполнять в любом порядке, а «правильного» прохождения или конкретной единой цели просто не существует.

Базовый мир «Майнкрафта» представляет собой сочетание различных биомов — экосистем, работающих в соответствие с реальными законами природы. В игре несколько режимов. Первый — творческий. Здесь игрокам ничего не угрожает, при этом у них есть бесконечное количество ресурсов. Второй режим — выживание. В нем все ресурсы приходится добывать, к тому же есть монстры, от которых нужно защищаться. Есть еще несколько режимов, но они не так принципиально выделяются, как эти два.

Многие преподаватели и учебные заведения по всему миру увидели в этой концепции большой образовательный потенциал, и в 2016 году была запущена одноименная образовательная платформа, которая позволяет работать вместе с одноклассниками, получать задания от преподавателя и делать домашнюю работу.

Так какую пользу может принести ребенку время, проведенное за игрой в «Майнкрафт»?


Mojang Studios

«Майнкрафт» учит детей решать проблемы

Способность решать проблемы определяет, насколько хорошо человек может преодолевать препятствия — как гипотетические, так и реальные. Игровой процесс «Майнкрафта» поощряет и расширяет этот тип мышления. «Режим выживания» очень похож на симуляцию реальной жизни: игрок уязвим, он работает, копит ресурсы, тратит, преодолевает трудности. Это стимулирует критическое мышление ребенка, учит быстро и эффективно реагировать на любую ситуацию.

«Майнкрафт» тренирует любознательность

Вы можете обнаружить, что ребенок стал намного более любопытным и хочет исследовать новые для себя темы. Дети могут выполнять задания, требующие огромного количества исследований в области разных наук. Зачастую чтобы прогрессировать в «Майнкрафте», приходится сходить на «Википедию» или в YouTube, а иногда даже открыть книгу (похоже на школьные проекты, правда?). Кстати, очень популярное среди пользователей игры направление — это реконструкция достопримечательностей, исторических событий и сюжетов из литературы.

«Майнкрафт» учит решать математические и инженерные задачи

В процессе игры дети изучают сложные формы, решают геометрические и физические задачи, исследуют химические реакции. Все это серьезно влияет на успехи в учебе. При правильном использовании «Майнкрафт» может дать вашему ребенку солидный опыт в основных предметах STEM (наука, технология, инженерия и математика). Во многих школах мира «Майнкрафт» активно используется для изучения химии, физики, биологии и даже гуманитарных дисциплин вроде истории или литературы (см. предыдущий пункт).

«Майнкрафт» учит детей управлять ресурсами


Mojang Studios

Играя в «Майнкрафт», дети учатся рассчитывать, сколько стоят вещи и сколько времени требуется для выполнения определенных задач. Например, нужны дрова, чтобы построить часть дома. Можно сделать это вручную, но топором будет быстрее. Проблема только в том, что за топор нужно заплатить, а со временем он затупится. Умение ценить, рассчитывать, добывать и эффективно использовать ресурсы является ключевым аспектом в развитии ребенка.

«Майнкрафт» учит детей командной работе

Игра предполагает сотрудничество: фактически иногда это единственный способ достичь определенных целей. Можно объединяться с друзьями или с любыми другими игроками со всего мира. В мире «Майнкрафта» очень быстро становится понятно, что в команде можно достичь значительно большего, чем в одиночку. Строя совместные планы, вместе собирая ресурсы и делясь ими, дети учатся полагаться друг на друга.

«Майнкрафт» помогает улучшить творческие способности и воображение ребенка

В творческом режиме игры фантазия пользователя ничем не ограничена. Хочешь — строй парк развлечений, хочешь — памятник собственной бабушке высотой с десятиэтажный дом. Этот режим обучает пространственному мышлению, навыкам моделирования и проектирования. А главное — позволяет ставить любые эксперименты без угрозы для жизни, здоровья и окружающего мира.

«Майнкрафт» помогает научиться программировать


предоставлено организаторами

Игра вносит огромный вклад в обучение навыку программирования — одному из самых ключевых в современном мире. Игрокам со всего света доступна опция редактирования исходного кода. Это позволяет создавать моды — различные объекты, которые делают игровой мир разнообразнее, предметы: от мелочей до огромных зданий, новых существ и целые новые измерения. Правило простое: хочешь добавить в мир «Майнкрафта» что-то особенное — запрограммируй это. Так игроки всего мира изучают Python, JavaScript, Java и другие языки.

«Майнкрафт» помогает осваивать soft skills

Игровой процесс «Майнкрафта» способен обучить не только техническим, но и бизнес-навыкам. Ваш домашний геймер станет очень опытным в продажах, переговорах, планировании проектов и командной работе. Все это навыки, которые работодатели ищут и будут искать у потенциальных соискателей.

«Майнкрафт» — это платформа, где у ребенка есть возможность проявить себя так, как ему хочется: бродить и ставить эксперименты, программировать и создавать, работать и богатеть. Ключевые принципы этой игры до боли напоминают реальную жизнь, но проще и безопаснее — чайлд-френдли, другими словами.

Это не та игра, которая стремится «привязать» к себе игрока, но, конечно, если ребенок склонен слишком увлекаться, у него получится это сделать и тут. К счастью, по сравнению с другими играми, «Майнкрафт» предоставляет родителям значительно больше возможностей разобраться с проблемой и установить правила цифровой гигиены. Но для этого нужно «знать врага в лицо»: пусть ребенок покажет, чем он так увлечен, объяснит основные принципы. Наконец, попросите его организовать совместную игру — чем не вариант семейного досуга в плохую погоду? Когда вы сами побываете в мире «Майнкрафта», разговор об ограничениях обязательно перейдет на другой уровень.

Игра Minecraft - утилизация творческого потенциала

С созданием и усовершенствованием компьютерных технологий виртуальное пространство также прогрессировало. От первых игровых автоматов до новейших технологий нас разделяет совершенно небольшой промежуток времени, однако увлеченность людей всей этой виртуальностью растет в геометрической прогрессии. Не будем вдаваться в историю создания компьютеров и игр, а сразу перейдём к проблеме нашего общества – игровой зависимости от виртуального мира.

В этой статье мы хотели бы поговорить о популярной игре Minecraft. Давайте рассмотрим её со всех сторон, выявив плюсы и минусы, очевидные и менее явные, скрытые аспекты игры. Ведь так или иначе, всё это отражается на реальной жизни геймеров и их близких. Какие внутренние качества она формирует и чему может научить? Так ли эта игра безопасна?

Знакомство с Minecraft

Стоит отметить, что Minecraft является творением шведского гейм-дизайнера и программиста Маркуса Перссона. Перссона вдохновили такие игры, как Dwarf Fortress и Dungeon Keeper. Спустя некоторое время программист основал компанию Mojang, выпускавшей в течение некоторого времени игру, а в дальнейшем она была продана Microsoft.

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-1

Мнения разделяются

Как утверждают многие родители, эта игра благоприятно влияет на развитие креативного мышления детей. Она позволяет использовать многочисленные материалы для постройки невероятных архитектурных сооружений. Комбинации и сочетания различных элементов могут создавать новые сложные строительные материалы. Они, в свою очередь, представляют широкий плацдарм для творчества ребёнка.

Строится цепочка простых действий, которые нужно выполнить для достижения какого-то результата, например постройки чего-то грандиозного, по меркам ребёнка. Эта цепочка имеет логику в нашем мире, поэтому так нравится детям. Но понимание и взаимосвязь событий в игре примитивные и плоские, что, несомненно, вредно для ребёнка.

Игра наполнена разнообразным миром флоры и фауны. В Minecraft дети конструируют и исследуют бесконечное число новых миров и манипулируют ими с беспрецедентным контролем и точностью. В ней встречаются диковинные растения, цветы, злаковые культуры, деревья, большое количество зверей, как диких, так и домашних животных.

Да и большинство представителей животного мира игры – кровожадные монстры. С самых первых шагов в игре мир являет собой агрессивную среду, в которой необходимо обороняться от монстров, защищаться от набегов неприятелей, создавая примитивный мирок для собственного благополучия и безопасности.

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-2

Виртуальные друзья тоже познаются в беде?

Мир игры Minecraft – полностью меркантильный мир, законы которого построены на добыче ресурсов и накоплении благ. И этих самых благ зачастую недостаточно для всех игроков, поэтому им приходится прибегать к соперничеству друг с другом намного чаще, чем к дружбе и сотворчеству. В игре достаточно просто убить более слабого игрока, чтобы забрать себе его имущество, переносимое игроком в рюкзаке. Но этим всё не ограничивается. Разрушив постройку другого игрока, можно поживиться редкими материалами, из которых эта самая постройка была возведена. Так, для многих юных геймеров такие понятия как вандализм и мародёрство идут рука об руку со всем игровым процессом. Присвоить блага другого – самый простой способ заполучить ресурсы, пустяковое дело. Не придётся тратить уйму времени и сил на однообразную монотонную деятельность по добыче материалов в опасных подземельях.

И самое интересное то, что такие действия ничем не пресекаются. Благополучно разграбил другого игрока – и тебе ничего за это не будет. Максимум, что может произойти – получишь поток отборных оскорблений, матов и угроз. И не удивляйтесь, что в эту игру играют в основном юные ребята – школьники, их лексикон очень богат и разнообразен, когда речь идёт об ущемлении власти и собственного эго.

Одной из социальных особенностей в игре является мелкое хулиганство и пакостничество. Юные игроки, которые находятся в игре достаточно давно, ищут новые, более изощрённые способы получения удовольствия. Таким образом, можно встретить смертоносные ловушки, расставленные среди построек других игроков, не говоря уже о банальном затоплении и поджоге жилища.

Всё вышесказанное имеет силу, если выбран режим игры «Выживание», но рассмотрим и другой режим под названием «Творческий».

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-3

Как делается рейтинг: конвейер контента

В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченный доступ ко всем предметам, вещам, и строительным блокам, их больше не нужно добывать или воровать. Можно посвятить время исключительно творчеству – созданию любых архитектурных построек. Но если что-то было создано, то очень захочется показать своё творение кому-либо. И стремление похвастаться не всегда ограничивается демонстрацией своего шедевра родителям. Вот отсюда и растут ноги у тонн контента во всевозможных каналах ютуба, посвященных игре.

Вы скажете: «Интерес к игре имеет благоприятные последствия, так как дети хорошо освоили программу, научились создавать свои режимы игры, управлять игровым сервером, создавать и редактировать видео и вести на YouTube свой собственный канал».

Эта новость вряд ли удивит большинство родителей, которые безнадежно пытаются оттащить своих детей от экранов. Ни велосипед, ни футбол, ни пикник в парке не способны отвлечь внимание юных геймеров от часов просмотра роликов, в которых другие люди создают строения из маленьких пиксельных кирпичей.

Да, справедливо предположить, что зависимость от игр во многом зависит от характера ребенка, его психологического типа личности, восприимчивости и т.д., но зависимость от компьютерных игр еще и прямо пропорциональна их примитивности.

Самое страшное в этой игре – скрытое пагубное воздействие. Даже взрослые люди пишут такое: «Это самая спокойная, мирная и творческая игра из всех играных моими детьми, я очень рада, что они ее скачали. Она явно лучше всяких стрелялок, где кровищи полно или надо постоянно драться и убивать, она творческая и в ней есть смысл» А может, взглянем правде в глаза, и не будем выбирать из двух зол меньшее?

Дети в этой игре ищут славу и признание среди других игроков и сверстников. Они хотят обрести чувство значимости в этом мире, своей полезности, раскрыть свой потенциал.

Если сравнивать эту игру с книгами, то Книги развивают мышление, фантазию (не ограниченную возможностями игры), учат грамотности и умению мыслить, углубляясь в детали, причины и следствия.

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-10

Виртуальная свобода или реальное воспитание?

Чтобы научиться думать в стиле «А как это работает» нужны не компьютер и Майнкрафт, а увлеченность и пытливость ума, которая может быть врожденной или ее могут привить родители, занимаясь с ребенком, воспитывая его. А дальше ребенок должен учиться что-то творить не нажимая на кнопки, а своими руками (мелкая моторика очень полезна для речевого аппарата), например, собирая модели парусников или самолетов.

Предлагаем ознакомиться с классификацией выявление игровой зависимости у детей. Стоит отметить, что данная классификация подходит не только для игры Minecraft, но и для любой другой онлайн РПГ и ММОРПГ игры.

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-7

Классификация выявления игровой зависимости

Первая стадия:

Эта стадия отличается своей безобидностью, но может послужить отправным пунктом в эту самую зависимость. Здесь ребёнок знакомится с игрой ради интереса, этому могут способствовать такие моменты как: развлечения с друзьями, скука, лень, а также наличие огромного количества свободного времени, которое нечем занять. Характеризуется эта стадия тем, что мыслительный процесс об игре происходит только в момент непосредственного с ней взаимодействия, время взаимодействия спонтанно.

Вторая стадия:

Игра начинает заполнять свободное время ребёнка, не ущемляя при этом более важные дела: работу по дому, учёбу и другие бытовые дела. При этом всё же у человека появляется жажда виртуальных сражений.

Третья стадия:

Происходит совмещение или оттеснение некоторых занятий, например, ребёнок начинает есть во время игры или пытается уменьшить время прогулки с собакой, для того, чтобы поиграть. В голове начинает бурно развиваться процесс увлеченности, мысли о событиях или поступках в игре появляются в течение всего дня. Если ваш ребенок перешел на третью стадию – уже сейчас требуется немедленное вмешательство.

Четвертая стадия:

Если ребенка не остановить, то начинается четвертая стадия. Она характерна заменой важных дел, таких как уборка, домашние задания, прогулки с друзьями и т.п. Мысли на 50-70% заняты игрой в Майнкрафт.

Пятая стадия (критичная):

Первая стадия вообще не опасна даже для психического здоровья. Вторая и третья влияют на внутренний баланс и вовлеченность в игровой процесс, который в реальной жизни ничем не поможет. Четвертая непосредственно влияет на жизнь человека, он начинает неохотно общаться, его речь будут содержать много слов или аналогий из игр, он будет мало уделять внимания саморазвитию, учёбе, работе, семье, общению. Пятая стадия погружения действительно угрожает жизни, оказывая влияние на психику.

Что же делать в случае, если игровая зависимость ребёнка находится на третьей, четвертой или пятой стадии? Как отучить от игры своего ребёнка? Предлагаем несколько простых советов, которые смогут в этом вам помочь.

Экспертный комментарий психолога М.Новицкой о подростковой игромании:

Как избавить ребёнка от игровой зависимости

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-6

Человек, начинающий играть в компьютерные игры, попадает в так называемую виртуальную реальность, хотя этого не осознает до тех пор, пока не перестанет играть вообще. Виртуальная реальность опасна для психики. Для этого нам бы хотелось поделиться с вами несколькими историями, найденными на просторах интернета, в которых центральное место занимает игра Майнкрафт.

Случай в школе

Работаю учителем 1 класса давно. Есть ученик, мальчик умненький, способный мальчишка, обычный, в целом, на сегодняшний день ребёнок. Правда, имеются небольшие проблемы в саморегуляции, поведении, прослеживается гиперактивность. Всё было неплохо до нового года, когда дети не вернулись с каникул.

На следующий день ребёнок категорически отказывался заходить в класс, стоял в коридоре угрюмый. Вышла, поговорила с ним ласково, вроде одумался – сел учиться. Но к последнему уроку всё дошло до того, что выл сидя под столом, рыдал, кричал «школу ненавижу, все дебилы, хочу сидеть дома и играть в Майнкрафт». Дословно, он орал так, как будто у него ломка.

Конечно, сразу позвонила маме, разговаривали долго. Мама сказала, всё, игру удалим и с компьютером повременим.

Днём позже, что тут было! И выл и под партой рыдал, и по классу ходил… Начал бить одноклассников с жуткой злобой. Говорит, что всех и вся нанавидит, давайте мне Minecraft! Ходил по школе с телефоном, пытался найти Wi-Fi, чтобы на телефон скачать игру. Опять звоню маме, всё рассказываю. Посоветовала срочно искать психолога, идти к неврологу, говорить с сыном, начать хоть что-то делать, по наклонной же всё покатилось. Пригласила её в школу посидеть на уроках.

Четверг. Сегодня. До сих пор трясёт. Ребенок выл, катался по полу, грыз мебель. и требовал вернуть Майнкрафт. На уроках пыталась его всячески отвлекать, вызывала, спрашивала, хвалила. Результат – истерика: «Меня не спрашивают и не вызывают, меня учительница вообще не любит».

Уже посадила его на колени, прижала к себе, поила водичкой, гладила по голове, успокаивала, как могла. Так он весь трясется, рыдает и орет, что жить не хочет без Майнкрафта, что дома с балкона выпрыгнет, что нет ничего интересного в этой жизни. Кое-как успокоила.

Пошли за руку к школьному психологу. Там всё тоже: «Меня не любят, друзей нет, в школе всё плохо, один я дома одинешенек (а брат, а родители, а бабушка, которая дома постоянно?), игрушки все неинтересные, по TV нет ничего интересного. Подавай Майнкрафт». Говорит, что боится, как бы у него что-то не украли или не убили. Просто абзац!

Сыну дома сказала, чтоб я больше вообще не слышала и не видела ничего про Майнкрафт вообще. Потому что тоже была попытка подсесть, аж до истерик, но, видимо, вовремя выловили и ограничили мы это дело.

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-8

Рассказывает мама игрока в Майнкрафт

Ещё одна мама игрока в Майнкрафт пишет

И ещё одна мама игрока в Майнкрафт пишет

igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-9

Заключение

Уход в виртуальную реальность, как уже ранее оговаривалось, происходит из-за наличия большого количества свободного времени, не сложившейся личной жизни, отсутствия видения будущего, неимения любимых занятий и т.п.

Также нужно оговорить момент создания ММОРПГ и похожих проектов. Ни для кого не секрет, что игры производят ради денег. Для того чтобы «срубить» их побольше, нужно заинтересовать как можно больше людей, этим и занимаются их создатели. Поэтому, чем больше людей зависимы от виртуальной реальности, тем больше прибыль тех, кто их создаёт и продаёт.

Рекомендуем также посмотреть наши видеообзоры:

World Of Tanks: Виртуальные герои

Компьютерные игры: Шокирующая реальность виртуального мира

Как Minecraft «губит» наших детей: о пользе произвольных игр

Современные родители стоят на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая добра своим чадам, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения — навыка, являющегося основой инновационности и конкурентоспособности.

Результаты исследования, проведенного компанией игрушек Radio Flyer и ReD Associates, показали тревожные последствия излишней заботы современных родителей. Перед каждыми праздниками взрослые начинают ломать голову над тем, какая игрушка будет интересна и полезна для их ребенка. Однако, прежде чем приобрести очередной деревянный конструктор, родителям следует серьезно подумать.

Развитию воображения способствуют игры, которые детские психологи называют «произвольными» (unstructured play) — в таковых нет четко прописанного сценария, нет конечной цели, не используются девайсы. Ребенок сам придумывает свои миры и воплощает собственные идеи.

По данным исследования, проведенного в США, наиболее развитым воображением обладают дети, которым родители предоставляют свободу действий, то есть дают возможность решать самим, когда, где и во что играть. Однако, большинство современных детей просто не могут играть сами — им нужны инструкции от взрослых или самой игрушки.

Выводы неутешительны: сегодняшних детей требуется учить играть в произвольные игры. Специалист по детскому развитию, психолог Питер Грей (Peter Gray) также отметил постоянное сокращение времени, затраченное на произвольную игру. Согласно другим данным, дети в возрасте от 8 до 18 лет в среднем проводят по 6,5 часов в компании гаджетов ежедневно, а многие даже боятся выходить на улицу без сопровождения взрослых.

Современные родители озадачены тем, как создать условия для непроизвольной игры. Исследование детей с младенческого возраста до 9-ти лет показало удивительные результаты — ни деревянные игрушки, ни их цифровые аналоги не создают условия для unstructured play. Так в чем же ошибка родителей?

Последствия игры в Minecraft

Взять, к примеру, кубики. Нынешнее поколение детей пассивно нажимает на кнопки и игрушки сами их развлекают, а когда игрушка наскучивает, они настойчиво требуют другую. У некоторых родителей даже сформировалась новая традиция: выкидывать «старые» игрушки перед праздниками, чтобы освободить место для новых. Другие родители признаются, что покупают своему чаду по новенькой игрушке в неделю, а также хранят игрушки про запас.

Привыкнув к постоянной новизне и смене развлечений, дети просто перестают играть с обычными кубиками, в результате чего теряют навыки игры с неподвижными предметами. Родители разводят руками: «Мы не хотим, чтобы наши дети скучали». Но в этом и заключается секрет: скука мотивирует детей играть с «тем, что есть». Если мы хотим развить детское воображение, нужно, чтобы дети скучали.

А что тогда можно сказать о компьютерных играх по типу Minecraft, которую один родитель описал как «кубики на стероидах»?

Minecraft

В этой популярной игре дети добывают ресурсы, создают предметы, строят здания и исследуют новые миры. В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченные запасы ресурсов и инструментов, что позволяет создавать объекты повышенной сложности. Вот уж где неограниченная свобода воображения — бери и строй!

Однако, как показало исследование, после серии игр в Minecraft дети чувствовали себя издерганными и раздраженными. Многие сходятся во мнении, что вышеупомянутая играя только «убивает время» — как только ребенок начинает хорошо разбираться в механике игры, то есть играть хорошо, опыт исследования и создания превращается в бесконечное строительство с целью избежания скуки. Кто-то из взрослых верно заметил, что при таких условиях даже любимое занятие превращается в рутину.

Создание условий для unstructured play требует не только ограничения ребенка от определенных развлечений, но и предоставления ему полной свободы. Однако, как показало исследование, такая практика не всегда показывает вдохновляющие результаты — юные респонденты, оставшись без привычных игрушек, затевали драки со сверстниками (а иногда и с родителями) и испытывали раздражение, сонливость и замешательство. Очевидно, что проблема здесь в не в игрушках, а в том, что дети не привыкли играть самостоятельно.

Идея произвольных игр довольно часто обсуждается, однако способы создания условий для таковых представляются редко. Ниже приведены три выдержки из исследования детского психолога Питера Грея (Peter Gray), рекомендующего практику произвольных игр.

1. Родители должны четко понимать, что такое «произвольная игра» и что она дает

В произвольной игре нет четко обозначенного начала и конца — дети развлекают себя сами, взрослые им не помогают. Такой подход может смутить родителей, привыкших видеть в игре воспитательные и обучающие задачи, а также тех, кто считает, что участие в детской игре помогает стать ближе к ребенку.

2. Дети должны играть самостоятельно каждый день

Когда родители пытаются внедрить несколько часов произвольной игры между другими занятиями ребенка, последний испытывает рассеянность и раздражение. Чтобы эта проблема исчезла, дети должны приучиться играть самостоятельно, а не ждать, когда их начнут развлекать родители, учителя или новые игрушки.

3. В произвольной игре дети должны ориентироваться на поведение взрослых

Не секрет, что дети копируют поведение взрослых, однако последние, погрузившись с головой в работу, часто забывают об этом. Родителям следует стать примером для своих детей и показать, что проводить время без гаджетов можно очень весело.

Как эти идеи реализуются на практике? Очень просто: отец-фотограф берет свою двухлетнюю дочь на прогулки. Пока он снимает природу, ребенок самозабвенно играет с тем, что рядом — он воображает, исследует, познает мир. Взрослый не вмешивается, девочка сама руководит процессом. Однако, родитель находится поблизости — занимаясь своим делом, он приглядывает за ней, а ребенок вдохновляется действиями отца и копирует его поведение.

В произвольной игре не окружающая среда контактирует с детьми, а наоборот. Ребенок увлечен своим миром, но при этом понимает, что не является его центром.

Вместо заключения

Безусловно, мы не можем просто поставить коробку с деревянными кубиками посередине комнаты, усеянной более интересными игрушками, и ждать, когда ребенок сам увлечется развивающими игрушками. Сперва нужно сформировать потребность в этом — дитя должно ощутить скуку.

Родители же должны стать для ребенка примером, оказаться в фокусе детского внимания, но не вмешиваться в сам процесс. Таким образом и дети будут заняты, и родителям не придется ломать голову в поисках нового развлечения для ребенка.

Читайте также: