Как вы думаете почему в современном образовании также применяются компьютерные технологии

Обновлено: 04.07.2024

Применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе .

Развитие компьютерных технологий и телекоммуникаций , доступность широкополосного интернета дают уникальную возможность повышения эффективности обучения . Одной из областей наиболее активного и эффективного применения таких технологий в образовании является изучение иностранных языков .

Рассмотрим более детально области применения и положительный эффект от применения технологий в этой области .

Для тренировки специфических знаний ( чтение , восприятие на слух , способность писать и разговаривать на языке ) изучение языков в большей степени чем другие академические дисциплины опирается на доступ к разнообразному по форме и содержанию материалу . Также критически важна возможность коммуникации на изучаемом языке . Для эффективного восприятия материала необходимо выполнение рутинных заданий на расширение словарного запаса и тренировки произношения . Современные технологии позволяют удовлетворить эти потребности в более полной мере .

Как и в многих других областях образования применение современной компьютерной техники и программного обеспечения помогает облегчить восприятие учебного материала за счет применения технологий визуализации . Проекторы , визуальные и аудио материалы , использование такого программного обеспечения как PowerPoint и Prezi способствует пониманию и лучшему запоминанию информации и словарного запаса с помощью звуковых и визуальных образов .

Повсеместное распространение широкополосного интернета делает доступным для преподавателя и ученика огромный массив аудио и визуальных материалов на специализированных и общих ресурсах - таких как новостные сайты , видео - хостинги , онлайн кинотеатры и библиотеки . обеспечивает доступ к информации , аудио - визуальным материалам на изучаемом языке .

Также компьютерные технологии облегчают и делают более эффективными рутинные действия в процессе обучения , позволяя таким образом повысить эффективность работы преподавателя .. В частности компьютерные программы помогают разработать ежедневный план изучения нового материала и повторения пройденного , например для расширения и повторения пройденного словарного запаса . Широкое распространение находят компьютерные системы тестирования и экзаменации , стандартные домашние задания , доступные в интернете .

Еще одной технологией , активно применяющейся в изучении языков является распознавание речи . Эта технология позволяет повысить результативность упражнений на постановку произношения .

Технологии позволяют сделать учебный процесс более доступным и менее формальным . Примером является ведение блогов и интернет страниц преподавателем совместно с учащимися . Такое взаимодействие открывает широкие возможности для обмена информацией и неформального диалога на иностранном языке в свободное время .

Развитие новых подходов к системе образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности . Для эффективного применения технологических новшеств преподаватели должны проходить дополнительную подготовку и периодическую переподготовку в системе повышения квалификации . Также быстрое проникновение интернет и других компьютерных технологии в повседневную жизнь требует от преподавателя открытости и мотивации следовать за новациями , которые в полной мере используют ученики .

Любое применение компьютерных технологий в образовании в современное время помогает процессу получения знаний, умений и навыков.

От использования часов, газовой горелки, ножниц, карандаша, резиновой ленты до полиэтилена, смартфонов, компьютеров, интернета, ксероксов и т. д.. Все эти технологические новшества кардинально изменили нашу жизнь, а компьютерные технологии в образовании изменили процесс получения знаний.

Иногда, правда, технологии имеют репутацию злоупотребления своими творениями и, те же блага становятся проклятиями.

Информационная эра

Все люди являются ключевыми фигурами в сфере образования, а именно: учащиеся, учителя, администраторы и родители так или иначе раньше использовали технологии. Школы, администраторы, преподаватели, студенты и ученики использовали технологию в виде карандашей, ручек, ластиков, фломастеров, бумаги и т. д..

Компьютерные технологии в образовании

В настоящее время в образовательной сфере используются гораздо более передовые методики. Двумя такими передовыми областями являются информационно-коммуникационные и компьютерные технологии в образовании. Эти области настолько эффективны, что люди почти забывают признать любую другую форму технологии в области образования.

С появлением компьютеров, интернета, мобильных устройств, ЖК-проекторов и т. д. преподавание изменилось в значительной степени. Интернет ознаменовал начало информационной эры. Сегодня наблюдается информационный бум. Разнообразный объем информации доступен одним щелчком мыши со всего мира по данной теме. Учителя используют её для обучения, студенты и ученики для получения информации, родители используют для контроля, а администраторы чтобы быть в курсе последних тенденций. Дистанционное повышение квалификации преподавателей через интернет стало нормальной методикой.

Применение интернета в образовательной сфере

Есть информационный бум, но знаний не хватает. Студенты готовы охватить всю длину предмета, но не способны погрузиться в его глубину.

Поверхностное знание подобно неполному знанию, а неполное знание опасно.

Ученики и студенты часто используют силу интернета и копируют работы других людей убивая свое собственное творчество.

Роль родителей

Родители используют совокупность методов и инструментов, чтобы следить за своими детьми, пытаясь догнать сегодняшний технологический бум, чтобы быть со своими детьми и держать их в безопасности. Они абсолютно разумны в этом.

Избавляясь от своих внутренних техно-страхов, родители пытаются помочь своим детям, изучая интернет.

Некоторые школы дают задания и мероприятия своим ученикам в интернете. Поэтому родители тоже готовятся ко всем этим мероприятиям. Родители также собирают образовательный контент в виде загрузок и т. д. для детей, чтобы улучшить их опыт обучения. Сегодня родители должны учить своих детей онлайн и оффлайн этике и этикету.

Родители также должны помочь детям быть избирательными в использовании технологий для обучения, а также в развлекательных целях, моделируя навыки обучения на протяжении всей жизни и контролируя использование детьми программного обеспечения и интернета.

Проблемы учителей

Учителя на поколение или два старше учеников и студентов, и поэтому у них есть внутренние запреты на использование образовательных технологий. Некоторые преподаватели обладают техническими знаниями в области использования технологии в образовании для преподавания своего предмета. Они росли со временем, учились здесь и там. Но многие из них все еще не готовы к использованию технологий в образовании.

Большинство учителей уже знают как правильно использовать компьютер. Однако, они не знают ключевые слова для ввода в поисковых системах, чтобы найти контент. Когда они получают ошибочные результаты, они отключаются, думая, что интернет-это потеря времени. Учителя не знают правильных комбинаций аппаратного и программного обеспечения, которые будут использоваться. Часто не знают о бесплатном содержании, доступном по их предметам через интернет.

Школы не оказывают надлежащей инфраструктурной поддержки преподавателям. Им нужен специалист по технологиям, который может провести их через правильную покупку и реализацию аппаратных и программных требований, чтобы дать школе полную доступность.

Администраторы школы должны сами быть компьютерно грамотными, чтобы понимать и удовлетворять потребности учебного заведения. Вопросы, связанные с технологией в образовании, должны решаться оперативно, а не откладываться на потом.

Но осведомленность и разработка политики являются важными аспектами управления школой. В области образовательных технологий политика должна быть изменена в течение короткого периода времени.

Использование технологии в образовании можно сравнить с использованием соли в пище. Слишком много испортит вкус.

Компьютерные технологии в образовании и преподавании должны быть ограничены, но в достаточных пределах.

Внедрение цифровых технологий в школах - достаточно неоднозначный вопрос и часто вызывает бурные дискуссии, едва не доходящие до рукоприкладства. Имеются как ярые сторонники, так и противники этого подхода. Этой публикацией я хочу убедить противников изменить свою точку зрения. Ведь сегодня дети не используют счеты на уроках математики и не слушают аудиокассеты на магнитофонах, чтобы изучать иностранные языки. Благодаря развитию новых технологий подобные методы обучения остались в прошлом.

« У нас была инициатива о том, чтобы в школах была возможность работать на уроках информатики и на других уроках с планшетами. Да, русский язык - должно быть правописание, должны быть прописи, и мы это прекрасно понимаем. Но, если мы говорим о том, что сегодняшнему школьнику предстоит выйти на работу в 2030-2040 гг. - какие будут новые технологии в 2040 г.? Вы что думаете, до сих пор будут на счетах считать? Нет конечно ».

Современные технологии способны решить сразу множество различных проблем в образовании. Вот некоторые из них:

1. Обеспечить равенство в образовании

Несмотря на признание равенства в образовании, не каждому ребенку даются одинаковые шансы на успех. К примеру, детям из крупных городов предоставляется гораздо больше возможностей для достижения успеха, чем учащимся из глубинки. Это, безусловно, чрезвычайно сложная проблема, которую могут решить именно цифровые технологии. Все дети, даже те из самых мало финансируемых школ, будут иметь доступ к качественным учебным материалам. Стоит отметить, что на это направлен нацпроект «Образование» и нацпрограмма «Национальная экономика».

Конечно, сегодня во многих школах имеет место отсутствие элементарных бытовых удобств, не говоря уже о компьютерах и доступе к Интернету. Однако, если ничего не делать, то ничего и не изменится. По крайней мере, чиновники обещают , что высокоскоростной Интернет появится в каждой школе уже в 2021 году.

2. Персонализированное обучение

Другая образовательная тенденция, которая хорошо пересекается с цифровыми технологиями, - это переход на персонализированное обучение. Как говорят педагоги и показывают исследования, известное правило «что подходит одному, то подходит всем» здесь не работает. Дети достигают превосходных результатов в обучении, когда процесс обучения учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого конкретного ребенка. И цифровые технологии значительно облегчают такую «персонализацию» образования.

В России разработкой платформы персонализированного обучения занимается Сбербанк совместно с Агентством стратегических инициатив. В 2019/2020 учебном году должна пройти ее апробация как минимум в пяти регионах.

3. Быстро меняющийся мир

Другой серьезной проблемой является поддержание учебников в актуальном состоянии. Сегодня, когда в мире происходят стремительные технологические изменения, жизненный цикл учебных материалов должен идти в ногу со временем и готовить детей к вызовам, с которыми они столкнутся в будущем. Школьные предметы не должны преподаваться с помощью учебников с устаревшим содержанием.

К счастью, цифровые технологии решают эту проблему, позволяя легко обновлять учебные материалы. Но сегодня как правило, говоря о таких пособиях, имеют в виду электронные версии бумажных изданий. Но настоящий виртуальный учебник - это совсем другое. Это мультимедийный продукт и по такому пособию можно получить гораздо больше информации, чем из его бумажного аналога.

4. Цифровой рюкзак

Почему портфели современных школьников весят в два раза больше, чем это положено по медицинским нормам? Потому что в России очень мощные лоббисты бумажных учебников. Более чем на 70% по показателям продаж рынок принадлежит группе издательств «Просвещение», а в перспективе эта доля может вырасти и до 90%. Хотя может быть и по-другому: базовые учебники должны быть печатными, а дополнительные можно предлагать в электронном виде. Цифровые решения избавят школьников от вредных физических перегрузок.

Большинство учителей в России одобряют традиционный метод обучения, считая его легким и удобным. Однако именно цифровые технологии являются будущим образования и необходимым условием модернизации российской школы. Примером может служить Украина, где Министерство образования и науки запланировало разработать в 2019 году максимально продуманную концепцию цифровизации украинских школ . К работе уже присоединились специалисты компании Microsoft и Google.

Чтобы узнать больше о цифровых технологиях для детей, от гаджетов до приложений, подпишитесь на канал SmartChild !

Существующая педагогическая система преподавания нуждается в информатизации основных учебных процессов. В современном мире – цифровом мире, как успели его именовать многие жители нашей планеты, без цифровых технологий не обойтись.

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении, и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности".

Научное и научно-педагогическое знание, квалифицированные молодые специалисты - вот главные продукты образовательной, научной и экономической деятельности высшей школы. Практика использования ИКТ (как в вузе в целом, так в его отдельных подразделениях) в известной мере определяет готовность высшего учебного заведения к интенсификации производства новых знаний и повышению качества подготовки специалистов. От этого существенно зависит престиж вуза, его настоящее и будущее экономическое состояние.

ИКТ является одной из движущих сил развития современного образовательного учреждения. Невнимание к проблеме внедрения информационных технологий в обучение в настоящее время недопустимо, поскольку грозит любому учебному заведению хроническим отставанием по основным показателям качества его развития. Есть опасность оказаться в современном образовательном сообществе «по другую сторону цифрового барьера». Важно понимать, что в условиях высоких темпов информатизации общества в целом разрыв между теми, кто освоил и внедрил компьютерные технологии в свою профессиональную деятельность, и теми, кто оказался вне этого процесса, нарастает стремительно и может оказаться непреодолимым.

Модернизация системы образования на основе широкого использования новых информационных технологий обучения не устраняет необходимость решения его традиционных проблем. Но благодаря уникальной специфике новой информационной среды использование ИКТ обеспечивает более высокое качество их решения. В этом смысле новые информационные технологии являются одним из наиболее эффективных средств модернизации образовательного процесса в вузе, на которые мы возлагаем большие надежды.

За последние годы произошли существенные сдвиги в решении вопросов информатизации системы высшего и среднего образования. Значительно улучшилась материальная база образовательных учреждений. Благодаря активности специалистов в области создания инструментария для функционирования новой среды профессиональной деятельности педагогов, а также соответствующим усилиям корпуса преподавателей разработано большое количество программных средств и электронных материалов учебного назначения. Действующий на сегодня в системе образования и в секторе индивидуального пользования парк компьютеров, объем, и качество ресурсов учебного назначения позволяют оценить виртуальную среду как подготовленное к полномасштабному использованию средство повышения эффективности обучения. Созданы реальные предпосылки для перехода высшей и средней школы к массовому использованию ИКТ в учебном процессе.

В настоящее время, преподаватель, независимо от области его профессиональной деятельности, может разработать программу учебных лекций и уроков, с учетом использования информационно-коммуникационных ресурсов, а также мультимедийных технологий.

Все чаще стали применять компьютерные технологии в музыкальном образовании, педагогическом и бизнес обучении. К примеру, для получения музыкального электронного образования, были созданы не только новые учебные электронные программы, но и музыкальные компьютеры с рабочими тетрадями и набором музыкальных произведений.

Иными словами, возможности использования информационных технологий не ограничены. Где бы ни использовались электронные технологии, будь то компьютерные технологии в специальном образовании, среднем либо высшем обучении, очевидно одно – за ними будущее. Без них невозможно представить будущую систему образования, в особенности, если говорить о конкурентоспособном и качественном образовании.

Внедрение информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей.

При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук.

Список используемых ресурсов:

Колесников А. К., Оспенникова Е. В. Информационные компьютерные технологии в образовании [Текст]/А.К. Колесников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2005.- №1 - С.6-15.

Фирсова Ирина Петровна


Саранский государственный промышленно-экономический колледж

«Обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет»

В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение. Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Одним из результативных способов решения этих проблем является применение компьютерных технологий.

Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества.

Передовая система образования опиралась и опирается на последние достижения в области науки и технологий. Трудно утверждать о результативности образовательного процесса, если использовать устаревшую научно-образовательную информацию, методы организации обучения и технологий. Объем информации с каждым годом увеличивается, информация становится важным фактором, влияющим на развитие образования, науки и культуры. В настоящее время переход на электронные формы представления, хранения, передачи и обработки научно-образовательной информации стал объективной реальностью. Использование баз данных на различных носителях или онлайновый доступ через интернет в тысячи раз повышает эффективность работы.

Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся [1]. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся [2].

Целесообразность применения компьютерных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д.

Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:

  • рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;
  • сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;
  • обретения и закрепления профессиональных навыков;
  • повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;
  • обеспечить обучающегося большим количеством знаний;
  • развить интеллектуальные, творческие способности;
  • работать с различными источниками информации;
  • реализовать мировые тенденции в образовании;
  • получить доступ в единое мировое информационное пространство.

Благодаря использованию компьютерных технологий появляется возможность построения открытой системы образования. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих рутинных процессов, ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования, а внедрение компьютерных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования.

Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части учебного материала. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.

В рамках использования компьютерных технологий в образовательном процессе существуют две тенденции — персонализация процесса обучения и его технологизация.

Персонализация предполагает обратную связь, с использованием техники контакт обучающегося с преподавателем. Вторая — значительное расширение аудитории обучающихся. Если в контексте персонализации обучения обучающийся выступает активным участником информационного обмена, при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации. Оба этих подхода встречаются и при очной форме обучения, однако лишь в сочетании с компьютерными технологиями они переходят в другое качество, обретают «вторую жизнь».

Так, лекционный материал можно прослушать не только в аудитории, но и в любом другом месте при наличии соответствующих устройств и каналов цифровой связи. При этом на смену обычной подаче учебного курса приходит электронная система изложения материала, в рамках которого основное содержание текста может дополняться заметками и статьями по заданной теме. Кроме этого существуют другие дистанционные формы общения, все более популярные в наше время: полемики, интеллектуальные и ролевые игры, совместное проектирование, творчество, беседы на форумах образовательных учреждений.

Колоссальное развитие компьютерных технологий привело к тому, что деление «преподаватель-студент» сместился ощутимо в сторону последнего. Человек, желающий восполнить пробелы в образовании или пополнить личную копилку знаний, в настоящее время практически неограничен в выборе имеющихся в информационной сфере курсов обучения и программ. Он волен найти доступную и удобную для него форму и методику занятий, планировать собственное время и учитывать возможности. Роль преподавателя, в данном случае, сводится к направлению «подопечного» в нужное информационное русло, диагностике возникающих проблем по усвоению материала.

Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:

  • внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;
  • излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения;
  • образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;
  • развивается психологическая зависимость от работы на компьютере.

Определенные сложности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто управлять. Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Ещё одна причина – излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе свертывает живое общение участников образовательного процесса. Активный в речевом плане обучающиеся, надолго замолкает при работе со средствами компьютерных технологий, что особенно характерно для дистанционных форм обучения. В течение всего срока обучения обучающийся занимается, в основном, тем, что молча, потребляет информацию. Обучающийся не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Наконец, нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • ​средства компьютерных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
  • ​​процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.
  • компьютерные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
  • применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;

Итак, каковы же последствия применения компьютерных технологий в образовательном процессе? Мнения будут весьма противоречивыми. Кто-то категорически ответит «против» и, наверное, по-своему будет прав, если учитывать перечисленные выше негативные последствия применения компьютерных технологий. Однако, не стоит впадать в крайности: быть чересчур консервативным или, наоборот, кардинальным в этом вопросе. Не стоит забывать, что человек XXI века живет в эпоху высоких технологий, невероятных объемов информации и методов ее получения. И вопрос «за» или «против» использования компьютерных технологий имеет две стороны.

Понятно одно, на современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования не возможно. Главное помнить, что компьютерные технологии - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы.

Читайте также: