Как выглядел иван грозный на самом деле компьютерная реконструкция

Обновлено: 30.06.2024

В нашей стране родоначальником реконструкции облика исторических персонажей по черепу и скелетным останкам является Михаил Герасимов. Но он опирался на научные исследования, начатые ещё в XIX веке, что нисколько не умаляет его заслуг.

Первым исследователем закономерностей анатомии и взаимодействия различных структур организма стал французский анатом и палеонтолог Жорж Кювье (1769–1832). Он создал принципы восстановления организма по частичным останкам. Правда, метод применялся к ископаемым животным. Находки во второй половине XIX века большого количества черепов первобытных людей подтолкнули учёных к реконструкции их облика. Но тут довлели стереотипы и предрассудки, а не точная наука, и облик получался согласно тогдашним представлениям, а не реальности. Ситуация не изменилась и в начале — середине XX столетия, властвовали интуиция и представления, а не точный расчет. Лишь в 1913 году Эггелинг, будучи профессором Иенского университета, создал эталоны толщин лицевых покровов, что внесло научность, но все равно были случаи, когда по одному и тому же черепу два разных скульптора создавали едва ли не диаметрально разные облики владельца.

Герасимов начинает и выигрывает

Кардинально ситуацию изменили исследования советского учёного Михаила Герасимова, начатые ещё в сороковые годы прошлого века. Он выявил точную зависимость толщины, вида и рельефа кожных покровов на черепе, как и в целом покровов скелета от рельефа кости и её структуры. Работая с подросткового возраста в морге, Герасимов собрал большую фактическую базу.

Реконструкция начинается с измерения и описания черепа, его мельчайших деталей; определяется пол и возраст человека. Затем, используя специальные таблицы толщины мягких тканей, изготовляется контур лица, после чего идёт проработка деталей и теней. При выполнении скульптурной реконструкции на череп или его гипсовую отливку наносят сетку пластилиновых гребней в соответствии со стандартами толщины мягких покровов на различных участках головы. Для восстановления носовой спинки есть специальная методика, учитывающая носовую вырезку черепа. Внешние атрибуты подсказывают археологи. Работа кропотливая, фантазии и спешка здесь неуместны. Особенно, когда идёт речь о воссоздании облика исторических персонажей, чьи достоверные портреты не сохранились. Лично Герасимов выполнил порядка 200 реконструкций, на его счету – адмирал Ушаков, Иван Грозный, Тамерлан, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский.

Герасимов создал Лабораторию антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН, где работают его ученики и последователи. В работе применяют достижения технологии, но не 3D-графику, она даёт ненадёжный результат. Наработан уникальный банк данных по толщине мягких покровов различных участков лица представителей разных этносов, что облегчает реконструкцию.

Можно задаться вопросом – а насколько точен метод Герасимова? Например, не так давно эксперты Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы воссоздали вид Софьи Палеолог, бабушки Ивана Грозного, и поразились сходству двух родственников, хотя никто не ориентировался на реконструкцию Герасимова в ходе работ.

Реконструкция в криминалистике

И тут пора поговорить о практическом применении реконструкции облика. Историческое любопытство – это хорошо, но есть потребности криминалистики, удовлетворяя которые, учёные способствуют восстановлению справедливости и наказанию виновных.

Ведущий судебный антрополог России – Сергей Никитин. Он работает главным специалистом Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы. Методу реконструкции по черепу он обучался у Галины Лебединской, соратницы Герасимова. Не оспаривая достижений основоположника, Никитин с коллегами совершенствует метод, внося в него необходимые коррективы, улучшающие точность воссоздания облика, ведь речь идёт о жертвах преступления и приблизительности тут быть не может. В США пользуется популярностью сериал «Кости» про работу судебных антропологов, сотрудничающих с ФБР. Там воссозданием внешнего вида человека при жизни занимается компьютер. Отечественные учёные справляются без него, и, как знать, может быть про них тоже снимут сериал.

На счету Никитина, кроме Софьи Палеолог, восстановление облика по костям, предположительно принадлежащим царской семье – и учёный доказал, что это именно царские останки.

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Каждому любопытно, как выглядели наши далекие предки, жившие до изобретения фотографии и даже до появления реалистической портретной живописи. Благодаря современным компьютерным технологиям это стало возможным.

По человеческим черепам или мумиям, используя компьютерное моделирование, ученые научились воссоздавать облик людей, давным-давно покинувших наш бренный мир. Особенно интересно увидеть внешность знаменитых исторических персон античности и Средневековья. Многие деятели прошлого внешне оказались совсем не такими, какими мы их представляли. Одно из немногих исключений - перуанская правительница культуры Моче, жившая 1700 лет назад. Ее мумию обнаружили в руинах пирамиды в 2006 году и недавно напечатали портрет на 3D-принтере. Выглядит она словно современная индианка.

Ричард III: демон в исполнении Лоренса Оливье и душка в результате реконструкции

Ричард III: демон в исполнении Лоренса Оливье и душка в результате реконструкции

Благодаря стараниям ученых Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге (ЮАР) теперь мы представляем облик греческого воина, погибшего около 1500 г. до н.э. у дворца легендарного царя Нестора.

3500 лет назад жила египетская девушка, внешность которой реконструировали специалисты Мельбурнского университета (Австралия) с помощью компьютерной программы по мумии.

Чтобы создать портрет мужчины, погибшего в Геркулануме при извержении Везувия в I веке н. э., итальянским исследователям пришлось 150 раз сфотографировать с разных ракурсов череп 3D-камерой. Отсутствие зубов потребовало использование виртуального донора добровольца со схожим строением черепной коробки.

Воссозданный египтологом Кембриджского университета Салли Эштон облик Клеопатры шокирует. Разумеется, реальная древнеегипетская царица не имела ничего общего с киношной, сыгранной Элизабет Тейлор. Но если верить компьютеру и трехмерной реконструкции, то это была смуглая женщина с приплюснутым носом, треугольной формы лицом и огромными глазами.

И уж совсем разочаровывает смоделированный фараон Тутанхамон, реконструированный благодаря 2 тыс. сканов его останков. Хромоногий женоподобный юноша с неправильным прикусом мало вяжется с величественными изображениями, хранящимися в музеях.

Золотая маска дает ложное представление о Тутанхамоне

Золотая маска даёт ложное представление о Тутанхамоне

Нужна чуйка

Как видим, работы по воссозданию облика людей прошлого идут во всем мире. В нашей стране они начались антропологом и скульптором Михаилом Герасимовым в 1950 году. По скелетным останкам он восстановил внешность около 200 человек. Самые знаменитые работы - кроманьолец, неандерталец и Иван Грозный.

Процесс шел вручную и был очень трудоемким и кропотливым. Вначале измеряли череп и восстанавливали поврежденные участки. Делали слепок. По специальной шкале толсто устанавливали общий облик лица. Лепили из пластилина жевательные и височные мышцы, что определяло форму и пропорции лица. На череп наносили сетку гребней, которые показывали толщину тканей в каждом месте. Промежутки заполняли - так формировали поверхность лица.

Иван Грозный в исполнении Николая Черкасова (справа) и Петра Мамонова, по середине - реконструкция облика царя Михаилом Герасимовым

Иван Грозный в исполнении Николая Черкасова (справа) и Петра Мамонова, по середине - реконструкция облика царя Михаилом Герасимовым

Наибольшей проблемой для воссоздания были рот, нос и глаза. Их в черепе не было, и Герасимов реконструировал их больше по наитию. «Зеркала души» делали после тщательного анализа исторических источников и учитывали 22 параметра. Позже на помощь пришли рентгенограммы. А еще ультразвук, который позволял наиболее полно и точно определять толщину тканей лица.

Сейчас ученые обычно имеют дело не с самим черепом, а с его цифровой моделью, полученной в результате сканирования. Наращивание ткани проводят виртуально. Однако не все ученые доверяют современным технологиям.

- Нет компьютерной программы, способной в полной мере отразить всю индивидуальность каждого человека. Отдельные нюансы не удалось формализовать - требуется интуиция антрополога, - считает бывший руководитель Лаборатории пластической реконструкции РАН Татьяна Балуева.

В виде памятника Юрий Долгорукий далек от исторической правды

В виде памятника Юрий Долгорукий далек от исторической правды. Фото: Depositphotos

Пузатый Долгорукий

Есть немало случаев, когда облик исторических деятелей спустя много лет после их смерти не только не стремились воссоздать с максимальной достоверностью, но сознательно искажали. Об одном таком характерном случае в своей книге «Жизнь и творчество скульптора: воспоминания об отце» пишет Андрей Орлов - сын скульптора Сергея Орлова, автора памятника Юрию Долгорукому напротив здания столичной мэрии:

- Меня поражало, что два стеллажа в мастерской отца занимали книги по коневодству, анатомии лошади, а также исторические гравюры…

Коперник: реконструкция и портрет

Коперник: реконструкция и портрет

При таком скрупулезном изучении материала Андрея удивило, что на памятнике конь со стременами, тогда как в XII веке эту амуницию еще не придумали. Отец с видимым сожалением посмотрел на недогадливого сына:

- А Юрий и был не таким, как я его изобразил. Долгорукий, по летописям, был лысым, толстопузым… Но ведь я - художник! Мною создается символ могущественности, твердости.

Великий немецкий композитор И.-С. Бах был мужчиной дородным, любил пиво и рульки, страдал катарактой. Таким он и запомнился современникам. Его прижизненные портреты, в частности, экспонируются в Берлинском кафедральном соборе. А внешность маэстро воссоздали (слева) с использованием лазерного сканирования шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон и художник Кэролайн нидхем. Справа - прижизненный портрет Король Генрих Наваррский - основатель французской династии Бурбонов, правил с 1589 по 1610 год и был убит религиозным фанатиком Равальяком. Нам он хорошо известен по первой жене - Маргарите де Валуа (роман А. Дюма «Королеве Марго»). Справа - реконструкция, слева - портрет начала XVII века

Лицо из Средневековья. Узнаем, как выглядел Иван Грозный при жизни

Детство Ивана Грозного

Иван IV номинально стал великим князем в трехлетнем возрасте. Родившийся в августе 1530 года первый сын великого князя Московского Василия III и его молодой жены Елены Глинской по отцу принадлежал к роду Рюриковичей, а по матери был потомком хана Мамая. Будущему правителю было три года, когда его отец серьезно заболел. Предчувствуя скорую смерть, князь сформировал вокруг сына опекунский совет из приближенных бояр.

Бояре должны были беречь мальчика, пока он не достигнет 15-летнего возраста и не сможет вступить в свои права. После смерти Василия III бояре фактически захватили власть. За это время Иван Васильевич насмотрелся самых страшных картин. Его мать умерла в 30 лет (предположительно отравлена боярами), а самого Ивана и его младшего брата Юрия держали в черном теле: «. начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков», — позже вспоминал он.

Первый русский царь

В 1547 году в возрасте 17 лет Иван Васильевич стал первым царем в истории России. До этого правитель на Руси носил титул «великий князь», что соответствовало европейскому великому герцогу. Венчание правителя на царство позволило стране занять принципиально иное положение в мире: титул «царь» в иерархии соответствовал титулу «император».

Результаты его 40-летнего царствования (формально Иван IV был правителем 50 лет и 108 дней) невозможно оценить однозначно. С одной стороны, он провел ряд реформ военной службы, судебной системы и государственного управления, а его завоевательные походы увеличили территорию государства почти на 100 процентов — с 2,4 миллиона до 5,4 миллиона квадратных километров. С другой стороны, именно Иван VI, вошедший в историю под прозвищем Грозный, учредил опричнину, нанесшую сокрушительный удар по экономике страны и уничтожившую тысячи человек, принадлежащих к старинным аристократическим родам.

Иван IV умер 28 марта 1584 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Восстановление облика было проведено во время реставрационных работ 1963 года в соборе, когда вскрывались и исследовались саркофаги с останками Ивана IV и его сыновей Ивана и Федора.

М. Герасимов. Царь Иван Грозный. Скульптурная реконструкция. Тонированный гипс. Фонд Музея Москвы

Бюст работы Михаила Герасимова

Автор реконструкции знаменитый советский скульптор и антрополог Михаил Герасимов разработал собственный метод восстановления облика человека по костям черепа до Великой Отечественной войны. Скульптурный портрет Ивана Грозного он выполнил в 1964 году, когда его метод уже приобрел большую известность. Эта самая зрелая и известная работа выдающегося антрополога.

Скульптор отмечал, что специально не собирал известные изображения Ивана IV, чтобы восстановление облика было непредвзятым. Кстати, химический анализ костей царя, сделанный тогда же, опроверг предположение, что Грозный мог быть отравлен: содержание в них мышьяка не превышало обычных норм. Щитовидный хрящ на горле также не был поврежден — этот факт сделал несостоятельной версию о том, что Грозный был задушен.

Увидеть гипсовую реконструкцию Грозного можно в постоянной экспозиции Музея Москвы «История Москвы для детей и взрослых».

Больше историй, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей».


Уже сегодня наш телеканал представит грандиозную премьеру масштабной исторической саги "Грозный" – о легендарном правителе, личность которого по сей день вызывает множество дискуссий. Об уникальном прижизненном портрете царя и спорной достоверности других изображений Ивана Грозного мы побеседовали с историком Еленой Ухановой.

Сегодня вечером на канале "Россия 1" состоится грандиозная премьера масштабной исторической саги "Грозный" – о жизни и эпохе одного из самых неоднозначных русских правителей, который первым нарек себя царем Всея Руси и сумел сделать страну крупнейшей мировой державой. В истории Иван IV навсегда остался Грозным – жестоким тираном, не знавшим милосердия и жалости. Кем же на самом деле был легендарный самодержец: беспощадным палачом, радикальным реформатором или мудрым просветителем? Чтобы составить психологический портрет человека, современные исследователи нередко обращаются к физиогномике – науке, определяющей тип и характер личности по чертам и выражению лица. Однако в случае с Грозным есть определенные сложности, ведь большинство портретных изображений царя имеют мало общего с реальностью. Почему нельзя судить об облике самого сурового правителя в истории Руси по его живописным воплощениям? С этим вопросом мы обратились к кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Отдела рукописей Государственного исторического музея Елене Ухановой. Далее в материале приводятся выдержки из нашей беседы со специалистом.


Гравюра из книги "Жизнь великого князя Ивана Васильевича" (Витеберг, 1585 год) и ксилография Ганса Вейгеля старшего (Нюрнберг, 1563 год)

Приблизительная неточность

Ни один из известных до сих пор портретов царя не имел признаков достоверности. До недавнего времени исследователи признавали условно прижизненными лишь два изображения, а все остальные определяли как более поздние. Первое из них – ксилография Ганса Вейгеля старшего, напечатанная в Нюрнберге в 1563 году. Второе – гравюра из книги "Жизнь великого князя Ивана Васильевича", изданная в Витеберге в 1585 году. Оба этих портрета выполнялись со слов очевидцев, посещавших царские приемы, а сами художники Грозного никогда не видели. Представьте себе: человек попадал на посольский прием во дворце, на котором присутствовал царь. Допустим, через год он возвращался в свою страну и рассказывал художнику, как выглядит правитель. А мастер, как понял, так и рисовал, взяв за основу чужие впечатления. Разумеется, о достоверности здесь речи быть не может, тем более – о научной физиогномической ценности.


Подлинник или подделка?

Широкую известность получила парсуна, которая сейчас хранится в Копенгагене и датируется 30-ми годами XVII века. Среди исследователей ведутся постоянные дискуссии вокруг этой работы. На ее обороте есть надпись на латыни о том, что она была подарена царем Феодором Алексеевичем датскому послу Фридриху фон Габелю в 1677 году. Однако ряд специалистов сомневаются в подлинности портрета и, основываясь на анализе стиля, отдельных приемов письма и некоторых технологических признаков, считают его лишь стилизацией или даже подделкой конца XIX – начала XX веков.


Апостол. 1564 г. Государственный исторический музей. Переплет и портрет царя Ивана Грозного (компьютерная обработка, © А.В. Андреев, М.Н. Жижин, Е.В. Уханова)

Уникальная находка: прижизненный портрет царя

Широко известно, что именно Иван Грозный был инициатором развития книгопечатания на Руси, и в собрании Государственного исторического музея хранится единственный экземпляр первопечатного "Апостола" Ивана Федорова 1564 года с прижизненным изображением царя на верхней крышке переплета. Со временем портрет был практически утрачен – восстановить черты правителя удалось лишь совместно со специалистами Института космических исследований РАН – при помощи метода мультиспектральной макросъемки.

Сомнений в безусловном портретном сходстве никаких, ведь Иван Грозный был покровителем Ивана Федорова, он же финансировал первые типографии, и, конечно, изображение царя на подносном экземпляре должно было соответствовать масштабу его личности. Мастер, которого, скорее всего, привлекли из Оружейной палаты, не мог его не видеть. Представляете, подарить государю портрет, который на него не похож? Это был бы еще больший позор, чем просто вручить ему книгу без переплета.


Если сравнивать это изображение Грозного с реконструкцией выдающегося антрополога Михаила Герасимова, которую он создал на основе изучения черепа правителя, обнаруживается несомненное сходство. Хочу обратить внимание на одну деталь портрета: рисунок левого глаза заметно отличается от рисунка правого – кажется, что левый глаз имеет другую форму и несколько прикрыт. Конечно, можно было бы списать это на сохранность тиснения и несовершенство визуализации. Однако, согласно воспоминаниям одного из иностранцев, приглашенных на прием к Грозному, лицо царя действительно имело значительную асимметрию – в частности, левый глаз имел некоторый дефект и был больше правого. Так что можно с уверенностью считать этот портрет единственным подлинным прижизненным изображением правителя.


Об использовании исторических личностей в кино

Конечно, я считаю, что такие фильмы необходимы. При этом в них важна не только достоверность в изложении фактов или изображении эпохи, но и эмоциональная, эстетическая составляющая. Кино, как и любое произведение искусства, прежде всего, должно давать нам повод для размышления о добре и зле, о судьбах людей и целых государств. В случае с историческими фильмами принципиальное значение имеет и образовательная функция. К примеру, прочитал что-то школьник в учебнике, и даже если он что-то запомнил, то к концу года обязательно забудет. А вот если ученик посмотрел кино и смог понять суть происходящего, разумеется, это останется в памяти. Та эмоциональная составляющая кинематографа, которая накладывается на сухой исторический материал, помогает запоминать сюжеты лучше. И если фильм действительно соответствует исторической правде, он поможет сделать население нашей страны чуть более грамотным.

В масштабной исторической саге "Грозный" на роль царя пригласили сразу двух актеров – Сергея Маковецкого и Александра Яценко. Насколько достоверно им удалось воссоздать образ легендарного правителя – судить вам. Не пропустите грандиозную премьеру 23 ноября, в 21:20, в эфире телеканала "Россия 1".

" Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься "созданием образа", что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно "искажают" - увеличивая или уменьшая - ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей. Мы – не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике. " (Из статьи Т.С. Балуевой).


ПРИМЕРНО ТАК 5.5 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ВЫГЛЯДЕЛИ ЛЮДИ.Встретила бы на улице-не обратила внимания. Абсолютно заурядная морда.
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева


Автор Л.Т. Яблонский "Мужчина Ямной культуры"
Оренбургская область, могильник Болдырево I,
Ямная культура. Конец III тыс. до н.э.
БОЛЬШЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД ! ОН БЫ СЕГОДНЯ МОГ В ГОЛЛИВУДЕ СНИМАТЬСЯ


Килур – царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.

Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу – Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э


. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Гумаровских курганов, Южное Приуралье, (скифский период. 7 век до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева


Рудаки – таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.

Абу-Абдулло Джафар Рудаки (860-х – 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. . Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище могилу Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.


Ярослав Владимирович Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.

Яросла́в Влади́мирович , Яросла́в Му́дрый; (978 — 1054) великий князь Киевский.
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».



Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Портрет великого князя Андрея Боголюбского (реконструкция М.М. Герасимова,
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва)

Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (ум. 29 июня 1174) — великий князь Владимирский . Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича.
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.


Великая княгиня Евдокия Дмитриевна. Антропологическая реконструкция С. А. Никитина.

Евдоки́я Дми́триевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Донского Ивановича


Тимур / Тамерлан (1336-1405 гг.) Реконструкция М. М. Герасимова, 1941 г.


София Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 г.

Софи́я Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня ( 1455 — 1503) — великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов.


Хан Махмуд (1420-х –1460-х годов).Основатель Казанского царства.
Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х – начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом поход е еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.



Елена Глинская. Реконструкция по черепу, С. Никитин

Елена Васильевна Глинская ( 1508 — 1538) — великая княгиня Московская и всея Руси, дочь князя Литовского Василия Львовича Глинского, жена великого князя Московского и всея Руси Василия III, мать Ивана IV — великого князя Московского и всея Руси, первого Царя всея Руси. Правила на Руси в качестве регента малолетнего сына Ивана IV после смерти мужа Василия III в течение 1533—1538 годов.


Скульптурный портрет Ивана Грозного, реконструкция по Герасимову.

Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, по прямому имени Тит и Смарагд.(1530 — 1584, ) — великий князь московский и всея Руси. Первый царь всея Руси
Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.


Царица Ирина Фёдоровна, урождённая Годунова, в иночестве Александра (1557 — 1603) сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова с 16 января по 21 февраля 1598 года.


Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, ( 1557 — 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.


Реконструкция облика по черепу, академик М. М. Герасимов.

Фёдор Фёдорович Ушако́в ( 1745 - 1817) — русский флотоводец, адмирал ), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен


Реконструкция В.Н. Звягина, создана в 1992 году.

Витус Йонассен Беринг (1681 - 1741 гг.) - мореплаватель, капитан-командор русского флота. Выходец из Дании. Начал плавать на кораблях с 14 лет. После приглашения на русскую службу плавал на Балтийском и Азовском флотах. С 1725 года он возглавил Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Различными отрядами экспедиции было обследовано все северное побер ежье России от Архангельска до Чукотки, предприняты плавания к берегам Северной Америки, к Алеутским, Курильским островам и Японии. Витус Беринг открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем, ряд Алеутских и Командорские острова. Именем Беринга названо море в северной части Тихого океана. Он умер на обратном пути, во время зимовки на острове, носящем его имя.
В 1991 году российско-датская археологическая экспедиция нашла захоронение Беринга и пяти членов его команды. Капитан-командор был похоронен в гробу, что позволило установить принадлежность останков именно ему. В 1992 году его останки были перезахоронены в отдельной могиле, на которой установлены деревянный крест и надгробная плита с памятной надписью.


Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон (Caroline Wilkinson) создала реконструкцию лица немецкого композитора XVIII века Иоганна Себастьяна Баха. Бронзовый бюст Баха с марта можно видеть в доме-музее композитора на его родине в Эйзенахе, Тюрингия, сообщает Reuters.

Реконструкция Уилкинсон, профессора университета Данди, не слишком напоминает известные портреты композитора. Впрочем, на них его и зображали неизменно в парике. Голова Баха, по версии Уилкинсон, массивна, черты лица композитора крупны, у него широкий и высокий лоб, большие уши, основательный подбородок и выдающаяся нижняя губа. Директор эйзенахского музея Йорг Хансен (Joerg Hansen) в интервью Reuters сказал, что новый портрет Баха соответствует тому, что о нем писали современники: композитор был энергичен и подвижен.

Останки Баха были эксгумированы в 1894 году, а в 1908 году скульпторы впервые попытались воссоздать его облик,


Было сделано 3D-сканирование черепа. Результат был направлен в университет Данди, где мышцы и кожа были смоделированы Кэролайн Уилкинсон, профессором Craniofacial и группой ученых из Университета Данди. Используя компьютерную программу стереолитографии была восстановлена внешнось Ричарда 3.

Ри́чард III (1452-1485) — король Англии с 1483 года из династии Йорков, последний представитель мужской линии Плантагенетов на английском престоле. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит. Один из двух королей Англии, погибших в бою


Реконструкцию лица Генриха IV, сделанную на основе найденного черепа.
Генрих (Анри) IV Великий ,Генрих Наваррский, Генрих Бурбон, (1553- 1610, ) — король Франции с 1589 года, основатель французской королевской династии Бурбонов

Читайте также: