Как заполнить контурную карту на компьютере

Обновлено: 07.07.2024

Что нужно подготовить для работы с контурной картой

В какой последовательности делать работу

  1. Подготовьте всё необходимое для работы над контурной картой: саму контурную карту, атлас, учебник, компьютер или энциклопедию для поиска дополнительной информации, карандаши, ручки, линейки и т.д., настройте освещение.
  2. Внимательно прочитайте все пункты задания и определите, чему именно посвящена данная контурная карта.
  3. Подпишите название карты.
  4. Сравните контурную карту с имеющимися картами в атласе и учебнике. Найдите для себя главные ориентиры (горы, города, крупные географические объекты), чтобы быстрее находить на карте нужные объекты.
  5. Последовательно выполняйте задания к карте, параллельно отмечая используемые условные обозначения в легенде.
  6. Не переходите к новому заданию до тех пор, пока не разберётесь с предыдущим заданием. Выполняйте только то, что написано в задании. Лишнее писать не надо.
  7. Старайтесь подписывать объекты так, чтобы они не перекрывали друг друга и были понятными для прочтения.

Как подписывать географические объекты

Все надписи должны быть:

  • сделаны печатными буквами, так как их легче читать;
  • написаны с большой буквы.

Названия рек должны быть подписаны:

Названия морей, океанов и заливов должны быть подписаны:

  • синим цветом;
  • горизонтально, вдоль параллели;
  • равномерно на протяжении всего объекта;
  • не должны выходить за границы объекта;
  • можно обозначить порядковым номером (маленькие объекты, на которых не умещается их название), который должен быть указан в легенде к контурной карте;
  • при выборе цвета для закрашивания надо ориентироваться на шкалу глубин, принятую для физических карт.

Названия проливов должны быть подписаны:

Названия материков должны быть подписаны:

  • чёрным цветом;
  • горизонтально, вдоль параллели;
  • равномерно на протяжении всего объекта;
  • не должны выходить за границы объекта.

Названия островов и полуостровов должны быть подписаны:

Названия гор (горных систем) должны быть подписаны:

  • чёрным цветом;
  • вдоль линии протяжения горной системы;
  • равномерно на протяжении всего объекта;
  • не должны выходить за границы объекта.

Горные вершины (пики) и вулканы должны быть подписаны:

Низменности, равнины, плоскогорья, высокогорья и т.д. (географические объекты на суше, имеющие большую площадь) должны быть подписаны:

  • чёрным цветом;
  • горизонтально, вдоль параллели;
  • равномерно на протяжении всего объекта;
  • не должны выходить за границы объекта;
  • при выборе цвета для закрашивания надо ориентироваться на шкалу высот, принятую для физических карт.

Города должны быть подписаны:

Страны должны быть подписаны:

  • чёрным цветом;
  • горизонтально, вдоль параллели (значительные по размерам);
  • равномерно на протяжении всего объекта;
  • не должны выходить за границы объекта;
  • можно обозначить порядковым номером (маленькие страны, на которых не умещается их название), который должен быть указан в легенде к контурной карте;

Направление ветров, течений, линии движения и т.д. должны быть:

  • написаны чёрным или другим цветом, в зависимости от содержания карты;
  • написаны вдоль линии направления движения явления;
  • нанесены по линейке или от руки.

Условные обозначения

Правила оформления контурных карт

Совет: можно распечатать этот листочек со знаками и положить рядом с собой. Выполнять работу станет намного удобнее.

Нужна ли легенда и название карты?

Очень важно подписать название карты. Делается это по центру в верхней части карты. Без названия будет непонятно чему именно посвящена контурная карта и что на ней изображено.

Современные условия требуют новых подходов в работе с контурными картами. Безусловно, важна и самостоятельная работа ученика с бумажной картой. Но часто в классе при организации фронтальной работы на большом экране, а еще лучше с интерактивной доской, необходимо использование электронных интерактивных контурных карт. Подготовить такую карту учитель может и сам инструментами PowerPoint.

Итак, давайте рассмотрим на конкретном примере, как подготовить интерактивную контурную карту.

1. Размещаем сканированную или найденную в Интернете контурную карту. Готовим ее под свое задание. К примеру, мы решили поработать с материками Земли.

kontur1

kontur2

Начинаем обводить необходимый объект. Постарайтесь замкнуть линию. В итоге мы получаем залитую рисованную фигуру.

kontur3

Каждую из них раскрашиваем, т.е. меняем цвет заливки и линии.

Задаём эффекты анимации на входе. При необходимости можно воспользоваться эффектами выделения, чтобы ещё больше привлечь внимание учащихся.

kontur4

Далее готовим серию невидимых объектов, которые должны закрыть всю контурную карту. В этих целях копируем каждый из нарисованных объектов.

kontur5

Делаем объекты полностью прозрачными. Вполне понятно, что предыдущий цвет заливки не имеет значения. 100%-ная прозрачность делает любой цветной объект невидимым.

Иначе ваш объект перестанет быть гиперссылкой или триггером.

Мы можем подготовить и другие варианты интерактивной карты. Такой вариант показан на последнем слайде примера интерактивной контурной карты.

По щелчку служебной кнопки мы можем анимировать отдельные объекты контурной карты:

kontur6

По щелчку кнопки с надписью у нас появляются необходимые объекты. По второму щелчку исчезают.

Итак, давайте посмотрим на пример интерактивной контурной карты:

Таким, образом, главной особенностью подготовки данного технологического приёма в отличие от технологии ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ, является то, что невидимые нам объекты настроены не как гиперссылки, а являются триггерами, по команде которых контурная карта становится интерактивной.

В некоторых школах уже давно используются современные информационные технологии в том числе и на уроках географии или истории. А это значит — на компьютере должна быть установлена школьная геоинформационная система, в которой есть и редактор карт. Однако в большинстве школ пока еще пользуются традиционным методом заполнения контурных карт, то есть очертания стран и материков нарисованы на бумаге.

Получив контурную карту, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно на ней обозначить? Контурная карта обычно не заполняется вся сразу. Может быть задание обозначить реки, города, границы государств, места основных исторических событий или движение войск. Повторите условные обозначения.

Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой. Даже если задание небольшое и требуется нанести всего несколько объектов, на карте необходимо сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки. Это можно сделать по сетке координат, которая обязательно есть на всех географических картах. То, что не задали, можно не обозначать, но представлять, где находятся эти объекты, необходимо.

Обозначьте нужные объекты карандашом. Если это обычное домашнее задание, сверьте ваши обозначения с теми, что есть в атласе. Если вы выполняете контрольное задание, вспомните материал из учебника. Необходимо знать хотя бы приблизительные координаты места, которое вы обозначаете, а также крупные объекты, находящиеся поблизости. Если вы все это знаете, то серьезной ошибки не будет, даже если вы немного неточно разместите гору или город.

Горные массивы сначала обозначьте тонким карандашом. Сверьте из расположение с атласом. После этого можно их закрасить. В зависимости от задания их можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Точно так же необходимо поступать и с территориями государств. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах.

В задании может быть указано, чем именно нужно заполнять карту — простым карандашом или шариковой ручкой. Следуйте этому указанию.

Названия рек, гор и городов пишите четко, лучше печатным шрифтом либо курсивом.

ГлавнаяМетодическое пространствоМетодические материалыПравила работы с контурной картой в обучении географии

Правила работы с контурной картой в обучении географии

В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,

методисты Городского Методического Центра

Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики.

карта 1

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

карта 2

8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.

9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.

13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.

14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).

15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).

21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.

22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.

23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Примечание

карта 3

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Учителю на заметку

На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам Федеральной службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).

Технические требования к контурным картам

1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.

2. Контурные карты печатаются в одну краску на писчей бумаге № 1 (ГОСТ 18510-73), на офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге массой 70–100 г/м 2 .

3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м 2 ). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.

4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.

5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.

6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.

7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).

8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, морщин, масляных пятен и соринок площадью свыше 0,5 мм 2 .

9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.

10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.

Подробнее со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов (перейти).

Своим опытом делится Ирина Антонова, школа №104, Челябинск

Просмотры

Ночь. Во всем доме горит только одно окно — твое. Ты только сел делать контурные карты. Лучшее время! Как обычно откладывал это дело на последний момент. Карандаши разрывают тонкую бумагу, спина затекла, и глаза уже не могут различать, где озера Австралии, а где природные ископаемые Африки.

Что нужно делать, чтобы справляться с контурными картами быстрее?

Представь: ты уже морально готов к испытанию контурными картами, открываешь нужную страницу, где очень многое надо раскрасить, выделить, отметить. Но достав карандаши, ты осознаешь, что они все тупые. Настрой сбит, времени все меньше — в таком состоянии точить карандаши нелегко. Так что лучше первым делом сделать именно это.

Такое бывает часто: ты идёшь делать уроки, попутно хватая с кухни все продукты. Кружка чая, а на столе ещё одна с остатками кофе, в тарелке мандарины, а под этим всем лежат контурные. Для работы с ними обычно надо много всего — атлас, учебник, линейки, карандаши. В таком хаусе уронить рядом стоящую кружку проще простого. Вот только потом все это сушить — не лучшее времяпрепровождение. Выпей спокойно свой чай, и с новыми силами работа пойдет быстрее.

В основном, конечно, в нужное время. У каждого есть определенная фаза дня, когда он наиболее активен, полон сил и готов к подвигам. У кого-то раннее утро, у кого-то после пяти вечера, до обеда или ночью — но это время надо использовать максимально. Если начать делать контурные карты, когда ты хочешь спать и немного убивать, то времени и сил на них уйдет намного больше.

Чисто технический совет — сначала нужно обводить все ручкой, и только потом чем-то раскрашивать. Знают многие забывают, ручка плохо ложится поверх карандаша, и это может хорошо потрепать нервы.

К сожалению, эти советы не избавят вас от трудностей с контурными картами, но они могут сократить их количество. Главное, что каждый сам решает - спать сегодняшней ночью, или искать полуострова Тихого океана.

Читайте также: