Какая форма методической работы родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий

Обновлено: 07.07.2024

Одним из направлений перспективной работы является организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений. Но создание сетевого взаимодействия возможно только при взаимодействии учреждений с людьми разных профессий, объектами культуры и образования, семьей и социумом вместе. Двусторонняя польза и выгода – основа такого особого социального партнерства и один из самых главных признаков сетевого взаимодействия, а это характерно и для создания особых отношений между партнёрами, и социальных связей, и контактов. [1]

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок и идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. [2]

В современных условиях модернизации российского образования невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал муниципального дошкольного учреждения в условиях ограниченности его ресурсов. Поэтому на современном этапе механизмом повышения профессионального уровня педагога становится модель сетевого педагогического взаимодействия. Модель сетевого взаимодействия является для педагогов механизмом повышения их профессиональной компетентности. Они, не только накапливают опыт исследовательской деятельности по интересующей их проблеме в сфере дошкольного воспитания и образования, но и транслируют свою работу в социальное пространство, расширяют сферу взаимодействия с педагогами, происходит постоянный обмен ресурсами. Опыт участников сети всегда является востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Участники сетевого взаимодействия ощущают потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений. [4]

Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества педагогами МБДОУ «Детский сад №49 «Лесная сказка», МБДОУ «Детский сад №90 «Крепыш», МБДОУ «Детский сад №28» и Центральной детской библиотеки, библиотеки №19 г. Йошкар-Олы разработан реализован проект нравственно-патриотической направленности на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров.

Новизна проекта заключалась в создании системы работы, направленной на новое качество и содержание образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия и распространения педагогического инновационного опыта в рамках проектной деятельности по навственно-патриотическому воспитанию.

Целью его является создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными партнерами для обеспечения нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

При организации сетевого взаимодействияс социальными партнерами нами были определены следующие цели:

1. Разработать модель сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных партнеров по обеспечению нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2. Создать условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

3. Создать условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах музейной педагогики.

4. Выявить эффективность проекта «Раскажем детям о войне» в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

1. Анализ уровня развития познавательной активности дошкольников.

2. Выявление содержания образовательных потребностей и степени заинтересованности педагогов и родителей.

3. Разработка нормативно-правовой базы

4. Заключены договора с социальными институтами по организации совместной деятельности

5. Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

6. Определение оптимальной модели сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных партнеров по обеспечению нравственно-патриотического воспитания дошкольников

7. Разработка педагогического проекта для педагогов «Расскажем детям о войне».

Таким образом, организации сетевого взаимодействия с социальными партнерами показывает, положительные результаты в организации работы с педагогами, с детьми и родителями. Дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ-технологий, активизируя потенциальные возможности каждого педагога в отдельности и коллектива ДОО в целом, что напрямую влияет на повышения качества образования.

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Организация сетевого взаимодействия с различными организациями Слайд № 1 «Организация сетевого взаимодействия с различными организациями»Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Фотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до

Фотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до Фотоотчет спортивных состязаний "Зимние забавы", в рамках сетевого взаимодействия д\садов, в свете реализации ФГОС ДО. 18 декабря ребята.

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».

(«Правила работы с учителем» Учительская газета)

«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости постоянного, непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компентенции и эрудиции – это четкая организация на подлинно научной основе методической и исследовательской работы в школе.

Повышение квалификации преподавателей – процесс непрерывный, и его важнейшей составной частью является методическая работа.

Под методической работой в школе понимается целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива.

По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы можно отнести:

· школьные методические объединения (ШМО);

· школы передового опыта;

· временные творческие учителей;

· школьные методические кабинеты.

К индивидуальным формам работы относятся:

· работа над личной методической (творческой) темой;

Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы, и в реальной практике они активно пересекаются и дополняют друг друга.

В настоящее время в связи с развитием в образовании деятельностных методов все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них:

· методические дискуссии и диспуты;

· педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации);

· моделирование педагогических ситуаций;

· олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;

· методические «мосты» (дистанционное общение в интернете),

· литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;

· аукцион методических разработок;

· виртуальный методический кабинет;

· конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.

Процесс дискуссии заключается в коллективном обсуждении теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Основная роль в дискуссии отводится ведущему. Он должен хорошо знать предмет, тему дискуссии; изучить позицию и аргументы оппонентов; не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий. Но, прежде всего, ведущий должен обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть), сколько максимально со всех сторон осветить заявленную проблему.

В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ход дискуссии, при необходимости аргументированно опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общие выводы по результатам дискуссии и благодарит учителей за участие в обсуждении.

Методический ринг

Данный вид методической работы отличается от дискуссии моментом соревновательности. С одной стороны, это хорошо, так как дух здорового соперничества добавляет азарта и заинтересованности. С другой стороны, чрезмерное увлечение соревнованием превращает содержательную полемику в игру, где главная задача — выиграть, а не прояснить проблему.

Для организации методического ринга часто формируют группы: оппонентов (они противостоят друг другу), поддержки (поддерживают оппонентов) и анализа (оценивают аргументированность высказываний оппонентов).

Один из вариантов методического ринга — это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. Например, на методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» могут выйти группы применения игровых заданий, использования активных форм обучения, организации группового взаимодействия учащихся, повышения роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и др., вследствие чего выявляются наиболее эффективные методические приемы в рамках изучения темы.

Методический диалог

Чаще всего данный вид работы проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между различными группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение при этом имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Деловая игра

Сегодня деловая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».

Ролевая игра

Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста и т. д.

Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений.

Такая игра активизирует внимание, эмоциональную сферу, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.

Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.

Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Отличительной особенностью данной формы является ее подчеркнуто юмористический характер. Здесь ищется не самое верное решение педагогических проблем, но самое необычное, смешное. Это часто позволяет взглянуть на проблемы образовательного учреждения с иной, необычной точки зрения.

Формируются две команды, жюри, остальные участники являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»).

Педагогический КВН проводится по типичной для этого вида конкурсов схеме:

· приветствие команд (до 10 минут);

· разминка, к которой команды готовят по три шутливых вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений (время на обдумывание ответа — 1 минута);

· домашнее задание (небольшое театрализованное представление на заданную тему);

· конкурс мудрецов (по два участника от команды), которым, например, предлагается выбрать оптимальный метод разрешения конкретной педагогической ситуации;

· конкурс болельщиков (например, решение педагогических задач из практики работы образовательного учреждения).

Методический мост

Данная форма методической работы родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий. Методический мост часто является разновидностью дискуссии. Но к проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных образовательных учреждений города, а также родители. Важным является факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга.

Главная цель методического моста — обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изучения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Решение педагогических задач

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Поэтому выполнение таких заданий поможет научить выделять из многообразия явлений существенное, главное. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Ведь, как правило, лучшим, наиболее приемлемым решением оказывается внешне парадоксальное, нестандартное действие.

Анализ школьной практики показывает, что наиболее оперативно и, к сожалению, часто учителями предлагаются решения авторитарные и либеральные, но отнюдь не лучшие, не самые эффективные. Выбор подобных решений отражает как сложившуюся в школе систему отношений, так и уровень профессиональной подготовки, личностные качества педагога.

Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики.

Вот два примера таких задач, предложенных И. В. Лещинским.

«Урок литературы в восьмом классе. Учительница «в ударе». Момент вдохновения.

Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет «звенящая струна». Истинное вдохновение посещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки, сидит «местный хулиган» Сережа, духовная конституция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение ему не передалось. Сережа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит «звенящей струне»: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учительницу. Учительница, продолжая объяснение, ловит взгляд Сережи. Сережа на минуту замолкает. Потом – снова: бу-бу-бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Сережа, – наконец обращается к нему учитель, – помолчи, пожалуйста». Не помогает. Секунды затишья и снова попытка поговорить, прокомментировать. Что делать? Что бы вы сделали на месте учительницы? Нет-нет, еще минуту внимания.

«Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый – назовем его А.Ф. – требовал учиться и в своих требованиях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» – мы ему «сделаем плохо». Инициатором бойкота стал Витя Лобов, – крепкий, сильный, но, скажем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, – предложил он, – А.Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборётся – не реагируем. Проверка на вшивость».

А.Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте.

Что делать? Что бы сделали вы?».

Анализ конкретных педагогических ситуаций

Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы их решения.

Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.

Можно разнообразить данную форму методической работы игровыми моментами. Тогда участников знакомят с ситуацией, распределяют между ними роли. Участники (не обязательно все) получают описание ситуации, в котором содержится объяснение занимаемой каждым из них (по роли) позиции. После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.

Методическая мозаика

Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Продленная конференция

Данная методика помогает выстраивать обсуждение вокруг открытого урока. При подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами методического объединения всю технологию проведения урока, а после урока обсуждается эффективность полученных результатов.

Данная методика нередко применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу. Однако она полезна и опытным учителям, поскольку позволяет взглянуть на свой урок со стороны.

Виртуальный методический кабинет

Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.

Виртуальный методический кабинет – это:

· форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;

· возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;

· оперативная методическая помощь;

· возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.

Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:

· организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,

· организации обсуждения важных вопросов,

· коллективного поиска решения актуальных проблем,

· написания коллективных методических материалов,

· проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).

В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:

· нормативные документы системы образования всех уровней;

· тексты локальных актов, созданных в данном образовательном учреждении и регламентирующих образовательный процесс;

· официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);

· авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);

· программы и планы текущих мероприятий;

· отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;

· блоки методической помощи: o учащимся и воспитанникам; o родителям; o молодым специалистам;

· пространство для обмена мнениями, впечатлениями, опытом;

· развивающий блок, насыщенный материалами «за страницами учебников»;

· страницу ссылок на иные ресурсы сети Интернет и др.

Необходимо напомнить, что виртуальное общение, как бы насыщено оно ни было, никогда не заменит живого общения. Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться.

Таким образом, научно-методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогов и направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

В муниципальной системе повышения квалификации апробируется новая форма методического объединения учителей начальных классов – виртуальное методическое объединение. ВМО – это добровольное профессиональное сообщество учителей, интересующихся возможностями повышения качества обучения с помощью ИКТ – технологий: - возможность обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу; - возможность организовать эффективное методическое пространство для учителей, с доступом к необходимой информации в любое время суток; - возможность принять активное участие в виртуальных методических мероприятиях, представить опыт работы.

Виртуальное методическое объединение является структурным подразделением муниципальной системы повышения квалификации, адресовано учителям начальных классов.

Тема ВМО «Преподавание информатики и ИКТ в начальной школе» является востребованной, обозначенной в соответствии с запросами педагогов, обусловлена необходимостью реализации технологического компонента «Информатика и ИКТ» в курсе предмета «Технология» в 3,4 классах.

Цель работы объединения: повышение методической и ИКТ-компетентности педагогов начальной школы. ВМО было ориентировано на решение следующих задач: 1. Знакомство педагогов с особенностями технологического компонента и возможностями УМК, используемых для реализации модуля «Информатика и ИКТ». 2. Формирование навыков конструирования уроков информатики в рамках модуля. 3. Разработка методических материалов для проведения уроков информатики в 3, 4 классах. 4. Обучение инструментальным программам, необходимым для реализации модуля. 5. Формирование навыков дистанционного взаимодействия.

Задачи, поставленные перед виртуальным объединением учителей начальных классов, целесообразны в их содержании и доступны в исполнении.

Практическая направленность планируемой деятельности организована через различные формы дистанционного взаимодействия в рамках работы виртуального объединения: интерактивная лекция, виртуальная мастерская, виртуальный семинар, фестиваль уроков, дистанционный курс, консультации.

Данные формы не только организуют изучение методических вопросов, но и создают среду совместного обсуждения актуальных проблем, обмена опытом в процессе преподавания модуля «Информатика и ИКТ», позволяют осуществить обзор передового педагогического опыта, проанализировать современные программы, учебно-методические пособия.

Через интерактивную лекцию «Особенности технологического компонента при изучении информатики», педагоги знакомятся со стандартом и программой по информатике и ИКТ для начальной школы, с возможностями различных УМК по информатике, рекомендованных к использованию в образовательном процессе для реализации модуля «Информатика и ИКТ». Особенность данной формы занятия заключается гипертекстовой организации представленной информации и интерактивного обсуждения материала посредством электронной почты.

В результате самостоятельного изучения материалов интерактивной лекции, все педагоги объединения скорректировали рабочие программы курса «Технология» для 3,4 классов с учетом включения модуля «Информатика и ИКТ».

Задача виртуальной мастерской - организация практической деятельности педагогов по разработке конспектов уроков информатики и ИКТ в соответствии с предложенными методическими рекомендациями. На виртуальном семинаре организовано исследование теоретического аспекта в изучении инструментальных программ и практическая деятельность педагогов по организации проектной деятельности учащихся.

В рамках работы объединения параллельно с другими формами, с целью формирования навыка работы педагогов в инструментальных программах, проводился дистанционный курс «Инструментальные программы модуля «Информатика и ИКТ», в результате которого педагоги представили творческие разработки с использованием изученных программ: графического редактора «TuxPaint», настольной издательской системы Microsoft Publisher.

В гостевой книге педагоги высказывали свое мнение, обменивались опытом, решали проблемные вопросы, оставляли свои предложения по работе виртуального объединения. По электронной почте получали консультации по вопросам изучения и использования инструментальных программ. Взаимодействие педагогов было организовано через электронную почту, чат-общение, и гостевую книгу.

Эффективным методом организации сетевого взаимодействия стала чат-конференция в программе Skype. Учителя подвели итоги работы виртуального объединений, отметили положительные стороны виртуального общения: не требуется выезд, общение с руководителем в любое время, значимость вклада каждого в общий продукт деятельности и высказали общее мнение о дальнейшем сотрудничестве:

Яманаева Е.Т.: Считаю работу виртуального объединения продуктивной. Виртуальное объединение позволяет экономить время, которое мы тратим на дорогу, общаться в узком кругу, в любое удобное время, не вставая из-за стола, с помощью электронной почты и других средств связи, осваивать новые идеи, обмениваться опытом друг с другом. Коллеги помогали в решении сложных преподавательских задач.

Ракимова О.А.: Работа виртуального объединения дала мне очень много полезного. Я узнала новые компьютерные программы, научилась в них работать. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Давыдова Э.Р.: Когда говорю коллегам, что обучаюсь виртуально, а в ответ слышу: "Продвинутая", не обидно совсем, наоборот горжусь. Спасибо за то, что продвинули.

В результате работы в виртуальном объединении учителями начальных классов создан банк разработок нескольких циклов уроков по обязательным модулям программы «Информатика и ИКТ» Горячева А.В.

Участие в виртуальном объединении позволило учителям начальных классов, удаленным друг от друга территориально решать профессиональные вопросы, повышать свой профессиональный уровень, расширяет доступ к различным источникам информации, позволило оперативно получать консультационную помощь, создало условия для эффективного сотрудничества через дистанционные формы образовательной деятельности.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Наталия Евгеньевна

В данной статье приводятся примеры решения задач методической деятельности в районе, указаны следствия данных решений, что эффективными решениями названных задач являются сетевые формы организации методической деятельности . Благодаря организации работы с педагогами , функционированию школьных и районных методических объединений , сотрудничеству с высшими учебными заведениями, анализу участия педагогов в профессиональных конкурсах, организации дополнительных учебных программ для обучения педагогов , использованию дистанционных и инновационных технологий в повседневной деятельности достигается рост эффективности методической деятельности в районе. На основании всего изложенного в статье делается следующий вывод сетевые формы организации методической деятельности являются значимыми элементами управления развитием инноваций, а также повышают эффективность методической деятельности . Данный вывод подкрепляется опытом работы Информационно-методического центра.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Наталия Евгеньевна

Востребованность сетевых форм организации методической деятельности в условиях непрерывного образования Основные направления деятельности муниципальной методической службы Виртуальное методическое объединение учителей информатики в интегрированной информационно-образовательной среде «Школа-педвуз» Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Network forms of organizing methodical activity as a means of improving the teachers’ skills

The article presents examples of solving the problems of methodical activity in the region and indicates that the effective solutions to the above problems are network forms of organizing methodical activity . Thanks to the organization of work with teachers , the functioning of school and district methodological associations, cooperation with higher education institutions, the analysis of the participation of teachers in professional competitions, the organization of additional training programs for training teachers , the use of distance and innovative technologies in daily activities, the effectiveness of methodological activities in the region is growing. On the basis of all the above, the article draws the following conclusion: network forms of organization of methodical activity are significant elements of managing the development of innovations, and also enhance the effectiveness of methodological activity. This conclusion is supported by the experience of the Information and Methodological Center.

Текст научной работы на тему «Сетевые формы организации методической деятельности как средство повышения мастерства педагогов»

1УДК 37.02 ББК 74.204

СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В данной статье приводятся примеры решения задач методической деятельности в районе, указаны следствия данных решений, что эффективными решениями названных задач являются сетевые формы организации методической деятельности. Благодаря организации работы с педагогами, функционированию школьных и районных методических объединений, сотрудничеству с высшими учебными заведениями, анализу участия педагогов в профессиональных конкурсах, организации дополнительных учебных программ для обучения педагогов, использованию дистанционных и инновационных технологий в повседневной деятельности достигается рост эффективности методической деятельности в районе. На основании всего изложенного в статье делается следующий вывод - сетевые формы организации методической деятельности являются значимыми элементами управления развитием инноваций, а также повышают эффективность методической деятельности. Данный вывод подкрепляется опытом работы Информационно-методического центра.

Ключевые слова: методическая деятельность, образовательные организации, педагоги, сетевые формы, процесс информатизации образования, методические объединения.

Abstract. The article presents examples of solving the problems of methodical activity in the region and indicates that the effective solutions to the above problems are network forms of organizing methodical activity. Thanks to the organization of work with teachers, the functioning of school and district methodological associations, cooperation with higher education institutions, the analysis of the participation of teachers in professional competitions, the organization of additional training programs for training teachers, the use of distance and innovative technologies in daily activities, the effectiveness of methodological activities in the region is growing. On the basis of all the above, the article draws the following conclusion: network forms of organization of methodical activity are significant elements of managing the development of innovations, and also enhance the effectiveness of methodological activity. This conclusion is supported by the experience of the Information and Methodological Center.

Keywords: methodical activity, educational organizations, teachers, network forms, education informatization process, methodical associations.

Информатизация образования - одно из главных направлений процесса информатизации всего современного общества [1].

Процесс информатизации образования повлиял и на методическую деятельность. Он позволил сделать все более информатизирован-ным, так, например, появилась возможность проведения дистанционных мероприятий: заседаний районных методических объединений, разных конкурсов и олимпиад.

Опыт развитых стран свидетельствует, что инновационные технологии, введенные своевременно, способствуют принятию правильных управленческих решений и предотвращению стратегических ошибок [2].

Мы стараемся «идти в ногу» с процессом информатизации, как бы это ни было подчас нелегко. Используем в своей деятельности все плюсы «облачных технологий», осваиваем возможности программы ооУоо для проведения дистанционных конференций.

В качестве задач методической деятельности в районе мы выдвигаем следующие:

• Обеспечить условия для дальнейшего развития системы повышения профессионального уровня педагогов, сочетающей в себе как традиционные, так и инновационные формы и направления деятельности.

• Создать единое методическое образовательное пространство через развитие сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, экспертных, библиотечно-методических), оказываемых образовательным организациям и педагогам путем использования внутренних ресурсов профессионального сообщества района.

• Организовать системную адресную методическую поддержку в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности педагогических работников образовательных организаций, сопровождать конкурсы профессионального мастерства педагогов.

• Совершенствовать единую информационную среду и способствовать внедрению интерактивных и дистанционных технологий в образовательном пространстве района.

• Организовать распространение инновационного опыта образовательных организаций и учителей с помощью методических объединений.

Именно для осуществления данных задач эффективно использовать сетевые формы организации методической деятельности.

Под сетевыми формами организации методической деятельности мы понимаем дистанционную организацию работы по совершенствованию методического развития педагогических коллективов и административных работников образовательных организаций.

Рассмотрим эффективность применения сетевых форм организации методической деятельности отдельно для каждой упомянутой нами задачи.

1. Обеспечение условий для дальнейшего развития системы повышения профессионального уровня педагогов, сочетающей в себе как традиционные, так и инновационные формы и направления деятельности.

Как же при помощи использования данных технологий можно повысить мастерство педагогов?

Прежде всего, это быстрый обмен опытом, это ощущение «присутствия» в ходе проведения дистанционной конференции. Благодаря этому педагог чувствует себя «значимым», старается проникнуть в суть, передать и свои полезные советы.

Во-вторых, это также и получение мгновенно ценной информации, не надо никуда ехать, чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде или конференции. Это повышает интерес педагога к «добыванию знаний».

В-третьих, это также и способ адаптации педагога к самому учебному процессу.

Педагогами были оставлены положительные комментарии по итогам организованных нами мероприятий, были отмечены простота и удобство их проведения. Результаты проведенных мероприятий были получены участниками максимально оперативно.

2. Создание единого методического образовательного пространства через развитие сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, экспертных, библиотеч-но-методических), оказываемых образовательным организациям и педагогам путем использования внутренних ресурсов профессионального сообщества района.

С помощью применения дистанционных технологий были организованы дистанцион-

ные конференции, педагог в любой момент мог обратиться с вопросом к нам или в администрацию любой образовательной организации и быстро получить ответ. Процесс получения ответа благодаря сетевым формам значительно ускоряется.

3. Организация системной адресной методической поддержки в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности педагогических работников образовательных организаций, сопровождать конкурсы профессионального мастерства педагогов.

Мы имеем постоянно обновляемые базы лучших педагогов и обучающихся, многие консультации для педагогов - участников конкурса проводятся дистанционно, с помощью разнообразных программ для видеоконференций.

4. Совершенствование единой информационной среды и способствовать внедрению интерактивных и дистанционных технологий в образовательном пространстве района.

С помощью «облачных технологий» мы постоянно собираем сведения о том, как далеко продвинулась та или иная образовательная организация во внедрении интерактивных и дистанционных технологий. Сами наши мероприятия проводятся с постоянным использованием современной аппаратуры, посредством привлечения «облачных технологий», программ для видео и аудиоконференций.

Благодаря использованию «облачных технологий» были проведены опросы заместителей директоров по вопросу понимания им «управленческих» понятий, выявлены пробелы в данном вопросе и впоследствии организован был дистанционный семинар [3].

5. Организация распространения инновационного опыта образовательных организаций и учителей с помощью методических объединений.

Для решения данной задачи на сайте нашего Информационно-методического центра созданы «странички» методических объединений педагогов-предметников. Информация постоянно обновляется, размещаются сведения о прошедших и предстоящих мероприятиях, таких, как мастер-классы, семинары, конференции и многое другое.

Методические объединения педагогов-предметников сотрудничают с многими вузами,

такими как Гуманитарный Университет, УрФУ, УрГПУ. В рамках сотрудничества проводятся разнообразные семинары, мастер-классы.

Например, 16 ноября 2017 г. состоялся семинар для учителей технического и обслуживающего труда заведующей одной из кафедр Уральского государственного педагогического университета. О данном мероприятии также была размещена информация на сайте Информационно-методического центра.

Педагоги-предметники являются постоянными участниками дистанционных мероприятий, организуемыми Информационно-методическим центром.

На уровне района для решения данных задач в целом осуществляем сетевое сотрудничество и с представителями вузов. Сетевое сотрудничество в рамках «Школа-вуз» на данный момент очень востребовано [4]. Поэтому нами заключено сотрудничество с Гуманитарным университетом, проведены совместные мероприятия. В рамках сотрудничества с Гуманитарным университетом (Екатеринбург) реализована программа «Проектная деятельность в образовательных организациях» [5]. По окончании программы участниками были получены удостоверения. Проведены конкурсы и олимпиады по информатике с целью повышения мастерства педагогов в преподавании информатики.

В этом учебном году планируется проведение в рамках сотрудничества с Гуманитарным университетом городского семинара-практикума для молодых педагогов «Проектная деятельность», семинары для учителей информатики, а также занятие для заместителей директоров по расширенным возможностям табличного процессора MS Excel.

Благодаря данным проводимым в районе сетевым мероприятиям повышается педагогическое мастерство и профессиональный опыт педагогов.

Но мы не ограничиваемся одним университетом, также сотрудничество на уровне всего района реализуется и с Государственным экономическим университетом (Екатеринбург). На основе этого проведены курсы повышения квалификации для учителей информатики по решению задач ЕГЭ и для педагогов дошкольных образовательных организации по актуальной сегодня тематике «Робототехника».

Педагоги, участники упомянутых образовательных программ, отмечают высокий уровень преподавания вузовских преподавателей и заинтересованы в дальнейшем повышении своей квалификации.

В практике своей деятельности мы и сами разрабатываем авторские программы - так, были реализованы программы по обучению педагогов школ и детских садов хитростям создания сайтов «Технологии моделирования сайтов» и по обучению заведующих школьными библиотеками «Управление библиотечными ресурсами» [6]. Хотелось бы отметить, что, помимо главной задачи обучения - повышения мастерства и профессионального уровня педагогов, - была выполнена также задача методической деятельности по сопровождению конкурсов профессионального мастерства педагогов. Так как создание сайтов необходимо для участия как и в самом конкурсе по созданию сайтов, так и во многих конкурсах профессионального мастерства (например, «Учитель года»). Программа «Управление библиотечными ресурсами» - подготовить участников программы к участию в конкурсе «Библиопрофи».

А это, заметим, очень важно, когда сразу выполняются две задачи - как обучение педагогов, так и повышение качества участия в профессиональных конкурсах.

По нашему мнению, эффективных результатов возможно добиваться, только сочетая использование внешних (таких, как сотрудничество с высшими учебными заведениями) и внутренних ресурсов (то, что мы сами можем предложить педагогам - проведение наших районных мастер-классов, семинаров, подробное информирование о проходящих в районе и предстоящих мероприятий).

В использовании сетевых форм организации методической деятельности мы видим следующие преимущества:

1) информирование о предстоящих мероприятиях становится максимально быстрым;

2) педагог способен быстрее, чем в обычной ситуации, получить ответ;

3) ощущение поддержки педагогического коллектива и администрации образовательных организаций становится более явным и глубоким;

4) благодаря использованию инновационных технологий повышаются возможности простым путем достичь амбициозных результатов;

5) в наш век, век информатизации, педагогический коллектив и административные работники образовательных организаций с должным вниманием и большим интересом принимают все новые возможности организации методической деятельности, следуя стандартной поговорке «Век живи - век учись».

Таким образом, мы можем говорить о том, что использование сетевых форм организации методической деятельности сулит нам необходимое повышение методического мастерства и необходимое совершенствование педагогических работников и административных работников образовательных организаций.

Именно с помощью использования сетевых (дистанционных) форм организации методической деятельности возможно в итоге повысить и саму методическую деятельность, так как на данный момент исследователи недовольны качеством оказываемых методических услуг.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яшина Л. И. Дистанционное образование в процессе информатизации образовательной системы на современном этапе // Проблемы функционирования систем транспорта: материалы науч.-практ. конф.: в 2 т. - Т. 2. - 2015.

2. Хачатурян А. А. Информатизация как часть инновационного процесса в муниципальном образовании // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. Т. 7. - Томск, 2016. - С. 195-198.

3. Сорокина Н. Е., Хмелькова Н. В. Сценарный менеджмент и мотивация персонала: опыт эмпирического исследования // XVIII Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса «Сценарный менеджмент: истоки, проблемы, решения». -2017.- С. 207-213.

5. Сорокина Н. Е., Хмелькова Н. В. Опыт реализации модели непрерывного образования «Школа - Вуз» // Успехи современной науки.

- 2017. - Т. 1, № 1. - С. 134-135.

6. Сорокина Н. Е. Роль авторских программ, разработанных методической службой, в повышении квалификации педагогов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 1, № 11. -С.54-56.

1. Yashina L. I. Distantsionnoe obrazovanie v protsesse informatizatsii obrazovatelnoy siste-my na sovremennom etape. In: Problemy funkt-sionirovaniya sistem transporta. Proceedings of International scientific-practical conference. In 2 vol. Vol. 2, 2015. Pp. 261-263.

2. Khachaturyan A. A. Informatizatsiya kak chast innovatsionnogo protsessa v munitsipalnom ob-razovanii. In: Sovremennye problemy i perspe-ktivnye napravleniya innovatsionnogo razvitiya nauki. Proceedings of International scientific-practical conference. In 4 vol. Vol. 7. 2016, pp. 195-198.

Читайте также: