Какая операционная система установлена на школьных компьютерах

Обновлено: 04.07.2024

На примере многих стран можно проследить общую тенденцию перехода школьного образования на GNU/Linux и постепенной миграции на свободное программное обеспечение.

Бразилия

Великобритания

Согласно рекомендациям Becta, Windows Vista и MS Office 2007 не следует применять в школах, так как эти пакеты, скорее всего, вызовут проблемы с совместимостью с другим школьным программных обеспечением. Кроме того, Becta предостерегает школы Великобритании от заключения лицензионных соглашений с корпорацией Microsoft (в них содержатся требования о лицензировании ПО для каждого компьютера, вне зависимости от наличия предустановленных продуктов Microsoft). [2]

Минобразования Великобритании и агентство Becta разрабатывают национальную стратегию внедрения и использования открытого ПО в британских школах.

Индия

В марте 2008 года правительство штата Керала сделало официальное распоряжение, что только СПО будет использоваться для ИТ-образования в средних школах, используя новые учебники, разработанные Государственным советом по вопросам исследований в области образования и подготовки кадров и Free Software Foundation Индии. [3]

Италия

В 70 частных и государственных школах горной провинции Больцано (Южный Тироль) на севере Италии, на 2640 компьютерах с установлена операционная система Linux вместо Microsoft Windows. [4] Для реализации проекта был разработан специальный дистрибутив FUSS Soledad GNU/Linux, основанный на Debian GNU/Linux.

Россия

Для реализации примерной программы основного общего образования по «информатике и информационным технологиям» в России [5] , в связи с делом Поносова, предложено 2 подхода комплектования школьных компьютеров программным обеспечением. Однако, учитель может применять любое ПО для иллюстрации учебного материала. Представленные далее наименования являются справочными и не являются обязательными для использования в учебном процессе.

Также, не учтено существование платформ, отличных от x86.

Стандартный (базовый) пакет программного обеспечения [6]
Решаемая задача
1 Операционная система
2 Сжатие и архивирование файлов
3 Защита от вирусов и других типов вредоносных программ, хакерских атак и спама
4 Электронный многоязычный словарь
5 Оптическое распознавание документов
6 Создание и редактирование текстов
7 Создание и редактирование электронных таблиц
8 Создание и редактирование мультимедийных презентаций
9 Создание и редактирование блок-схем
10 Управление базами данных
11 Управление электронной почтой и персональными контактами
12 Рисование и редактирование цифровой живописи
13 Редактирование растровой и векторной графики
14 Редактирование графических цифровых изображений
15 Вёрстка и подготовка публикаций
16 Монтаж аудиозаписей
17 Монтаж видеозаписей
18 Создание и редактирование интернет-приложений
19 Объектно-ориентированное программирование и разработка приложений
20 Управление общеобразовательным учреждением
21 Исключение доступа учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания
22 Создание и редактирование интерактивных мультимедийных материалов

Проприетарное ПО

Программное обеспечение, поставленное по результатам тендера СБППО [9]
Решаемая задача Наименование ПО
Конфигурация 1
(667 МГц, 256 Мб)
Конфигурация 2
(1500 МГц, 1024 Мб)
1 Операционная система Windows 2000
Windows XP
Windows Vista
2 Создание и редактирование текстов Microsoft Word 2003, 2007
3 Создание и редактирование электронных таблиц Microsoft Excel 2003, 2007
4 Создание и редактирование мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint 2003, 2007
5 Управление базами данных Microsoft Access 2003, 2007
6 вёрстка и подготовка публикаций Microsoft Publisher 2003, 2007
Adobe InDesign CS2.3
7 Создание и редактирование блок-схем Microsoft Visio 2007
8 Создание и редактирование интернет-приложений Microsoft FrontPage 2003
Microsoft SharePoint Designer 2007
Macromedia Dreamweaver 8
9 Управление электронной почтой и персональными контактами Microsoft Outlook 2003, 2007
10 Объектно-ориентированное программирование Microsoft Visual Studio 2005
Borland Developer Studio 2006
Borland Turbo Pascal 7
11 Электронный многоязычный словарь ABBYY Lingvo 12 Study Edition
12 Сжатие и архивирование файлов WinRAR
13 Оптическое распознавание документов ABBYY FineReader 8.0 Study Edition
14 Редактирование растровой графики Adobe Photoshop CS2.3, CS3
15 Редактирование векторной графики Adobe Illustrator CS2.3, CS3
CorelDRAW X3
16 Редактирование цифровых изображений Corel Paint Shop Pro PHOTO XI
17 Рисование и редактирование цифровой живописи Corel Painter Essentials 3
18 Монтаж аудиозаписей Adobe Soundbooth CS3
19 Монтаж видеозаписей Adobe Premiere Pro CS3
20 Защита от вирусов и других вредоносных программ, хакерских атак, спама Kaspersky Work Space Security
21 Управление общеобразовательным учреждением 1С:Управление школой
22 Исключение доступа учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания СКФ [10]
23 Создание и редактирование интерактивных мультимедийных материалов Adobe Flash CS3

Свободное ПО

В рамках открытого конкурса Ф-34 ведётся разработка многоплатформенного инструментального программного комплекса для организации учебного процесса и развития новых педагогических технологий с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). [22] По результатам работы в сентябре 2010 года доступен проигрыватель Linux. [23]

В рамках открытого конкурса (участвовало 6 компаний) Ф-153 ведётся разработка учебно-методических комплексов для административно-педагогических и педагогических работников общеобразовательных учреждений в области использования ПСПО в профессиональной деятельности для методистов и тьюторов. [24]

В рамках открытого конкурса НП-20 разработан прототип единого аппаратно-программного комплекса хранения, разработки, тестирования, распространения и поддержки ПО (репозиторий ПСПО). [25]

В рамках открытого конкурса НП-21 разработан комплекс свободного программного обеспечения для создания информационного пространства общеобразовательного учреждения [26] , в рамках которого разработана серверная операционная система, управляемая с помощью единого веб-интерфейса, а также «Руководство пользователя» и «Руководство системного программиста».

  • LDAP-сервер
  • FTP-сервер
  • Прокси-сервер
  • Samba-сервер
  • Сервер ИБП
  • DHCP-сервер
  • почтовый сервер с элементами анализа содержимого писем
  • СУБД с достаточными для функционирования платформы технологическими характеристиками
  • Веб-сервер с достаточными для функционирования платформы технологическими характеристиками
  • Локальный репозиторий ПСПО со средствами синхронизации с внешним репозиторием ПСПО в сети Интернет для обновления и доустановки пакетов ПСПО на компьютерах ОУ

Помимо работ, выполняемых в рамках госзаказа, ряд Linux-компаний реализуют собственные проекты:

Для поддержки процесса внедрения СПО среди учителей общеобразовательных учреждений РФ был проведён конкурс «Код свободы». [30] Работы победителей размещены в свободном доступе. [31]

Для продолжения проектов по внедрению СПО во второй половине 2009 года Федеральное агентство по образованию объявило открытый конкурс НП-12 про трём лотам:

  • развитие и модернизация пакета свободного программного обеспечения [32]
  • оказание услуг технической поддержки при внедрении и использовании СПО [33]
  • обучение внедрению и использованию СПО [34]

Американская средняя школа из Бэксли (штат Огайо) сообщила о переводе всех настольных ПК, работающих под управлением Windows ME, на Linux. [35]

В штате Индиана с 2006 года реализуется проект по использованию Linux на школьных компьютерах. [36]

Франция

Испания

Региональное правительство земли Эстремадура внедрило в своих учебных заведениях 80 000 компьютеров, работающих под управлением Linux. [37]

Швейцария

В рамках инициативы «Да здравствует свободное программное обеспечение!» (Long Live Free Software) 9 тысяч персональных компьютеров в швейцарских школах будут полностью переведены на Linux, ранее на всех этих машинах были установлены две операционные системы: Windows и Ubuntu Linux. [38]

Япония

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии планирует перевести школы на программное обеспечение с открытым исходным кодом. В 2004 году был поставлен эксперимент по замене Windows на Linux в учебном процессе, в целом признанный удачным. [39]

Государство поставило все школы России перед выбором: либо бесплатно получить и установить на своих компьютерах свободное программное обеспечение ( ПО) Linux , либо «по старинке» использовать Windows , ежегодно и за свой счет приобретая лицензии.

При этом известно , что на большинстве компьютеров в стране сегодня установлен Windows. Насколько правильно «прививать» детям Linux , который пока получил безоговорочное одобрение лишь у профессиональных программистов? И не придется ли школьникам потом вновь переучиваться , чтобы освоить Windows? На эту тему рассуждают эксперты.

Напомним также, что до конца января 2011 года во все школы Алтайского края планировалось поставить пакетов свободного программного обеспечения ( ПО), в том числе операционной системы Linux.

Николай Прянишников,
президент Microsoft в России:

Мы придерживаемся нейтральности и считаем , что в школах должны быть различные программные продукты , главное , чтобы они отвечали сегодняшним и завтрашним задачам образования.

Сколько стоит Windows

В базовый пакет пользовательского ПО Microsoft для школ входят:

  • операционная система Windows в редакции Professional;
  • пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • редактор схем и векторных изображений Visio;
  • среда разработки ПО Visual Studio;
  • набор клиентcких лицензий Core CAL ( Windows Server CAL , Exchange CAL , SharePoint CAL и System Center Configuration Manager CAL).

В Microsoft сообщили , что ориентировочная стоимость пакета составляет $ 8 ( 258 рублей) в год на один компьютер. В крае порядка 1,2 тыс. учебных заведений с 17 тыс. компьютеров. Покупка лицензий на все компьютеры ежегодно будет стоить около 4,4 млн. рублей. На техническую поддержку Linux и комплекты свободного ПО в этом году в крае будет потрачено 3 млн. рублей.

Алексей Свиридов,
руководитель отдела разработки программного обеспечения группы компаний «Ритейл Сервис»:

Идея перевода учебных заведений на свободное программное обеспечение , на мой взгляд , является правильной по нескольким причинам. Во-первых , это повысит компьютерную грамотность преподавателей и школьников. До сих пор есть очень много пользователей , считающих компьютер и Microsoft Windows единым целым. Я считаю Windows отличной операционной системой , но у людей должно быть понимание , что существуют разные по стоимости и набору решений конкретных задач операционные системы.

Наверняка для многих станет откровением , что Linux уже сейчас отлично подходит для большинства стандартных задач — выхода в Интернет , получения почты , проигрывания музыки и фильмов, редактирования текстов и таблиц. Причем эта ОС бесплатна. Работая с Linux , пользователь еще с детства может понять: если хватает возможностей бесплатной ОС , вовсе необязательно покупать или воровать Windows.

Во-вторых , внедрение бесплатного ПО может принести колоссальную экономию бюджетных средств при правильном подходе.

В-третьих , школы перестанут зависеть от одного поставщика ПО. Windows — это обычный продукт частной компании. Microsoft может распоряжаться его судьбой как угодно.

Например , в 2008 году компания Microsoft объявила о прекращении продаж Windows XP — наиболее распространенной сейчас версии. Теперь пользователь не может законно ее купить , даже если уверен, что ему этой ОС достаточно. И если он умеет работать только на Windows , то будет вынужден покупать Windows Vista , затем Windows 7 и так далее. В мире свободного ПО такое невозможно. Все свободное ПО любой версии можно использовать сколько угодно , как угодно и по своему усмотрению.

Безусловно , такие большие перемены не обойдутся для школ без проблем. Одна из них — отсутствие специализированного ПО , адаптированного под Linux. Я уверен , что многие производители софта могут создать его в кратчайшие сроки. Еще существует проблема обучения учителей , особенно старшего возраста. Но внедрять свободное ПО можно поэтапно.

Благополучной реализации этого проекта может помешать только наша российская действительность. Коррупция , бюрократия , безответственность , высокий уровень безграмотности могут свести на нет все благие начинания.

Алексей Шишкин,
отец двоих сыновей-школьников:

Лично я против того , чтобы школы переходили на использование ОС Linux. После школы дети поступают в университеты , потом устраиваются на работу. И если в университете еще может быть гибкий подход ( можно будет работать как на Linux , так и на Windows), то большинство работодателей сегодня используют именно Windows. А если базовые навыки работы на компьютере получены на Linux , то впоследствии перестроиться к работе в другой ОС будет сложно. У родителей далеко не всегда есть время чему-то учить своих детей , в том числе и изучать с ними компьютерные программы. Заниматься этим должна школа.

В школе , где учатся мои сыновья , нам пока не сообщали о том , что планируют переходить на использование Linux. Если школа предложит приобрести лицензию на Windows родителям , то вопрос в том , какую сумму попросят сдать.

Логично , что государство не хочет спонсировать иностранную компанию , производящую такой востребованный сегодня продукт , как операционная система. Но на образовании детей это , скорее всего, скажется не очень хорошо. Хотя кто знает , возможно , когда мои сыновья вырастут ( им сейчас 8 и 12 лет), уже большинство работодателей будут использовать Linux. К тому времени , не исключаю , появятся и специальные программы для этой ОС , аналоги тех , которые сегодня работают только на Windows.

Татьяна Бауэр,
директор средней школы № 2 ( село Алтайское):

Наша школа перешла на использование операционной системы Linux около трех лет назад по инициативе учителя информатики Дмитрия Коновалова , который на тот момент у нас работал.

Сегодня из 58 компьютеров , которые установлены в нашей школе , только 10 с операционной системой Windows. При переходе на Linux возникало много проблем. Некоторые из них не решены до сих пор. Не все диски с учебными материалами открываются на компьютерах с Linux. Библиотека и бухгалтерия вообще не могут работать на Linux , потому что их специализированные программы написаны под Windows. Аналогичная проблема и с интерактивными досками. Вариант покупки лицензии Windows за счет родителей мы не рассматривали , потому что уровень жизни в районе невысокий.

Учителя долго адаптировались к новой операционной системе. Я , например , до сих пор работаю на Windows , у меня нет времени искать , где находится та или иная функция на Linux. Но вообще , опыт нашей школы показывает , что переход на свободное программное обеспечение возможен. Многие учителя сейчас уже его освоили , несмотря на то что у каждого процесс привыкания проходил с разной скоростью. Дети, наоборот , адаптировались очень быстро. Информатика у нас преподается со второго класса , и у учеников проблем с освоением Linux не возникло. Возможно , в будущем им будет сложно привыкать к Windows , но делать это придется. Ведь большинство работодателей пользуются Windows , и не факт , что в этом смысле что-то изменится. Переобучение может лечь на плечи работодателя.

Опрос. А у вас компьютеры хорошие?

Ольга Сапожкова,
директор СОШ № 76 ( Барнаул):

Хорошие. У нас 39 компьютеров. Месяц назад мы перевели класс информатики на Linux. Этот предмет преподается с 6-го класса.

Галина Малько,
учитель информатики СОШ № 107:

Наши компьютеры вполне соответствуют тем задачам , которые на них решаются. Не все из них совсем новые. Но даже те , которые покупались в 2003 году ( их у нас 6 из 48), прошли обновление или , как говорят , ап-грэйд , и на них можно работать.

Арина Развалова,
ученица школы «Бригантина» ( Заринск):

Да , хорошие. Для проведения уроков информатики наш класс разделили на две группы. Мне повезло — я занимаюсь в кабинете , где компьютеры совсем новые.

Маша Рудакова,
ученица школы № 2 ( Смолен­ский район):

У нас очень хорошие компьютеры. Я учусь в седьмом классе , и информатики у нас еще нет. Но нам все равно разрешают работать на компьютерах , когда это необходимо.

Сегодня хочу рассмотреть операционную систему «Альт Образование» 9.2. Отечественная альтернатива дорогим зарубежным платформам.

Зачем осваивать российскую операционку?

Работать с российской ОС придется всем, причем довольно скоро. Я это знаю по собственному опыту и рассказам админов, с которым общаюсь на профессиональных форумах и в реале. Переход на отечественные операционки на основе ядра Linux идет по всей стране. Уже есть организации, где не осталось ни одного компьютера с Windows. До 2024 года должны перейти все, кто относятся к критической информационной инфраструктуре, – а это нефтегаз, энергетика, транспорт, медицина, банки. Есть законопроект Минпросвещения и Минцифры о переходе школ на российское ПО, его должны принять до конца 2021 года. В общем, знакомиться с российской ОС надо. Есть смысл сделать это заранее.

Российская операционная система – «Альт Образование» 9.2 Российская операционная система – «Альт Образование» 9.2

Начать решил с ОС «Альт Образование» 9.2. Для простых людей она совершенно бесплатна – скачал, установил и используй. Потом пришел из дома на работу или туда, где учишься, – и не надо приспосабливаться к новому софту, уже знаешь, где на что нажимать.

Кратко о главном

«Альт Образование» не требовательна ни к процессору, ни к ОЗУ, ни к уровню ИТ-подготовки пользователя. Разрабатывается российской командой профессионалов, которые участвуют в международных проектах. Бесплатна для домашнего использования. Станет работать на ПК практически с любым процессором: Intel, «Байкал» и «Эльбрус», на одноплатниках Raspberry Pi 4. С ней совместимо много софта, который активно используют организации: 1С, антивирусы, средства видеосвязи и другие.

Детсад, школа и вуз

Установка операционной системы стандартная. Прошла гладко. Ничего нового для пользователей, которые когда-либо ставили ОС. Утилита установки предложит выбрать город, который соответствует часовому поясу.

Необходимо также создать пароль администратора, учетную запись и пароль пользователя.

Нужно определить, для какого образования станет применяться ОС: дошкольного, начального, профессионального, высшего. От выбора пользователя зависит набор ПО.

Почему образ «Альт Образование» 9.2 такой большой

Объем установочного образа более 7 Гбайт. В процессе установки поставит и дополнительное ПО. Причина в большом наборе полезных базовых, специализированных и обучающих программ.

Работает на компьютере с бюджетным процессором быстрее Windows 10 и Linux Mint.

Рабочий стол

Рабочий стол лаконичен. Единственный значок «О системе» располагается в верхнем левом углу. Какие значки вынести дополнительно, решает пользователь.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

  • программное обеспечение
  • документ
  • рабочий стол
  • указатель мыши
  • меню
  • окно

Программы и документы

Чтобы компьютер мог работать, ему необходимы наборы инструкций — программы. Совокупность всех программ составляет программное обеспечение компьютера.

Обязательная часть программного обеспечения — операционная система (ОС). ОС — это особый пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером.

В настоящее время наиболее распространёнными ОС являются Windows, MacOS и Linux (рис. 7).


Рис. 7

Выясните, какая операционная система установлена на компьютерах, к которым вы имеете доступ в школе или дома.

Конкретные задания (ввод текста, рисование, вычисления и другие) выполняются на компьютере с помощью прикладных программ, или приложений — текстовых редакторов, графических редакторов, редакторов презентаций и т. д. При этом создаются документы — картинки, письма, приглашения, доклады и т. д.

Рабочий стол

Дома у каждого из вас есть рабочий стол. Там вы готовите домашние задания, рисуете, клеите. На своём рабочем столе вы располагаете необходимые для работы учебники, тетради, ручки, карандаши, линейку, ножницы.

Изображение на экране монитора готового к работе компьютера также называется рабочим столом. Рабочий стол может быть однотонным, содержать рисунок или фотографию.

На рабочем столе могут размещаться небольшие картинки — значки. Они обеспечивают быстрый доступ к объектам — различным устройствам и программам компьютера, а также текстам, рисункам и другим документам, созданным с помощью компьютерных программ.

На рис. 8 представлен вид рабочего стола в ОС Windows 7.


Рис. 8

Значок Компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера. В Корзину отправляется «мусор» — всё то, что уже не нужно хранить в памяти компьютера.

На рабочем столе можно раскрывать окна работающих программ.

Как правило, в нижней части рабочего стола располагается панель задач. На ней размещается кнопка Пуск. Кроме того, на панели задач отображается в виде кнопки каждая работающая программа.

Сравните вид рабочего стола на рис. 8 и рабочего стола на компьютере, к которому вы имеете доступ в школе или дома. Найдите общее и укажите различия.

Управление компьютером с помощью мыши

Для работы с программами и устройствами компьютера используются различные графические элементы управления, на которые можно воздействовать с помощью мыши.

Как правило, у мыши две кнопки — левая и правая. Указательный палец у правши располагается на левой кнопке, потому что она является основной. Если с мышью работает левша, функции правой и левой кнопок можно поменять.

Образом мыши на экране является указатель мыши. Обычно он имеет форму стрелки, хотя иногда его форма может быть и другой. На рисунке 9 приведены примеры форм указателя мыши.


Рис. 9

Если, например, указатель имеет форму маленьких песочных часов, это означает, что компьютер занят выполнением какой-то операции.

Если указатель мыши принимает вид перечёркнутого круга, это означает, что выполняемая операция в этом случае невозможна. Подумайте, не встречался ли вам подобный знак в другой ситуации.

Движение указателя по экрану соответствует движению мыши по коврику. Чтобы «нажать» нарисованную кнопку, следует навести на неё указатель, а потом щёлкнуть левой кнопкой мыши — быстро её нажать и отпустить. В момент щелчка в компьютер передаётся информация.

Для того чтобы успешно управлять экранными объектами, нужно уметь выполнять следующие действия с мышью:

  • перемещение указателя мыши;
  • щелчок левой кнопкой мыши;
  • щелчок правой кнопкой мыши;
  • двойной щелчок (два быстрых последовательных щелчка);
  • перетаскивание объекта с помощью мыши (перемещение мыши при нажатой левой кнопке).

Если в дальнейшем не будет сказано, какой кнопкой надо выполнить щелчок, речь будет идти о левой кнопке. Если надо использовать правую кнопку, то будем указывать это особо.

О том, какими были первые компьютерные мыши, как они работают, рассказано в материалах электронного приложения к учебнику.

Главное меню. Запуск программ

Очень удобно управлять компьютером, выбирая нужную команду из заранее заготовленных вариантов — меню. Вам, конечно, знакомо это слово. Меню (перечень всех блюд) ежедневно вывешивается в школьной столовой. Программа телепередач, театральная афиша, оглавление книги — всё это разновидности меню.

Компьютерные меню состоят из команд, которые можно выбирать.

Щелчком на кнопке Пуск (меню Пуск) пользователь даёт команду компьютеру открыть главное меню. На рисунке 10 представлен вид главного меню в ОС Windows 7.


Рис. 10

Для выбора пункта меню следует подвести к этому пункту указатель мыши и щёлкнуть левой кнопкой.

Важный пункт главного меню — Все программы. Щёлкнув на нём мышью, можно увидеть названия программ, установленных на вашем компьютере. Обратите внимание на группу программ Стандартные. Там находятся простейший текстовый редактор Блокнот, графический редактор Paint, текстовый редактор WordPad.

Сравните вид главного меню на рисунке и главного меню на компьютере, к которому вы имеете доступ в школе или дома. Найдите общее и укажите различия.

Чтобы запустить программу, необходимо щёлкнуть на её названии — на рабочем столе откроется окно программы (рис. 11).


Рис. 11

Что можно выбрать в компьютерном меню

Различают (по способу перехода к ним) раскрывающиеся и контекстные меню.

Чтобы открыть раскрывающееся меню, щёлкают на его названии в строке меню. Контекстное (всплывающее) меню какого-либо объекта вызывается щелчком правой кнопкой мыши на этом объекте.

Любое меню содержит список команд, которые можно дать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши. Пункт меню, изображённый серым цветом, недоступен. Если на нём щёлкнуть, ничего не произойдёт.

Рядом с некоторыми пунктами меню имеются дополнительные символы.

Чёрный треугольник-стрелка означает, что данный пункт открывает вход в следующее меню.

Многоточие после пункта означает, что перед выполнением команды у пользователя будет запрошена дополнительная информация.

Флажок («галочка»), стоящий перед пунктом меню, означает, что этот пункт уже выбран (включён). Щелчок на нём позволяет его отключить.

Некоторые пункты меню кроме названия команды содержат обозначения клавиатурных комбинаций. Это означает, что данный пункт можно вызвать не только мышью, но и одновременным нажатием указанных клавиш клавиатуры.

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается диалоговое окно (рис. 12). Оно позволяет передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, вкладок, кнопок и др.

Поле ввода. В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры. Чтобы начать ввод, надо щёлкнуть в поле кнопкой мыши и после того, как в поле появится курсор в виде вертикальной черты, начать набор. По окончании набора надо нажать клавишу Enter,

Список. Это перечень значений, из которых следует выбрать одно нужное. Элемент списка выбирается щелчком на нём. Длинный список имеет полосу прокрутки.


Рис. 12

Раскрывающийся список. Такой список открывается щелчком на раскрывающей кнопке.

Переключатель. Он устанавливается или снимается щелчком мышью. При его включении в центре кружка появляется чёрная точка. Включение другого переключателя выключает первый.

Флажок. Он устанавливается или снимается щелчком мышью. Установленный флажок отмечен «галочкой».

Вкладки. Иногда элементов управления бывает так много, что они не помещаются в диалоговом окне. Такие диалоговые окна делят на разделы, называемые вкладками. Каждую вкладку можно рассматривать как отдельную страницу диалогового окна.

Командные кнопки. Все диалоговые окна содержат кнопки. Часто на кнопках написаны команды, например Сохранить или Открыть. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть.

Наиболее часто встречаются командные кнопки ОК и Отмена. Закончив настройку элементов управления диалогового окна, можно щелчком на кнопке ОК дать компьютеру команду ввести в действие сделанные изменения. Для закрытия диалогового окна без внесения выполненных изменений служит командная кнопка Отмена.

Самое главное

Программное обеспечение — это совокупность всех программ компьютера.

Прикладные программы (приложения) — это программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания: ввод текста, рисование, вычисления и другие.

Рабочий стол — это изображение на экране монитора готового к работе компьютера.

На рабочем столе размещаются небольшие картинки — значки, обеспечивающие быстрый доступ к объектам — различным устройствам и программам компьютера, а также текстам, рисункам и другим документам.

Работающая программа занимает на рабочем столе прямоугольную область, которая называется окном. Основными элементами окна являются: строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающая кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамка окна.

Взаимодействие пользователя с программами и устройствами компьютера может осуществляться с помощью мыши. Образом мыши на экране является указатель мыши.

Управлять компьютером можно, выбирая нужную команду из заранее заготовленных вариантов — меню.

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается диалоговое окно. Оно позволяет передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью следующих элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, вкладок, кнопок.

Читайте также: