Какая переменная командного интерпретатора отвечает за имя компьютера

Обновлено: 06.07.2024

По умолчанию команды пакетного файла перед исполнением выводятся на экран, что выглядит не очень эстетично. С помощью команды ECHO OFF можно отключить дублирование команд, идущих после нее (сама команда ECHO OFF при этом все же дублируется). Например,

Для восстановления режима дублирования используется команда ECHO ON. Кроме этого, можно отключить дублирование любой отдельной строки в командном файле, написав в начале этой строки символ @, например:

Таким образом, если поставить в самое начало файла команду

то это решит все проблемы с дублированием команд.

Команда ECHO. (точка должна следовать непосредственно за словом "ECHO") выводит на экран пустую строку.

С помощью такого метода можно, скажем, заполнять файлы-протоколы с отчетом о произведенных действиях. Например:

Использование параметров командной строки

При запуске пакетных файлов в командной строке можно указывать произвольное число параметров, значения которых можно использовать внутри файла. Это позволяет, например, применять один и тот же командный файл для выполнения команд с различными параметрами.

Для доступа из командного файла к параметрам командной строки применяются символы %0, %1, …, %9 или %*. При этом вместо %0 подставляется имя выполняемого пакетного файла, вместо %1, %2, …, %9 — значения первых девяти параметров командной строки соответственно, а вместо %* — все аргументы. Если в командной строке при вызове пакетного файла задано меньше девяти параметров, то "лишние" переменные из %1 – %9 замещаются пустыми строками. Рассмотрим следующий пример. Пусть имеется командный файл copier.bat следующего содержания:

Если запустить его из командной строки с двумя параметрами, например

и произойдет копирование каталога C:\Programs со всеми его подкаталогами в D:\Backup.

При необходимости можно использовать более девяти параметров командной строки. Это достигается с помощью команды SHIFT, которая изменяет значения замещаемых параметров с %0 по %9, копируя каждый параметр в предыдущий, то есть значение %1 копируется в %0, значение %2 – в %1 и т.д. Замещаемому параметру %9 присваивается значение параметра, следующего в командной строке за старым значением %9. Если же такой параметр не задан, то новое значение %9 — пустая строка.

Рассмотрим пример. Пусть командный файл my.bat вызван из командной строки следующим образом:

Тогда %0=my.bat, %1=p1, %2=p2, %3=p3, параметры %4 – %9 являются пустыми строками. После выполнения команды SHIFT значения замещаемых параметров изменятся следующим образом: %0=p1, %1=p2, %2=p3, параметры %3 – %9 – пустые строки.

При включении расширенной обработки команд SHIFT поддерживает ключ /n, задающий начало сдвига параметров с номера n, где n может быть числом от 0 до 9.
Например, в следующей команде:

параметр %2 заменяется на %3, %3 на %4 и т.д., а параметры %0 и %1 остаются без изменений.

Команда, обратная SHIFT (обратный сдвиг), отсутствует. После выполнения SHIFT уже нельзя восстановить параметр (%0), который был первым перед сдвигом. Если в командной строке задано больше десяти параметров, то команду SHIFT можно использовать несколько раз.
В командных файлах имеются некоторые возможности синтаксического анализа заменяемых параметров. Для параметра с номером n (%n) допустимы синтаксические конструкции (операторы), представленные в следующей таблице:

Shell: что это такое и зачем он нужен

Интерпретатор командной строки, или shell (shell -- оболочка) -- эта та программа, которая принимает команды от пользователя и исполняет их.

  • Взаимодействие с пользователем (редактирование командной строки, история команд и т.д.).
  • Обработка (расширение) шаблонов имен (" * ", " ? " и т.д.).
  • Перенаправление ввода/вывода команд.
  • Управление заданиями.

Кроме того, shell -- это специализированный язык программирования, в котором есть переменные, конструкции while, if, for и т.д., функции и много чего еще. Он позволяет писать как несложные сценарии для автоматизации повседневных задач, так и довольно сложные программы (например, запуск и останов большинства Unix'ов производятся сценариями на языке shell).

Хотя работа непосредственно в командной строке (а не в оболочке типа NortonCommander или какой-нибудь оконной) на первый взгляд не столь удобна, она обеспечивает более удобный доступ к таким функциям, как перенаправление ввода/вывода и управление заданиями -- оболочки типа Midnight Commander в этом случае будут только мешать.

Shell -- это не одна конкретная программа. Исторически существует несколько подвидов оболочек; "генеалогическое древо" представлено на Рис.1.

Рис.1: семейство
интерпретаторов командной строки

Не вдаваясь в подробности истории (краткое описание можно найти в разделе 3.10 книги "Unix: универсальная среда программирования" Кернигана и Пайка), стоит лишь заметить, что csh и tcsh не в полной мере реализуют командный язык sh, а zsh, являясь самой последней разработкой, умеет все, что и любой другой подвид, и плюс много чего еще.

Кроме того, поскольку командный интерпретатор имеет десятки параметров для настройки, не следует удивляться, увидев, что некая знакомая оболочка на другом компьютере выглядит и ведет себя по другому.

Изложение в данном разделе основано на zsh (которая и используется на практических занятиях), но большая часть описанного верно и для других оболочек.

Совет
Совет: чтобы узнать, какой используется shell, надо выполнить команду

Перенаправление ввода/вывода file", "less file" 2. "cp src1 src2 dst" -- ошибка, "cat src1 src2 >dst" -- ok 3. "cat src >>dst" 4. "ls -l | less" 5. "sort log" -- ? : stderr! "ls -l >log 2>errlog", 2>/dev/null, 2>&1 7. zsh: "ls >file1 >file2" ---- 1.5 "ls -l >file" -- "file" войдет в список от ls! -->

Представим себе ситуацию: хочется посмотреть листинг директории /bin (в которой лежат многие программы). Выполняем команду " ls -l /bin " и. Результат в экран не помещается. А ведь бывают директории еще большего объема. Что делать?

Большинство команд выводят информацию на терминал, а некоторые (например, текстовый редактор) вводят данные с терминала. В Unix есть почти универсальное правило: терминал может быть заменен для ввода, вывода или и того, и другого, на файл .

Так, чтобы сохранить вывод нашей команды в файл, надо написать:

При этом весь вывод команды ls будет вместо терминала отправлен в файл. Символ " > " означает, что выходной поток должен быть помещен в указанный далее файл, а не выведен на терминал. Если в файле что-то было, то старое содержимое будет стерто.

Получив таким образом список файлов, его можно просмотреть командой less .

Еще один пример: можно слить содержимое нескольких файлов в один файл, "перехватив" выходной поток команды cat и отправив его в файл:

Сделать то же самое при помощи команды cp нельзя:

Символ " >> " действует подобно " > ", но указывает на необходимость добавить выходной поток к концу файла, вместо того, чтобы стереть старое содержимое. Например:

Первая команда cat скопирует содержимое file1 в all , а вторая -- допишет к нему содержимое file2 и file3 .

Использование " >> " очень удобно, если есть некий "долгоживущий" файл (например, протокол каких-то действий или результатов), к которому иногда надо дописывать данные в конец. Просто указать " >> " с какой-нибудь командой обычно намного быстрее, чем загружать файл в текстовый редактор и что-то дописывать.

Теперь вернемся к нашему первому примеру: как посмотреть листинг большой директории. Мы отправили вывод команды ls в файл, а потом запустили less для его просмотра. Сам же временный файл не имеет никакого смысла -- потом он больше не нужен.

Можно обойтись без временного файла, воспользовавшись конвейером:

Большинство команд, выдающих информацию из файла на экран ( cat, more, less ) устроены так, что они будут читать входной поток, если не указан никакой файл -- вот почему less показывает то, что ему "пришло" от ls .

Замечание
В отличие от Dos, где тоже поддерживаются операторы перенаправления ввода/вывода, в Unix команды в конвейере запускаются одновременно, и данные передаются через программный канал (это специальное средство, предоставляемое ядром Unix) сразу от одной программы к другой, а не через скрытый временный файл.

Можно заставить команду читать вместо терминала не только выходной поток другой команды, но и обычный файл. Это делается при помощи оператора " < ", который указывает, что вместо терминала надо брать входной поток из указанного далее файла. Пример (команда " sort " построчно сортирует входные данные):

Что будет, если мы попросим ls показать файлы, которых нет?

Файлы которые есть, ls покажет, а про остальные скажет, что их нет. А теперь перенаправим вывод ls в файл:

В чем же дело?! Казалось бы, на экране ничего не должно появиться.

Замечание
Такое перенаправление потока stderr невозможно в оболочках csh и tcsh -- в них для этого используется другой, более запутанный синтаксис.

Этот способ работает и тогда, когда стандартный вывод отправляется по конвейеру другой программе.

Подробную информацию на эту тему можно найти в info-документации на zsh , набрав команду " info zsh redirection ".

Часто возникает задача: надо найти, в каком файле встречается некое слово или фраза. Для этого служит команда " grep ". Она ищет "образец" в указанных файлах (или в стандартном вводе, если файлы не указаны) и печатает все строки, на которых он встречается. Пример (найти строку " no "):

Каждая строка предваряется именем файла, в котором она найдена, и двоеточием; если указан только один файл (или стандартный ввод), то этого не делается -- просто печатается найденная строка.

С ключом " -i " grep ищет, не различая маленькие/заглавные буквы:

  • " . " означает "любой символ".
  • " * " -- любое количество повторений (0 и больше) предшествующего символа.
  • "^" -- начало строки.
  • "$" -- конец строки.
  • Специальное значение имеют также символы ? , [ , ] , < , >, | , + , \ .

Поскольку большинство этих символов имеют специальное значение и для оболочки, то образец следует указывать в одинарных кавычках (прямых апострофах).

Пример (найти все символьные линки в директории /etc):

Здесь используется то, что для символьных линков ls первым символом строки (тип файла) выводит букву " l ".

Вообще говоря, в конвейере может участвовать сколько угодно команд. Так, команда

делает почти то же, что и в предыдущем примере, но отбирает только те директории, в имени которых есть "lib".

Совет
Команда grep -- одна из самых полезных и частоиспользуемых в Unix. Она столь же важна для нахождения файлов с нужным содержимым, как ls -- для нахождения файлов с нужным именем. Поэтому стоит хорошо освоить grep -- умелое владение ей позволяет сэкономить массу времени и сил. Кроме того, регулярные выражения широко используются во многих других программах.
(Не стоит пытаться понять, откуда такое странное название -- это длинная история.) -->

Фоновое исполнение задач

Часто бывает нужно запустить "долгоиграющую" программу, которая все равно пишет данные только в файл (например, какие-либо вычисления), или графическое приложение, которое не пользуется окном терминала. Но ведь пока программа запущена, терминал "принадлежит" ей, и им больше ни для чего нельзя пользоваться!

Unix позволяет запускать задачи в "фоновом режиме": если в конце командной строки указать символ " & ", то после запуска команды терминал можно продолжать использовать для ввода других команд.

Пример (запустить графический калькулятор):

В квадратных скобках shell печатает номер задания, а за ним -- номер процесса (об этом подробнее в следующем разделе).

Таким образом можно запустить в фоновом режиме несколько задач -- например, калькулятор, текстовый редактор и "снежную зиму":

Посмотреть список запущенных задач можно командой " jobs ":

(Символы "+" и "-" означают "последняя запущенная задача" и "предпоследняя").

Если у программы не предусмотрено способа завершить исполнение, то ее можно "убить" командой " kill ":

Символ процента и следующий за ним номер являются ссылкой на конкретное задание.

Если задача случайно запущена без символа " & ", то ее можно или завершить комбинацией клавиш Ctrl+C и потом запустить правильно, или "заморозить", нажав Ctrl+Z , а потом перевести в фоновый режим командой " bg " (сокращение от BackGround):

Бывает и обратное: случайно интерактивная программа (например, текстовый редактор) запущена в фоновом режиме. Интерактивные программы при этом автоматически "замораживаются" (потому, что они пытаются читать с терминала, который ей "не принадлежит"). Перевести их в "основной режим" можно командой " fg " (сокращение от ForeGround):

Замечание
Если командам bg и fg не указывать задачу, то они работают с последней запущенной -- той, что помечена символом "+".

Если попробовать набрать " exit " для выхода из системы (или из окна терминала) при исполняющихся в фоновом режиме задачах, то zsh не позволит выйти:

Повторная команда " exit " все же будет выполнена, но zsh постарается завершить фоновые задачи:

Чтобы zsh не считал своей обязанностью "убитие" фоновых задач при выходе, можно заставить его забыть про них:

Замечание
Другие оболочки (bash и tcsh) менее "заботливы", и завершают работу по первой же команде exit , оставляя фоновые задачи "беспризорными".

Чтобы запустить фоновую задачу и заставить zsh сразу же забыть про нее, надо набрать всю команду (включая " & ") в круглых скобках:

Допустим, запустив задачу в фоновом режиме, пользователь выходит из системы, оставляя задачу работать дальше. Хорошо, если это была графическая программа -- у нее почти наверняка будет хотя бы команда "Выход". А если нет, если это какая-либо счетная задача?

В этом случае придется воспользоваться средствами более низкого (системного) уровня -- управлением процессами.

Здесь следует сразу понять разницу. Задача (job) -- это одна или несколько программ (например, конвейер), запущенных из оболочки, которыми можно управлять при помощи команд оболочки jobs , bg , fg и kill . Процесс (process) -- это любая программа, запущенная любым способом (из оболочки; другой программой -- например, из графического меню; самой операционной системой при запуске и т.д.).

Для просмотра списка процессов служит команда " ps ". У нее есть довольно много ключей, которые к тому же различаются в BSD и SystemV. Поэтому здесь приведем лишь несколько наиболее часто встречающихся вариантов ее использования. В основном изложение относится к BSD-версии команды ps (в том числе и Linux), эквиваленты для SysV-версии (Solaris, IRIX) приведены отдельно.

Команда ps без параметров выводит список почти всех процессов, принадлежащих запустившему ее пользователю.

Из всей информации, что выдает ps , для нас пока интересны поля PID и COMMAND.

PID (Process IDentifier) -- это число, уникальное для каждого процесса, которое используется, например, для того, чтобы приостановить или завершить его исполнение. COMMAND -- название программы и ее параметры.

"Почти" -- потому, что в список не включаются процессы "без терминала", т.е. те, которые запущены в фоновом режиме, а окно, из которого это было сделано, потом было закрыто. Чтобы эти процессы также отображались, надо указать ключ " -x "; в поле TTY у них стоит " ? ".

Ключ " -a " показывает процессы всех пользователей, а не только запустившего ps.

Ключ " -u " выдает более полную информацию о каждом процессе -- потребление процессорного времени, памяти, время запуска.

Ключ " -f " выдает список процессов "со связями", позволяя понять, какой из процессов является чьим "родителем" и чьим "потомком".

Следует заметить, что в получившийся список может попасть и сам grep -- в его командной строке тоже присутствует искомое слово, а поскольку ps и grep исполняются параллельно (а может и не попасть, в случае если команда ps отработает раньше, чем запустится grep ).

Замечание
Команда ps в последних версиях Linux при указании любых ключей выдает предупреждение типа

На это надо просто не обращать внимания -- просто команда ps сейчас находится в процессе переделки со стандарта BSD на стандарт Unix98, и это предупреждение -- следствие попытки обеспечить совместимость.
  • " ps " без параметров выводит список процессов, запущенных в данной сессии (т.е. в том же окне, что и ps).
  • " ps -u пользователь " выводит список всех процессов указанного пользователя.
  • " ps -e " показывает все процессы (аналог " ps -a " в BSD)
  • " ps -f " показывает более полную информацию (аналог " ps -u " в BSD)

Команде kill можно указывать не только номер задания, но и PID. Так, команда " kill 1206 " пошлет команду завершения процессу с номером 1206. Стоит напомнить, что при запуске задач оболочка кроме номера задания печатает также PID соответствующего процесса (или процессов, в случае конвейера):

Вообще говоря, " kill " не завершает процесс, а посылает ему сигнал . Процесс же, получив сигнал, может завершиться, а может и предпринять какое-либо другое действие, например, проигнорировать сигнал.

Есть несколько десятков сигналов, каждый из которых имеет свой смысл. Каждый сигнал имеет как имя, так и номер, но, поскольку номера разные в разных Unix'ах, то лучше использовать имена. Чтобы указать kill , какой сигнал послать, надо указать его имя (или номер), предваренное дефисом:

Вот список самых часто употребляемых сигналов:

СигналНазначение
TERMTERMinate -- завершить работу.
Используется командой kill по умолчанию
INT INTerrupt.
Посылается при нажатии пользователем Ctrl+C
STOP"замерзнуть"
CONTCONTinue -- "размерзнуть"
HUP HangUP -- "повесить трубку".
Посылается при выходе пользователя из системы программам, запущенным в этой же сессии
KILL"умереть"

Сигналы TERM, INT, HUP и KILL обычно приводят к завершению работы программы. Разница между ними в том, в каких случаях они посылаются и в том, что одни сигналы программа перехватывает, а другие -- нет.

Сигнал KILL программа перехватить не может, поэтому если она не реагирует больше ни на что, то остается использовать его. Номер KILL во всех Unix'ах -- 9, поэтому его часто указывают по номеру, а не по имени -- " kill -9 ". Сигнал KILL следует использовать только в крайних случаях, когда ничто другое не помогает. Дело в том, что перехватив, к примеру, сигнал TERM, программа может корректно завершить работу, при надобности сохранив данные в файлы и восстановив правильное состояние терминала, а KILL не дает ей такой возможности.

Вообще говоря, большая часть функций по управлению заданиями реализуется при помощи сигналов. Так, послав программе сигнал STOP, получим тот же эффект, что и при нажатии Ctrl+Z .

В большинстве современных Unix'ов есть возможность послать сигнал процессу, указав его не по номеру, а по имени программы. Для этого служит команда " killall " -- она посылает сигнал всем процессам с указанным именем. Пример:

Не стоит ей злоупотреблять -- эта команда мало того, что "убивает" все процессы с таким именем, она пытается "убить" даже процессы с таким именем у других пользователей (чего ей Unix, естественно, не позволяет сделать).

В большинстве современных клонов Unix есть программа, позволяющая оперативно отслеживать, какие процессы запущены в системе и какие из них потребляют больше всего процессорного времени. Эта программа называется " top ".

top показывает процессы по убыванию "потребления" процессора. ("top" -- верхушка, вверху показываются те процессы, которые потребляют больше). К сожалению, как видно из приведенного примера, сам top также потребляет немало -- на старых компьютерах типа 486 он иногда пожирал больше 10%.

Где брать информацию про shell

Поскольку команды jobs , bg и fg -- это внутренние команды оболочки, то их описание следует искать в описании оболочки. Информация про перенаправление ввода/вывода имеется там же.

Для оболочек bash и tcsh лучше всего смотреть man-страницы. Для zsh -- info-документацию:

Как и в большинстве интерактивных систем, традиционный интерфейс с пользователем ОС UNIX основан на использовании командных языков. Выражаясь несколько тавтологично, можно сказать, что командный язык - это язык, на котором пользователь взаимодействует с системой в интерактивном режиме. Такой язык называется командным, поскольку каждую строку, вводимую с терминала и отправляемую системе, можно рассматривать как команду пользователя по отношению к системе. Одним из достижений ОС UNIX является то, что командные языки этой операционной системы являются хорошо определенными (не очень хороший русский термин, соответствующий совершенно однозначному английскому термину well-defined) и содержат много средств, приближающих их к языкам программирования.

Если рассматривать категорию командных языков с точки зрения общего направления языков взаимодействия человека с компьютером, то они, естественно, относятся к семейству интерпретируемых языков. Коротко охарактеризуем разницу между компилируемыми и интерпретируемыми компьютерными языками. Язык называется компилируемым, если требует, чтобы любая законченная конструкция языка была настолько замкнутой, чтобы обеспечивала возможность изолированной обработки без потребности привлечения дополнительных языковых конструкций. В противном случае понимание языковой конструкции не гарантируется. Житейским примером компилируемого языка является литературный русский язык. Ни один литературный редактор не примет от вас незаконченное сочинение, в котором имеются ссылки на еще не написанные части. Процесс компиляции (литературного редактирования в нашем примере) требует замкнутости языковых конструкций.

Основным преимуществом интерпретируемых языков является то, что в случае их использования программа пишется "инкрементально" (в пошаговом режиме), т.е. человек принимает решение о своем следующем шаге в зависимости от реакции системы на предыдущий шаг. В принципе, предпочтение компилируемых или интерпретируемых языков является предметом личного вкуса конкретного индивидуума (нам известны крупные авторитеты в области программирования - например, Д.Б. Подшивалов,- которые абсолютно уверены, что любая хорошая программа должна быть сначала написана на бумаге и отлажена за столом).

Особенностью командных языков является то, что в большинстве случаев они не используются для программирования в обычном смысле этого слова, хотя на развитом командном языке можно написать любую программу. По нашему мнению, правильным стилем использования командного языка является его применение в основном для непосредственного взаимодействия с системой с привлечением возможностей составления командных файлов (скриптов или сценариев в терминологии ОС UNIX) для экономии повторяющихся рутинных процедур.

Программы, предназначенные для обработки конструкций командных языков, называются командными интерпретаторами. В отличие от компилируемых языков программирования (таких, как Си или Паскаль), для каждого из которых обычно существует много различных компиляторов, командный язык, как правило, неразрывно связан с соответствующим интерпретатором. Когда ниже мы будем говорить о различных представителях командных языков ОС UNIX, относящихся к семейству shell, то каждый раз под одноименным названием мы будем подразумевать и соответствующий интерпретатор.

Общая характеристика командных языков

В этом пункте и далее в данном разделе мы будем более конкретно говорить о командных языках семейства shell. Основное назначение этих языков (их разновидностей существует достаточно много, но мы рассмотрим только три наиболее распространенные варианта - Bourne-shell, C-shell и Korn-shell) состоит в том, чтобы предоставить пользователям удобные средства взаимодействия с системой. Что это означает? Языки не даром называются командными. Они предназначены для того, чтобы дать пользователю возможность выполнять команды, предназначенные для исполнения некоторых действий операционной системы. Существует два вида команд.

Собственные команды shell (такие как cd, echo, exec и т.д.) выполняются непосредственно интерпретатором, т.е. их семантика встроена в соответствующий язык. Имена других команд на самом деле являются именами файлов, содержащих выполняемые программы. В случае вызова такой команды интерпретатор командного языка с использованием соответствующих системных вызовов запускает параллельный процесс, в котором выполняется нужная программа. Конечно, смысл действия подобных команд является достаточно условным, поскольку зависит от конкретного наполнения внешних файлов. Тем не менее, в описании каждого языка содержатся и характеристики "внешних команд" (например, find, grep, cc и т.д.) в расчете на то, что здравомыслящие пользователи (и их администраторы) не будут изменять содержимое соответствующих файлов.

Существенным компонентом командного языка являются средства, позволяющие разнообразными способами комбинировать простые команды, образуя на их основе составные команды. В семействе языков shell возможны следующие средства комбинирования. В одной командной строке (важный термин, означающий единицу информационного взаимодействия с командным интерпретатором) можно указать список команд, которые должны выполняться последовательно, или список команд, которые должны выполняться "параллельно" (т.е. независимо одна от другой).

Что обеспечивает такая дисциплина работы? Прежде всего возможность создания программ, "нейтральных" по отношению к источнику своих вводных данных и назначению своих выводных данных. Собственно, на этом и основаны принципы перенаправления ввода/вывода и организации конвейера команд. Все очень просто. Если вы пишете в командной строке конструкцию

com1 par1, par2, . parn > file_name ,

то это означает, что для стандартного вывода команды com1 будет использоваться файл с именем file_name. Если вы пишете

file_name < com1 par1, par2, . parn ,

то команда com1 будет использовать файл с именем file_name в качестве источника своего стандартного ввода. Если же вы пишете

com1 par1, par2, . parn | com2 par1, par2, . parm ,

то в качестве стандартного ввода команды com2 будет использоваться стандартный вывод команды com1. (Конечно, при организации такого рода "конвейеров" используются программные каналы, см. п. 3.4.4.)

Конвейер представляет собой простое, но исключительно мощное средство языков семейства shell, поскольку позволяет во время работы динамически создавать "комбинированные" команды. Например, указание в одной командной строке последовательности связанных конвейером команд

приведет к тому, что подробное содержимое текущего каталога будет отсортировано по именам файлов в обратном порядке и выдано на экран терминала. Если бы не было возможности комбинирования команд, до для достижения такой возможности потребовалось бы внедрение в программу ls возможностей сортировки.

Последнее, что нам следует обсудить в этом пункте, это существо команд семейства языков shell. Различаются три вида команд. Первая разновидность состоит из команд, встроенных в командный интерпретатор, т.е. составляющих часть его программного кода. Эти команды предопределены в командном языке, и их невозможно изменить без переделки интерпретатора. Команды второго вида - это выполняемые программы ОС UNIX. Обычно они пишутся на языке Си по определенным правилам (см. п. 5.2.1). Такие команды включают стандартные утилиты ОС UNIX, состав которых может быть расширен любым пользователем (если, конечно, он еще способен программировать). Наконец, команды третьего вида (так называемые скрипты языка shell) пишутся на самом языке shell. Это то, что традиционно называлось командным файлом, поскольку на самом деле представляет собой отдельный файл, содержащий последовательность строк в синтаксисе командного языка.

Базовые возможности семейства командных интерпретаторов

Здесь под командным интерпретатором мы будем понимать не соответствующую программу, а отдельный сеанс ее выполнения. Если в случае компилируемых программ следует различать наличие готовой к выполнению программы и факт запуска такой программы, то в случае интерпретируемых программ приходится различать случаи наличия интерпретатора, программы, которая может быть проинтерпретирована, и запуска интерпретатора с предоставлением ему интерпретируемой программы. Основным свойством динамически выполняемой программы (неважно, является ли она предварительно откомпилированной или интерпретируемой) является наличие ее динамического контекста, в частности, набора определенных переменных, содержащих установленные в них значения.

В случае командных интерпретаторов семейства shell имеется два вида динамических контекстов выполнения интерпретируемой программы. Первый вид контекста состоит из предопределенного набора переменных, которые существуют (и обладают значениями) независимо от того, какая программа интерпретируется. В терминологии ОС UNIX этот набор переменных называется окружением или средой сеанса выполнения командной программы. С другой стороны, программа при своем выполнении может определить и установить дополнительные переменные, которые после этого используются точно так же, как и предопределенные переменные. Спецификой командных интерпретаторов семейства shell (связанной с их ориентацией на обеспечение интерфейса с операционной системой) является то, что все переменные shell-программы (сеанса выполнения командного интерпретатора) являются текстовыми, т.е. содержат строки символов.

Любая разновидность языка shell представляет собой развитый компьютерный язык, и объем этого курса не позволяет представить в деталях хотя бы один из них. Однако в следующих подразделах мы постараемся кратко познакомить вас с особенностями трех распространенных вариантов языка shell.

Bourne-shell

  • Вызов любой команды можно окружить одиночными кавычками (`), и тогда в соответствующую строку будет подставлен результат стандартного вывода этой команды.
  • Среди управляющих конструкций языка содержатся следующие: for и while для организации циклов, if для организации ветвлений и case для организации переключателей (естественно, все это специфически приспособлено для работы с текстовыми значениями).

C-shell

Командный язык C-shell главным образом отличается от Bourne-shell тем, что его синтаксис приближен к синтаксису языка Си (это, конечно, не означает действительной близости языков). В основном, C-shell включает в себя функциональные возможности Bourne-shell. Если не вдаваться в детали, то реальными отличиями C-shell от Bourne-shell является поддержка протокола (файла истории) и псевдонимов.

В протоколе сохраняются введенные в данном сеансе работы с интерпретатором командные строки. Размер протокола определяется установкой предопределенной переменной history, но последняя введенная командная строка сохраняется всегда. В любом месте текущей командной строки в нее может быть подставлена командная строка (или ее часть) из протокола.

Механизм псевдонимов (alias) позволяет связать с именем полностью (или частично) определенную командную строку и в дальнейшем пользоваться этим именем.

Кроме того, в C-shell по сравнению с Bourne-shell существенно расширен набор предопределенных переменных, а также введены более развитые возможности вычислений (по-прежнему, все значения представляются в текстовой форме).

Korn-shell

Если C-shell является синтаксической вариацией командного языка семейства shell по направлению к языку программирования Си, то Korn-shell - это непосредственный последователь Bourne-shell.

Если не углубляться в синтаксические различия, то Korn-shell обеспечивает те же возможности, что и C-shell, включая использование протокола и псевдонимов.

Реально, если не стремиться использовать командный язык как язык программирования (это возможно, но по мнению автора, неоправданно), то можно пользоваться любым вариантом командного языка, не ощущая их различий.

При работе с FreeBSD, в большинстве случаях для выполнения повседневных задач используется командный интерфейс (так называемый "шелл" ), который принимает команды, которые ему подаются, и выполняет их. Многие командные интерпретаторы имеют встроенные средства выполнения наиболее часто используемых команд, например, операции над файлами и каталогами, редактирование командной строки, командные макросы и переменные окружения. Вместе с FreeBSD поставляется несколько командных интерпретаторов, например, sh, или Bourne Shell, и csh, иначе C-shell. Многие другие, более мощные, например, tcsh или bash, доступны в коллекции портов.

Какой из командных интерпретаторов использовать? Это дело вкуса. Если Вы программируете на C, то Вам, возможно, понравится tcsh, а если Вы работали с Linux, то Вас скорее устроит bash, нежели что-либо другое. Каждый из названных интерпретаторов имеет свои особенные свойства, которые отличат его от других и, возможно, повлияют на Ваш выбор.

Одна из наиболее часто используемых функций командного интерпретатора - дополнение частичного имени файла до полного. Вы можете набрать только первые несколько символов имени файла, нажать клавишу табуляции (TAB), и командный интерпретатор автоматически Например, у нас есть два фала, названные foobar и foo.bar . Допустим, мы хотим удалить файл foo.bar . Для этого, наберем на клавиатуре rm fo[TAB].[TAB] .

Вы увидите следующее: rm foo[BEEP].bar .

Здесь [BEEP] - это так называемый консольный звонок, сигнализирующий о том, что интерпретатор не в состоянии закончить имя файла, так как по введенным Вами символам невозможно однозначно идентифицировать файл. Например, имена файлов foobar и foo.bar оба начинаются с fo , но после нажатия TAB можно однозначно дополнить только до foo . Если же теперь ввести точку ( . ) и вновь нажать TAB, интерпретатор достроит имя файла целиком.

При работе с любым командным интерпретатором, Вы столкнетесь с переменными окружения. Под переменной окружения понимается некоторая строка символов, идентифицируемая некоторым именем. Значение переменных окружения может быть прочитано любо программой, запущенной из командного интерпретатора, и часто содержит конфигурационные настройки для многих приложений и утилит. Ниже приведены некоторые наиболее часто встречающиеся переменные окружения с объяснением их значения:

ПеременнаяОписание
USER Имя текущего пользователя.
PATH Каталоги, разделенные двоеточием, в которых производить поиск исполняемых файлов.
DISPLAY Сетевое имя виртуального дисплея X11, если доступен для подключения.
SHELL Текущий командный интерпретатор.
TERM Название (тип) терминала. Используется, чтобы узнать возможности терминала.
TERMCAP Список escape-последовательностей для управления различными функциями терминала.
OSTYPE Название (тип) операционной системы. Например, FreeBSD.
MACHTYPE Архитектура машины (процессора).
EDITOR Предпочитаемый пользователем текстовый редактор.
PAGER Предпочитаемая пользователем утилита просмотра файлов.
MANPATH Каталоги, разделенные двоеточием, в которых производить поиск файлов системного справочника.

В зависимости от используемого командного интерпретатора, для просмотра и установки значений переменных окружения служат различные команды. Например, в интерпретаторах csh и tcsh это setenv . В sh и bash это set и export . В частности, чтобы установить или изменить значение переменной EDITOR (в csh или tcsh) равное /usr/local/bin/emacs , выполните команду:

setenv EDITOR /usr/local/bin/emacs

Если Вы используете bash:

Чтобы получить значение переменной, например, в командной строке, поместите символ доллара ( $ ) перед именем переменной. Например, команда echo $TERM выведет значение переменной $TERM .

Командный интерпретатор воспринимает некоторые символы, называемые метасимволами, в качестве управляющих, несущих специальные функции. Одни из наиболее часто используемых - символ * , который заменяет любое количество символов в имени файла, и ? , заменяющий один символ. Эти метасимволы используются для поиска файлов по маске, например, команда echo * выполняет практически тоже самое, что и команда ls , так как под маску * попадают все файлы из текущего каталога (на самом деле, это всегда так и зависит от командного интерпретатора, например, в bash под маску * не попадут файлы, начинающиеся с точки . - скрытые файлы).

В некоторых ситуациях требуется, чтобы интерпретатор воспринимал метасимволы как обычные, не несущие специальной смысловой нагрузки. Этого можно достичь, поставив перед символом обратную косую черту ( \ ). Например, команда echo $TERM выведет тип Вашего терминала, в то же время команда echo \$TERM выведет именно слово $TERM , а не значение переменной $TERM .

Самым простым, пожалуй, будет воспользоваться командой chsh . Если переменная EDITOR определена, то будет загружен текстовый редактор $EDITOR , иначе vi. Вам нужно будет изменить значение поля ``Shell:'' и выйти из редактора с сохранением результатов.

Можно также воспользоваться опцией -s команды chsh . Например:

% chsh -s /usr/local/bin/bash

Читайте также: