Какая продукция производится на урале танки компьютеры корабли

Обновлено: 06.07.2024

На Урале открылись церкви и мечети

До начала Великой Отечественной войны советское правительство проводило жесткую политику по отношению к верующим. Работающие православные храмы можно было пересчитать по пальцам. В Свердловской области осталась всего одна мечеть. Однако во время войны стало понятно, что людям нужна религия. В 1944—1945 годы на Урале возобновили службу 88 православных церквей и 17 культовых учреждений других конфессий. В благодарность и мусульмане, и православные устроили масштабный сбор денег, еды и вещей для солдат. Один только священник Шубинского прихода Кунгурского района Молотовской области (нынешний Пермский край) А. А. Троицкий внес 80 тысяч рублей в фонд обороны и еще 100 тысяч рублей на строительство военной техники.

Образовались новые области

В 1941 году Урал состоял из Свердловской, Челябинской, Молотовской (Пермский край) и Чкаловской областей (ныне Оренбургская). Плюс к региону относились две автономные республики: Башкирия и Удмуртия. В 1943 году была образована Курганская область, состоявшая из 32 районов, переданных от Челябинской области. По мнению историков, к реформе привели два фактора.

Во-первых, основным профилем Южного Урала была промышленность, Зауралье же было сельскохозяйственным регионом. Столь большой и разнородной единицей было неудобно управлять. Второй фактор: в 1942—1943 годы случился неурожай. Чтобы не подставляться под гнев начальства в условиях войны, руководители региона решили снять с себя ответственность с расчетом, что руководство молодой области серьезно карать не станут. Расчет оказался верен. К слову, в самом Зауралье появление региона обставляют, как особую награду от советского правительства за самоотверженный труд в тылу.

В 1944 году появилась Тюменская область (состояла из нескольких районов Омской и Курганских областей), которая, правда, относилась к Сибири.

Были заложены градостроительные проблемы

В годы войны на Урал было эвакуировано свыше 700 предприятий. Процесс развертывания производства проходил в огромной спешке. Ради заводов наскоро строились целые районы, например, Химмаш в Екатеринбурге. Под цеха отводилось любое свободное пространство в городах, куда можно было бы в сжатые сроки провести коммуникации. Об удобстве инфраструктуры для будущих горожан не задумывался никто.

Появились новые заводы, а старые радикально сменили профиль

Война заставила перейти уральскую промышленность на военные рельсы. Три уральских завода (Уралмаш, ЧТЗ и Уралвагонзавод, ранее не входившие в ВПК) были усилены оборудованием и мастерами кировских, ленинградских и харьковских предприятий и стали мощнейшими центрами по производству военной техники. Также именно Урал стал родоначальником практически всей самоходной артиллерии в Союзе. Уфимский и Молотовский моторостроительные заводы наладили производство моторов для истребителей. Кушвинский, Новотагильский, Серовский и Магнитогорский комбинаты научились делать элитную сталь для производства танковой брони. Первоуральский новотрубный завод выпустил половину всех труб в стране за годы войны, а Ижмаш стал фактически единственным производителем винтовок в СССР.

Уральцы побили всевозможные рекорды в производстве

Трудовые подвиги уральцев можно перечислять бесконечно — так велико их количество. Первый созданный на Урале танк Т-34 был собран всего за 55 дней с момента прибытия станков. Рабочие Уралмаша сократили время обработки танковых корпусов в 12 раз, с 48 часов до 4-х. Магнитогорские металлурги научились плавке броневой стали в мартеновской печи и наладили прокат броневого листа на обычном блюминге (станок для обжима стали), что считалось попросту невозможным.

Урал установил тесные связи со столицами

На Урал было эвакуировано свыше 1,4 миллиона человек. Фактически, каждый 10-й человек был приезжим. Многие из беженцев были образованными людьми из Москвы и Ленинграда. Помимо умнейших инженеров и рабочих, трудившихся на заводах, в уральские города был перевезен научный и культурный цвет страны. Так, в Свердловске разместилась Академия наук СССР. В Челябинск, Оренбург, Курган переехали десятки советских вузов. Урал принял 25 театров, среди которых: Малый театр, МХАТ, Ленинградский театр оперы и балета, Московский театр Сатиры. В регионе хранилась значительная часть коллекции Эрмитажа.

После окончания войны большинство звезд науки и искусства покинули регион. Однако за годы войны лучшие умы страны успели воспитать немало талантливых учеников, с которыми держали связь.

На Урале появились первые гости из ближнего зарубежья

Заводы и стройки региона испытывали нехватку рабочих рук. Поэтому власти перевезли несколько десятков тысяч негодных к строевой службе жителей Средней Азии для работы на Урале. Почти 13 тысяч мигрантов помогали ковать победу в Пермском крае, 35 тысяч в Челябинской области, еще 27 тысяч в Свердловской. В 1944 году эту армию пополнило почти 88 тысяч крымских татар, переселенных по решению Государственного комитета обороны.

Урал потерял сельское хозяйство, но приобрел огороды

Часть мужчин из деревень ушла на фронт, другие были призваны на заводы. Тяжелая работа в колхозах легла на плечи женщин, детей и стариков. В результате посевные площади сократились на 33% в сравнении с довоенным временем, уменьшилось поголовье скота.

Урал приютил Ленина

В 1941 году из Москвы была эвакуирована мумия Ленина. Тело вождя, забальзамированное особым образом, на спецпоезде перевезли в Тюмень. Четыре года мумия пролежала в здании техникума в центре города. Несмотря на различные инциденты (например, Ленин начал плесневеть, и только героические усилия смотрителя-биохимика спасли его), вождь мирового пролетариата благополучно пережил эвакуацию и в апреле 1945 года вернулся в Москву.

Уралвагонзавод: первый и единственный

11 октября отметил свой 84-й день рождения Уралвагонзавод – уникальный научно-производственный комплекс России, одно из самых крупных промышленных предприятий в мире. Именно в этот день в 1936 году с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны, и УВЗ вошел в строй действующих предприятий.

Уралвагонзавод стал известен не только своим подвижным составом. В стенах завода созданы легенды мирового танкостроения – Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, передовой Т-90 и его модификации, а также бронемашины на платформе «Армата». Всего на заводе было выпущено более 100 тыс. единиц бронетехники – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении.

Рождение промышленного гиганта

История создания УВЗ, подобно истории других строек-гигантов первых пятилеток Советского Союза, соткана как из героических, так и из трагических событий. Рост промышленности молодой страны и ее огромные территории требовали большого количества железнодорожной техники, которой катастрофически не хватало. Весной 1931 года было принято решение о создании вагонного завода, с помощью которого планировалось к 1937 году в полтора раза увеличить вагонный парк страны.

Будущий Уралвагонзавод проектировался в соответствии с американскими ноу-хау по принципам поточно-конвейерного производства. При этом он стал одним из первых промышленных предприятий СССР, спроектированных без участия зарубежных специалистов.

417-1-22-18ob_mini.jpg

Фото: Нижнетагильский городской исторический архив

Масштабная стройка началась в районе Нижнего Тагила, относившегося к Урало-Кузбасскому угольно-металлургическому комплексу. В первые годы строители столкнулись с массой проблем, из-за тяжелого труда и неустроенности работники тысячами покидали стройку.

Несмотря на все трудности, 11 октября 1936 года завод выпустил первый большегрузный полувагон, и эта дата считается днем рождения предприятия. Постепенно Уралвагонзавод вышел на запланированные мощности и за предвоенный период изготовил 35 400 вагонов разного типа − в два раза больше, чем все вагоностроительные предприятия страны за годы первой и второй пятилеток.

От вагонов к танкам для фронта

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34.

Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии.

t-34.17935.jpg

Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле.
Фото: Российский Государственный архив экономики

В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.

Послевоенные годы

После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику.

В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны. С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов.

Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.

Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ. Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.

Лидер мирового танкопрома

В кризисные 1990-е годы УВЗ, лишившийся прежних объемов госзаказа, смог выстоять и сохранить коллектив. Завод успешно расширил конверсионное производство. Огромный опыт позволил в короткие сроки освоить выпуск новой гражданской техники – тракторов, экскаваторов, погрузчиков.

Вехой в истории УВЗ становится принятие на вооружение в 1992 году танка Т-90 – нового основного танка российской армии. Машина была разработана силами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в Уралвагонзавод. Новую разработку УВЗ ждала слава ее предшественников – Т-90 и его модификации стали одними из самых продаваемых танков 2000-х годов.

TUS_6162.jpg

Танк Т-90. Фото: Антон Тушин

Также в 1990-е годы на УВЗ создаются различные инженерные машины для армии, которые могут использоваться и в мирных целях, например для работы в зонах бедствия и при чрезвычайных ситуациях.

Сегодня в холдинг Уралвагонзавода входит несколько десятков предприятий. УВЗ традиционно включается в сотню крупнейших производителей вооружения в мире. В трех дивизионах холдинга – спецтехники, железнодорожной техники и дорожно- строительной техники – выпускается более 200 видов продукции. УВЗ – единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ.

TUS_1026.jpg

Танк Т-14. Фото: Антон Тушин

В 2015 году уральские конструкторы представили миру уникальную разработку – танк Т-14 на платформе «Армата» − пожалуй, самый совершенный танк мира на сегодняшний день. Этот танк создан специально под задачи сетецентрических войн, оснащен самыми современными цифровыми устройствами, новейшими системами защиты и самым мощным вооружением. С большой вероятностью Т-14 будет принят на вооружение армии РФ уже в этом году. Символично, что это произойдет в год, когда российское танкостроение отмечает свой столетний юбилей.

Область богата полезными ископаемыми, такими как: золото, платина, бокситы, асбест, а также, минеральным сырьем: никель, железо, марганец, хром, медь.
Основным экономические отрасли Свердловской области – это горнодобывающая промышленность и металлургическая.
Свердловская область - крупнейший промышленный центр Урала и всей России.

В металлургической промышленности Свердловской области наиболее развита черная и цветная металлургия. Данный промышленный комплекс составляет 31% общего объема промышленного производства черной металлургии и 19% объема общего производства цветной металлургии.

Также, в регионе развито обогащение урана и цветной руды. К развитым отраслям промышленности относится и машиностроение.

Сейчас Свердловская область занимает 2е место по стране по объемам промышленного производства.

Металлургическая промышленность Свердловской области

Металлургия исторически является базовой отраслью Уральской промышленности.

Крупнейшие предприятия чёрной металлургии - Нижнетагильский металлургический комбинат (4/5 производства чугуна и 2/3 стали в Свердловской области), металлургические заводы в городах Серов, Верхняя Салда, Алапаевск. Цветной металлургии - медеплавильные комбинаты в городах Красноуральск, Ревда и Верхняя Пышма.
Машиностроительная промышленность Свердловской области

В машиностроительной отрасли превалирует тяжелый ВПК. В основном – это производство бронетанковой техники и боеприпасов. Развито тяжелое индивидуальное машиностроение: выпуск оборудования для энергетической, химической и добывающей промышленности. Крупнейшие предприятия по производству горно-шахтного и металлургического оборудования: ПО "Уралмаш" (г. Екатеринбург), машиностроительные заводы в городах Карпинск и Артёмовск, турбин - ПО "Турбомоторный завод", большегрузных вагонов - ПО "Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил). Среди предприятий электротехнической промышленности: ПО "Уралэлектротяжмаш", электротехнические заводы в городах Каменск-Уральский, Карпинск, Кушва, Сысерть, Нижняя Тура.

Оборудование для химической промышленности выпускает ПО "Уралхиммаш", для лесной и деревообрабатывающей - Екатеринбургский завод "Свердлесмаш", Алапаевский механический завод, Кушвинский завод деревообрабатывающих станков, Камышловский завод "Лесхозмаш".

Химические производства тесно связаны с предприятиями чёрной и цветной металлургии, среди других предприятий - заводы: резинотехнических изделий, шинный и эбонитовых изделий (г. Екатеринбург), химических реактивов (г. Верхняя Пышма).

Данный регион – это также важный транспортный узел. Одна из важнейших трасс, проходящих через область - Транссибирская железнодорожная магистраль. Через Свердловскую область проходят также важные воздушные, железнодорожные и автомобильные трассы общего значения.





Совинформбюро 6 января 1942 года сообщило: «На одном из машиностроительных заводов Урала завершено сооружение двух производственных корпусов площадью десять тысяч квадратных метров. Большую помощь строителям оказало местное население. На площадке работали тысячи служащих, рабочих, студентов и домашних хозяек. Корпуса построены за 12 дней. После окончания работы многие строители изъявили желание остаться на монтаже оборудования».

Мало кто знал, что один из машиностроительных заводов Урала, о котором шла речь, располагался в Челябинске, а сооруженные два корпуса предназначены для оборудования Кировского завода из Ленинграда. Еще более узкий круг людей ведал, что Юрий Левитан сообщил об этом из Свердловска, куда в режиме строжайшей секретности был откомандирован. Именно там с осени 1941 года дислоцировался центр радиовещания Советского Союза с самым мощным в стране радиопередатчиком. Левитана слушала не только вся страна. Его слушали во всем мире, причем никто не сомневался, что он в столице.

Там же, на Урале начала производственную деятельность так называемая большая тройка танковых заводов. В Свердловске, Челябинске и Нижнем Тагиле стали выпускать для фронта Т-34 и КВ. Этот опыт, как и проделанная масштабная работа, поражает до сих пор.

Даешь 500 машин в месяц!

Начало небывалому доселе и необычайному по сложности и масштабу процессу положило постановление Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома от 24 июня 1941 года о создании Совета по эвакуации. Речь шла о перемещении в начальный период войны с Германией в восточные регионы страны населения, промышленных предприятий, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья, других материальных резервов. Сталин придавал колоссальное значение эвакуации в восточные регионы страны трети населения и почти половины технологических ресурсов. Он считал, что без стали, чугуна, танков, самолетов, артиллерии и другого вооружения выстоять невозможно.

“ За военные годы в Танкограде освоили выпуск семи типов танков, в числе которых ИС-1, ИС-2. Из его цехов на фронт было отправлено 18 тысяч танков и САУ, почти 49 тысяч дизельных двигателей ”

Для сохранения основной экономической базы и промышленного потенциала Советского Союза Совет по эвакуации разработал порядок вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества. В частности, предписывалось в первую очередь вывозить коллективы заводов и учреждений, учащихся системы фабрично-заводского образования и ремесленных училищ, которые были необходимы для срочной организации производства на востоке страны. Фронту требовались истребители, бомбардировщики, пушки, гаубицы, минометы, зенитки, стрелковое вооружение. И особенно танки. Наркомат танковой промышленности, созданный для решения этой проблемы, возглавил Вячеслав Малышев, известный тем, что уже на второй день после начала Великой Отечественной, будучи зампредседателя Совета народных комиссаров СССР, выступил на заседании политбюро ЦК ВКП(б) с докладом о нуждах танковой промышленности в военное время. То, как он использовал проведенную эвакуацию для создания качественно новой производственной базы, в нынешнее время можно считать примером эффективных управленческих решений и действий.

Из XXI века необычайно трудно представить колоссальные объемы работы, в результате которой до конца 1941 года в глубокий тыл эвакуировали почти 2600 промпредприятий, в том числе все танковые и авиационные заводы, а также производства боеприпасов и вооружения. В частности, на Урале, принявшем 700 предприятий, в Свердловске, Челябинске и Нижнем Тагиле впервые в мире началось поточное изготовление танков.

Говоря о тех событиях, невозможно не рассказать о людях, проводивших эвакуацию, организовавших производство, а потом почти ежедневно отправлявших эшелоны танков на фронт.

Так, Юрий Максарев был директором самого крупного производства танков в период войны. Это Уральский танковый завод № 183 в Нижнем Тагиле, образованный путем объединения Уральского вагоностроительного, Харьковского машиностроительного и Московского станкостроительного заводов, ряда других предприятий. Уже в декабре 1941 года первые тридцатьчетверки ушли на фронт.

Несмотря на умение Максарева за короткий срок организовать производство и его высочайший профессионализм, завод в начале 1942 года план выпуска танков не выполнил. Директора сняли с должности, хотели отдать под суд. Трудно сказать, чем бы завершилась коллизия. Не исключено, что от расстрела его спас заместитель наркома танковой промышленности Исаак Зальцман. Он хорошо знал Максарева по совместной работе на Кировском заводе и ему совсем не хотелось терять опытнейшего специалиста из-за временного, по его мнению, сбоя производственного цикла, повлекшего невыполнение плана. Именно так и доложил Верховному главнокомандующему. Чтобы формально соблюсти факт наказания виновного, Зальцман предложил назначить Максарева с понижением – главным инженером танкового завода в Челябинске.

Через несколько месяцев Максарев вернулся в Нижний Тагил. Сначала – главным инженером, а потом вновь был назначен директором завода. О злосчастном невыполнении плана выпуска танков к тому времени все давно забыли, так как здесь начал действовать высокопроизводительный конвейер, с которого в месяц сходило не менее 500 боевых машин.

Танковый рывок Урала

В годы Великой Отечественной звание Героя Социалистического Труда без ведома Сталина не присваивали. Как, впрочем, и в мирное время. Директор Уральского танкового завода № 183 Максарев стал им 20 января 1943 года. Впечатляла формулировка Указа Президиума Верховного Совета: «За выдающиеся заслуги в освоении производства танков в трудных условиях военного времени». Посчитано, что каждый второй Т-34, участвовавший в сражениях Великой Отечественной, сошел с конвейера нижнетагильского завода, выпустившего для фронта около 35 тысяч тридцатьчетверок, а также около четырех тысяч бронекорпусов самолетов Ил-2. Столь впечатляющие показатели дополнялись качественными параметрами. Они выражались в повышении жизнеспособности танков, увеличении пробега и ресурса двигателей, а также всех узлов и механизмов. Это позволяло не только отдельным подразделениям, но и танковым армиям в полном составе совершать маневры под огнем противника, внезапно для врага атаковать его с разных направлений.

О заслугах Уральского танкового завода № 183 свидетельствуют ордена Трудового Красного Знамени, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, которыми награждено предприятие в годы сурового лихолетья. 28 тысяч танкостроителей удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После Великой Отечественной генерал-майор инженерно-танковой службы Максарев работал в сфере транспортного и тяжелого машиностроения, возглавлял Государственный научно-технический комитет Совета министров СССР, а также Госкомитет по изобретениям и открытиям. Под его руководством было переработано законодательство в области патентного и авторского права.

Что касается человека, который, возможно, спас его от расстрела, то Исаак Зальцман вошел в историю как человек, пользовавшийся необычайным уважением Сталина. Когда представители структур, отвечающих, что называется, за все, докладывали Верховному главнокомандующему о каких-либо его поступках, которые, по их мнению, требовали серьезного наказания, в ответ звучала многозначительная фраза: «Вы забываете еще один недостаток Зальцмана – он умеет делать танки!».

Кто-кто, а Сталин знал, что говорил. Являясь с 1938 года директором Кировского завода, крупнейшего в СССР по производству бронемашин, Зальцман запустил в массовое производство тяжелые танки КВ и за первые три месяца Великой Отечественной выпустил их больше, чем за первые полгода после нападения Германии. Уже в сентябре 1941-го Сталин присвоил ему звание Героя Социалистического Труда с формулировкой «За выдающиеся заслуги в обеспечении Красной армии танковой техникой в трудных условиях военного времени».

Исаак Зальцман сумел за месяц перестроить все линии тракторного предприятия в Челябинске, куда был эвакуирован из Ленинграда Кировский завод, на производство танков. Он сделал то, что считалось невозможным. Уже в начале 1942-го на фронт ушли первые Т-34, хотя для серийного выпуска боевых машин такого класса требовалось около года. Именно поэтому, видимо, в зависимости от быстрого изменения обстановки в тот период его назначили руководителем Наркомата танковой промышленности, а спустя некоторое время возвратили на прежнюю должность. Благо, что переезда не требовалось. И наркомат, и танковый завод находились в Челябинске. Как бы там ни было, эти перемещения не помешали ему организовать работу огромного предприятия таким образом, что уже к концу 1943-го завод, который ежедневно выпускал по 25 Т-34 и по 10 тяжелых КВ, за высокую производительность стали называть Танкоградом. Считалось, что станок – это оружие, а производственный участок – поле боя.

Танковый король из Ленинграда

«Королем танков» Зальцмана называли не случайно. Он был инженером высочайшего класса. После окончания Одесского политехнического института познавал секреты мастерства на заводе «Красный путиловец», где прошел все ступени от мастера до главного инженера, а потом стал директором Кировского завода. Когда гитлеровские войска приступили к осаде Ленинграда, завод, находясь в десяти километрах от линии фронта, не прекращал выпуск танков.

С таким багажом опыта и знаний Зальцман возглавил Танкоград. Его коллектив, насчитывавший 75 тысяч человек, вобрал в себя Челябинский тракторный, ленинградский Кировский, московские «Красный пролетарий», шлифовальных станков, часть Сталинградского тракторного и Харьковский дизельный заводы. Новаторский подход директора проявился, в частности, в высокой концентрации научно-технических специалистов и конструкторских подразделений, когда на пять-шесть рабочих приходился один инженер. Челябинский завод той поры стал прообразом научно-производственных объединений 80-х годов.

За военные годы в Танкограде освоили выпуск семи типов танков, в числе которых ИС-1, ИС-2. Из его цехов на фронт было отправлено 18 тысяч танков и САУ, почти 49 тысяч дизельных двигателей. За эти заслуги завод был награжден орденами Кутузова 1-й степени и Красной Звезды.

После войны генерал-майор инженерно-танковой службы Зальцман по поручению руководства страны перестроил мощности завода на производство тракторов. Он, как всегда, показал высокий профессионализм. Удивительно, но несмотря на это, в 1949 году был… снят с должности. Из-за наветов и кляуз, не имевших никакого отношения к производственной деятельности, оказался не у дел. Постоять за него оказалось некому, но Сталин проявил гуманизм, сохранив ему генеральское звание и награды. Руководитель такого уровня оказался всего лишь начальником участка на машиностроительном заводе сначала в Муроме, затем в Орле. Представьте себе начальника участка на заводе в маленьком городе в генеральском мундире с десятком наград, среди которых три ордена Ленина, ордена Суворова, Кутузова, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

В 1955 году Зальцман переехал в Ленинград уже в качестве директора механического завода… Конечно же, с таким опытом и организаторскими способностями «король танков» мог сделать гораздо больше. Но страна почему-то не захотела этого. Этот и другие примеры говорят о том, как тесно переплеталась история танковой промышленности страны с судьбами людей, возглавлявших ее.

Звезды генерала Музрукова

Вот еще одна непростая судьба. Борис Музруков, назначенный в октябре 1939 года директором Уральского завода тяжелого машиностроения, привлек внимание Сталина незаурядными личными качествами. На Кировском заводе, где работал главным технологом, закончился очередной этап испытаний брони для оборонной отрасли. Важность вопроса приобрела такое значение, что его рассматривало руководство страны во главе со Сталиным. Доклад молодого инженера и он сам вождя заинтересовали. Уверенность, знание проблемы, убедительность аргументов и системность в анализе запомнились. Как раз в это время беспокойство вызывала ситуация на Уралмаше. Завод не выполнял план и оборонный заказ. Для скорейшего исправления положения дел требовался новый директор. Выбор пал на человека, представлявшего доклад об испытании брони на Кировском заводе. При назначении Музрукова, словно проверяя на стрессоустойчивость, предупредили, что шесть его предшественников расстреляны.

Но ангелы-хранители Музрукова, как говорится, постарались. Развели тучи и поспособствовали благоприятной расстановке звезд на небосводе. Когда он прибыл в Свердловск, гигант тяжелого машиностроения уже ждал его. Обладая большим запасом знаний, именно здесь он сформировался как крупный руководитель, умеющий организовать коллектив на решение сложных задач. 35-летний директор внешне был суховат, говорил мало. Вместе с тем умел слушать людей, быстро принимал решения и незамедлительно их выполнял. За непродолжительное время завод вошел в нормальный ритм производства. Качество продукции стало отвечать предъявляемым требованиям.

В отличие от других предприятий Танкопрома Уралмаш специализировался прежде всего на производстве бронекорпусов для танков и САУ. Тридцатьчетверки (всего 706 штук) выпускались до августа 1943 года. Потом из цехов выходили эксклюзивные самоходные артиллерийские установки СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Их делали только на Уралмаше.

Но самые большие объемы производства составляли бронекорпуса средних и тяжелых танков и самоходок. Несмотря на то, что доля завода в этой сфере превышала 50 процентов, приходилось каждое полугодие осваивать выпуск новой серийной продукции – бронекорпусов танков Т-34, КВ-1, ИС-2, ИС-3, самоходок СУ-122, СУ-85, СУ-100, ИСУ-122, ИСУ-152. Как правило, они существенно отличались от прежних конструкцией, марками стали. Уралмашевские металлурги в освоении новых технологий стали мировыми лидерами. В частности, на немецких танках и самоходках до конца войны не появилось ни одной литой детали из бронестали.

Кроме того, металлурги завода разработали новую марку броневой стали, придумали форму литой башни, а также технологию получения отливок с минимальными припусками для дальнейшей механической обработки. Детали, имеющие жесткие размерные допуски, отливались с точностью, не требующей окончательной доводки. В результате нововведений значительно уменьшился расход дефицитного инструмента, увеличилась производительность. Уралмашевцы отливали броневые башни более легкие и надежные, чем сварные. Так работал Уралмаш под руководством Музрукова. 20 января 1943 года за особые заслуги в деле производства вооружения для Красной армии в трудных условиях военного времени ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Шла война, а директор Уралмаша, не забывая о текущих задачах, думал о перспективе завода. Уже в 1944 году создал специальную группу из конструкторов, технологов и экономистов для разработки комплексной программы производства после завершения боевых действий. Сначала идею не поддержали. Однако Музруков был настойчив. Оппоненты не устояли перед его аргументами. У завода появились четкие ориентиры для производственной деятельности в мирное время.

Кроме производства бронекорпусов, Уралмаш был главным поставщиком дивизионных гаубиц для фронта. В месяц завод выпускал 300 единиц М-30. Потом появилась идея оснастить этой гаубицей Т-34. Музруков считал ее весьма перспективной. Когда из Наркомата вооружения поступило задание изготовить опытный образец, мобилизовал лучших специалистов. Батарея СУ-122 на базе Т-34 с гаубицей М-30 во время испытаний в 1942 году под Ленинградом столкнулась с шестью «Тиграми» и уничтожила их. В связи с этим немецкое командование начало срочную модернизацию новых танков, что задержало их массовый выпуск до лета 1943 года. На Уралмаше же не теряли время. Были созданы новые пушки калибра 85, 100, 122, 152 миллиметра для самоходок и танков. В частности, 100-мм пушка считалась шедевром конструкторской мысли. Ее мощность по сравнению с орудием СУ-85 увеличилась в 2,1 раза, а дистанция, на которой можно было поражать «Тигра», возросла с 850 метров до трех километров. Этим дальнобоем вооружили самоходку СУ-100. Специалисты считали ее лучшей во Второй мировой войне. Последняя, изготовленная на Уралмаше, установлена неподалеку от заводской проходной как память о днях и ночах, когда в цехах завода ковалось оружие Победы. А это свыше 19 тысяч бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около шести тысяч танков и САУ. О заслугах завода в годы Великой Отечественной лучше всего говорят два ордена Ленина, ордена Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.

После войны работа генерал-майора инженерно-танковой службы Музрукова протекала в суперсекретной сфере, связанной с созданием атомного реактора. О том, как он делал свое дело, свидетельствовала полученная в 1949 году вторая «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда. Его последняя должность – директор Всероссийского НИИ экспериментальной физики.

Изумрудный перстень Урала

Большая тройка танковых заводов в Свердловске, Челябинске и Нижнем Тагиле, считавшаяся изумрудным перстнем Урала от мифической хозяйки Медной горы, кроме всего перечисленного, приняла активное участие в акции огромного гражданско-патриотического значения. Для создаваемого Уральского добровольческого танкового корпуса коллективы предприятий обязались изготовить в первом квартале 1943 года необходимое количество танков и САУ. Причем сверх плана. Одновременно начался сбор средств, на которые у государства было выкуплено более 230 единиц боевой техники, а также другое вооружение и обмундирование. Уральский добровольческий корпус стал единственным в мире соединением, созданным на добровольные пожертвования населения одного региона. Уже летом он сражался с гитлеровскими захватчиками на Курской дуге. Потом было участие в Берлинской операции. Свой боевой путь корпус завершил освобождением Праги 9 мая 1945 года.

Ранним утром того же дня Юрий Левитан сообщил о победоносном завершении Великой Отечественной. Передача велась из Москвы, куда возвратился центр радиовещания СССР. В тот день столица полыхала от радости, которую излучали люди, наконец-то дождавшиеся желанной Победы. Вместе со всеми праздновали это великое событие в Свердловске, Нижнем Тагиле и Челябинске, в городах, которые в годы смертельной схватки с врагом стали уральской кузницей лучших в мире танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок.

Работник НТМК

Фото: пресс-служба НТМК

5 крупнейших предприятий Нижнего Тагила

1. Уралвагонзавод

Говоря о Нижнем Тагиле и его промышленности – первое, что приходит в голову – Уралвагонзавод – самый известный промышленный бренд и градообразующее предприятие. В 1930-х годах началось проектирование завода, способного обеспечивать советскую промышленность вагонами. В 1936 году запускается производство, но уже через пять лет заводу становится не до вагонов. В Нижний Тагил эвакуируют более десятка заводов танковой промышленности и пространства цехов заполняет новое оборудование. Через несколько месяцев «Уралвагонзавод» превращается в танкостроительного монстра. К концу войны он произвел каждый второй побывавший на фронте Т-34 – всего было выпущено за четыре года более 25 тыс. танков.


После войны завод стал возвращать вагоностроительное производство, но и танковое не забросил. С 1950-х годов инженеры УВЗ разработали и выпускали Такие машины как Т-55, Т-62 и Т-72 – один из самых массовых танков мира, который и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира от Южной Азии до Латинской Америки. Уже в конце 1980-х был разработан танк Т-90, который и на сегодняшний день считается одним из лучших танков мира. Позже на его основе был разработан целый ряд вспомогательной техники, включая БМПТ Терминатор и разнообразные инженерные модификации. Последней разработкой на этом поприще на настоящий момент стала универсальная платформа «Армата» на базе которой были созданы танк, САУ, БМП и инженерные машины.


Все время своего существования завод разрабатывал и изготавливал вагоны самых разных типов, но в конце «нулевых» столкнулся со сложной ситуацией и отсутствием заказов, которая едва не разорила предприятие. Отметим, что завод в 2007 году был преобразован в государственную корпорацию, которая объединяет более 40 предприятий, конструкторских бюро, связанных как с оборонно-промышленным комплексом, так и с железнодорожным транспортом. Добавим также, что после полной смены управляющей команды в 2009 году завод динамично развивался, был заметен на международных выставках и различных мероприятиях, кузницей политических и бизнес-кадров, однако в последние годы, после смены генерального директора с Олега Сиенко на Андрея Потапова эта активность резко пошла на убыль и о том, что происходит на заводе сегодня очень мало известно. В последние годы завод сталкивался с исками о банкротстве от крупных банков, а в прошлом году в прессе появлялась информация о готовящейся оптимизации производства и программе по снижению издержек, которая предполагала увольнения тысяч людей. Массовое увольнение не подтвердилось, но позже стали появляться данные о сокращении персонала и загрузки в отдельных цехах. Нередко случаются и инциденты, в том числе, с гибелью рабочих.


2. НТМК

Производство железа и чугуна – это был основной профиль Нижнего Тагила в первые 200 лет его существования. Железоделательный завод был одним из наиболее крупных и современных во всей Европе, но во время Гражданской войны железоделательный завод был остановлен, а потом и вовсе встал вопрос о строительстве нового металлургического предприятия. Практически одновременно с УВЗ началось проектирование и строительство будущего металлургического комбината. В силу разных причин строительство этого предприятия затянулось и первую продукцию он выдал только в 1940 году. Зато за время войны он буквально в полную силу встал на ноги – фронту была необходима броневая сталь, которая шла на танки. После войны завод стал одним из передовых в Европе по ряду показателей, например, здесь была налажена работа крупнейшего стана проката широкополочных балок, было налажено производство рельс и оригинальной системой закалки и многое другое.


В начале 90-х годов на заводе началась, несмотря на сложные времена, реализация программы технического перевооружения. В 2001 году комбинат перешел в структуру металлургического холдинга Евраз. Отметим, что в последние годы со стороны собственников много говорится о программе по улучшению экологической ситуации, но особых сдвигов тагильчане не замечают – буквально каждый день сообщается о выбросах газа и различных химикатов, а разноцветное небо и снег – это во многом следствие работы именно этого предприятия.


3. НТИИМ

Вероятно, не самое крупное предприятие, но одно из самых секретных – Нижнетагильский институт испытания металлов. Несмотря на довольно мирное название – основная деятельность НТИИМ всегда была связана с «оборонкой». Всей стране, и во многом, миру НТИИМ известен был последние два десятилетий как один из организаторов тагильской выставки вооружений – Russian Expo Arms.


Именно этой структуре принадлежит полигон Старатель и вся выстроенная вокруг него инфраструктура. В 1939 году эта структура и появилась как Уральский артиллерийский полигон. В годы войны здесь испытывали продукцию 182 заводов и изготавливали собственные боеприпасы. В 1960-х годах полигон получил статус научно-исследовательского института, добавилась летно-испытательная база, которая существует и сегодня.


Это подразделение позволяет исследовать боеприпасы для авиации и их поражающую способность, а в последние годы происходят испытания и беспилотных летательных аппаратов. По данным самого института, все российские промышленные и военные полигоны оснащены оборудованием, изготовленным НТИИМ, качество их зачастую превосходит иностранные аналоги.


4. Высокогорский обогатительный комбинат

Одно из старейших и крупнейших в на Урале горно-обогатительных предприятий, фактически, ровесник самого Нижнего Тагила. В 1722 году тут начали добывать железную руду, которая служила сырьем для Выйского завода. Спустя век на Высокогорском месторождении начали добывать медь. В 1940-х годах началась подземная добыча руды. Сегодня запасы руды на месторождениях, входящих в орбиту деятельности ВГОК оцениваются в 300 млн тонн, которых при нынешнем уровне добычи должно хватить еще минимум на 80 лет. На протяжении нескольких десятилетий ВГОК входил в структур Евраз-холдинга, с 2013 вошел в холдинг НПРО «Урал».


5.НТЗМК

Еще один нижнетагильский завод, чье становление пришлось на военные годы – Нижнетагильский завод металлоконструкций. В 1942 году на двух площадках в Нижнем Тагиле начался выпуск металлоконструкций для заводов города, в первую очередь – НТМЗ. В конце 60-х НТЗМК вышел на мировой рынок, выполняя заказ для нефтеперерабатывающего завода в турецком Измире. В следующие десятилетия продукция завода использовалась по всему миру – от Восточной Европы до Кубы и Нигерии.


В начале 1970-х именно инженеры и рабочие НТЗМК сделали большую часть промышленной площадки КамАЗа, а также высотки свердловского обкома КПСС, где сейчас располагается областное правительство. По сути, этот завод участвовал в большинстве крупных и значимых для страны проектах – разработка пусковых шахт баллистических ракет, саркофаг для Чернобыльской АЭС, участие в космической программе и создании космического челнока «Буран». В постсоветское время промышленные заказы стали замещаться гражданскими и инфраструктурными проектами.


Среди них, большая часть ТЦ Екатеринбурга, включая комплекс с аквапарком «Лимпопо», «Охотный ряд» в Москве, павильоны Экспоцентра для «Иннопрома», Дворец игровых видов спорта «Уралочка», стадион «Фишт», Крымский мост и многие другие.

Фотографии с официальных сайтов ЕВРАЗ НТМК, НТЗМК, НПРО «Урал», RAE-2015

Читайте также: