Какие части компьютера ты знаешь 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Компьютер, состав ПК, принтер, клавиатура, мышь, сканер, монитор, системный блок, процессор, память, системные программы, инструментальные программы, прикладные программы, редактирование текста, форматирование текста.

Материальное обеспечение урока:

  • учебник «Информатика» 4 кл. Н.В. Матвееева;
  • интерактивная доска с мультимедийным проектором;
  • презентация к уроку «Архитектура компьютера»;
  • дидактические материалы с использованием интерактивной доски;
  • ПК для учащихся для выполнения компьютерного практикума;
  • СD-диск «Мир информатики».

Примерный план урока:

  1. Организационный момент (1 мин). Минута релаксации.
  2. Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении (2 мин).
  3. Мультимедийная презентация «История компьютера» (3 мин).
  4. Обобщение сведений детей о составе ПК и назначении устройств в соответствии с действиями с информацией (2 мин).
  5. Мультимедийная презентация «Устройство компьютера» (2 мин). Правила техники безопасности (параллельно).
  6. Компьютерные программы.
    • Гимнастика для глаз (1 мин).
  7. Выполнение практических заданий на закрепление понятий с использованием интерактивной доски (10-12 мин).
    • Физкультурная минутка (2 мин).
  8. Компьютерный практикум (10-12 мин).
  9. Обобщение и подведение итогов (2 мин).
  10. Комментарии к домашнему заданию (2-3 мин). Пожелания всем удачи!

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие (на экране заставка с водопадом, птички поют, шум воды (дети успокаиваются)).

Введение в тему урока (1 мин).

Мотивация учащихся.

- Для чего нужен компьютер?

- Может компьютер самостоятельно принимать решения, а не выполнять команды, которые мы ему даем?

- Что значит редактировать и форматировать текст?

Всему этому вы научитесь сегодня на уроке, а именно:

  • вспомните состав персонального компьютера и названия устройств, входящих в состав компьютера;
  • узнаете назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, вывода, хранения, обработки данных);
  • познакомитесь с основными видами компьютерных программ для обработки данных;
  • выучите основной ряд клавиатуры;
  • вспомните основные правила техники безопасной работы с компьютером.

2. Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении.

- Что такое компьютер?

- Для чего нужен компьютер?

Примерные ответы: компьютер – это инструмент, созданный руками человека. Предназначен для обработки данных, их хранения и передачи информации.

3. Показ презентации «История компьютера».

4. Обобщение сведений детей о составе ПК и назначении устройств в соответствии действий с информацией.

- Из каких частей состоит компьютер?

- Давайте вспомним определение компьютера. Откройте стр. 37 учебника и прочитайте определение.

- Опираясь на основную функцию компьютера - ввода, вывода, обработки и хранения информации предусмотрены специальные устройства:

  • Устройства ввода – клавиатура, микрофон, сканер.
  • Устройства хранения данных – внешняя и внутренняя память.
  • Устройство обработки данных – процессор.
  • Устройство вывода – монитор, принтер, колонки, наушники.
  • Манипулятор для управления экранными объектами – мышь.

5. Мультимедийная презентация «Устройство компьютера».

Техника безопасности.

- Какие правила техники безопасности при работе с данными устройствами вы знаете?

Физкультурная минутка «Упражнения для глаз».

6. Компьютерные программы.

- Может ли компьютер самостоятельно принимать решения? (Нет, он выполняет команды, которые дает человек.)

Для обработки данных существуют разные компьютерные программы, которые создают люди.

- Откройте стр. 40 учебника и рассмотрите схему программ.

Системные программы обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком.

Инструментальные программы предназначены для создания новых программ.

Прикладные программы служат для решения задач пользователя: создание текстов, рисунков, таблиц и т.д.Например текстовый редактор, графический редактор.

7. Закрепление материала.

1) Выполнить на интерактивной доске задания (см. Приложение 3).

2) Отгадать термины, о которых говорится в стихотворении.

Бросаем игральную кость и выбираем номер вопроса.

1. Оглянись, дружок, вокруг!
Вот ____________ – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит. (Компьютер.)

2. Это вот – ____________
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны! (Клавиатура.)

3. А вот это ____________, братцы,
Тут нам надо разобраться, для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент. (Принтер.)

4. В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть _______
Эта _______ не простая,
Эта _______ вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки. (Мышка.)

5. А вот это – главный блок:
По нему бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут _______. (Системным.)

6. В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ________
Там записаны программы
И для папы, и для мамы! (Дискета.)

Физкультурная минутка.

Мы по клавишам стучали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем
И опять стучать начнем.

  1. Упражнения для плечевого пояса (поднимаем плечи, вращение головой).
  2. Упражнения для рук (замок, рывки руками).
  3. Упражнения для глаз (посмотреть вдаль, вблизи, вращение по часовой стрелке и обратно).

8. Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер (используем обучающие программы СD-диска «Мир информатики»).

Именно эти составные компоненты, которые находятся внутри блока, в совокупности принято называть системным блоком. Остальные же устройства, такие как монитор, периферийные устройства, мышь, являются внешними компонентами или устройствами. Причем каждый из компонентов выполняет свою определенную функцию, например, монитор предназначен для вывода информации на дисплей, клавиатура – для ввода информации, принтер – для вывода на бумажный носитель информации, изображаемой на дисплее компьютера.

Считаю, что каждый пользователь желает сам разбираться в своей компьютерной технике, а именно самостоятельно производить профилактическую работу своего компьютера, иметь представление о строении компьютера, а также оперативно находить и исправлять неисправности, которые вызвали сбой в работе. Ведь умение разбираться в самом компьютере начинается именно с самой покупки компьютера, поскольку пользователь должен определиться с функциональным назначением своего компьютера. При покупке компьютера нужно четко определиться, для чего он Вам нужен?

Подбор компьютера напрямую зависит от выбора конфигурации составных частей. Можно купить первый попавшийся компьютер, «напичканный» высокими требованиями по конфигурации, который не будет соответствовать вашей выполняемой работы за ним, при этом Вы, конечно, заплатите высокую цену за него. Зачем, спрашивается? Ведь проще всего иметь хоть малейшее представление о компьютере, достаточно изучив его составные части, требования, а также подбор элементов системы на отсутствие возникновения конфликтов в компьютере.

Ну ладно, пора перейти к изучению этих самых составных частей компьютера. Ну а если Вас интересует история создания компьютера, тогда Вам сюда.

Системный блок – является центральной частью компьютера, в который входит блок питания и компоненты, обеспечивающие функционирования компьютера.

1. Блок питания – обеспечивает электрическое питание всех компонентов системного блока. Стоит отметить, что на момент написания данного урока выпускают блоки питания мощностью 450, 550 и 750 Вт. К примеру, блоки питания мощностью 1500 Вт целесообразно применять в серверах. Покупая блок питания, прежде всего, необходимо учитывать требования, которые предъявляются видеокарте. Если блок питания подходит под параметры видеокарты, то тогда распределение мощности происходит равномерно и для других элементов системы.

2. Материнская плата — считается «основой» компьютера, поскольку именно материнская плата осуществляет объединение и функционирование всех составных частей компьютера. Также материнскую плату называют еще – системная плата или основная плата. Такая согласованная работа обеспечивается благодаря – чипсету, который в основном состоит из двух микросхем, которые называются северным и южным мостом. Итак, предлагаю рассмотреть эти две микросхемы.

Северный мост – называется системный контроллер, который содержит в себе элементы логики для обеспечения взаимосвязи и функционирования основных компонентов компьютера (видеокарта, модули памяти).

Южный мост – называется периферийный контроллер, служащий своеобразным устройством ввода-вывода для подключения дополнительных составных компонентов. К примеру, клавиатура обеспечивается соединением с системой через южный мост. Поэтому когда вы выбираете для себя компьютер, желательно узнать, на какой основе чипсета была изготовлена материнская плата. В настоящее время чипсеты производятся такими крупными фирмами: Nvidia, ATI/AMD, Intel, SiS. То есть чипсет на материнской плате должен быть изготовлен более известной фирмой. На рисунке представлен вид материнской платы.

Габаритные размеры материнских плат бывают разными. Существует такое понятие как форм-фактор платы, который определяет не только размеры основной платы, но и конфигурацию расположения элементов, разъемов на плате. На основе форм-фактора основной платы осуществляют подбор корпуса системного блока.

Как видите, плата содержит различные виды разъемов и слотов для подключения, например, внешних, дополнительных устройств (начинаю с флешки и заканчивая принтером, сканером). Кроме того, на плате присутствуют контакты для подключения различных кнопок, такие как питание, перезагрузка, микрофон, отображение индикаторов.

Еще следует отметить присутствие на материнской плате микросхемы ПЗУ или, как ее еще называют, базовая система ввода-вывода BIOS (Basic Input Output System). BIOS считается фундаментом управления и взаимодействия всех элементов системного блока. Другим словами процесс запуска компьютера и обеспечение взаимодействия с внешними устройствами происходит за счет определенных настроек, которые заранее заложены в самой системе.

Например, в BIOS мы можем установить запрет чтения и распознавания флешек, оптических дисков, а также полностью изменить порядок загрузки операционной системы. Причем сам BIOS может запускаться даже при отсутствии в системном блоке жесткого диска. Также существует такое понятие как «обнуление BIOS», что это значит? Отвечаю Вам, что обнуление BIOS представляет собой возврат системы к первоначальным настройкам. Для обнуления достаточно извлечь батарейку из материнской платы на 10-15 минут. На плате эта батарейка одна, думаю Вы найдете ее, не ошибетесь.
3. Процессор – является главной частью компьютера, можно сказать, что является «мозгом» компьютера, которое выполняет вычисления и обработку информации. Процессор характеризуется двумя параметрами:

1. Разрядность – количество информации, обрабатываемые процессором за один прием.

2. Быстродействие – частота, с которой происходит данная обработка. В настоящее время для увеличения данных параметров широко используют два, три, четыре процессора. К примеру, в двухядерном процессоре находятся два процессора, которые располагаются на одном кристалле.

4. Видеокарта – служит своеобразным звеном для связи монитора с материнской платой. Основным назначением видеокарты в компьютере является обработка графической информации. Еще видеокарту называют графическим редактором. В настоящее время производителями видеокарт являются американская компания Nvidia (также известны как GeForce ) и канадская ATI Technologies. Видеокарты компании ATI Technologies еще называют Radeon. Далее рассмотрим основные части графического адаптера:

1. Графический процессор – процессор, основной задачей которого является обеспечение выполнение всевозможных расчетов с целью отображение заданной графической информации на дисплее.

2. Видеоконтроллер – обеспечивает формирование и передачу данных из видеопамяти на цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).

3. Видеопамять – служит кеш-памятью, где временно хранятся изображения, выводимые на дисплей.

4. Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) – основная задача является преобразование цифровых сигналов видеокарты в аналоговый.

5. Видео — (постоянное запоминающее устройство) – представляет собой микросхему, которая хранит в себе определенные правила и алгоритмы для обеспечения работы и взаимодействия с другими элементами платы.

6. Радиаторы – это система охлаждения, осуществляющая отвод тепла от видеопроцессора, видеопамяти, чтобы обеспечить заданный режим температуры на элементах видеокарты.

5. Модули ОЗУ (оперативно запоминающие устройства) — представляют собой платы с размещенными на них микросхемы. Основная задача оперативной памяти является временное хранение данных для процессора. Другими словами ОЗУ осуществляют обработку команд процессора. Модули ОЗУ можно расположить на плате в зависимости от конфигурации материнской платы.

Скорость оперативной памяти представляется частотой ее шины. Существуют следующие виды ОЗУ: SDRAM, DDR2, DDR3.

Устанавливаются модули ОЗУ в специальные разъемы в материнской плате, которые называются слотами.

Кроме того следует отметить, что основной характеристикой ОЗУ является скорость обработки и объем. Объем оперативной памяти при покупке компьютера должен соответствовать в зависимости от назначения данного компьютера, а также от установленной операционной системы. Если же на компьютере будет недостаточно оперативной памяти, то при запуске ресурсоемких приложений быстродействие компьютера значительно снизится, поскольку компьютер из-за нехватки памяти обратится в файл подкачки .

6. Винчестер (Жесткий диск) - это устройство, в котором хранятся все наши данные. По сравнению с оперативной памятью, данные на жестком диске хранятся постоянно, даже после перезагрузки или выключения компьютера. По конструкции винчестер представляет собой небольшую плату, на которой расположены микросхемы, а также одну или несколько пластин, которые вращаются с высокой скоростью и движок, обеспечивающий вращения пластин. Жесткий диск отличается высокой надежностью, долговечностью и не высокой стоимостью.

Также еще существует еще один вид запоминающего устройства – это SSD (твердотельный накопитель), отличается от винчестера тем, что в нем отсутствуют движущиеся части. Данный тип устройства имеет низкое потребление энергии, небольшие габариты по сравнению с винчестерами, а также отсутствие шума. Но стоимость таких устройств хранение информации во многом превышает стоимости жестких дисков, да и выходят из строя гораздо чаще.

Перечислим основные характеристики запоминающих устройств:

1. Объем хранения данных – данный параметр определяет количество информации, которое может помещаться на диск.

2. Скорость вращения шпинделя – представляет собой количество оборотов, совершаемое пластиной за одну минуту. Характеристика определяет такие параметры как надежность, производительность. Следует отметить, что в стационарных компьютерах скорость вращения шпинделя составляет до 15 000 об/мин. Если Вы покупаете ноутбук, то рекомендую Вам обращать внимание на скорость вращения шпинделя (чем меньше тем лучше), чтобы обеспечить себе работу за компьютером без шума и вибрации.

3. Взаимосвязь с основной платой – предполагает собой способ подключение к основной плате. Первые жесткие диски соединялись при помощи интерфейса PATA. В настоящее же время все большей популярностью является SATA интерфейс.

7. Сетевая карта – предназначена для объединения нескольких компьютеров между собой с помощью кабелей (витая пара) с целью обмена данными.

8. Оптический привод (CD-ROM, DVD-RW) назначение привода является считывание и запись данных в зависимости от конфигурации самого привода. Информация записывается на компакт диск в виде дорожек, которые имеют углубления (называемые питами) и промежутки (называемые лендами). Считывание данных осуществляется за счет лазера.

Также следует отметить, что существует так называемый оптический носитель Blue ray Disc (что в переводе означает – синий луч). Отличается от предыдущих носителей тем, что запись и чтение осуществляется за счет синего лазера, а также возможностью увеличения объема записанной информации.

9. Другие устройства – здесь можно перечислить такие устройства, которые предназначены для выполнения дополнительных задач (вебкамера, TV- тюнер, микрофон и др.)
На этом данный урок я завершаю, надеюсь информация в этом уроке для Вас была полезной и Вы узнали из каких компонентов состоит Ваш компьютер! До встречи в следующем уроке!

Итак, на сегодня это собственно все, о чем я хотел вам рассказать в сегодняшнем выпуске. Мне остается надеяться, что вы нашли интересную и полезную для себя информацию в этой статье. Ну а я в свою очередь, жду ваши вопросы, пожелания или предложения относительно данной статьи.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Знакомство с компьютером

  • Структурная схема компьютера
  • Процессор
  • Хранение информации
  • Устройства ввода
  • Устройства вывода

Вернуться к содержанию

  • Процессор – главное вычислительное устройство, состоящее из миллионов логических элементов – транзисторов.
  • Сопроцессор – специальный блок для операций с «плавающей точкой». Применяется для особо точных и сложных расчетов, а также для работы с рядом графических программ.
  • Кэш-память первого уровня – небольшая (несколько килобайт) сверхбыстрая память, предназначенная для хранения промежуточных результатов вычислений.

до 512 килобайт

Процессор - устройство, предназначенное для обработки информации и управления процессом обработки. Основные характеристики процессора:

1. быстродействие - число выполняемых операций в единицу времени;

2. разрядность - объем информации, которую процессор обрабатывает за одну операцию.

Вернуться к содержанию

Внешняя (долговременная) память

Гибкие магнитные диски

Жесткие магнитные диски

Дискета (1.44 Мбайт)

Диск (до 150 Гбайт)

Лазерные дисководы и диски

Винчестер (до 240 Гбайт)

Лазерные дисководы используют оптический принцип чтения информации

Вернуться к содержанию

Вернуться к содержанию

- основные клавиши (алфавитные)

- служебные клавиши: пробел, Alt, Ctrl, Esc, Enter, Shift, Tab, Windaus

- клавиши управления курсором:

,Page Up, Page Down, Home, End,

- группа дополнительных цифровых клавиш

- дополнительные служебные клавиши (специфические функции)

Мышь В соответствии с движением мыши по коврику происходит перемещение указателя мыши по экрану монитора. Мышь ускоряет перемещение по экрану, позволяет осуществить выбор действий, помогает создавать графические объекты. Нажатие на кнопки мыши компьютер воспринимает как указание на выполнение заданного действия. Трекбол Трекбол или шаровой манипулятор, напоминает перевёрнутую мышь. Вместо перемещения устройства по столу, в трекболе двигается шарик. Трекбол удобен в тех случаях когда мало места, это свойство определило широкое использование Джойстик Джойстик позволяет перемещать курсор или графический объект по экрану монитора. Он представляет собой рукоятку, отклоняющуюся во все стороны, и несколько кнопок на панели управления - для выполнения простейших операций. Сканер Сканер способен считывать графическую или текстовую информацию с листа бумаги, со страницы журнала или книги и вводить ее в компьютер. Он очень быстро создает электронную копию текста или картинки. Сканер распознает буквы или цифры, что позволяет быстро вводить печатный или рукописный текст в компьютер. Графический планшет Графический планшет позволяет создавать рисунки так же, как и на листе бумаги. С помощью специального пера на поверхности планшета создается рисунок. Одновременно копия рисунка воспроизводится на экране. Сенсорный экран Прикосновение пальцем к определенному месту экрана обеспечивает выбор задания, которое должно быть выполнено компьютером. Палец может не только выбирать объект, но и перемещать текст или изображение по экрану на новое место. Световое перо Световое перо похоже на обычный карандаш, на кончике которого имеется специальное устройство. Если перемещать по экрану такое перо, можно рисовать или писать на экране, как на листе бумаги. Световое перо обычно используется для ввода информации в карманных микрокомпьютерах. Звуковая карта При помощи микрофона, подключенного к звуковой карте человек вводит в компьютер непосредственно звуковую информацию, освобождаясь от утомительного ручного ввода. Устройства вывода

Вернуться к содержанию

Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ)

Преимущества: отличная яркость и контрастность (32 битный цвет), доступность

Недостатки: громоздкий, колоссальное энергопотребление, вредное излучение

Преимущества: компактный, лёгкий, меньше энергозатрата (чем у ЭЛТ), плоский экран, цифровой метод передачи информации

Недостатки: контрастность ( 16 битный цвет), зернистость и корректность изображения отстаёт от ЭЛТ, инертность (при быстрой смене кадров новый кадр будет накладываться на старый)

Обладает всеми преимуществами ЭЛТ и ЖК мониторов. Недостаток - высокая цена

Принтер - печатающее устройство, предназначенное для вывода текстовой и графической информации на бумагу, то есть для получения документированной копии.

МАТРИЧНЫЕ (или точечно-матричные)

ПРИНТЕРЫ - наиболее распространенный

тип принтеров для IBM PC. Принцип печати этих принтеров таков: печатающая головка принтера содержит вертикальный ряд тонких металлических стержней (иголок). Головка движется вдоль печатаемой строки, а стержни в нужный момент ударяют по бумаге через красящую ленту. Это и обеспечивает формирование на бумаге символов и

ЛАЗЕРНЫЕ ПРИНТЕРЫ обеспечивают в настоящее время наилучшее качество печати. В этих принтерах для печати используется принцип ксерографии: изображение переносится на бумагу со специального барабана, к которому электрически притягиваются частички краски.

Отличие от обычного ксерокса состоит в том, что печатающий барабан электризуется с помощью лазера по командам компьютера. Лазерные принтеры, хотя и достаточно дороги, являются удобными устройствами для получения качественных черно-белых документов. Существуют также и цветные лазерные принтеры.

В них изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выдуваемых на бумагу с помощью сопел. Этот способ печати обеспечивает более высокое качество печати по сравнению с матричными принтерами, он очень удобен для цветной печати. Современные струйные принтеры могут обеспечивать высокую разрешающую способность - до 600 точек на дюйм, а дешевые их модели стоят практически столько же, сколько матричные. Скорость печати струйных принтеров - от 60 до 10 секунд на страницу.

Плоттер выводит на бумагу графические данные - выполняет качественные цветные печатные копии сложных схем, графиков, чертежей, географических и геодезических карт, архитектурных проектов.

Расширенные средства генерации звука, используемые в современных мультимедийных технологиях, стали важной частью информационной технологии. Обеспечивают высококачественную цифровую запись и воспроизведение музыки, голоса и звуковых эффектов.

познакомить учащихся с основными устройствами и возможностями персонального компьютера.

систематизировать знания учащихся по темам “Информация”, “Техника безопасности и организация рабочего места”, “Устройства компьютера”.

развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету “Информатика и ИКТ”.

создавать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Устройство компьютера”;

развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;

побудить интерес к изучению информатики.

познакомиться с устройством и назначением основных блоков компьютера.

развивать умения выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

развивать алгоритмическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип урока: изучение нового материала (один урок по теме “Устройство компьютера”).

Вид урока: комбинированный урок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационная часть 2 мин

1. Приветствие.
2. Разминка , определение темы урока

Мотивационное начало урока 7 мин

1. Тема. Цель.
2. Правила ТБ.

Повторяют технику безопасности

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе сооьнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Рассмотрение нового материала 10 мин

-Мои юные путешественники, мы сегодня отправляемся в увлекательное космическое путешествие. Каждый из вас – космонавт, а парта – это космический корабль.

На космическом корабле
Летим мы в дальний путь.
С заданьем поработали –
Пора и отдохнуть!
А в путешествии увидим мы
Волшебные миры.

О четырех устройствах компьютера
Узнаем я и ты!
Как работает компьютер,
Из чего он состоит,
Разобраться нам сегодня
На уроке предстоит.

- Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у компьютера. Узнаем, что такое компьютер, для чего он предназначен, из чего состоит и многое полезное и интересное. Что же такое компьютер? Скажем просто: “Компьютер – это машина”.
Правда, грузовик – тоже машина, хотя он на компьютер совсем не похож. Но машины не должны быть одинаковыми. Бывают машины механические, бывают – электрические, а бывают – электронные.
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.
Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек подглядел в природе.

- С самого себя! Только человек постарался передать компьютеру не физические, а свои интеллектуальные возможности.

По назначению компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.
По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.
Компьютер – это один из видов электронных машин. Электронные машины служат для обработки сигналов.
Все вы видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение.
Компьютер тоже похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Мы уже знаем, что таких дел может быть четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации.
Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Мы знаем, что компьютер работает с пятью видами информации, каждый вид надо суметь применять, сохранять, обрабатывать и выдавать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.

У компьютера некоторые устройства расположены снаружи. Такие устройства называются внешними. Те устройства, которые находятся у компьютера внутри, называются внутренними.
Мы начнем путешествие с внешних устройств. Они стоят на столе, и каждый может потрогать их руками.
У разных компьютеров могут быть различные внешние устройства, но есть четыре вида устройств-остановок, которые есть у каждого компьютера. Я вам прочитаю несколько четверостиший, из которых вы должны выбрать и назвать основные виды устройств компьютера.
Делаем первую остановку.

Наверху машины всей
Размещается …( дисплей ) –
Словно смелый капитан!
А на нем горит экран.

Дисплей (монитор) во многом похож на телевизор, только у него намного лучше качество изображения. Он может выводить на экран тексты, числа, картинки и видео. Когда мы играем, то видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.
Это устройство называется – … ( устройство вывода информации ).
Какие вы еще знаете устройства, предназначенные для вывода информации? (Дети называют устройства вывода информации.)

Это вот – … ( клавиатура ) –
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны!

Клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатура служит для ввода букв, цифр и знаков препинания. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками – они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. С помощью клавиатуры можно ввести в компьютер текстовую информацию.

С ошибками написан текст,
Произведем редакцию.
Как только клавишу нажмем,
Введется информация.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть …( мышка )
На столе она сидела.
Говорю: “Сейчас поймаю!”
А она мне отвечает:
Мышка я не полевая,
А домашняя, ручная.
По столу хожу, брожу,
Информацию ввожу.
Если хочешь поиграть,
Что-нибудь нарисовать
Ты накрой меня ладошкой
По столу кати немножко.
Как художник на экране,
В удивительной программе
Будешь краской рисовать
И картины создавать.
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробочке –
Две или три кнопочки!

Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. У нее всего две кнопки, поэтому буквы и цифры с ее помощью вводить неудобно. Зато с ее помощью можно пользоваться как указкой для работы с информацией на экране. Мышку можно катать по столу или по специальному коврику. Как называется это устройство компьютера … ? (Устройство ввода информации.)

А с кого человек списал компьютер?
Давай сейчас порассуждаем. Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем. Как создавалась ЭВМ.
По небу вертолет летает. Кого он нам напоминает? ………..
Он схож, конечно, не с козой. А с попрыгуньей стрекозой.
На землю самолет садится – огромная стальная птица.
А лодка, что по морю ходит, немного на кита походит.
Так за природой наблюдая. Ее законы открывая,
Все человек изобретал, идеи у природы брал.
Не может человек создать, что невозможно увидать.
Все, что придумать он сумел. То у природы подглядел.
И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.

Ученики делают записи в тетрадь.

Познавательные:

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

анализ объектов с целью выделения признаков;

выбор критериев для сравнения и классификации;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждения;

Коммуникативные:

согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

умение договариваться, находить общее решение.

Физкультминутка 1 мин

Сделаем небольшой отдых. Вы знаете, что для здоровья полезно на уроках делать физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих космических кораблей и повторяйте движения за мной.

Дети по лесу гуляли (ходят по классу)
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
(смотрят вверх на солнце, движение “Фонарики”)
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (имитируют бабочку)
Дружно хлопаем – раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)
Надо нам букет собрать. (имитируют букет в руках)
Раз присели, два присели, (приседают)
В руках ландыши запели.
(наклоны с букетом в стороны)
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягодку собрали.
(приседают, имитируя сбор ягод)
Одна, две, три, четыре, пять,
(кладем ягодки в рот, прослеживая взглядом движение руки)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Ох, как ягодки вкусны! (покачивают головой)
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.

(Разводят руки и садятся на свои места)

Повторяют слова и движения

Изучение нового материала (продолжение) 10 мин

Ну а рядом – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … ( системным ).

Следующая остановка – “Системный блок” – это самый главный блок компьютера. На лицевой панели системного блока есть кнопки включения компьютера и щели для магнитных и лазерных дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры, учебные пособия и т.д.
Следующие устройства компьютера спрятаны внутри корпуса системного блока.
Устройством для хранения данных является память компьютера, которая предназначена для хранения информации.

В компьютере уютно, как в каюте,
Информация живет.
Чудо-импульсы компьютер
Сам сюда передает.
И они гурьбой веселой
Возникают там и тут,
В память импульсы, как пчелы,
Информацию несут.
Сохранится в этих сотах
Все на долгие года.
Человек забудет что-то,
А компьютер – никогда!

У компьютера два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства, их реализующие, называются ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и ПЗУ – постоянное запоминающее устройство .
В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Он читает, он считает!
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель – хоть куда!
Только знаешь, в чем беда?
Выключишь – и все забудет,
Ничего он знать не будет –
Прямо как Рассеянный
С улицы Бассейной.

Учитель: Третье устройство компьютера называется …… “Устройство хранения информации” . То, что у человека делает мозг, у компьютера делает процессор.

Есть в компьютере процессор –
Очень умный, как профессор.
Он программу прочитает
И работать начинает.
Всем командует процессор –
Самый главный элемент.
Он в машине служит мозгом,
И его важнее нет.
Знает он всего две цифры,
Переводит их в слова.
Человеческий язык
Понимать он не привык,
Наших слов не разбирает
Буквы в цифры превращает.
Мы набрали букву “А”
Или целые слова.
В миг в нули и единицы
Что набрали превратится.

Процессор – это самый главный элемент в компьютере. Он обрабатывает информацию и управляет его устройствами.
Четвертое устройство компьютера называется – … ( устройство обработки информации – процессор ).
Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера .

Примечание: В ходе объяснения темы учитель на доске пишет название каждого устройства, обращает внимание учащихся на правописание терминов. Дополнительно объяснение темы можно сопровождать картинками или схемой на которых изображены устройства компьютера.

Познавательные:

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

анализ объектов с целью выделения признаков;

выбор критериев для сравнения и классификации;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждения;

Коммуникативные:

согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

умение договариваться, находить общее решение.

Этап обобщения темы урока. 5 мин

Систематизация знаний и закрепление изученного материала.

- Итак, вы многое узнали. Теперь итоги подведем.

Чтобы компьютер заработал мы информацию …
Вы подскажите мне, как быть. Чем информацию вводить? …
А информацию, какую с их помощью введу я? …
Вот информацию ввели. Компьютер заработал.
А ты попробуй объясни, ее кто обработал? …
Процессор строго по программе свою работу выполняет.
Но вот никак я не пойму:
Ее он помнит почему? …
Мы информацию ввели, процессор обработал,
Но как увидеть – объясните компьютера работу …

Регулятивные:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Работа за компьютером 10-12 мин

Для закрепления материала можно воспользоваться программой comput.exe из пакета “Роботландия”. На первом этапе работы с программой ребенок имеет возможность выбрать мышью любой элемент компьютера, прочитать название данного элемента и его название. На втором этапе нужно восстановить название каждого устройства, изображенного на схеме, по его назначению. На третьем этапе нужно восстановить название устройства, изображенного на схеме, по его назначению (ввод, хранение, обработка, вывод).
При отсутствии такой программы учитель может работать по приведенной схеме, “закрывая” либо названия элементов компьютера, либо их назначение.

Домашнее задание 3 мин

Нарисуйте основные части компьютера, напишите их названия и укажите, какие из них относятся к устройствам ввода или вывода информации.

Читайте также: