Какие компьютеры были в 1995 году

Обновлено: 04.07.2024

Рассказ про этот компьютер, его железо, чуточку про операционку, софт и игрушки. Это видео — часть цикла обзоров, поэтому в нём можно найти стёб, самоиронию, шутки-отсылки, скетчи и элементы Хэллоуинской тематики. Но если вам всё это не интересно — под катом будет несколько сокращённая текстовая версия рассказа.


А вот дальше начинают идти отличия от типичного IBM-PC 90х. Во-первых, выход на наушники на передней панели! Не вывод звука только из CD-ROM’а, который использовался в некоторых модельках приводов, а именно полноценный аудио-выход. Причем над этим выходом находятся кнопки управления громкостью, что опять таки — неплохая забота о пользователе.


Над кнопками находится инфракрасный приёмник, и это ещё одна необычный фишка для 95 года.



Для начала — проприетарный порт для подключения монитора. К счастью, ушлые ребята сделали адаптер, позволяющий подключить обычный VGA-кабель, причем с переключателем, в зависимости от того, какие разрешения нам нужны и какой компьютер мы используем. К несчастью, записывать мне пришлось через VGA-to-HDMI адаптер, потому что хотя обычный монитор картинку показывал на ура, плата захвата что-то вменяемое изобразить отказалась.


Справа находится кнопка экстренной перезагрузки. Точнее, она должна быть таковой, но в данном случае просто висит в воздухе и никуда не нажимает.


Снизу опять таки, привычное соседствует с непривычным. Вот скажем разъём для подключения кабеля питания, аудио выход и микрофонный вход — стандартные. Рядом с последними соседствует SCSI-интерфейс, позволяющий подключить внешние синтезаторы, жесткие диски и многое другое.


Так же на задней стороне находятся ряд заглушек, вместо которых могли быть например телевизонный выход или даже вход для захвата видео, но всё это шло в более поздних и более дорогих комплектациях.



Слева от SCSI находятся проприетарные порты для подключения модема, принтера, и клавиатуры.


Мышку нужно втыкать… в клавиатуру. На самом деле, довольно клёвая идея, поскольку в результате о компьютера будет тянуться не два кабеля, а только один. Очередной плюсик инженерам из Apple.




Ну и последнее, на что хочу обратить внимание — разборка и апгрейд компьютера. Что бы добраться до материнской платы, нужно снять заглушку на защёлках,



Открутить пару винтиков, после чего высвободить относительно удобную проволочную ручку…


И — потянуть за неё!


Вуаля! Материнская плата у нас в руках.


Питание и подключение к прочим компонентом компьютера целиком и полностью идёт через этот разъём. Согласитесь, решение нетривиальное, но довольно таки удобное для пользователя, если вам понадобится заменить оперативную память или добавить плату расширения — не придётся копаться в не всегда удобно закреплённых шлейфах и кабелях питания.

Сейчас в материнку воткнуто две платы. Первая, по утверждению документации, это ROM, т.е., грубо говоря, прошивка компьютера. Немного странно, что вместо привычной возможности перепрошить BIOS использована такая схема, но возможно, в этом был какой-то смысл.



Вторая плата — это 16 мегабайт оперативная память в формате SIMM, теоретически — самая обычная память, которую можно заменить или расширить. Всего же, согласно документации, сюда можно установить суммарно до 64 МБ памяти.


Рядом со слотом под память находится центральный процессор, и как видим, он тут встроен, апгрейд невозможен. Нет, может быть с паяльной станцией возможно и это, но простого способа у нас явно нет.



Следующий слот, который можно наверное даже перепутать с AGP – на самом деле некий коммуникационный порт, предназначенный для установки сетевой карты или модема.


Ну и последний интересный коннектор — это PDS или Processor Direct Slot, в который устанавливались остальные платы расширения, например — более мощная видеокарта или плата захвата видео-сигнала.


Ну а теперь о включении. Вы обратили внимание, что явной кнопки на передней панели нет? Это всё потому, что включается компьютер с помощью кнопки на клавиатуре. С одной стороны это всё конечно круто и удобно, но с другой — блин, вы даже клавиатуру с мышкой от обычного IBM-PC просто так не воткнёте, даже если бы порты были совместимы! Хорошо, что мне попал в руки полный комплект.


При включении можно услышать ещё одну любопытную особенность — в маке есть встроенный полноценный динамик, хотя колонки он конечно же не заменит.


А теперь вещи, которые немного удивляют после привычной для меня Windows, да и современных версий Mac OS X.


Меню открываются не по клику, а по удержанию клавиши мышки. Т.е., отпускаем кнопку — меню исчезает. По вложенным меню нужно путешествовать аналогично, не отпуская кнопки. В современным версий Mac OS такой особенности уже нет, меню ведут себя более привычно.


Масштабирование окон. Делается это исключительно за правый нижний угол окна, за другие углы или границы ухватиться не выходит. Удивительно, учитывая, что даже в Windows 3.1 масштабируемые окна можно было тянуть за любой из углов и сторон. А вот в современной версии Mac OS X всё уже стало привычно, тянуть можно откуда угодно и куда угодно.


Другая фишка связана со сворачиванием и разворачиванием окон, а именно то, что разворачиваются окна не всегда на весь экран, а явной кнопки или способа сворачивания вроде бы и нет совсем. Но это на первый взгляд. В Mac Os 7.5 появилось расширение под названием WindowShade, причём с настраиваемым поведением, которое позволяет сворачивать приложения… довольно необычным способом, оставляя только строчку заголовка. Ну что же, думай иначе и всё такое. Нда.


Дальше у нас параметры экрана. Компьютер позволяет выбрать из двух разрешений, причем второе довольно нетипичное, и моя плата захвата с ним не совладала, хотя монитор отображает его нормально. Кроме того, можно выбрать максимум 16-битный цвет, который тут пафосно зовётся «тысячи цветов». Хотя с этим можно согласиться — сочетание «16-битный цвет» будет понятно не каждому, а вот разница между двумя с половиной сотнями и тысячами очевидна для любого.



Из других интересных моментов можно отметить виртуальную память, здесь и сейчас отключенную, так как в документации к большинству игрушек советуют её отключать для максимальной производительности.


Теперь насчёт маковской корзины — она меня сильно удивила. В принципе, появилась корзина именно на Маке, и на этой версии ОС работает так же, как винде, тут всё привычно. Забавно другое: представьте, что вы воткнули в компьютер компакт-диск, и теперь хотите его вытащить. Как это сделать? Ну, наверное кликнуть по диску и выбрать пункт меню «извлечь диск»?


Конечно же НЕТ. Привод откроется, но иконка на экране останется, и при повторном клике попросит вставить предыдущий диск. Хмм… неожиданно. На самом деле что бы извлечь диск так, что бы операционка о нём забыла нужно перетаскиванием его в корзину — в этом случае лоток выезжает, а иконка пропадает


И это на самом деле проблема в логике, потому что пользователи начинали задаваться вопросом — а что будет, если я закину в корзину дискету? Она просто извлечётся или с неё ещё и все файлы удалятся? Непонятно.

На современной версии Mac OS X тоже нужно выкидывать флешки и диски в корзину, но она при этом меняем вид иконки на более понятный. Хотя, имхо, это больше похоже на костыль.

Ну и к слову о всяких любопытных фичах, Apple вроде бы первая включила генератор голоса из текста, причем разные голоса мало того что звучат действительно по-разному, так ещё и используют разные тестовые фразы во время настройки.


Или вот ещё гениальная вещь, AppleScript. Это идущая вместе с операционкой среда написания программ на некотором скриптовом языке, причем кроме ручного набора программ, есть в ней и режим записи макросов. Т.е., вы жмакаете на кнопку записи действий, после чего делаете… да что угодно. Ищите файлы, переименовываете их, удаляете, листаете документы — что угодно. Теперь скрипт в любой момент можно запустить, и данный набор действий будет повторён.


А теперь — игрушки и софт. Что я попробовал:

1) Tetris – работает отлично.


2) Prince of persia – то же всё замечательно, причём графика напоминает вариант из консольных версий, а не MS-DOS или тем более Apple II-версии.


3) WarCraft — работает замечательно, музыка тут в формате CD-audio, а не MIDI, как в DOS-версии. Зато интерфейс частично сделан в обычных системных окошках, а не рисованных. К тому же, тут используется полноценное разрешение 640x480 вместо 320x200 досовской.




5) Doom – не тормозит только в том случае, если отключить музыку и уменьшить размер окошка.


6) Doom 2 – можно играть с музыкой, если включить режим рисования только чётных строчек. Глаза от такого режима у меня очень-очень скоро начинают болеть.


7) Abuse – работает неплохо.


8) Myst – работает отлично, жаль, что картинка занимает не весь экран.


9) Wolfenstein 3D – использует перерисованные спрайты, улучшенные текстуры и звуки, плюс есть аж два новых оружия (огнемёт и ракетница). Увы, игра тормозит, причём довольно странно — тормоза возникают только тогда, когда игрок приближается к стене или дверному проёму, если же отойти от них подальше — всё норм.



Можно избавиться от тормозов, снизив разрешение, но играть придётся в миниатюрном окошке.


10) Power Pete – маковский экслюзив! Работает отлично.


11) Marathon – бывший эксклюзив, работает неплохо при низкой детализации.


Вы хотите узнать, что такое настоящий "олдскул"? Сейчас все привыкли, что компьютеры - это универсальные устройства, которые обладают приятным графическим интерфейсом и умеют делать практически все. В том числе просматривать видео в интернете. Но в начале 90-х (да и вообще на протяжении всего десятилетия) не было даже намека на интернет. А с компьютерами могли работать только специально подготовленные и обученные люди. Хотите узнать, что собой представляли компьютеры 90-х годов? Мы вам расскажем и покажем.

старые компьютеры 90 х годов

Последние годы СССР. Компьютеры - это редкость

Во времена Советского Союза компьютеры использовались исключительно на больших предприятиях и в школах. Вероятно, всем памятны первые "Корветы" и "Искры", на которых мы пытались программировать, стиснув зубы. Стоит отметить, что в те времена у СССР практически не было собственных разработок в этом плане. Тот же "Корвет" являлся точной копией компьютера от Yamaha. И так дело обстояло не только с ПК, но и с программным обеспечением. Примерно в 1985 году в школах начали обучать программировать на Паскале. Но компьютеры, способные запустить эту среду, были далеко не во всех школах. И поэтому обучение носило фрагментарный характер.

Тем не менее многие умели работать с компьютерами. Базовые знания были. Но применения им не находилось. Ситуация начала исправляться ближе к девяностым. Тогда компьютеры появились во многих учреждениях. И можно было оттачивать на них свои навыки. Однако это все было не то. Настоящий "компьютерный бум" прогремел после перестройки. Вот об этом интересном периоде в истории мы и поговорим сейчас.

компьютеры 90 х годов

Начало 90-х. Появление первых ПК для домашнего использования

В конце 80-х годов прошлого столетия компьютеры использовались исключительно на предприятиях. Они применялись для бухгалтерского учета, ведения различных баз данных и прочего. Тогда массово использовались компьютеры советского производства. Вроде такого агрегата, как "Искра 1030". Этот ПК был IBM совместимым и, как и все старые компьютеры 90-х годов, грузился не с помощью жесткого диска, а при помощи специальных 3,5-дюймовых дискет. Да, было и такое. Однако в 1991 году "Искры" начали массово вытесняться иностранными машинами на базе первых "Пентиумов", которые имели тактовую частоту 33 МГц (!) и умели работать с набором инструкций ММХ.

Эти ПК уже умели загружаться при помощи жесткого диска и даже имели некоторое подобие видеокарты. И именно они впервые начали появляться в домах пользователей. Однако львиная доля этих машин появились в домашнем использовании гораздо позже. Когда их начали списывать. Компьютеры 90-х годов, фото которых представлены в данном материале, без сомнения, хорошо знакомы тем пользователям, кому больше 30 лет. Ведь это была настоящая мечта. Несмотря на то что крутых игрушек в то время не было. Но даже самая простая бродилка вызывала неописуемый восторг у детей.

компьютеры 90 х годов фото

Середина 90-х. Эволюция компьютеров

К 1995-1997 гг. настольные компьютеры уже приобрели более или менее привычный вид и стали готовы тянуть игры. Но они были очень дорогими, и далеко не все пользователи могли себе их позволить. Однако в это время появляются первые игры 90-х годов на компьютер. Среди них легендарный Doom, гонки типа "Формулы-1" и легендарный "Пляжный волейбол". Для детей 90-х это было невероятным опытом. Однако для того чтобы запустить компьютер и хотя бы во что-то поиграть, приходилось совершать кучу очень сложных действий. Но оно того стоило. Теперь нет той "ламповости", хоть игры и стали качественно лучше. Но о геймплее говорить нечего. Старые игрушки в этом плане были определенно лучше.

стратегии 90 х годов на компьютер

Первые адекватные игрушки

Примерно в то же время выходят первые стратегии 90-х годов на компьютер. И среди них - легендарные "Герои" (первая часть). Эта пошаговая стратегия сводила с ума буквально всех. Тогда люди не представляли, что такая простая игрушка может быть настолько интересной и захватывающей. Конечно, компьютеры 90-х годов не могли обеспечить должной производительности и уровня графики. Поэтому расцвет "Героев" пришелся на третью часть франшизы, которая вышла уже в начале двухтысячных годов. Новые части выпускаются и по сей день. Но такого интересного геймплея уже нет. Есть только крутая графика. А о принципах классической стратегии все давно забыли. И это печально.

игры 90 х годов на компьютер

Конец 90-х. Расцвет компьютеров

игры стратегии 90 х годов на компьютер

Появление легендарных игр

Компьютеры 90-х годов (особенно конца 90-х) стали настолько мощными, что появились такие культовые игры, как первый Wolfenstein, Medal of Honor и Red Alert (первая часть). Все это было необычно и волшебно. Ведь никто и не предполагал, что эти бесполезные куски железа (как некоторые считали) способны так увлекать и развлекать. В конце 90-х годов прошлого столетия компьютеры получил большее распространение, но все равно были еще очень дороги. Да и сравнения со современными машинами они не выдерживают. Но это нормально. Ведь технологии не стоят на месте, а постоянно совершенствуются. Но в то время даже запуск кривого Wolfenstein был событием мирового масштаба. Для тогдашних детей.

Начало 2000-х. Улучшение характеристик

Заключение

Итак, мы попытались поностальгировать и вспомнить славные былые деньки. Компьютеры 90-х годов - это целая эпоха. И те, кто застал ее, никогда не забудут того драйва и азарта, который они получали при работе с этими крутыми машинами. Теперь это история. Это эпоха. И очень жаль, что она так быстро ушла. Было в тех временах нечто чарующее. Современные компьютеры тоже когда-нибудь станут раритетами. Но это уже совсем другая история.

Сколько золота нашли кладоискатели во время золотой лихорадки в Аляске?

Сколько золота нашли кладоискатели во время золотой лихорадки в Аляске?

В армии США прекратили чинопроизводство и награждение военных, не привитых от COVID-19

В армии США прекратили чинопроизводство и награждение военных, не привитых от COVID-19

Что такое шансон? Характеристики и история происхождения

Что такое шансон? Характеристики и история происхождения

Делаем модное украшение: кольцо своими руками из бисера

Делаем модное украшение: кольцо своими руками из бисера

"Я буду долго гнать велосипед": печальная предыстория хита Александра Барыкина

"Я буду долго гнать велосипед": печальная предыстория хита Александра Барыкина

"Новые лапки, новая жизнь": краснодарские зоозащитники спасли собаку, у которой были отрезаны лапы

"Новые лапки, новая жизнь": краснодарские зоозащитники спасли собаку, у которой были отрезаны лапы

Сравнение размеров звездолетов из известных фантастических фильмов

Сравнение размеров звездолетов из известных фантастических фильмов

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

В Нью-Йорке построят супервысокий "перевернутый" небоскреб

В Нью-Йорке построят супервысокий "перевернутый" небоскреб

Девушка бросила работу и устроилась в цирк, чтобы залезать в стеклянные банки

Девушка бросила работу и устроилась в цирк, чтобы залезать в стеклянные банки

Как отец Маколея Калкина позавидовал сыну и чуть не сломал ему жизнь

История одной забытой экспедиции, перевернувшей представления о древней Сибири

История одной забытой экспедиции, перевернувшей представления о древней Сибири

Он снялся в “Ворошиловском стрелке”, потому что очень боялся за свою внучку

Он снялся в “Ворошиловском стрелке”, потому что очень боялся за свою внучку

12 очаровательных снимков, когда кошки служили в ВМФ и плавали в море

12 очаровательных снимков, когда кошки служили в ВМФ и плавали в море

Активистам, пытавшимся проверить QR-коды у сотрудников Роспотребнадзора, грозит штраф

Активистам, пытавшимся проверить QR-коды у сотрудников Роспотребнадзора, грозит штраф

Космические колонии будущего, какими их видели в 1970-е годы

Космические колонии будущего, какими их видели в 1970-е годы

Тест по фильму "Пассажиры"

15 фотографий редких моментов, которые расширят ваш кругозор

15 фотографий редких моментов, которые расширят ваш кругозор

В Питере продают многоквартирный дом вместе с жильцами

В Питере продают многоквартирный дом вместе с жильцами

«Чувствуйте себя как дома!»: ужасные привычки гостей

Сан-Франциско: приёмы шопинга от BLM попали на видео

Сан-Франциско: приёмы шопинга от BLM попали на видео

Беспорядки во Франции: демонстранты нападают на силовиков

Беспорядки во Франции: демонстранты нападают на силовиков

Взлётную полосу аэропорта Токио закрыли из-за черепах

Взлётную полосу аэропорта Токио закрыли из-за черепах

Почему в Первую мировую в Германии запретили сосиски, и причем тут дирижабли

Почему в Первую мировую в Германии запретили сосиски, и причем тут дирижабли

Как понять девушку

Чистота - это страшная сила!

Фото с российских просторов, которые пропитаны национальным колоритом

Фото с российских просторов, которые пропитаны национальным колоритом

Владелец ресторана выгнал всех блогеров и стримеров из своего заведения

Владелец ресторана выгнал всех блогеров и стримеров из своего заведения

Лучшие фильмы 2017 года

10 известных фактов, которые оказались неправдой

Как жестокий отец Маколея Калкина позавидовал сыну и чуть не сломал ему жизнь

Как жестокий отец Маколея Калкина позавидовал сыну и чуть не сломал ему жизнь

Как горные козлы ходят по отвесным скалам?

"Мстя" была страшна: узнав о гибели любимца, сибирячка не полезла за словом в карман

"Мстя" была страшна: узнав о гибели любимца, сибирячка не полезла за словом в карман

Суровые челябинские девушки

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

«Или он, или я»: почему Михаил Ульянов отказывался сниматься с Иннокентием Смоктуновским

Интересная теория о подарках

Машина – огонь! Кубанский изобретатель проверил «Жигули» на прочность огнеметом

Машина – огонь! Кубанский изобретатель проверил «Жигули» на прочность огнеметом

Зачем американцы крепили к каскам пиковые тузы?

Домашний дизайн: так модно, что даже противно

Суд в США оправдал подростка, застрелившего во время погромов двух BLM-активистов

Суд в США оправдал подростка, застрелившего во время погромов двух BLM-активистов

Скончался звезда комедии "Ширли-мырли" Валерий Гаркалин

Скончался звезда комедии "Ширли-мырли" Валерий Гаркалин

«Совпадение? Не думаю!»: странные исторические совпадения, заставляющие верить в судьбу. Часть 1

«Совпадение? Не думаю!»: странные исторические совпадения, заставляющие верить в судьбу. Часть 1

реклама


"В 1991 году отец принес первый компьютер, который подключался к ТВ, а носителем информации были аудиокассеты" – вспоминает Анатолий Кочин. "Два года спустя, в семье появился IBM i286 – это был горизонтально расположенный системный блок, сверху него стоял монитор. Игры в основном гоночные, Tank и Dave. Операционной системой была OS DOS".

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось


"Первый нормальный ПК я купил в 95 году – пришлось продать автомобиль" – делится воспоминаниями пользователь сайта kaissa. "Это был Intel Pentium 100, 8 Мб оперативной памяти, жесткий диск на 1,3 Гб. Видеокарту уже не помню. А первые игры: Supaplex и, конечно, Tetris".

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);


"Мой первый компьютер – программируемый инженерный калькулятор "Электроника МК52" с БРП4. Отец покупал его для работы еще в конце 80-х. На нем были игры, только нужно было запускать их с блока расширения памяти" – рассказывает читатель Leshiy2371, приложив ностальгического фото.


"Первым ПК у меня был ноутбук – Fujitsu Lifebook 435Dx. Это был Pentium 133 MHz, 32 Мб ОЗУ и 1 Мб видеопамяти, а также жёсткий диск на 1,2 Гб. Куплен ещё в школьные годы на собственные средства – тогда, в 1998 году, я работал на заправке. Это было довольно прибыльно. А ноутбук работает и по сей день" – комментатор qot также поделился раритетным снимком.

реклама


"Киевский Поиск-1, версии 1.05 с 512 Кб ОЗУ из первой партии декабря 1990 года" – вспоминает Inqizitor. А у юзера Jack NotFound он появился только в 1994 году: "736 килобайт памяти, видео CGA 32К, дисковод 720 Кб".


"Батя с работы (НПО ПМ имени академика М.Ф. Решетнева) в конце 1993 года принёс Pentium 1 90MHz, 4Mb RAM, S3 1Mb. Так началось моё знакомство с играми" – делится воспоминаниями Haustmyrkr.

реклама


"ZX Spectrum – мой первый ПК, в 92 году приобрели. Сразу купили литературу и я стал писать программы и даже игры на интерпретаторе языка Basic, а потом и на Ассемблере. И это в 12 лет" – хвастается ChAS.


"Эх, накатило. 2002 год, процессор Intel Pentium 4 с частотой 1.7 ГГц, материнская плата Asus P4P800 SE, оперативки 64 Мб, видеокарта GeForce 2 Ti 32 Mb, винчестер на 40 гигов, монитор NEC 17". Мышь не помню, а клавиатура была Cherry. Первая игра – Return to Castle Wolfenstein. Были времена, да!" – Александр Черн восстановил в памяти конфигурацию почти 20-летней давности.


"А мой первый был в 2003 году на Sempron 2500+, 256 ОЗУ и NVIDIA GeForce FX 5200 на 128 Мб. Сперва установил игру Need For Speed: Undeground. А на третий день процессор от AMD был разогнан с 1500 до 1800 МГц. Заметьте, интернета у меня еще не было, и overclockers.ru я тогда не читал" – подмечает Алекс Холодов.


Похожей конфигурацией поделился Евгений из Самары. "В марте 2003-го я собрал компьютер на базе Athlon XP 1700+ и Gigabyte GA-7VA. Видеокарта была GeForce 4 Ti 4200, а также 256 Mb DDR-333 ОЗУ, звуковая плата SB Live! 5.1 и два жёстких диска Seagate 5400 RPM, по 20 Гб каждый. Также был крутой по тем временам ЭЛТ-монитор CTX PR711FL с разрешением 1152х864 при 100 Гц. Процессор разогнался и был стабилен на 2057 МГц, что при штатных 1467 МГц было очень ощутимо. Работал на уровне тогдашнего топа Pentium 4".


Последнее воспоминание на сегодня – от Тимура Айдаровича. "Первый компьютер появился в 1997 году. Часть комплектующих я уже запамятовал. Точно помню, что был Pentium 166 MMX (он до сих пор у меня есть), 4 Мб оперативной памяти, звуковая карта с аналоговым входом и выходом и видеокарта без поддержки 3D, так как игры работали только при software-рендеринге. А еще помню шариковую мышь, которую приходилось постоянно чистить. Про игры я узнал от отца, играл в Dangerous Dave у него в рабочем кабинете. Это было в отделении милиции, примерно в 1994 году".

На этом наш экскурс в историю завершён. Продолжайте делиться в комментариях своими воспоминаниями, будет интересно почитать.

Читайте также: