Какие навыки работы с компьютером необходимы для выполнения предлагаемых заданий в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

от 28 марта 2002 года N 199/13

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования методические материалы по организации экспериментальной работы в начальной школе "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе", подготовленные совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования.

Руководитель Департамента
образовательных программ и стандартов
общего образования,
член коллегии
А.В.Баранников

РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию компьютеров в начальной школе

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет "Информатика" (См. письмо Министерства образования от 17.12.2001 N 957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе").

Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе.

Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при обучении информатике во 2 классе.

1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-rom устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CD-rom устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.

При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мифодий".)

2. Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.). Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия, например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть ypoка информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1-й группы в течение 15 минут, а затем для 2-й группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики cначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1, 2, 3 или 4-м).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.

"Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе".

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура 19-21°С, относительная влажность 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

- Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

- С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Аннотация. В работе приведен анализ общих требований, которые необходимо учитывать при использовании информационных технологий в самостоятельной работе учащихся начальных классов с учебным материалом. В качестве объекта выступают учащиеся начальных классов. Предметом в данной работе является формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе. Поставлена цель - рассмотреть основные вопросы, которые касаются формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе. Описаны практические примеры использования информационных технологий для формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

Введение

Совершенствование содержания форм и методов организации самостоятельной работы учащихся начальных классов, в возрасте 8–9 лет, диктуется общемировыми тенденциями в области образования. Сейчас наши дети живут в мире электронной культуры. Поэтому в этой информационной культуре меняется и роль учителя. Учитель должен координировать поток информации. Следовательно, современному педагогу необходимо владеть новыми образовательными технологиями и методикой, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Информационно-коммуникационные технологии глубоко пробираются в жизнь человека, а информационная грамотность все более определяет уровень его образованности. Поэтому именно в начальной школе надо развивать информационную культуру, ведь она - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, который будет жить и трудиться в современном обществе. Он должен уметь самостоятельно принимать решения, активно действовать, ловко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Уроки с использованием ИКТ - это один из самых главных результатов инновационной деятельности. Использование информационных технологий в начальной школе позволяет не только повысить результативность преподавания, но и целесообразно, и экономно использовать время и силы педагога. Это обуславливает актуальность данной темы.

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов, которые касаются формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить теоретический материал, касающийся формирования навыков самостоятельной работы учащихся начальных классов с учебным материалом с использованием информационных технологий;

- предложить практические примеры организации самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, наблюдение, изучение, эксперимент.

Объектом изучения является обучающиеся начальных классов.

Предметом исследования является формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий в начальной школе.

Общие требования при использовании информационных технологий в самостоятельной работе учащихся начальных классов с учебным материалом

При организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий на уроках в начальных классах, следует соблюдать определенные требования. Данные требования отразил в своих трудах автор Каменецкий С.Е., по его мнению, система самостоятельной работы учащихся при использовании ИКТ должна строиться следующим образом:

- система самостоятельной работы должна способствовать решению основных дидактических задач;

- система самостоятельной работы должна удовлетворять основным принципам дидактики. Организация самостоятельной работы должна быть вплотную связана с теорией, практикой, а также с основными принципами обучения;

- самостоятельная работа должна быть разнообразной по учебной цели и содержанию. Правильно организованная самостоятельная работа должна обеспечить у младших школьников формирование различных умений и навыков;

- основой самостоятельной работы является необходимость последовательности выполнения домашних и классных самостоятельных работ. Использование домашних и классных самостоятельных работа, в прутике организации самостоятельной работы, должны логически вытекать из предыдущих заданий и готовить почву для выполнения последующих [1].

Сыромятникова И.А. разделила самостоятельную работу на несколько этапов:

- решение поставленной учебной задачи;

- решение практических задач;

- контроль и самоконтроль.

Королько А. Н. пишет, что при организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся. Автор утверждает, что в основном, учителя начальных классов используют самостоятельную работу в процессе закрепления и контроля учебного материала, но иногда забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Учитель должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе выполнения самостоятельной работы. Завышение объема работы вызывает у школьников состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. Королько А.Н. утверждает, что постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

- путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

- путем усложнения содержания задания;

- путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя [2].

Буряк В.К. считает, что при планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, автор предлагает учителю, предварительно самому, выполнить задания для самостоятельной работы учащихся. Тогда время, затраченное учителем на выполнение одного задания, необходимо умножить на 3 - именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможет понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся [3].

Белкин Е.Л. приводит некоторые примеры заданий для самостоятельной работы с использованием ИКТ:

- использование различных онлайн-тестов;

- инструкции или планы, которые выводятся на экран в классе;

- задачи количественные, качественные, познавательные - поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний при использовании онлайн-программ или компьютерных тренажёров;

- задачи тренировочные - закрепление знаний, закрепление способов получения знаний при использовании онлайн-программ и компьютерных тренажёров [4].

Практические примеры использования информационных технологий для формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом

Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся при изучении нового учебного материала с использованием компьютерного обучения находятся в постоянном взаимодействии и развитии: овладев одними методами и приемами познавательной деятельности, учащиеся переходят к другим, более совершенным.

К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику мышления, помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, возникает по воле учителя по мере объяснения нового материала. Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке.

Электронный учебник – это средство обучения на компьютерном диске, хранящем и представляющем аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. Он рассчитан на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. На компьютер возлагаются функции учителя по управлению, обучению и контролю на всех этапах, т.е. он играет роль, по определению Пашковой Г.И., «электронного учителя». Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса [5].

В настоящее время во многих школах наиболее распространенным является следующий вариант использования информационных технологий применительно к формированию навыков самостоятельно работы учащихся с учебным материалом: ученикам предлагается с разной степенью самостоятельности разработать проекты, подготовить доклады, презентации по заданным темам. При организации и проведении проектов активно применяются информационные технологии для подготовки методических и организационных материалов, оформления результатов работы (к примеру, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Publicher). Участникам рекомендуется осуществлять поиск необходимой информации не только среди печатных, но и электронных изданий (Интернет, электронные энциклопедии) самостоятельно и с помощью родителей. Очевидно, что используя информационные технологии, учащиеся могут получить доступ к богатым информационным ресурсам и имеют возможность обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая работа способствует формированию стимула для поиска дополнительной информации, для ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата.

Заключение

Использование информационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Таким образом, основное назначение применения информационных технологий – создание оптимальных условий для индивидуализации учебных действий школьников, ориентация учеников на самообразование, увеличение доли самостоятельности и меры участия каждого ученика в учебном процессе, обеспечение его более свободной ориентировки в содержании курса и лучшего усвоения материала, развитие познавательного интереса, повышение мотивации.

Список использованных источников

1. Каменецкий, С.Е., Пурышева, Н.С., Важеевская, Н.Е. Теория и методика обучения в школе. - М.: Академия, 2013. - 230 с.

2. Королько, А.Н. Организация самостоятельной работы младших школьников: теоретический аспект. // Журнал «1 сентября», 2015. - С. 309–312.

3. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М.: Просвещение, 2014. - 156 с.

4. Белкин, Е.Л., Теребулина, Н.А., Киселева, Т.Г. К вопросу о классификации самостоятельной деятельности // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. - Волгоград, 2013. - С. 3–10.

В условиях растущей конкуренции на рынке труда важно уже сейчас позаботиться о будущем ребенка. Какими навыками работы с офисными программами следует владеть каждому подростку и как ему помочь их освоить?

Иногда кажется, что дети — вундеркинды в области технологий. Сегодня школьники успешно запускают технологичные стартапы, набирают миллионы подписчиков в социальных сетях и бьют рекорды киберспорта. Однако, как ни странно, некоторые базовые навыки работы с компьютером и офисными программами часто ускользают от внимания подростков. Это становится проблемой, когда после школы они поступают в университет или устраиваются на первую серьезную работу. Как подготовить ребенка к выходу на конкурентный рынок труда и что следует уметь современному ребенку?

Делать стильные и понятные презентации

Основы работы с Power Point входят в обязательную программу по информатике, но сегодня школьных навыков становится недостаточно. На интерактивных уроках или внутренних конференциях работа ребенка всегда смотрится выигрышнее, если презентация оформлена современно и стильно. Во многих профессиях — консалтинг, маркетинг, продажи, менеджмент — грамотно составленная презентация определяет успех проекта на 80%. Существуют специальные агентства, которые готовят презентации, однако ребенок будет более ценным специалистом, если сможет справляться с такими задачами самостоятельно.

Совет: попробуйте сделать совместный проект с ребенком. Им может стать что угодно, от семейного ужина до семейного отпуска. Затем подготовьте интересную и яркую презентацию об этом проекте. Укажите цели, этапы подготовки, планируемые результаты и всю возможную информацию на слайдах. Черпать вдохновение можно на сайтах специальных агентств.

Составлять таблицы и использовать формулы Excel

«Уверенный пользователь Excel» — одно из самых распространенных требований для соискателей. Умение работать с электронными таблицами — навык, необходимый всем, от офис-менеджера до руководителя. Если ребенок еще в школе научится грамотно составлять и форматировать таблицы, вести базы данных (пусть и небольшие) и использовать формулы, ему не придется краснеть на собеседованиях и наверстывать упущенное.

Совет: начните с простого и предложите ребенку вести учет собственных расходов и доходов в Excel. В такой файл можно вносить разнообразные задачи, включая домашние задания. По мере ведения и дополнения таких таблиц потребность сделать их более удобными и понятными возникнет сама собой. Дальше выручит книга «Excel для чайников» и материалы в интернете.

Верстать веб-страницы при помощи HTML

Научившись верстать веб-страницы, ребенок откроет для себя простор для творчества. Он сможет сделать красивое портфолио своих работ, рассказать о любимом хобби или создать целый сайт, как это сделали жители села «Глазок». Основы верстки особенно необходимы представителям творческих профессий и будущим журналистам. Но любому специалисту может пригодиться этот навык.

Предложите ребенку рассказать все самое интересное о себе, своих увлечениях, семье и друзьях в формате веб-странички. Начните с черновика, помогите подобрать текст и фотографии.

Монтировать простые видеоролики

Умение монтировать видео пригодится как в повседневной жизни (сделать на память ролик о недавнем путешествии), так и в карьере: по данным HeadHunter, 63% HR-специалистов считают, что видеорезюме позволяет получить несравненно больше информации о соискателе, чем стандартная электронная анкета. Сегодня доступно множество бесплатных инструментов, с помощью которых можно потренироваться создавать простые видеоролики.

Совет: предложите ребенку в течение месяца снимать на видео яркие моменты прогулок с собакой или встреч с друзьями. После этого вместе смонтируйте ролик в простом редакторе.

Использовать лицензионный контент

В западных странах использование нелицензионного («пиратского») контента — серьезное преступление, и рядовые пользователи предпочитают заплатить за фильм или игру, чтобы не рисковать. Наша страна пока только переходит к такому формату работы. Важно уже сегодня рассказывать детям о ценности чужого труда и необходимости выбирать законные способы потребления контента.

Международный бренд Prestigio проводит акцию. Приобретая ноутбук Smartbook 133 S в магазинах «М.Видео» и «Эльдорадо», вы получаете лицензионную версию популярной игры Minecraft в подарок. Игра развивает воображение, творческие способности и навыки работы в команде. В Северной Ирландии ее даже используют в школах как часть образовательного процесса. Minecraft обожают дети по всему миру.

Smartbook 133 S — компактный, легкий и выносливый ноутбук, который хорошо подходит школьникам и студентам для решения повседневных задач и отработки перечисленных навыков. Это одна из самых продаваемых моделей ноутбуков в России. Smartbook 133 S оснащен широким Full HD экраном и способен работать без подзарядки до восьми часов. Производитель предустановил официальную операционную систему Windows PRO и все необходимые офисные программы, поэтому начать пользоваться им можно будет сразу после покупки. Пусть на первом ноутбуке вашего ребенка все программы будут лицензионными. Подробнее о ноутбуке можно узнать по ссылке .

Владеть базовым уровнем Photoshop

Умение сделать простую картинку с текстом или наложенным фильтром — необходимый навык для молодых специалистов, такой же важный, как умение пользоваться компьютером 15 лет назад. Если ребенок умеет сделать красивый фон для презентации, смешную картинку для друзей или постер для мероприятия, он всегда сможет найти источник дохода.

Американский дизайнер Кирк Нельсон предлагает использовать Photoshop как инструмент для развития детского воображения.

Совет: попробуйте интересный вариант совместной работы в Photoshop для родителей и детей от Кирка, который можно найти на сайте .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС НОО, портрет современного школьника начальной школы представляет собой любознательного, активного, заинтересованного в познании мира, владеющего основами умениями учиться, способного к организации своей деятельности, умеющий слушать собеседника [3, с. 12-13].

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.» [3, c. 12]

Из вышесказанного следует, что учащимся нужно работать с информацией, извлекать необходимую для себя, чтобы соответствовать данному портрету ученика начальной школы. Таким образом, формирование элементов компьютерной грамотности у младших школьников становится

одной из первоочередных задач обучения в начальной школе.

При этом, следует отметить, что только в процессе формирования компьютерной грамотности в начальных классах не просто идет знакомство с такими способами представления информации как таблицы, иллюстрации, схемы и т.д., но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение компьютера способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Как правило, дети работают увлеченно и внимательно. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи, и компьютер помогает развивать фантазию и воображение детей.

Для формирования у обучающихся начальных классов компьютерной грамотности можно использовать самые разнообразные задания и упражнения, предложенные в учебниках по предмету либо составленные педагогом самостоятельно.

Назовем некоторые из них:

- составление схемы (плана, карты) школьного участка или пути до дома;

- составление тестовой работы на компьютере по предложенному материалу, составление памяток по различным темам (меры длины, веса, времени и т.д;

- заполнение таблиц или схем с пробелами по содержанию текста или параграфа;

- классификация определенных предметов и явлений в разные колонки таблицы и т.д. [2, с. 414]

Также в начальной школе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на каждом уроке тематических физкультминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, организация и проведение родительских собраний на тему «Как сохранить здоровье ребёнка», «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребенок», организацию подвижных игр на переменах [1, с. 177].

Формирование компьютерной грамотности возможно и вполне осуществимо через специальные аналитические занятия и защиту проектных работ. Начиная с 2-3-х классов уже могут проводиться относительно долговременные учебные проекты по предмету, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными парами или группами.

Таким образом, использование инновационных форм и методов для формирования компьютерной грамотности на уроках важно умело внедрять в учебный процесс, так как работа с информацией и ИКТ способствует развитию умений логически мысли, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать математические задачи, давать им оценку.

В ходе такой работы на уроках младшие школьники тренируют первичные навыки работы с информацией и с носителями ИКТ. Дети приобретают важные для практико-ориентированной деятельности информационные умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, поэтому крайне важно использовать эти возрастные особенности для формирования активного интереса к работе с техникой и информацией.

Творчески активный учитель, владеющий компьютерными технологиями, может придумать богатейший материал к урокам, повысив тем самым познавательную активность обучающихся и уровень их информационной культуры.

1. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

2.Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 6-2. – С. 411- 415;

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ компьютерной грамотности в начальной школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В

Согласно ФГОС НОО, портрет современного школьника начальной школы представляет собой любознательного, активного, заинтересованного в познании мира, владеющего основами умениями учиться, способного к организации своей деятельности, умеющий слушать собеседника [3, с. 12-13].

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.» [3, c. 12]

Из вышесказанного следует, что учащимся нужно работать с информацией, извлекать необходимую для себя, чтобы соответствовать данному портрету ученика начальной школы. Таким образом, формирование элементов компьютерной грамотности у младших школьников становится

одной из первоочередных задач обучения в начальной школе.

При этом, следует отметить, что только в процессе формирования компьютерной грамотности в начальных классах не просто идет знакомство с такими способами представления информации как таблицы, иллюстрации, схемы и т.д., но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение компьютера способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Как правило, дети работают увлеченно и внимательно. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи, и компьютер помогает развивать фантазию и воображение детей.

Для формирования у обучающихся начальных классов компьютерной грамотности можно использовать самые разнообразные задания и упражнения, предложенные в учебниках по предмету либо составленные педагогом самостоятельно.

Назовем некоторые из них:

- составление схемы (плана, карты) школьного участка или пути до дома;

- составление тестовой работы на компьютере по предложенному материалу, составление памяток по различным темам (меры длины, веса, времени и т.д;

- заполнение таблиц или схем с пробелами по содержанию текста или параграфа;

- классификация определенных предметов и явлений в разные колонки таблицы и т.д. [2, с. 414]

Также в начальной школе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на каждом уроке тематических физкультминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, организация и проведение родительских собраний на тему «Как сохранить здоровье ребёнка», «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребенок», организацию подвижных игр на переменах [1, с. 177].

Формирование компьютерной грамотности возможно и вполне осуществимо через специальные аналитические занятия и защиту проектных работ. Начиная с 2-3-х классов уже могут проводиться относительно долговременные учебные проекты по предмету, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными парами или группами.

Таким образом, использование инновационных форм и методов для формирования компьютерной грамотности на уроках важно умело внедрять в учебный процесс, так как работа с информацией и ИКТ способствует развитию умений логически мысли, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать математические задачи, давать им оценку.

В ходе такой работы на уроках младшие школьники тренируют первичные навыки работы с информацией и с носителями ИКТ. Дети приобретают важные для практико-ориентированной деятельности информационные умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, поэтому крайне важно использовать эти возрастные особенности для формирования активного интереса к работе с техникой и информацией.

Творчески активный учитель, владеющий компьютерными технологиями, может придумать богатейший материал к урокам, повысив тем самым познавательную активность обучающихся и уровень их информационной культуры.

1. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

2.Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 6-2. – С. 411- 415;

Читайте также: