Какие образовательные технологии предполагают техническое оснащение кабинетов компьютерами

Обновлено: 06.07.2024

С 1 сентября 2010 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а с 2012 года на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), по мере готовности, переходит и основное общее образование. ФГОС предусматривают техническое оснащение образовательных учреждений средствам информационно–коммуникационных технологий и обеспечение открытого доступа всех участников образовательного процесса к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам и Интернет-ресурсам [3,49].

В соответствии с требованиями к условиям реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (НОО) приказом Министерства образования и науки Мурманской области [2,2] был утвержден перечень минимально необходимых средств обучения на базе цифровых технологий для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Руководствуясь приказом Министерства образования и науки Мурманской области начальные классы МБОУ СОШ №5, г. Апатиты, реализующие ФГОС НОО, получили все необходимое техническое оборудование. На сегодняшний день в каждом кабинете школы установлен персональный компьютер для учителя, подключенный к локальной сети и имеющий выход в Интернет.

В каждом кабинете начальной школы установлены многофункциональные устройства для печати, сканирования и копирования. Это устройство решает вопрос загромождения рабочего стола учителя. Гораздо удобнее иметь в одном устройстве хороший принтер, сканер и копировальный аппарат, чем каждое из устройств в отдельности.

Все классы начальной школы, реализующая ФГОС, оснащены интерактивными досками. Использование интерактивной доски на уроках обусловлено соответствующим уровнем восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников. Это позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.

Цифровой фотоаппарат и видеокамера сразу нашли свое применение на уроках и во внеурочной деятельности, стали незаменимыми помощниками для записи различных методических и внеклассных мероприятий, в оформлении портфолио, в поисковой и исследовательской работе.

Эффективным и недорогим техническим новшеством является цифровой диктофон, который также имеется в каждом кабинете начальной школы. Данное оборудование необходимо для приобретения навыков публичного выступления перед аудиторией: возможна запись голоса выступающего ученика на диктофон с целью анализа речи и проверки грамотности. При совместном прослушивании учителем и учащимся можно обратить внимание на наличие слов-паразитов в речи, на темп выступления, правильность дыхания, правильность постановки ударения.

Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому так интересен. Интерес привлекает внимание, воздействует на ум, развивает творческий потенциал и подлинный интерес к окружающему миру. Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников.

Графический планшет, являясь одним средств ввода информации в компьютер, мало чем отличается от обычных ручки и бумаги, с разницей в том, что изображаемое появляется не непосредственно из-под грифеля карандаша, а на экране компьютера. Это, помимо развития умения ориентироваться на листе бумаги, развивает и пространственное восприятие школьника. На графическом планшете можно писать, с его помощью можно играть в дидактические игры, переведенные в электронный вид, создавать и тут же решать различные задачи, рисовать графические диктанты, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к деятельности учащихся во время занятия.

В дополнение к рекомендуемому перечню в каждый класс начальной школы приобретена документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.

Документ-камера обеспечивает высокую степень готовности педагога к уроку и рациональное использование времени урока за счет возможности мобильного предъявления учебного материала и быстрого решения непредвиденных вопросов. Документ-камера позволяет повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности за счет ее продуманной организации и поддержания интереса обучающихся к учению разнообразными способами предъявления учебного материала, занятостью обучающихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока. Педагог вовлечен в совместную с обучающимися деятельность за счет передачи им части своих полномочий с помощью документ камеры.

Систему голосования MimioVote школа приобрела осенью 2012 года. В настоящее время оно нашло широкое применение не только в начальной школе, но и стало популярным и востребованным у учителей-предметников средней и старшей ступеней обучения. MimioVote позволяет проводить быстрые опросы учеников во время урока, чтобы узнать, кто из них усвоил материал, а кому требуется помощь, получать результаты в режиме реального времени и избавиться от необходимости проверки тестов вручную, оценивать учеников быстрым, гибким и простым способом, анализировать динамику успеваемости учеников на основе диаграмм.

На примере своей школы мы заметили, что появление новой техники в кабинете побуждает педагога к пересмотру традиционных форм проведения уроков. Изменяются и формы общения учителя и обучающегося, обучение превращается в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Использование интерактивных устройств дает возможность учителю варьировать задания, изменять ход урока в зависимости от особенностей восприятия детьми учебного материала, предоставляет учащимся большую свободу для творческого выполнения заданий [1,2]. При этом процесс освоения новых возможностей программного обеспечения и технологии работы с аппаратными новинками, несомненно, внесет вклад в развитии ИКТ – компетентности педагога. А это, в свою очередь, открывает перед педагогом и учащимися новые горизонты в изучении предмета и, конечно же, стимулирует учителя двигаться дальше в освоение новой техники.

Комплексное оснащение кабинета технологии для реализации новой концепции обучения

Основная трудность современной образовательной системы — устаревшие программы и, как следствие, низкая мотивация детей учиться неактуальным навыкам. Утвержденная Министерством просвещения России инновационная концепция обновляет и совершенствует методы преподавания технологии в современной школе.

Общеобразовательный предмет, к которому долгое время относились как к факультативу, кардинально меняет свой статус и содержание. Ведь сегодня именно технология — важный инструмент, который должен помогать ученикам с погружением в перспективные профессии, может обеспечить развитие производства и рост экономики России.

Новую концепцию разработали и предложили Министерство просвещения эксперты АСИ совместно со специалистами WorldSkills. Она отвечает задачам и целям «Майских указов» президента, нацпроекта «Образование» и действующих в его рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда» в областях внедрения новых методов обучения и реформирования предмета «Технология», а также повышения вовлеченности, выявления талантливых школьников и ранней профориентации.

Концепция преподавания: приоритеты, направления и компетенции

Концепция предполагает, что уроки будут направлены на приобретение ключевых знаний и навыков XXI века, которые пригодятся учащимся в профессиональной сфере и обычной жизни. На первое место выходят не навыки самообслуживания, как это было в старых уроках труда, а новые технологии.

Приоритет в обучении отдается исследовательской деятельности и реализации проектов научно-технического творчества молодёжи (НТТМ). В программу включаются темы и разделы, содержащие знания из разных образовательных областей. Применение межпредметных связей стимулирует интерес к другим дисциплинам, облегчает их освоение, учит мыслить системно и обобщать знания.

В результате освоения предмета учащиеся должны:

  • научиться работать в команде и овладеть проектным подходом;
  • узнать методы проектирования, конструирования, решения изобретательских задач;
  • освоить ключевые базовые элементы развивающихся перспективных технологий;
  • сформировать навыки активного применения ИКТ в учебном процессе;
  • получить опыт использования механического и электрического ручного инструмента;
  • уметь применять основы программирования, техники анализа и работы с Big Data.

ispolzovanie-3d-ruchki-na-uroke-tekhnologii

Основные направления на уровне 1-4 классов:

  • знакомство с технологиями прошлого; при изучении всех предметов;
  • овладение основами программирования в рамках математики и информатики;
  • проектирование, изготовление устройств для исследований в рамках окружающего мира.

sborka-i-izgotovlenie-modeli-mashiny

Основные направления на уровне 5-8 классов:

  • практическое знакомство с профессиями из разных сфер и высокотехнологичными компетенциями;
  • создание учебных моделей и изготовление объектов для приобретения профессионального практического опыта;
  • получение базовых навыков и опыта для организации своей жизни, решения технологических и бытовых задач;
  • овладение проектной деятельностью и формирование навыков командной работы, коммуникации, обмена информацией, сотрудничества;
  • знакомство с технологиями, актуальными для региона проживания, рынками труда и профессиями.

zabivanie-gvozdej-dlya-osvoeniya-professii-stolyara

Постоянно обновляющиеся технологии, разные традиции и запросы регионов определяют гибкость предмета и широкий перечень возможных компетенций:

  • транспорт;
  • строительство;
  • среда «умный дом»;
  • робототехника и САУ;
  • промышленный дизайн;
  • обработка пищевых продуктов;
  • электротехника и электроэнергетика;
  • достижения цифровой промышленности;
  • технологии растениеводства и животноводства;
  • прототипирование и 3D-моделирование.

robot-iz-konstruktora

Модернизация среды образования — оснащение кабинета технологии

Внедрение концепции требует от школы переподготовки педагогов, новых учебно-методических комплектов и комплексов оснащения кабинетов технологии, которые позволят сформировать функциональные зоны для проектирования, производства и сборки.

Для эффективной реализации концепции необходимо использовать ресурсы детских технопарков «Кванториум», центров «Точка роста» и «IT-куб», которые создаются в рамках национального проекта «Образование» и входящих в него ФП «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребенка».

osnashchenie-kabineta-kompyuterami

Новые методы преподавания позволят детям получать практический опыт, знакомиться с высокотехнологичными системами, ориентироваться в мире профессий и добиться главной цели — повысить качество образования.

Компания «Логия» предлагает оборудование для оснащения кабинетов технологии: классов домоводства, универсальных, столярных и слесарных мастерских, конструирования и робототехники. В нашей компетенции и поставка комплексных решений для создания технопарков «Кванториум», центров «IT-куб» и «Точка роста».

Оснащение кабинета технологии регламентируется министерскими рекомендациями и четкими нормативами ФГОС. В документации определяется перечень типового оборудования, которого будет достаточно для выработки правильных умений и отличного усвоения материала по предметной дисциплине.

Оборудование для класса технологии в общеобразовательной школе должно соответствовать параметрам:

  • Безопасность для жизни и здоровья школьников;
  • Компактность, возможность эргономичного хранения в кабинете;
  • Простота эксплуатации и ухода;
  • Актуальность содержательному наполнению школьной программы;
  • Соответствие функционального наполнения и визуального оформления возрастным характеристикам, физическому и эмоциональному развитию школьников.

Как происходит оснащение кабинета технологии по ФГОС?

Каждая школа имеет возможность использовать перечень средств для материального оснащения кабинета. Все варианты оборудования подразделяются на несколько категорий: обучающие средства учебно-практического, демонстрационного и наглядного предназначения, инструменты для мальчиков и девочек . Оснащение не ограничивается исполнением требований по закупке материально-технической базы, целесообразно добавить компьютерную и интерактивную технику.

Любое общеобразовательное заведение может использовать готовый перечень обучающих средств в качестве теоретический базы для процедуры оснащения. Предложенный министерством список не считается завершенным, а школы могут его пополнять за счет постоянных инвестиций.

Наполнение мастерских инновационными инструментами и оборудованием включает замену старых механических устройств новыми электрическими и интерактивными моделями.

В перечень общего учебно-практического и наглядного оборудования для технологического кабинета входят:

  • Рабочая одежда для школьников;
  • Средства для защиты глаз;
  • Аптечка для оказания неотложной медицинской помощи;
  • Технологические карты, схемы, плакаты и стенды по темам уроков.

В состав кабинета технологии включены устройства для изучения материалов для девочек и мальчиков. Занятия по технологии с девочками ориентированы на изучение основ швейного дела и кулинарии.

В зависимости от содержательного наполнения школьной программы, в кабинет технологии для девочек устанавливаются:

  • Рабочие поверхности, стулья и столы.
  • Швейные машинки, оверлок, ткацкий станок, манекены.
  • Измерительные инструменты и приспособления для ручного шитья.
  • Кухонное оборудование.
  • Техника для тепловой обработки и разделки пищевых продуктов.
  • Посуда и набор для сервировки стола.

Мальчики изучают столярное и слесарное дело, а также принципы ведения дома.

Соответственно, в кабинете технологии потребуется наличие столярных инструментов, измерительное оборудование, материалы для разметки, слесарные приборы, электрические инструменты, бытовые приборы и инструменты для сантехнических работ.

Чтобы во время уроков трудового обучения школьники могли полноценно овладеть умениями, которые им действительно пригодятся в жизни, учебному заведению необходимо приобрести разнообразное оснащение. Для облегчения подбора приборов, инструментов и приспособлений Минобразования РФ разработан рекомендуемый перечень оборудования для кабинета технологии, составленный в соответствии с ФГОС. Он приводится в Письме от 01.04.2005 года № 03-417.

Об оснащении кабинета технологии для девочек

Обучение девочек, как правило, ведут в двух направлениях – швейное дело и кулинария. Вот что понадобится для кройки и шитья:

  • рабочие столы;
  • швейные машины;
  • комплект лекал для раскроя;
  • ножницы и линейки для раскроя;
  • комплекты для рукоделия: вышивания, вязания крючком и на спицах.

Все вышеперечисленное оборудование для кабинета технологий для девочек закупается в таком количестве, чтобы на уроке каждая ученица могла пользоваться им индивидуально. Также есть оснащение, которое приобретают из расчета по два экземпляра на мастерскую: утюг, отпариватель, гладильную доску и оверлок. Еще стоит поставить манекен для примерок и подгонок одежды.

Необходимо постепенно заменять устаревшее оборудование современным

На уроках приготовления пищи учащихся разбивают на группы по 4–5 человек, таким образом получается 6–7 бригад, у каждой из которых должен быть свой комплект кухонного оборудования для работы. А именно:

  • электроплита,
  • рабочий стол,
  • мойка,
  • шкаф с сушкой для посуды.

Кроме того, бригада должна быть обеспечена разнообразным инвентарем: кастрюлями и сковородами, ножами и разделочными досками, приспособлениями для работы с тестом, овощами, мясом, рыбой. Также понадобится набор столовой посуды.

На мастерскую нужны холодильник и микроволновка, двое настольных весов и два комплекта приборов для сервировки стола, по два чайных и столовых сервиза.

Какое оснащение заказать в кабинет технологии для мальчиков

Мальчиков в школе традиционно обучают столярному или слесарному мастерству. Для того и другого понадобятся соответствующие станки, наборы инструментов, приспособления для разметки и измерения на каждого ученика на уроке. На мастерскую также необходимо иметь два набора сверл по дереву или металлу. Еще в количестве на каждого учащегося рекомендуют приобрести:

  • для столярного дела – наборы для резьбы по дереву и выпиливанию лобзиком, прибор для выжигания;
  • для слесарного – набор напильников.

Последнее время популярно такое направление трудового обучения, как конструирование машин и механизмов. Для этого среди оборудования кабинета технологии для мальчиков должны быть конструкторы, в том числе с элементами компьютерного управления. Их следует приобрести в таком количестве, чтобы можно было проводить фронтальную работу (один набор – на два ученика в мастерской).

Робототехника – интересное ученикам наполнение уроков технологий

Что еще понадобится

Для кабинета технологии в школе необходимо также техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор, экран. С их помощью учителя могут демонстрировать фильмы и слайды по темам обучения, показывать мастер-классы, проводить тренинги, а еще – делать контрольные опросы с быстрым оцениванием всех присутствующих.

Обязательно следует приобрести плакаты с правилами техники безопасности, стенды по темам школьной программы. Нужны также халаты для кулинарии и работы на станках, для последнего занятия понадобятся еще защитные очки.

Необходимые наименования для оснащения кабинета технологии в соответствие с ФГОС можно заказать в центре «Ректор». У нас найдется все – от кастрюли до лобзика, от иголки до ноутбука.

2007-2021 © ООО "Центр Ректор"
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

2007-2021 © ООО "Ректор"

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Читайте также: