Какие огнетушители должны быть в компьютерном классе

Обновлено: 07.07.2024

Порядок определения типа и количества первичных средств пожаротушения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 31.12.2020) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".

Нормы обеспечения переносными огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций)

Категория помещения по пожарной и

взрывопожарной опасности

Огнетушители с рангом тушения

модельного очага

(4A, 144B, C) или (144B, C)

(2A, 55B, C) или (55B, C)

(2A, 55B, C) или (55B, C)

Примечания: 1. В помещениях, в которых находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители.
2. Допускается использовать иные первичные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара и ранг тушения модельного очага пожара, в том числе генераторы огнетушащего аэрозоля переносные.
3. Выбор типа огнетушителя должен быть определен с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.

Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций)

Категория помещения по пожарной

и взрывопожарной опасности

Предельная защищаемая

площадь (кв. метров)

Количество огнетушителей с рангом тушения

модельного очага (не менее штук)

2 - 6A или 1 - 10A

2 - 144B или 1 - 233B

2 - (6A, 144B, C)
или 1 - (10A, 233B, C)

2 - (6A, 144B, C, E)
или 1 - (10A, 233B, C, E)

2 - 6A или 1 - 10A

2 - 144B или 1 - 233B

2 - (6A, 144B, C)
или 1 - (10A, 233B, C)
или 2 - (144B, C) или 1 - (233B, C)

2 - (6A, 144B, C, E)
или 1 - (10A, 233B, C, E)
или 2 - (144B, C, E)
или 1 - (233B, C, E)

Примечания: 1. В помещениях, в которых находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители.
2. Допускается использовать иные первичные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара и ранг тушения модельного очага пожара.
3. Выбор типа огнетушителя должен быть определен с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.

Нормы обеспечения огнетушителями железнодорожного подвижного состава

Наименование объекта защиты

Класс пожара

Количество огнетушителей с рангом тушения

модельного очага (не менее штук)

2 - (2A, 55B, C, E)
или 2 - (2A, 55B, E)

2 - (2A, 55B, C, E)
или 2 - (2A, 55B, E)

Электропоезда, дизель-поезда, дизель-электропоезда

6 - (2A, 55B, C, E)
или 6 - (2A, 55B, E)

4 - (2A, 55B, C, E)
или 4 - (2A, 55B, E)

Рельсовые автобусы, автомотрисы

2 - (2A, 55B, C, E)
или 2 - (2A, 55B, E)

4 - (2A, 55B, C, E)
или 4 - (2A, 55B, E)

2 - (2A, 55B, C, E)
или 2 - (2A, 55B, E)

Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров:

с водяным или комбинированным отоплением

1 - (2A, 55B, C, E),
2 - (34B, C, E)

2 - (2A, 55B, C, E),
2 - (34B, C, E)

2 - (2A, 55B, C, E),
1 - (34B, C, E)
или 2 - (2A, 55B, E),
1 - (34B, C, E)

3 - (2A, 55B, C, E),
2 - (34B, C, E)

Двухэтажные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров

2 - (2A, 55B, C, E),
3 - (34B, C, E)

3 - (2A, 55B, C, E),
3 - (34B, C, E)

Вагоны служебно-технические, служебные, испытательные и измерительные лаборатории

2 - (2A, 55B, C, E)
или 2 - (2A, 55B, E)

Специальный железнодорожный подвижной состав

2 - (2A, 55B, C, E)
или 2 - (2A, 55B, E)

Примечания: 1. В железнодорожном подвижном составе, в котором находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители.
2. Допускается использовать иные первичные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара и ранг тушения модельного очага пожара.
3. Выбор типа огнетушителя должен быть определен с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.


Если у Вас возникнут сложности в выборе огнетушителей и их количества для Вашего объекта - обращайтесь, мы Вас бесплатно проконсультируем.

Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения

1. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок.

2. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности.

3. Комплектование импортного оборудования огнетушителями производится согласно условиям договора на его поставку.

4. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в защищаемом помещении или на объекте следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов:

класс А - пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага);

класс В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ;

класс С - пожары газов;

класс D - пожары металлов и их сплавов;

класс (Е) - пожары, связанные с горением электроустановок.

Выбор типа огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При их значительных размерах необходимо использовать передвижные огнетушители.

5. Выбирая огнетушитель с соответствующим температурным пределом использования, необходимо учитывать климатические условия эксплуатации зданий и сооружений.

6. Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному по области применения.

7. Для предельной площади помещений разных категорий (максимальной площади, защищаемой одним или группой огнетушителей) необходимо предусматривать число огнетушителей одного из типов, указанное в таблицах 1 и 2 перед знаком "++" или "+".

8. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей.

9. Помещения категории Д могут не оснащаться огнетушителями, если их площадь не превышает 100 м 2 .

10. При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется согласно п. 14 и таблицам 1 и 2 с учетом суммарной площади этих помещений.

11. Огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, должны заменяться соответствующим количеством заряженных огнетушителей.

12. При защите помещений ЭВМ, телефонных станций, музеев, архивов и т.д. следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемыми оборудованием, изделиями, материалами и т. п. Данные помещения следует оборудовать хладоновыми и углекислотными огнетушителями с учетом предельно допустимой концентрации огнетушащего вещества.

13. Помещения, оборудованные автоматическими стационарными установками пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями на 50%, исходя из их расчетного количества.

Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями

Категория помещения Предельная защищаемая площадь, м 2 Класс пожара Пенные и водные огнетушители вместимостью Порошковые огнетушители вместимостью, л/ массой огнетушащего вещества, кг Хладоновые огнетушители вместимостью 2 (3) л Углекислотные огнетушители вместимостью, л/ массой огнетушащего вещества, кг
10 л 2/2 5/4 10/9 2/2 5 (8)/ 3 (5)
А, Б, В
(горючие газы и жидкости)
200 А 2 ++ 2 + 1 ++
В 4 + 2 + 1 ++ 4 +
С 2 + 1 ++ 4 +
D 2 + 1 ++
(Е) 2 + 1 ++ 2 ++
В 400 А 2 ++ 4 + 2 ++ 1 + 2 +
D 2 + 1 ++
(Е) 2 ++ 1 + 2 + 4 + 2 ++
Г 800 В 2 + 2 ++ 1 +
С 4 + 2 ++ 1 +
Г, Д 1800 А 2 ++ 4 + 2 ++ 1 +
D 2 + 1 ++
(Е) 2 + 2 ++ 1 + 2 + 4 + 2 ++
Общественные
здания
800 А 4 ++ 8 + 4 ++ 2 + 4 +
(Е) 4 ++ 2 + 4 + 4 + 2 ++

1. Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для класса А – порошок АВС(Е); для классов В, С и (Е) – ВС(Е) или АВС(Е) и класса D – D.

2. Для переносных пенных, водных, порошковых и углекислотных огнетушителей приведена двойная маркировка: старая маркировка по вместимости корпуса, л/ новая маркировка по массе огнетушащего состава, кг. При оснащении помещений переносными огнетушителями допускается использовать огнетушители как со старой, так и с новой маркировкой.

3. Знаком "++" обозначены рекомендуемые к оснащению объектов огнетушители, знаком "+" – огнетушители, применение которых допускается при отсутствии рекомендуемых и при соответствующем обосновании, знаком "–" – огнетушители, которые не допускаются для оснащения данных объектов.

4. В замкнутых помещениях объемом не более 50 м 3 для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей, или дополнительно к ним, могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.

Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями

Категория помещения

Предельная защищаемая площадь, м 2

Класс пожара

Воздушнопенные огнетушители вместимостью 100 л

Комбинированные огнетушители вместимостью (пена, порошок), 100 л

Порошковые огнетушители вместимостью 100 л

Углекислотные огнетушители вместимостью, л

1. Для тушения очагов пожаров различных классов порошковые и комбинированные огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для класса А – порошок АВС(Е); для класса В, С и (Е) – ВС(Е) или АВС(Е) и класса D – D.

2. Значения знаков "++", "+" и "–" приведены в примечании 2 таблицы 1.

14. Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений; 30 м для помещений категорий А, Б и В; 40 м для помещений категории Г; 70 м для помещений категории Д.

15. На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения.

Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы.

16. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.

17. Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.

18. В зимнее время (при температуре ниже 1 о С) огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

19. Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.

20. Асбестовое полотно, войлок (кошму) рекомендуется хранить в металлических футлярах с крышками, периодически (не реже 1 раза в три месяца) просушивать и очищать от пыли.

В любых образовательных учреждениях с 2012 года действует особый противопожарный режим. Это означает, что персонал школ, а также учащиеся обязуются соблюдать требования соответствующего Постановления Правительства, в котором прописано, чем и в каких объемах оснащаются классные кабинеты, лаборатории для предупреждения пожаров.

Отдельные стандарты указывают типы огнетушителей для школы, их технические возможности, способы размещения. Что касается эксплуатации и специального обслуживания устройств, то здесь отталкиваются как от законодательных норм, так и от рекомендаций производителя.


Пожарная безопасность в школе

Формально правил пожарной безопасности (ППБ) конкретно для школ не существует. Это основная трудность для руководящего состава и ответственных лиц. Однако, учесть все факторы, ограничения и стандарты вполне реально, если знать, какими нормативными актами контролируется «противопожарный режим».

На заметку. Для ознакомления МЧС издает ведомственные правила, разъясняющие требования ППБ для школ ППБ-101-89. Также общие нормы пожарной безопасности в образовательных учреждениях прописываются (с выдержками из законов) в сборнике рекомендаций МЧС (Приложение 1), действующим по состоянию на 2019–2020 гг.

Правила

ППБ для школ, базирующиеся на постановлении о противопожарном режиме – весьма объемный документ. В нем учтена каждая деталь: количество огнетушителей в здании, требования к автоматическим системам пожарной защиты, способы хранения легковоспламеняющихся материалов, порядок уборки помещений, содержание электрощитков и т. д. Об этих и других правилах информация приводится ниже.


Требования к зданиям и помещениям

Строительные нормы, как правило, учитываются при проектировании здания, коммуникаций. Однако, монтаж систем пожаротушения также считается формой реконструкции, поэтому школы проверяются на соответствие СНиП и ГОСТ.

По классу пожароопасности школы относятся к категории Ф4.1. Это значит, что на этаже должно находиться как минимум 2 пожарных выхода (эвакуационных), а число эвакуационных выходов на первом этаже должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Предел огнестойкости несущих конструкций рассчитывается поэтажно и не может быть ниже значения R45.

Здания школ оснащаются пожарными лестницами выдвижного типа. Отделка и облицовка стен кабинетов, путей эвакуации регламентируются, помимо вышеперечисленных актов, Техрегламентом РФ.

Система пожаротушения

Пожарная автоматика в обязательном порядке снабжается сигнализацией с подключением к диспетчерской МЧС (ЦУС).

Нормы для установок пожаротушения:

В общеобразовательных учреждениях используются установки водяного типа (спринклерные, дренчерные). При этом пожарный водопровод устанавливается только в школах-интернатах. Остальные учреждения обходятся наружными гидрантами, резервуарами, трубопроводами, которые обслуживаются администрацией города.

Допускается применение огнетушителей порошкового и газового типа в кабинетах информатики, технологии, химии, физики, а также технических помещениях и архивах (стационарные и автономные устройства).

Огнетушители в школе

Согласно противопожарному режиму, на каждом этаже школы устанавливается минимум 2 огнетушителя. Масса их заряда подбирается с учетом общей площади, пожарооопасности материалов (пластик, дерево, бетон). Однако, если на этаже находится помещение со взрывоопасной техникой или веществами, количество огнегасящих устройств увеличивается на столько единиц, чтобы заряда хватило на тушение одновременно всех возможных очагов.

Поэтому вопрос, сколько в школах должно быть огнетушителей, неуместен. Ведь пожароопасность объекта рассчитывается индивидуально.

В 2020 году уже действует ГОСТ о пожарных капсулах (0,5 кг), которые тушат пламя при их вбрасывании в огонь. Несмотря на низкую эффективность, одного такого огнетушителя хватит, чтобы вырваться из огненной ловушки или выиграть время при эвакуации. Поэтому качество оснащения школ средствами пожаротушения зависит только от руководства.

Общие требования к ним

Современные модели средств пожаротушения разнообразны по наполнению и возможностям. От того, какая установлена норма огнетушителей в школах, зависит порядок эксплуатации оборудования. Чем сложнее (опаснее) агрегат, тем чаще проводится техобслуживание и периодические проверки на работоспособность.

Все устройства соответствуют требованиям безопасности при правильной эксплуатации. Баллоны не срабатывают без срыва чеки и предохранителя, имеют прочную стальную конструкцию, о чем свидетельствует документация на испытания.

Виды и типы

Далее рассмотрим, какие огнетушители должны быть в школе. Виды – переносные (до 20 кг) и передвижные (до 450 кг), самосрабатывающие или ручные – определяются площадью помещений, их пожарным риском. Типы устройств – порошковые, газовые, пенные – классом пожара.

Важно. Школьные лаборатории и кабинеты (химии, информатики, технологии и т. д.) оснащаются как минимум одним огнетушителем объемом 3–5 л в зависимости от того, что в кабинете может загореться. Порошковые и углекислотные модели используются в СИЗ и очках, пенные и водные нетоксичны, но предназначены для тушения ограниченного списка веществ.

Места расположения и высота

Пожарные шкафы (стенды) размещаются в доступном и видном издалека месте. Как правило, в коридорах огнетушители располагаются вдали от арок, дверей и со стороны окон (опорная ниша). В кабинетах устройства размещаются у кафедры (доски).

Есть правило, на какой высоте вешать огнетушитель от пола в школе. Передвижные (от 15 кг) крепятся к полу или стене. Главное требование – чтобы высота установки не превышала 1 м. Переносные вешаются на высоте до 1,5 метра. Схема и расположение огнетушителей в школах отображаются в плане эвакуации.


Расчет количества

Чтобы произвести расчет того, сколько потребуется огнетушителей на всю школу, требуется знать технические параметры агрегатов (площадь тушения, масса заряда):

  1. Определяют класс пожароопасности помещений (с реактивами, электрооборудованием, ЛВЖ, техническими установками) – ст. 27 документа (в основном классы АБ).
  2. Рассчитывают площадь помещений, которые оснащаются огнетушителями в обязательном порядке, а также общую (по проекту БТИ). Это требуется для того, чтобы определить, сколько огнетушителей будет висеть в здании.
  3. Переходят к правилам противопожарного режима (Приложение 1, 2 Постановления Правительства №390), путем сопоставления данных определяют нужное количество. Для оборудования пожарных щитков используют отдельную таблицу.

Внимание! При расчете учитывают расположение огнетушителей (минимум 2 на этаж и по 1 во взрывоопасные кабинеты). Количество образцов может быть сокращено не более чем на половину – в школах действуют автоматические системы пожаротушения. Примеры подсчетов приводятся по ссылке (п. 2.4).

ТО устройств и проверка

Плановые проверки проводятся ежемесячно, поквартально, ежегодно ответственными за пожарную безопасность лицами. Специалистами проверяется давление в баллонах, вес заряда (утечки), целостность пломб.

ТО осуществляется на лицензированных станциях обслуживания (освидетельствование емкостей, перезарядка).


Периодичность

Каждый вид огнетушителей имеет разные сроки обязательного ТО (один раз в год, два, пять). На периодичность техосмотра также влияют условия эксплуатации – температура, агрессивная среда, влажность, осадки.

Срок годности и перезарядка

Период эксплуатации огнетушителей ограничивается сроком службы оборудования (5–15 лет) и заряженного ОТВ (1–5 лет). Перезарядка осуществляется в случае использования ОТВ, после окончания срока его годности, а также при повреждении баллона или механизма ЗПУ.

Законодательная база

Основные типы огнетушителей регламентируются нормативными актами:

Качество огнетушителей оценивается по ГОСТ СПКП.

Ответственный за ПБ

Помимо директора, за пожарную безопасность в школах отвечает ведущий специалист по ПБ. Он занимается ведением документации по огнегасящему оборудованию, заполняет акт проверки огнетушителей в школах, проводит инструктажи и учебные эвакуации.

Кстати. Сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям и нормам, изложенным в законе о пожарной безопасности №69-ФЗ, приказе МЧС №645, приказе Минтруда №814н.

Штрафы и наказание

За несоблюдение обязанностей по ППБ (ст. 37 №69-ФЗ) директора школ, собственники зданий, главы муниципалитетов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Профилактика пожаров в школе

Процесс должным образом контролируется не только персоналом учреждения, но и ГПН МЧС.

Что понимается под профилактикой:

  1. Использование огнетушителей согласно инструкции.
  2. Контроль комплектности средств пожаротушения, их соответствия нормам.
  3. Своевременное ТО (закачка газа, порошка, раствора).
  4. Обучение персонала и школьников основам ПБ (эвакуация, эксплуатация огнетушителей).

Выводы

Оснащение образовательных организаций огнетушителями – трудоемкий процесс, основанный на анализе целого свода законов. Чтобы определить нужное количество устройств, необходимо взять за основу общую площадь учебного заведения. Ведь без этого беспорядочное размещение огнетушителей не будет соответствовать нормам пожарной безопасности.

Требования к кабинетам информатики в общеобразовательных организациях регламентированы в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10) (п.4.11), СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (далее-СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), СанПиН 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений" (далее - СанПиН 2.2.4.1294-03). В соответствии с п. 4.11 СанПиН 2.4.2.2821-10 площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 определяют требования к эксплуатации кабинетов с ПЭВМ и организации рабочих мест с ПЭВМ.

Основные требования, соблюдение которых должно быть обеспечено при эксплуатации кабинетов информатики (с ПЭВМ) в общеобразовательных организациях.

- Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях (п.3.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и другие (п.3.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5 (п.3.5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации (п.3.7. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);

- В помещениях всех типов образовательных и культурно-развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (приложение 2) (19-21 град С при относительной влажности воздуха 62-55% соответственно) (п.4.3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ (п.4.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам - п.2.4. СанПиН 2.2.4.1294-03 (п.4.5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Концентрации аэроионов, ро (ион/см3)

Коэффициент униполярности, У

- Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева (п.6.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения (п.6.2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Коэффициент пульсации не должен превышать 5% (п.6.14. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп (п.6.15. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7 (п. 9.5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. (п.9.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений (п. 9.7. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ (п.11.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

1) две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов);

2) ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

3) опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

4) отсутствие ящиков;

5) увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером (п.11.2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

- Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви (Приложение 4) (п.11.3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Кабинет информатики - это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, являющееся средством осуществления Государственной программы информатизации системы среднего образования, обеспечивающее подготовку учащихся к жизни в условиях мирового информационного общества, повышение уровня образования. Поэтому важно помнить, что от содержания работы кабинета информатики в школе зависит, каким будет выпускник общеобразовательной школы.


Аптечка в кабинете информатики

Аптечка в кабинете информатики наполнена такими средствами:

■ Индивидуальные перевязочные антисептические средства – 3 шт., пакеты без бинтов (3шт.), с бинтами (3шт)

■ бинты (3шт)

■ вата (2 пакета)

■ жгут (1шт)

■ настойка йода – 1 флакон (10 ампул)

■ нашатырный спирт - 1 флакон (10 ампул)

■ сода питьевая – 1 пачка

■ 2-4-%ный раствор борной кислоты – 1 флакон (250 мл)

■ 3% -ный раствор уксусной кислоты – 1 флакон (250 мл)

■ перманганат калия (свежеприготовленный раствор)

■ пероксид водорода

На дверце аптечки записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь.


Первичные средства пожаротушения в кабинете информатики

Кабинет информатики обязательно должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТа 12.4.009-83:

- путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;
- путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами в специальные тумбы или на пожарные стенды.
Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение попадание на них прямых лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов. Для ревизии, ремонта или замены нельзя отправлять все огнетушители сразу. Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется учителем, ответственным за кабинет. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

Основные документы, необходимые учителю информатики в работе

Обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений достигается, прежде всего, установлением жесткого противопожарного режима и обучением обслужи-вающего персонала и учащихся мерам пожарной безопасно-сти и действиям во время пожара.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений в соответствии с действующим законодательством возлагается на их руководителей. Ответственность за пожарную безопасность отдельных помещений (кабинеты, мастерские, лаборатории), электросетей и т.п. определяет руководитель учреждения.
Территория учебных учреждений, а также участки, прилегающие к ним, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п., так как при пожаре этот "легковоспламеняющийся" мусор будет способствовать распространению огня на школьные постройки.
Иногда при очистке примыкающей к школе территории от опавших листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут быть занесены на кровлю здания, что может привести к пожару.
Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда мели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
Современные пожарные машины автоцистерны (АЦ) вывозят тот запас воды, которого в большинстве вполне достаточно, чтобы успешно бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, сети пожарных гидрантов. За всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.
В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. С какой целью он разрабатывается?
Если в школе возник пожар, в первую очередь необхо-димо очень быстро и организовано эвакуировать всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.
В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.
План эвакуации состоит из 2-ух частей – графической и текстовой.
В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара, красными стрелками – основные эвакуационные выходы, зелеными и штрих пунктирными – резервные эвакуационные выходы. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно выходят из здания школы, указываются запасные. На схеме указыва-ются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплексом противопожарного инвентаря).
До прибытия пожарных уч-ся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести в теплое помещение, вызвать скорую помощь для оказания медицин-ской помощи пострадавшим, выполнять отдельные поручения по тушению пожара.
Каждое школьное здание должно иметь не менее 2-ух эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по направлению выхода из здания и оборудоваться легко открывающимися запорами. В противном случае створки двери будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет выход. В ночное время пути эвакуации должны быть освещены. Электричество вошло в повседневную жизнь каждого человека. Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит в движение станки и машины, широко используется на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту.
Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое обраще-ние с электрооборудованием приводит к пожару.
Прежде, чем приступить к работе в школьных производ-ственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять их.
Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь помеща-ются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющие-ся жидкости (ЛВЖ), газовые горелки, спиртовки, электро-плитки и т.д. В химических лабораториях, например, возникновение пожара может произойти даже без непосред-ственного воздействия внешних причин. Многие из химиче-ских веществ и реактивов (перекись водорода, глицерин), применяемых в химических кабинетах, обладают пожаро-опасными и взрывоопасными свойствами. Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры безопасности.
В школьных химических лабораториях все реактивы должны храниться у преподавателей (лаборантов). ЛВЖ (бензин, эфир, ацетон, керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом сейфе, вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3 л. Спирты, бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостя-ми следует пользоваться крайне осторожно. Не разрешается уч-ся заправлять ими нагревательные приборы.
Чтобы не допустить несчастных случаев, занятия в физических лабораториях с применением реактивов, электри-ческих и нагревательных приборов разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед занятиями нужно убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств пожаротушения, также необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с реактивами имелись этикетки, убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный металлический ящик с плотной крышкой.
Классные доски, парты, шкафы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских не были заставлены.
Тушение ряда воспламеняющихся веществ и жидкостей (бензин, керосин) водой производить нельзя, т.к. эти жидко-сти, будучи легче воды, всплывают на ее поверхность и продолжают гореть, увеличивая площадь горения при растекании воды. Поэтому в химических лабораториях и производственных мастерских должны быть средства тушения пожаров (углекислотный огнетушитель, плотное покрывало, песок).
Перед началом занятий в кабинетах химии и физики уч-ся следует проинформировать о степени пожарной безопасно-сти веществ, применяемых для опытов. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами уч-ся в отсутствии преподавателя не разрешается.
Чтобы предотвратить возможность пожара, после опытов, связанных с выделением огнеопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в шкафы, оборудо-ванные вентиляцией.
В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количество, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя оставлять в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, т.к. может произойти воспламенение.
Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные занятия в химических и физических кабинетах, производственных мастерских.
В школах часто проводятся детские вечера, новогодние елки, спектакли, концерты. При проведении таких мероприя-тий в актовых залах собирается большое количество детей, иногда более 200 – 300.
На этот период директором школы назначается ответст-венный за противопожарное состояние, разрабатываются противопожарные мероприятия. Кроме того, на время проведения массового мероприятия обязательно надо устраивать дежурство членов ДЮП. А помещение обеспечить необходимым количеством первичных средств пожаротуше-ния (огнетушители, ведра с водой, и т. п.).
Помещение, в котором проводится мероприятие, должно иметь не менее 2-ух эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу или в коридор, сообщаю-щийся с лестничными клетками. При этом двери не только на путях эвакуации, но также из помещения, где проводится массовое мероприятие, должны открываться по направлению выхода из него
Количество мест в помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий, устанавливают из расчета 0, 75 квадратного метра на одного человека. Пускать людей в помещение больше, чем положено по норме, нельзя, потому что в случае возникновения пожара это может привести к серьезным трудностям при эвакуации.
Коридоры, проходы и выходы из зданий, предназначен-ные для эвакуации людей должны быть свободными. Двери из помещений во время проведения мероприятия запрещается закрывать на замки и трудно открываемые запоры. В поме-щениях, где проводится мероприятие, в оконных проемах не должно быть металлических и других решеток. Нельзя во время проведения мероприятий окна закрывать ставнями, а проходы к ним загромождать мебелью и др. предметами.
Веселый праздник - Новогодняя елка! Ребята не верят в существование Деда Мороза, но все же без него праздник не праздник. Но вот беда – в такие дни многие забывают, что малейшая неосторожность – и Дед Мороз может встретить ребят не подарками, а пожаром. В Школах елку следует устанавливать в помещениях не выше второго этажа, а в деревянных – только на первом. Крепить ее надо прочно. Елка не должна затруднять выход из помещения, а ее ветки касаться пола и потолка ( на расстоянии не менее одного метра) нельзя ставить елку вблизи отопительных и нагрева-тельных приборов. Запрещается украшать ее целлулоидными и другими легковоспламеняющимися игрушками обклады-вать подставку и ветки ватой и украшениями из нее. Обсы-пать бертолетовой солью, зажигать для иллюминации свечи и бенгальские огни. Иллюминировать елку разрешается только электрогирляндами заводского изготовления, смонтирован-ными опытными электромонтерами, с соблюдением соответ-ствующих правил.
Запрещается полностью гасить свет в помещениях во время проведения массовых мероприятий, а так же применять хлопушки, пиротехнические изделия, бенгальские огни, устраивать фейерверки.

ПАМЯТКА
ЕСЛИ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: ТРЕВОГА > ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ > ЭВАКУАЦИЯ > СБОР > ПЕРЕКЛИЧКА

ТРЕВОГА: если в школе произошел пожар, каждый заметивший его, в том числе и ученик, должен немедленно сообщить об этом учителю.
ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: о любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону – " 01 " , по сотовому телефону " 101 "
ЭВАКУАЦИЯ: услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату, прикрыв за собой дверь класса и по одному без паники следовать к сборному пункту. Классы должны идти ровным размеренным шагом, учитель следует сзади со школьным журналом. Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствуют в классе во время сигнала тревоги (например, находятся в туалете, учительской, столовой…) должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу. За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и т.п.
СБОР: место сбора должно быть заранее согласовано и указано в плане эвакуации. Придя на место сбора, каждый отдельный класс должен занять заранее определенное место и не расходиться.
ПЕРЕКЛИЧКА: немедленно после прибытия классов на место сбора, учитель проводит перекличку по журналу и сообщает директору школы об итогах переклички.

Читайте также: