Какие операции можно выполнить с текстовой информацией с помощью компьютера

Обновлено: 04.07.2024

Обработка текстовой информации — это использование программного обеспечения для ввода, коррекции и обработки текстовой документации, содержащей различную информацию.

Введение

Невзирая на обширнейшие возможности применения компьютерной техники для обработки самых разных информационных данных, наиболее используемыми всё-таки являются программные приложения, которые предназначены для работы с текстами. При работе с текстовыми документами на компьютере применяются следующие базовые операции:

  1. Ввод информации.
  2. Коррекция информации.
  3. Операции по оформлению документации.

Программные приложения, которые предназначены для работы с текстовой информацией, именуются текстовыми редакторами. Текстовые редакторы, или иначе текстовые процессоры, обладают обширными возможностями по обработке текстовых документов.

На сегодняшний день практически все лучшие текстовые редакторы включены в интегрированные программные пакеты, которые предназначены для использования в современных офисах. Для того, чтобы сформировать на компьютере документ при помощи текстового редактора нужно знать технологию информационной обработки.

Обработка текстовой информации

Поскольку известно очень много возможностей по созданию и оформлению текстового документа, то пользователям предлагается большой выбор программ по обработке этой документации. В наиболее общем виде они подразделяются на текстовые редакторы и текстовые процессоры. Для работы с текстовой информацией на компьютере обычно применяются программы общего предназначения, а именно, текстовые редакторы.

Текстовыми редакторами являются программные приложения для формирования, коррекции, форматирования, сохранения и распечатывания документации. Коррекцией или редактированием текста является набор операций по внутренней, то есть смысловой, и внешней, то есть оформительской, обработке текста. Современная документация может иметь в своём составе помимо текстовых данных и иные объекты, такие как, изображения, диаграммы, таблицы и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В качестве примера простого текстового редактора можно представить программу Note Pad, то есть блокнот, которая предназначена для формирования не очень больших, не отформатированных текстов. Как правило, программу блокнот применяют, чтобы проверить, а иногда и написать, HTML код для веб-страниц. Это объясняется тем, что блокнот пишет в свой файл лишь чистые коды символов без форматирования. Это очень удобно для программистов. Дальнейшим развитием возможностей текстового редактирования может считаться программа Word Pad, которая, аналогично Note Pad, входит в состав операционной системы Windows, но также является достаточно простой программой.

Текстовым процессором является программа, которая представляет более обширные возможности по сравнению с редактором по обработке текстовой информации. Текстовый процессор позволяет формировать документы, которые содержат информационные данные различных типов, таких как, например, графика и звук, а также позволяет создавать электронные документы. В качестве наиболее наглядного примера можно привести текстовый процессор Word.

Но известна ещё одна отдельная категория текстовых процессоров, которая именуется настольными издательскими системами. В качестве примера такой системы можно привести Adobe Page Maker. Издательские системы по отдельны параметрам аналогичны обычным текстовым процессорам, но, обычно, применяются для выполнения вёрстки. Они обладают обширным спектром читаемых форматов, то есть обладают возможностью обрабатывать файлы, сформированные в самых разных программах, а именно, текстовых, чертёжных, графических. Текст может быть просто вставлен в любой рисунок, как, впрочем, и рисунок может быть вставлен в текст. Помимо этого, есть инструменты для формирования простых фигур внутри самой программы. В цветных версиях имеется возможность работы с гаммой цветов, с точки зрения полиграфии, это именуется разложением цвета на составляющие.

Редактированием текста является весь операционный набор по внутренним и внешним видам обработки текста. Все тексты могут подвергаться «кроению», то есть из них можно вырезать фрагменты, компоновать их, делать вставки в рабочие материалы из других текстов, менять вставки местами и так далее.

Сегодняшние текстовые редакторы и процессоры дают пользователям обширные возможности по работе с документами. Все самые распространённые текстовые редакторы условно делятся на следующие группы:

  1. Текстовые процессоры общего предназначения. Например, Лексикон, Microsoft Word, Word Perfect и другие.
  2. Текстовые редакторы, предназначенные для научной документации. Например, ChiWriter, TeX и прочие.
  3. Текстовые редакторы исходных текстов программ. Например, Multi-Edit, встроенные редакторы систем программирования BASIC, Pascal и так далее.

Microsoft Word является основой каждого офиса и самой нужной и популярной программой из всего программного пакета Microsoft Office. При помощи этой программы можно выполнить ввод текста, а также сделать его оформление так, как это необходимо пользователю. Можно в файл вставлять таблицы и графики, а также изображения, аудио и видео данные.

После запуска программы формируется новый документ, именуемый как Документ 1, расположенный в центральном участке главного окна, и который является рабочей областью. В ней можно вводить и редактировать текст. Программа позволяет осуществлять следующие операции:

  • Формирование таблиц.
  • Осуществлять разработку форм и макросов.
  • Выполнять копирование объектов.
  • Осуществлять обработку больших документов.

Основными функциями программы Microsoft Word при обработке текстовых документов являются следующие:

Устройством для вывода текстовой информации
является:

б) экран дисплея;
в) дисковод;

Текстовый редактор — это программа, предназначенная для:

а) работы с текстовой информацией в процессе де лопроизводства, редакционно-издательской де­ ятельности и др.;

б) работы с изображениями в процессе создания
игровых программ;

в) управления ресурсами ПК при создании документов;

г) автоматического перевода с символических язы­
ков в машинные коды.

Текстовый редактор может быть использован для:

а) сочинения музыкального произведения;

в) написания сочинения;

г) совершения вычислительных операций;

К числу основных преимуществ работы с текстом
в текстовом редакторе (в сравнении с пишущей
машинкой) следует назвать:

а) возможность многократного редактирования тек ста;

б) возможность более быстрого набора текста;

в) возможность уменьшения трудоемкости при работе с текстом;

г) возможность использования различных шриф­тов при наборе текста.

К числу основных функций текстового редактора
относятся:

а) копирование, перемещение, уничтожение и сор­тировка фрагментов текста;

б) создание, редактирование, сохранение, печать текстов;

в) управление ресурсами ПК и процессами, использующими эти ресурсами при создании текста;

г) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

При работе с текстовым редактором необходимы
следующие аппаратные средства персонального
компьютера:

а) клавиатура, дисплей, процессор, оперативное запоминающее устройство; внешнее запоминаю­щее устройство, принтер;

б) мышь, c канер, жесткий диск;

в) модем, плоттер.

Набор текста в текстовом редакторе осуществляется­
с помощью:

Символ, вводимый с клавиатуры при наборе тек­
ста, отображается на экране дисплея в позиции,
определяемой:

а) задаваемыми координатами;

б) положением курсора ;

г) положением предыдущей набранной буквы.

а) устройство ввода текстовой информации;

б) клавиша на клавиатуре;

в) наименьший элемент изображения на экране;

г) отметка на экране дисплея, указывающая пози­цию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ.

а) указывается в строке состояния текстового ре­дактора;

б) указывается в меню текстового редактора;

в) указывается в окне текстового редактора;

г) совсем не указывается на экране.

Для переключения режимов при наборе пропис­ных и строчных букв в текстовых редакторах, как правило, служит клавиша:

При наборе текста одно слово от другого отделяет­ся:

Редактирование текста представляет собой:

а ) процесс внесения изменений в имеющийся текст;

б) процедуру сохранения текста на диске в виде
текстового файла;

в) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;

г) процедуру считывания с внешнего запоминаю­щего устройства ранее созданного текста.

При редактировании текста для удаления неверно набранного символа используется клавиша:

. Продолжите, выбрав нужное:

Для выбора необходимого раздела меню текстово­го редактора, как правило, используются:

а) клавиша < Enter >;

б) клавиши управления курсором;

г) не указанные функциональные клавиши.

Предположим, что курсор находится в позиции одного из разделов меню. После нажатия клавиши<Е nt е r >:

а) будет осуществлен вызов данного раздела меню;

б) будет осуществлен возврат из данного раздела меню в рабочее поле текстового редактора;

в) произойдет перемещение курсора на другой раз­дел меню;

г) ничего не случится.

Возврат из вызванного раздела в меню текстового редактора, как правило, осуществляется по нажа­тию клавиши:

в) управления курсором;

Поиск слова в тексте по заданному образцу явля­ется процессом:

а) обработки информации;

б) хранения информации;

в) передачи информации;

г) уничтожения информации.

Двоичный код каждого символа при кодировании текстовой информации в персональном компьюте­ре занимает в его памяти:

Для представления текстовой информации в компь­ютере используется алфавит мощностью:

а) способ организации текстовой информации, внут­ри которой установлены смысловые связи меж­ду ее различными фрагментами;

б) обычный, но очень большой по объему текст;

в) текст, буквы которого набраны шрифтом боль­шого размера;

г) распределенная совокупность баз данных, со­держащих тексты.

В режиме работы с файлами в текстовом редакторе пользователь осуществляет:

а) сохранение файлов, их загрузку с внешнего устройства;

б) обращение к справочной информации;

в) копирование фрагментов текстового файла;

г) редактирование текстового файла.

При считывании текстового файла с диска пользо­ватель должен указать:

а) размеры файла;

г) дату создания файла.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
Ищем студентов
для работы онлайн
в проекте «Инфоурок»

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Данный тестовый материал будет полезным для того, чтобы провести контроль знаний учеников по теме « Текстовая информация и компьютер ». Если вы ознакомитесь с этой разработкой более детально, то зметите, что о тличительной чертой данного теста является возможность проверить уровень знаний учащихся по нескольким темам одновременно. Просмотрев тест вы увидите, что он готовит для ваших воспитанников задания следующего характера:

- дать определение понятия «текстовый редактор»;

- выбрать вариант, который наиболее точно охарактеризует функции текстового редактора;

- указать, чем определяется положение символа, введенного с клавиатуры при наборе;

- выбрать операцию, которая не применяется при редактировании текста;

- указать, в виде чего хранится текст, который был предварительно набран в текстовом редакторе.

Когда вы хотите получить результат в какой-то области деятельности, то используете некоторую технологию, т. е. совокупность методов и инструментов.

Изучая предмет «Технология», вы знакомились с так называемыми «материальными» технологиями — технологиями обработки древесины, металла, ткани, лазерными технологиями, космическими технологиями, прототипированием и др.

Информационные же технологии отличаются тем, что как исходным материалом для них являются данные, так и для их применения также используются данные.

Информационные технологии (ИТ) — это совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств, объединённых с целью сбора, обработки, хранения, отображения и использования информации, представленной в цифровой форме.

По мере распространения компьютеров — универсальных устройств для обработки данных — сформировалась отдельная отрасль Информационные технологии (ИТ). Это очень важное и перспективное направление.

На уроках информатики основной школы информационные технологии классифицировались по видам обрабатываемой информации.

Исследование базовых принципов обработки информации мы начнём с обработки текста.

Среди вариантов текстовых документов можно выделить художественный текст, научный текст, деловой документ, рекламный текст, личный документ.

Наборы правил, рекомендуемых для создания каждого из перечисленных видов текста, различны.

В зависимости от выбранного вида текста следует подбирать и программное обеспечение (ПО). Рассмотрим классификацию ПО по назначению. Когда нужен текстовый документ простой структуры, то достаточно использовать текстовый редактор, например Блокнот для ОС Windows. Другими подобными текстовыми редакторами являются leavepad, gedit и др. Все текстовые редакторы имеют ограниченный набор функций для работы с текстовой информацией, но очень хорошо подходят для всевозможных заметок.

Более сложными программными комплексами для работы с текстовой информацией являются текстовые процессоры. Наиболее широко известны MS Word, LibreOffice Writer. Это полнофункциональные инструменты для работы с текстом, позволяющие включать в него таблицы и графические изображения, форматировать и структурировать текст, применять автоматическую нумерацию страниц и многое другое.

Бывают ситуации, когда нужно оформить текст с большим количеством специфических знаков, например, математических, химических или других формул. Обычно это касается разного рода научных материалов, а также студенческих курсовых работ. В этом случае удобно использовать свободно доступную систему подготовки публикаций TEX и наиболее популярную версию LaTEX.

Книги, журналы, другие многостраничные документы, требующие специального расположения текста, иллюстраций и других сложных объектов на странице, проходят весь цикл допечатной обработки на компьютере с использованием комплекса программных средств, называемых издательскими системами. Процесс создания компьютерного макета будущего печатного издания называют вёрсткой, а точную копию самого издания принято называть оригинал-макетом.

В качестве примеров таких программ можно назвать QuarkXPress, Adobe InDesign, Scribus. Последняя из них распространяется свободно, поэтому каждый из вас может её освоить.

Некоторые современные браузеры позволяют осуществлять автоматический перевод содержания страниц сайта на выбранный вами язык. Онлайн переводчики встроены в такие поисковые системы как Яндекс и Google.

Существует особый вид словарей — тезаурус — связь слов в них происходит на основе каких-либо лексических отношений. Например, слова-синонимы, слова-антонимы и т. д.

Когда вам нужно редактировать текст, напечатанный, например, в журнале, то для таких целей подходят системы оптического распознавания текста. С их помощью графическое изображение, получаемое при сканировании, преобразуется в текстовый документ в формате, удобном для редактирования. Наиболее известным является продукт отечественной компании ABBYY, который называется ABBYY FineReader.

Программы для работы с текстовой информацией используются ещё для создания текстов программ на языках программирования. Как правило, они интегрированы в системы программирования, но могут быть и самостоятельными программами или являться частью HTML-редакторов, в которых создаются веб-страницы. Примерами могут служить Geany, веб-редактор Blue Fish.

Нужно понимать, что многообразие ПО для работы с текстами представленными программами не заканчивается, их значительно больше. Каждый из вас при желании может составить расширенную схему, дополнив её другими программными продуктами.

Поговорим о подготовке текстовых документов. Она включает в себя три основные группы операций: ввод, редактирование и форматирование.

Ввод текста может осуществляться как прямым набором текста с клавиатуры, так и сканированием печатного документа. Операция ввода текста служит для формирования первоначального содержимого текстового документа и сохранения его в памяти компьютера.

Вспомним основные правила набора текста:

— между словами может быть только один пробел;

— переход на новую строку происходит автоматически;

— нажатие клавиши Enter означает конец абзаца;

— перед одинарными знаками препинания (: ; , . ! ?) пробел не ставится, а после них ставится;

— для скобок и других парных знаков (кавычки) пробелы ставятся с внешних сторон (до открывающих и после закрывающих), а внутри пробелы не ставятся;

— тире окаймляется пробелами с двух сторон, «дефис» в словах вводится без пробелов;

— для ввода римских цифр используются прописные латинские буквы I, V, X, L, C, D, M;

— для ввода неразрывного пробела используется комбинация клавиш Ctrl+Shift+пробел. В основном этот знак используется для записи дат, инициалов и другой информации, которую не принято писать на разных строках.

Для контроля ввода информации с клавиатуры полезно включать отображение непечатных символов. Эти символы не выводятся на печать, но отражают структуру документа. Рассмотрите примеры отображения некоторых скрытых символов для LibreOffice Writer в таблице.

Для автоматизации ввода существуют инструменты Автозамена, который автоматически исправляет наиболее частые опечатки и Автотекст, позволяющие по первым буквам автоматически вставить короткую фразу из списка элементов автотекста.

Большим преимуществом компьютерной технологии создания текстовых документов является возможность его редактирования, т. е. правки. Ввод и редактирование документа часто происходят параллельно. Редактирование существующего электронного документа происходит за счёт копирования, перемещения или удаления выделенных фрагментов текста, перестановки частей документа, слияния нескольких документов, разбиения одного документа на несколько более мелких и др.

Для того чтобы точно определить, как будет выглядеть текст на экране монитора или на листе бумаги после печати на принтере, используется операция форматирования. Операции форматирования могут применяться к отдельным объектам текстового документа, в этом случае говорят о прямом форматировании. Объекты и некоторые их свойства представлены на схеме.

В случае большого документа принято применять форматирование ко всему документу в целом — в этом случае используется стилевое форматирование. Однотипным структурным элементам текста назначается определенный стиль форматирования, т. е. набор параметров форматирования (шрифт, абзацные отступы и т. д.).

При создании текстовых документов следует придерживаться определённых правил:

• желательно выбирать один формат для всего основного текста, а для заголовков и смысловых фрагментов выбирать другой формат;

• количество разных цветов и шрифтов документа принято выбирать не более трёх;

• размер символов и междустрочный интервал выбираются комфортными для чтения;

• цветовая гамма должна соответствовать назначению документа;

• однотипную информацию лучше представлять в списках и таблицах;

• графические изображения использовать для того, чтобы дополнять содержание текста, их нужно выдерживать в едином стиле;

• фон и поля документа следует делать единообразными.

Для автоматизации работы текстовые процессоры содержат такие инструменты, как шаблоны, макросы и другие средства работы со структурными компонентами документа. Чтобы работать с шаблоном документа в текстовом процессоре LibreOffice Writer, достаточно в меню Файл выбрать Создать. Шаблоны…

Все шаблоны распределены по категориям:

• личная корреспонденция и документы;

• прочие деловые документы;

Среди шаблонов представлены современные деловые письма, резюме, визитки и др. Имеется возможность импорта/экспорта шаблона.

При работе с большими документами часто приходится выполнять некоторую одинаковую последовательность действий над разными фрагментами текста. Например, выделить определённым образом название школы во всём документе. Это занимает много времени. Для автоматизации процесса используются Макросы. В них один раз записывается необходимый алгоритм, макрос сохраняется и затем его можно применять к любому тексту в любое время для автоматизации процесса работы с документом.

В многостраничных документах (книгах, журналах, рефератах и т. д.) принято выделять структурные элементы — главы, параграфы, пункты и т. п., создавая при этом иерархическую структуру документа. Посмотрите на структуру своего учебника информатики. Вы видите, что в нём есть главы и параграфы. Главы находятся на первом уровне структуры документа, параграфы — на втором уровне.

В текстовых процессорах существуют специальные стили для создания иерархической структуры документа. Например, в LibreOffice Writer это стили с именами:

Если в документе к заголовкам разного уровня применено стилевое форматирование, то текстовый процессор автоматически создаст оглавление документа после специальной команды пользователя.

Современные текстовые процессоры устроены таким образом, что позволяют совершать совместную работу над одним и тем же документом. Вариантов организации такого совместного взаимодействия несколько, при этом существует возможность отслеживания внесенных в документ изменений каждым пользователем команды, поэтому важно, чтобы в документ были внесены корректные данные о пользователе, поскольку именно они останутся в редактируемом документе.

Проектной деятельности уделяется особое внимание в последнее время. В соответствии с ФГОС СОО, каждый ученик старшей школы готовит индивидуальный проект. Существуют определённые требования к оформлению проекта. Во многом они схожи с оформлением реферата.

Основные требования таковы:

• на листах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм);

• стандартные размеры полей обычно по 20 мм с каждой стороны;

• междустрочный интервал — полуторный;

• размер шрифта 12—14 пунктов;

• выравнивание абзаца по ширине;

• отступ первой строки 8—12 мм.

При работе с текстом существует множество задач, не связанных с процессом ввода и обработки. Представим некоторые возможности обработки текстовой информации, относящиеся к компьютерной лингвистике:

• поиск текста по заданным признакам;

• рубрицирование текста — разбиение текста на тематические подпотоки по заранее заданным рубрикам;

• реферирование текста — подготовка сокращённой версии;

• перевод текста с одного языка на другой;

• анализ текста на предмет выявления заимствований.

На сегодняшнем уроке мы определились с понятием информационных технологий.

Начали рассмотрение современных ИТ с возможностей программного обеспечения для работы с текстовой информацией.

Систематизировали программное обеспечение для работы с текстом в зависимости от назначения.

Рассмотрели три основные группы операций при работе с текстовой информацией — ввод, редактирование и форматирование.

Выяснили, что компьютерные технологии не только позволяют автоматизировать процесс создания текстовых документов за счет возможности работы с фрагментами, проверки правописания, использования шаблонов, макросов и др., но и решать множество других задач обработки текстовой информации.

Эти задачи относятся к области компьютерной лингвистики. К ним можно отнести поиск, рубрицирование, реферирование, перевод и анализ текста.


Конспект урока информатики в 4 классе. УМК "Перспективная начальная школа", авторы Бененсон Е.П., Паутова А.Г.


Содержимое разработки

Урок информатики, 4 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Текстовая информация. Обработка текста на компьютере.

Цель: формировать навыки форматирования текста в текстовом редакторе.

Образовательная:

Познакомить учеников с понятиями «текстовый редактор», «форматирование текста»;

Научить редактировать и форматировать текстовый документ.

Развивающая:

Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся, активность, интерес к предмету, правила работы в группе.

1. Организационный момент.
Наш урок посвящается

Тем, кто учит информатику,

Тем, кто любит информатику,

Тем, кто еще не знает, Что может любить информатику. Начнем факультатив.
2. Актуализация знаний
(1) Давайте поговорим о том времени, когда не было печатных книг.
Разве такое возможно? – удивитесь вы. Возможно!
Давным–давно книги писали вручную. Древний летописец очень долго сидел над книгами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой летописец работал многие месяцы и годы.
• Почему древние люди долго работали над созданием книги?
(писали вручную)
(2) Позднее люди стали печатать книги. На Руси зачинателем печатного дела был Иван Федоров. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Первая книга печаталась почти целый год.
• Ребята, скажите, а если бы Иван Федоров жил в наше время, что ему помогло бы быстрее создать книгу? Конечно компьютер. А почему?
Да, ребята, компьютер – это основной инструмент подготовки текстов.
(3) Подготовка документа на компьютере состоит из таких элементов, как
I. ввод текста
II. редактирование
III. форматирование
IV. печать.
Но сегодня мы остановимся только на редактировании и форматировании текста.
3. Изучение нового материала

(4) Тема нашего урока: «Текстовая информация. Обработка текстовой информации».

- Откройте учебник информатика с 16.

- Какие виды информации содержит книга? (текстовые, графические, числовые).
- Для создания и оформления рассказов, докладов, книг, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют более мощный текстовой редактор или текстовый процессор – Word.

- Прочитайте, что такое текстовый редактор и текстовый процессор. ( это программы для работы с текстом)

- Чем отличается текстовый процессор? (позволяет включать в документ, нетекстовые объекты, например рисунки.)
- Что можно сделать с текстовым документом, созданным на компьютере? (записать на диск в виде файла или вывести на принтер)

Рассмотрим схему на стр. 16. Прочитайте из чего состоит текст (из символов). Разделим символы, которые есть на клавиатуре, на подклассы.

Пробел Буквы Цифры Специальные знаки Управляющие символы

Русские ЛАТИНСКИЕ Математические знаки препинания Прочие знаки

Даны объекты класса «Символы» : Ш, d , 1, +, ?, ы,&, К какому подклассу отнесем каждый символ?

Ш – относится к подклассу «буквы русские прописные»

d – буквы латинские строчные

ы – буквы русские строчные

А как набрать прописную букву? (надо удерживать клавишу шифт)



Прочитайте, что обозначает клавиша энтер? (перевод строки, символ следующий за ним печатается с новой строчки)

Во время набора текста компьютер заменяет каждый символ его двоичным кодом. Давайте зачитаем текста под знаком – важная информация для чтения.

Какие коды хранит компьютер в памяти? (двоичные коды) Как кодируется каждый символ? (из восьми нулей и единиц) Сколько всего символов в кодовой таблице? (256)

Символ как объект имеет свойства. Найдите на с. 17 (прочитайте само-но) какие это свойства (Шрифт, размер, цвет и начертание)

Можно ли изменить символ? Найдите подтверждение в текста (символа можно изменить, это называется форматированием.)

Что нужно сделать чтобы форматировать символ? (нужно выделить символ и выбрать значение каждого свойства на панели «форматирование»)

Рассмотрите рисунки на доске или в учебнике. Что общего и чем отличаются? Это называется выравнивание текста. Текст можно выровнять с помощью значков на панели форматирование. (значки)

4. Первичное закрепление

Рассмотрите текст в рамках. Чем отличаются? Какое значение имеет свойство выравнивание у абзацев в рамках?

1 абзац – по левому краю

2 абзац – по ширине

3 абзац – по центру

4 абзац – по правому краю

Ус.18 з.17 (в тетрадь с. 50 з.50) выполнить в парах. Правила работы в паре.


По левому краю по центру по правому краю по ширине

5. Практическая работа

А сейчас я предлагаю вам закрепить полученные теоретические знания на практике. Будем работать в группах (1 ряд , 2 рад, 3 ряд). Вспомним правила работы в группе.


Найти на рабочем столе папку информатика, открыть документ ворд, выполнить задание, после этого сохранить изменения. Нужно отформатировать текст, изменив цвет шрифта, размер шрифта, выравнивание.

Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! ЗАЙКА Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. КОЗЛЕНОК
У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый. Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду - Я в траве его найду. КОРАБЛИК Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: - Прокати, капитан!

1 команда : цвет шрифта – красный, размер шрифта -20,выравнивание – по центру.

2 команда: цвет шрифта – синий, размер шрифта -14,выравнивание – по ширине

3 команда: цвет шрифта – зеленый, размер шрифта -12,выравнивание – по левому краю.

6. Итог урока:

Вот и подходит наш урок к концу! Давайте же вспомним, что нового вы узнали?

Примером текстовой информации может служить параграф школьного учебника, детская считалка, ремарка актера в пьесе, расписание уроков, магазинный чек и т.д.

Издавна люди пытались сохранить различного рода сведения на таких носителях, как камень, глина, береста, папирус, на смену которым пришла повсеместно используемая бумага.

Письменный текст записывали различными инструментами – острой костяной палочкой, перьевыми ручками, авторучками и с позапрошлого века стали печатать на пишущих машинках.

Чтобы зафиксировать большой объем информации или изменить смысл предложений, необходимо было проделывать огромную работу, трудоемкую и длительную. С помощью компьютера текстовую информацию можно с легкостью не только вводить, но и редактировать, сохранять, передавать и печатать любое количество копий на принтере. Компьютерные программы коренным образом изменили технологию письма . В современном мире все чаще бумажные документы заменяются электронными.

Причиной перехода к безбумажным технологиям во многих сферах деятельности человека является увеличение скорости и качества обработки информации, уменьшение себестоимости электронных носителей при росте цен на бумагу вследствие мирового экологического кризиса.

Представление текстовой информации в компьютере –это преобразование вводимых символов с помощью кодовой таблицы. Современная универсальная таблица кодировки Unicode позволяет охватить более 65 тысяч символов различных алфавитов, цифры, знаки препинания, математические и другие символы.

Фрагмент кодовой таблицы Unicode

Для каждого знака в памяти компьютера выделяется 2 байта или 16 бит двоичного кода. Таким образом, можно вычислить объем текстовой информации, легко перемножив количество символов (включая пробелы) на информационный вес одного символа. Для выражения крупных объемов информации используются такие единицы измерения, как килобайты, мегабайты и гигабайты.

Единицы измерения информации

Различают следующие виды текстовой информации:

  • фактуальная (отражает события, описание людей, мест действия, времени и т.д.);
  • концептуальная (открывает замысел автора, его позицию, точку зрения);
  • подтекстовая (дополнительная информация, позволяющая полнее раскрыть предыдущие виды информации).

Большинство текстов имеют сложную структуру, подразумевающую сочетание различных типов сведений: когнитивных, оперативных, эмоциональных и эстетических. Каждый из видов информации в тексте характеризуется своими особыми способами языкового выражения.

Текстовые документы

В целях упрощения работы с письменной информацией создали специальное программное обеспечение – текстовые редакторы (процессоры). Каждый текст, написанный в нем, будет называться текстовым документом. Это может быть и научная статья с формулами, и рассказ, и рекламное объявление.

Компьютерный текстовый документ как структура данных, реализованная с помощью гиперссылок, называется гипертекстом . Такой метод организации электронного документа позволяет в кратчайшие сроки переходить к необходимым сведениям и устанавливать связи между различными фрагментами текста.

Основные объекты текстового документа

Различают следующие основные структурные единицы текстового документа:

  • символ – самый маленький элемент текста;
  • слово – буквенный или цифровой ряд, ограниченный пробелами или символами препинания;
  • абзац – набор письменных элементов, начинающийся с красной строки;
  • строка – ряд символов внутри абзаца, который расположен в пределах одной горизонтальной линии между границами полей документа;
  • фрагмент – произвольная непрерывная часть текста (может быть какодно слово, строчка, абзац, так и весь документ).

Компьютер – основной инструмент работы с текстом

В современном мире компьютер – уникальное устройство, в том числе и для работы с текстовой информацией. Элементарные программы для текстовых документов имеют возможность создания текстов, составленных из символов, печатаемых с клавиатуры, и небольшой комплект инструментов для оформления информации. Для подготовки наиболее сложных текстов с графиками, табличным представлением данных, надписями, схемами, картинками и фотографиями целесообразно использование сильных текстовых процессоров.

Среди множества программ, предназначенных для работы с текстовой информацией, выделяют следующие:

  1. Foxit Reader – бесплатная программа для открытия текстовых документов в формате PDF. Кроме просмотра, она имеет возможность редактировать и отправлять текст на печать.
  1. Libre Office Writer– свободное офисное приложение. Прямой аналог Open Office Writer.Текстовый документа, напечатанный в этой программе, будет иметь формат ODF.
  1. Adobe Reader – удобная программа для работы текстовыми документами в формате PDF, используемого для создания текстовой информации высокого качества.
  1. Open Office Writer– бесплатное программное обеспечение, полная альтернатива приложению Microsoft Office Word. Поддерживает многие форматы. Из минусов данного приложения – отсутствует автоматическая проверка грамматики.
  1. Word Pad – стандартная программа операционной системы Microsoft Windows, обладающая ограниченными функциональными возможностями.
  1. В большинстве случаев для создания текстового документа используют программу Microsoft Word, имеющую богатый арсенал инструментов для обработки текстовой информацией. Позволяет создавать документы различной сложности.

Основные стадии подготовки электронного текстового документа:

  1. Ввод (набор символов).
  2. Редактирование.
  3. Форматирование.
  4. Печать.

Ввод текста

К устройствам ввода текстовой информации относится графический планшет, сканер, сенсорный экран и самое распространённое - клавиатура. Она позволяет вводить числа, буквы, различные знаки и управлять действиями компьютера служебными клавишами.

При вводе текстовой информации следует придерживаться несложных правил:

  1. Любой символ препинания, кроме тире, печатается сразу же после буквы. Затем нужно поставить пробел, нажав соответствующую клавишу. Исключение составляет « – », которое выделяется пробелом с 2 сторон.
  2. Для выравнивания текста по центру, по ширине, по левому или правому краю, недопустимо печатание нескольких пробелов или использование клавиши Tab. Это действие выполняет специальная кнопка в текстовом редакторе.
  3. Между словами должен быть исключительно один пробел. Легко отследить это поможет включение режима отображения непечатаемых символов.
  1. Каждый абзац начинается после нажатия на клавишу Enter с новой строки.
  2. Отступ для абзаца создается нажатием на Tab.

Редактирование текста

Редактирование текста представляет собой процедуру внесения необходимых правок. Этот этап подготовки документа требует внимания и усидчивости.

В процессе редактирования текста изменяется содержание текста. В результате работы текст должен стать грамотным и понятным.

Основными функциями редактирования текста являются:

  • выделение текстового отрывка;
  • удаление, копирование, перемещение и вставка необходимых фрагментов текста;
  • корректировка документа, включающая в себя подстановку вместо повторяющихся слов синонимов, устранение грамматических, пунктуационных, орфографических и стилистических ошибок.

Редактирование текста осуществляется перемещением курсора в необходимое место с помощью мыши либо нажатием служебных клавиш (их комбинации).

Основные сочетания клавиш

Работать можно как с отдельными знаками, строками, абзацами,так и со всем текстом. Прежде всего нужный фрагмент следует выделить. Для этого нужно установить курсорную стрелку в начало элемента и, зажимая левую кнопку мышки, провести до его окончания.

Далее можно его скопировать, вырезать, удалить соответствующими кнопками или сочетаниями клавиш.

Microsoft Word – самая популярная программа для редактирования текста. Она обладает богатыми возможностями и удобным интерфейсом. Основные средства для редактирования текста в Word:

  1. Режим вставки и замены символов (в первом режиме при печатании знаки вставляются между уже имеющимися, а при втором – очередные символы заменяют ранее напечатанные при вводе) Файл→Параметры→Дополнительно
  1. Режим Тезауруса (используется для автоматической замены выделенных слов синонимами)
  1. Автоматическая проверка правописания (проверка орфографии и грамматики)
  1. Средства рецензирования (позволяет создавать примечания, исправления и другие операции, не изменяя исходный текст) вкладка Рецензирование

Форматирование текста

Следующий этап обработки текста заключается в его форматировании. Форматирование текста подразумевает изменение внешнего вида документа. Информация подвергается оформлению по необходимым критериям.

Форматирование текста представляет собой:

  • выбор параметров страницы;
  • форматирование символов;
  • форматирование абзацев;
  • создание списков.

Вначале выбирается альбомная или книжная ориентация страницы (Разметка страницы → Ориентация).

Также в этой вкладке можно устанавливать различные параметры страницы (поля, размер, колонки и т.д.)

Нумерация страницы производится нажатием на кнопку Вставка → Номер страницы.

В процессе форматирования текста изменяется размер, начертание и цвет шрифта на Главной вкладке.

Оформление абзацев состоит в выравнивании текста относительно границ страницы (по левому или правому краю, центру или ширине).

Применение номерованных или маркированных списков позволит облегчить восприятие текстовой информации.

Подготовка документа заканчивается его распечатыванием. Для этой цели используют принтеры (устройства, переводящие электронную информацию на бумажный носитель) разного типа:

Читайте также: