Какие проблемы возникают при использовании информационно компьютерных технологий

Обновлено: 07.07.2024

4. расширение информационных потоков при использовании Internet .

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Отсутствие контакта с учителем информатики.

5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7. Не хватает компьютерного времени на всех.

8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения.

Применение информационно-коммуникационных технологий может иметь также и некоторые негативные последствия;

ИКТ – это помощники преподавателя, а не полноценная альтернатива.

ВложениеРазмер
ИКТ - перспективы и проблемы 24.12 КБ

Предварительный просмотр:

преподаватель ГАПОУ АО « СТСИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними продолжающаяся реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современной системе образования. Сегодня преподаватель обязан владеть не только навыками в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное их применение в своей непосредственной деятельности.

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Какие возможности ИКТ дают преподавателю? И есть ли недостатки в применении средств ИКТ?

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Таким образом, информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией .

В настоящее время средства ИКТ способствуют решению следующих дидактических задач:

  • Улучшению качества и организации процесса преподавания, повышение уровня индивидуализации обучения;
  • Повышению качества и продуктивности самостоятельной работы обучающихся;
  • индивидуализации работы педагога;
  • обеспечению более свободного доступа к материалам и разработкам, подготовленным педагогом;
  • повышению мотивации к обучению;
  • активизации процесса обучения, привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;

обеспечения гибкости процесса обучения

Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют умения в практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучающихся реализована в игровой форме.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, применение средств мультимедиа. Именно эти средства ИКТ применяю в своей работе при подготовке к учебным занятиям и их проведении.

Средства ИКТ обеспечивают широкий доступ к учебно-методической и научной литературе, к организации оперативной консультационной помощи, обмену информацией и мнениями по проблемным вопросам. Оснащение учебных кабинетов средствами мультимедийными установками приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают точнее выстроить структуру урока, эстетически его оформить. Ещё одним достоинством мультимедиа является эмоциональное воздействие на обучающихся, так как анимации, видеосюжеты, учебные фильмы, а также звуковое сопровождение слайдов формирует у них эмоциональный интерес и личностное отношение к увиденному и услышанному. Ну и как результат - повышение мотивации к обучению.

Применение мультимедийных средств позволяет также сократить время при выполнении заданий, дает возможность преподавателю сделать урок более насыщенным и наглядным, что повышает продуктивность урока. С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ обучающийся имеет возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). Поэтому средства ИКТ важны как для преподавателя, так и для обучающегося, который может значительно быстрее найти и воспользоваться необходимой информацией при выполнении заданий самостоятельной работы, а также при подготовке проектов по учебной дисциплине.

На основании своего профессионального опыта могу отметить, что применение средств ИКТ имеет следующие достоинства:

  • за счет использования на занятиях компьютера есть возможность выполнить трудоемкую часть своей работы с помощью компьютера и представить процесс обучения в более интересной форме;
  • за счет того, что во время занятий можно проводить компьютерное тестирование и использовать диагностические методики можно быстро узнать, насколько хорошо ученики разобрались в изученном материале, и оперативно внести в него необходимые изменения;
  • особую роль для обучающихся и преподавателя приобретает то, что сразу по завершении выполнения теста можно увидеть результат, содержащий все ошибки.

Но не следует полностью вытеснять отработанные и признанные педагогикой классические приемы и методы обучения при проведении учебных занятий и заменять их средствами ИКТ: все хорошо в меру. Постоянное применение ИКТ наряду с преимуществами имеет и недостатки, которые могут привести к определенным трудностям, а именно:

В рамках цифровизации образования одной из основных и новых задач для учителей стала интеграция современных технологий в учебные аудитории.

Некоторые из проблем, с которыми могут столкнуться учителя, связаны с самими технологиями. Другие проблемы связаны с ожиданиями учеников или родителей, а также с профессиональной подготовленностью в области цифровых технологий самого учителя. Без решения этих проблем мы рискуем создать поколение, которое будет плохо подготовлено к цифровому будущему.

На практике, многие педагоги испытывают сложности с использованием современных технологий в образовании. Несмотря на значительные ресурсы, выделенные для интеграции технологий в учебных заведениях, многие учителя столкнулись с перебоями в работе устройств, что отрицательно сказалось на эффективности использования технологий. А некоторые учителя воспринимают внедрение новых технологий как некий «учебный барьер».

Ниже отмечены десять причин, по которым у учителей могут возникнуть сложности при использовании новых технологий в классе.

1. Внедренная технология не всегда предпочтительна

Технология не всегда является решением проблемы. Преподаватели на переподготовке рассказывают о том, что они предпочитают писать заметки вручную (по сравнению с набором текста на компьютере) и том, что по сравнению с письмом вручную, время на написания заметок удваивается. Студенты также могут предпочитать чтение бумажных вариантов учебных пособий, а учителя могут отказаться от внедрения новых технологий, если они не чувствуют, что это добавляет что-то дополнительное.

2. Разные технологические возможности

Использование учениками собственных устройств, которые могут иметь большие различия по техническим характеристикам и возможностям. Например, между тем, что может сделать дешевый телефон на базе Андроид по сравнению с iPad. Студенты могут испытывать трудности при записи текста на небольших устройствах в течение длительного времени. Учителям, скорее всего, придется давать определенные инструкции для различных устройств.

3. Студентам легко отвлекаться

В связи с этим учащихся условно поделили на три категории:

4. Технология может повлиять на время и интенсивность урока

Лекции прерываются регулярными дискуссиями, которые сокращают время урока. Это связано с тем, что учащиеся не выключают устройства (во время лекции), скрывают экраны от преподавателей, делают вид, что устройства не работают.

Обучение цифровым технологиям и подготовка уроков с использованием цифровых технологий также могут занимать много времени.

5. Учителям нужно больше профессионального развития

Учителям необходимо постоянно повышать квалификацию в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для того, чтобы идти в ногу с непрерывным техническим прогрессом. Профессиональная переподготовка учителей должна быть регулярной.

6. Не все могут пользоваться технологиями в домашних условиях

Не все студенты или преподаватели используют компьютер дома, или имеют доступ в Интернет. Цифровое неравенство в вопросе снижения компьютерной грамотности наблюдается среди учащихся из числа коренного населения, людей с более низким социально-экономическим или региональным / сельским образованием.

Это создает проблемы для учителей: приходится ставить разные задачи для определенных групп учащихся, или вовсе не задавать домашние задания с использованием цифровых компонентов.

7. Учителя должны защищать студентов

Погружение учащихся в цифровые технологии создало дополнительные требования для учителей по защите поведения учащихся в Интернете (безопасность, правовые риски и конфиденциальность) и в классе (кража и блокировка устройств).

8. Не все учителя верят в пользу технологий

Широкий спектр исследований показал, что, если учителя не верят в использование цифровых технологий, им не удастся переучить студентов, привести их в соответствие с целями обучения и интегрировать технологии в учебный процесс.

9. Отсутствие адекватной поддержки ИКТ, инфраструктуры или времени

Надлежащий доступ к технической поддержке (в классе, неформально), наличие инфраструктуры (компьютерные классы, программное обеспечение), политики (следует ли выполнять цифровое домашнее задание) и время, выделенное для внедрения новых технологий, являются основными проблемами для учителей.

10. Напряженность между учениками и учителями

Учителям приходится сталкиваться с проблемами конфискации личных устройств учеников, доступа к розеткам электропитания, идентичности информации (когда студенты находят в Интернете информацию, противоречащую тому, чему учит преподаватель).

Что можно сделать, чтобы решить эти проблемы?

Не существует единого технологического решения, которое применимо к каждому преподавателю, каждому курсу или каждому виду обучения. Интеграция технологий в классе — сложный и разнообразный процесс для многих учителей.

Правильная интеграция технологий зависит не только от использования устройства. Вначале необходимо убедиться, что интеграция технологий соответствует тому, как вы учите и чему учите.

Профессиональная переподготовка учителей подразумевает их знакомство с современными технологиями. Но большая часть этого процесса была ограничена одноразовыми решениями или стратегиями использовать «одно решение для всех проблем».

Важно выработать общее видение роли ИКТ в образовании среди заинтересованных сторон и создать общее сообщество практиков.

Без комплексных улучшений поддержки и обучения учителей, направленных на решение многих проблем, с которыми сталкиваются учителя, существует риск создания поколения плохо подготовленных учеников для цифрового будущего.

В чем же заключаются базовые трудности решения проблемы работы в среде информационных, компьютерных технологий? По-видимому, они вытекают из обшей проблематики коммуникативного общения. Субъекты коммуникации, даже при исключении из этого акта компьютерной компоненты, принципиально не тождественны друг другу. Они не обладают одинаковым внутренним миром, одинаковыми системами ценностей, одинаковыми приоритетами мотиваций. Говоря математическим языком, субъекты общения не имеют полной логической конгруэнтности, то есть в принципе никогда не совпадают друге другом. Именно отражением этих положений является известная проблема некоммуникабельности, невозможности взаимопонимания людей.

Причем эта проблема возникает, как только люди переходят от круга простейших бытовых вопросов к таким вопросам, где недостаточно житейской интуиции. И это не только глобальные проблемы цели и смысла жизни, моральных и нравственных норм, одним словом, вопросы о том, "что такое хорошо и что такое плохо". К кругу таких проблем, естественно, относятся и проблемы воспитания, обучения и познания мира. Учитель никогда не сможет полностью до конца понять ученика, и это означает, что проблема выяснения сложностей, трудных мест, глубинных причин непонимания учебного материала является принципиальной. Впечатление, что один человек легко может объяснить проблему любому другому человеку, ксожалению, обманчиво. Процесс объяснения, перевода с языка мышления одного человека на язык мышления другого, при углублении в предмет и отдалении от привычных, житейских проблем, с их логикой и интуицией, становится все более сложным и, возможно, близким к искусству. И именно в этом заключается корень сложности профессии педагога и коренные проблемы дидактики как науки.

Тем не менее опытный педагог, владеющий искусством преподавания, в принципе способен решать проблемы коммуникации, способен понимать трудности разных людей. Для современных компьютерных систем автоматизированного обучения такие задачи остаются недоступными. И следовательно, в плане работы педагога с такими системами принципиально сложными являются вопросы реализации подходов к режиму индивидуализированного обучения.

Перечислим коротко некоторые конкретные опасности или, если угодно, ловушки обшения, которые следуют из анализа вышеприведенных фундаментальных трудностей актов коммуникации преподавателя и учащихся в компьютерной, информационной среде. Это, во-первых, возможность неосознанного навязывания учащемуся своего способа видения системы фактов и выводов в данной области знания. При этом учитель вводит свои приоритеты, свои предпочтительные способы объяснения как среди групп исходных фактов, так и среди способов объяснения теоретических положений. Следует сказать, что, вообще говоря, такая ситуация в определенной степени является неизбежной именно вследствие различий в структурах внутреннего мира субъектов коммуникации.Тем более нельзядопускатьлюбых вариантов осознанного навязывания учащемуся единственного варианта изложения материала, даже если этот вариант рассматривается учителем как наилучший извозможных. Именно излогической неконгруэнтности (несовпадения) субъектов обшения вытекает основная идея парадигмы индивидуального компьютерного обучения - идея диалога между учащимся и учителем. Ввиду сказанного эта идея является не пожеланием, но необходимым условием реализации наукоемких технологий образования.

Второй опасностью является неадекватный способ передачи информации, что может происходить как за счет отсутствия, так и за счет изобилия деталей объяснения. В качестве примера можно привести либо плохо составленное меню, либо плохо проработанную систему подсказки. Третья опасность связана со сложностью учитывания исходного уровня знаний, способностей и навыков учащегося. Субъект обучения, как правило, обладает некоторой своей индивидуальной системой организации материала в данной предметной области.

Ошибки подобного рода являются неизбежными причинами появления у учащегося не только дискомфорта, но и устойчивых ощущений своей непригодности к работе. В результате происходит формирование стойких отрицательных эмоций. Более того, достаточно быстро происходит формирование и новых отрицательных мотиваций, у человека теряется изначально присутствующее желание и активное стремление к работе. Причем, как следует из теории мотиваций, вновь возникающие отрицательные мотивации характеризуются быстротой формирования, стойкостью и диффузно-стью. Это значит, что часто человек после нескольких неудачных попыток общения с в чем-то неудовлетворяющим его учебным комплексом (материалом, педагогом, информационной средой, методом изложения) приходит к выводу о своей непригодности, неприспособленности как к работе с компьютером, так и к обучению вообще. Таким образом, накопленный к сегодняшнему дню опыт показывает наличие непосредственной, прямой связи между, казалось бы, чисто теоретическими положениями о неполной тождественности внутреннего мира субъектов обшения и практическими задачами разработки обшения в компьютерной среде.

Читайте также: