Какие существуют интерфейсы звуковых карт

Обновлено: 07.07.2024

Звуковая карта (звуковая плата, звуковой адаптер) - это компьютерный модуль, предназначенный для ввода/вывода аудио сигнала.

Звуковая карта преобразует аналоговый сигнал звука в цифровой сигнал, который поступает в компьютер, и наоборот.

Виды звуковых карт

Интегрированные – встроенные в системную плату, малопроизводительны, работают за счет ОЗУ и ЦПУ

Внутренние – отдельное устройство, вставленное в слот расширения на системной плате

Внешние – подключаемые извне

Устройство звуковой карты

    • Аналого-цифровой преобразователь - это устройство, превращающее входящий в аудиокарту звук (электрические звуковые колебания) в цифровую форму
    • Цифроаналоговый преобразователь - это устройство, превращающее звук, существующий внутри компьютера цифровой форме, в электрические звуковые колебания на выходе
    • Микшеры - выполняют подключение или отключение источников и приемников звуковых сигналов, регулируют их уровень, смешивают сигналы
    • Цифровой эквалайзер – устраняет недостатки преобразования звука, акустики и помещения
    • Аудиопроцессор

    Характеристики звуковой карты

      • Производитель, модель
      • Частота ЦАП
      • Разрядность ЦАП
      • Формат карты
      • Интерфейс подключения
      • Отношение сигнал/шум

      Производитель - сегодня на рынке большой перечень производителей, например:

      Частота ЦАП - определяет максимальную частоту звукового сигнала, которая примерно равна половине частоты дискретизации.

      Для речи может быть достаточно 6-8 кГц, для музыки среднего качества - 20-25 кГц, для высококачественного звучания необходимо 44 кГц и больше.

      Разрядность ЦАП – разpядность цифрового представления звука – количество бит информации, с помощью которого кодируется звук (8, 16, 24 бит).

      Формат звуковой карты - количество каналов звучания (колонок) необходимое для воспроизведения стереозвука.

      Сегодня 2.0, 4.0, 5.1, 7.1

      Канал низкочастотных эффектов требует лишь часть от пропускной способности других каналов обозначается как «.1» - реализуется с помощью специального устройства - сабвуфер.

      Интерфейс подключения

        • PCI-E (PCI-Express) — стандартная шина.
        • USB — используется для подсоединения внешних звуковых карт, как к ноутбуку, так и к стационарному ПК.
        • FireWire — используется для подсоединения внешних звуковых карт и обеспечивает высокую пропускную способность.
        • PCMCIA, или PC Card, — чаще всего применяется в ноутбуках для подключения периферийных устройств.
        • ExpressCard — это стандарт, пришедший на смену PCMCIA (PC Card) и отличающийся большей скоростью передачи данных.

        Отношение сигнал/шум - позволяет понять взаимное отношение мощности сигнала и мощности шума на входе/выходе прибора.

        При выборе лучшей звуковой карты значение этого показателя должно быть как можно больше (желательно от 85 до 121 дБ), тогда количество посторонних шумов будет минимальным.

        В этой статье мы решили немного систематизировать знания о таком важном элементе современного продакшна, как аудиоинтерфейс, и рассказать, какие бывают типы звуковых карт и чем они друг от друга отличаются. А самое главное, мы подскажем, на что обращать внимание, чтобы не ошибиться в выборе карты, которая подойдет именно для ваших задач.

        Звуковая карта или, как ее еще называют, аудиоинтерфейс — это устройство, которое расширяет и улучшает функционал компьютера для работы со звуком. Большинство аудиоинтерфейсов позволяют подключать к компьютеру профессиональные микрофоны и музыкальные инструменты, а также выводить звук на динамики. Но в их силах не только добавлять разъемы для подключения внешнего оборудования, но и значительно улучшать качество звука вашего компьютера. Это один из самых важных и необходимых компонентов для написания музыки в современном мире. Аудиоинтерфейсы нашли свое применение во всех отраслях мультимедиа: они используются для записи музыки и подкастов, на этапе постпродакшна видео для записи голоса за кадром, для саунд-дизайна и многого другого.

        Как известно, спрос рождает предложение, поэтому в связи с такой широкой популярностью на рынке сегодня представлены сотни различных моделей аудиоинтерфейсов от десятка разных производителей. Чтобы совсем не потеряться во всем этом разнообразии, для начала выделим некоторые категории звуковых карт.

        Прежде всего звуковые карты отличаются друг от друга количеством каналов, которые нужны для записи аудио. Чем больше каналов, тем больше инструментов или микрофонов мы можем записывать одновременно. В целом, количество каналов ограничено только возможностями и желанием производителей. Самые популярные варианты — карты с одним (Native Instruments Komplete Audio 1, Audient ID4) или двумя (PreSonus Studio 24c, Tascam US-2x2) каналами. Однако для некоторых задач пользователям необходимо большее количество. Для таких случаев существуют модели с большим количеством каналов. Например, аудиоинтерфейс Antelope Audio Goliath — 64-канальный.

        Поэтому перед приобретением стоит тщательно обдумать свои потребности. Скажем, если вы собираетесь записывать только свой голос и ничего более, то вам с головой хватит одноканального аудиоинтерфейса. Если хотите добавить в запись гитару и спеть под ее аккомпанемент, скорее всего, понадобится двухканальный. Ну и если вам понадобится записать целую барабанную установку, где на каждый баран приходится как минимум один микрофон, то уже придется раскошелится на аудиоинтерфейс с соответствующим количеством каналов.

        Focusrite

        Количество доступных каналов также напрямую влияет и на размеры самой карты, и на ее стоимость. Дело в том, что на каждый канал приходится своя цепочка электронных компонентов. Поэтому чтобы добавить очередной разъем в аудиоинтерфейс, производителям приходится полностью дублировать предыдущий.

        Хотелось бы еще прояснить пару нюансов. Во-первых, абсолютно необязательно записывать все инструменты одновременно одним дублем. К примеру, в одноканальную звуковую карту можно сначала подключить микрофон и записать вокал, потом гитару, потом бас и т.д. А во-вторых, стоит всегда помнить, что огромное количество электронных музыкальных инструментов — стереофонические. Это значит, что для их записи нам потребуется сразу два канала на звуковой карте: один для левого сигнала, другой для правого.

        Коммутация

        Помимо количества каналов, аудиоинтерфейсы различаются также по типу подключения к компьютеру. Тут всё просто: существуют USB, FireWire, Thunderbolt и Ethernet карточки. Существуют еще PCI-модели, но они постепенно вымирают, так что о них мы говорить уже не будем.

        USB интерфейсы являются самыми распространёнными. Оно и не удивительно, ведь USB порты есть на каждом компьютере. Преимуществом таких интерфейсов является возможность использования USB-шины для питания. А это значит, что такие интерфейсы являются идеальным вариантом для мобильной работы. Существует несколько разных версий USB: 1.0, 2.0 и 3.0. Чем выше версия, тем лучше, так как возрастает скорость передачи данных.

        FireWire интерфейсы больше подходят для многоканальной работы, так что если вы планируете записывать целую музыкальную группу, рекомендуем присмотреться к этому варианту. Однако такой тип соединения редко встречается на компьютерах, поэтому, возможно, придётся приобретать кабель-переходник.

        Thunderbolt интерфейсы, пожалуй, самый качественный стандарт. Производительность таких интерфейсов в 8 раз лучше USB 3.0. Однако важно проследить, чтобы ваш компьютер поддерживал этот протокол.

        Многоканальные интерфейсы Ethernet специализируются на работе по сети и используются на больших профессиональных студиях звукозаписи и мастеринга.

        От типа подключения зависит, сколько вы сможете одновременно передавать информации между компьютером и интерфейсом. Например, если вам надо записывать сразу несколько инструментов с качеством 24 бит и 96 кГц, то обычного USB может не хватить, а вот FireWire или Thunderbolt справятся.

        Типы разъемов

        В зависимости от компонентного состава и типа подключения к компьютеру звуковые карты делятся на аналоговые, гибридные и полностью цифровые. Но, чтобы особо сильно не забивать голову чисто технической информацией, достаточно запомнить, что в аналоговых картах все разъемы также аналоговые (Sonifex PC-AUR44 Auricon 4.4), а в цифровых— цифровые (RME Digiface). Однако в связи с ограничениями вышеупомянутых видов аудиоинтерфейсов, очень широкое распространение получили именно гибридные устройства, которые и представляют абсолютное большинство рынка сегодня. Что касается самих разъемов, то вот, что из себя представляют аналоговые и цифровые соединения:

        Jack — такой вход, который используется для подключения гитар, бас-гитар, клавишных, синтезаторов и различных внешних устройств (например, педали эффектов). Как выход такой разъем предназначен для подключения мониторов.

        XLR— балансные микрофонные входы. Они обычно объединены с микрофонным предусилителем, который повышает поступающий сигнал до приемлемого уровня. Каждый предусилитель в большинстве случаев оснащается регулятором, на котором настраивается уровень усиления сигнала.

        Комбинированные Jack-XLR— самый распространенный тип аналоговых разъемов в аудиоинтерфейсах, который позволяет подключить как Jack, так и XLR кабели.

        RCA — передают аудиосигналы линейного уровня. В большинстве случаев такие разъемы используются в качестве выхода для подключения мониторов.

        • S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface) — это самый популярный тип цифровых разъемов. Он может быть использован для подключения чего угодно: будь то модуль цифровых эффектов, грув-бокс или рабочая станция. Главное, чтобы и карта, и подключаемое устройство поддерживали этот тип соединения. Проще говоря, соединение S/PDIF можно рассматривать как цифровую версию аналоговых разъемов.

        SPDIF

        • ADAT — еще одно цифровое соединение, которое способно передавать одновременно до 8 каналов с частотой дискретизации 48 кГц / 24 бита, в отличие от S/PDIF. Именно это делает разъемы ADAT такими полезными. Например, если интерфейс имеет вход ADAT, вы можете докупить к нему оборудование, которое добавит вам восемь дополнительных микрофонных входов XLR.

        ADAT

        • MIDI — используется для подключения периферийных устройств, которые могут контролировать программное обеспечение на вашем компьютере. Например, с его помощью можно подключить MIDI-клавиатуру, чтобы играть на программных VSTi-инструментах.

        MIDI

        Разрядность. Цифровая запись преобразует ваш аналоговый звук в биты и байты. Не углубляясь в техническую часть, чем больше бит, тем точнее запись исходного сигнала. Разрядность напрямую влияет на улавливаемую динамику музыки при сохранении минимальной зашумленности записи.

        Для CD-формата принят 16-битный стандарт, обеспечивающий динамический диапазон 96 дБ. К сожалению, минимальный уровень шума в цифровой записи достаточно высок, поэтому запись в 16 битах означает, что в вашей музыке будет слышен шум во время тихих пассажей. Сегодня профессиональный стандарт — 24-битная запись, которая обеспечивает динамический диапазон 144 дБ, устраняя практически все шумы.

        Частота дискретизации. Когда-нибудь видели стоп-моушн анимацию? Чтобы понять, что такое частота дискретизации, можно представить, как записываемый вами аудиоматериал будто бы фотографируется с определенной периодичностью. На тех же CD частота дискретизации 44,1 кГц, т.е. каждую секунду ваша цифровая система записи снимает 44 100 изображений входящего аудиосигнала. Теоретически это означает, что ваша система может улавливать все частоты до 22,05 кГц, что намного выше диапазона человеческого слуха.

        Но все не так просто. Опять же, не углубляясь в техническую часть, более высокие частоты дискретизации более точно захватывают информацию, что способствует более приятному звучанию. Сегодня многие профессионалы работают с частотой дискретизации 48 кГц, 96 кГц или даже 192 кГц.

        Хотя это вовсе не значит, что лучше просто выставить максимальные значения и начинать запись. Решение о том, какой уровень точности вам нужен, сводится к размышлению о том, что вы планируете делать со своей музыкой. Если вы работаете над демкой, чтобы поделиться с друзьями или коллегами по группе, 16-битная / 44,1 кГц запись будет более чем достаточной. Но для коммерческих релизов, саундтреков и других проектов профессионального уровня рекомендуется 24-битная / 96 кГц запись.

        Apollo Twin USB

        В идеальном мире каждый из нас имел бы по самому лучшему аудиоинтерфейсу для своей студии. К сожалению, цены на высококлассное записывающее оборудование могут легко достигать сотен тысяч рублей. Но самое главное, что важно понять: без советующего опыта никакое даже самое дорогое устройство не сделает вашу музыку качественной.

        Конечно, как правило, чем больше вы тратите, тем выше качество интерфейса. Тем не менее, существует тонкий баланс между лучшим звуком и количеством входов. Поэтому в первую очередь учитывайте, сколько разъемов вам реально понадобится. Подумайте, есть ли у вас возможность записывать инструменты по очереди. В любом случае большинство интерфейсов позволяют расширить количество входов, поэтому в будущем при необходимости у вас будет возможность проапгрейдить свой сетап.

        Лучший аудиоинтерфейс для вас — это тот, который обладает всеми необходимыми вам функциями в рамках вашего бюджета. Поначалу выбор подходящего интерфейса может показаться утомительным, но, тщательно все обдумав, вы легко сможете сузить список карт, которые подойдут вам, и сделать оптимальный выбор.

        Итак, продолжаем выбирать необходимое оборудование для своей домашней студии звукозаписи. На этот раз речь пойдет об аудиоинтерфейсе. В этом материале я хочу вам показать, по каким критериям стоит выбирать звуковую карту для звукозаписи. Здесь мы разберем все группы и виды звуковых карт. Также я вам покажу, на что стоит обращать внимание при выборе необходимой платы для компьютера. Но сперва вы должны знать, что такое аудио интерфейс!

        Виды звуковых карт для звукозаписи

        Виды звуковых карт

        Во-первых, начну с того, что звуковые карты для компьютера делятся на три основных вида:

        Аудиоинтерфейс профессиональных звуковых плат

        Я не хочу возвращаться к мультимедийным аудиоинтерфейсам, поэтому начнем говорить о профессиональных. Итак, все профессиональные звуковые платы делятся на группы по типу подключению к своему компьютеру:

        FireWire интерфейс звуковых карт

        Если у вас нет такого порта, то не переживайте. Вам просто в дополнение нужно будет приобрести в магазине FireWire контроллер. Он изображен на рисунке ниже. Он вставляется в PCI слот материнской платы. Таким образом, у вас появляется новый порт, к которому вы подключите свой аудио интерфейс.

        FireWire контроллер для звукозаписи

        Такой контроллер стоит не дорого. Поэтому проблем с его приобретением я думаю не должно у вас возникнуть. Хочу отметить, что такие контроллеры бывают на разных чипах. Самые лучшие FireWire контроллеры идут на чипе Texas Instruments или VIA. Так что, когда будете покупать контроллер, то не забудьте спросить у продавца. В общем, если у вас существуют проблемы с FireWire интерфейсом, возникают кратковременные пропадания звука или вам не удается подключить звуковую карту, то дело, скорее всего, будет в самом контроллере. Купить хороший FireWire контроллер вы можете на этой странице . Там он стоит дешево.

        Разумеется, все аудио карты отличаются не только типом подключения, но и по другим важным особенностям. Об этих особенностях звуковых карт вам тоже необходимо знать. Особенно это будет полезным, когда нужно выбрать подходящий аудио интерфейс для своей студии звукозаписи. Ну а так пока все! Из этого материала вы уже знаете, какие существуют виды звуковых карт, а также их интерфейсы. Если не хотите иметь проблем со звукозаписью, то выбирайте только профессиональные звуковые платы.

        Как выбрать звуковую карту

        Прошли времена, когда компьютеры попадали на прилавки магазинов «глухонемыми»: сегодня в любой материнской плате есть встроенная звуковая карта. Казалось бы, необходимости в отдельном устройстве теперь нет, однако ассортимент звуковых карт хоть и слегка уменьшился, но пропадать с полок магазинов они не торопятся.

        Зачем нужна звуковая карта

        При выборе материнской платы покупатели обычно не обращают внимания на характеристики встроенной звуковой карты. Производители это понимают, поэтому на встроенные звуковые карты идут дешевые низкопроизводительные чипы, что не лучшим образом сказывается на качестве звука.

        Кроме того, встроенные звуковые карты имеют только стандартный стереовыход и полноценно подключить к ней акустическую систему объемного звука 5.1 (или 7.1) не получится. Проблемы возникнут и во многих играх — встроенные звуковые карты обычно не поддерживают используемую в играх технологию объемного звука EAX.

        Еще один немаловажный довод против встроенных звуковых карт: они увеличивают нагрузку на процессор, занимая его распаковкой сжатых аудиофайлов, например, mp3. А отдельные звуковые карты обычно имеют свой процессор, и они распаковывают аудиофайл самостоятельно.

        Характеристики звуковых карт

        Расположение карт бывает внешним или внутренним. Внутренние (дискретные) карты устанавливаются внутрь компьютера в свободный слот расширения PCI или PCI-E.


        Внешние карты имеют свой корпус и располагаются снаружи компьютера, соединяясь с ним по интерфейсному кабелю USB или USB Type C.


        Внешние звуковые карты чаще всего используются с мобильными компьютерами — ноутбуками и планшетами. Впрочем, профессиональные внешние карты часто используются на десктопных компьютерах — корпус внешней карты не имеет ограничений по размеру и способен вместить большое количество разъемов и элементов настройки.


        Интерфейс подключения определяет, каким образом звуковая карта будет подсоединена к компьютеру. PCI и PCI-E — интерфейсы подключения внутренних звуковых карт. При этом карта с интерфейсом PCI может быть установлена в слот PCI-E, а наоборот — нет. USB и USB Type C —интерфейсы подключения внешних звуковых карт. Здесь с совместимостью получше — внешнюю звуковую карту можно подключить с помощью переходника к любому разъему USB — как USB к USB Type C, так и наоборот.

        Формат звуковой карты соответствует количеству каналов воспроизведения. Большинство звуковых карт обеспечивают воспроизведение только стереозвука — формат 2.0, два канала воспроизведения. Для подключения и полноценного использования систем объемного звука 5.1 (6 каналов) и 7.1 (8 каналов) понадобятся звуковые карты с соответствующим форматом.

        Разрядность ЦАП и максимальная частота ЦАП. Эти параметры определяют, насколько восстановленный из цифровой записи сигнал будет соответствовать аналоговому оригиналу. Чем они выше, тем воспроизводимый сигнал ближе к оригинальному. Однако это имеет смысл только в том случае, если разрядность и частота записи не ниже разрядности и максимальной частоты ЦАП. Треки audio CD имеют разрядность 16 при частоте записи 44,1 кГц и будут абсолютно одинаково звучать, проходя как через 16-битный ЦАП с максимальной частотой дискретизации 48 кГц, так и через 32-битный с частотой 384 кГц.


        В то же время, отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если вы собираетесь использовать звуковую карту для прослушивания качественного аудио (DVD и Blu-ray), следует выбирать модель с разрядностью ЦАП не менее 24.

        С максимальной частотой ЦАП сложнее. Согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух — 20 кГц, частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны, как раз исходя из этого критерия.


        Теоретически, частоты дискретизации в 48 кГц должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц. Частота дискретизации выше 96 кГц особого смысла не имеет.

        Отношение сигнал/шум показывает уровень шума, добавляемого в сигнал самой звуковой картой. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается звук. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110–120 дБ и выше. Уделите этому параметру особое внимание, если вам важно качество звука — отношение сигнал/шум намного заметнее влияет на него, чем высокие характеристики ЦАП, порой имеющие больше маркетинговое значение.

        Профессиональный адаптер используется для передачи балансного сигнала, обеспечивающего высокий уровень защиты от помех за счет дублирования сигнала по двум проводам, причем по второму аудиосигнал передается в противофазе. В колонках аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха (поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах) пропадает, а полезный сигнал усиливается.


        Обычно балансный сигнал передается через разъем XLR или универсальный.

        Поддержка ASIO позволяет приложению-источнику аудиосигнала передавать его напрямую в драйвер звуковой карты, минуя различные мультимедийные библиотеки операционной системы. Поддержка звуковой картой ASIO крайне желательна при записи аудио с высокой частотой дискретизации.

        Фантомное питание микрофона используется при подключении конденсаторных студийных микрофонов — считается, что такой микрофон обеспечивает наилучшую запись голоса. Для подключения обычных динамических микрофонов фантомное питание следует отключать, иначе микрофон может выйти из строя.


        Высокоомный инструментальный вход (Hi-Z) предназначен для прямого подключения электронных музыкальных инструментов c высоким сопротивлением звукоснимателя, например, электрогитар, электровиолончелей, скрипок. При подключении таких инструментов к обычному линейному входу амплитудно-частотная характеристика сигнала может исказиться.


        В некоторых картах может быть встроенный усилитель для наушников — он пригодится при использовании качественных высокоомных наушников. Без усилителя звук в таких наушниках может оказаться слишком тихим.

        Поддержка ASIO, фантомное питание микрофона, высокая частота и разрядность АЦП, наличие инструментального входа — отличительные особенности музыкальных звуковых карт, способных производить высококачественную запись звука.

        Варианты выбора

        Для срочного и простого решения проблемы отсутствия звука можно порекомендовать простые звуковые карты, подключающиеся по USB. Они недороги, просты в установке, но ждать от них выдающегося звука не стоит.


        Если вы желаете подключить к компьютеру многоканальную акустическую систему и насладиться всем богатством объемного звука, приобретайте звуковую карту формата 4.0, 5.1 или 7.1 — в зависимости от акустической системы.

        Если вас не устраивает качество стереозвука домашнего или офисного компьютера и вы желаете довести его до приемлемого стандарта с минимальными затратами, ориентируйтесь на звуковые карты с разрядностью ЦАП от 24 и низким уровнем шума.


        Если вы любите слушать музыку через наушники, обратите внимание на наличие встроенного усилителя для наушников.

        Если вы желаете использовать компьютер для высококачественной студийной записи, вам потребуется профессиональная звуковая карта с соответствующим набором характеристик.


        Выбор подходящего аудиоинтерфейса может показаться довольно сложной задачей. Необходимо рассмотреть и учесть все типы различных конфигураций входов и выходов, типы подключения, форматы и множество других факторов. Итак, как же найти тот вариант, который подходит именно Вам? Это руководство по покупке поможет вам сориентироваться и выбрать именно тот интерфейс, который самым лучшим образом отвечает вашим задачам и потребностям. Вы можете свободно позвонить по телефону +375 (44) 7755007 и задать любые вопросы нашим квалифицированным опытным сотрудникам.

        Что такое аудиоинтерфейс?

        Аудиоинтерфейс (или звуковая карта) – это устройство, которое позволяет подключить ваши микрофоны и другое звуковое оборудование к компьютеру. Обычно аудиоинтерфейс преобразовывает аналоговые сигналы в цифровые аудиоданные для того, чтобы компьютер мог их обрабатывать. Эти цифровые данные передаются в ваш компьютер с помощью определенного соединения (например, USB, FireWire, или специальной карты PCI/PCIe). Аудиоинтерфейс также работает и в обратную сторону, получая цифровые аудиоданные с вашего компьютера и преобразовывая их в аналоговый звуковой сигнал, который вы слышите в своих наушниках или студийных мониторах. В большинстве аудиоинтерфейсов есть линейные аналоговые входы и выходы, один или несколько микрофонных предусилителей и, возможно, даже цифровые входы и выходы типа S/PDIF или ADAT (оптические).


        Для чего вам нужен аудиоинтерфейс?

        Есть несколько причин почему лучше использовать отдельный аудиоинтерфейс, а не звуковую карту, встроенную в ваш компьютер. В техническом смысле встроенная звуковая карта, также является аудиоинтерфейсом, но она не совсем подходит для записи из-за ограничений по качеству звука и количеству входов/выходов. В большинстве встроенных аудиокарт есть только линейный стереовход бытового уровня, выход на наушники и, возможно, линейный стереовыход такого же класса. Электромагнитные и радиочастотные помехи, джиттер и чрезмерная задержка искажают или негативно влияют на качество звука на входе и на выходе. А всего лишь два входных канала не позволят записать сразу всю ударную установку, не говоря уже о всей музыкальной группе. Такие звуковые карты хороши для подключения пары Hi-Fi акустических систем и прослушивания сжатого аудиосигнала, но для записи и качественного мониторинга создаваемой музыки вам потребуется надежный аудиоинтерфейс.

        _________________________________________________________________________________________________________________________

        Выбор подходящей конфигурации входов и выходов

        Ни одна другая характеристика не является столь важной при выборе вашего аудиоинтерфейса, кроме разве что типа подключения к компьютеру (подробнее ниже), как конфигурация входов и выходов. От количества и типа входов и выходов полностью зависит, что именно вы сможете записывать, как сейчас, так и в будущем. Аудиоинтерфейсы бывают разными, начиная от двухканальных настольных устройств и заканчивая системами, которые могут записывать сотни каналов.

        Если вы автор-исполнитель, то Вам, возможно, хватит и пары входов, по крайней мере, на какое-то время. В большинстве аудиоинтерфейсов есть два или больше микрофонных предусилителя. Если вы собираетесь пользоваться конденсаторными микрофонами, то вам необходимо убедиться в том, предусилители вашего интерфейса могут подавать фантомное питание. Если вы хотите подключать прямо в аудиоинтерфейс вашу гитару или клавиши, то проверьте, чтобы в интерфейсе, которые вы покупаете, были инструментальные входы (они также называются "hi-Z"). Линейные входы и выходы отлично подходят для подключения внешних процессоров, усилителей для наушников (для создания отдельных мониторных миксов) и студийных мониторов.


        Варианты подключения к компьютеру

        Одна из аксиом звукозаписи гласит, что технологии не стоят долго на одном месте. В мире технологий, связанных с компьютерами, слово "стандарт" стоит рядом со словом "устаревший". Тем не менее, несколько типов подключений аудиоинтерфейсов считаются стандартными, а именно: USB, FireWire и PCIe. На большинстве компьютеров PC и Mac устанавливаются порты USB 3.0, а порты FireWire в основном можно встретить на Mac. Оба протокола имеют одинаковую скорость (480 МБ/сек), которая является достаточной для одновременной записи 64 дорожек при идеальных условиях. Встречаются некоторые простые аудиоинтерфейсы, в которых ещё используется стандарт USB 1.1; он намного медленнее, но его скорости достаточно для записи одного или двух каналов.

        FireWire по сравнению с USB имеет некоторые преимущества, которые заключаются в том, что данные передаются с более постоянной скоростью, и благодаря этому данный тип подключения является более надежным при одновременной записи большого количества каналов. Недостатки FireWire заключаются в том, что намного больше аудиоинтерфейсов используют порт USB, и порты FireWire менее распространены на компьютерах. Если у вас PC, то вам, вероятно, придется устанавливать дополнительную FireWire карту.

        Преимущество формата USB (3.0, 2.0 и 1.1) состоит в том, что выпускается множество аудиоинтерфейсов, которые могут работать, получая питание по шине USB (без дополнительного внешнего блока питания), и если вы планируете заниматься мобильной записью с помощью вашего ноутбука, то это отличный вариант. Кроме того, существует небольшой выбор аудиоинтерфейсов на основе карт PC Express и PCMCIA, которые предназначены для работу с ноутбуками.

        Теперь мы перейдем к третьему стандартному типу подключения аудиоинтерфейсов — PCIe (PCI Express). PCIe — это интерфейс на основе устанавливаемых в компьютер карт , и это означает, что вы не сможете использовать эти аудиоинтерфейсы с ноутбуками. Но установив такой аудиоинтерфейс на материнской плате своего компьютера, вы получаете преимущества в виде снижения задержки и расширения полосы пропускания, так как исключаются некоторые процессы преобразования данных. Большинство аудиоинтерфейсов формата PCIe предназначены для работы с большим количеством дорожек на почти мгновенной скорости, что является необходимым требованием в профессиональных студиях, поэтому они стоят намного дороже, чем FireWire или USB интерфейсы. Тем не менее, встречаются и доступные PCIe интерфейсы, которые позволяют даже пользователям начального уровня ощутить преимущества этого формата.


        Технические спецификации и как их читать

        Люди часто спрашивают — а действительно ли так важны разрядность и частота дискретизации? Ведь эти параметры встречаются в спецификациях практически всех аудиоинтерфейсов. Все не так просто, но да, они действительно имеют значение. Давайте начнем с разрядности или битности (bit depth). Когда речь идет об обработке звука, то разрядность имеет огромное влияние на ваш звук. Математика проста, 1 бит = 6 дБ. Это значит, что полный динамический диапазон 16-битной аудиозаписи (стандарт компакт-диска) составляет 96 дБ. Проблема заключается в том, что уровень цифрового шума довольно высок, поэтому вышеупомянутый динамический диапазон является очень маленьким. В результате, если вы работаете с 16-битным звуком, то в самых тихих местах вашей записи будет слышен шум. А звук с разрядностью 24 бита имеет динамический диапазон 144 дБ, что позволяет более качественно его обрабатывать. Вот поэтому 24 бита являются признанным профессиональным стандартом, и мы советуем использовать именно этот формат.

        Частота дискретизации (sample rate) является более субъективным понятием. Каждый сэмпл — это цифровой снимок записанного звука. При частоте дискретизации 44,1 кГц, которая считается стандартом для CD, каждую секунду выполняется 44100 цифровых снимков входящего звукового сигнала. Для генерирования частоты при цифро-аналоговом преобразовании необходимы только два сэмпла формы волны (верхний и нижний), так что при частоте дискретизации 44,1 кГц максимальная частота звука, которую можно воспроизвести, составит 22050 кГц. Поскольку верхний порог слуха человека достигает 20 кГц, то частоты дискретизации 44,1 кГц более чем достаточно для сохранения и воспроизведения каждого звука, который вы можете услышать. Тем не менее, есть дополнительные факторы (в основном, технического плана), влияющие на то, что более высокие частоты дискретизации позволяют захватывать ценную информацию и получать более качественное звучание. Поэтому многие профессионалы работают с частотами дискретизации в 48 кГц, 96 кГц или даже 192 кГц.

        В конце концов, все это относительно. Если вы собираетесь выпустить свою демо-запись на CD или разместить в Интернете в виде mp3 файлов, то вы спокойно можете работать или сводить готовые треки в формате 16 бит/44,1 кГц. Если вы собираетесь выпустить джазовый альбом в формате DVD audio, то даже не рассматривайте варианты работы с качеством менее 24 бит/96 кГц. Более высокие частоты дискретизации, такие как 192 кГц, очень удобны для звукового дизайна. Запишите рычание собаки в формате 192 кГц, затем вставьте его в сессию с частотой дискретизации 96 кГц (вдвое уменьшится скорость и высота звука, но не потеряется разрешение), и вы мгновенно получите зловещий гортанный рык, используемый в многочисленных научно-фантастических фильмах о монстрах. Просто помните, что при работе с высокими значениями частот дискретизации и разрядности сигнала съедается больше места на диске и ограничивается количество дорожек, так что вам необходимо учитывать возможности вашего оборудования.

        Самое главное, что нужно помнить о частоте дискретизации и разрядности — эти цифры ничего не значат без учета качества цифровых преобразователей, которые вы используете. Это то же самое, что установить на самодельную гоночную машину двигатель от Ferrari - такая машина сможет разогнаться до 200 км/ч, но вряд ли вы захотите на ней долго ездить. Так и дешевый преобразователь может работать с параметрами 24 бита/96 кГц, но он никогда не даст вам профессиональной точности и четкости воспроизведения звука.

        _________________________________________________________________________________________________________________________

        Дополнительные советы

        Есть ещё несколько вещей, о которых вам стоит помнить. Первое, есть некоторые аудиоинтерфейсы, хотя их список сокращается с каждым годом, которые совместимы только с компьютерами Mac или только PC. В нашем магазине мы стараемся писать обо всем максимально понятно, поэтому внимательно читайте список особенностей внизу страницы с описанием каждого аудиоинтерфейса. Если вы не уверены в чем-то, пожалуйста, звоните нам и уточняйте.

        Второе, выпускается все больше и больше аудиоинтерфейсов с встроенными процессорами и программным обеспечением для микширования. Это очень удобно. Программное микширование позволяет вам делать очень многое, начиная с настройки мониторных миксов, добавления реверберации или задержки, и заканчивая организацией общения с исполнителями в студии. Самое ценное, что программное управление встроенным DSP-процессором осуществляется без дополнительных задержек, и никоим образом не влияет на мощность центрального процессора вашего компьютера и на работу вашей основной программы (DAW).

        Читайте также: