Какое цифровое оборудование необходимо для обработки звука на компьютере

Обновлено: 05.07.2024

Человек, который делает первые шаги в работе со звуком часто сталкивается с дилеммой: из каких компонентов должна состоять домашняя студия?

Вариаций может быть великое множество, однако, мы хотим предложить универсальную модель рабочего места для процесса аудиопроизводства. Какой набор инструментов должен быть в арсенале начинающего звукорежиссёра?

1. Компьютер

В первую очередь, выберите ту платформу на которой вам удобно работать.

  • Для аудиопроизводства большую роль играет тактовая частота процессора. Выбирайте процессор с максимальной тактовой частотой — это даст вам возможность работать с аудио в настоящем времени с минимальной временной задержке.
  • Если вы планируете заниматься написанием музыки, уделите особое внимание объёму и скорости оперативной памяти. Работа с сэмплами поглощает большой объём оперативной памяти. Для написания музыки не стоит рассматривать компьютер с ОЗУ меньше 32 Гб, начинать лучше с 64 Гб.

2. Рабочая программа DAW (digital audio workstation)

Цифровая рабочая станция. Программа сама по себе не сможет дать хороший результат, она является инструментом. Важно то, как вы умеете использовать потенциал ПО. Обращайте внимание на удобство интерфейса и функционал. Выбирайте программу исходя из задач, которые вы перед собой ставите, например:

  • Если вы хотите создавать музыку или выступать перед публикой, то вам подойдут Ableton Live, Steinderg Cubase, Steinderg Nuendo, Avid Pro Tools или Cockos Reaper.
  • Начинающие звукорежиссёры часто предпочитают FL Studio.
  • Если вы работаете на платформе Apple, то обратите внимание на Apple Logic Pro.

3. Аудиоинтерфейс

Для начального сэтапа можно обратиться к внешнему аудиоинтерфейсу. Экономить на интерфейсе не стоит, так как это основной рабочий инструмент в вашей студии.

  • Количество входов и выходов в аудиоинтерфейсе подбирается исходя из целей работы, если вам необходима параллельная запись большого количества инструментов, то интерфейс должен соответствовать этим запросам.
  • Не стоит покупать на вторичном рынке старые интерфейсы, так как их драйверы могут не поддерживаться современными устройствами. Это значительно усложнит процесс работы или сделает его вовсе невозможным.
  • Убедитесь в совместимости параметров компьютера и аудиоинтерфейса — простое и важное правило.

Какие аудиоинтерфейсы мы можем посоветовать для начала работы со звуком?

Аудиоинтерфейс Focusrite Scarlett 2i2 3rd Gen

Возможность вывода многоканального звука: да

Инструментальный вход (Hi-Z): 6.3, xlr

4. Коммутация (соединие)

Выбор коммутации зависит от возможностей и предпочтений пользователя, однако, на что обратить внимание?

  • На качество экранирования кабелей (защита от внешних наводок и помех);
  • На качество изоляции кабелей (хороший кабель находиться в плотном виброизолирующем материале).

5. Студийные мониторы

Качественные мониторы позволят вам в полной мере детально услышать результат вашей работы. Студийные мониторы должны выявлять проблемы в записи, чтобы вы имели возможность устранить их на начальном этапе работы.
Мониторы делятся на две основных типа:

  • Пассивные мониторы (требуют подключения к внешнему усилителю).
  • Активные мониторы (мониторы со встроенным усилителем) — на первом этапе они предпочтительнее.

На что обратить внимание?

Студийный монитор JBL 305P MKII

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Диаметр НЧ-динамика, мм: 203

Мониторные наушники

Наушники позволяют более филигранно работать над нюансами записи. Используя в работе мониторы и наушники вы сможете услышать более полную звуковую картину, так как восприятие будет различаться.
В мониторных наушниках, помимо прочего, стоит обратить внимание на их звуковое оформление:

    Полноразмерные открытые наушники подойдут для написания музыки и свидения записей.

Мониторные наушники Beyerdynamic DT 240 Pro

Вид кабеля: витой односторонний

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ), %: 0.1

Максимальный уровень звукового давления, дБ: 99

Лучше иметь в своём арсенале несколько пар наушников с разным звуковым оформлением (открытым и закрытым).

6. MIDI контроллер

Использование MIDI-клавиатуры при записи партий цифровых инструментов — незаменимо. Кроме того, MIDI даёт возможность управлять любыми функциями программы, которую вы используете. На неё можно назначить функции вашего софта — это экономит время и делает процесс работы удобнее.

MIDI-клавиатура AKAI MPK MINI MK3

Количество клавиш: 25

Разъемы: usb-b, 6.3

MIDI-клавиатура Novation LaunchKey Mini MK3 Black

Количество клавиш: 25

Разъемы: usb-b, 6.3, 3.5

8. Динамические и конденсаторные микрофоны

Для студийной работы используют как конденсаторные, так и динамические микрофоны. Следует исходить из того, для какой записи будет использоваться микрофон, например:

  • Для записи акустических инструментов можно использовать узкомембранный конденсаторный микрофон. Со своей стороны, он позволит сделать максимально чистую запись, так как частота «вредных» резонансов микрофонов такого типа находятся вне слышимого спектра.
  • Для записи вокала используют конденсаторные или динамические микрофоны. В этом пункте очень многое зависит от личных предпочтений вокалиста и звукорежиссёра. У каждого типа микрофонов есть свои преимущества, например, динамические микрофоны снимают более естественное звучание и менее чувствительны к вибрациям. Конденсаторные микрофоны, часто, способны дать более детальное звучание вокала.

Мы можем посоветовать следующие модели микрофонов для сэтапа начального уровня:

Студийный микрофон Lewitt LCT 240 PRO Black

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Диаметр капсюля, мм: 17

Студийный микрофон Sennheiser MK 4

Диаграмма направленности микрофона: кардиоидная

Диаметр капсюля, мм: 25.4

Какие краткие рекомендации можно дать по вопросу организации пространства домашней студии?

Рабочее место

Сразу нужно отметить, что акустически неподготовленное помещение очень редко может служить хорошим стартовым рабочим местом. Акустическому оформлению студии мы посвятим отдельную статью, а пока хотим лишь развеять один устоявшийся миф о «чудодейственном» пирамидальном поролоне.

  • Отделка помещения пирамидальным поролоном — это не эффективный способ подготовки помещения, так как эти панели поглощают очень незначительный частотный спектр.

В организации рабочего пространства одно из ключевых мест занимает установка мониторов, попробуем кратко затронуть этот аспект:

Компьютер - естественно без него ни куда в наше время. Эта машинка будет обрабатывать все твои действия в твоей DAW ( Digital audio workstation или цифровая звуковая рабочая станция). ПК стоит собирать исходя из потребностей и размера вашего кошелька. У нас цель создания и записи музыки, а значит и ПК нам необходим именно для этой цели. Уклон при сборки делаем на процессор и оперативную память. Все остальное подбираем по карману. Возможно на многих студиях или картинках вы видели ПК фирмы Apple, он же Mac и скажите «Не лучше ли взять его?», не совсем. Безусловно это хорошие компьютеры и на них работают многие звукорежиссеры и продюсеры, но Mac стоит не малых денег и большенство DAW и плагинов на него платные. Лично у меня дома стоит Mac, и я его использую в повседневном режиме, а на студии работает обычный ПК на винде, собранный специально для работы со звуком. Выбор за вами.

Звуковая карта - это, так скажем, сердце студии. Та коробочка которая будет оцифровывать ваши звуки и передавать их в компьютер для дальнейшей работы с ними. Но какую же звуковую карту выбрать и по каким параметрам? Все очень просто. Если вы не планируете писать вокал, то берите звуковую карту с наименьшим количеством входов для микрофона, если все же вы будете «универсальным звукарем» то берите с наибольшим количеством входов и выходов. Облегчу вам задачу. Вот список карт, проверенные временем и опытом.

  • Бюджетные карты, 7000 - 13000 рублей: Focusrite Scarlett 2i2, Steinberg Ur 12, Tascam us 1x2.
  • Карты среднего ценового диапазона 15000 - 23000 рублей: Focustire Scarlett 6i6, Steinberg UR 44, Lexicon I-O 22
  • Более дорогие модели: Apollo Twin, PreSonus Quantum.

Студийные мониторы - простым языком - это такие колоночки, которые тебе необходимы для правильного мониторинга звука. И нет, обычные колонки тут не подойдут. Не буду забивать вам голову цифрами и умными терминами, скажу проще. Мониторы выдают звук таким, какой он есть на самом деле, без искажений и полным звукочастотным диапазоном. Не все мониторы идеальные, многие звук «красят» , многие «пачкают». И как тут выбрать себе такой инструмент мониторинга? Подбирайте под ваше помещение! Не стоит брать огромные мониторы дальнего и среднего поля для помещения не более 20 квадратных метров. И так же как со звуковой картой, на мониторах не стоит экономить и учитесь слушать мониторы. Вот список:

  • бюджетные 10000 - 25000 рублей : Mackai cr3, Yamaha hs5, Krk rokit 5.
  • средний ценовой диапазон 25000 - 80000: Yamaha hs8, Kirk rp 8, Adam a8x.
  • Более дорогие 80000 и выше: Neumann KH 310 A, Genelec 4040A и т.д.

Микрофон - тут все не много проще. Если ты пишешь вокал тебе понадобится либо конденсаторный, либо ламповый микрофон. Про микрофоны можно очень долго говорить и спорить, поэтому ловите список «майков» проверенных временем:

  • Бюджетные 10000 - 22000 рублей: Audio Technica at 2020, Октава мк 519, Rode nt 1a, Akg p420.
  • Средний ценовой диапазон 25000 - 50000 рублей: Blu baby bottle sl, Neumann tlm 102, Rode nt2.
  • Дорогие микрофоны: Октава МКЛ 5000, Neumann tlm 103, audio technica at 4080.

Ну вот и все. Для старта этого вполне хватит. Самое главное не спишите с выбором, посмотрите обзоры и почитайте отзывы перед покупкой оборудования. И помните самое главное, не в хорошем оборудовании секрет, а в таланте и желании!

В следующей статье поговорим о подборе DAW. Спасибо за внимание, подписывайтесь и ставьте лайки. Музыкальное пока!

Студия звукозаписи дома – это мечта многих музыкантов, которая сегодня, в условиях с недорогим функциональным оборудованием, вполне может быть воплощена в реальность.

Как оборудовать домашнюю студию

Как сделать студию звукозаписи дома? Дорогое ли это удовольствие? Что выгоднее для создания и записи своих музыкальных композиций, постоянно арендовать профессиональную студию или всё-таки вложиться в свою? И главное, каким оборудованием должна быть оснащена студия звукозаписи дома? На все эти вопросы отвечают специалисты.

Как оборудовать домашнюю студию

Итак. Что нужно для домашней студии звукозаписи?

В представленном обзоре речь пойдёт именно об устройствах, какие должны быть в студии, без освещения таких вопросов как подготовка помещения, звукоизоляция и другие. Об этом всегда можно почитать в интернете, благо этих материалов с освещением технологий, советами и пошаговыми инструкциями там предостаточно. Здесь же главное – это экспертное мнение специалистов и их рекомендации по выбору аудиотехники.

Как оборудовать домашнюю студию

Любая студия должна состоит из следующих компонентов:

  • персонального компьютер, который, наверняка, уже есть у того, кто хочет заниматься записью музыкальных треков;
  • аудиоинтерфейса;
  • студийных мониторов;
  • специальных микрофонов;
  • мониторных наушников;
  • клавишного MIDI-контроллера
  • профессиональных кабелей и аксессуаров;
  • профессионального софта – DAW.

Компьютер

Как оборудовать домашнюю студию

Обеспечивать стабильную и быструю обработку аудиофайлов могут компьютеры с достаточной производительностью. Хорошей мощностью и со свободным местом на винчестере. Четырёхядерного процессора, например, Intel Core i3, вполне хватит. Основной принцип выбора – чем больше ядер, тем лучше, ведь во время записи на процессор ложится нагрузка от сразу нескольких работающих плагинов. ОС особой роли не играет, потому что большая часть софта и оборудования работает как с ОС Windows, так и с операционной системой macOS. Хотя, заранее определиться со своими предпочтениями и проверить софт на совместимость никогда лишним не будет. Жёсткие диски лучше брать SSD, которые отличаются высокой степенью производительности и быстродействием. Оперативная память тоже должна быть побольше. Например, объёмом 8 Гб.

Аудиоинтерфейс

Звуковая карта Focusrite scarlett 2i2. Эта карта достаточно компактная, имеет тумблер для переключений между линейным и инструментальными входами, что позволяет подключать, например, синтезатор, гитару или любую Wi-Fi-аппаратуру. Аудиоинтерфейс Focusrite Scarlett 2i2 предоставляет пользователям два высококачественных звуковых предусилителя.

Звуковая карта Focusrite scarlett 2i2

Звуковая карта Behringer um2. Отличная внешняя звуковая карта с USB интерфейсом, которая отличается небольшой задержкой, надёжностью и доступной ценой. Питание аудиоинтерфейса Behringer um2 осуществляется от USB-порта компьютера.

Звуковая карта Behringer um2

Steinberg ur22. Аппарат с хорошим профессиональным функционалом и возможностями интернет-стриминга в реальном времени.

Steinberg ur22

Все рекомендованные внешние звуковые карты оснащены цифровыми преобразователями отличного качества, позволяют управлять различными входами/выходами и позволяют подключать разные устройства.

Студийный монитор

Чтобы «услышать» свою студию она должна быть укомплектована так называемыми «студийными мониторами». Многих, особенно начинающих музыкантов отпугивает такое название. На самом деле ничего страшного в этой аппаратуре нет. Это, по сути, специальная акустика, которая предназначены для звукозаписывающих студий. Основное отличие её от обычных акустических систем – идеально сбалансированные амплитудно-частотные характеристики.

Эта аппаратура позволяет слушать создаваемые музыкальные треки во всех их нюансах, слышать малейшие изменения, которые производятся в фонограммах, раздёлённые тембры разных инструментов. Смысл такой – если музыкант, записывающий музыку, добьётся ровного, точного и идеально сбалансированного звука, то это будет означать, что музыка будет отлично воспроизводиться как на автомобильных плеерах, так и на профессиональной клубной акустике.

Выбирая этот вид аппаратуры, можно остановить своё внимание на следующих конкретных моделях.

Студийный монитор Adam a7x. Эволюционная модель с расширенной частотной характеристикой и другим высокими качествами.

Студийный монитор Adam a7x

Jbl 305p mkii. Студийный монитор нового поколения с революционным волноводом, усовершенствованным преобразователем, обеспечивающий отличный динамический диапазон, детализированное звучание и потрясающую визуализацию.

Jbl 305p mkii

Студийный монитор Krk rokit 8. Превосходный профессиональный аппарат для небольших студий с возможностью прослушивания своего сигнала, как для вокалиста и клавишника отдельно, так и для диджея.

Студийный монитор Krk rokit 8

Студийный монитор Adam a5x. Один из самых компактных мониторов, который идеально подходит для небольших по размеру студий. В нём реализована новейшая технология шумового подавления, что обеспечивает непревзойдённую чистота звука и высокое качество его передачи.

Студийный монитор Adam a5x

Характеристики Adama7x Jbl 305p mkii Krk rokit 8 Adam a5x
Мощность max (Вт) 225 82 230 150
Диапазон частот 45гц-50кГц 43Гц-24кГц 29Гц-24кГц 50Гц-50кГц
Вид акустики активная активная активная активная
Количество полос 2 2 2 2
Размер НЧ-динамика (дюймы) 7 5 8 5.5
Цена (руб) 49830 10247 56000 34520

Надо сказать, что подбор рекомендованных моделей мониторов осуществлялся для идеальных акустических характеристик помещения и являются оптимальными для каждого конкретного пространства со своей акустикой.

Клавишный MIDI-контроллер

Так называемая «MIDI-клавиатура» представляет собой не что иное, как устройство ввода – что-то наподобие компьютерной мыши. Она подключается к компьютеру или посредством USB и обеспечивает передачу сигналов в установленное ПО в MIDI-формате. Кроме того, она позволяет осуществлять переключение тембров музинструментов. Аппарат оснащается ползунковыми и другими типами регуляторов, различными кнопками и фактически работает наподобие контроллера, обеспечивая большую скорость и удобство чем при работе мышью.

Хорошо себя показала на практике MIDI-клавиатура Akai MPK

MIDI-клавиатура Akai MPK

Она отличается компактными размерами и отлично подходит как для студийной работы, так и для тех музыкантов, которые часто бывают на гастролях. Он демонстрирует превосходный функционал и характеристики. В распоряжении музыканта двадцать пять чувствительных клавиш синт-действия, восемь оригинальных MPC подов с великолепной подсветкой, восемь регуляторов Q-Link. MIDI-клавиатура этой модели – идеальный выбор для домашней студии.

Студийный микрофон

Что касается микрофонов, иногда возникают вопросы, можно ли использовать в студии обычный динамический микрофон, который используется на концертах в «живых» выступлениях. Ответ – нет! Для студийных записей используются специальные конденсаторные микрофоны, которые, в отличие от обычных, имеют встроенные усилители и большие диафрагмы. Благодаря такой конструкции они очень чувствительны, улавливают малейшие звуковые колебания и идеально передают звук вокала, струнных, духовых, ударных. А это ведь как раз то, что требуется для создания музыки, когда каждый инструмент записывается отдельно.

Самыми оптимальными вариантами конденсаторных микрофонов для студии могут быть следующие модели.

Студийный микрофон Behringer B-1. Модель отличающаяся низким уровнем собственных шумов и возможностью работать с повышенным уровнем звукового давления, который может доходить до 148 дБ.

Студийный микрофон Behringer B-1

Микрофон Behringer C-1. Отличный бюджетный вариант для студии.

Микрофон Behringer C-1

Студийный микрофон Rode NT1-A. Большой динамический диапазон, хорошая чувствительность и другие характеристики делают этот микрофон идеальным решением для студии, оборудованной дома.

Студийный микрофон Rode NT1-A

Характеристики Behringer B-1 Behringer C-1 Rode NT1-A
Диапазон частот 20Гц-20кГц 20Гц-20кГц 20Гц-20кГц
Чувствительность (мВ/Па) 20 20 32
Направленность кардиоида кардиоида кардиоида
Сопротивление (Ом) 50 50 100
Тип кабеля XLR-XLR XLR-XLR 3 pin XLR
Вес (гр) 461 450 326
Цена 6261 2366 18621

Особенностью конденсаторных микрофонов является необходимость подачи на него отдельного внешнего питания. Именно поэтому большинство моделей аудиоинтерфейсов питание – Phantom +48В. Его ещё называют «фантомным».

Студийные наушники

Что лучше использовать для контроля качества музыки во время звукозаписи, наушники или студийные мониторы? Специалисты допускают, что на начальном уровне можно обойтись и одними наушниками, но ведь, как известно, контроля много не бывают. Поэтому специалисты советуют иметь в студии и наушники, и мониторы, и соответствующий софт. Только в этом случае систему мониторинга можно будет назвать профессиональной.

Итак. На какие модели можно обратить внимание.

Наушники Sennheiser HD 200 PRO. Отличная, недорогая модель для мониторинга аудио.

Наушники Sennheiser HD 200 PRO

Студийные наушники Sony MDR-7506. Практичная, мощная и комфортная в обращении модель. Их можно заметить во многих вокальных будках топовых студий.

Студийные наушники Sony MDR-7506

Можно также обратить внимание на такие модели как Audio Technica M50, наушники Beyerdynamic DT770 – это уже, пожалуй, легендарные модели в сфере мониторинга. Неплохо зарекомендовали себя в работе наушники Sennheiser HD650, благодаря открытой конструкции и хорошей стереопанораме, в наушниках можно правильно выстроить инструменты в пространстве.

Если провести нехитрые подсчёты по сегодняшним ценам, то можно сделать вывод о том, что, не считая компьютера, софта и аксессуаров для студии, минимальная стоимость оборудования составит порядка 21 тыс. рублей. Для мечты, воплощённой в реальность, – это более чем приемлемая сумма. Не так ли?

С учётом специфики отечественного рынка и приоритетов его покупателей под словом «компьютер» будет подразумеваться машина архитектуры X86 (привычный ПК), работающая под управлением операционной системы Windows XP.

Структура аудиотракта ПК

По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что обойдётся значительно дешевле.

В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).

Звуковые карты

Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.

Основные «тематические» направления, по которым подразделяются аудиокарты, – «для компьютерных игр», «для работы со звуком» (они же для прослушивания музыки) и «универсальные». Рассматривать последние особого смысла нет, так как принципиально разные требования в подавляющем большинстве случаев не позволяют в должной мере реализовать и игровые, и, так сказать, музыкальные способности в рамках одного устройства. Ведь для корректной реализации объёмного звука в играх требуется производительный DSP (сигнальный процессор), выполняющий сложную обработку звука. Часто сигнал проходит довольно длинный путь, прежде чем добраться до цифро-аналоговых конвертеров, которые в «игровых» картах обычно являются второстепенным звеном: «мощный» процессор, поддержка многоканального звука, обильные коммутационные возможности и множество программных фишек привлекательнее для рядового покупателя, чем какой-то непонятный ЦАП. Тем не менее существуют ли универсальные карты, которые не только полностью удовлетворяют потребности геймера, но и могут служить достойной платформой для построения музыкальной системы? Да. Как нетрудно догадаться, речь идёт о семействе X-Fi компании Creative. На сегодняшний день это самые прогрессивные звуковые карты – как по наворотам и вычислительной мощности, так и по качеству звука. Разумеется, среди «домашних» моделей. Нельзя сказать, что X-Fi – панацея, но более интересных с точки зрения универсальности предложений на рынке пока нет.

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Но за удовольствие приходится платить: базовая модель с поддержкой восьмиканального звука (актуально для игр и домашнего кинотеатра) стоит примерно полторы сотни долларов, а варианты с блоком для отсека 5,25”, на котором расположены входы/выходы, а также усилитель для наушников, стоят более $200. Наконец, флагманская модель X-Fi Elite Pro, сочетающая «игровые» возможности и высококлассные ЦАП, оснащённая к тому же удобным внешним блоком, стоит более $300.

Если же речь идёт о качественном воспроизведении звука (например, когда компьютер используется как источник в стационарной аудиосистеме), то имеет смысл обратить внимание на карты класса professional. В отличие от мультимедийных, «игровых», эти модели устроены гораздо проще: как правило, в них нет мощных DSP для формирования эффектов, нет поддержки многоканальности, необходимой геймерам и любителям домашнего кинотеатра. И вообще – минимум «лишнего». Акцент делается исключительно на качество аудиотракта в режиме стерео. Это подразумевает не только применение более высококлассных ЦАП, но и более эффективную фильтрацию питающего напряжения для предотвращения проникновения помех, а также более корректную обработку аудиопотоков для максимальной точности их вывода. Также в «профессиональных» картах обычно присутствует возможность вывода и ввода сигнала по балансной схеме, существенно уменьшающей наводки при использовании кабелей большой длины и/или в местах с большим количеством различного оборудования. Карты названы «профессиональными» потому, что изначально область их применения – домашняя студия: звукозапись, работа с виртуальными инструментами/синтезаторами, секвенсорами и так далее. Так что ещё одно отличие «профессиональных» карт от мультимедийных – поддержка стандартов ASIO2, GSIF и прочих, которая обеспечивает минимальные задержки при обработке сигнала, что особенно важно в домашней студии. С точки зрения прослушивания музыки этот параметр значения не имеет.

Ценовой диапазон специализированных карт для работы со звуком (они же – для прослушивания музыки) – от 150 до нескольких тысяч долларов. Совсем уж дорогие модели, как правило, обладают особым функциональным оснащением, поэтому «для дома» не слишком привлекательны: зачем переплачивать? Наиболее рациональным по соотношению цены и качества звука является класс устройств стоимостью от $150 до 400. Тут правят бал две компании: E-Mu (подразделение Creative) и ESI, бывшая EgoSys. Первая смогла завоевать популярность благодаря серии карт, из которых наибольшего внимания заслуживают модели 1616M и 1212M.

E-Mu 1616M PCI представляет собой внутреннюю PCI-карту и внешний коммутационный блок, содержащий также микрофонный предусилитель и актуальный для меломанов усилитель для наушников, причём вполне приличного качества. Модель превосходно звучит, поэтому её вполне уместно сравнивать с блочными (Hi-Fi) источниками звука категории «более $1000».

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Из продукции компании ESI стоит отметить прежде всего знаменитую карту Juli@, которая по характеристикам своего аудиотракта хоть и уступает E-Mu 1212M (отличия на уровне нюансов), однако обладает более удобным управлением, да и цена её на четверть ниже. Cама по себе Juli@, как и E-Mu 1212M, имеет лишь линейные выходы/входы (не считая цифровых), поэтому для подключения наушников к ней также придётся докупать небольшой микшерный пульт.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Одна из уникальных особенностей ESI Juli@ – конструкция-трансформер: по-разному соединяя две половинки карты, можно получить либо выходы TRS (балансные), либо привычные «бытовые» RCA.

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Вторая интересная карта ESI – Maya44. Она сделана «по мотивам» Juli@ и очень похожа на неё внешне. В Maya44 нет трансформируемой конструкции, используются немного более простые конвертеры. Зато тут имеется встроенный усилитель для наушников. Пусть подключать наушники будет не слишком удобно, пусть регулировка уровня – только программная, зато микшерный пульт докупать вовсе не обязательно. А сама карта стоит в районе $100. Очень удачный бюджетный, но отнюдь не плохо звучащий вариант.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Озвучиваем ноутбук

Не редко случается так, что единственный компьютер в доме – ноутбук, при этом его владелец хочет получить максимально качественное звучание музыкальной коллекции, которая хранится на жёстком диске аппарата. Многие также хотели бы, работая в офисе, наслаждаться любимой музыкой в наушниках, получив при этом качество звука на уровне стационарной аппаратуры или «профессиональных» звуковых карт для стационарных компьютеров. Выход простой – покупка внешней звуковой карты. Большинство из них подключаются к ноутбуку через USB, хотя немало также моделей с FW-интерфейсом и PCMCIA. Достойных моделей немало. На этом рынке успешно работают такие производители, как E-Mu, Terratec, M-Audio, Echo, Audiotrak и другие. Подавляющее большинство моделей оснащены не только всеми необходимыми входами/выходами, но и усилителем для наушников. Цена вопроса – от $150 до 400 (более дорогие карты не имеет смысла приобретать, так как увеличение стоимости связано в основном с расширением количества входов, нужных для работы в домашней студии). Хитом последних месяцев можно назвать карту 0404USB производства всё той же E-Mu. Конечно, она не во всём идеальна (самое главное неудобство – невозможность запитываться от шины USB, карта работает только с адаптером питания от сети 220 В), однако по качеству звука она «делает» многих конкурентов в своей категории. Хотя, разумеется, свет клином на 0404USB не сошёлся – достойных вариантов немало.

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Микшерный пульт

Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?

Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.

Часто задаваемые вопросы

Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?

Если речь идёт о хороших * кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.

* Для коммутации стоит применять качественные «инструментальные» или «микрофонные» кабели известных брендов. Цена таких проводников - $1-2 за метр. В профессиональной среде такая цена провода считается нормальной, в отличие от аудиофильской среды, где кабель дешевле $300 считается «проводом для настольной лампы». Подробнее – в следующей статье.

Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?

Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.

Говорят, внутри ПК много электромагнитных помех и внешняя карта будет звучать лучше вне этого сгустка наводок. Правда ли это?

Так могут рассуждать люди, совершенно не владеющие информацией. Качественные внутренние звуковые карты безо всякой дополнительной экранировки могут выдавать феноменально малые искажения (десятитысячные доли процента) и шумов. Множество записей сделано именно при помощи внутренних карт. Причём это относится даже к серьёзным студиям. Что реально может подпортить звук – так это плохая экранировка цепей питания карты (обычно встречается у недорогих мультимедийных моделей), некорректная разводка дорожек на материнской плате или «грязный» ток от некачественного блока питания. Такие помехи могут проявляться не явно (вроде бы меньше ясности на высоких частотах, чем должно быть) или явно (в колонках или наушниках слышны потрескивания при движении мышки или во время перемещения головок жёсткого диска). Решить проблему обычно удаётся путём перестановки карты в другой слот, заменой блока питания или материнской платы. Проверить систему на наличие паразитных наводок можно, например, программой RMAA, которая выдаст на графике нехарактерные для карты помехи. Также желательно обеспечить для «музыкального» компьютера корректное заземление и «посадить» его на отдельную фазу в электрощите. Но будьте осторожны! Соблюдайте меры предосторожности и не проводите никаких работ, если не имеете соответствующей квалификации.

Читайте также: