Какое устройство компьютера может вызвать при несоблюдении санитарно

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

"Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь".
И. В. Гете

Цели урока:

  • контроль, обобщение и систематизирование знаний об устройстве компьютера;
  • способствование развитию познавательной активности учащихся, внимательности, находчивости;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание чувства ответственности за общее дело, умения работать в команде.

Подготовительный этап.

Класс делится на 2 команды, и каждая команда получает задание: придумать себе название и зашифровать его в виде ребуса. Приглашается жюри.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

II. Тестирование.

  1. Устройство компьютера, предназначенное для обработки информации:
    а) внешняя память;
    б) процессор;
    в) монитор;
    г) клавиатура.
  2. Устройством вывода является:
    а) монитор;
    б) клавиатура;
    в) сканер;
    г) дискета.
  3. Устройством ввода является:
    а) принтер;
    б) монитор;
    в) сканер;
    г) дисковод.
  4. Оперативная память служит для:
    а) временного хранения данных и очищается при выключении питания ПК;
    б) временного хранения данных и при выключении питания ПК не очищается;
    в) временного хранения данных, от состояния питания ПК не зависит;
    г) долговременного хранения данных.
  5. Укажите тип принтера с наихудшим качеством печати:
    а) струйный;
    б) матричный;
    в) лазерный.
  6. Микрофон – это:
    а) устройство обработки звуковой информации;
    б) устройство хранения звуковой информации;
    в) устройство вывода звуковой информации;
    г) устройство ввода звуковой информации.
  7. При несоблюдении санитарно-гигиенических требований вредное влияние на здоровье человека может оказывать следующее устройство компьютера:
    а) принтер;
    б) монитор;
    в) системный блок;
    г) мышь.
  8. К устройствам внешней памяти не относятся:
    а) гибкие магнитные диски;
    б) жесткий магнитный диск;
    в) CD-ROM;
    г) оперативная память.
  9. Мышь – это:
    а) устройство вывода информации;
    б) устройство ввода символьной информации;
    в) устройство ввода манипуляторного типа;
    г) устройство хранения информации.
  10. Для переноса информации используют:
    а) дискету;
    б) оперативную память;
    в) дисковод;
    г) процессор.

Закончив работу с тестом, ребята меняются карточками с соседом по парте, проверяют (правильные ответы написаны на доске) и выставляют оценки (критерии оценивания также написаны на доске). Затем работы сдают учителю.

Ответы: 1б, 2а, 3в, 4а, 5б, 6г, 7б, 8г, 9в, 10а.

III. Соревнование.

1. Представление команд (конкурс ребусов).

2. Закончи стихотворение.

Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Первая команда должна написать на доске Устройства ввода и обработки информации, вторая – Устройства вывода и хранения информации.

Проверка: каждый верный термин +1 балл. При необходимости учитель дополняет списки. Вместе с учениками считаются баллы.

4. Конкурс капитанов.

1-я команда.

  1. Назови клавишное устройство ввода информации. (Клавиатура).
  2. Характеристикой какого устройства является тактовая частота? (Процессора).
  3. Как называется системная плата компьютера? (Материнская).
  4. Диски CD-ROM магнитные или лазерные? (Лазерные).
  5. Назови клавишу, фиксирующую режим ввода заглавных букв. (CapsLock).

2-я команда.

  1. Назови основное устройство манипуляторного типа. (Мышь).
  2. Оперативная память физически реализована на диске или на микросхемах? (На микросхемах).
  3. Как называется кратковременная память компьютера? (Оперативная).
  4. В состав какого устройства входит арифметико-логическое устройство? (Процессор).
  5. Назови клавишу, стирающую символы слева от курсора. (BackSpace).

5. Разгадайте кроссворд.

Кроссворд выдается на карточках вместе с вопросами.

Вопросы:

  1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер. (Клавиатура).
  2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов. (Код).
  3. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно. (Арифмометр).
  4. Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу. (Принтер).
  5. Запоминающее устройство. (Память).
  6. Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д. (Меню).
  7. Устройство, на которое выводится информация. (Монитор).
  8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. (Счеты).
  9. Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор).

Если все отгадано верно, то в результате получится слово “компьютер”.

6. Составьте слова.

Из слов на карточке составить слова, связанные с информатикой и компьютером. Буквы в словах не могут повторяться, и все имеются в слове.

Современный компьютер сам по себе не столь опасен, как и любой другой сложный бытовой прибор (например, телевизор или микроволновая печь). Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья человека, связанные с его применением в повседневной бытовой жизни или производственной деятельности.

К каким именно хроническим заболеваниям может привести пренебрежение пользователями ПК по выполнению санитарно-гигиенических правил работы с компьютером?

Медики и специалисты в области производственной гигиены традиционно

выделяют пять основных групп, так называемых «компьютерных» заболеваний, возникновение и развитие которых люди зачастую сами

провоцируют у себя, проводя необоснованно много времени в общении с монитором и клавиатурой ПК.

К ним относятся:

1) заболевания органов зрения;

2) заболевания опорно-двигательной системы (включая болезни суставов

и мышц кистей и предплечий рук вследствие их хронического переутомления);

3) заболевания желудочно-кишечного тракта или половых органов (включая анорексию и геморрой);

4)заболевания сердечнососудистой системы (включая болезни, обусловленные гиподинамией и гиповолемией);

5) нервные расстройства и заболевания различной этиологии (включая эпилептические статусы (припадки) различной природы).

Основной причиной развития «компьютерных» заболеваний являются не технические средства, а их неграмотная эксплуатация, сопряженная с нарушением гигиенических правил и норм, знание которых становится все более актуальным для пользователей персональных компьютеров.

Компьютер, как и всякое любое иное техническое устройство, использующее для своей работы электроэнергию, преобразует ее в различные излучения–электромагнитное, ионизирующее, тепловое и т.д.

Какие же объективные физические воздействия может оказать компьютер на окружающую среду рабочего места и оператора, не связанные непосредственно с деятельностью последнего?

Проектировщики и производители компьютеров, а также ученые - гигиенисты традиционно выделяют множество факторов способных в случае чрезвычайной интенсивности проявления создать окружающую среду рабочей зоны компьютера неблагоприятной для здоровья пользователя, а при комбинированном воздействии–даже агрессивной.

Наиболее ранними клиническими проявлениями последствий воздействия электромагнитного излучения на человека являются функциональные

нарушения со стороны нервной системы, проявляющиеся, прежде всего, в виде вегетативных дисфункций неврастенического и астенического синдрома. Лица, длительное время находившиеся в зоне излучения, предъявляют жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна. Нередко к этим симптомам присоединяются расстройства вегетативных функций.

Абсолютно все компьютеры являются источниками повышенного уровня шума.

Повышение уровня прямой и отраженной блесткости экрана, а также его

ослепленности, пульсации светового потока, неравномерность распределения яркости в поле зрения и повышенная яркость светового изображения также являются факторами негативного воздействия на организм человека.

Основным нормативным документом, определяющим гигиенические требования к организации труда на компьютере, являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Все гигиенические требования к организации труда с применением компьютеров условно можно разделить на три группы:

1) требования к помещениям, где организована и осуществляется подобная трудовая или учебная деятельность;

2) требования к оборудованию индивидуального рабочего или учебного места;

3) требования к организации труда или учебного процесса с использованием компьютерной техники.

Каждое производственное или учебное помещение, в котором осуществляется работа с компьютерами, должно иметь комбинированное–

естественное и искусственное – освещение. Поэтому не допускается размещение рабочих мест, оборудованных компьютерами, в подвальных помещениях, а в образовательных учреждениях всех видов - еще и на цокольных этажах (в полуподвалах), причем высота потолков в компьютерных аудиториях или классах должна быть не менее 4 м, а сами они не должны располагаться вблизи помещений, в которых «уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения» (механические цеха, мастерские, гимнастические залы и т.п.).

Все подобные производственные помещения и учебные классы должны быть оснащены принудительной приточно-вытяжной вентиляцией и увлажнителями воздуха, заправляемыми ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

Для отделки интерьера производственных и учебных помещений, в которых эксплуатируются компьютеры, запрещается использовать полимерные строительные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические стеновые и ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества.

Особые требования предъявляются к микроклимату помещений, в которых

пользователи работают с компьютерами: оптимальная температура нормативно должна составлять от 18 до 25°С, а относительная влажность воздуха – от 40 до 60 % при его движении в 0,1-0,2 м/с.

Для образовательных учреждений всех видов Правила устанавливают более жесткие санитарно-гигиенические нормы микроклимата: температура воздуха в компьютерных классах должна поддерживаться в рамках 19-21°С, а относительная влажность в пределах 55-62%.

В целях поддержания микроклимата в пределах, установленных санитарными нормами, в учебных классах, в которых расположены компьютеры, ежедневно должна проводиться влажная уборка и заправка увлажнителей воздуха.

В течение учебного дня – регулярно осуществлять аэрацию: соответствующие помещения перед началом и после каждого часа учебных занятий должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.

Помимо гигиенических требований к микроклимату Правила содержат также предельно допустимые уровни шума компьютерной техники на рабочих местах пользователей. В частности, согласно им во всех учебных помещениях уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 ДБА, в офисных и производственных помещениях, где работа с компьютером не является основной, 60 ДБА.

Сегодня на первый план в качестве источников возникновения у пользователей ПК различного рода хронических заболеваний, которые мы называем псевдо «компьютерными», выходят статические нагрузки на организм человека вследствие малоподвижного характера работы, а также развивающихся на этом фоне гипокинезии (недостатка движения), гиподинамии (недостатка физической нагрузки) и гиповолемии (нарушения перераспределения крови).

Поэтому современные требования к организации режима труда и отдыха пользователей компьютеров призваны защитить человека не от машины, а от самого себя, от функциональных стереотипов поведения, способных стать причиной возникновения целого комплекса заболеваний.

Чтобы избежать осложнений здоровья психосоматической или гипокинезической этиологии (происхождения) у всех категорий работников, чья трудовая деятельность связана с работой с компьютером, существуют некоторые гигиенические требования к организации режима труда и отдыха таких людей.

В течение рабочего дня для всех пользователей компьютеров, непосредственно и постоянно работающих с этой техникой, помимо обязательного обеденного перерыва, устанавливаемого федеральным законодательством о труде, «для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы».

10 важнейших гигиенических требований при работе с компьютером

1. Расположите компьютер или его монитор к окну боком, чтобы свет на него падал слева.

2. При организации и оборудовании рабочего места приобретайте мебель в соответствии с ростом пользователя компьютера.

3. Ежедневно перед началом работы обязательно убирайте пыль на рабочем месте.

4. Перед началом и по окончании работы, а также в обеденный перерыв проводите аэрацию (проветривание) помещения, где работает компьютер.

5. Ежедневно проводите влажную уборку в помещении, где работает компьютер.

6. При непрерывной работе с компьютером каждые 2 часа делайте перерыв на 15 минут для отдыха и выполнения комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений.

7. Следите за соотношением освещенности экрана монитора компьютера и окружающего пространства, оно не должно быть меньше, чем 5 : 1.

8. При работе с компьютером расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 600-700 мм, но не менее 500 мм.

9. Следите за осанкой: спина должны быть прямая, руки в локтях должны быть согнуты под прямым углом.

Вчера на работе дали для ознакомления документ под названием ИНСТРУКЦИЯ № 1 по охране труда при работе за персональным компьютером. Оказывается в ней много чего интересного написано.

Да, в наше время без компьютера ни куда. Ком­пью­тер­ная тех­ни­ка ис­поль­зу­ет­ся прак­ти­че­ски во всех ор­га­ни­за­ци­ях. Некоторые считают, что в такой работе практически полностью отсутствую факторы риска, которые способны оказать негативное влияние на здоровье работников.

Однако это не совсем так: труд с использованием этого типа оборудования также требует выполнения правил, которые устанавливает техника безопасности на рабочем месте за компьютером.

При­ме­не­ние ра­бот­ни­ка­ми дан­но­го обо­ру­до­ва­ния спо­соб­но ока­зы­вать нега­тив­ное вли­я­ние на их здо­ро­вье и даже при­ве­сти к чрез­вы­чай­ным си­ту­а­ци­ям и несчаст­ным слу­ча­ям на про­из­вод­стве. Компьютер – это такой же потенциальный источник угроз для здоровья, имущества и даже жизни пользователя. Для того, чтобы этого из­бе­жать, ра­бот­ни­ки долж­ны со­блю­дать тех­ни­ку без­опас­но­сти при ра­бо­те с ком­пью­те­ром.

Негативные факторы при работе за компьютером

Непрямой вред, который незаметен сразу, это ущерб здоровью:

  • уже ни у кого не вызывает сомнений в существовании огромной негативной нагрузки на зрение, которое становится причиной его необратимого ухудшения, покраснений и синдрома «сухого глаза»;
  • неправильная поза при работе за компьютером вызывает многочисленные заболевания суставов, грудной клетки и регулярные боли различного характера;
  • бомба замедленного действия – чрезмерная нагрузка на психику пользователя. Необходимость постоянно концентрировать свое внимание на многочисленных деталях и смене картинок на мониторе становятся причиной переутомления

Также ра­бот­ник, ис­поль­зу­ю­щий в своей тру­до­вой де­я­тель­но­сти ком­пью­тер, может ис­пы­ты­вать на себе вли­я­ние сле­ду­ю­щих нега­тив­ных фак­то­ров:

  • высокая температура, характерная для отдельных элементов компьютерной техники и создающая общий повышенный температурный фон в рабочем помещении;
  • высокая степень монотонности рабочего процесса;
  • значительный уровень зрительный нагрузок, испытываемых работником;
  • риск поражения статическим электричеством при случайном контакте с отдельными элементами техники;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • повышенный уровень напряженности электрического и магнитного полей, генерируемых работающей техникой;
  • высокий уровень блесткости и контрастности рабочего экрана, негативно влияющий на зрение работника в длительной перспективе;
  • другие факторы.

Правила работы за компьютером

Ста­тья 212 ТК РФ обя­зы­ва­ет ра­бо­то­да­те­ля раз­ра­бо­тать и утвер­дить ин­струк­ции по охране труда и обес­пе­чить озна­ком­ле­ние с ними ра­бот­ни­ков. Таким об­ра­зом, в ор­га­ни­за­ции может быть утвер­жден спе­ци­аль­ный до­ку­мент, преду­смат­ри­ва­ю­щий пра­ви­ла вы­пол­не­ния тру­до­вых опе­ра­ций с ком­пью­тер­ной тех­ни­кой, ко­то­рый может на­зы­вать­ся, на­при­мер, ин­струк­ци­ей по охране труда при ра­бо­те за ком­пью­те­ром. От­дель­ные по­ло­же­ния по дан­но­му во­про­су могут со­дер­жать­ся в ин­струк­ции по охране труда для офис­ных ра­бот­ни­ков.

Для работников офиса должен быть проведен инструктаж по охране труда при работе за компьютером.

В неко­то­рых от­рас­лях хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти утвер­жда­ют­ся ти­по­вые ин­струк­ции по охране труда. На­при­мер, При­ка­зом Минс­вя­зи РФ от 02.07.2001 N 162 утвер­жде­на Ин­струк­ция по охране труда при ра­бо­те на пер­со­наль­ном ком­пью­те­ре ТОИ Р-45-084-01.

Во время ра­бо­ты необходимо соблюдать технику безопасности. Компьютер – это сложное устройство, работающее под напряжением, поэтому на него тоже распространяются техника безопасности к электрическим устройствам.

Применимо к компьютеру соблюдайте основные правила:

  • Не работайте с компьютером при наличии внешних повреждений корпуса или изоляции силовых кабелей. В этом случае требуется замена кабелей или обращение в сервисный центр.
  • Не кладите на корпус системного блока и не храните на нем разные предметы, особенно тяжелые, т.к. в этом случае может возникнуть вибрация, которая может вызвать нарушения работы компьютера.
  • Не рекомендуется включать компьютер в розетки без заземления. Розетки и вилки должны быть цельными, без повреждений.
  • Не включайте компьютер в помещении с высокой влажностью.
  • Не оставляйте работающий ПК без присмотра длительное время.
  • Провода и силовые кабеля компьютера должны быть расположены так, чтобы исключить возможность наступить на них или поставить что-то тяжелое.
  • Нельзя работать с компьютером при открытом корпусе системного блока.

Как правильно организовать рабочее место

По­сто­ян­ная ра­бо­та за ком­пью­те­ром вы­зы­ва­ет от­кло­не­ния в здо­ро­вье ра­бот­ни­ка, в част­но­сти:

  • на­груз­ка на зре­ние при­во­дит к его ухуд­ше­нию, по­крас­не­ни­ям глаз, воз­ник­но­ве­нию «син­дро­ма су­хо­го глаза»;
  • несо­блю­де­ние нор­ма­ти­вов ор­га­ни­за­ции ра­бо­че­го места может при­ве­сти к ис­крив­ле­нию по­зво­ноч­ни­ка, за­бо­ле­ва­ни­ям су­ста­вов и болям раз­лич­но­го ха­рак­те­ра;
  • дли­тель­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния на экране вы­зы­ва­ет пе­ре­утом­ле­ние.

Отменен так нелюбимый всеми СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Но обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда никто не отменял. Давайте посмотрим, каким же образом сейчас требуется организовывать работу на доброй половине рабочих мест в стране.

Помогут нам в этом санитарные правила СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", в которых есть раздел XXII. Требования к организации работ с персональными электронными вычислительными машинами и копировально-множительной техникой.


Какое количество времени можно проводить за компьютером учащимся без вреда для здоровья?

  • не более 25-30 мин в день
  • 40 минут в день
  • 1 час, с перерывами по 10 минут после каждого получаса
Вопрос 4

Какие действия должны быть предприняты вами при ухудшении самочувствия во время работы в компьютерном классе?

  • немедленно покинуть рабочее место, позвонить родителям и уйти домой
  • немедленно покинуть рабочее место, сообщить преподавателю и родителям, обратиться к врачу
  • немедленно покинуть рабочее место и обратиться к врачу
Вопрос 5

Выберите основные требования к санитарным нормам, которые должны соблюдаться учащимися при работе за компьютером

  • длительность работы на компьютере – не более 25-30 мин в день
  • на занятия в компьютерный класс нужно приходить в чистой обуви и одежде
  • нельзя касаться экрана монитора даже чистыми руками
  • длительность работы на компьютере – не более 20 мин в день
  • при работе за компьютером в компьютерном классе допускается использование питьевой воды
Вопрос 6

К каким последствиям может привести неестественное для привычного положения, положение различных частей тела?

  • к плохому настроению
  • к болям в пояснице
  • к болям в области сердца
  • к болям в области шеи, кистей рук
  • к общему недомоганию
Вопрос 7

Какие основные требования к правильной осанке должны соблюдаться при работе за компьютером с точки зрения эргономики?

  • длительность работы на компьютере – не более 25-30 мин в день
  • локтевые, коленные и тазобедренный суставы под прямым углом
  • допускается наклон спины вперед
  • расстояние от экрана до глаз 70 – 80 см
  • вертикально прямая спина
  • плечи опущены и расслаблены
  • направление взгляда - перпендикулярно экрану монитора
Вопрос 8

Какие из перечисленных симптомов ухудшения самочувствия могут появиться при работе за компьютером?

  • усиление сердцебиения
  • обострение признаков простуды
  • резь в глазах, ухудшение зрения
  • плохое настроение
  • боль в пальцах
  • боли в спине, шее
Вопрос 9

Какие вопросы изучает эргономика?

  • обеспечение технической безопасности работы человека
  • затраты энергии человеком во время работы
  • движения человеческого тела во время работы
  • работоспособность компьютера и других технических устройств
  • эффективность работы человека
Вопрос 10

Какие устройства могут оказывать вредное воздействие на здоровье человека?

  • системный блок
  • принтер
  • монитор
  • модем
Вопрос 11

Как надо смотреть на монитор?

  • сверху-вниз
  • снизу-вверх
  • слева-направо
  • справа-налево
Вопрос 12

В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны?

  • от экрана вперёд
  • от экрана вверх
  • от экрана вниз
  • от экрана назад
Вопрос 13

Как часто надо делать перерывы в работе при интенсивной работе за компьютером?

Читайте также: