Какого масштаба планшеты сетей канализации должны находиться в диспетчерской службе

Обновлено: 06.07.2024

С 1 марта 2019 года аварийно-диспетчерские службы в МКД начинают работать по новым правилам, которые утвердило постановление Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Узнайте, к чему готовиться.

Содержание работы АДС

Аварийно-диспетчерская служба ежедневно следит за работой внутридомовых инженерных систем дома и качеством коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

  • предоставлением коммунальных услуг,
  • содержанием общего имущества,
  • оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Аварийная служба устраняет неисправности и повреждения внутридомовых инженерных систем, принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварий или угрозы их возникновения

Собственники и пользователи помещений в МКД могут обратиться в АДС с заявками об исполнении других обязательств УО, ТСЖ или ЖСК.

Организация достойного и по новым правилам аварийно-диспетчерского обслуживания в доме – задача управляющих организаций, ТСЖ и ЖК.

Сроки устранения аварий

Сейчас сроки ликвидации аварий прописаны в ПП РФ № 416 скудно. Сказано, что АДС должна незамедлительно ликвидировать засоры внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов.

Сроков на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения вообще нет.

Законодатели решили, что раз телепорт ещё не изобрели, сроки ликвидации аварий нужно детализировать. По новым правилам, которые вступят в силу с 1 марта 2019 года, ответить на звонок собственника или пользователя помещения в МКД аварийно-диспетчерская служба должна в течение 5 минут. Дольше заставлять ждать человека нельзя.

Полчаса с момента регистрации заявки отводится на локализацию аварий на внутридомовых системах ГВС и ХВС, водоотведения, отопления и электроснабжения. На ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения можно потратить два часа с момента регистрации заявки.

А вот устранить саму аварию нужно не дольше чем за 3 дня с даты аварийного повреждения. При этом при таких авариях АДС обеспечивает подачу коммунальных услуг в срок, не нарушающий установленную продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг.

Кроме того, при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем ХВС и ГВС, водоотведения и отопления АДС должна сообщить в орган местного самоуправления, на территории которого находится дом, характер повреждения и срок его устранения.

Засор мусоропровода устраняется за 2 часа после регистрации заявки, но не раньше 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приёме заявок.

После регистрации заявки в течение получаса нужно оценить срок её выполнения и проинформировать о нём заявителя.

Срок устранения мелких неисправностей согласовывается с заявителям. Это может быть хоть 2 часа ночи, всё равно нужно выехать, потому что АДС работает круглосуточно.

  • в журнале заявок,
  • в электронном виде в системе учёта заявок.

В обоих случаях – с использованием записи телефонного разговора.

  1. Выяснить причину и характер обращения.
  2. Решить, понадобится ли помощь аварийно-ремонтных служб.
  3. Зафиксировать принятое решение в журнале учёта заявок. Если журнал учёта ведётся в ГИС ЖКХ, разместить данные о заявке там.
  4. Сообщить заявителю регистрационный номер заявки, сроки исполнения и перечень необходимых мероприятий.
  5. Организовать исполнение поступившей заявки в надлежащие сроки.

Выезд на объект

Сотрудники аварийно-диспетчерской службы берут с собой на выезд необходимые оборудование и материалы, служебное удостоверение, одноразовые бахилы и опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду), на котором будут указаны название организации, фамилия, имя и отчества, и профессиональная специализация.

  • планируемые дату и время начала исполнения заявки,
  • причины необходимости в доступе,
  • ФИО сотрудника, который будет отрабатывать заявку.

Чтобы проверить, что заявка отработана, АДС попросит исполнителя сфотографировать результат и будет периодически опрашивать собственников и пользователей помещений в МКД. Всё серьёзно, результаты контроля будут вноситься в журнал учёта заявок или ГИС ЖКХ, если учёт заявок ведётся там.

Как не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований при организации аварийно-диспетчерского обслуживания жителей

В нашем новом сервисе (программе) «АДС на 100%» мы учли все требования постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 331, а также требования постановлений Правительства РФ № 354, № 416 и № 1090, постановления Госстроя РФ № 170 и ГОСТа 56037-2014.

Функционал сервиса позволяет управляющим организациям перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат и упрощает работу с обращениями жителей и третьих лиц, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В нём настроена интеграция с IP-телефонией и ГИС ЖКХ. В качестве бонуса управляющие организации получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.

В сервис «АДС на 100%» мы включили все возможности традиционных систем для компьютеров и дополнили их современными инструментами. Это поможет управляющим организациям любого размера усовершенствовать свою работу. Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономите на автоматизации, увеличите эффективность обслуживания жителей и привлечёте больше клиентов.

Таким образом, использование сервиса «АДС на 100%» гарантирует управляющим организациям, что работа их аварийно-диспетчерских служб будет полностью соответствовать всем лицензионным требованиям законодательства, что поможет организациям укрепить свои позиции на рынке.

А самое приятное в сервисе «АДС на 100%» — его цена. Она составляет всего 1900 рублей + 40 рублей за МКД в месяц.

8.2.1. Диспетчерские пункты должны быть оснащены современными средствами оперативного и диспетчерского управления и связи, а также, по возможности, компьютерной техникой, связанной с терминалами и программируемыми контроллерами на основных сооружениях и сети.

8.2.2. На диспетчерском пункте необходимо иметь оперативные материалы в объеме, соответствующем границам ответственности конкретного диспетчерского пункта (ЦДП, МДП и т.п.):

а) оперативные схемы основных коммуникаций, сооружений и средств регулирования, управление которыми осуществляет диспетчер;

б) планшеты в масштабе 1:2000, каждый из которых охватывает территорию объекта управления площадью 1000 x 1000 м со всеми подземными коммуникациями и сооружениями, имеющимися в натуре. На планшетах должны быть указаны номера колодцев (камер), установленное в них оборудование и контрольно-измерительная аппаратура;

в) схемы коммуникаций и характеристики оборудования;

г) графики и режимные карты сооружений и оборудования;

д) планы текущего и капитального ремонтов сооружений;

е) полный комплект действующих эксплуатационных руководств, включая настоящие ПТЭ, правила техники безопасности и инструкцию взаимодействия службы сетей водоснабжения с органами пожарной охраны, а для оперативного персонала объектов (насосных станций и т.п.), обслуживающих электроустановок действующие Правила технической эксплуатации и Правила техники безопасности электроустановок;

ж) список служебных и домашних телефонов руководящего персонала производственного предприятия водоснабжения и канализации и их адреса;

з) список и телефоны различных служб города - энергоснабжающей организации, горгаза, пожарной охраны, органов Министерства по чрезвычайным ситуациям, органов Госсанэпиднадзора, органов управления, использования и охраны водных ресурсов.

При оснащении диспетчерского пункта компьютерной техникой указанные оперативные материалы следует перевести на дискеты и занести в память компьютера.

8.2.3. Для наглядности и удобства работы персонала диспетчерского пункта на оперативных схемах следует отражать состояние сооружений и оборудования (в работе, в ремонте, в резерве, авариях) условными обозначениями, сигналами или символами.

Оперативные схемы сетей систем водоснабжения и водоотведения должны быть нанесены на план города с указанием наименований улиц, проездов, площадей и нумераций строений.

8.2.4. Диспетчерский пункт состоит из следующих помещений (или части из них): диспетчерская со щитами, пультами и столом с компьютером для диспетчера, аппаратная со штативами, реле, выпрямителями, зарядно-разрядными щитами, аккумуляторная, контрольно-ремонтная мастерская с оборудованием и персоналом, бытовые помещения.

8.2.5. Диспетчерские пункты должны быть оснащены следующими средствами связи и управления (либо частью из них):

а) избирательной (селекторной) телефонной или радиотелефонной связью;

б) устройствами для телеизмерения показателей работы сооружений и оборудования;

в) дистанционной сигнализацией и средствами контроля за работой сооружений и оборудования;

г) телемеханическими средствами управления агрегатами, механизмами и запорно-регулирующими устройствами;

д) компьютерной техникой с выводом на дисплей технологических схем, схем автоматизации и телеуправления, показателей работы систем, сооружений и оборудования.

Набор средств связи устанавливается для каждого ВКХ и диспетчерского пункта в зависимости от местных условий (протяженности коммуникаций, места, занимаемого диспетчерским пунктом в общей схеме водоснабжения и водоотведения).

ГОСТ Р 56037-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами

УСЛУГИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО И АВАРИЙНО-РЕМОНТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Services of housing maintenance, public utilities and administration of apartment buildings. Dispatching and emergency repair servicing. General requirements

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Саморегулируемой организацией "Некоммерческое партнерство управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области "Стандарты управления недвижимости" при участии ОАО "Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова" (АКХ), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 545-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серию "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

Применение настоящего стандарта позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, Жилищного кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.

При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг), связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами", целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, выполняемые лицами в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом.

Настоящий стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги управления многоквартирными домами, а также подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения определенных работ (услуг), и собственниками (потребителями), выступающими в роли заказчика таких услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51929 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения

ГОСТ Р 55000 Лифты. Повышение безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации

ГОСТ Р 55963 Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, принятые по ГОСТ Р 51929, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийно-диспетчерская служба: Служба, в которой объединены функции аварийно-ремонтной и диспетчерской служб.

3.2 диспетчер (оператор): Должностное лицо диспетчерской службы, принимающее, перерабатывающее, анализирующее и фиксирующее поступающую информацию, заявки и обращения об аварийных ситуациях и неисправностях, обеспечивающее и отвечающее за координацию действий аварийно-ремонтных служб при ликвидации аварийных ситуаций и неисправностей.

3.3 исполнитель: Лицо, оказывающее услуги диспетчерского и (или) аварийно-ремонтного обслуживания.

3.4 потребитель: Лицо, пользующееся услугами диспетчерской и (или) аварийно-ремонтной службы.

4 Общие требования

4.1 Диспетчерская и аварийно-ремонтная службы должны быть обеспечены картой (схемой) местности, списком и адресами иных аварийно-ремонтных и диспетчерских служб, журналом учета аварий, домашними адресами руководителей аварийно-ремонтных и диспетчерских служб, их домашними и служебными телефонами, комплектом технической документации на многоквартирный дом, схемами всех отключающих и запорных узлов внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, планами подземных коммуникаций, а также техническими условиями коммунальных ресурсов, мониторинг которых поручается осуществлять диспетчерской службе.

4.2 Специалисты аварийно-ремонтных служб должны быть обеспечены оперативным доступом в технические помещения многоквартирного дома, к внутридомовым системам инженерно-технического обеспечения и оборудованию, которое передано исполнителю для предоставления услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, предоставив комплекты ключей от всех рабочих, подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов (при наличии таковых).

4.3 Для оперативного управления и контроля за техническим состоянием многоквартирных домов (жилищного фонда) могут создаваться объединенные и (или) единые диспетчерские службы, в состав которых могут входить и аварийно-ремонтные службы.

5 Классификация услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания

5.1 При классификации услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания можно выделить их основные виды:

- услуги диспетчерского обслуживания;

- услуги аварийно-ремонтного обслуживания.

Для выполнения услуг создаются следующие службы: диспетчерские и аварийно-ремонтные, которые, в свою очередь, могут объединяться, образуя:

Примечание - Аварийно-диспетчерская служба объединяет (совмещает) функции диспетчерской и аварийно-ремонтной службы;

- объединенные диспетчерские службы.

Примечание - Объединенные диспетчерские службы (ОДС) могут создаваться как исполнителями, так и органами местного самоуправления для диспетчерского обслуживания группы многоквартирных домов, объединенных в пределах квартала, района, города (поселения);

- единые дежурно-диспетчерские службы.

Примечание - Единые дежурно-диспетчерские службы создаются органами местного самоуправления и службами ГО МЧС РФ.

6 Услуги диспетчерской службы

6.1 Диспетчерская служба обеспечивает оказание услуг по диспетчерскому обслуживанию потребителей многоквартирного дома в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе [1]-[3].

6.2 В обязанности диспетчерской службы также могут входить:

- контроль за работой лифтов, установленных в многоквартирном доме;

- контроль параметров коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку поставки коммунального ресурса.

6.3 Исполнитель организует круглосуточную работу диспетчерской службы и диспетчера (оператора), обеспечив при необходимости отдельным помещением, журналами учета и контроля, средствами связи, в том числе и оперативной с рабочими аварийно-ремонтных служб, находящимися на линии.

6.4 Диспетчер (оператор) обеспечивает прием и выполнение работ (услуг) по заявкам потребителей.

6.5 Принимая заявки об аварийных ситуациях или неисправностях, диспетчер выясняет их причины, характер и принимает оперативные решения о взаимодействии с аварийно-ремонтными службами(бригадами, специалистами), в том числе занося в журналы данные об авариях, неисправностях или перерывах в работе систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома. Организует в установленные сроки устранение аварий и неисправностей, направляя аварийно-ремонтные бригады(специалистов) к месту аварий.

Примечание - В случае возникновения неисправностей или аварийных ситуаций в системах инженерно-технического обеспечения диспетчер (оператор) оперативно информирует соответствующие специализированные организации (обслуживающие лифты, газовое, водопроводно-канализационное оборудование и (или) коммунальные сети инженерно-технического обеспечения и др.).

6.6 Если диспетчерской службе поручены обязанности по контролю за соблюдением ресурсоснабжающими организациями технических параметров поставляемых в точку поставки коммунальных ресурсов, диспетчерская служба обеспечивается возможностью:

- контроля таких параметров, организуя установку контролирующей такие параметры автоматики с возможностью дистанционного съема таких параметров или организуя регулярное снятие таких параметров силами аварийно-ремонтных служб;

- регистрации параметров в соответствующих журналах.

6.7 Диспетчерской службе могут быть поручены обязанности по контролю за работой внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома.

6.8 Для обеспечения безопасной работы лифта, в том числе при подключении к устройству диспетчерского контроля, исполнитель выполняет требования, установленные в технических регламентах и других нормативно-правовых актах, в том числе ГОСТ Р 55000, ГОСТ Р 55963.

Примечание - Если в муниципальном образовании создана и работает единая и (или) объединенная диспетчерская служба, исполнитель обеспечивает взаимодействие с такими службами.

7 Услуги аварийно-ремонтной службы

7.1 Для выполнения работ (услуг), связанных с устранением аварий и неисправностей, возникающих при работе внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, в том числе лифтов, установленных в многоквартирном доме, исполнитель организует и обеспечивает работу аварийно-ремонтной службы, укомплектовав ее квалифицированными специалистами, транспортом (спецтехникой), оборудованием, инструментами и приспособлениями при необходимости.

Примечание - Если установлено законодательством Российской Федерации, что для выполнения работ по обслуживанию лифтов, или другого оборудования, или систем жизнеобеспечения многоквартирного дома, необходимо иметь допуски (разрешения), исполнитель получает допуск (разрешение) на производство таких работ.

7.2 Аварийно-ремонтная служба обеспечивает оказание услуг по устранению неисправностей и аварийных ситуаций, возникающих при эксплуатации, управлении и содержании многоквартирного дома, и выполнения заявок потребителей по устранению мелких неисправностей и повреждений.

7.3 Аварийно-ремонтной службе может быть поручено снятие параметров коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку поставки коммунального ресурса.

7.4 Персонал аварийно-ремонтной службы и материальная часть должны находиться в полной готовности, обеспечивающей выезд и прибытие бригад к месту аварий в любое время суток.

7.5 Аварийные заявки должны устраняться в сроки, установленные в нормативно-правовых актах. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в первоочередном порядке.

7.6 Исполнитель обеспечивает взаимодействие диспетчерской и аварийно-ремонтной служб, в том числе их взаимодействие с объединенными и едиными диспетчерскими и аварийно-ремонтными службами (если таковые созданы в муниципалитете).


На сегодняшний день люди постоянно используют разнообразные коммуникации, вроде газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и прочие. Для того чтобы все эти службы могли бесперебойно и качественно выполнять свои задачи, необходимо иметь четкую координацию между сетями. Для поддержания такой координации используется специальная служба, основу которой составляют диспетчерские пункты (ДП).

Общие понятия

Что собой представляет диспетчеризация? Это процесс централизации (концентрации) управления и контроля за всеми системами под руководством одного человека - диспетчера. При помощи этого человека осуществляется согласованная работа между отдельными участками, составляющими единый комплекс.

Диспетчерские пункты могут быть автоматизированы в разной степени. В зависимости от степени своей автоматизации, они делятся на несколько разных типов. Есть полностью автоматизированные системы, которые не нуждаются в диспетчерском управлении, для обеспечения стабильной работы газоснабжения, водоснабжения и прочего. Есть полностью автоматизированный тип с дублированием управления всеми основными агрегатами системы с ДП. Последний тип - частичная автоматизация системы и управление основными агрегатами только с диспетчерского пункта. Стоит добавить, что все еще есть и полностью не автоматизированное управление с ДП.

приборы для диспетчерского пункта

Диспетчерская служба

Диспетчерская служба также может разделяться еще на несколько видов. Но уже по другому принципу. Здесь основную роль играют схемы водоснабжения, канализации и газоснабжения. В соответствии с ними различают такие диспетчерские пункты:

  1. Одноступенчатая служба, которая имеет лишь районный пункт - РДП, именно отсюда будет осуществляться управление как всеми агрегатами и сооружениями, так и сетью в целом.
  2. Далее следует двухступенчатая диспетчерская система. Сюда будет входить центральный ДП и местный ДП. МДП будет отвечать за контроль работы местных сооружений, а ЦДП будет координировать их работу между собой.
  3. Последняя разновидность - трехступенчатая система. Сюда входит центральный диспетчерский пункт, районный и местный.

диспетчерский пункт компьютеризированный

Применение разных систем

Что касается процесса выбора схемы с размещением ДП, то он полностью зависит от схемы и масштабов водоснабжения, канализации, газоснабжения.

Что касается одноступенчатой системы размещения диспетчерских пунктов, то она обычно применяется в небольших поселках, где общая протяженность коммуникаций, составляет до 50 км. Естественно, что двухступенчатая система организуется при большей протяженность, от 50 до 400 км. Если говорить о трехступенчатой системе, то она будет применяться лишь в самых исключительных случаях, когда общая протяженность канализации, водоснабжения и газоснабжения будет огромной и находиться на территории большого города.

На сегодняшний день на смену таким пунктам приходит автоматизированная система управления.

диспетчерский пункт с цифровой техникой

Нормы для ДП

В данный момент в государстве проектирование диспетчерских пунктов проходит под руководством специального документа, регламентирующего все нормы проектирования. Согласно данному документу, все ДП делятся на несколько видов:

  • есть центральный ДП, находящийся вне категорий энергетических систем;
  • далее идут центральные ДП для энергетических систем с 1 и 2 категорией;
  • для 3 и 4 категории энергосистем оборудуются отдельные ЦДП;
  • отдельной группой стоят ДП для электрических сетей предприятия, с объемом обслуживания 15 тысяч условных единиц или больше;
  • стоит отметить ДП ПЭС с объемами обслуживания до 15 тысяч единиц, а также добавить сюда обслуживание городских и районных электрических сетей;
  • отдельно проводится проектирование ДП для тепловых сетей;
  • последний отдельный вид - ДП для небольших участков электрических сетей.

Стоит отметить, что отступление от норм диспетчерского пункта при его проектировании возможно, но при этом все они должны быть обоснованы в проекте.

оборудование для пункта

Что должно быть на ДП?

Оборудование диспетчерского пункта должно включать в себя все необходимые современные средства контроля и управления, связи, а также компьютерную технику, если есть такая возможность. Техника в этом случае должна быть связана с терминалами и любыми программируемыми контроллерами, имеющимися на основных участках коммуникаций.

Еще одно важное требование заключается в наличии всех оперативных материалов. Их объем напрямую зависит от степени ответственности пункта, то есть на ЦДП, МДП и РДП, количество материалов будет отличаться. В такие оперативные материалы входит:

  1. Схемы всех коммуникаций, сооружений и узлов, а также средств регулирования, которыми управляет диспетчер.
  2. Для обслуживания диспетчерским пунктом всех сетей, необходимо иметь в наличии планшеты с масштабом 1:2000. Каждый из планшетов должен охватывать территорию не более 1000х1000 метров, подконтрольную данному пункту. На планшете должны быть указаны подземные магистрали, номера колодцев, сооружения и прочее. То есть все, что находится под контролем ДП.
  3. Необходимо иметь полную схему всех коммуникаций с их характеристиками.
  4. Наличие планов как текущего, так и капитального ремонта для сооружений и агрегатов, а также их графики и режимные карты.

диспетчерский пункт для наблюдения

Помещения ДП и средства связи, управления

Что касается помещений, которые входят в состав ДП, то сюда можно отнести следующие: непосредственно диспетчерская комната, где располагаются пульты, щитовая, а также стол с компьютером для начальника объекта, то есть диспетчера. Одно из помещений - это аппаратная со штативами, реле, выпрямителями и другой техникой. Также пункт включает в свой состав бытовые комнаты, мастерскую для контроля и ремонта оборудования с квалифицированным персоналом, аккумуляторную комнату. ДП может состоять как из всех перечисленных помещений, так и лишь из некоторых. Это же касается и следующими средствами управления и связи, которые будут приведены.

  1. Радиотелефонная связь, а также селекторная телефонная связь.
  2. Оборудование для проведения телеизмерений подконтрольных сооружений и и аппаратов.
  3. Важно иметь средства, контролирующие работу сооружений и устройств, а также сигнализирующие дистанционные приборы.
  4. Техникой, принадлежащей к запорно-регулирующим устройствам, разные механизмы и телемеханические аппараты для управления подконтрольными агрегатами.

диспетчерский пункт с устаревшим оборудованием

Расположение пунктов

Данный пункт является достаточно важным. Стоит начать с того, что сам центральный ДП должен располагаться в административно-лабораторном здании районного энергетического управления. Что касается размещения обычных ДП, то они обычно находятся в специально выделяемых помещениях ремонтно-производственной базы 1-5 категории.

Расположение помещений

Стоит отметить, что всех помещения внутри пункта должны быть расположены так, чтобы достигалась минимальная длина кабеля при условии обеспечения рациональных информационных связей. В связи с этим правилом следует располагать комнату диспетчера, а также начальника оперативно-диспетчерской службы вблизи от диспетчерского зала.

Рядом с этим же залом должна располагаться и аппаратная телемеханики. Здесь допускается расположение смежным образом на разных этажах. Другими словами, одно помещение должно быть под/над другим, но при этом оба они должны обязательно находиться вблизи от лестничной клетки.

Читайте также: