Какой внешний толчок нужен чтобы память проснулась у целого народа

Обновлено: 07.07.2024

Способность нашего мозга запоминать одни события и забывать другие всегда привлекала ученых. От простых экспериментов с музыкой для беременных они смело переходят к опытам по созданию фейковых воспоминаний. Разбираемся, что волнует исследователей сегодня.

Память похожа на большую библиотеку, в которой хранятся детские воспоминания, математические формулы, профессиональные знания и когда-то испытанные ощущения. Она продолжает формироваться на протяжении всей жизни, накапливая индивидуальный опыт человека и позволяя ему в любой момент оперативно извлекать нужные данные.

Исследования американских нейрофизиологов показали, что наша память способна вместить петабайт (или тысячу терабайт) данных. Это в десять раз больше, чем предполагалось ранее. И все же многие психические процессы и механизмы, связанные с запоминанием, до конца не изучены.

Резерв памяти можно увеличить

Считается, что человеческая память продолжает развиваться до 25 лет. В среднем пик ее возможностей проявляется в возрасте 19–20 лет, а первые признаки затухания — после пятидесяти. Однако с помощью регулярных тренировок этот процесс можно замедлить. Как и многие функции мозга, память поддается развитию. Для улучшения ее характеристик существуют самые разные приемы, методы и технологии, совокупность которых называют мнемоникой.

Особых успехов в развитии памяти добился Самвел Гарибян, российский предприниматель и двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. С помощью тренировок он вывел объем усваиваемой информации на такой уровень, что мог мгновенно запоминать любые устные и печатные материалы. Один из рекордов Гарибян поставил в 1990 году. Мнемонист почти безошибочно повторил тысячу неизвестных ему иностранных слов из десяти разных языков. Спустя десять лет он запомнил и воспроизвел две тысячи не связанных смыслом русских слов.

Механизм дежавю — ошибка

Этим понятием принято обозначать состояние, при котором человеку кажется, будто он уже был в подобной ситуации. Мы начинаем узнавать незнакомые интерьеры, голоса и лица новых людей, смутно предвидим дальнейшее развитие событий. Эффект дежавю напоминает повторный просмотр фильма, когда-то увиденного и давно забытого. При этом длится он всего несколько секунд и не может быть вызван искусственно.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его природы. Одни говорят, что это явление может быть связано с генетической памятью. Другие уверены, что все дело в нарушении работы гиппокампа. Из-за сбоев в глубинных слоях височной доли головного мозга мы воспринимаем новую ситуацию как хорошо знакомую. Третьи считают дежавю следствием реинкарнации. А Зигмунд Фрейд связывал его с сюжетами забытых снов.

Первые воспоминания появляются еще до рождения

Еще в прошлом веке ученые верили, что младенцы появляются на свет с совершенно чистой памятью. Однако современные исследования позволили выяснить, что эмбрион начинает запоминать некоторые события уже в утробе матери. В ряде экспериментов ученые с помощью специальной аппаратуры посылали младенцам определенный звуковой сигнал. После пятого прослушивания ребенок переставал реагировать на один и тот же звук и в дальнейшем быстро его узнавал.

Подобное явление наблюдается уже на девятнадцатой неделе беременности. Интересно, что так называемую пренатальную музыку младенцы помнят даже после появления на свет. Это дает возможность говорить о существовании у плода не только краткосрочной, но и долгосрочной памяти.

Память индивидуальна

На способности человека к запоминанию влияют индивидуальные факторы. По этой причине у одних преобладает зрительный вид памяти, у других — слуховой. Третьи лучше всего запоминают мышечные комбинации, движения и их схемы. Кроме того, объем кратковременной памяти у всех разный, также как прочность и скорость запоминания новой информации.

К числу определяющих факторов относятся возраст, состояние здоровья, гормональный фон, особенности нервной системы, уровень воспитания, характер работы и даже рацион. Например, скудное питание при диете и злоупотребление алкоголем оказывают на память негативное воздействие. Образная память сильнее всего развита у артистов, а вкусовая и обонятельная — у дегустаторов.

Бывают и ложные воспоминания

Человеческая память — не самое надежное устройство для записи данных. Воспоминания, которые мы храним у себя в голове, со временем меняются и поддаются искажениям. Они не только тускнеют, но и дополняются новыми подробностями, которых не существовало в реальности. Кроме того, ложные сведения можно намеренно внедрить в чье-то сознание. Речь идет не только об отдельных вымышленных деталях, но и о событиях, которых никогда не было.

К таким выводам пришли ученые. Например, американский психолог Элизабет Лофтус убеждал своих испытуемых в том, что в детстве они подвергались нападению животных, надолго терялись в зоомагазине и даже целовали лягушек. Для этого она использовала поддельные видеоролики, в которых соединялись выдуманные и реальные детали.

Родители участников подтвердили Лофтус, что ничего подобного с их детьми не происходило. Однако около 30% опрошенных присваивали себе ложные воспоминания и даже начинали давать подробные описания этих событий.

Память необходимо включать

Память и внимание тесно взаимосвязаны. Чтобы начать усваивать новую информацию, необходимо сконцентрироваться и настроить себя на процесс запоминания. В противном случае нужные сведения не будут усвоены и не дойдут до хранилища памяти. Пассивно воспринятая информация не откладывается в голове и быстро забывается. Именно поэтому в процессе обучения так важно исключить отвлекающие факторы. Например, смартфоны и интернет.

Если озвучить какие-либо сведения без предупреждения о том, что их потребуется повторить, — вероятнее всего, человек их не запомнит. Чтобы активизировать память, нужно заинтересоваться материалом, сосредоточиться на нем.

Плохие воспоминания стираются быстрее

Забывание — одна из основных функций памяти. Оно помогает стереть неактуальную информацию и уберечь нервную систему от перенапряжения. При этом мозг быстрее вытесняет негативные впечатления, оставляя в памяти наиболее приятные и желанные моменты. Если бы плохие воспоминания со временем не стирались, то накопленные отрицательные эмоции продолжали бы оказывать деструктивное воздействие на психику. Сегодня существуют специальные тренинги, направленные на блокировку ненужной информации.

В психотерапевтической практике встречается такое явление, как гипертимезия. Люди с этим редким синдромом, например американская писательница Джилл Прайс, помнят всю свою жизнь в мельчайших подробностях. Защитный механизм, который вытесняет из памяти негативные эмоции и воспоминания, в их случае просто не работает.

Материал заимствован из архива статей РБК Стиль: 7 удивительных фактов о человеческой памяти

Мозг человека – большая загадка, и о том, как устроена наша память, наука тоже знает пока не всё. Но кое-что все-таки известно, и знание, как что работает, поможет максимально успешно управлять своей памятью.

Мы не осознаем, но описанный далее процесс происходит с каждым из нас непрерывно в течение всей жизни. Вот как выглядят процесс запоминания любой информации, с которой мы сталкиваемся, и виды памяти, которые при этом работают.

Забывать – хорошо. Человек не может помнить буквально все, потому что в нормальной ситуации важен процесс вытеснения одной информации другой. Чем быстрее забывается ненужное, тем лучше запоминается важное и актуальное.

1. Мгновенная. Это самый простой и быстрый вид памяти, которым мы пользуемся в каждую секунду своей жизни: увидели – запомнили. Правда, ненадолго – всего на доли секунд. По большому счету памятью это назвать сложно, потому что мы мгновенно запоминаем лишь образ, а не детали.

Срок хранения: мгновения.

2. Кратковременная. Cамый первый, элементарный уровень, на который мы можем поместить конкретную информацию, называется кратковременной памятью. Когда мы что-то услышали, сразу после мы можем воспроизвести это – точно или в общих чертах. Чтобы задействовать следующий вид памяти, нужно применить такой прием, как повторение. На примере это выглядит так: вам продиктовали номер телефона. В следующую секунду, задействовав кратковременную память, вы повторили его. Еще через несколько секунд – забыли. Или отправили информацию дальше на хранение, повторив еще раз (и тем самым закрепив) или записав.

Срок хранения: максимум 20 секунд.

3. Оперативная. В этом виде памяти, которую еще называют рабочей, хранится та информация, которая актуальна для человека прямо сейчас. Об этом процессе мы обычно говорим, что держим что-то в уме. Вечно или хотя бы долгое время «в уме» держать информацию не получится – срок хранения в этом случае ограничен необходимостью: то, с чем мы работаем, будет храниться в памяти до тех пор, пока для этого есть необходимость. Потом оно либо вытесняется более актуальным, либо отправляется на следующий уровень.

Срок хранения: от 40 минут до нескольких суток.

4. Долговременная. Этот вид памяти не ограничен ни объемом, как кратковременная, ни сроком хранения, как все предыдущие, ни качеством запоминания. Тут любая информация может храниться практически вечно. Правда, при соблюдении некоторых условий. Долговременная память – как библиотека, и ее надо поддерживать в порядке, чтобы находить нужную информацию быстро и успешно. Кроме того, за ней нужно ухаживать – периодически обновлять, систематизировать и повторять. Библиотека лишь тогда удобна, когда внутри все разложено по полочкам. Это касается и нашей долговременной памяти.

Срок хранения: не ограничен.

Услышать + з­аписать = напомнить

Есть еще одна классификация памяти, основанная на том, по каким каналам человек получает информацию. Мы, конечно, используем все возможности, однако у разных людей есть свои особенности, связанные с определенными видами памяти.

5. Слуховая: звуки музыки

Казалось бы, слух – основной канал получения информации для большинства людей, однако это не значит, что самый удобный. Многие признаются, что, обладая нормальным слухом, все же плохо воспринимают информацию, которую всего лишь прослушали. А другие – запоминают влет. Таких людей еще называют аудиалами: у них хорошо развита слуховая память. Незаменимое качество для музыкантов, преподавателей, переводчиков-синхронистов и пр.

6. Тактильная: память тела

Если у человека хорошо развита тактильная (она же – осязательная) память, по одному прикосновению, например, к вещи он может вспомнить, как много лет назад касался такой же – и воспроизвести события той минуты в мельчайших деталях. Такие люди часто «пускают в ход» руки, оценивая предметы не только зрительно, но и на ощупь – и чувствуют себя беспомощными, если задействовать память тела не удается.

7. Обонятельная: запахи детства

Иногда запах может пробудить в памяти целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так бывает с людьми, у которых хорошо развита обонятельная память.

8. Зрительная: лучше один раз увидеть

Этот вид памяти – самый востребованный, он хорошо развит у большинства людей. У 60 процентов людей зрение – главный способ получить и запомнить информацию, они лучше всего воспринимают ее «на глаз», например рассматривая или читая. Увидеть один раз им реально лучше, чем сто раз услышать.

9. Вкусовая: секреты специй

В кулинарных телешоу часто проводят так называемый слепой тест: участникам предлагают попробовать блюдо и разобрать его на составляющие, ориентируясь только на свой вкус. Лишь единицы справляются максимально успешно, умудряясь опознать, например, в супе из пары десятков ингредиентов практически все вплоть до специй. У этих людей хорошо развита вкусовая память. Для повара – неоценимый плюс.

10. Механическая: от руки

Некоторым людям (их не так много, как кажется) нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию – например записать ее, если это цифры. Механическая память развита у музыкантов, которые запоминают музыку не только на слух, но и как набор определенных движений.

Так называют память на события, имеющие яркую эмоциональную окраску. Они могут закрепляться в памяти без каких-то усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводиться буквально за мгновение – как яркие фотовспышки. При этом хозяин такого воспоминания может вспомнить все в мельчайших деталях, чему сам будет удивлен. В принципе все люди лучше запоминают то, что затронуло эмоции, но эмоциональная память развита у всех по-разному. Считается, чем она лучше, тем чувствительнее хозяин такой памяти – тем сильнее у него развита способность сопереживать и чувствовать других людей – то, что называется эмпатией.

В зависимости от концентрации вещества, которое было подмешано в стакан и особенностей психики получался тот результат, который мы наблюдали

Если и были у российской журналистики перед обществом заслуги, то они относились именно к этой истории: жил-был человек, а потом вдруг обнаружил себя на каком-нибудь вокзале или в лесу, и понял, что ничего про себя не помнит…

В начале «нулевых» таких людей было много, и их растерянные лица регулярно мелькали на телеэкранах. Многие принимали такое поведение за игру. Психиатры поначалу им тоже не верили - согласно учебникам амнезия должна стирать ВСЮ память, или память последних лет, а тут происходило нечто иное: человек сохранял максимум знаний о мире, а кто он и откуда, сказать не мог. Телепрограмма «Жди меня» и «Комсомольская правда» бесконечно публиковали фотографии «потеряшек» и всей страной искали их родню. Я однажды, помнится, даже выступала на всероссийской психиатрической конференции, о чем буду помнить вечно, и как на работу ездила каждый вечер в Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени Сербского, чтобы пообщаться с людьми, которые мучительно пытались вспомнить, кто они и откуда. Зато расследование получилось хорошим («Я – зомби»), а еще лучше – сохранившаяся с тех времен дружба с профессором Зурабом Ильичом Кекелидзе, который выхаживал своих «потеряшек», как цыплят, разгадав в итоге, что именно с ними происходило и кто виноват в их внезапной автобиографической амнезии. Не инопланетяне и не биологическое оружие - секрет был прост: все эти люди пили алкоголь из рук мошенников. В зависимости от концентрации вещества, которое было подмешано в стакан и особенностей психики получался тот результат, который мы наблюдали.

Прошло больше 15 лет, и люди со стертой памятью с телеэкранов куда-то исчезли. То ли травить их стали профессиональнее, то ли лечить. За ответом я снова отправилась к профессору Кекелидзе, который за это время стал генеральным директором Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского. Более того: нашел обратный код и научился записывать накопленную за жизнь информацию на диск памяти заново.

Аудио: «Я – зомби». Как «Комсомолка» спасала людей, потерявших память

Зураб Кекелидзе

«Психиатрия – наука точная»

З.К.: - Ту историю действительно удалось распутать благодаря взаимосвязи журналистики, криминалистики и медицины. В одиночку мы ничего сделать не смогли бы. Я видел в общей сложности свыше ста человек, потерявших память. Большинство мужчин, и очень мало женщин.

- То есть, этот странный «вирус беспамятства» все-таки поражает всех, независимо от пола?

З.К: - Гендерно обусловлено это преступление в другом смысле - в поведенческом. Трудно себе представить, согласитесь, чтобы женщина согласилась распить спиртной напиток с незнакомцами в электричке. Почему среди пациентов больше было мужчин? Человек куда-то едет, к нему подсаживается пара попутчиков, они начинают беседовать. Потом достают бутылку, наливают себе, выпивают. Предлагают ему присоединиться. Да, эти люди ему чужие – но они же выпили из этой же бутылки! А потом они достают чем запить – сок или морс. Это и есть отрава. Человек на это ведется и теряет память. Каким образом в эту ловушку попадают женщины? Допустим, останавливается такси. Там сидит таксист и есть мандарин. И он угощает пассажирку другим мандарином, в который закачана соответствующая начинка. Она берет этот мандарин, съедает, и… Дальше вы все знаете.

Зелье действовало по-разному: одни приходили в себя через сутки-двое и все вспоминали. Другие погибали. Третьи становились нашими пациентами. Возможно, изначально у этих людей была разная нервная система. Поначалу мы не понимали, с чем имеем дело. Один из наших профессоров с полной убежденностью говорил, например, о том, что это - воздействие инопланетян.

- То есть даже вашу среду пронзили стрелы конспирологических версий?

З.К: - Совершенно верно. Потому что это никак не укладывалось в общую картину проявлений психических расстройств. Был такой покойный профессор Григорий Яковлевич Авруцкий. Он любил повторять фразу: «Психиатрия – наука точная». На самом деле это так и есть. Версий было множество, но только один наш коллега сказал, что это - органическое расстройство, а не шизофрения, не истерия и не психическое заболевание. Все слушали его с улыбкой.

Очень важно, что журналисты помогали нам найти этих людей, и мы возвращали их в жизнь. Самое интересное было в проявления болезни. Когда этих людей находили в разных концах страны, все они были по характеру друг на друга похожи. Все были послушными, все помогали медперсоналу, все находились в тревоге, мучаясь вопросом: «А вдруг меня не найдут?» Совершенно разные люди вели себя одинаково – были потерянными и безвольными. Но если санитарка говорила, что такой-то пациент «хулиганит», мы страшно радовались - это означало, что он возвращался к своему состоянию, в нем начинала проявляться личность.

- Люди действительно вспоминали свою жизнь или примиряются с теми фактами, которые вы им рассказываете?

З.К: - Если мы не могли помочь им вспомнить, то всему обучали заново. А потом научились возвращать память. Это умеют делать только у нас, в исследовательском центре психиатрии и наркологии имени Сербского. И больше нигде в мире.

За историями людей, потерявших память, прятались банальный алкоголь и аптечные пилюли

За историями людей, потерявших память, прятались банальный алкоголь и аптечные пилюли Фото: Евгения ГУСЕВА

Только для сценаристов

- А куда «потеряшки» подевались сейчас? Неужели пить из чужих рук перестали?

З.К: - Такие случаи встречаются и сегодня, но реже. То, что я скажу сейчас, звучит кощунственно, либо оттачивается мастерство тех, кто на них воздействует - либо изменился общий криминальный фон в стране.

Еще лет десять назад истории бывали – хоть детектив пиши. Как вам, например, такой сюжет: человек просыпается ранним утром оттого, что у него рвота. Он смотрит по сторонам, не может понять, где он. На поляне, в лесу. Он не мог даже определить, утро это или вечер. Вышел к пруду, искупался, потом увидел населенный пункт. Пришел в больницу, сказал, что ничего о себе не помнит. Его привели в милицию, потом нашлась семья, но и жена, и трое детей для него были никем. То есть он понимал, что это его родственники, но эмоционального резонанса не было никакого.

Ситуация была следующей: он должен был взять деньги в одном из банков, сотрудники ожидали его буквально за углом. На улице его «случайно» останавливает какая-то девица и спрашивает: где такая-то улица? И всем своим видом показывает, что не против, чтобы тот ее проводил. Потом говорит: «Ой, вы чего-то побелели, у вас появились капельки пота». Достает свой платок, говорит: протрите. Платок был чем-то пропитан, он делает вдох и оказывается под воздействием отравляющего вещества. Та говорит: «Внизу стоит «Скорая помощь». Сейчас подойдем, она вам поможет».

Там действительно стоит «Скорая», все это было разыграно. И его куда-то увозят. Кто - он не видит, потому что лежит на каталке. Глаза закрыты, но он все слышит - то, например, что за эту «операцию» людям заплатили 5600 долларов. Он определил это по «долларовому хрусту». Потом ему что-то вкололи - медсестра, которая работала в машине, была из Питера, потому что произнесла «парадная» вместо подъезда и «паребрик» вместо бордюра. Затем повезли в какое-то медицинское учреждение, где, собственно, и «вышибали» память. Но врач, который вводил наркоз, ругался на всех остальных, потому что те не определили, что у «клиента» была астма. А когда начинается приступ астмы, наркоз не работает. Он был как в тумане и наивно думал, что те люди хотели ему помочь, вплоть до подмосковной дачи, куда его в итоге привезли. День был жаркий, сопровождающие захотели искупаться, привязали его ушли – и только тогда понял, что что-то не так. Смог отвязаться и вышел во двор. Помнит, что бежал по железной дороге. Что в одном месте залег, боялся, что его обнаружат - с одной стороны там стоял двухэтажный домик, а с другой газгольдер.

По мере того, как он все это вспоминал, он приходил в милицию и рассказывал. Там вздыхали: ну, что вы еще со своим профессором нафантазировали? Но все-таки по нашей просьбе заказали космическую съемку. Принесли карту. Смотрим – все вроде бы совпадает, а газгольдера нету! Конечно, человек может фантазировать, но не так же! Потом оказалось, что карта была порвана и этот кусочек вырезали… Повезли его на эти дачи, там их тысяч пять. Но он привел точно в нужный дом. Ошибся только в одном – в цвете обоев в прихожей. Он сказал, что они светло-серые, а они оказались коричневатыми.

Это еще не конец истории. Он, когда сбежал с этой дачи, сел в автобус. А в нем по какому-то дичайшему совпадению сидели те двое, которые его увозили на «Скорой». Но он-то не знал, что это они – он же их не видел! Они его опять схватили и поволокли в лес. И снова залили внутрь определенные вещества, решив, что до обеда он будет спать, а потом они за ним приедут. Но дело в том, что они плохо знали реаниматологию. Потому что, когда много заливаешь на голодный желудок, то «рвет обратно». Поэтому в шесть утра наш герой проснулся от того, что его рвало. Чем вам не сюжет для кино?

Чисто российская история

- Это только наши дела? Или за рубежом тоже встречаются подобные случаи?

З.К.: -Встречаются, но тоже с участием бывших наших. Ну кто тебя за рубежом нальет рюмку в электричке? В Краснодаре однажды задержали в поезде «зайца». Он не оправдывался и ничего не говорил. Стало понятно, что у человека отсутствует память. Отвели его в милицию, показали в программе «Жди меня». Никто не откликнулся. Через неделю звонят из Германии и говорят: наш! Представляете? Этот человек напрочь забыл немецкий! Оказывается, он должен был в Германии встретиться с кем-то из российских партнеров, и пропал. Как он пересек две границы и проехал через через Польшу в Россию, никто не понимает до сих пор.

Еще был пациент из Норвегии – мы говорили с ним по-английски, русский язык он забыл напрочь и только по слову «бульба», которое он откуда-то знал, мы поняли, что он белорус…

Был еще один удивительный случай: человек говорил, что он жил в каком-то городе у моря, где есть телевизионная вышка на горе. На второй день вдруг приходит и сообщает: «А я грузинский знаю». Откуда? «А вчера футбол показывали, играли грузины с русскими. Когда они кричали, я понимал». Но самое потрясающее не это. Когда он говорил про город Азов - то разговаривал, как любой русский. Как только речь заходила о Сухуми, начинал говорить с грузинским акцентом и размахивать руками. Я даже засомневался и позвал сотрудников, спрашиваю: вы это замечаете? Оказалось, что раньше он жил в Сухуми, а потом переехал в Азов.

Основной инстинкт

- А как эти люди встречаются со своими семьями, когда их наконец находят родные?

З.К.: - На начальном этапе мы надеялись, что человек, как только увидит семью, узнает родных по запаху. Ничего подобного! Нам пришлось их всему обучать. Фотографии показывали, говорили: вот ваша семья, это жена, это дети. То есть вводили в курс дела - кто у него есть, где и как.

А сами напряженно сидели перед телевизором и смотрели - узнает он их или нет? Он их обнимает, конечно, но эти объятия ненастоящие. Один был случай просто поразительный. Человек пришел в милицию, говорит: мне плохо… Что плохо? Не знаю, плохо – и все. Рассказал, что ничего о себе не помнит. Ему говорят: ну ладно, садись, сейчас «Скорая» приедет. Он хлебнул чаю, откусил пирожок и заплакал. И сказал: я, оказывается, был голодный… Представляете: у человека потерян был инстинкт самосохранения! Первый инстинкт! А в другом случае мужчина забыл про другой основной инстинкт. Приехала жена, они ушли в гостиницу, а он… стесняется раздеться. Напрочь забыл про секс. Потом все к нему вернулось, конечно, но поначалу он просто не понимал, что это такое и зачем.

Еще один человек, когда к нам попал, сказал: мне кажется, я писатель, поэт. Потом вспоминает: вроде бы у меня даже вышли две книжки моих стихов. И читает свои стихи, весьма приемлемые. А потом говорит: «Я вспомнил ощущение руки моей жены. Если сто женщин проведут рукой по лицу, я ладонь своей жены отличу точно!» И на следующий день добавляет: у моей жены синие-синие глаза. Я говорю: про руку и глаза на телевидении не сметь говорить. А может, это любовница? Тогда никто тебя не опознает. Потом оказалось, что он водитель. И поэт-любитель, два сборника у него действительно вышло. Когда мы его показали по телевизору, позвонили две женщины, первая жена и вторая. Синие глаза были у второй.

Мечты не стираются

- В одном из интервью вы рассказывали, что люди, потерявшие память, как правило, завышают свою самооценку и представляют себя на уровень выше, чем есть на самом деле…

З.К.: - Есть такое. Один пациент первое, что вспомнил - что он с палубы смотрит на горы. И говорит: мне кажется, это в Греции, и что я капитан или бизнесмен средней руки. Оказалось, он действительно был бизнесменом, дела пошли плохо, уехал в Грецию и устроился на теплоход поваром. Другой считал, что работает в органах. И что он руководитель группы телохранителей. Я говорю: почему? «Во-первых, я в хорошей форме, могу 50 раз отжаться». Я сказал: давай. Он отжался. «Во-вторых, когда я иду по улице, я не сразу поворачиваю, я оглядываюсь и из-за плеча смотрю». В конце концов оказалось, что он бывший тракторист, а отжиматься научился в армии. Да, еще у него была татуировка ВДВ, он ее за пять рублей сделал, когда демобилизовался. А служил в стройбате.

- То есть, по сути эти люди излагают свою мечту? Мечты не стираются?

З.К.: - Не мечты. Стремления. А еще не стирается моральный стержень.

- Вы хотите сказать, что они, не помня ничего, откуда-то знают, что красть и врать нехорошо?

З.К.: - Не могу сказать, почему, но поведенческие стереотипы у человека не меняются. Наверное этим он и отличается от животных.

БДИ!

Преступники могут подстерегать где угодно. Одна наша читательница рассказала совсем уж дикую историю: к ее родственнице, которая присела на скамеечку у могилы близких, подошли какие-то сочувствующие, чтобы разделить боль утраты. Выпили и всплакнули. Итог тот же: ее нашли на другом конце города без денег, документов и без памяти.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Лучше показаться невежливым, чем очнуться в канаве

- Насколько я помню, в 70-х такого явления еще не было, а в 80 - 90-е начался настоящий бум, - говорит адвокат Евгений Черноусов, полковник милиции в отставке, работавший в уголовном розыске. - Там были не только попутчики, которые в электричках предлагали выпить, но и женщины-клофелинщицы. Работали в основном у вокзалов. Высматривали подвыпивших приезжих, предлагали прогуляться на квартиру неподалеку. Мужик шел, там ему давали выпить, а утром он просыпался где-нибудь под лавочкой без ценных вещей и денег. Орудовали целые группы с расписанными ролями. Женщина заманивает, ее подельники-мужчины обворовывают жертву и выносят на улицу. Многие потерпевшие толком ничего не помнили. Но, как правило, через день-два или неделю память восстанавливалась.

По словам эксперта, расцвет клофелинщиков выпал на лихие постсоветские годы. А в последнее время таких случаев очень мало.

- Здесь много факторов, - объясняет действующий сотрудник полиции, попросивший не называть свою должность и фамилию. - Во-первых, сам народ уже не такой доверчивый. Просто так пить с незнакомыми людьми будет разве что совсем опустившийся человек, у которого мало что можно взять. К тому же на вокзалах уже нет такого количества подгулявших людей, которые раньше были основными клиентами клофелинщиков. Да и в целом преступники стараются сократить до минимума контакт со своими жертвами. Все удивляются, почему число ограблений каждый год снижается. Да потому что на улицах по старинке работают только самые неквалифицированные преступники. Сейчас активно развивается преступность через интернет или телефонные звонки, криминал интересуется содержимым чужих банковских карточек.

Впрочем, отравители все еще встречаются. Сейчас в Москве расследуют дело двух таксистов, отца и сына, уроженцев Армении. Эти двое бомбили на московских улицах, во время поездки предлагали пассажирам попить водички - в бутылку из-под минералки были подмешаны психотропные вещества. Когда клиент вырубался, его обирали и выбрасывали на обочину. Известно как минимум об одном погибшем: у мужчины из-за препаратов случился сердечный приступ. При обыске у таксистов нашли больше сотни наручных часов и несколько десятков мобильных телефонов.

- Правила безопасности просты: не стоит угощаться из рук незнакомых людей, - говорит наш собеседник. - Будь то напитки или продукты питания. Лучше показаться кому-то невежливым, чем очнуться потом в какой-нибудь канаве с обчищенными карманами.

Возрастная категория сайта 18 +

Фото: Rawpixel/Unsplash

Вспомнить имя актера или найти оставленные с вечера ключи иногда бывает непросто. Чтобы восстановить в памяти нужную информацию, требуется приложить немало усилий. Забывание — это естественный процесс, который призван разгрузить нервную систему от невостребованной информации, уберечь ее от перенапряжения. А вот повышенная забывчивость способна значительно усложнить жизнь. Она может быть вызвана недосыпанием, стрессом, пагубными привычками или информационными перегрузками.

Если эта проблема не связана с травмой или болезнью, ее реально решить собственными силами. Память можно развивать и совершенствовать, как и любую другую способность. Чтобы активизировать ее потенциал, необходимы регулярные занятия, как в спорте или музыке. И наоборот — при их отсутствии способность головного мозга к запоминанию будет снижаться. Рассказываем о самых эффективных способах, которые помогут укрепить память и улучшить работу мозга.

1. Создавайте ассоциации и зрительные образы

Запомнить новое будет проще, если связать неизвестное с уже имеющимися знаниями. Суть метода ассоциаций — соединить известное и неизвестное в единую историю, пометить новые сведения знакомыми маркерами. Так полученную информацию можно будет легко запомнить и быстро воспроизвести в нужный момент. С помощью ассоциативных параллелей несложно выучить дорожные знаки, пароли и даты, номера телефонов и кредитных карт.

В 1980 году в Москве открылись Олимпийские игры, а за 600 лет до этого произошла Куликовская битва. Число 5813 можно представить как числовое выражение 5+8=13. При этом изображения запоминаются еще эффективнее. Лучше, если они будут необычными и даже абсурдными. Например, восьмерка напоминает женщину с крупными бедрами и объемной грудью, а цифра пять — одноколесный цирковой велосипед. Мысленно нарисуйте полную даму, которая покупает такой велосипед и ездит на нем по городу.

Подобные иллюстрации должны быть крупными, объемными, цветными и максимально детальными. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. В дальнейшем не составит труда восстановить в памяти и эти образы, и тот смысл, который в них заложен. В очередной раз кладя ключи в то или иное место, представьте себе, как здесь распускается цветок. Наутро вы точно не забудете, где именно в вашем доме вырос цветок, и быстро найдете нужную вещь.

Фото: Master Wen/Unsplash

2. Учите стихи и читайте вслух

Проверенный временем метод — заучивание стихотворений. Речь идет не о бездумной зубрежке, а о понимании смысла, его осознанном восприятии. Возьмите за правило каждую неделю учить по одному небольшому произведению. Постепенно увеличивайте объем материала. Его будет легче запомнить, если заранее разбить на несколько частей и учить по четверостишиям. Делать это можно где угодно: за обедом, во время прогулок или в транспорте. Не бойтесь большого количества повторений. Со временем вы заметите, как на запоминание уходит все меньше времени.

Эффект будет еще лучше, если брать произведения тех авторов, чьи сборники не вызывают у вас интереса. Чтобы выучить такие стихи, потребуется больше сил. Старайтесь глубоко вникать в их содержание и размышлять над художественными приемами, которые использовал автор. Поэзию можно декламировать перед зеркалом или записывать по памяти. Не менее полезно читать вслух. Это способствует улучшению дикции, интонации и развивает слуховую память. Если не любите стихи — учите тексты песен.

Фото: Kinga Cichewicz/Unsplash

3. Пытайтесь вспомнить забытое

Список покупок, составленный перед походом в магазин, брать с собой не обязательно. С одной стороны, такой перечень поможет ничего не упустить и при этом не купить лишнего. С другой стороны, его отсутствие положительно скажется на состоянии памяти. Не купите что-то в этот раз — к следующему походу появится стимул лучше запоминать пункты из списка и держать их в голове. Забыли чье-то имя, цифру в номере телефона, пароль или состав продуктов из рецепта? Постарайтесь вспомнить. Не пожалейте времени и уделите этому несколько минут, вместо того чтобы искать ответ в смартфоне или записной книжке. Это отлично укрепляет память.

Фото: Andrej Lisakov/Unsplash

4. Осваивайте иностранные языки

Учить стихи и песни можно не только на родном языке. Не знаете иностранного языка — начните его осваивать. Это один из лучших способов активировать клетки мозга и расширить возможности памяти. Если каждый день запоминать несколько слов, то уже через пару месяцев можно ощутить заметный результат. Изучение нового языка развивает способности структурировать, анализировать и запоминать информацию. Кроме того, это хорошая профилактика возрастных заболеваний. Например, болезни Альцгеймера. Популярнейший способ запоминания иностранной лексики — карточки со словами и выражениями. Эта методика основана как раз на визуальных ассоциациях.

Фото: Florencia Viadana/Unsplash

5. Вспоминайте события дня

Другой способ активизации памяти — окунуться в прошедший день и вспомнить все его события. Перед сном попробуйте восстановить отрывки диалогов, образы людей, их мимику и жесты, каждый телефонный звонок и блюда, из которых состоял ваш рацион. Постарайтесь воссоздать последовательность всех действий с момента пробуждения. Представьте эти картинки максимально подробно. При этом важно подключить воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память.

Если скучно вспоминать день в виде воображаемых иллюстраций — заведите дневник и регулярно описывайте события на бумаге. То же самое рекомендуется повторять с просмотренными фильмами. После очередного киносеанса прокрутите сюжет в голове еще раз. Вспоминайте не только основные моменты, но и диалоги героев, детали их одежды, интерьеры съемочных локаций. Еще полезнее пересказывать содержание фильмов, спектаклей, прочитанных статей и книг своим знакомым. Это не только хорошо тренирует память, но и развивает речь, обогащает словарный запас.

Фото: Erik Witsoe/Unsplash

6. Играйте в интеллектуальные игры

Это могут быть пазлы, шахматы, нарды, судоку, покер, различные ребусы и головоломки. Интеллектуальные игры активизируют работу мозга, тренируют память и внимание. Не менее важно выполнять упражнения на запоминание и скорость реакции. Подберите комплекс, который будет интересен и удобен для вас. Такой подход настроит на систематическое выполнение и поможет быстрее получить результат. Научились разгадывать японские кроссворды — переключитесь на новую головоломку. К решению однотипных задач мозг привыкает достаточно быстро.

Закройте глаза и попробуйте рассказать о расположении всех предметов, находящихся в комнате. А теперь бросьте на стол горсть спичек и внимательно посмотрите, чтобы запомнить их порядок. После этого сфотографируйте спички и перемешайте. Ваша задача — воссоздать композицию. Для развития зрительной памяти полезно время от времени выполнять обычные дела с завязанными глазами или закрытыми ушами. Кроме того, в интернете можно найти массу приложений, которые направлены на развитие памяти и внимания. Например, электронная версия картинок «Найди отличия».

Фото: Maarten van den Heuvel/Unsplash

7. Меняйте привычный маршрут

Всегда ходите на работу одной дорогой? Смените маршрут. Даже если он удобнее и короче. Для работы мозга необходимы постоянное разнообразие и новые впечатления. При этом старайтесь отмечать вокруг себя любые незначительные детали, одежду прохожих, наполнение витрин, вывески, дома и магазины. Можно подсчитать количество увиденных голубей, красных автомобилей или предметов, начинающихся на определенную букву. Нестандартные действия, необычные ощущения и запахи провоцируют появление новых нейронных связей и влияют на процессы запоминания.

По этой же причине рекомендуется чаще вводить новые привычки. Начните чистить зубы другой рукой или проделайте традиционные утренние ритуалы в ином порядке. Для укрепления памяти не менее полезны путешествия: пробуйте новые блюда и продукты, открывайте для себя незнакомые места, посещайте выставки и музеи, чаще слушайте новую музыку. На обработку и осмысление такой информации от мозга потребуются дополнительные ресурсы. Помимо положительных эмоций и расширения кругозора подобная деятельность развивает пространственную память.

Фото: Marc Kleen/Unsplash

8. Ведите здоровый образ жизни

Свежий воздух, занятия спортом и полноценный сон — важные факторы, без которых невозможно нормальное функционирование памяти. Ежедневное проветривание комнат и прогулки на свежем воздухе насыщают кровь необходимым кислородом. А благодаря физическим нагрузкам улучшается тонус сосудов и активизируется мозговое кровообращение. Выберите тот вид спорта, от которого будете получать удовольствие. Состояние памяти также зависит от питания. Включите в рацион побольше орехов, твердого сыра, яиц, жирных сортов рыбы, овощей и фруктов.

Фото: Marion Michele/Unsplash

А вот алкоголь и табачный дым, напротив, разрушают клетки мозга. В том числе и те, которые отвечают за память.

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.


Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:


На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания; — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.


Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы наглядно-образного типа памяти

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.


Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Переход памяти из кратковременной в долгосрочную

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Читайте также: