Какую функцию рабочего инструмента выполняет компьютер на уроке

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам.

Прежние попытки вести обучение с помощью компьютерных программ, предпринимавшиеся еще в начале и середине 80-х годов, потерпели неудачу, потому что несовершенство программных средств не позволяло получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другой важной причиной являлось то, что компьютер не являлся доступным средством обучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство. В настоящее время ситуация изменилась, современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать учебные ситуации. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование. Самая естественная форма работы учителя - урок. Рассмотрим некоторые способы применения компьютера в обучении, на примерах использования ИКТ на уроках математики. Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока. С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

· сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

· увеличивается количество тренировочных заданий;

· достигается оптимальный темп работы ученика;

· легко достигается уровневая дифференциация обучения;

· учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

· в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;

· обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

· диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому необходимо учитывать и недостатки:

· диалог с программой обычно лишен эмоциональности;

· программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;

· не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

· помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

· материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;

· контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;

· от учителя целевого предмета требуются специальные знания;

Как видим, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств. Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся, критерии оценки учебных программных средств. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютером, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на «среднего» ученика. Одновременная работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.

Критерии полезности конкретной технологии в образовании, можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Например: если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости - такая программа нужна. Потому что без компьютера работа будет перегружена массой дополнительных рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются. Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа “выбери правильный ответ” или длинных лекций, которые нужно проматывать на экране. Учебная программа не должна быть “книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде. Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования.

Итак, работа с учебной программой должна быть минимально нагружена компьютерной спецификой и условностями.

Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения, продиктованным спецификой целевого предмета. Программа не должна категорически оценивать работу учащегося. Оценка человека - прерогатива человека. Во всяком случае, учитель должен иметь возможность изменения уровня требований, предъявляемых учащемуся программой. Программист, создающий учебное программное средство должен учитывать традиции школьного образования. Методические приемы обучения разрабатывались на протяжении тысячелетий. В них нашла отражение психология ученика. Попытки сделать “сразу хорошо” чаще всего не удаются. Чем больше возможностей настройки программы, тем лучше. Идеальная программа - та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Организация урока с компьютерной поддержкой

Особенности компьютеризированного урока: кроме обычных целей урока, урок с компьютерной поддержкой имеет технологическую цель: обучение новому методу учебной деятельности, использованию конкретной учебной программы. Главной особенностью такого урока является то, что переопределяются потоки информации на уроке - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика.

Выделяются три основные задачи , которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

· Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура)

· Методическая (методическая задача - определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели.)

· Организационная
(эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени)

Решить третью организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учебной группы. Опыт показывает, что эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение видов работы в подгруппах и ряда других мер.

Нужно учитывать слабость компьютерного опроса - не видно хода решения задачи, отсутствует возможность проверить графические навыки и навыки математических доказательств, в зачете нет задач с решением в общем виде. По этой причине компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля. Однако для многих учащихся работа с компьютерными тестами будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса. К таким учащимся относятся интеллектуально одаренные дети, которые, к тому же часто испытывают серьезные трудности в общении с учителем в виду низкой коммуникативной культуры. К таким учащимся часто относятся и слабоуспевающие ребята. Для них не очень сложный тест на компьютере может стать средством самоутверждения.

Необходимо так же при оценке деятельности ученика учитывать и тот факт, что учащиеся при работе с программой часто допускают кроме естественных ошибок, характерных для изучения целевого предмета, еще и ошибки технологические: ученик имеет право по ошибке нажать не на ту клавишу, не переключить вовремя регистр клавиатуры и т.п. Далеко не все программы выявляют такие ситуации, поэтому на учителя дополнительно ложится задача правильно интерпретировать причины, по которым учащийся не выполнил верно то или иное задание с точки зрения программы.

В последнее время распространение получают модульные технологии обучения. Модульный урок отличается от традиционного тем, что учащийся получает на урок программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем и т.п. Модульные уроки можно проводить по любому предмету и по любой теме.

С другой стороны, интересно прозвучала бы на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения “в реальном времени”, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Это позволит свести работу учащихся на компьютере к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.

Третья форма применения компьютера на уроке представляется как самостоятельная работа с задачником или программированный зачет.

Отметим, что при планировании урока с использованием программных средств обучения необходимо учитывать следующие условия:

· Для какой группы школьников проводится данный урок.

· Каково соотношение численности группы и количества компьютеров в кабинете.

· Насколько учащиеся владеют общими навыками работы с компьютером и начальными - с программой.

Можно выделить следующие схемы проведения урока с использованием компьютера:
· Посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся при условии, что учащихся в 2-3 раза больше, чем компьютеров.

· Парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре. Это возможно при условии, что количество учащихся не более чем в два раза превышает количество компьютеров.

· Каждый учащийся за индивидуальным компьютером.

· Индивидуальная работа учащегося на дому.

Урок с использованием компьютерной поддержки на современном этапе нельзя рассматривать как основную форму урока. Пока он играет вспомогательную роль.

Принципы разработки урока с компьютерной поддержкой

Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:

· Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).

· Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

· Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

· Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке.

Многие учителя пытаются построить работу за компьютером в парах. Это можно делать только при комбинировании работы за клавиатурой и в рабочей тетради. Нужно учитывать, что с программой в один момент времени может работать только один учащийся. Работа в паре не должна приводить к тому, что один учащийся подавляет инициативу другого. Нужно помнить, что программа несет некоторую условность. Поэтому, если Вы приготовили урок объяснения нового материала, то на последующих уроках этой темы Вы должны убедиться в том, что материал понят правильно, и что учащиеся воспринимают изученное отдельно от компьютера.

Слишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка геометрический объект или теорема могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми чертежами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках с помощью карандаша и линейки, самостоятельными построениями и переосмыслением изученного.

Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы

Диагональная схема урока

Рассмотрим, например, следующую ситуацию: класс, с которым Вы решили провести урок с использованием ИКТ, неоднороден по математической подготовке, технологически готов плохо. Количество учащихся значительно превышает количество компьютеров в кабинете.

В такой ситуации урок по новому материалу готовить не следует. Главной целью такого урока следует поставить цель технологическую - научить ребят основам работы с программой. Для каждой из подгрупп можно выделить свою цель урока. Получается два-три урока в одном. Применение компьютера дает возможность очень сильно дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока.

Главным остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.

Предположим, что класс разбит на 3 группы. Каждой из групп Вы подготовили четкое небольшое модульное задание, рассчитанное на 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Как обеспечить в такой ситуации равномерную загруженность учащихся, избежать суеты и неразберихи? Будем исходить из того, что каждое задание индивидуальное и работа в парах (тем более - в тройках) не предусмотрена. При общем времени 10 минут за программой представляется неоправданной тратой машинного времени заставлять ученика отвлекаться на другие виды деятельности.

Возможны следующее решение. До урока, каждый из учащихся узнает номер своего компьютера (компьютеры в классе должны быть пронумерованы). Один и тот же номер сообщается трем ученикам, принадлежащим к трем различным подгруппам.

Задание учащегося сильной подгруппы строится по примерной схеме:


1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа за компьютером - 10-12 минут.

3. Работа с учебником - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Задания учащегося средней подгруппы строится по схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учебником - 10-12 минут.

3. Работа с компьютером - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так:


1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учителем - 10-12 минут.

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Таким образом, урок разбивается на пять этапов. 2 этап начинается для всех одновременно. А вот смена этапов для каждого учащегося индивидуальна. Учащиеся второй и третьей подгрупп знают очередность своей работы за компьютером с данным номером. Как только учащийся первой подгруппы освободил компьютер, за него сразу садится учащийся второй подгруппы, а потом - третьей.

Сильные учащиеся освобождают рабочее место, как правило, быстро. Учителю придется проследить за тем, чтобы учащиеся второй группы не занимали компьютер

Компьютерная технология обучения (КТО) представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров. Главной отличительной особенностью КТО от традиционной является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами, речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования компьютерных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:

  • применение промышленных универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач из различных предметных областей и адаптированных к учебным дисциплинам;
  • применение обучающих программ, специально разработанных для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками. На сегодняшний день существует широкий спектр программ от простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.

Акцент целей

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности «информационного общества».
  • Предоставление максимально возможного для усвоения обучающимся объём учебного материала.
  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В первом варианте компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;
  • компьютерных игр по сети;
  • компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

1) Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

2) Организация активизации учащихся, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью

3) Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

4) Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, пособия ), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

В настоящее время компьютер прочно вошел в повседневную жизнь современного человека и из предмета роскоши и мечты превратился в обыденный предмет обихода. Но, несмотря на потерю ореола престижности компьютера, интерес к овладению компьютерными технологиями все еще существует. Поэтому сохраняется необходимость в освоении и применении компьютерных технологии обучения. Одним из важнейших аспектов является создание на каждом этапе обучения эффективной образовательной среды, которая, с одной стороны, включает необходимое современное программное обеспечение, с другой — учитывает возрастные особенности, уже имеющиеся знания и навыки учащихся, их склонность к определенному роду деятельности. Необходимо сочетать получение качественных знаний и навыков с поддержанием активного интереса у учащихся, что исключает выполнение ряда однообразных упражнений на заданную тему.

Для среднего школьного возраста (7–8 классы) программа обучения включает изучение аппаратного и программного обеспечение, разнообразных прикладных программ: WordPad, Paint, Microsoft Word, Excel, блокнот, калькулятор и др. Переключение с одного рода деятельности на другой в рамках одного занятия, сочетание работы за компьютером с работой в тетради, а также использование различных наглядностей и учебных пособий снижает утомляемость детей и повышает результативность занятий.

Основными аспектами обучения в средних классах являются:

1) Сочетание индивидуальных занятий учащихся за компьютером и участие в совместной работе группы.
Разнообразие заданий и разработка общих групповых проектов помогает повысить эффективность обучения детей среднего школьного возраста, а использование компьютерных технологий создает благоприятную информационную среду для развития познавательной, мыслительной и творческой деятельности. Реализация этого аспекта в учебном процессе возможна лишь в небольших коллективах. Важно вовлечь детей в совместную работу над общей задачей, общей темой или проектом, но при этом видеть и ценить работу каждого ребенка.

2) Творческий подход.
Компьютер создает дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся. Работа с графикой и анимацией вызывает особенный интерес именно у этой возрастной категории, что позволяет естественно включить ребенка в комплексный процесс эстетического воспитания и овладения информационными технологиями.

Разработанный набор заданий даёт возможность легко и просто познакомиться с приемами работы в графической среде Paint, в том числе:

  • с назначением инструментов рисования;
  • с операциями редактирования фрагментов;
  • с настройкой цветовой палитры

3) Преемственность.
На примере работ старших школьников, используемых учителем на занятиях, младшие видят перспективу развития своих навыков. Привлечение старших ребят в помощь младшим, например, при выходе в интернет, работе с лазерными дисками обеспечивает преемственность, позволяет формировать соответствующие компетентности у тех и других.

4) Развитие логического мышления.
На уроках информатики широко используется практика развития логического мышления. Для этого применяются задачи на логику, составление и решение различных кроссвордов, ребусов, анаграмм

5) Оценка и поощрение работы учащихся.
Процесс обучения на уроках информатики основывается на положительных эмоциях. Положительный эффект заключается в том, что учащийся получает моральное удовлетворение от выполненной работы фактически на каждом занятии, при решении любой, даже самой маленькой задачи. Практические навыки, приобретаемые в процессе обучения, увеличивают чувство уверенности в своих силах, повышают внутреннюю мотивацию к получению знаний.

Для старшего школьного возраста освоение информационных технологий является частью предпрофессиональной подготовки. Учебные задания представляют «деловую игру», отражающую реальные потребности использования информационных технологий в практической деятельности. В этой возрастной группе делается акцент на выполнение проектов с использованием языков программирования Basic, Pascal. В данных приложениях учащиеся учатся составлять программы расчета расхода электроэнергии и оплаты, вычислять средний годовой доход семьи, вычислять возраст

Работа с текстовым процессором Microsoft Word включает создание бланков различных деловых документов, обретение навыков компьютерной верстки и макетирования.

Большой интерес у старшеклассников вызывает выполнение расчетов в электронных таблицах Ехсеl, при этом содержание практических заданий приближено к реальной жизни. Выполнение заданий по заполнению «сводки успеваемости», расчету квартирной платы, отбору учащихся по годам для прохождения медицинского осмотра, построение диаграмм качества знаний по предметам, по годам и др. вызывают интерес школьников и одновременно позволяют усвоить использование различных функции Excel.

Особой популярностью школьников обычно пользуется работа в Интернете. Развитие навыков и умений поиска информации в Интернете, как для практических, так и образовательных и общекультурных целей, а также умения работать с электронной почтой являются одними из основных для современного молодого человека.

Разработка презентаций в Power Point, представляющих обычно рекламу фирмы, объединяет полученные знания и навыки, включая разработку диаграмм и организационных диаграмм, обработку и использование информации, найденной в Интернет.

Обобщая выше изложенное, можно выделить основные моменты проведения занятий с применением компьютерных технологий обучения, общие для всех возрастных категорий:

  • выполнение самостоятельных проектов разной степени сложности, в зависимости от знаний и способностей (от задания на одно занятие до сложного длительного проекта группы учеников) но обязательно с достижением конечного результата, интересного ученику;
  • комплексное использование всех освоенных информационных технологий в проекте.

Применение этих принципов на практике позволяет добиваться эффективных результатов обучения: большой процент выпускников выбирает специальности, связанные с дальнейшим изучением и применением компьютерных технологий.

Статья посвящена вопросу использования компьютерных технологий в совремнном учебном процессе. Автор приводит модели установки техники и опыт внедрения технологических средств в традиционный урок.

ВложениеРазмер
komputer_na_uroke.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер на уроке

Коробкина Юлия Леонидовна

учитель математики и информатики, заместитель директора по ИТ

В последние 10-15 лет компьютеры и информационные и коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в наших школах. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.

ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

И поэтому прежде чем начать говорить об опыте использования компьютера на уроках в нашей школе, стоит познакомить ВАС со школьной образовательной средой.

На сегодняшний день информатизация школьного образования предполагает не только обучение взаимодействию с компьютером на уроках информатики, но и актуальным является организация системной целенаправленной педагогической работы с детьми на основе использования компьютерных средств, формирование школьной образовательной среды на основе их применения.

Под школьной образовательной средой, формируемой на основе использования компьютерных средств, будем понимать целенаправленно конструируемую систему условий обучения, воспитания и развития учащихся на основе применения компьютерной техники и средств информационно-коммуникационных технологий для достижения планируемых образовательных результатов.

При анализе нашей школьной образовательной среды мы выделили такие критерии и соответствующие им показатели:

- количество компьютеров в школе – 35

- количество компьютерных классов – 2 (13 штук)

- количество кабинетов, оснащенных компьютерной техникой – 8

- количество лицензионных программных средств в школьном УМК –

Наличие профессионально подготовленных кадров (наличие у педагогов информационно-технологических знаний и умений, востребованных в профессиональной деятельности):

- количество учителей, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий – 29

- количество учителей, которые систематически используют средства ИКТ в учебно-воспитательной работе с детьми – 16

Вместе с тем анализ качественных характеристик школьной образовательной среды, формируемой с использованием компьютерных средств, должен включать в себя такие направления, как достижение планируемых образовательных результатов и обеспечение условий для решения поставленных педагогических задач.

Для анализа и оценки образовательного результата можно сказать о следующих показателях:

- увеличилось количество детей, принимающих участие в творческих конкурсах компьютерных работ: 2010 год – 7 человек

- каждый 2-3 учащихся используют приложение PowerPoint при защите рефератов на экзаменах по выбору

К группе показателей для анализа обеспечения условий решения педагогических задач можно отнести следующие:

- соблюдение временных норм и санитарно-гигиенических требований при обучении с использованием компьютерных средств лекции, беседы для учащихся по обеспечению сохранности своего здоровья при работе за компьютером

- обеспечение вариативного использования компьютерных ресурсов в учебно-воспитательной работе с детьми (уроки, логопедические занятия, занятия с психологом, внеклассные мероприятия)

- вариативные формы учебных занятий с учащимися (виртуальные экскурсии, творческие работы, электронное тестирование …)

Очень коротко я представила школьную образовательную среду, формируемую с использованием компьютерных средств.

МОДЕЛИ УСТАНОВКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Возможны различные варианты (или модели) установки и использования компьютерной техники в школе.

Наиболее распространенный – компьютер и видеопроектор в учебном классе (компьютер с монитором диагональю 22 дюйма).

Этот вид размещения техники приоритетно ориентирован на фронтальную работу учителя с классом.

Компьютер и видеопроектор позволяет учителю представлять учебный материал, используя различные средства наглядности: иллюстративные материал (рисунки, чертежи, схемы и т. п.), демонстрационные материалы (видеофрагменты, анимированные карты и схемы, динамические модели процессов и явлений и т.д.), звуковое сопровождение, что делает изложение учебного материала более понятным и доступным, способствует более качественному усвоению его учащимися.

Вместе с тем эта модель может и должна использоваться для решения и других важных педагогических задач, в частности: развитие речевой культуры учащихся, их коммуникативных умений, способности к самопрезентации. Для этого учащимся должна быть предоставлена возможность использования этих технических средств на уроке при выступлении перед классом. Методические приемы организации такого вида педагогической работы с учащимися могут быть различны и зависят от возраста детей, например: рассказы детей с опорой на иллюстративный материал, подготовленный учителем (начальная школа); что сегодня вы видели на уроке литературы и многих других уроках ; ответы на вопросы домашнего задания с опорой на слайды презентации, выполненной самим учащимся (основная школа).

Компьютерный класс . Занятия в компьютерном классе приоритетно ориентированы на организацию самостоятельной работы учащихся с программными средствами, при которой учитываются индивидуальные особенности детей, их возможности и способности, уровень овладения ребенком знаниями и умениями по учебной дисциплине и уровень подготовки ребенка в области информационных технологий и др. Компьютерные программы учебного назначения (электронные учебные пособия, обучающие программы, тренажеры и др.), с которыми работают учащиеся на занятиях в компьютерном классе, дают возможность детям выбирать индивидуальные приемы и индивидуальный темп работы с ними; при их разработке учитываются возрастные особенности детей; многие из них ориентированы на индивидуальные особенности восприятия информации (например, информация представлена в виде текста и дублируется в речи диктора) и др.

Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что организация занятий в компьютерном классе предполагает, что учитель предусматривает работу учащихся с заданиями разного уровня сложности и трудоемкости; планирует работу учащихся с компьютерными программами по индивидуальному образовательному маршруту, учитывая степень подготовленности ребенка в предметной области и его интересы. Кто бы сегодня на уроке английского языка, тот смог это увидеть.

Компьютерные учебные зоны . Так называют способ размещения компьютерной техники, при котором в одном помещении, предназначенном для учебных занятий, устанавливается от трех до семи компьютеров. В нашей школе, к таким зонам я бы отнесла кабинеты специалистов (психологов, логопедов). Такой вид размещения компьютерной техники приоритетно ориентирован на организацию индивидуальной работы с детьми, направленной на развитие их познавательных потребностей и творческих способностей.

Собственные компьютеры учащихся . Сегодня многие дети имеют компьютеры дома, которые важно и нужно использовать в учебно-воспитательной работе с детьми в рамках внеурочной и дополнительной работы по учебным предметам. Индивидуальная работа со школьниками по учебному предмету с использованием собственных компьютеров детей приоритетно направлена на развитие их интереса к предмету, на формирование знаний по предмету (теоретических и практических) с учетом способностей и склонностей учащихся. Примерами учебной работы с использованием компьютеров, которые дети имеют дома, могут быть различные виды учебной деятельности детей: выполнение репродуктивных учебных заданий компьютерной программы в рамках домашнего задания по теме урока; выполнение вариативных творческих по содержательным разделам учебных дисциплин и т. д. Эта работа может осуществляться с учащимися начальной, основной школ с учетом методических аспектов ее организации со школьниками указанных возрастных групп.

КОМПЬЮТЕР НА УРОКЕ

Но как писал академик Г.Н. Александров: «Нельзя учить, используя какие бы то ни было средства обучения, какими бы совершенными они ни были, не следуя закономерностям процесса обучения, не проникая в его сущность».

Проникнем в сущность …

Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.

В свете развития этой задачи мы постепенно внедряем в учебный процесс информационные технологии в обучение. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас мы стараемся оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Мы используем компьютерные технологии в процессе обучения с различными целями:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления изученного материала;
  • для улучшения контроля знаний учащихся;
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Для реализации данных целей, это могут быть:

  • уроки, полностью построенные от начала и до конца на использовании компьютера,
  • использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока.

Однако, объективно воспринимая современные реалии (нехватку компьютерной техники), можно говорить только об использовании элементов проникающей компьютерной технологии , то есть об использовании компьютеров лишь на отдельных уроках для решения отдельных задач.

Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока. Урок может быть с использованием программных средств и тогда …

С одной стороны , компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

· сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

· увеличивается количество тренировочных заданий;

· достигается оптимальный темп работы ученика;

· легко достигается уровневая дифференциация обучения;

· учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

· в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;

· обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

· диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому необходимо учитывать и недостатки:

· диалог с программой обычно лишен эмоциональности;

· программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;

· не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

· помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

· материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;

· контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;

· от учителя-предметника требуются специальные знания.

В своей практической работе мы остановились на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью - любой человек имеющий представление хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Power Point позволяет любому преподавателю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаем уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint. Подобные программы может составлять для себя каждый учитель, сканируя имеющиеся иллюстрации, таблицы, портреты, схемы. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. К данному иллюстративному материалу добавляю цитаты из произведений, исторические и искусствоведческие справки, теоретический материал, термины. Таким образом, демонстрирую отдельные слайды-иллюстрации, и целые слайд - фильмы при объяснении новой темы. Вообще это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции демонстрируем учащимся видеоролики по теме, показываем фрагменты фильмов. Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра на уроках литературы, осуществить прослушивание материалов на уроках английского языка и т.д.. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Конечно, надо помнить о педагогическом дизайне при создании своего собственного мультимедийного продукта – о педагогическом инструменте, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными и эффективными.

Но ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то, знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». В своей педагогической деятельности мы стараемся использовать прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.

Компьютер на уроке не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много, но, как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий».

1. Богатырев А.И., Коптелов А.В., Некрасова Г.Н. Современные информационные технологии// Школа и производство.-2001г.- №1. - с. 14 - 19.

2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М, 2004г., 238 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка показывает значимость ИКТ на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках технологии.»

Использование ИКТ на уроках технологии

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира

Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

источник учебной информации;

средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

средство подготовки текстов, их хранение;

средство подготовки выступлений;

вычислительная машина больших возможностей.

Преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Отсутствие контакта с учителем информатики.

5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7. Не хватает компьютерного времени на всех.

8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Читайте также: