Какую задачу решают с помощью компьютерной поддержки урока

Обновлено: 05.07.2024

Нужен ли компьютер на уроках физики? Компьютер для учителя и проектор становятся необходимым оборудованием кабинета физики. Желательно ещё несколько компьютеров для учащихся.

Какой диск выбрать для проведения урока? Дисков, которые можно использовать, множество. Однако, не всё так просто. Проблемы начинают возникать именно из-за их большого количества. Быстро и качественно подготовиться к урокам, а тем более использовать материал на уроке становится сложно.

Как я решил проблему? Оптимальным оказалось создание своей копилки материалов. Создал папку на каждый класс, а внутри папки класса - папка для каждого урока.

Какой материал я стал собирать? Презентации, рисунки, опорные конспекты, тесты, видеофрагменты, флеш-модели, флеш-учебники.

Где я беру материал? С дисков, если они позволяют копирование файлов, а в основном из Интернета.

Как я работаю с копилкой? Открываю папку с необходимым уроком и смотрю на то, что в ней есть. Если материала много, то дело в методике и творческой фантазии, а если папка пока пуста, то готовлюсь к обычному уроку без компьютерной поддержки. Хотя можно провести и целенаправленный поиск информации в Интернете.

Чего я жду от публикации этой статьи? Я хочу найти единомышленников и надеюсь на предоставление материала для моей копилки по адресу mailto:mirfiziki@list.ru. Предлагаю собирать общую копилку, например, на сайте "Сеть творческих учителей". В настоящее время я размещаю материал на школьном сайте http://zabalkin.narod.ru на странице "Физика", кроме этого делаю ссылки на заинтересовавшие меня сайты.

II. Конспект урока с компьютерной поддержкой. Урок обобщения.

Тема: "Методы изучения физики".

"Опыт - вот учитель жизни вечной"
М.В. Ломоносов

"Опыт - отец всякой достоверности. Мудрость - дочь опыта"
Леонардо да Винчи

Оборудование: компьютеры, проектор.

1. Организационный момент.

2. Работа с презентацией. Приложение1.

Что такое ФИЗИКА? Это одна из наук о природе. (1-2 слайд).

В каждой науке есть свои термины, понятия. Самые первые термины, которые вы узнали - физическое тело и физическое явление.

Что называют физическим телом? Любой предмет. Приведите свои примеры. (3 слайд).

Что называют физическим явлением? Изменения, происходящие в природе. Приведите свои примеры. (4 слайд).

Явления можно разделить на несколько видов. Какие вы знаете? Механические, тепловые, магнитные, электрические, световые, звуковые. (5 слайд).

А как вы можете сформулировать основную задачу физики? Поиск взаимосвязей между явлениями. Основные зависимости называют законами. (6 слайд).

Как физики изучают явления? Используя наблюдения и опыт. (7 слайд).

Физика, как наука начала зарождаться в Древней Греции. Вспомним учёных Древней Греции: Аристотель, Платон, Демокрит, Герон, Архимед, Птолемей, Гиппарх, Эвдокс, Левкипп. Слово "Физика" появилось в трактате Аристотеля. (8 слайд).

Однако многие учёные Древней Греции считали, что можно ограничиться простым созерцанием без проведения эксперимента. К таким можно отнести и Аристотеля. (9 слайд).

В силу своего аристократического происхождения он считал, что достаточно размышлений, а всякий труд - удел рабов. Аристотель много спорил со своим учителем Платоном. Он говорил: "Платон мне друг, но истина дороже". Однако сам Аристотель допустил много ошибок. Он с легкостью принял утверждение о Земле, как центре мироздания. И это ложное утверждение не оспаривалось еще более тысячи лет. Считалось, чтобы стать учёным, нужно наизусть знать Аристотеля, а сомневаться в его словах - богохульство. Только в 16 веке Николай Коперник смог своими многолетними расчетами доказать, что Земля вращается вокруг Солнца. (10 слайд).

Коперник относится к учёным эпохи Возрождения. Кроме него можно назвать Кеплера, Паскаля, Торричелли, Леонардо да Винчи, Галилея. (11 слайд).

Еще одна ошибка Аристотеля была развенчана Галилео Галилеем. Аристотель утверждал, что гиря в 2 фунта падает в 2 раза быстрее, чем гиря в 1 фунт.

Свой показательный опыт Галилей провел на Пизанской башне. Он использовал мушкетную пулю и пушечное ядро. (12 слайд).

Мы можем взять монеты в 1 коп и 5 коп и отпустить их с некоторой высоты. Легко отмечается их одновременное падение. (13 слайд).

3. Работа с флеш-моделью.

Индивидуальная работа учащихся за компьютерами.

Посмотрим, как падают тела в воздухе. Запустим флеш-модель, нажав на зеленую кнопку. Перо упадет быстрее гайки. "Откачаем воздух", нажав кнопку "Вкл" на насосе. Ещё раз запустим флеш-модель. Перо и гайка упадут одновременно. Какой вывод можно сделать?

В безвоздушном пространстве тела разных масс и форм падают одновременно, с одинаковой скоростью. А свободному падению тел препятствует воздух.

4. Работа с флеш-учебником. Автор: Рахимбаев М.М.

Весь материал, который мы повторили, можно отобразить на опорной схеме. (В главном меню - "опорные схемы" - "физика и астрономия науки о природе")

А теперь выполните тест по повторенному материалу. Индивидуальная работа учащихся за компьютерами. В главном меню - "тестовые задания" - "физические величины". Дается десять заданий и выставляется оценка.

5. Обоснование необходимости многократных экспериментов.

Докажем, что наблюдение и размышление, без многократных экспериментов, очень часто не дают верного ответа.

Мозг просто обманывает нас. Возьмите по одному шарику. Скрестите средний и указательный палец, положите на шарик и покатайте шарик по столу. Сколько шариков вы ощущаете? (Практически все учащиеся отвечают, что - два).


Переплетите пальцы рук, как показано на фотографии.


Я буду показывать на один из ваших пальцев, а вы должны им пошевелить. Даю всего одну попытку. (Обычно, больше половины учащихся ошибаются). Мозг быстро подстраивается, и второй раз вы уже не ошибётесь.

И все же большинство ошибок связано со зрением.

6. Работа с презентацией. Приложение2.

Всё, что видим мы, - видимость только одна,
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.
Шекспир

Иллюзия - (лат. illusio - обманываю, разыгрываю).

Почему же возникают оптические обманы? Многие иллюзии объясняются строением глаза человека и его ограниченными возможностями.

7. Просмотр отрывка из мультфильма "География для малышей" творческого объединения "МАСКИ".

Самая известная иллюзия - мираж. (В моей копилке есть замечательная флеш-модель для 8 класса).

8. Радуга - иллюзия или реальность?

Обратите внимание, что на фотографии радуга двойная.


В общем случае даже цвета можно считать иллюзией человеческого мозга. Только человек способен увидеть все многообразие цветов : или ему это только кажется.


9. Дополнительный материал, который я предлагаю в конце урока. Сборка пазла: "Весы".

Считаю разумным создание и копилки вспомогательного материала, например, подборки книг с физическим содержанием. Началом может стать книга "Пикник на обочине" Аркадия и Бориса Стругацких. Могу предложить собственные подборки стихов (Приложение 3) и афоризмов (Приложение 4).

Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока.

С одной стороны , компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

увеличивается количество тренировочных заданий;

достигается оптимальный темп работы ученика;

легко достигается уровневая дифференциация обучения;

учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;

обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому необходимо учитывать и недостатки :

диалог с программой обычно лишен эмоциональности;

программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;

не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;

контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;

от учителя целевого предмета требуются специальные знания;

Как видим, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств. Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся, критерии оценки учебных программных средств. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютером, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на «среднего» ученика. Одновременная работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.

Критерии полезности конкретной технологии в образовании, можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Многие учителя используют компьютер при подготовке к урокам дома. К сожалению, пользуются компьютером при подготовке к урокам в школе намного меньше, чем в прошлом учебном году.

Например: если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости - такая программа нужна. Потому что без компьютера работа будет перегружена массой дополнительных рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются.

Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа “выбери правильный ответ” или длинных лекций, которые нужно проматывать на экране.

Учебная программа не должна быть “книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде. Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования.

Итак, работа с учебной программой должна быть минимально нагружена компьютерной спецификой и условностями.

Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения, продиктованным спецификой целевого предмета. Программа не должна категорически оценивать работу учащегося. Оценка человека - прерогатива человека. Во всяком случае, учитель должен иметь возможность изменения уровня требований, предъявляемых учащемуся программой. Программист, создающий учебное программное средство должен учитывать традиции школьного образования. Методические приемы обучения разрабатывались на протяжении тысячелетий. В них нашла отражение психология ученика. Попытки сделать “сразу хорошо” чаще всего не удаются. Чем больше возможностей настройки программы, тем лучше. Идеальная программа - та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Особенности компьютеризированного урока: кроме обычных целей урока, урок с компьютерной поддержкой имеет технологическую цель: обучение новому методу учебной деятельности, использованию конкретной учебной программы. Главной особенностью такого урока является то, что переопределяются потоки информации на уроке - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика.

Выделяются три основные задачи, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура)

Методическая (методическая задача - определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели.)

Организационная (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени)

Решить третью организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учебной группы. Опыт показывает, что эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение видов работы в подгруппах и ряда других мер.

Нужно учитывать слабость компьютерного опроса - не видно хода решения задачи, отсутствует возможность проверить графические навыки и навыки математических доказательств, в зачете нет задач с решением в общем виде. По этой причине компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля. Однако для многих учащихся работа с компьютерными тестами будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса. К таким учащимся относятся интеллектуально одаренные дети, которые, к тому же часто испытывают серьезные трудности в общении с учителем в виду низкой коммуникативной культуры. К таким учащимся часто относятся и слабоуспевающие ребята. Для них не очень сложный тест на компьютере может стать средством самоутверждения.

Необходимо так же при оценке деятельности ученика учитывать и тот факт, что учащиеся при работе с программой часто допускают кроме естественных ошибок, характерных для изучения целевого предмета, еще и ошибки технологические: ученик имеет право по ошибке нажать не на ту клавишу, не переключить вовремя регистр клавиатуры и т.п. Далеко не все программы выявляют такие ситуации, поэтому на учителя дополнительно ложится задача правильно интерпретировать причины, по которым учащийся не выполнил верно то или иное задание с точки зрения программы.

В последнее время распространение получают модульные технологии обучения. Модульный урок отличается от традиционного тем, что учащийся получает на урок программу своих действий с выделенными учебными целями, заданиями, запрограммированным контролем и т.п. Модульные уроки можно проводить по любому предмету и по любой теме.

С другой стороны, интересно прозвучала бы на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора , когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения “в реальном времени”, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Это позволит свести работу учащихся на компьютере к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.

Третья форма применения компьютера на уроке представляется как самостоятельная работа с задачником или программированный зачет.

Отметим, что при планировании урока с использованием программных средств обучения необходимо учитывать следующие условия:

Для какой группы школьников проводится данный урок.

Каково соотношение численности группы и количества компьютеров в кабинете.

Насколько учащиеся владеют общими навыками работы с компьютером и начальными - с программой.

Можно выделить следующие схемы проведения урока с использованием компьютера:

Посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся при условии, что учащихся в 2-3 раза больше, чем компьютеров.

Парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре. Это возможно при условии, что количество учащихся не более чем в два раза превышает количество компьютеров.

Каждый учащийся за индивидуальным компьютером.

Индивидуальная работа учащегося на дому.

Урок с использованием компьютерной поддержки на современном этапе нельзя рассматривать как основную форму урока. Пока он играет вспомогательную роль.

Принципы разработки урока

с компьютерной поддержкой

Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:

Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).

Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером . Согласно действующим нормам учащиеся 9 классов - 25 минут, 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением компьютера в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов, диапозитивов и кодопозитивов и т.п.

Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности . От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке.

Многие учителя пытаются построить работу за компьютером в парах. Это можно делать только при комбинировании работы за клавиатурой и в рабочей тетради. Нужно учитывать, что с программой в один момент времени может работать только один учащийся. Работа в паре не должна приводить к тому, что один учащийся подавляет инициативу другого. Нужно помнить, что программа несет некоторую условность. Поэтому, если Вы приготовили урок объяснения нового материала, то на последующих уроках этой темы Вы должны убедиться в том, что материал понят правильно, и что учащиеся воспринимают изученное отдельно от компьютера.

Слишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка геометрический объект или теорема могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми чертежами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках с помощью карандаша и линейки, самостоятельными построениями и переосмыслением изученного.

Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы

Диагональная схема урока

Рассмотрим, например, следующую ситуацию: класс, с которым Вы решили провести урок с использованием ИКТ, неоднороден по математической подготовке, технологически готов плохо. Количество учащихся значительно превышает количество компьютеров в кабинете.

В такой ситуации урок по новому материалу готовить не следует. Главной целью такого урока следует поставить цель технологическую - научить ребят основам работы с программой. Для каждой из подгрупп можно выделить свою цель урока. Получается два-три урока в одном. Применение компьютера дает возможность очень сильно дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока.

Главным остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.

Предположим, что класс разбит на 3 группы. Каждой из групп Вы подготовили четкое небольшое модульное задание, рассчитанное на 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Как обеспечить в такой ситуации равномерную загруженность учащихся, избежать суеты и неразберихи? Будем исходить из того, что каждое задание индивидуальное и работа в парах (тем более - в тройках) не предусмотрена. При общем времени 10 минут за программой представляется неоправданной тратой машинного времени заставлять ученика отвлекаться на другие виды деятельности.

Возможны следующее решение. До урока, каждый из учащихся узнает номер своего компьютера (компьютеры в классе должны быть пронумерованы). Один и тот же номер сообщается трем ученикам, принадлежащим к трем различным подгруппам.

Задание учащегося сильной подгруппы строится по примерной схеме :

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа за компьютером - 10-12 минут.

3. Работа с учебником - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Задания учащегося средней подгруппы строится по схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учебником - 10-12 минут.

3. Работа с компьютером - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учителем - 10-12 минут.

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Таким образом, урок разбивается на пять этапов. 2 этап начинается для всех одновременно. А вот смена этапов для каждого учащегося индивидуальна. Учащиеся второй и третьей подгрупп знают очередность своей работы за компьютером с данным номером. Как только учащийся первой подгруппы освободил компьютер, за него сразу садится учащийся второй подгруппы, а потом - третьей.

Сильные учащиеся освобождают рабочее место, как правило, быстро. Учителю придется проследить за тем, чтобы учащиеся второй группы не занимали компьютер слишком долго. Зато слабые учащиеся в результате получают больше всего времени для работы с программой.

Такая “диагональная” схема построения урока хорошо оправдывает себя и в начальной, и в средней школе. На таком уроке учитель выступает в качестве помощника и консультанта, а не в качестве “источника знаний”. Если в классе есть ученик, имеющий прочные навыки работы с компьютером, можно использовать его как технического консультанта. Точно так же, можно привлечь в качестве консультанта учителя информатики или старшеклассника, если есть такая возможность. Диагональная схема урока является вынужденной, когда учитель работает с небольшим количеством компьютеров в целом классе.

В статье раскрыты методические особенности и принципы создания компьютерной поддержки для плодотворной работы на уроках в начальной школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова И. В.

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики Использование облачных сервисов как средств формирования информационной образованности старшеклассника Организация проектной деятельности при изучении информатики в начальной школе Использование исследовательского метода обучения в проектной деятельности учащихся Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской Федерации i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Компьютерная поддержка учебного процесса в начальной школе»

реса к предмету и преподавателю; способ самоорганизации учебного труда и самообразования; возможность реализации личностно-ориентирован-ного подхода для учителя; способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Компьютерные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения являются базой современного образования, гарантирующей высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

1. Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. ква-лиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

4. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. -2000. - № 1. - С. 24-30.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград

В статье раскрыты методические особенности и принципы создания компьютерной поддержки для плодотворной работы на уроках в начальной школе.

Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися та-

* Ассистент кафедры Естественно-математических наук, аспирант кафедры Педагогики.

кой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса.

В структуре информационных технологий выделяются четыре основных компонента, участвующие в формировании информационной культуры учащихся: технические средства, программные средства, учитель, ученик.

Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Способов применения информационных технологий в учебном процессе, способствующих развитию личности, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Зачастую применение информационных технологий связывают со старшей и средней школой. Нам представляется важным начать общение ученика с компьютером с младших классов школы, ведь важным фактором развития в данном возрастном периоде является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения. Детская память не произвольна, т.е. дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить. В первую очередь они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи и детали, при этом сама значимость того, что ребенок запомнил, служит основой ее сохранения в памяти на длительное время [1].

Компьютер естественным образом вписывается в жизнь начальной школы и является еще одним эффективным техническим средством обучения т.к. он позволяет придать учебной информации особую яркость и эмоциональную окрашенность. По сравнению с традиционными формами обучения школьников компьютер обладает рядом преимуществ. Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В-третьих, это средство реализации задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей. В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. В-пятых, компьютер позволяет модели-

ровать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты, стереометрические фигуры). В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а вдет, пока он сам исправит.

Для того, чтобы работа с использованием информационных технологий на уроках в начальной школе была более плодотворной, компьютерную поддержку необходимо создавать, опираясь на семь основных принципов:

1. Принцип целостности. Компьютерная поддержка должна являться органичной частью учебного процесса. Она не заменяет, а дополняет другие средства обучения и способствует созданию у учащихся целостного представления о предмете. Также компьютерная поддержка должна отвечать целям и задачам, поставленным на уроке, иметь должное оформление.

2. Принцип ориентации в учебном материале. Любой учебный предмет включает в себя несколько содержательных линий. Необходимо, чтобы ученик ориентировался в содержании учебного предмета в целом (линиях курса), а также в его отдельных разделах, видел связи между ними. Это будет способствовать активной позиции ученика (как субъекта обучения) в процессе изучения предмета, осознанному продвижению в усвоении учебного материала.

3. Принцип вариативности. Компьютер позволяет заложить варианты подачи содержания и варианты деятельности при выработке умений, как общих, так и предметных. Варианты могут быть по ведущему способу восприятия и переработки информации, по степени сложности, в том числе по степени продуктивности, по объему работы, по степени самостоятельности (т.е. по объему и характеру помощи), по темпу продвижения.

4. Принцип свободного выбора. Отношение к ученику как к субъекту обучения связано с созданием условий, предполагающих учет возможностей и желаний ученика в процессе усвоения им математики. Использование компьютера позволит ученику выбирать темп работы, виды упражнений, меру помощи, уровень трудности предлагаемых заданий, создаст условия для творческой деятельности. Ситуация свободного выбора связана с самооценкой.

5. Принцип развития самооценки. Формирование личностного отношения учеников к учебному материалу связано со становлением рефлексивной самооценки - знаний о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и затруднениях, а также интересах и предпочтениях. Учитель должен научить ребенка фиксировать и оценивать собственные изменения на пути усвоения учебного предмета. Для этого необходима целенаправленная работа по созданию условий для развития самооценки школьников на различных этапах их учебной деятельности. Эффективность этой работы в условиях использования компьютерной поддержки может быть повышена

6. Принцип перекодирования информации. Понимание школьниками математики связано, с одной стороны, с умением воспринимать и осмысливать информацию, представленную в разных формах, с другой стороны, умением использовать различные формы представления информации для ее восприятия и осмысления. В качестве форм представления информации в начальной школе могут быть использованы предметная, вербальная и графическая (диаграммы линейные, столбчатые, секторные; таблицы статистические, вычислительные, для предъявления и анализа данных сюжетной задачи; графы). Работа с разными формами представления информации должна быть ориентирована на формирование умений работать с готовой формой представления данных, умений осуществлять построение различных форм и переход от одних форм к другим, умений осуществлять выбор формы предъявления информации, адекватной поставленной задаче и набору данных. Компьютерная поддержка процесса обучения младших школьников позволяет организовать целенаправленную работу по формированию названных умений.

7. Принцип связи реальности и модели. Этот принцип предполагает отражение в электронном учебном материале общей структуры деятельности: переход от реальности к ее модели, работу внутри модели и переход от результатов, полученных внутри модели, к их осмыслению в реальности. Применение в процессе обучения средств компьютерной поддержки позволяет использовать демонстрационные фрагменты, игровые сюжеты, из которых выделяются ситуации, переводимые затем на язык науки, создает условия для осуществления моделирования, перекодирования информации с одного языка на другой, оценки реальности. При работе с моделями для понимания учебного материала используются: прогнозирование ответа (определение границы ответа, количества способов решения и др.); перекодирование информации (переход от схематических или буквенных выражений к числовым и наоборот, от графических схем или блок-схем к выражениям и т.п.); обоснование с помощью теоретических знаний своих действий (приемов вычислений, способов проверки вычислений и др.); установление различных содержательных связей между знаниями и ме^ду знаниями и задачами, может быть использован диалог [1].

Для того чтобы полноценно иметь возможность использовать информационные технологии в учебном процесс учителю необходимо сформировать учебно-методического комплект (УМК) в состав которого входят энциклопедии, развивающие игры, обучающие программы, электронные учебники, а так же рекомендации по их использованию.

Демонстрационный материал, созданный с помощью возможностей информационных технологий (презентации к объяснению нового материала, схемы, таблицы и т.п.). Использование презентаций, схем, и таблиц очень важно, так как у младшего школьника пока еще наглядно-образное мышление. Данный вид средств обладает такими качествами как, наглядность, схематичность, красочность, упрощенность, эффектность. Материал, преподнесенный детям в такой форме, останется в памяти надолго, и они с удовольствием будут работать с ним во время занятий.

Отметим методические особенности уроков с использованием компьютерной поддержки:

1. уроки с использованием компьютерной поддержки проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя;

2. каждый урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

3. занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы ознакомительных уроков в компьютерном классе;

4. к началу уроков, учащиеся должны знать правила техники безопасности при работе с компьютером, понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок», «графический редактор», устройства ввода информации, основные инструменты текстового редактора;

5. необходимо строго придерживаться санитарно-гигиеническим нормам при организации рабочего места учащихся за компьютером. Их неукоснительное соблюдение, а так же проведение во время урока физкультминуток, включающих гимнастику для глаз и осанки, позволит сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе;

6. учащиеся должны уметь: пользоваться буквенными и цифровыми блоками клавиатуры; использовать манипулятор «мышь»; работать с командами, открыть и закрыть меню файл; создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню. Отметим, что проведение уроков

математики в начальной школе с информационной поддержкой может затрудняться, если в школе недостаточно необходимой техники, например, если в школе один компьютерный класс, и возможность его использования учителями-предметниками минимальна.

Таким образом, в связи с использованием компьютерной поддержки в образовательном процессе происходит существенные изменения в характере деятельности учителя, его роли и функциях. Информационная поддержка повышает эффективность педагогического процесса по трем направлениям: усиления информативности процесса обучения; расширение дидактического инструментария учителя, совершенствование организации учебно-познавательного процесса.

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. - № 2, 1993.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО «ШКОЛА ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Объект исследования: учащиеся 9-х классов Красноярского кадетского корпуса имени А.И. Лебедя и Мариинской женской гимназии в количестве 29 человек.

Цель работы: разработать электронное портфолио «Школа интенсивного развития творческих способностей».

Цель исследования: выявить уровень творческого потенциала и креативности школьников.

Статья состоит из двух частей. В первой части представлен теоретический обзор использования «портфолио» в современной образовательной системе в России в контексте реализации новых образовательных стандартов. Во второй части представлен опыт формирования электронного портфолио «Школа интенсивного развития творческих способностей», описание работы программного продукта.

Портфолио в последнее становится популярной и востребованной педагогической технологией. Модели портфолио разнообразны, достаточно

  • Компьютерная поддержка урока — комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения и облегчение труда педагога. Компьютерная поддержка урока — один из аспектов компьютеризации образования.

Компьютерная поддержка урока может быть использована в рамках различных учебных курсов. В частности, на уроке физики могут использоваться «видео- и анимационные фрагменты-демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений» с последующим созданием учащимися аналогичных слайдов-иллюстраций. Особую ценность в этом отношении представляет Компьютерная проектная среда «Живая Физика», позволяющая визуализировать целый ряд абстрактных физических понятий.

Компьютерная поддержка урока не ограничивается применением на уроке только лишь компьютера как такового. Сегодня компьютерная поддержка урока включается в себя использование учителем и учащимися различных периферийных устройств: интерактивные доски, мультимедийные проекторы, сканеры, принтеры, графические планшеты; сетевого оборудования; программного обеспечения различной направленности: обучающие программы, в том числе электронные лабораторные работы и виртуальные музеи.

В 2010 году британский технолог и предприниматель Вольфрам, Конрад предложил концепцию компьютерного обучения математике в своем докладе на конференции TED: Обучение детей настоящей математике с помощью компьютеров

В сентябре 2014 года в рамках проекта «Электронная Образовательная Среда» в нескольких московских школах была внедрена система обучения с использованием электронных учебников.

Данный проект инициирован мэром Москвы Сергеем Собяниным и является пилотным.

Обучение по электронным учебникам ведется только в трех параллелях по трем предметам: в 5 классах по биологии, в 7 классах по истории и в 8 классах по химии.

«Электронная Образовательная Среда» — это единое образовательное поле, в котором размещены различные идеи:

* планшет учащегося синхронизирован с интерактивной доской и может выступать в качестве пульта для голосования, учебника, интерактивного пособия или справочника

* планшет учителя — это инструмент создания урока, его проведения, заполнения сведений об образовательных достижениях учащихся

* интерактивная доска — она позволяет отображать не только учебный материал, результаты экспресс-опросов или содержание планшетов учащихся, но и дает возможность активно моделировать процессы окружающего мира, характерные для предметного направления

* электронный дневник — с его помощью учащиеся могут просматривать домашние задания и расписание занятий в режиме онлайн, а их родители всегда в курсе успеваемости детей

Читайте также: