Каждая история была интересна и занимательна но больше всего в память врезалась одна ошибка

Обновлено: 04.07.2024

I. Прочитайте в Учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «стиль», «стилистическая помета», «стилистическая ошибка», «стилистическая окраска», «стилистика», «стилевая принадлежность слова», «стандарт функционального стиля», «стилистическая норма», «неправильный выбор слова», «канцеляризм», «выбор слова», «активный и пассивный фонд языка».

В этом упражнении тексты записаны прямо во время трансляции телепередач. Найдите признаки устной речи, переведите тексты в письменную форму.

  1. И что бы мы, о чем бы мы сегодня не рассуждали, ни говорили, из этого ничего не получится.
  2. Как сообщил нам уполномоченный Сергей Приходько по внутренним делам…
  3. Необходимо пересмотреть программы, которые сегодня предлагают вниманию россиянам.
  4. Необходимо обратиться с проведением генеральной ассамблеи ООН.
  5. Нас возмущает политика, которую проводит государственный канал второго телевидения.
  6. Но сегодня мы понимаем, что идти в фарватере большой семерки нам может быть не всегда надо делать.

II. Прочитайте в Учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Выбор слова», «Неправильный выбор слова», «Актуализированные слова», «Переорентированные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы», «Устаревшие слова», «Неологизмы», «Экзотизмы», «Варваризмы», «Многозначность слова», «Метафора», «Метонимия».

Задание

В каждом из приведенных ниже предложений есть слово, выбор которого весьма сомнителен. Объясните, почему. Сделайте стилистическую правку.

  1. Пингвин спокойно расхаживал по улицам, разглядывая все вокруг, и вдруг глаза его сфокусировались на прилавке рыб­ного магазина.
  2. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена только из японских деталей.
  3. В результате беспрекословный имидж певицы не то чтобы по­тускнел, а стал более легкомысленным, девальвировался.
  4. Французское трио оставило захватывающее впечатление.
  5. Призвать государство и его военные ведомства к ответу осиротевшим родителям помогают сотрудники фонда «Право матери».
  6. Объявление на груди у женщины рассказывает, что у нее больной сын.
  7. Военными комиссариатами Москвы будет осуществлен гло­бальный переучет москвичей-призывников.
  8. По данным опросов, проведенных среди наших солдаток, только два процента милых дам отправились в армию из чистой дамской любви к военному делу.

III. Прочитайте в Учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Лексическая сочетаемость», « Контаминация лексическая», «Лексическая недостаточность», «Плеоназм», «Синонимы», «Тавтология», «Синонимический ряд», «Калькирование», «Заимствование», «Интернационализмы».

Задание

Подчеркните избыточные слова. Отметьте цифрами плеоназм (1) и тавтологию (2).

  1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного.
  2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов.
  3. Это аксиома, не требующая доказательств.
  4. Я увидел вывеску: «Горячий хот-дог».
  5. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход.
  6. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы.
  7. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других.
  8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении.
  9. Каждая история была интересна и занимательна, но больше всего в память врезалась одна.
  10. Особняком выделяется образ Наташи Ростовой.

IV. Прочитайте в Учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Фразеологизмы», «разрушение фразеологического оборота», «Экспрессема», «Штамп речевой», «Канцеляризм», «Эвфемизм», «Смешение стилей».

Задание

Найдите элемент текста, несущей экспрессивную окраску. Сделайте замену там, где это не обходимо.

  1. И, безусловно, волнует пожилых людей введение в действие Закона о ветеранах. Его пробуксовка названа недостаточным сбором налогов в федеральный бюджет.
  2. У хозяев детей нет, зато на детской площадке их навалом.
  3. Скандал с примесью уголовщины раскручивается вокруг одного из самых известных фирменных магазинов.
  4. Во главе стола на правах ведущего в шикарном прикиде сидел известный юморист.
  5. Возможно, важнейшим прегрешением этого политика стало то, что он не предотвратил разворошения большого улья, которым являются дела по коррупции в высших эшелонах власти.
  6. Временами он был круче крутого Уокера.
  7. Середина мая не радует москвичей хорошей погодой, но и неприятные для нас прохлада, ветер, частые осадки благоприятны для снижения загрязнений в атмосферном воздухе.
  8. Стройбат с голодухи изнасиловал две кастрюли (заголовок).
  9. Кинолог задрал мента на собачьих боях (заголовок)
  10. В стране тюльпанов Богдан Титомир оторвался на славу – кутили, пили, гуляли 24 часа в сутки.

V. Прочитайте в учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Управление», «Родительный падеж объекта», «Родительный падеж субъекта», «Нанизывание падежей», «Морфологическая омонимия», «Двойная зависимость форм управления», «Инверсия», «Порядок слов», «Слияние предлогов», «Расщепленное сказуемое», «Неправильный выбор связки в составном сказуемом», «Координация по смыслу», «Координация грамматическая», «Согласование обратное».

Задание

Сделайте стилистическую правку.

  1. Хаос на автодорогах и сотни аварий вызвали резкое понижение температуры и гололед.
  2. В век космоса и интернета продолжают бередить души музыкальные мелодии, появившиеся на свет еще в прошлом веке в нашем отечестве.
  3. Его Стас Намин инкогнито привез в Москву.
  4. А здесь на несколько часов автомобильную артерию, связывающую север и юг Кузбасса, длиной более двух километров, перекрыли всю.
  5. Проникновенный, глубокий разговор вызвало мудрое слово о происходящих в сегодняшней культуре процессах выдающегося драматурга В. Розова.
  6. Правительство с размахом решило провести праздник труда.
  7. Никита Всеволожский отличался совершенной порядочностью и всегда почитал своего великого одногодка, с которым познакомился сразу после окончания тем Лицея.
  8. Он получил не согласие, но и не отказ матушки девицы семнадцатилетней Натальи Николаевны Гончаровой на сватовство.
  9. Поначалу граф Воронцов принял поэта очень ласково, снисходительно относился к его совершенному безразличию в качестве чиновника.
  10. В русско-турецкую войну он мелькнул лихом туристом с пикой на коне.

VI. Прочитайте в учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Согласование», «Приложение», «Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий», Соединение в однородном ряду видовых и родовых понятий», «Соединение в однородном ряду скрещивающихся понятий», «Пропуск предлога», «Смешение компонентов сопоставительных слов», «нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова».

Задание

Сделайте правку предложений.

  1. Уверен, что многие «дорогие россияне», обыватели даже не знают, что среди нас живет и поет одна из самых ярких личностей уходящего века.
  2. Губернатор живо интересовался проблемами дворов и старушек.
  3. Он встретил нас вместе с креслами, кабинетами и делами.
  4. Однако на вопрос, есть ли будущее у поп-соула по-русски, им придется не покладая рук, ног и голосовых связок отвечать постоянно.
  5. Загадочнее русской души может быть только душа нашего депутата.
  6. Сейчас в стране происходит, видимо, нечто уж совсем малозначительное, раз оно выпало из зоны внимания москвичей и обитателей охотного ряда.
  7. Летом 1992 года, проснувшись ночью, женщина обнаружила, что находится не дома, а на некоем подобии кушетки в неизвестном помещении.
  8. Выдвинута версия, что проникновенные и восторженные строчки порождены вовсе не Анной Петровны Керн, а кистью Великого Рафаэля.

VII. Прочитайте в учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Параллельные синтаксические конструкции», «Смешение времен в предложениях с деепричастным и причастным оборотами», «Конструкция с двумя винительными падежами», включение деепричастного оборота в пассивную конструкцию», «Разрушение причастного оборота», «Разнотипность частей придаточного предложения», «Плеонастическое употребление союзов», «Контаминация прямой и косвенной речи», «Смещенная синтаксическая конструкция».

Задание

В этом году японским ученым уже удалось получить более 50 идентичных зародышей - копий.

Актер сыграл бездомного бродягу.

Его злодейски упекли в солдаты.

Президент твердо подтвердил свое участие во встрече.

Внутренний интерьер дворца очень красив.

Она чересчур взяла на себя слишком много обязательств.

Держать молчаливую паузу не удалось.

Самый разнообразный ассортимент мороженого.

Предварительное предупреждение не подействовало.

Пришлось теперь начинать сначала.

Он захворал от меланхолической хандры.

В кинотеатре идет веселая комедия.

Средства на это отпущены малоимущим беднякам.

Ему надоело слоняться без дела.

Смысл этой статьи – обрисовать реальную действительность псковского города.

Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении.

Каждая история была интересна и занимательна, но больше в память врезалась одна.

Особняком выделяется образ Наташи Ростовой.

В общем и целом наши дела не так уж плохи.

Женщину, воспитавшую десять и более человек детей, награждают орденом.

Прейскурант цен висел на стене.

Дашкова лично встречалась с Вольтером.

Гангстеры бросили авто и ушли пешком.

Он предстает пугающе коварным соблазнителем.

Мы занимаемся развитием ментальных и умственных возможностей человека.

Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке.

Короткий блицтурнир подошел к концу.


В этих словах слышится горькая скорбь автора.

Главный герой – молодой юноша, задавленный нищетой.

Молодой вундеркинд был известен всей стране.

В этом году японским ученым уже удалось получить более 50 идентичных зародышей - копий.

Актер сыграл бездомного бродягу.

Его злодейски упекли в солдаты.

Президент твердо подтвердил свое участие во встрече.

Внутренний интерьер дворца очень красив.

Она чересчур взяла на себя слишком много обязательств.

Держать молчаливую паузу не удалось.

Самый разнообразный ассортимент мороженого.

Предварительное предупреждение не подействовало.

Пришлось теперь начинать сначала.

Он захворал от меланхолической хандры.

В кинотеатре идет веселая комедия.

Средства на это отпущены малоимущим беднякам.

Ему надоело слоняться без дела.

Смысл этой статьи – обрисовать реальную действительность псковского города.

Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении.

Каждая история была интересна и занимательна, но больше в память врезалась одна.

Особняком выделяется образ Наташи Ростовой.

В общем и целом наши дела не так уж плохи.

Женщину, воспитавшую десять и более человек детей, награждают орденом.

Прейскурант цен висел на стене.

Дашкова лично встречалась с Вольтером.

Гангстеры бросили авто и ушли пешком.

Он предстает пугающе коварным соблазнителем.

Мы занимаемся развитием ментальных и умственных возможностей человека.

Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналогов вых конструкций на мировом рынке.

Короткий блицтурнир подошел к концу.


Драгунский Виктор - …бы Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился?

Драгунский Виктор - …бы Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился.

Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы всё вокруг на свете было устроено наоборот.

Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны были бы их во всём, во всём слушаться.

В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые.

Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.

Нужно дописать своими словами, помогите.


Помогите пожалуйста?

Образец : умный - умнее, более умный, умнейший, самый умный.

Далее тоже самое нужно сделать с этими словами : Острый, Молодой, Простой, Плохой, Хороший, Железный, Деревянный.


На словах города берет, а на деле и шагу вперед?

На словах города берет, а на деле и шагу вперед.

Где главное слово?


Подпишите под каждом выражением вежливо невежливо грубо например у тебя плохой рисунок, у тебя сегодня рисунок не совсем удался, что это за мазня?

Подпишите под каждом выражением вежливо невежливо грубо например у тебя плохой рисунок, у тебя сегодня рисунок не совсем удался, что это за мазня.


Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова и выражение таким образом, чтобы получился текст публицистического стиля "Лес - это наш зеленый друг?

Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова и выражение таким образом, чтобы получился текст публицистического стиля "Лес - это наш зеленый друг.

Лес - это легкие земли .


Aleksandra010011 4 сент. 2018 г., 05:16:29 | 1 - 4 классы

Сколько слов, где звуков больше чем букв?

Сколько слов, где звуков больше чем букв?

В этих словах : все, удалось, сражение, выдающийся, полководец, город.


Как вы понимаете смысл фразы : "хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками"?

Как вы понимаете смысл фразы : "хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками".


KatalinaZin 18 янв. 2018 г., 01:09:56 | 5 - 9 классы

НАЙДИТЕ ВСЕ НАРЕЧИЯ, И ВЫПИШИТЕ ИХЧтобы хорошо сыграть роль, актеру необходимо понять, в чем Основная Цель персонажа, его интересы?

НАЙДИТЕ ВСЕ НАРЕЧИЯ, И ВЫПИШИТЕ ИХ

Чтобы хорошо сыграть роль, актеру необходимо понять, в чем Основная Цель персонажа, его интересы.

Также актеру нужно понимать историю жизни персонажа, которые стимулируют его вести себя соответствующим образом и быть именно таким.

Когда они играют, они увлечены этим, эмоционально полностью погружены в роль Их персонаж может столкнуться с множеством проблем, которые будут мешать достижению целей.

Чем сильнее эти проблемы, тем больше стремлений их устранить.

Чтобы полностью погрузиться в роль, актеру понадобятся воспоминания, полученные от реальных людей с реальным опытом.

Это помогает актеру осознать реальные эмоции, необходимые для перевоплощения в образ героя.


Boyarkin98 11 окт. 2018 г., 11:46:10 | 10 - 11 классы

Определите стиль и тип текста?

Определите стиль и тип текста.

Каждому человеку книги нужны по - разному.

Одному человеку больше, другому - меньше.

Но всем людям вместе , то есть человечеству, книги необходимы.

Один человек может прожить без книг.

Плохо, скучно, не интересно, но может.

А человечество - нет.

Нельзя прожить без памяти.

Если люди забудут себя, забудут, что они делали десять.

Двадцать, сто, тысячу лет назад, жизнь просто не сможет двигаться дальше.

Огромное человечество будет , задыхаясь, топтаться на месте , будут повторять без конца свои собственные ошибки, не в силах их преодолеть.

Книги - это память.

Но не безупречная память.

Иногда эта память подводит, что - то упускает, иногда нарочно обманывает, ибо далеко не все книги правдивы.

Есть в этой памяти страшные провалы, потому что многие тысячи книг потеряны, многие тысячи сожжены на кострах, многие нарочно не изданы и погублены вместе с их авторами.

Книжная память человечества несовершенна.

Но эта главная и, по сути дела, единственная его память.


Прочитайте диалог и найдите неверное утверждение, касающееся определения выделенной конструкции?

Прочитайте диалог и найдите неверное утверждение, касающееся определения выделенной конструкции.

Аргументируйте свой ответ.

- ты меня слышишь?

Эту конструкцию можно отнести к фонетическим и графическим единицам : [а] - звук речи, А - буква.

2. Эту конструкцию можно отнести к морфологическим единицам : Это служебная часть речи - сочинительным противительный союз.

3. Эту конструкцию можно отнести к лексическим единицам : "а" является словом - эмоциональным междометием.

4. Эту конструкцию можно отнести к единицам синтаксиса.

Это не членимое предложение ( реплика в диалоге).

Вопрос Помогите пожалуйста?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 10 - 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Сказки Пушкина - "Жених", "Золотой гребешок", "Сказка о попе и о работнике его Балде" Если имеешь ввиду в конце, то лучше написать ""и так далее.


Обязательно, а лучше дефис поставить.


Трава - травы Гора - горы Следы - след Ряды - ряд.


Этим летом я была в Горном Алтае. Это был настоящий, сложный поход, наш маршрут составил сто тридцать четыре километра. Я многому научилась за двенадцать дней под тринадцатикилограммовым рюкзаком. Теперь я отлично умею работать со страховочной обв..


ВРОДЕ, ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


Наступила пора Золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кочевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.


1) Единство 2)Контракт) Надеюсь помогла! ).


Нашла только синонимы : единство во внешнем и контракт во внутреннем).


Однажды во время летних каникул мы с родителями отправились погостить у родственников в деревне. У них собственный дом и очень большой сад, где растет много различных деревьев, кустарников и цветов. Летом в саду полно фруктов и ягод. Больше всего ..


9.Напишите цифры прописью: Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

10. Подчеркните сплошной чертой тот вариант, который вы считаете правильным.

Среди солдат или солдатов и партизан или партизанов;

Будующий или будущий;

Инцидент или инцидент;

Много народа или народу;

Согласно приказа или приказу;

Величествен или величественен;

Ихняя армия или их армия;

На озере Селигер или Селигере;

Тогда погибло или погибли несколько человек;

Одна, одно или один евро;

Пять раз враги атаковали или атаковывали наш город;

Провожающие махают или машут нам вслед.

11. Закончите предложения.

Познакомившись с этой книгой по истории,

Получив новое задание,

12. Найдите ошибку и определите ее тип. Если Вы не сможете найти ошибку сразу, то начинайте анализировать пример по отдельным языковым ярусам: 1. Все ли слова в предложении есть в современном языке и соответствуют ли их значение общеязыковому? 2. Правильно ли образованы формы слов, из которых состоит предложение? 3. Правильно ли построено предложение и словосочетания внутри него? 4. Все ли слова и формы сочетаются друг с другом стилистически?

Автор специально акцентирует на деталях внимание читателей.

Каждая история была интересна и занимательна, но больше всего в память врезалась одна.

После войны была потребность на обувь, одежду, продукты.

Английское МИД направило телеграмму министру иностранных дел Македонии.

Мужество десантников вселяло страх противнику.

Такова ситуация не только в данном эскадроне, а в целом по России.

Решимость поступков президента перестала шокировать общественность.

В полку царило воинствующее настроение.

По прибытию в Калугу Болотников распорядился строить укрепления.

Завязались связи с Центральным государственным музеем современной истории России.

13. Напишите заявления: а) с просьбой разрешить вам академический отпуск;

б) с просьбой принять вас на работу.

14. Составьте текст резюме, необходимого для вашего трудоустройства.

Контрольная работа по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

Вариант №2

1. Поставьте ударение:

Километр, гусь (гуся), поваренная соль, прирост, процент, ржаветь, русло, сантиметр, свекла, средство (средства), угольный (от уголь), феномен, характерный (запах), хлопковый, эксперт, аргумент, заговор, запломбировать, знамение, медикаменты, нефтепровод, плесневеть, принял, разогнутый, языковая (колбаса), банты, намерение, заржаветь, асимметрия, искра, кладовая, недуг, мышление, приданое, щавель, кремень, намерение, втридорога,

Класть – клал – клала – клали;

Начать – начата – начат – начаты;

Красивый – красивее – красивейший;

Тесен – тесна – тесно – тесны.

2. Объясните значение слов с разными ударениями: заброни¢ровать-забронирова¢ть, ки¢рка-кирка¢, острота¢-остро¢та, ха¢ос-хао¢с, ла¢вровый-лавро¢вый, хара¢ктерный-характе¢рный, мо¢рщить-морщи¢ть, погруже¢нный-погру¢женный, атлас-атлас, кругом-кругом, образы- образа, полки- полки.

3. Подчеркните слова, в которых под ударением произносится [О]:

Бытие, иноплеменный, истекший (кровью), озлобленный, белесый, блеклый, грубошерстный, новорожденный, настороженный, желчь.

4. Образуйте форму родительного падежа единственного и множественного числа. Расставьте ударения. Образец: след – следа, следов.

Бант, туфля, зонт, гриб, пруд, гусь, округ.

5. Объясните разницу в значении данных паронимов, составьте словосочетания:

Злой – злобный, пустой – пустынный, глинистый – глиняный, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, особый – особенный.

6. Подберите антонимы к словам.

Работа, буря, аккуратный, бранить, влажный, прохладно, грусть, трусливый, сухой, искренне, холодный, тайно, здороваться.

7. Определите род данных существительных, подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные: полынь, рояль, тюль, шампунь, мозоль, медаль, смерч, дичь, репортаж, дрожь, картофель, умница, инжир, доктор, адвокат, Гомель, Казань, домишко, подмастерье., регби, леди, конфетти, колибри, рагу, конферансье, протеже, иваси, кофе, портье, бра, амплуа, авеню, атташе, пони, торнадо, фламинго, пенальти, Миссисипи, Капри, Онтарио, МВФ, МОК.

8. Выберите правильный вариант, подчеркните его.

(По истечению, по истечении) времени мы вернемся к этому вопросу.

Благодаря (успешному стечению, успешного стечения) обстоятельств мы вернемся к этому вопросу.

Речевая избыточность – это неоправданное употребление слов, дублирующих смысл высказывания. К речевой избыточности можно отнести тавтологию и плеоназм.

Речевая недостаточность (случайный пропуск слова) чаще всего –результат небрежности. Подобные ошибки обычно возникают в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью выражения мысли. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой стороне речи: в предложении нарушаются грамматические и логические связи слов, затемняется смысл.

Пропуск слова может стать причиной алогизма (Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов.)

В результате пропуска слова нередко происходит и подмена понятия. Например: «На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска». Но ведь экспонировался, конечно, не сам собиратель марок, а его альбом.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать (К.Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его легкости, выразительности.

Тренировочные упражнения.

№1. Прочтите статью С. А. Пугача «Тавтология как средство выразительности». Ответьте на вопрос: в каких случаях тавтология является речевым недостатком, в каких – средством смысловой и эмоциональной выразительности?

Термин «тавтология» (греч. tauto – ‘то же самое’ и logos – ‘слово’) давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, «Словарь лингвистических терминов» О.С.Ахмановой рассматривает тавтологию только как неоправданную избыточность речи, то «Краткая литературная энциклопедия» и энциклопедия «Русский язык» видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием выразительности.

…И в устном, и в письменном изложении нередко встречаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые результаты; Люди трудятся с трудовым подъемом; Это ему приснилось во сне; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова «авто»- как раз и означает «свой»); Продолжается процесс развития растений (в слове «развитие» уже заключена идея процесса»; Посмотрите прейскурант цен (иноязычное «прейскурант» – это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незнанием значения слова или невнимательностью.

Славянское, в том числе и русское, народное творчество изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суета сует, видимо-невидимо, один-одинешенек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лексических единиц, смысловая избыточность которых нейтрализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с детства типичный компонент речевого стиля сказок: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Многие из таких выражений стали устойчивыми речениями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.

Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механическое повторение, не простое дублирование уже выраженного понятия…

Существенный признак тавтологии – повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия – обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить ходуном; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпитетом: дальняя даль, горе горькое. К этому явлению относятся и повторы: «Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие…» (Лермонтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозначают разные понятия, что приглушает тавтологичность: «Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей» (Балашов).

Тавтология лежит в основе ряда стилистических фигур, то есть оборотов речи, предназначенных для усиления ее выразительности. Это – удвоение: «Еду, еду – следу нету» (загадка); анафора (единоначатие): «В думах моих я все земли прошел, все моря переплыл, в думах моих я все грехи изведал…» (Горький); эпифора (повторение конечных элементов высказывания): «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): «Мозг класса, дело класса, слава класса» (Маяковский); Обрамление (словорасположение, создающее замкнутость высказывания): «… но собеседники все курили и разговаривали, разговаривали и курили» (Л. Толстой).

II. Прочитайте в Учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Выбор слова», «Неправильный выбор слова», «Актуализированные слова», «Переорентированные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы», «Устаревшие слова», «Неологизмы», «Экзотизмы», «Варваризмы», «Многозначность слова», «Метафора», «Метонимия».

Задание

В каждом из приведенных ниже предложений есть слово, выбор которого весьма сомнителен. Объясните, почему. Сделайте стилистическую правку.

  1. Пингвин спокойно расхаживал по улицам, разглядывая все вокруг, и вдруг глаза его сфокусировались на прилавке рыб­ного магазина.
  2. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена только из японских деталей.
  3. В результате беспрекословный имидж певицы не то чтобы по­тускнел, а стал более легкомысленным, девальвировался.
  4. Французское трио оставило захватывающее впечатление.
  5. Призвать государство и его военные ведомства к ответу осиротевшим родителям помогают сотрудники фонда «Право матери».
  6. Объявление на груди у женщины рассказывает, что у нее больной сын.
  7. Военными комиссариатами Москвы будет осуществлен гло­бальный переучет москвичей-призывников.
  8. По данным опросов, проведенных среди наших солдаток, только два процента милых дам отправились в армию из чистой дамской любви к военному делу.

III. Прочитайте в Учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Лексическая сочетаемость», « Контаминация лексическая», «Лексическая недостаточность», «Плеоназм», «Синонимы», «Тавтология», «Синонимический ряд», «Калькирование», «Заимствование», «Интернационализмы».

Задание

Подчеркните избыточные слова. Отметьте цифрами плеоназм (1) и тавтологию (2).

  1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного.
  2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов.
  3. Это аксиома, не требующая доказательств.
  4. Я увидел вывеску: «Горячий хот-дог».
  5. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход.
  6. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы.
  7. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других.
  8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении.
  9. Каждая история была интересна и занимательна, но больше всего в память врезалась одна.
  10. Особняком выделяется образ Наташи Ростовой.

IV. Прочитайте в Учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Фразеологизмы», «разрушение фразеологического оборота», «Экспрессема», «Штамп речевой», «Канцеляризм», «Эвфемизм», «Смешение стилей».

Задание

Найдите элемент текста, несущей экспрессивную окраску. Сделайте замену там, где это не обходимо.

  1. И, безусловно, волнует пожилых людей введение в действие Закона о ветеранах. Его пробуксовка названа недостаточным сбором налогов в федеральный бюджет.
  2. У хозяев детей нет, зато на детской площадке их навалом.
  3. Скандал с примесью уголовщины раскручивается вокруг одного из самых известных фирменных магазинов.
  4. Во главе стола на правах ведущего в шикарном прикиде сидел известный юморист.
  5. Возможно, важнейшим прегрешением этого политика стало то, что он не предотвратил разворошения большого улья, которым являются дела по коррупции в высших эшелонах власти.
  6. Временами он был круче крутого Уокера.
  7. Середина мая не радует москвичей хорошей погодой, но и неприятные для нас прохлада, ветер, частые осадки благоприятны для снижения загрязнений в атмосферном воздухе.
  8. Стройбат с голодухи изнасиловал две кастрюли (заголовок).
  9. Кинолог задрал мента на собачьих боях (заголовок)
  10. В стране тюльпанов Богдан Титомир оторвался на славу – кутили, пили, гуляли 24 часа в сутки.

V. Прочитайте в учебном объяснительном словаре терминов следующие статьи: «Управление», «Родительный падеж объекта», «Родительный падеж субъекта», «Нанизывание падежей», «Морфологическая омонимия», «Двойная зависимость форм управления», «Инверсия», «Порядок слов», «Слияние предлогов», «Расщепленное сказуемое», «Неправильный выбор связки в составном сказуемом», «Координация по смыслу», «Координация грамматическая», «Согласование обратное».

Читайте также: