Классификация аит по способу построения компьютерной сети

Обновлено: 01.07.2024

Автоматизированные информационные технологии принято классифицировать по различным признакам: по способу реализации в АИС, степени охвата автоматизацией задач управления, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области и др.

По способу реализации в АИС технологии делятся на традиционные и новые; по степени охвата задач управления - на электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решений, электронный офис, экспертную поддержку; по классу реализации технологических операций - на работающие с текстовыми редакторами, электронными таблицами, СУБД, графическими объектами, а также мультимедиа и гипертекстовые системы; по типу пользовательского интерфейса - на пакетные, диалоговые, сетевые; по способу построения сети - на локальные, многоуровневые, распределенные; по обслуживаемым предметным областям - на технологии бухгалтерского учета, банковской деятельности, налоговую, страховую деятельность и др.

В качестве примера на рис. 2.1. приведена схема классификации информационных технологий по типу пользовательского интерфейса. Как видно из этой схемы пользовательский интерфейс может быть командным, WIMP и SILK.


Рис. 2.1. Классификация ИТ по типу пользовательского интерфейса

Командный интерфейс обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. WIMP–интерфейс (WindowsImageMenu Pointer) выводит на экран окна, содержащие образы программ и меню действий, для выбора которых используется указатель. SILK-интерфейс (SpeechImageLanguageKnowledge) обеспечивает перемещение по речевой команде от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям. Классификация по типу пользовательского интерфейса зависит от типа операционной системы, которая может быть однопрограммной, многопрограммной или многопользовательской. Многопользовательские операционные системы позволяют одновременно выполнять несколько приложений. Многопользовательские системы реализуются сетевыми операционными системами.

Однопрограммные ОС обслуживают пакетную и диалоговую технологии, многопрограммные ОС могут совместить оба вида технологий, многопользовательская ОС - пакетную, диалоговую и сетевую технологии.

Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме характеризуются следующими свойствами: алгоритм решения задачи не требует вмешательства человека в процесс решения; имеется большой объем входной и выходной информации; требуют большого времени для решения; являются регламентными, т.е. решаются с заданной периодичностью. Диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности выполнения операций обработки данных.

Особо важную роль на современном этапе играют сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей.

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной, диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуров­невых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления и хранения, защиты данных, представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности, практически неограниченных эксплуатационных возможностей для реализации управленческих процессов в экономике.




Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития информационных технологий. Первая тенденция связана с изменением характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПЭВМ.

Вторая тенденция связана со способностью к параллельному взаимодействию логических элементов АИТ, совмещением всех типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

Третья тенденция состоит в ликвидации всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю, например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.

Четвертая тенденция связана с глобализацией информационных технологий в результате использования спутнико­вой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди получают возможность общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.

Конвергенция рассматривается как пятая тенденция современного процесса развития АИТ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм и корпораций, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Таким образом, новые информационные технологии становятся основой перехода общественного развития от индустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.


В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый ком­пьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широ­кие технологические возможности автоматизации управленче­ской деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуров­невых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслужива­ния. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления и хранения, защиты данных, представ­ляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности, практически неограниченных экс­плуатационных возможностей для реализации управленческих процессов в экономике.

Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс. Он поддерживает единый способ пред­ставления данных и взаимодействия пользователей с компонента­ми системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности специалистов в их профессиональной работе. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке. Наибольшее распространение при защите экономической информации получили аппаратно-программные способы. В частности, использование системы связи, выбранной по защитным свойствам и качеству обслуживания, гарантирующим сохранность информации в процессе передачи и доставки ее адре­сату; шифрование и дешифрование данных абонентами сетей об­щего пользования (телефонных, телеграфных) при договоренности пользователей об общих технических средствах, алгоритмах шиф­рования и т.п.

Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, к срочности обработки информации, привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых и распределенных систем организационного управления объектами, какими являются, например, банков­ские, налоговые, снабженческие, статистические и другие служ­бы. Их информационное обеспечение реализуют сети автомати­зированных банков данных, которые строятся с учетом органи­зационно-функциональной структуры соответствующего много­уровневого экономического объекта, машинного ведения ин­формационных массивов. Эту проблему в новых информацион­ных технологиях решают распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информа­цией между базами данных различных уровней. За счет услож­нения программных средств управления базами данных повы­шаются скорость, обеспечиваются защита и достоверность информации при выполнении экономических расчетов и выработ­ке управленческих решений.

В многоуровневых и распределенных компьютерных ин­формационных системах организационного управления одина­ково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям рабо­тать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный кон­троль, вызывать нужную информацию для обработки, опреде­лять достоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающее устройство или передавать по каналам связи.

ТЕМА 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ. БАНКИ ДАННЫХ, ИХ ОСОБЕННОСТИ, ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ. МОДЕЛИ ДАННЫХ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В УКАЗАННЫХ МОДЕЛЯХ. СУБД, ЕЁ ФУНКЦИИ. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАСПРЕДЕЛЁННЫХ СИСТЕМАХ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ


Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в информационных сиситемах организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

В многоуровневых и распределенных компьютерных информационных системах организационного управления одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определять достоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающее устройство или передавать по каналам связи.

информатика все лекции

Акция от администрации

Акция от сайта Мои лекции

Самые популярные лекции

Аграрная реформа:
1) Колхозы и совхозы получили кредиты, новую техникуv 2) С середины 50-х начался новый этап укрепления колхозов. Многие из которых были преобразованы в совхозы
3) В марте 1958 было ликвидировано МТС, что подорвало экономику колхозов, не имея выбора они выкупали машины и сразу оказывались в тяжелом финансовом положении
4) Повсеместное внедрение кукурузы
5) В 1954 году началось освоение целины
6) Крестьяне освободились от сверхдохода

Для того чтобы лучше понимать организацию работы автоматизированных информационных технологий, следует рассмотреть их классификацию, сложившуюся в настоящее время. На рис. 6.5 приведены установленные признаки классификации. Каждый из них связан с рассмотренными нами видами технологического обеспечения. Следует отметить, что практически любая из действующих информационных систем имеет несколько базовых технологий, поэтому может обладать не одним, а несколькими признаками.

Признаки классификации автоматизированных информационных технологий

Рис. 6.5. Признаки классификации автоматизированных информационных технологий

По способу реализации АИТ в АИС различают традиционные и новые технологии.

Традиционные существовали в условиях централизованной обработки данных до массового использования ПЭВМ и были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности.

Новые технологии основаны на применении компьютеров при активном участии пользователей, высоком уровне дружественного интерфейса, использовании пакетов прикладных программ, доступе к удаленным базам данных и программам через вычислительные сети.

По типу пользовательского интерфейса АИТ делят на пакетную, диалоговую, сетевую.

Пакетная технология исключает влияние пользователя на обработку информации, пока она воспроизводится в автоматическом режиме.

Диалоговая АИТ предоставляет неограниченное взаимодействие пользователя с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Сетевая технология предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи. Это делает такие АИТ повсеместно широко используемыми и многофункциональными.

Степень охвата задач управления учитывает основное назначение технологии, т. е. электронную обработку данных; автоматизацию управленческой деятельности и поддержку управленческих решений; пакеты прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и т. п.; электронный офис и виртуальные офисы, основанные на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью; экспертную поддержку решений.

По способу построения сети бывают локальные; глобальные вычислительные сети; многоуровневые; распределенные; электронная почта; цифровые сети интегрального обслуживания.

По классу реализуемых технологических операций информационные технологии делят на текстовые редакторы; табличные процессоры (электронные таблицы); автоматизированные банки данных (СУБД); мультимедийные системы; экспертные системы и искусственный интеллект; поисково-информационные системы; гипертекстовые системы; служащие для обработки графической, звуковой информации; автоматизации технологии программирования.

Обслуживаемые предметные области определяют сферу приложения АИТ и ее исполнение. В табл. 6.1 приведены основные критерии такой классификации.

Читайте также: