Кодек ас3 что это такое

Обновлено: 07.07.2024

Формат стандартизирован Advanced Television Systems Committee, ему присвоен код A/52, Dolby Digital (DD) является торговой маркой.

Современные системы Dolby Digital предоставляют шесть каналов объёмного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделённые» левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия, создавая объём. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.

В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе, что и фильм, позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, а также обеспечивает абсолютную синхронность изображения и звука.

Система пространственного звучания Dolby Digital поддерживает 6 каналов:

  • передние левый и правый
  • передний центральный
  • тыльные левый и правый
  • сабвуфер

Таким образом, в общей сложности Dolby Digital подходит для воспроизведения объемного звучания формата 5.1.

Сжатие данных

Один двухчасовой фильм требует порядка четырех гигабайт для одной только звуковой дорожки, если аудиоданные не сжаты. Двухслойный DVD имеет емкость в общей сложности порядка 8 ГБ. Поэтому сжатие аудиоданных очень важно. Вместе с тем, при сжатии аудио постоянно возникают потери. Для сжатия часто применяется метод AC-3. Как и другие методы сжатия аудиоданных, AC-3 удаляет звуки, не воспринимаемые человеческим слухом, сокращая за счет этого количество сохраняемой информации.

Битрейт в AC-3 достигает от 32 до 640 Кбит/с. В кинотеатре битрейт Dolby Digital составляет 329 Кбит/с, на DVD со звуком 5.1 - 384 или 448 Кбит/с.

Технологии Dolby Digital

Dolby Digital EX

EX - это приставка, использующаяся для обозначения систем звука Dolby Digital c 7.1 каналами: двух фронтальных, центрального, низкочастотного, двух тыловых объёмного звучания и двух фронтальных объёмного звучания.

Dolby Digital Surround-EX

Dolby Digital Surround-EX добавляет звуковой дорожке третий канал объёмного звука. Идея принадлежит звукорежиссёрам студии Skywalker Sound. Технология разработана совместно с Dolby Laboratories и Lucasfilm THX.

Dolby Digital Live

Dolby Digital Live (DDL) - технология кодирования многоканального (5.1) аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, предложенная компанией Dolby Technologies. Предназначена для передачи многоканального звука из игр и иных приложений на ресивер по интерфейсу S/PDIF(оптическому или коаксиальному). Её использование позволяет избавиться от ограничений, из-за которых по цифровым интерфейсам могли передаваться только уже готовые (т.е. хранящиеся закодированными в формат AC3 или DTS) многоканальные дорожки, обычно являющиеся звуковым сопровождением фильмов), а в играх возможности цифрового выхода ограничивались обычным стереозвуком.

Dolby Digital Plus

Компании MIPS Technologies и Dolby Laboratories представили новую технологию построения звука для устройств, поддерживающих воспроизведение видео и аудио высокой четкости, например HD DVD и Blu-ray проигрыватели. Аудио-технология получила название Dolby Digital Plus и сможет использоваться в микропроцессорных ядрах MIPS32.

Также Dolby Digital Plus позволит повысить качество записи звукового контента на HD DVD и Blu-ray Disk носители, благодаря поддержке еще большего количества каналов, нежели это было возможно с Dolby Digital. Компании представят разработчикам SoC-решений (System-on-Chip) разновидности интегрированного кодека Dolby Digital Plus на основе ядра MIPS.

  • Многоканальный звук с независимыми каналами
  • Поддерживается до 7.1 каналов* и возможность наличия нескольких аудио программ в одном потоке
  • Вывод потока Dolby Digital для совместимости со старыми устройствами
  • Максимальная скорость потока до 6 Mbps
  • Битрейт от 3 Mbps на HD DVD и до 1.7 Mbps на Blu-ray Disc
  • Поддерживается HDMI
  • В одном потоке может содержатся материал на разных языках
  • Новые возможности при кодировании для аудио профессионалов
  • Сохранение высокого качества на более эффективных для радиовещания скоростях передачи данных (200 Kbps для 5.1 каналов)

Dolby Digital Plus поддерживает больше 8 аудио каналов. Стандарты HD DVD и Blu-ray Disc сейчас ограничивают это число до 8.

Dolby TrueHD

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray.

Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами.

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

Аренда презентационного и проекционного выставочного оборудования в Санкт-Петербурге.

Давайте для начала немного об истории многоканального звучания.

Самые первые эксперименты со стереозвуком, проводились компанией Bell Lab в 30-е годы, где применялось три канала. Выбор такого числа каналов, по всей видимости, был придуман произвольно — главное, чтобы канал был не один. Люди же смогли услышать первое стерео звучание в 50-х годах и только в кинотеатрах. Разработчики за 20 лет кропотливого труда так и не смогли прийти к единому стандарту, и звуковоспроизводящая аппаратура использовала от 4 до 7 каналов.

На протяжении двух лет в момент распространения стереозвука по домашним слушателям, осталось всего 2 канала. Самым распространенным в то время носитель, не могла вместить в себя больше каналов, и эти ограничения, и закрепили двухканальный стандарт стерео звука, а не предпочтения слушателей. Но, кинематографисты, обладающие всеми технологическими возможностями, не останавливались на достигнутом, продолжая развивать четырехканальную звуковую схему: центральный, левый, правый и тыловой каналы — это тот необходимый минимум, для более реалистичного звукового поля.

Схема эта закрепилась в 80-х годах у гигантов киноиндустрии в формате «Dolby Stereo» для кинолент 35мм. Формат «Dolby Stereo» четырех канальная звуковая информация записывается всего на две оптические дорожки, а в момент воспроизведения при помощи специального звукового процессора декодируется. Хочется отметить, что помимо этой звуковой системы имеется еще несколько довольно конкурентных форматов, но в основном все бытовые носители используют схему «Dolby».

При конвертации записи с применением «Dolby Stereo» фильмов в видеоформаты, информация четырех каналов преобразуется в два. В первой половине 80-х годов, система «Dolby Surround» позволила в домашних условиях декодировать эту информацию — в двухканальном стереозвучании была пробита брешь.

Logo Dolby Surround.

Logo Dolby Surround.

Аудиовизуальные системы с высоким звуковым полем и реализмом звучания, получили название

Домашнего Театра, оснащены «Dolby Surround».
Системы бытового использования были в основном с декодером «Dolby Surround», а немного позднее «Dolby Surround Pro Logic», позволили конечно намного эффективнее воспроизводить звук сопровождая кинофильм, но уровень кинотеатров оставался на более высшем уровне.

Во- первых это из-за того, что четыре канала, на носителях, могут существовать только в свернутом виде. В связи с сжатием из 4 в 2 звуковые каналы, сильно связаны между друг другом, из-за этого и происходят взаимные утечки. Помимо всего, канал тыла пришлось очень сильно ограничить и по частотному диапазону. Решение было осуществимо только при создании совершенно новой цифровой системы с совершенно независимыми звуковыми каналами.

Во - вторых с необходимостью записи, воспроизведения и хранения информации звука в цифровом виде, создателям принесла не мало проблем.

Решение проблемы с системой «Dolby Labs».

Немного вкратце о сути самой проблемы.

Звуковое кодирование в цифру, применяемое в формате «Compact Disc» (импульсно-кодовая модуляция 16-бит), позволяла получить диапазон динамики в 96 Дб. Достигается это для каждого канала выбором 16-битовых слов с частотой 44,1 кГц для передачи или хранения с суммированием звуковых данных.

Если число каналов достигает больше двух, очень сильно вырастает объем информации и при уже созданных технологиях, записать или передать информацию без потерь просто невозможно. В связи с этим в первую очередь нужно было придумать эффективный алгоритм кодирования цифрового звука, максимально уменьшая или сжимая (лучше и то, и другое) потоки информации, оставляя незатронутым при этом исходное качество звучания. Работающие системы по этому алгоритму, получили название "перцептуальных" (термин "перцептуальный" в нашем случае нужно понимать как "основанный на особенностях слухового восприятия у человека").

Самый первый вариант системы, получила название «Dolby АС-1», была разработана в 1985 году для использования в цифровом спутниковом радиовещании (DBS) крупной Австралийской корпорации радиовещания. Конечно благодаря невысокой цене декодера, «АС-1» была примененина в различных сервисных функциях DBS, таких как «система кабельного радиовещания» и спутниковых сетях связи. Скорость передачи информационных данных составила 220-325 кБ/с на канал и от самой системы. Информация потока данных обладает не в абсолютным уровнем аудио сигнала, а всего на всего его изменением от выборки к выборке — называемая ADM (Адаптивная Дельта Модуляция).

AUDIO CODEC AC3 (5.1) И потом появилась третья по счету система «Dolby АС-3» - это перцептуальная система цифрового кодирования, созданная «Dolby Labs». Система АС-3 основана на комбинации психоакустических методов в области цифровой обработки звука с последними достижениями. Также благодаря этой системе появилась идея в развитии системы аналогового перцептуального обработки звучания — «Dolby Professional» и систем шумоподавления которые применяются в быту. Полученные результаты после экспериментов «Dolby Labs» с шумоподавляющими системами, стали основой эффективного алгоритма сжатия данных: чем больше шум квантования тем меньше бит используется для описания звукового сигнала и наоборот.

Nретья по счету система Dolby АС-3.

Nретья по счету система Dolby АС-3.

«Шум квантования» - при кодировке в цифровой системе возникает из-за погрешности аналогового сигнала в момент определения реального уровня. Большая разрядность квантования уменьшает погрешность и различные шумы, чем разрядность выше тем лучше.

Сам по себе алгоритм «АС-3» отлично воспринимается психоакустическим восприятием звука человеком. Звуковой спектр сигнала каждого канала делится на несколько более узких полос частоты с разной шириной. Полосы оптимизированы по ширине, учитывая различные чувствительности человеческого уха к звучанию на разной частоте. Учитывая это и также с спектральный состав с динамическим диапазоном фонограммы и данные между полосами распределяются.

Так сказать в процессоре АС-3 зашита модель восприятия звука человеком позволяя проц. АС-3 изменять избирательность частоты (насколько позволяет временное разрешение) и объема данных, используемых для описания звукового сигнала в каждой полосе, по субъективным ощущениям достаточно для сведения под ноль маскирования шума. Если шум квантования в сигнале не способен сам по себе замаскироваться, то он обладает большим битовым числом (БИТ) т.е. – это позволяет уменьшать или совсем устранять шумы квантования, сохраняя тем самым качество звучания оригинальным. Следовательно, система «Dolby АС-3» представляет собой по существу одну и N-го числа разновидностей систем «селективного шумоподавления (СШ)» (СШ заключается в различных обработках сигнала в разных полосах частоты. Более известные системы селективного шумоподавления это «Dolby С» и «Dolby S»).

Точно таким же образом распределение данных происходит и между каналами: информационный объем для каждого канала различается. Алгоритм построен так, что, чем больше выделяется количество данных для кодирования каналов, где в реальности звук более насыщен, маскируя шум в других каналом сильным звуком в одном канале. Простыми словами «АС-3», чтобы сократить объем данных несущественную информацию просто отбрасывает или элементы звука, которые ухо человека не распознает. Для каждого канала, зависимость объема передаваемой информации и характерных черт сигнала составляет важнейшую отличительную черту алгоритма «АС-3» от конкурирующих алгоритмов, таких как «Zeta», «ATRAC» и пр…).

Использование системы «Dolby АС-3» в кинематографе

Dolby Digital AC3

Dolby Digital AC3

Применение систем с использованием алгоритма АС-3, можно практически во всех сферах, где необходимо воспроизвести, записать или передать цифровую информацию. Первостепенно алгоритм АС-3 был использован в кинематографе. Данный алгоритм сейчас позволяет получать цифровое многоканальное звучание с 35-мм кинолент. Для аналоговых дорожек с целью их сохранения, было решено на самой ленте, поместить оптическую цифровую дорожку нового образца, промеж перфорационных отверстий, позволяя тем самым пользоваться кинолентой совершенно в любых кинотеатрах, вне зависимости от оснащения кинотеатра аппаратурой с декодером АС-3.

«Dolby Stereo Digital» — это звуковой формат, который построен на кодировке «АС-3» и дебютироввший в кинематографии в июне 1992 г. В период с 1992 по 1995, в 27 странах мира, около 600 кинотеатров и более 50 фильмов, обзавелись оборудованием для считывания информации с цифровых дорожек. Обладая несколькими звуковыми дорожками (аналоговой и цифровой), позволяет экономить при тиражировании и не требуют больших затрат, а применяться могут в любых кинотеатрах. Немаловажно то, что цифровые дорожки в формате АС-3 очень износостойкие.

Ошеломляющий успех и применение кино формата «Dolby Stereo Digital» стало отрывной точкой и толчком, для разработки форматов бытового применения, основанных тем самым на алгоритме «АС-3».

Система «АС-3» и домашний кинотеатр (5.1)

Dolby Surround Pro Logic

Dolby Surround Pro Logic

Версия «Dolby Stereo Digital» в быту, базирующаяся на «АС-3», стала называться «Dolby Surround Digital». Бытовой формат, как и кинематографический, обеспечивает получение сигналов громкоговорителей во фронтальной плоскости для центрального, правого, левого и нескольких тыловых каналов (по желанию можно еще использовать и низкочастотную колонку «сабвуфер»), эта схема проще говоря 5.1.

В сравнении с «Dolby Surround Pro Logic», в момент применения, канал тыла по частоте ограничен, работая в режиме моно (обычно применяются два громкоговорителя), «Dolby Surround Digital» обладает несколькими независимыми тыловыми каналами с одинаковым частотным диапазоном как и фронтальные каналы.

Вы когда-нибудь слышали об аудиокодеке AC3? Кодек AC3 - это расширение файла для аудиофайлов объемного звука, которые используются в формате DVD. Сокращенно от Audio Coding 3, аудиоформат AC3 был создан Dolby Labs на DVD, Blu-ray и некоторых других цифровых видеоформатах.

Хотите скрыть аудио, как FLAC, AAC, Кодек DTS в AC3 для MX Player?

Хотите добавить аудио кодек AC3 к видео в AVI, DivX, XviD, MP4, MKV и так далее?

Вы находитесь в нужном месте.

Кодекс AC3

В этой статье мы хотели бы представить вам мощный видео инструмент, Видео конвертер Ultimate, что позволяет вам с легкостью конвертировать любой аудиоформат в кодек AC3, так что вы можете воспроизводить кодек AC3 для MX Player.

Кроме того, если вы хотите, вы можете добавить или удалить кодек AC3 в / из видео в соответствии с вашими потребностями. Просто скачайте и установите Video Converter Ultimate и наслаждайтесь функциями, которые предлагает эта программа.

  • Конвертируйте загруженные видео в MP4, MOV, AVI, MKV, MP3, FLAC и другие видео / аудио форматы.
  • Поддержка 1080p HD / 4K UHD видео загрузки и конвертации.
  • Мощные функции редактирования. Поворачивайте / обрезайте / объединяйте / обрезайте видео, настраивайте выходные видеоэффекты и добавляйте персональное изображение или текстовый водяной знак.
  • Улучшите качество видео и добавьте больше видео / аудио эффектов, включая 3D.
  • Добавьте новые субтитры / звуковую дорожку и удалите оригинальную звуковую дорожку.
  • Поддержка добавления изображений, водяных знаков и текста в видеоклипы и изменение цвета, шрифта и размера текста.

Часть 1. Как конвертировать FLAC / AAC / DTS в AC3

1 Запустить Конвертер Видео Ultimate

После установки Video Converter Ultimate на компьютер с Windows или Mac запустите эту программу.

Если вы импортируете видеофайл в эту программу, вы сможете извлечь аудио из видео файла.

Видео конвертер Ultimate

2 Выберите формат AC3

Нажмите «Добавить файлы», чтобы загрузить аудиофайл в FLAC / AAC / DTS или других аудиоформатах.

Добавить файлы

3 Выберите формат AC3

Нажмите «Преобразовать все в» и найдите аудиоформат AC3. Вы можете ввести AC3 и быстро найти аудиокодек AC3.

Аудиоформат AC3

4 Экспорт AC3 аудио

Наконец, нажмите кнопку «Конвертировать все», а затем немедленно конвертируйте FLAC / AAC / DTS в AC3.

Конвертировать видео

Часть 2. Добавление кодека AC3 в DivX / AVI / XviD / MP4 / MKV

1 Запустить Конвертер Видео Ultimate

Запустите Video Converter Ultimate на вашем компьютере с Windows или Mac.

Запустить Конвертер Видео Ultimate

2 Импорт видеофайлов

Нажмите «Добавить файл» в верхнем меню и выберите для загрузки видео (ов) в это программное обеспечение.

Импортировать видеофайл

3 Добавить аудио к видео

Добавить аудио в видео

4 Подтвердите операцию

Вы можете просмотреть видео и прослушать его эффект. Выберите формат вывода видео из «профиля». Затем нажмите кнопку «Конвертировать», чтобы экспортировать видео.

Добавить или удалить аудио дорожку

Прочитайте видео выше, чтобы узнать больше о добавлении или удалении аудиодорожки в / из видео.

Что вы думаете об этом посте.

Рейтинг: 4.8 / 5 (на основе голосов 196)

17 декабря 2020 г. 16:07 / Обновлено Дженни Райан в Audio Converter

Что такое 3D-звук и где можно скачать 3D-звук? В этом посте мы покажем, как загрузить 3D-звук и добавить 3D-звук к видео.

Хотите удалить звуковую дорожку из видео MP4? Вы можете узнать, как удалить аудио из MP4 онлайн и удалить аудио из видео.

Как синхронизировать аудио и видео в Premiere? Прочитайте эту статью. Кроме того, вы можете найти Adobe Premiere здесь, чтобы объединить аудио и видео клипы в этой статье.

Формат стандартизирован Advanced Television Systems Committee, ему присвоен код A/52, Dolby Digital (DD) является торговой маркой.

Современные системы Dolby Digital предоставляют шесть каналов объёмного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделённые» левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия, создавая объём. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.

В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе, что и фильм, позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, а также обеспечивает абсолютную синхронность изображения и звука.

Система пространственного звучания Dolby Digital поддерживает 6 каналов:

  • передние левый и правый
  • передний центральный
  • тыльные левый и правый
  • сабвуфер

Таким образом, в общей сложности Dolby Digital подходит для воспроизведения объемного звучания формата 5.1.

Сжатие данных

Один двухчасовой фильм требует порядка четырех гигабайт для одной только звуковой дорожки, если аудиоданные не сжаты. Двухслойный DVD имеет емкость в общей сложности порядка 8 ГБ. Поэтому сжатие аудиоданных очень важно. Вместе с тем, при сжатии аудио постоянно возникают потери. Для сжатия часто применяется метод AC-3. Как и другие методы сжатия аудиоданных, AC-3 удаляет звуки, не воспринимаемые человеческим слухом, сокращая за счет этого количество сохраняемой информации.

Битрейт в AC-3 достигает от 32 до 640 Кбит/с. В кинотеатре битрейт Dolby Digital составляет 329 Кбит/с, на DVD со звуком 5.1 - 384 или 448 Кбит/с.

Технологии Dolby Digital

Dolby Digital EX

EX - это приставка, использующаяся для обозначения систем звука Dolby Digital c 7.1 каналами: двух фронтальных, центрального, низкочастотного, двух тыловых объёмного звучания и двух фронтальных объёмного звучания.

Dolby Digital Surround-EX

Dolby Digital Surround-EX добавляет звуковой дорожке третий канал объёмного звука. Идея принадлежит звукорежиссёрам студии Skywalker Sound. Технология разработана совместно с Dolby Laboratories и Lucasfilm THX.

Dolby Digital Live

Dolby Digital Live (DDL) - технология кодирования многоканального (5.1) аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, предложенная компанией Dolby Technologies. Предназначена для передачи многоканального звука из игр и иных приложений на ресивер по интерфейсу S/PDIF(оптическому или коаксиальному). Её использование позволяет избавиться от ограничений, из-за которых по цифровым интерфейсам могли передаваться только уже готовые (т.е. хранящиеся закодированными в формат AC3 или DTS) многоканальные дорожки, обычно являющиеся звуковым сопровождением фильмов), а в играх возможности цифрового выхода ограничивались обычным стереозвуком.

Dolby Digital Plus

Компании MIPS Technologies и Dolby Laboratories представили новую технологию построения звука для устройств, поддерживающих воспроизведение видео и аудио высокой четкости, например HD DVD и Blu-ray проигрыватели. Аудио-технология получила название Dolby Digital Plus и сможет использоваться в микропроцессорных ядрах MIPS32.

Также Dolby Digital Plus позволит повысить качество записи звукового контента на HD DVD и Blu-ray Disk носители, благодаря поддержке еще большего количества каналов, нежели это было возможно с Dolby Digital. Компании представят разработчикам SoC-решений (System-on-Chip) разновидности интегрированного кодека Dolby Digital Plus на основе ядра MIPS.

  • Многоканальный звук с независимыми каналами
  • Поддерживается до 7.1 каналов* и возможность наличия нескольких аудио программ в одном потоке
  • Вывод потока Dolby Digital для совместимости со старыми устройствами
  • Максимальная скорость потока до 6 Mbps
  • Битрейт от 3 Mbps на HD DVD и до 1.7 Mbps на Blu-ray Disc
  • Поддерживается HDMI
  • В одном потоке может содержатся материал на разных языках
  • Новые возможности при кодировании для аудио профессионалов
  • Сохранение высокого качества на более эффективных для радиовещания скоростях передачи данных (200 Kbps для 5.1 каналов)

Dolby Digital Plus поддерживает больше 8 аудио каналов. Стандарты HD DVD и Blu-ray Disc сейчас ограничивают это число до 8.

Dolby TrueHD

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray.

Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами.

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

Аренда презентационного и проекционного выставочного оборудования в Санкт-Петербурге.

Кодек – программный инструмент для кодирования и декодирования мультимедийной информации. И скорее всего, большинство, прочитав это определение, не поймет, что такое кодек. Поэтому предлагаем вам подробную статью, в которой мы разберемся с самим понятием, предназначением кодеков, принципом кодирования, а также рассмотрим самые популярные кодек-паки и дадим рекомендации по выбору подходящего.

Что такое кодек

Название codec – сокращение от coder/decoder возникло практически одновременно с первыми кодеками и быстро прижилось. По сути, кодек видео и кодек аудио – два типа программ, построенных по схожему принципу и используемых для сжатия и распаковки видеоряда и звуковой дорожки соответственно. Сжатие происходит за счет удаления повторяющихся фрагментов. Без этого мультимедийные файлы занимали бы в разы больше места, и тогда, даже при современном скоростном интернете, онлайн-кинотеатры и музыкальные библиотеки вряд ли завоевали бы популярность и вообще смогли бы работать.

Сам по себе кодек – обработчик, который ничего не хранит и не запоминает. Поэтому для того, чтобы сжатый кодеком файл впоследствии получилось распаковать и открыть на любом устройстве, необходим еще один элемент – контейнер. Контейнер – то, что мы привыкли в быту называть форматом, он хранит информацию о том, какой видеокодек и аудиокодек были использованы для сжатия определенного файла.

Чем отличаются кодек и контейнер?

В зависимости от способа применения, кодек может выступать создателем контейнера или его обработчиком. Проще говоря, когда вы включаете запись с экрана компьютера, чтобы сохранить себе прямую трансляцию интересного вебинара, некий кодек создает контейнер и записывает в него картинку и звук в виде данных. Когда же вы захотите воспроизвести полученную запись, этот же кодек откроет контейнер и преобразует сохраненную внутри него информацию обратно в картинку и звук. Также кодек способен изменить содержимое контейнера, например, если вы захотите конвертировать запись в другой формат, нарезать ее или сжать. То, в каком качестве запишется и будет воспроизводиться запись, зависит от кодеков и настроек программы, через которую велась съемка с экрана.

Какие бывают форматы кодеков

Форматов кодеков, как минимум, столько же, сколько форматов мультимедийных файлов. Поэтому тем, кому часто приходится просматривать или работать с файлами, снятыми на разных устройствах, приходится держать на компьютере набор всевозможных кодеков. Впрочем, не все из них и не всегда нужно где-то скачивать и устанавливать отдельно. Но сначала разберемся, какие самые популярные форматы видео и аудио кодеков существуют.

  • WMA – один из первых аудиокодеков в истории персональных компьютеров, изначально он использовался только в плеере Windows Media для воспроизведения с первых музыкальных CD;
  • MP3 (он же – MPG, MPEG) – формат, созданный The Moving Pictures Expert Group для сжатия и распаковки музыкальных файлов с поддержкой многоканальности;
  • RealAudio – продукт RealNetworks, работающий с аудио в разном битрейте и практически на всех существующих платформах – Mac, Windows, Linux, Android, iOS и пр.;
  • RealVideo – мультиплатформенный видеокодер от того же поставщика;
  • DivX – кодек, производства одноименной компании-разработчика, кодирующий и декодирующий форматы AVI, MKV, HEVC и собственно DivX;
  • XviD – отличается от конкурентов особенно высокой степенью сжатия, благодаря ему исходное видео весом 1 ГБ можно ужать до 50 МБ и после распаковки на компьютере с установленным кодеком воспроизвести без потери качества.

Этот список кодеков далеко не полный, в нем нет почти не встречающихся «в быту» кодеков для редких форматов OGG, AAC, QT, 3GP и пр. Но скорее всего, в наше время, для прослушивания музыки и просмотра видео вы не станете искать и скачивать каждый кодек отдельно, а выберите или проигрыватель с предустановленными кодеками, или пакет с полным набором кодеров/декодеров под любой формат.

Dolby Stereo Digital и кодировка АС-3

В статье о кодеках нельзя не упомянуть о самой популярной системе кодирования звука в профессиональной кинематографии и цифровом телевещании высокого качества – Dolby Stereo Digital. Формат, родившийся на стыке аналогового и цифрового звука в 90-е годы прошлого века прочно закрепился на рынке и не планирует сдавать позиции. Именно благодаря нему появились Dolby Surround Digital – домашние кинотеатры со звуком, способным буквально погружать в атмосферу фильма за счет своей объемности. Вот только для того, чтобы аудиодорожка звучала правильно при воспроизведении фильма на компьютере или смарт-телевизоре, на устройстве опять же должен быть предустановлен кодек – AC-3.

AC-3 (audio codec) – аудиокодек третьего поколения, необходимый для корректного кодирования и декодирования файлов с многоканальным звуком. Чаще всего с помощью AC-3 кодируют звуковые дорожки видео, воспроизводимого с носителя или потокового, например, в телевизионных трансляциях по цифровым кабельным телеканалам.

Что такое пакеты кодеков

Скачивать и устанавливать кодеки пакетами гораздо удобнее хотя бы потому, что не нужно разбираться, какой для чего нужен. К тому же, пакеты обычно универсальные и поддерживают развертывание на разных устройствах: телевизорах, гаджетах на Android и iOS, в плеерах и браузерах компьютеров и ноутбуков. На начало 2000-х топ-3 самых лучших и популярных кодек-паков с регулярным обновлением выглядит так:

    – набор кодеков, устанавливаемый на все х86 и х64 версии Windows для беспрепятственного воспроизведения мультимедиа всех распространенных типов и форматов. Внутри пака никакого шпионского или другого вредоносного ПО, можно загружать, распаковывать и пользоваться в совершенно любом плеере на упомянутой платформе. – еще один универсальный пакет. превращающий компьютер на Windows в мультифункциональный медийный центр для просмотра фильмов, прослушивания музыки, подкастов, а также записи медиа. В паке почти полсотни кодеков, включая поддерживающие blueray и распаковку видеозаписей в высоком разрешении. – небольшой пак для домашнего компьютера, не перегруженный редкими кодеками, но вполне пригодный для беспроблемного просмотра DVD, трансляций, видео с телефона и клипов из интернета.

Отличия между пакетами кодеков не настолько существенные, чтобы стоило вдаваться в эти подробности. Когда важен размер файла с кодеками стоит выбрать lite-версию, такая есть у K-Lite Codec Pack, если же нужно получить поддержку максимального числа форматов и при этом место на накопителе можно не экономить, то лучше скачать и установить более объемный и полный Media Player Codec Pack с поддержкой практически всех типов мультимедийных файлов.

О том, как скачать, установить и обновить кодеки читайте по ссылке ниже

Что делают кодеки

Кодеки умеют сжимать мультимедийный контент и распаковывать его обратно, если сжатие было произведено без потери качества. О том, для чего нужно сжимать звук и видео, мы уже упоминали. Теперь давайте на наглядном примере разберемся с тем, что делают кодеки с файлом, чтобы он занимал меньше места на накопителе.

Сжатие с потерей качества. Когда качество не так важно, как размер итогового файла, его можно сжать до минимально возможного размера, например, в 200 раз с применением XviD. Но при таком радикальном сжатии чаще всего никак не обойтись без потери некоторой части информации из файла. разумеется, речь не о целых кадрах или отрезках аудио, а о несущественных их элементах: оттенках, детализации, не воспринимаемых или плохо воспринимаемых человеческим ухом звуках. Все это при сжатии с потерей качества безвозвратно удаляется для экономии места на накопителе.

Сжатие без потери качества. Такой вариант сжатия предполагает, что будет удалена преимущественно дублирующаяся информация. При этом данные о ее наличии сохранятся, и благодаря им при воспроизведении кодек вернет вырезанное на место. Для наглядности, представьте себе японский кроссворд – закрашенные ячейки зашифрованы цифрами на полях. Вот сжатие без потери качества выглядит похоже – в сжатом файле в определенном виде остаются данные о том, что и в каком месте нужно вернуть на место. Обычно это статичные сцены, повторяющиеся подряд звуки и т. п.

Как и в случае с воспроизведением/распаковкой, сжимать файлы сам кодек не способен. Обычно этим занимаются отдельные программы – конвертеры, они же позволяют изменять форматы файлов для более удобного их воспроизведения на разных устройствах.

Как происходит кодирование видео и аудио

Кодирование видео и аудио при помощи кодеков происходит следующим образом:

  • Программа анализирует файл и, пользуясь собственными алгоритмами, находит внутри него пригодные для сжатия участки;
  • Все дублирующие друг друга последовательности сцен и звуковых рядов сокращаются и дополняются информацией о сжатии (например, сжатая последовательность букв AABBCCC могла бы выглядеть так – A2B2C3);
  • Несущественные данные из файла удаляются безвозвратно, это могут быть незаметные глазу переходы цвета или звуки в частотах, которые человеческое ухо не воспринимает.

Таким образом на выходе от каждого мегабайта мультимедийных данных остается не больше четверти, а иногда и 1/200 от исходного объема. При этом некоторые современные технологии кодирования позволяют сжимать картинку и звук так ювелирно, что даже самый взыскательный потребитель аудио и видео контента не заметит потерь в качестве.

Какой кодек использовать?

Кодеки для прослушивания музыки и просмотра видеозаписей на компьютере. Для этих целей не обязательно погружаться в мир аудио и видео кодеков. Достаточно скачать плеер, в котором все нужные кодеры/декодеры добавлены по умолчанию. Среди бесплатных программ с такими возможностями чаще всего выбирают:

  • VLC Media Player – мультиплатформенный проигрыватель, в котором без дополнений и настройки открывается любое видео и звуковые файлы;
  • KMPlayer – плеер для Mac и Windows с поддержкой расширенного пакета кодеков в базовой версии;
  • Splash HD Player Lite – компактная программа для Windows для просмотра видеозаписей с возможностью в live-режиме ощутимо улучшить качество картинки за счет наличия собственного уникального кодека.

На мобильных устройствах, в смарт-приставках и «умных» телевизорах кодеки для воспроизведения тех или иных форматов добавлены в прошивки. Поэтому вручную заботиться об их выборе и обновлении обычно не приходится. Особенно просто решается вопрос с невозможностью воспроизвести какой-либо файл на Android – устанавливаете VLC Media Player из Google Play и открываете в нём.

Кодеки для YouTube. Негласным стандартом используемых кодеков для львиной доли видеосервисов уже много лет являются H.264 и MPEG-4. Именно на их базе происходит кодирование и декодирование видео и аудио в роликах на YouTube и сериалах на Netflix. Но параллельно с этим интернет массово мигрирует на сравнительно свежую разработку – кодек AV1, который эффективно сжимает и быстрое распаковывает. Когда Ютуб и другие видеоплатформы перейдут на новинку окончательно, скорость буферизации просматриваемых видео может сократиться практически в два раза в сравнении с сегодняшней ситуацией, и это при полностью одинаковой скорости интернета. Разумеется, на качестве такое экстремальное сжатие нисколько не скажется, а там, где плохо с доступом к сети, появится возможность смотреть ролики в 4k.

С самим понятием и тем, какие кодеки нужны для воспроизведения разных форматов файлов, разобрались. Осталось выяснить что делать с кодеками тем, кто не просто смотрит, но и занимается монтажом видео или сводит музыкальные треки.

Кодеки для монтажа видео и звука. На фоне растущей популярности видеоконтента – видео смотрят чаще, чем слушают подкасты и читают тексты, – всё больше людей пробуют себя в роли видеоблогера или режиссера, который собирает интересные подборки и дайджесты готовых видеозаписей. И одной из самых часто встречающихся сложностей у тех, кто только знакомится с видеомонтажом, оказывается необходимость сводить видео и звуки в разных форматах. Склеить из SWF-анимации начала 2000-х и современного 4к-клипа приятную глазу картинку – задача для профессионала. А тем, кто только учится монтажным премудростям, пригодится конвертер.

Movavi Video Converter – пример современного, удобного, доступного и простого в использовании конвертера. Программа не перегружена лишними функциями, а также без проблем и дополнительных настроек справляется с поставленными перед ней задачами, если в системе установлены необходимые для этого кодеки. В ней можно сжимать и изменять форматы картинок, видеозаписей, аудиофайлов в разных расширениях. Разобраться легко, потому что интерфейс качественно локализован на русский язык и снабжен детальной справкой, буквально по каждой кнопке и меню.

Как самостоятельно сжать видео в Movavi Video Converter

Необходимость сжать видео может появиться в самых разнообразных ситуациях. например, чтобы поместить больше записей на флешку или собрать ролики из отпуска, снятые на разные телефоны, в один семейный фильм. Для того, чтобы добиться желаемого, вам понадобится:

На сайте программы Movavi Video Converter есть больше информации о том, как работает конвертер, а также доступны видеоуроки. Узнайте больше о Movavi Video Converter по ссылке ниже.

Подведем итог: кодек – программа, без которой видео и аудиофайлы занимали бы неоправданно много места. Для удобства лучше скачивать их пакетами или устанавливать проигрыватели с поддержкой кодеков «из коробки». Когда нужно аккуратно смонтировать ролик из видео, снятых на разных устройствах, желательно подогнать их все под одни параметры при помощи конвертера. Movavi Video Converter позволяет сжимать, стабилизировать, конвертировать, нарезать файлы быстро и без сложных настроек. Все нужные для этого кодеки в конвертере присутствуют, нужно просто скачать, установить и можно пользоваться.

Читайте также: