Когда читаешь вслух какая память работает

Обновлено: 05.07.2024

Исследователи сравнили несколько способов работы с информацией и пришли к выводу, что чтение вслух наиболее эффективно для запоминания.

Психологи из Университета Уотерлу в Канаде подтвердили: прочитанное вслух действительно запоминается лучше. Этот эффект хорошо знаком школьникам и студентам. Исследователи сравнили продуктивность чтения вслух с другими методами запоминания и сделали выводы о том, почему оно оказывается эффективнее других способов работы с текстом.

По мнению ученых, чтение вслух одновременно задействует несколько каналов восприятия, а также использует эффект самореференции, «связывая» информацию с личностью читающего.

В исследовании приняли участие 95 студентов из Университета Уотерлу. На первом этапе исследования их попросили продиктовать в микрофон список из 160 не связанных друг с другом существительных. Через две недели участников разделили на четыре группы и дали задание запомнить еще одну последовательность слов. В нее вошли 20 случайно отобранных существительных из первого списка. Одна группа читала слова «про себя», другая слушала собственную запись этих слов. Третьей группе предложили прослушать слова, прочитанные голосом одного из экспериментаторов (мужчины или женщины в зависимости от пола участника исследования). Четвертая группа читала список слов вслух самостоятельно. Затем студентам четырех групп продемонстрировали все 160 слов и попросили отметить, какие из них вошли в список для запоминания.

Успешнее всего с задачей справились те, кто читал слова вслух. На втором месте оказались студенты, слушавшие собственную запись. Хуже всего тест прошла группа, участники которой читали слова «про себя». Психологи заключили, что чтение вслух помогает добиться наиболее активной вовлеченности в процесс обучения. Оно задействует и визуальное, и слуховое восприятие, а также моторную активность (движения губ). Кроме того, при чтении вслух сильнее всего проявляется эффект самореференции (self-reference effect) — склонность человека лучше запоминать информацию, если она важна для него лично.

Ученые считают, что их выводы могут быть важны не только для учащихся. Они полезны и для пожилых людей, страдающих возрастными нарушениями памяти. По мнению авторов работы, укрепить память пожилых людей могут не только ребусы и кроссворды, но и активное восприятие информации при чтении.

Исследование опубликовано в журнале Memory.

Ранее ученые из Нидерландов пришли к выводу, что закрепить выученную информацию в памяти помогают занятия спортом.

Раз ты сейчас с нами, ты почти наверняка умеешь читать. И сейчас ты узнаешь, почему тебе чудовищно с этим повезло, а возможно, повезет еще больше, если ты дочитаешь эту статью до конца.

Как работает мозг во время чтения

Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. Именно тогда комиксы, которые люди древности любили оставлять друг другу на стенах пещер и стволах деревьев в качестве своеобразной стенгазеты:

Но, понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.

Как работает мозг во время чтения

Сейчас, пока ты читаешь эти слова, твой мозг внутри черепа полыхает как новогодняя елка, что прекрасно видно при томографических исследованиях. Пока твои глаза скачками ползают по строчкам (да, звучит, конечно, странновато, но именно так мы и читаем: в целом плавно, но с периодическими рывками, все равно как зависающий ролик просматриваем), в твоей голове кипит работа.

Нейронные сигналы отчаянно мечутся по чуланам и завалам твоего гигантского храма разума, отчаянно перетряхивая всякую ветошь и спешно разыскивая значения наскоро расшифрованных символов.

Как работает мозг во время чтения

Выглядит это примерно так:

— Эй, мы ищем «заскорузлый»? Никто не видел «заскорузлый»? Где, блин, все синонимы? Так. «сухой», «сморщенный», «накуксившийся» — не, это уже совсем не то.

— Да просто повесьте ему перед носом картинку старого сапога — уж сообразит как-нибудь.

— Поздно, уже проехали! Теперь срочно требуется «пеммикан»!

— «Заскорузлый пеммикан»?! Что это вообще такое? Они там все рехнулись, что ли? Гоните контекст, лоботрясы!

— «Заскорузлый пеммикан застрял в вампуме старого кроу»!

— Что он вообще читает?

— «Моя жизнь среди индейцев».

— А, точно, индейцы, бли-и-ин. Опять активный словарь можно выкидывать. Придется в детство нырять, в Куперов всяких ибн Фениморов. А там такие ассоциации встречаются — такие зубы, такие пасти! Сожрут — и пикнуть не успеешь!

— А потому что не надо активный словарь в пятьсот слов иметь!

— Так вот и развиваем же, как можем. регулярным чтением. м-да.

— Все, больше не могу, синапсы отваливаются. Эй вы там, первичные! Намекните ему, что пора в туалет сходить, — сгоняйте к сфинктеру мочевого пузыря, пусть по старой дружбе поможет!

Мы редко задумываемся о том, что чтение сделало с нами на физиологическом уровне

Звуковую информацию мы воспринимаем куда менее драматично, ибо наш мозг эволюционно формировался в условиях, при которых умение оперативно расшифровывать звуковые сигналы было очень-очень важно. Чихание леопарда в далеких кустах мгновенно наводит такой порядок в синапсах, что ты и осознать ничего не успеваешь, а твои ноги уже развили среднюю крейсерскую скорость, сорок километров в час.

С чтением все иначе. Тексты не мелькают перед нами черно-желтыми пятнами, не облизываются плотоядно, не демонстрируют тебе восхитительную упругость млечных желез красавицы из соседнего племени. Это просто мелкие черные значки, жалкой сороконожкой ползущие по белому бумажному листу.

Чтобы превратить их в осмысленные сигналы, твоему мозгу приходится напрягаться изо всех сил. И помощников у него мало. Слушая чужую речь, мы воспринимаем интонацию говорящего, его дыхание, степень его возбужденности и увлеченности, а графические символы не дают и этого.

Как работает мозг во время чтения

Когда ты читаешь, то первой активизируется первичная зрительная кора. Она как бы делает слепок слова. После этого данный слепок отправляется в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике.

«Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идет активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В. М., Коротько Г. Ф. и др. ).

Чем больше и лучше ты читаешь, тем скорее происходит процесс. У людей с наилучшими навыками чтения он занимает ничтожнейшие доли секунды, так что они почти не «слышат» прочитанное слово, в то время как люди со слабыми навыками чтения буквально проговаривают каждое слово про себя.

Если мозгу так трудно читать, то зачем его этим терзать?

А зачем ходить в спортзал? Ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для мозга, как чтение. Никакие шахматы, логические задачи и решения кроссвордов не обеспечат такой нагрузки, ибо задействуют куда более ограниченные участки мозга. Тридцать минут чтения в день снижают, например, риск развития Альцгеймера у здоровых пациентов старше сорока пяти лет почти на треть (эти данные подтверждены группой Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль).

Как работает мозг во время чтения

5 вопросов про чтение

1. Как научиться читать быстро?

Практикой. Чем больше читаешь, тем лучше навык. А также попробуй приучиться читать не повторяя слова про себя, а просто скользя по строчкам глазами. Сперва ты не будешь понимать ничего, потом потихоньку втянешься.

2. Почему я отключаюсь во время чтения? Вроде прочитал полстраницы, а ничего не помню?

Потому что твой мозг взял небольшую паузу и самовольно перестал обрабатывать поступающую информацию. Такое бывает и во время получения звуковых сигналов — на лекциях, например. Это в порядке вещей, если не происходит слишком часто, — дай своему вниманию пинка и перечитывай заново. Если ты отключаешься слишком часто — раз в 10 минут или больше, то у тебя СДВ — синдром дефицита внимания. Тоже поддается тренировке, хотя в США и Израиле его, например, предпочитают лечить медикаментозно, особенно у детей.

3. С развитием технологий книги и чтение уходят на третий план, не так ли?

4. Сейчас распространено мнение, что не нужно слишком рано приучать ребенка к чтению — всему свое время. Правильно ли это?

По мнению автора этой статьи, данное мнение могут распространять только вредители. Чем раньше ребенок освоит навыки чтения, тем проще ему будет читать и тем больше книг он усвоит в то время, когда полученная информация особенно хорошо закрепляется в памяти.

5. Как приучиться читать современному взрослому, если ему не хватает на это времени?

(Cоветы извлечены из произведения «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» Пьера Байяра)

Ходи с книгой сам знаешь куда.

Пересядь с личного транспорта на общественный.

Читай книги с телефонов и компьютеров.

Вообще машинально прочитывай все, что оказалось у тебя под рукой, если ты уже три минуты сидишь и ничего не делаешь.

Перечитывай книги, которые ты уже читал. Лучше хорошо знать 20 книг, чем ни черта не помнить о прочитанных ста.

Неопытному читателю лучше читать то, что ему нравится, а не то, что читать нужно («Как культурному человеку можно не знать «Гептамерона»?!») или престижно («Как, ты еще не читал «Теллурию»?!»).

Но улучшение качества работы мозга — вовсе не главный профит от чтения. Оставим в стороне образованность, культурный уровень и умение поддержать светский разговор (практика подсказывает, что в светских разговорах почему-то очень редко упоминаются Мураками, Толстой и Диккенс, там куда чаще звучат имена Ёдзи Ямамото, Коко Шанель и Славы Зайцева).

Расширения словарного запаса тоже можно добиться не только чтением: прослушивание аудиокниг, скажем, или просто частое общение с начитанными собеседниками неизбежно сделают твою речь и твои мысли намного богаче. Куда важнее способность нашего сознания очень хорошо поддаваться библиотерапии.

Лаз в иные миры

Этот термин появился в середине прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически нестабильных людей с помощью книжек начали еще за сто лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дядьковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение.

Грубо говоря, если наш застрессованный и депрессивный мозг рисует нам печальную картину разрухи мира вообще и нас самих в частности, то ситуацию можно улучшить, заставив этот мозг усиленно обрабатывать другие картинки — с порхающими бабочками, розовыми слонами и отважными индейцами, крадущими белокурых красавиц.

Библиотерапия — это возможность уходить в иные миры в поисках душевного комфорта

И никакое кино тут рядом не стояло, потому что ни один самый великий Тарантино не сумеет заставить твой мозг поверить в истинную реальность происходящего. Именно потому, что простой зрительный сигнал, картинка с экрана, в нашей голове не подвергается и десятой доли той обработки и расшифровки, которые проходит печатное слово. Вот, прочитай медленно фразу:

В самом сердце темного леса на корявой ветке старой сосны висит маленький белый фарфоровый чайник с зеленой розочкой на боку.

Это Вам будет интересно:

Знаешь, что мы с тобой только что сделали? Мы заставили тебя вообразить этот лес, эту сосну и этот дурацкий чайник. Ты лично извлек их из небытия, такими, какими их увидел именно ты, и отныне они будут пребывать тут навеки. Наши поздравления. Нет другого способа так хорошо и так надежно уходить в иные миры, как чтение.

Автор : Тата Олейник

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Французский нейробиолог Станислас Деан шутит, что дети, которые участвуют в его исследованиях, чувствуют себя астронавтами, когда ложатся в аппарат МРТ, напоминающий капсулу космического корабля. Во время тестов Деан просит их читать и считать, чтобы проследить за работой мозга. На сканировании видно, как даже одно прочитанное слово оживляет мозг.

Мозг действует логично, говорит Деан: сначала буквы для него — это просто визуальная информация, объекты. Но затем он соотносит этот визуальный код с уже имеющимся знанием о буквах. То есть человек узнает буквы и только потом понимает их значение и то, как они произносятся. Все потому, что природа не предполагала, что человек изобретет именно этот механизм для передачи информации.

Чтение — это революционная техника, искусственный интерфейс, в прямом смысле перестроивший наш мозг, в котором изначально не было специального отдела для распознавания лингвистических символов. Мозгу пришлось приспособить для этого первичную зрительную кору, через которую сигнал проходит по веретенообразной извилине, ответственной за распознавание лиц. В этой же извилине находится хранилище знаний о языках — его еще называют «почтовым ящиком».

Вместе с коллегами из Бразилии и Португалии Деан опубликовал исследование, вывод которого гласит, что «почтовый ящик» активен только у тех, кто умеет читать, и стимулируется лишь известными человеку буквами: он не будет реагировать на иероглифы, если вы не знаете китайского. Чтение влияет и на работу зрительной коры: она начинает распознавать объекты точнее, стараясь отличить одну букву от другой. Трансформируется восприятие звуков: благодаря чтению в этот процесс встраивается алфавит — слыша звук, человек представляет букву.

Оказаться в шкуре героя

В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека. «С точки зрения биологической целесообразности это правильно. Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.

Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги. Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга. Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.

«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.

Для работы и удовольствия

Однако не всем книгам суждено вызвать у вашего мозга эмпатию и интерес. В своей книге «Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel» профессор Лиза Заншайн пишет, что обычно любимым жанром становится именно тот, который подходит мозгу читателя, например сложные детективы — любителям задач на логику. Но чтобы добраться до самих чувств, нередко приходится прорываться через сложные когнитивные упражнения, которые включали в свои тексты, к примеру, Вирджиния Вульф и Джейн Остин, считает Заншайн, — вроде фраз «она понимала, что он думал, что она смеялась над собой, и это ее беспокоило». Такие конструкции заставляют последовательно переживать несколько эмоций.

О Джейн Остин вспоминает и писатель Мария Конникова. В статье «What Jane Austen can teach us about how the brain pays attention» она рассказывает про эксперимент нейробиолога Натали Филлипс, посвященный разному восприятию текста. В исследовании участвовали английские студенты, незнакомые с романом Остин «Мэнсфилд-парк». Сначала они читали текст в расслабленном режиме — просто чтобы получить удовольствие. Затем экспериментатор попросила их проанализировать текст, обратить внимание на структуру, основные темы и предупредила, что им предстоит написать эссе о прочитанном. Все это время студенты находились в аппарате МРТ, который следил за работой их мозга. При более расслабленном чтении в мозгу активизировались центры, ответственные за удовольствие. При погружении в текст активность смещалась в область, ответственную за внимание и анализ. Фактически, задавшись разными целями, студенты увидели два разных текста.

Чтение делает умнее?

Считается, что чтение полезно для интеллекта. Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.

А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций. Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.

Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией. Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот. А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.

Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля. Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность. В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).

Но, несмотря на все несхождения, исследователи не остановятся и продолжат искать пользу от чтения, уверен профессор литературы Брауновского Университета Арнольд Вайнштейн: ведь это один из эффективных способов «спасти» литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставятся под вопрос.


Как здорово поделиться впечатлениями об интересной книге с друзьями или домочадцами. Но чтобы не пересказывать, я взяла за правило, устраивать увлекательные чтения вслух. Читаем по очереди, и все получают удовольствие.

К своему удивлению я узнала, что чтение вслух давно изучается наукой и появились исследования о том, почему оно так полезно. О необычном и положительном влиянии чтения вслух на человека и расскажу читателям..

Молча или вслух - почувствуйте разницу

Профессор канадского Университета "Ватерлоо" Колин Маклауд убежден, что такое чтение непосредственно влияет на улучшение памяти. Особенно это важно при работе с научными или специальными текстами (речь в данном случае идет не о художественной литературе).

Люди лучше запоминают термины и текст, если читают их вслух, чем если бы они читали их молча. Да и вы наверняка знаете, если надо выучить наизусть какое-то правило, лучше зазубривать его вслух, уж точно - быстрее.

Этот эффект чтения вслух, улучшающий память, особенно силен у детей, но работает и у пожилых людей.

Чтение вслух не только улучшает память, но и полезно, утверждает Маклауд.

Он назвал это явление "эффектом воспроизведения". Ученые уже более 10 лет изучают это явление, пытаясь узнать чем чтение вслух лучше молчаливого.

Детям и взрослым рекомендуется

В одном исследовании, проведенном в Австралии, группе детей в возрасте от семи до десяти лет был представлен список слов. Одну группу попросили прочитать слова молча, а другую вслух. Впоследствии дети из второй группы правильно воссоздали 87 % слов, которые прочитали вслух, и только 70 % воспроизвели молчаливые чтецы.

В другом исследовании взрослым в возрасте от 67 до 88 лет была предложена ​​та же задача - читать слова молча или вслух, а затем записывать все, что они могли вспомнить.

Они смогли вспомнить 27 % слов, которые прочитали вслух, но только 10 % из тех, что прочитали молча. Когда их спросили, какие из них они узнали, они смогли правильно определить 80 % слов, которые они прочитали вслух, и только 60 % молчаливых.

Маклауд и его команда обнаружили, что эффект правильного воспроизведения по памяти прочитанного вслух может длиться до недели после чтения.


Речь, произношение, запоминание - эффекты от чтения вслух

Ученые Университета Ариэля в Израиле обнаружили, что эффект улучшения памяти и речи также работают даже в тех случаях, когда люди обладают дефектами речи, не могут сформулировать слова, прочитанные вслух. Прежде всего это касается автоматического воспроизведения иностранных или непонятных, неизвестных слов.

На этом исследовании ученые не остановились. Оказалось, что если слушать, как кто-то читает, то это не только улучшает память, но и вызывает другие явления, такие как ассоциации, воспоминания, эмоциональный подъем.

В Италии (Университет Перуджи) студенты читали отрывки из романов группе пожилых людей с деменцией в течение 60 занятий.

Слушатели лучше справились с тестами на память после сеансов, чем раньше; возможно, потому, что рассказы заставляли их опираться на собственные воспоминания и воображение и помогали им рассортировать прошлый опыт на последовательности. Особенно хорошо информация обрабатывается мозгом человека при чтении исторических текстов.

Профессиональный помощник: чтение вслух или про себя - что лучше

Другие люди признались, что читают вслух молитвы и благословения, так они лучше чувствуют связь с Богом.

Известно, что писатели и переводчики читают вслух для себя черновики текстов, чтобы услышать ритм и заметить лишние или неверные слова.

Люди также читают вслух, чтобы лучше понять рецепты, обдумать контракты или плотно написанные тексты. Это помогает человеку сосредоточиться, "распаковать" сложные тексты, например, инструкции или юридические документы.

Чтением вслух как бы замедляется движение мысли, как считают ученые, и полученная информация лучше усваивается.


Некоторые рассказали, что читали книги друзьям, которые были больны, как «способ сбежать куда-нибудь вместе».

Одна женщина вспоминала, как ее мать читала ей стихи и разговаривала с ней на валлийском языке. А уже после смерти матери женщина начала читать вслух валлийские стихи, чтобы воссоздать те общие моменты воссоединения с мамой.

Многие участники опросов подтвердили, что когда кто-то читает для вас вслух, возникает ощущение, что чтец даровал свое время, внимание, голос, поневоле испытываете благодарность и желание ответить тем же.


Если чтение вслух дает такие преимущества, почему люди вообще перешли на чтение без звука?

Ключ к разгадке чтения про себя может заключаться в секретных глиняных табличках древнего Востока, написанных профессиональными писцами клинописью. Именно из тех времен идет традиция читать молча.

Почему стали читать молча

Чтение про себя началось с желания быстро узнать информацию, возможно секретную, касающуюся только высокопоставленных особ. Такое чтение соответствует скорости мысли.

Умение читать беззвучно, ограниченное высококвалифицированными писцами, имело явные преимущества.

Возможно, древним писцам, как и нам сегодня, нравилось иметь в своем распоряжении два режима чтения: быстрый, удобный, бесшумный и персональный; а другой - медленнее, шумнее и временами более запоминающийся.

В то время, когда наше взаимодействие с другими людьми и поток информации, который мы получаем, слишком скоротечен, возможно, стоит выделить немного больше времени для чтения вслух. Возможно, вы даже прочитаете эту статью вслух, чтобы услышать ее в собственном исполнении.

Читайте также: