Когда появились компьютерные клубы

Обновлено: 04.07.2024

Владел клубом на протяжении шести лет в Ачинске (Красноярский край), с 2001 года. Прошел огонь, воду и медные трубы. Пережил постоянные инспекции пожарников, санэпидемстанции, рейды из РОНО за прогуливающими школьниками.

Начинал с трех компьютеров, потом бизнес вырос до пятнадцати, к концу жизни клуба — до двадцати машин. Игры, разумеется, были пиратскими, как и программное обеспечение. В то время над этим вообще никто особо не парился. Это чуть позже, уже к концу бизнеса на нас вышли ребята из Microsoft, которые насчитали ущерба на миллион. Ну, собственно, тогда я понял, что пора закрываться. Пик бизнеса прошел, у людей стали появляться дома компьютеры с доступным интернетом.

В самые жирные годы с компьютера выходило по 200-250 рублей в день. Бизнес был доходный. Но главная проблема — найти хорошего админа. Были те, кто просто обманывал ClubTimer, сажали своих друзей на халяву или сбивали минуты и часы у тех, кто им просто не нравился. Один просто стырил всю кассу за день и исчез. Полиция нашла его через сутки в Красноярске, мы не стали доводить до суда, он все компенсировал, жалко было пацана подводить под уголовку.

Потом пошел тренд, все стали добавлять в клубы точки питания. Я добавил небольшой холодильник с покупными вкусняшками, рублей на 10-15 дороже, чем в других местах

Воспоминания о компьютерных клубах 90-х и 2000-х

Kosteg37, с Яп-а

В конце 90-х без охраны было опасно клуб иметь. Клуб в моем небольшом городе как-то ночью обнесли. Вывезли системники и пару больших мониторов, насколько помню. Админа, который одновременно был и владельцем, избили сильно, всю молодежь положили лицом в пол.

Дело началось с того, что постучался какой-то шкет в час ночи и попросился поиграть. Админ открыл ему и сразу получил по лицу. Затащили его в основной зал, всех уложили и начали деловито отключать компьютеры. Сигнализации не было, охраны не было. Все закинули в «Газель» и уехали.

Мы все расстроились, потому что больше клубов на районе не знали. Потом через несколько месяцев пошли слухи, что «крыша» этого заведения нашла тех грабителей и все с них получила. Клуб потом открылся заново, был нанят охранник для клуба, сидел в большой металлической клетке, как бы прихожей перед основным залом. На улицу выходило несколько камер наблюдения и охранник мониторил ситуацию не только около входа, но и за углами. Причем была такая система: чтобы попасть в основной зал, надо было сначала закрыть главную входную дверь. Лишь после этого система разрешала открыть дверь в основной зал. Налетов больше не случалось

КотСолдат, с ЯП-а

Был у меня раньше свой компьютерный клуб. Поэтому у младшей дочки первое слово было не «мама» или «папа», а «диск»! Недалеко от клуба жили две девочки-сестрички, им тогда было лет по 12-13, они были из небогатой семьи и денег на аренду компов у них не было. Но они нянчились с моей дочкой, а взамен могли играть безлимитно в клубе при наличии свободного компа.

Сергей Сибилев, подписчик C-c-combo Breaker

Помню еще маленький был, когда в первый раз пошел в клуб. Заплатил 15 рублей и сел поиграть. Игр было немного. Half-Life, CS, KKND, C&C: Generals и какие-то гонки. Спросил у соседа во что лучше поиграть. И он, как старожил, сказал: вот CS — самая лучшая игра тут. Ну, я, недолго думая, зашел на карту cs_mansion, появился на базе контров и сразу увидел кучу людей. Не поняв, что это мои тиммейты, начал всех без разбора убивать. Так было два-три раунда, после чего из соседнего зала слышу яростный крик: «Кто убил «кокона»?! Я ща приду!» Позади меня возник тот самый «кокон». После трехэтажного мата пацан под два метра роста и весом далеко за 100 кг ясно дал понять, что так делать нельзя, и вышел из игры за меня)))

Воспоминания о компьютерных клубах 90-х и 2000-х

Дмитрий Каленичев, активный посетитель клубов, Тверь

Хуже фразы «Осталось пять минут» была только фраза «Молодой человек, пройдемте в отделение». После выхода из салона я всегда думал, где достать хотя бы 5 рублей, чтобы 20 минут поиграть. Эх, были времена. А один раз спалился перед родителями, когда целый день спал после бессонной ночи в клубе по тарифу «70 рублей за всю ночь». Пару раз меня оттуда родители за уши вытаскивали, так было стыдно перед всеми. Но ребята понимающие были, никто потом не троллил и не вспоминал этого позора. )))

Иван Гринько, активный посетитель клубов, Киев

Я могу условно разделить жизненный цикл таких клубов на «до» и «после». До — это такие ламповые заведения с почти семейной атмосферой, все друг друга знают, более-менее уважают. Зависело, конечно, от района и от того, как хозяин относился к клубу.

После — то есть сейчас — клубы уже больше как площадки для соревнований. У нас в Киеве есть «Киберарена», очень популярные ребята, которые начинали с посещений «ламповых» клубов и стали профессиональными киберспортсменами с зарплатами в долларах. Вот на них подрастающее поколение и равняется, и сильных ребят, которые тренируются в клубах, именно тренируются, а не задротствуют, сейчас все больше и больше

Олег Мартынов, бывший администратор клуба, Москва

Клуб «Полигон», если кто помнит, неподалеку от метро Бабушкинская. 2002 год. Друг с института устроил на ночные смены, когда за 70 рублей на всю ночь арендуют компы. Мне нужно следить за порядком, чтобы никто не пил алкоголь, не дрался, не пачкал машины и так далее. И тут один парень вдруг падает и начинает биться в судорогах с пеной изо рта. Ребята рядом в шоке, я тоже в шоке, в голове, как сейчас помню, мысль: «Ну все, умирает парень, милиция сейчас приедет, родители заплаканные, обвинят во всем меня, что недоглядел». Страшно стало, чисто по-человечески. А парень бьется, все уже почти повылазили из-за компьютеров, столпились у него. Я соображаю позвонить в скорую, там обещают приехать, приезжают через минут десять. А к этому времени парень встает спокойно, просит салфеточку, идет в туалет. Признался, что эпилептик, у него бывает такое иногда. Я уже готовился к тому, чтобы защищать себя в суде, а тут он, как ни в чем ни бывало, снова садится за машину. Отменяю вызов, говорю, что просто приступ эпилепсии, парнишка пришел в себя. Скорая все равно приехала и проверила парня, рекомендовали возвращаться домой, но он был очень увлечен.

Еще помню, как к нам зашел дедуля, старый очень. Думал, за внуком, а он говорит, что хочет на немцев поглядеть, внук ему рассказывал, что тут можно немцев посмотреть и поубивать. Это под утро, конец смены, я ничего не соображаю, думаю, дедуля спятил. Потом вспоминаю, что у нас как раз Medal of Honor: Allied Assault установили недавно, все с удовольствием играли. Был уставший, ночь выдалась тяжелой, попросил пожилого человека подождать. Пришел сменщик, передал ему дедушку, чтобы тот показал немцев в Medal of Honor: Allied Assault и ушел довольный домой

Воспоминания о компьютерных клубах 90-х и 2000-х

Айзат Шаехов, активный посетитель клубов, Казань

В клубе «Снайпер» в Казани были ребята, которые знали наизусть все чит-коды для GTA: Vice City. И когда ты играл, они стояли рядом с тобой и за 1 рубль вводили тебе читы. Набрали коды десятерым — заработали себе червонец на 40 минут игры. Бизнес, ничего личного)))

Василий Зинченко, подписчик C-c-combo Breaker

В этих клубах проводил столько времени, что мама прошлась по району и развесила мои фотографии, чтобы админы не пускали. Правда, админам было на эти объявления пофиг, но все-таки стал даже немного знаменитым))

Dan Saopin, подписчик C-c-combo Breaker

Помню свой первый компьютерный клуб. Он занимал одно из помещений пустовавшего советского кинотеатра «Победа» в маленьком северном городке. Кинотеатр располагался прямо напротив моей школы и это сыграло огромную роль в его популярности.

Помещение кинотеатра было неотапливаемым, поэтому в клубе зимой была практически уличная температура. С зимними морозами до -40 это было весьма критично. Порой игровые сессии приходилось прерывать только из-за того, что ты замерзал сидеть в помещении клуба в одежде. Однажды я заигрался в кампанию Warcraft 2 и сильно обморозил пальцы ног

Smart, форум Old-Games, активный посетитель клубов, Санкт-Петербург

Клуб, в котором я несколько раз зависал, назывался «Протосс» и находился (самое забавное) на Проспекте Художников, рядом с отделом полиции №57. Это был подвал жилого дома. Если мне память не изменяет, любой родитель мог принести фотографию своего чада администраторам и обеспечить ему таким образом пожизненный бан в этом заведении)))

Михаил Балин, владелец компьютерного клуба

В одно время в моем городе (Самара) клубов было штук пятьдесят, не меньше. Конкуренция. Мы с моим совладельцем решили запустить такой формат: попросить постоянных клиентов (10-12-летние школьники) расклеить по району рекламных объявлений про клуб. Взамен — 5 часов халявный игры.

Заказали в типографии 500 листов. Пятеро постоянных парнишек с удовольствием взялись за это. Мы им дали список перспективных улиц и понеслась. Знаете, сколько народу после объявлений привалило в первый же день после такой кампании? Я чуть не опух. И такие расклейки каждый месяц делали, клиент шел постоянно!

Пепяка,с Old-Games, бывший администратор клубов

Работал в 2004-2007 годах в солидном заведении в центре Киева. У нас хватало подвыпивших — рядом бар был, но тех, кто вел себя прилично или был постоянным клиентом, обычно пускали. Интересно, что чудили в основном не школьники, а взрослые люди со своими тараканами или не особо разбирающиеся в компьютерах — туда же не только играть ходили. На моих сменах я особо экстремальных случаев не припомню, а так и воровали, и драки были и даже как-то обдолбавшийся утырок наложил кучу посреди зала

Воспоминания о компьютерных клубах 90-х и 2000-х

Олег Касимов, активный посетитель клубов, Москва

Существовало негласное правило не играть в CS с тактическим щитом за спецназ. Те, кто брал щит и бегал с ним, в мгновение ока вычислялись в реальности и с ними проводили воспитательную беседу старожилы клуба. Тогда никаких оскорблений не было и в помине, так как в репу получить за мат можно было сразу же после того, как ты его произнес. Это сейчас, играя в Сети, можно послать всех и вспомнить родителей нехорошими словами, тогда таких вольностей никто не позволял

Марат Сибаев, активный посетитель клубов, Пермь

Расцвет компьютерных клубов застал меня в Заборье, в деревне неподалеку от Кунгура. Там летом, для приезжих городских в основном, работал в местном клубе небольшой закуточек с компьютерами. Стоил час рублей 15, но можно было сходить два раза до родника с двумя ведрами воды, полчаса давали бесплатно. Хочешь больше — натаскай еще воды в клуб. Иногда воды в бочке на участке клуба было очень много, поэтому приходилось идти и играть за денежку)))

Артем Сафин, бывший администратор клубов, Уфа

Работал в клубе в 2001 году в небольшом городке Туймазы на юге Башкирии. Салон был в подвальном помещении одного небольшого продуктового магазинчика. Зарплата — на уровне четырех тысяч рублей, вполне неплохая сумма в то время. Работал в паре с другим админом через день, с восьми до полуночи. Такая работа давала большой авторитет среди местных, дружить со мной хотели многие. Кто-то как бы невзначай приносил мне еду и напитки (у нас админам было запрещено покидать клуб даже на минуту), кто-то все время интересовался, как у меня идут дела, не нужна ли помощь какая-нибудь, не пристают ли ко мне какие-нибудь подозрительные личности, намекая на то, что могли бы за меня заступаться.

Вспоминаю одну историю. Как-то к нам в очередной раз пришел парнишка, семиклассник, я его знал, и взял компьютер сразу на пять часов, отдав сто рублей (час стоил 20 рублей). Он часто брал надолго, и я подозревал, что он мог подворовывать у родителей. Где-то через час неожиданно вошли к нам в клуб его родители и десяток одноклассников с классной руководительницей. Началось общественное порицание: парнишка уже второй месяц не появляется на занятиях, а родители заметили, что отложенные на отпуск деньги из шкафа стали быстро пропадать. О месте, где скрывался парнишка, доложили знающие одноклассники и в итоге это вылилось в собрание на «месте преступления». Я пытался заступиться, мол, не по улицам же шастает, не курит, не пьет, но меня быстро осадили. Слезы бедняги, который проходил Max Payne, суровое лицо отца, хитрые лица одноклассников. В общем, много чего было за полгода моего админства, но именно эту сцену запомнил очень хорошо. Когда уже уволился, оставшийся работать в клубе админ рассказал, что парнишка снова стал приходить, но брал в аренду компьютеры не более, чем на час

Михаил Климов, бывший администратор клуба «Чукотка», Москва

Работать в клубе было бесперспективно. Никакого карьерного роста. Много штрафов. Компьютеры в 2001 году постоянно ломались, так как работали почти 24 часа без перерывов. Первыми сгорали кулеры. Шариковые мышки постоянно забивались, иногда не работали кнопки. И еще их постоянно крали.

Мы сами пользовались благами работы, как могли. Выходили в интернет, который стоил тогда безумных денег, за счет конторы. Начальник (нормальный-то, в общем, мужик Артем) всегда устраивал истерики, теребя перед админским составом листочком с детализацией трафика, обычно где-то 200-300 мегабайт в месяц, обещал уволить всех, но не увольнял. Потому что знал, что новых вменяемых админов сложно найти, но скоро нашел более действенный способ борьбы с нами: стал вычитать деньги за интернет из зарплаты всех админов по принципу круговой поруки. Выходить в Сеть стали меньше, конечно, но не перестали. А что еще делать на смене по 12 часов?

Еще у нас всегда были парнишки на побегушках. Пятиклассники, шестиклассники. Гоняли их за едой, за пивом, табаком. Если все успешно проходило и быстро, устраивали им бесплатные сеансы, обычно по полчаса халявной игры. Потом стали им поручать встречать клиентуру, сажать за компьютеры. Иногда просили чуточку подмести пол, почистить мышки и клавиатуры. Они соглашались на все, тогда еще думал, вот как наркоманы, которые за дозу игры готовы маму родную продать. Не знаю, сейчас как-то стыдно, что мелких гоняли, но тогда мы в своем кругу называли это «оптимизацией работы». Сами в это время сидели в набиравших популярность чатах, как сейчас помню, сайт «Колобок», там чат просто был нереальный, один админ даже вроде как жену в этом чате нашел. Не знаю, сейчас вместе они или нет.


По ходу, децентрализация ворвалась в рунет. Увидел на Хабре статью «Игры за деньги: опыт работы в распределенной игровой сети владельца нескольких серверов» и понял, что в той же сети работаю. Только майнингом я никогда заниматься не пробовал, у меня вообще игровой клуб.

В октябре прошлого года я открыл в Перми киберспортивный компьютерный клуб 59FPS. Он создавался в качестве базы для проведения киберспортивных турниров, и все шло хорошо до того, как… ну вы все в курсе эпидемии, да. Под катом — рассказ о том, как клубу удается почти нормально работать в кризис благодаря распределенному геймингу.

История открытия клуба


Я несколько лет возглавляю пермское отделение Федерации компьютерного спорта России. Работаем давно, и все это время развитию мешает проблема. А именно — отсутствие современной оборудованной площадки для проведения киберспортивных соревнований. В итоге мне показалось логичным создать такую площадку самому. Правду говорят — “Хочешь хорошо сделать — сделай сам”, чем я и занялся. В итоге открыл компьютерный клуб с мощным оборудованием и комфортным для игроков окружением.

После того, как мы открылись, пошли отзывы. Судя по ним, клуб действительно получился неплохим.

Оборудование клуба


Помещение не очень большое, в нем всего 20 игровых мест, которые, впрочем, размещены так, чтобы киберспортсменам было удобно. Места оборудованы с прицелом на проведение турниров по киберспорту и тренировку киберспортсменов.

  • CPU AMD Ryzen 5 3600. Количество ядер — 6, частота — 3.6 GHz.
  • RAM DDR4 16 ГБ PC4-21300 2666 МГ2 Corsair, 2 шт x 8 ГБ.
  • VGA Palit GeForce RTX 2060 SUPER JS PCI-E 3.0 8192 MB.
  • Сетевое подключение — 500 Мбит/c.

Эпидемия и режим работы


Почти с самого открытия к нам пошли посетители. Собственно, почему бы и нет? Компьютерные клубы отнюдь не вымерли — они до сих пор пользуются популярностью среди тех клиентов, кому важен командный дух в процессе игры, личный контакт с другими участниками игрового процесса. Да и одиночки время от времени приходят посмотреть и поиграть.

В целом, дело пошло неплохо. Но, к сожалению, клуб был открыт, как и говорилось выше, в октябре, так что в нормальном режиме удалось поработать всего несколько месяцев.

Даже после того, как стало известно о вирусе в Европе и РФ (но до объявления карантина) посетители продолжали играть. Последние несколько дней перед карантином был небольшой спад посещаемости, но лишь в отдельные дни. В целом, выручка сохранялась на прежнем уровне, с этим проблем не было.

Но, к сожалению, 28 марта пришлось закрыться. Я думал, что клуб сможет продержаться до официальных обязательных выходных (30 марта). Но нет — 28 марта, когда в клубе тренировались несколько киберспортсменов (они участвовали в отборочном этапе на чемпионат РФ по компьютерному спорту) к нам пришли сотрудники полиции. Правоохранители напомнили о том, что клуб нужно закрыть. Пришлось подчиниться. Сейчас соревнования проводим исключительно в онлайне.

Поиск новых возможностей


Клуб пришлось закрыть, и я оказался среди тех, чей бизнес внезапно перестал приносить доход. Даже хуже — он с первого дня карантина стал убыточным, ведь регулярные платежи никуда не делись. Коммуналка, аренда и т.п. — все это нужно продолжать оплачивать. Начал искать возможность заработать на тех ресурсах, которые остались — оборудование и стабильное подключение к интернету.

Многие компьютерные клубы во время карантина стали сдавать игровые ПК в аренду, отдавая машины частным пользователям. Мы тоже решили попробовать и открыли прием заявок на получение игровой машины во временное пользование. Но не бросились в омут с головой, а проявили осторожность. Стали тщательно проверять желающих поиграть дома на мощном компьютере. Как оказалось, осторожность оказалась оправданной: 5 заявителей из 6 имели незакрытые задолженности перед судебными приставами. Это долги по кредитам, штрафы, налоги. Суммы доходили до 180 тысяч рублей, а размер задолженности много лет не менялся или даже увеличивался. Это значило только одно — у человека нет официального источника заработка, из которого приставы могли бы списать долг или часть его.

Соответственно, если такие клиенты по каким-то причинам не смогут вернуть компьютер, или возвратят его не в полной комплектации, то даже обратившись в суд и выиграв его, я не смогу вернуть деньги или оборудование. Риск был огромным, тем более, в текущей ситуации, поэтому я решил отказаться от услуги “игровой ПК в аренду” и придумать еще что-нибудь.


Подходящий вариант удалось найти достаточно быстро. Так, в сообществе владельцев компьютерных клубов активно обсуждали системы распределенного гейминга — чаще всего упоминался сервис Drova и Playkey. Рисков здесь было гораздо меньше, чем в случае аренды, так что решили попробовать.

Выбрал я Playkey — просто потому, что его головной офис находится как раз в Перми, моем родном городе. Не только «родственные» чувства сыграли свою роль, но и желание помочь геймерам из нашего города улучшить навыки игры, плюс дать возможность принять участие в киберспортивных соревнованиях.

Подключение к сети


Я оставил заявку на сайте, и со мной сразу же связались. Началась работа по подключению оборудования к сервису. В ходе реализации проекта возникли некоторые проблемы, но их быстро решили — благо, саппорт у компании не только вменяемый, но и грамотный. Главная проблема была связана с тем, что процессоры в моих серверах — от AMD. Они в геймерских машинах встречаются реже, поэтому и подключение несколько более сложное. Также пришлось извлечь SSD M.2 из машин, поскольку они, по словам сотрудников поддержки, мешали нормальной работе ПО от Playkey. Но все технические сложности мы быстро решили. Как мне объяснили — версия CentOS, которая использовалась сервисом для установки на клиентские ПК, не поддерживала этот тип SSD. Позже проблему решили обновлением ядра ОС, поэтому сейчас снимать накопители с компьютеров для работы с распределенной сетью уже не нужно.

Компьютеры, подключенные к распределенной сети, становятся нодами, ресурсы которых доступны для геймеров, которые хотят поиграть в облаке. В момент подключения геймера сервис ищет ближайшую к нему ноду и запускает игру именно на этом сервере. Плюс для геймера — низкие задержки, качество игры приближается к геймплею на собственном ПК. Ну а компания и партнер, предоставивший сервер, получают оплату.


Сколько зарабатывает клуб при помощи сервиса?

Каждая машина приносит $50 в месяц — оплата фиксированная. В договоре зафиксирована сумма в 130 рублей в день, это получается 78 000 в месяц при 20 машинах, работающих в сети.

Это около 6-10 часов загрузки для каждой машины в день.


Но около 60% от этой суммы уходят на затраты, которые связаны с работой клуба. В первую очередь, это коммунальные платежи — электричество, интернет и т.п. Плюс расходы самого клуба, которые не удалось заморозить на период карантина. Чистая прибыль составляет около 30 тысяч рублей в месяц. В принципе, это неплохо, поскольку то, что бизнес не терпит убытки, это уже хорошо, мы не закроемся. И после завершения карантина тренировки киберспортсменов возобновятся.


Мне кажется, что распределенная схема работы в будущем будет развиваться, поскольку это выгодно всем, как участникам сети, так и сервисам, которые эту схему предлагают. Мой клуб продолжает работать, можно сказать, что в нем и в период карантина полно геймеров, хотя и виртуально. Если статью читают пермяки, то вот его адрес — ул. Советская, 3. Находится он рядом с социокультурным пространством “Завод Шпагина”.

Компьютерные клубы в нынешнем понимании появились во второй половине 1990-х. Иногда, правда, звучит нудное «Это не так, все началось раньше, во времена ZX Spectrum и кассет» или «Нет, еще раньше!». Да, действительно, такие заведения существовали, однако популярность за счет возросшей доступности виртуальные побоища обрели позже, как и феномен «киберкафе». Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra мы решили вновь вспомнить, как это было, ведь в этих клубах проводили долгие часы тысячи белорусских школьников и студентов (сейчас ставшие взрослыми дядями и тетями).

Кто-то из тех юных геймеров пробился к вершинам, что нынче называют киберспортом. Да, он существовал задолго до начала 2000-х, но не здесь, а где-то в параллельной вселенной заграничных стран. Примерно 20 лет назад игры на компьютере стали глобальным феноменом — всему «виной» растущая скорость интернета и — неожиданно — экономические кризисы 1997—1998 годов.

Говорят, тогда армии южнокорейских безработных искали, чем занять свое время, устраивая «лан-пати», которые вылились в создание компьютерных клубов в их современном формате. Ах да, чуть не забыли QuakeCon — первый прошел аж в 1996 году, послужив дополнительной охапкой дров в топку киберспортивной индустрии.


Беларусь, тогда еще не совсем IT-страна, активно подхватила тренд, здесь как грибы после дождя начали расти все новые и новые «компьютерные клубы» (в кавычках, потому что нередко такие заведения представляли собой чуть отремонтированное помещение в каком-нибудь подвале или на первом этаже административного либо жилого здания со школьными партами, покрытыми масляной краской, стульями под стать окружению и «царем-админом» где-то сбоку).

Такие заведения, как правило, материализовывались в спальных районах, администраторами становились местные, вовсю работало сарафанное радио, а чтобы получить свой заветный час (или больше) на забеги в «кваку» или «контру», приходилось отстаивать очередь. Владельцы клубов, в свою очередь, по рассказам бывалых, неплохо зарабатывали. «Прибавку к пенсии» получали и рядовые сотрудники клубов: нередко здесь все строилось на взаимном доверии, но не все его оправдывали.


В те времена основной аудиторией компьютерных клубов были школьники и студенты, очень редко можно было встретить играющих «по-настоящему взрослых». Конечно, были и они, однако люди постарше и посерьезнее выбирали заведения статусом повыше — с адекватным по тогдашним меркам ремонтом, досмотренными компьютерами, вежливым персоналом и без запахов заваренных в чашке «макарон с куриным вкусом». К тому же при наличии инвестиций организаторы компьютерных клубов выбирали места получше — без недовольных соседей, с достойным дизайном и быстрыми компьютерами.

Первые локальные сети появлялись не потому, что это прописано в каких-то рекомендациях по развитию, а потому, что народу было скучно закликивать врагов в одиночку — вместе играть веселее. Поэтому и компьютерные клубы стали местом встречи компаний по интересам: топать одному, чтобы на месте поискать соперников, было так себе затеей. То ли дело собрать человек 10—15 (иногда больше), «выкупить» нужное количество компьютеров на всю ночь, запустить сервер «контры» или другой игры с локальным «мультиком» (еще были как минимум гонки, StarCraft, Warcraft и «квака»).

Этому предшествовал этап выбора клуба. Нужно было с умным лицом изучить характеристики представленных здесь машин (и их количество): чтобы оперативки побольше, «видюхи» поновее, мониторы посерьезней, мыши, «уши»… Если все нравилось, у заведения появлялись новые постоянные клиенты, которым можно было предложить абонементы, скидки и другие «плюшки».


Компьютерные клубы стали «кузницами кадров» — сюда приходили белорусы, для которых игра постепенно стала профессией. В некоторых случаях все начиналось с ботов, потом был домашний диалап, затем — «переезд» в «тематическое заведение».

Своей историей с Onliner поделился Юра Keeper Микульчик.

— С самого раннего возраста я любил шутеры: Doom, Heretic, Hexen, первый Quake. Но именно соревновательный этап у меня начался со второго Quake, — рассказывает он, вспоминая серверы quake.open.by. — Мне было лет 10—11, и я начал частенько подвисать там по беcпарольному диалапу. Пинг был под 200, но на тот момент играть, соревноваться с другими людьми даже из Минска было нереально круто. Потом появился третий Quake, open.by закрыл свои серверы, да и сетевой код третьей части не позволял нормально играть по диалапу, все перешли в компьютерные клубы.


В Counter-Strike перешел на более-менее высокий уровень где-то году в 2006-м. Мне всегда нравились командные соревнования, Quake 3, из структуры 4 на 4 перешел только на 1 на 1, и за несколько лет я выиграл все, что только можно было в Беларуси, стал призером нескольких турниров мирового уровня, а также побывал на многих соревнованиях в СНГ. На тот момент весь мир подсел на командные турниры, Quake начал уходить в тень, поэтому я решил сменить дисциплину — мы сделали свою команду по Counter-Strike 1.6 и через пару лет стали чемпионами Беларуси, начали представлять страну на международной арене.

Мы вспомнили бегающих за своими чадами родителей: дети частенько «забывали» про учебу, да и просто проводили в клубах «слишком много времени». Но, как это обычно бывает, случались исключения.

— Я всегда учился хорошо, никогда не прогуливал, играл только вечером. Когда начал заниматься этим профессионально, после школы до самого вечера проводил время за игрой в клубах со своими тиммейтами. Сначала родители не особо понимали мое увлечение, но, когда я начал выигрывать турниры, приносить домой деньги, призовые, ездить на мировые турниры, они начали поддерживать.


Еще во времена Quake 2, когда будущий прогеймер проводил время в интернете на белорусских серверах, он быстро попал в команду. Как-то ребята предложили ему съездить на турнир в клуб Black Dragon (по словам нашего собеседника, тогда в нем тренировались лучшие «квакеры» Минска). На турнир парня, которому тогда было 11, отвез отец.

Тут он выяснил, что у каждого свои мышки, клавиатуры, наушники, а среди игроков множество «взрослых».

— Это был мой первый турнир. Конечно же, я его проиграл, но после этого вернулся домой, отец купил мне наушники, свой коврик, мышку, и я начал тренироваться еще усерднее.

Клубы были тем местом, где собирались фанаты своего дела, чтобы пошпилить друг с другом с хорошим пингом, без задержек и других проблем. Лично для меня, да и для ребят из команды клубы всегда были местом для тренировок. Мы редко играли там во что-то просто так — только своя дисциплина, тренировки, разборы ошибок. Клубов было невероятное количество, приглашали ребят из других, играли клуб против клуба — это было очень крутое время, — вспоминает Юра.

Мы попросили его вспомнить «лучшие компьютерные клубы» (с учетом прошедшего времени это непросто, поэтому список, наверное, неполный).

— Был очень крутой клуб SkyLords, где собиралось множество «квакеров», — это, наверное, первый мой клуб, где я начал зависать. Еще Black Dragon, Stealth. Конечно же, сеть клубов V2 Portal, V3, V4 — они дали огромную поддержку, без которой у меня бы ничего не получилось. Ну и закончили дело клубов такие гранды, как Katana и Tarantul.

Сейчас, говорит Юра, аудитория компьютерных клубов иная. Клубы, по его словам, научили дисциплине, которой не хватает новому поколению:

— Ты не мог развязывать свой язык, иначе быстро получил бы по шапке, поэтому каждый старался уважать друг друга, не было агрессии.

Ход конём
Легко ли было зарубиться во что-нибудь на компьютере в 1986 году, когда власти впервые разрешили частное предпринимательство, а у граждан едва появился доступ к видео? В теории возможно. Но на деле вам пригодились бы золотые руки, навыки программирования, несколько номеров журнала «Радио» со схемами самопальной ЭВМ и набор деталей на пару инженерских зарплат — это если коротким списком. Детям, учившимся в оборудованных школах, было проще — власти тогда впервые заговорили о «компьютеризации» и «информационной технологии», без которых светлого будущего не видать как своих ушей.

Однако прекрасное далёко повернулось к Ивану задом, а к Джону передом. На бумаге планы советских чиновников выглядели хорошо, только в действительности не каждая школа 80-х могла себе позволить компьютерный класс. Да и развлекаться не давали. Вместо игр юная поросль занималась серьёзными вещами — и строго под присмотром учителей. А как иначе?

Техника новая, дорогая, запчастей для ремонта днём с огнём не найти — в такой ситуации не до баловства
Лишь одно могло спасти молодых и бойких: компьютерные клубы, где обучение и развлечение шли рука об руку. Примерно к такому выводу пришёл в середине 80-х чемпион по шахматам Гарри Каспаров. Он, как «выездной», часто гостил за границей и обратил внимание, что западные детишки легко осваивают сложную технику. Однажды житель Гамбурга и автор научно-популярных книг Фредерик Фридель подарил гроссмейстеру ПК с набором программ, включая головоломку Hopper (британский клон японской Frogger). Аркада про лягушку так увлекла Каспарова, что он потратил несколько недель на достижение приличного результата.

Чуть позже советский шахматист приехал к Фриделю и поблагодарил за подарок, попутно заметив, что добился в Hopper серьёзных успехов. «Проверим?» — с улыбкой предложил хозяин дома и выставил против комбинатора с мировым именем своего трёхлетнего сына. Каково же было удивление Гарри Кимовича, когда малец играючи разгромил его по очкам.

Проиграть в «Хоппер» малышу было для моего самолюбия легче, чем уступить Карпову за шахматной доской, но это дало пищу для размышлений. Как моя страна будет соперничать с поколением маленьких компьютерных гениев, подрастающим на Западе? Вот я, один из немногих жителей большого советского города, имеющих компьютер, — и немецкий малыш обыгрывает меня без труда! А как насчёт последствий для шахмат. Мы не могли оставаться в каменном веке, пока Томми и его проворные соотечественники завоёвывают мир.

Гарри Каспаров
из книги «Шахматы как модель жизни»

Как в СССР появились компьютерные клубы

Помимо прочего, Каспаров известен тем, что в 1997 году одержал победу над шахматным суперкомпьютером Deep Blue

Шанс изменить ситуацию к лучшему подвернулся в 1986 году, когда Каспаров подписал рекламный контракт с компанией Atari, попросив вместо денежного гонорара полсотни вычислительных машин. Доставить технику в СССР оказалось непросто: тут же возникли проблемы на таможне и в Спорткомитете — их пришлось решать через знакомых чиновников. Амбициозная затея требовала помощи и со стороны технарей.

Партнёром шахматиста выступил Степан Пачиков, человек с типичной перестроечной карьерой: одарённый математик, защитивший диссертацию в МГУ, занимался пошивом кимоно для каратистов и подрабатывал вахтёром в общаге издательства «Прогресс».

Это сейчас Пачиков известен как автор Evernote, а тогда он был просто толковым кодером и экспертом по логике.

Хотя он одним из первых в Москве обзавёлся десктопом марки Amstrad, освоил языки программирования, а заодно вошёл в круг знакомых вице-президента АН СССР Евгения Велихова. Тогда в верхах вовсю обсуждали ту самую компьютеризацию учебных заведений, реализация которой протекала кое-как. Вот академику и пришла в голову мысль, что неплохо бы познакомить Пачикова с Каспаровым и объединить их усилия для организации, как тогда говорили, компьютерного кружка. У одного — опыт в программировании, у другого — парк техники. Почему бы и нет?

Как в СССР появились компьютерные клубы

Гарри Каспаров (слева) и Степан Пачиков общаются с детьми в компьютерном клубе

Клуб удачно вписался в кооперативный дух времени, но понравился далеко не всем. Начинать в Союзе что-то новое всегда было испытанием на прочность. Как признался Пачиков в интервью изданию «Нетоскоп», без поддержки видных учёных пришлось бы тяжко: на Степана тут же накинулась советские акулы пера.

В журнале «Техника — молодёжи» была опубликована статья некоего журналиста Михаила Казакова под названием «Дисплей-бой». В ней в лучших традициях статей-доносов писалось, что некий Степан Пачиков организовал клуб с целью экспорта детских мозгов на Запад, что детей, отпрысков больших начальников, привозят в шикарных автомобилях водители в ливреях, методика обучения в клубе убогая и детей оболванивают компьютерными играми.

Степан Пачиков
Но, вопреки злопыхателям, затея пережила СССР и стала основой компании «ПараГраф», приобретённой в 1997-м производителем графического железа Silicon Graphics. Заодно клуб воспитал талантливых кодеров, часть из которых действительно уехала на Запад.

Как в СССР появились компьютерные клубы

Знаменитая карикатура Роберта Тинни из того самого ноябрьского номера Byte


Глаза блестели, как «Агаты»
«Первый русский микрокомпьютер — плохая копия Apple II», — так журнал Byte приветствовал выпуск советских ЭВМ серии «Агат» в 1984 году. «Он попадёт в дома обычных людей только в том случае, если будет стоить дешевле, чем более востребованный холодильник. Кроме того, что именно гражданам СССР с ним делать?» — иронично подытожил автор американского издания. Сразу видно: не понимал человек силу народной смекалки, иначе выбирал бы выражения тщательнее.

Дайте нашим школьникам компьютер — и они завоюют весь мир.

Cобирали эти аппараты на Лианозовском электромеханическом заводе, который, кстати, работает до сих пор. Во второй половине 80-х, едва журналы для детей и юношества начали вещать о пользе вычислительных машин, на предприятии решили открыть клуб. С оборудованием собственного производства, разумеется. В 1987 году «Компьютерный центр», как назвали заведение, состоял из трёх залов и был укомплектован не только «Агатами», но ещё и «Микрошами». Обе восьмибитные модели использовались для обучения азам «Бейсика», творчества и развлечений.

Завсегдатаями заведения стали и школьники, и студенты, которым требовалась вычислительная мощность для научной работы. Не имея собственных ПК дома, они использовали арендованное оборудование как лабораторию и хранилище данных. О необычном по советским меркам учреждении писали издания с миллионными тиражами, например журнал «Наука и жизнь».

Кроме принтера, при желании можно получить гибкий магнитный диск — дискету: на неё можно записать тексты программ, которые вводились с клавиатуры, или необходимые промежуточные результаты. Дискету заклеивают в бумажный конверт и надписывают предполагаемую дату следующего сеанса работы с компьютером. Конверт будет храниться нераспечатанным даже чуть дольше — Центр во всём стремится идти навстречу посетителям.

«Наука и жизнь», №5, 1987

Как в СССР появились компьютерные клубы

Прорыв в будущее за мониторами «Агатов» — на ближней машине запущена игра «Пятнашки»

Специально для «Компьютерного центра» в Новосибирской консерватории разработали шестиголосый синтезатор — подключая его к ЭВМ, желающие упражнялись в сочинении электронной музыки. И не думайте, будто взрослых посетителей интересовали только серьёзные вещи, а детей — сплошные забавы.

Кроме игр, школьники осваивали азы программирования, учились быть с техникой на «ты».

Ради этого они посещали клуб толпами, благо правила разрешали сидеть по двое за одним экраном. Хотя родителям такие сеансы и влетали в копеечку: час в игровом зале стоил 1 рубль 20 копеек на «Агате» и 50 копеек на «Микроше». За те же деньги можно было плотно пообедать в столовой. Но что такое пища для тела по сравнению с духовной? А иначе дисплеи и не воспринимались — к ним устраивали настоящие паломничества.

Очереди с 6 утра на крыльце. Давка. Клуб открывался в 9. Главная задача — ворваться первым и резко выставить руку влево. Там железная труба и касса. Хватаешься за трубу и притягиваешь себя сквозь толпу к кассе: «Мне в первый зал на 6 часов пожалуйста. » Понятие «очередь», как это ни странно, почти не существовало.

Особо наглые (и старшие), но пришедшие за полчаса до открытия, просто отгоняли малых и пролезали вперёд. За 20 минут до открытия толпа уже становилась перед дверью плечом к плечу — муха не пролетит. И если не удавалось взять билет сразу (а только часов на 11), то шли в соседний магазин, брали хлеб и плавленый сырок, сидели в парке, ждали очередь и планировали, что именно будем сегодня делать в недолгое машинное время.

Как в СССР появились компьютерные клубы

Мы к вам приехали на час
Если центр при Лианозовском заводе и клуб Пачикова-Каспарова создавались для образования, то их подражатели сделали упор на игры. После 1986 года, когда по всей стране начали открываться видеосалоны разной степени легальности, киноискусству сопутствовали развлечения цифровые. Обычно компы шли добавкой к основному блюду из Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера, но считались не менее прибыльным делом. Вспоминает о таком заведении в Ростове пользователь ЖЖ:

Впервые я познакомился с компьютерными играми в 86 году, когда переехал жить в район РИИЖТа. В местном клубе культуры располагался кинотеатр, в холле которого неожиданно возник салон компьютерных игр. Выглядел он следующим образом: это была небольшая площадка, на которой стояло несколько обычных столов с цветными телевизорами отечественного производства и приставками марки Atari.

На каждом из телевизоров стоял кухонный будильник, который заводился на определённое время для игры и оповещал о закончившемся времени душераздирающим звоном (хуже, чем звонок на урок). Расценки были весьма драконовскими. Например, 10 минут игры стоили 1 рубль. В то время на рубль можно было купить 5 бутылок лимонада или 6 стаканчиков пломбира. Один час игры стоил 6 рублей — сумма для обычного школьника весьма внушительная, учитывая, что стоимость билета в кинотеатр составляла максимум 30 копеек.

блог Vihlyn
В отличие от просветителей, коммерсанты не были ограничены местом, временем и конкретными моделями железа. В ход шли не только советские изделия, но и западные хиты рынка электроники — Atari 130XE, Commodore 64, Amiga и ZX Spectrum. Причём не всегда оригинальной сборки, ведь процветал и гаражный крафт из подручных деталей.

Читайте также: