Когда вышла sega dreamcast

Обновлено: 04.07.2024

Увы, но, несмотря на грандиозный запуск, потрясающую линейку и мощное железо, Dreamcast продержалась на рынке всего 2 года. Уже в 2001-ом Sega рапортует об официальной смерти своей приставки. Игровая индустрия всецело поддается истерии PlayStation 2. А ведь все могло быть иначе. Но не будем забегать вперед. Давайте попробуем вспомнить, как все начиналось, продолжалось и почему так неожиданно закончилось.

История Dreamcast

Фактически Dreamcast относится к консолям шестого поколения. Вдобавок это пятая и, к сожалению, последняя домашняя игровая система Sega (после SG-1000, Master System, Genesis/Mega-Drive, Saturn). К конкурентам приставки относят PlayStation 2, GameCube, Xbox. Правда, до появления двух последних систем устройство Sega так официально и не дожило. Несмотря на то, что вышла Dreamcast почти за полтора года до PlayStation 2, конкурировать с Sony в Sega не смогли. Уже в марте 2001-го года Sega объявила о том, что сворачивает работы над проектом и перестает быть "железной" компанией. С тех пор она превратилась в обычное мультиплатформенное издательство, пусть и крупное.

Хидэки Сато показал вариант с процессором Hitachi SH4 и графическим ядром PowerVR под кодовым наименованием White Belt (также проект был известен под именами Guppy и Katana), "Белый Пояс".

А вот Тацуо Ямамото пошел другим путем, взяв за основу IBM/Motorola PowerPC 603e и видеочип 3Dfx Voodoo 2. Этот вариант нарекли Black Belt, "Черный Пояс" (также известно кодовое название Shark и более позднее Dural). Правда, от PowerPC быстро отказались и в итоге пришли все к тому же SH4, что и японцы. То есть, главным отличием в итоге были видеокарты.

Руководство Sega решило, что вариант Ямамото более предпочтителен. Однако в итоге от технологии 3Dfx неожиданно отказались. Глава американского подразделения Sega Берни Столар не смог убедить японское руководство пойти путем Voodoo. Почему? Ответ до сих пор не ясен. Полагают, что все дело в том, что в 1997-ом году 3Dfx неожиданно рассекретила информацию о секретном проекте Sega, что повлекло внутренний скандал между партнерами. Казалось бы, все решено, деньги вложены, Electronic Arts (до этого, поддерживавшая Sega во всем) работает с технологией 3Dfx, Voodoo мощнее PowerVR, все вопросы можно уладить. Но нет. В итоге, 3Dfx подала в суд на Sega и сумела отсудить более 10 миллионов долларов. Суть в том, что в 3Dfx были уверены, что японцы используют их технологию и предоставили им массу секретной информации, а затем случилось так, что Sega решила поступить иначе.

В итоге был выбран вариант японского подразделения.

Да и игры, вышедшие вместе с консолью, оказались чуть ли не лучшими за всю историю стартовых линеек. Вместе с Dreamcast можно было купить SoulCalibur, Sonic Adventure, Power Stone, The House of the Dead 2, каждая из которых была достойна того, чтобы ради нее купили игровую систему. Эти игры, к слову, до сих пор способны вызвать интерес!

Dreamcast vs. PlayStation 2

Тогда руководство компании попробовало сыграть на жадности игроков, снизив стоимость Dreamcast до 150 долларов (вдвое дешевле PlayStation 2). Продажи быстро пошли вверх. Но, увы, закат был близок. В октябре Sony "атаковала" рынок США. База Dreamcast была всего 2.6 миллионов, а требовалось не менее 5, чтобы на консоль обратили внимание большие издательства. По сути, это был конец. Несмотря на то, что библиотека Dreamcast насчитывала 200 игр, а на PS2 их было всего 50, невзирая на простоту работы (на PS2 игры было делать очень сложно) и преимущество в цене, практически все крупные разработчики переметнулись к Sony. И продажи PS2 в США стали расти день ото дня. Dreamcast же начала быстро сдавать позиции.

А к концу 2000-го года были анонсированы Xbox и GameCube, что подлило еще масла в огонь. И у Sony, и у Nintendo и у Microsoft были большие денежны запасы. У Sega же их, увы, не оказалось. Продолжать мощную рекламную кампанию средств попросту не было.

Вице-президент Sega of Amrica Чарльз Беллфилд сказал позднее: "У нас был контент. У нас была правильная рекламная кампания. У нас был хороший продукт. На нашей стороне играли сетевые возможности консоли. Над ней работала отличная команда. С нами хотели сотрудничать крупные издательства. Увы, но у нас не было достаточно денег, чтобы закрепить свою консоль на рынке и заставить в нее поверить весь мир. Это и была ахиллесова пята Dreamcast".

А затем случилось заявление, потрясшее всю индустрию. 31 января 2001-го года Sega заявила о том, что прекратит поддержку Dreamcast уже 30 марта и покинет рынок игровых консолей. Тогда же было обещано, что те 50-60 игр, которые находятся в разработке, будут выпущены.

Последняя игра для Dreamcast в США вышла феврале 2002-го года. Это была NHL 2k2. Цены на Dreamcast быстро упали до 50 долларов. Более того, систему отдавали даже бесплатно вместе с контрактами к мобильным телефонам. И это был конец. По крайней мере, конец "звездного" ААА-пути Dreamcast. Но консоль не умерла, как выяснилось позднее.

После оглушительного успеха Mega Drive компанию Sega ждала череда неудач: дополнения SEGA-CD, SEGA 32x, невышедшая SEGA Neptune и провалившаяся SEGA Saturn. Было потеряно огромное количество ресурсов и спасти положение должен был новый проект. Почти половину рынка контролировала PlayStation, ещё около 40% принадлежало Nintendo, оставшаяся доля была за бывшим консольным гигантом.

Время затянуть потуже пояса

В 1997 году Sega наняла сотрудника IBM Тацуо Ямамото, чтобы он возглавил команду из одиннадцати человек под кодовым названием Blackbelt («Чёрный пояс»), которая занялась бы разработкой новой консоли. Ямамото создавал свою консоль на базе видеочипа 3Dfx Voodoo2 и процессора Motorola PowerPC 603e. Писать под эти архитектуры разработчикам было привычно, плюс работали они быстрее.

Однако японский инженер Хидэки Сато был возмущён тем, что разработка приставки велась в США силами внешних сотрудников. Он создал собственную команду, названную Whitebelt («Белый пояс»), позже переименованную в Dural, а ещё позднее в Katana. Сато решил использовать доступные на рынке комплектующие с уникальной материнской платой, процессором Hitachi SH-4 и графическим чипом VideoLogic PowerVR2 от NEC.

Но случилось непредвиденное! Американская компания 3Dfx разместила свои акции в публичную продажу. В связи с этим компании пришлось рассказать о секретных контрактах с Sega и огласить все характеристики будущей консоли. Японское руководство консольного производителя пришло в ярость. Оно потребовало расторгнуть все соглашения, отказаться от проекта Blackbelt и сосредоточить все силы на более слабом «железе». Разработка велась в строжайшей секретности.


3Dfx, в свою очередь, подала в суд на «непорядочных» японцев. Дело закончилось мировым соглашением и выплатой 10,5 млн со стороны Sega, что, по слухам, повлияло на выбор носителя системы.

Настал момент назвать новую консоль, и из пяти тысяч вариантов было выбрано слово «Dreamcast». Логотипом стала спираль, как «символ вселенной и бесконечной власти людей»: оранжевая на Dreamcast для японского рынка, красная — для американского, синяя — для европейского. В связи с тем, что Saturn подпортила репутацию компании, изначально планировалось удалить надпись «Sega» с корпуса устройства и создать игровой бренд, похожий на PlayStation, но всё же было решено сохранить его на внешней стороне Dreamcast.

Характеристики консоли


  • В планах Sega было использование DVD-привода, но технология была ещё дорогой, а на CD-ROM перестал помещаться объём данных, необходимый разработчикам. В качестве привода был выбран GD-ROM (Gigabyte Disc read-only memory) ёмкостью 1,2 ГБ. В производстве диски были такими же дёшевыми, как и CD-ROM.


  • Консоль комплектовалась съёмным модемом, и его можно было менять на Ethernet-адаптер. Онлайн-гейминг тогда был в зачаточном состоянии, и это было неплохим маркетинговым ходом. В то же время коммерческим успехом на PC пользовалась онлайновая Ultima Online, скоро появились суперхитовые EverQuest, Quake III: Arena и Unreal Tournament.
  • Отдельного внимания стоят контроллеры Dreamcast. Не зря Microsoft во время разработки своих контроллеров для Xbox взяла за основу именно их. Несмотря на угрожающий и громоздкий внешний вид, они были очень удобными. Шнур из-за разъёмов для подключения карты памяти и модуля вибрации выходил снизу, но фиксировался и не мешал. В качестве карт памяти (Visual Memory Unit или VMU) Sega придумала отдельную небольшую консоль с примитивными играми на монохромном дисплее, а за достижения в них давались бонусы для игр на Dreamcast. VMU также можно было использовать как часы и календарь.


  • Программное обеспечение — Windows CE от Microsoft.

Подготовка

В 1998 году президентом Sega of America стал Шоичиро Иримаджири, бывший инженер гоночных байков Honda. Он сменил Тома Калинске. Иримаджири поставил для себя амбициозный план — восстановить долю рынка и престиж Sega.

По оценкам, Sega потратила $50-80 млн на разработку аппаратного обеспечения, $150-200 млн на разработку программного обеспечения и около $100 млн на продвижение новинки. Откуда же у компании, которая совершила столько провалов, нашлись деньги на сей «банкет»? Значительную часть средств выделил Исао Окава, бизнесмен, владелец компании CSK, держатель акций и председатель совета директоров Sega.


Первыми разработчиками игр стали Core Design, Capcom, GameArts и Namco и ещё более ста компаний. Программировать для производительной системы, в отличие от Saturn, стало намного легче.

«Сторонние разработчики все ещё создают игры на PlayStation и N64, но прекрасно знают, что достигли вершин возможностей этих машин. И это их расстраивает. Сейчас настало время для Dreamcast, которая может открыть совершенно новые двери и концепции. Разработчики с самого начала были в восторге от возможности создания игр для нашей новой консоли, но проблема заключалась в руководстве, которому необходимо было посчитать, стоит ли их спонсировать», — пояснял Иримаджири. Компании EA и Squaresoft посчитали нецелесообразным вкладываться в игры для Dreamcast. Самым болезненным было отсутствие EA, чьи спортивные симуляторы приносили огромные прибыли. Поэтому Sega пришлось создать собственный спортивный бренд 2К Sports.

Успешный старт и череда неудач

27 ноября 1998 года состоялся выход Dreamcast в Японии. Было предзаказало около 80 тысяч консолей, а к моменту выхода было готово всего 150 тысяч. Таким образом до прилавков добралось не так много устройств. В первый же день все консоли были распроданы, и, по оценкам Sega, дополнительные 200-300 тысяч приставок также разлетелись бы как горячие пирожки.


Однако здесь Sega сильно не повезло. Прямо на старте NEC сообщила, что у неё проблемы с производством графических процессоров, а это означало, что Sega не сможет поставлять столько консолей, сколько могла бы продать, чтобы быстро наращивать базу игроков.

Стартовая линейка оставляла желать лучшего. Virtua Fighter 3 выглядела не так хорошо, как её коллега на аркадном автомате, а Godilla Genzerations и Pen Pen Tri-Icelon получили слабые оценки критиков. К Рождеству вышел Sonic Adventure, но не смог сильно повлиять на продажи, к тому же владельцы Sega Saturn были возмущены отказом от поддержки их системы.


К февралю было реализовано 900 тысяч Dreamcast, хотя планировался миллион, и началась подготовка к выходу на рынок США.

Система стартовала в Северной Америке в мистическую дату 9 сентября 1999 года — «9.9.99 по цене в $199» с восемнадцатью доступными играми. Запуск сопровождался крупной рекламной компанией: множество плакатов, телевизионными ролики, поддержкой музыкальных групп Limp Bizkit и Filter и профильной прессы. Было предзаказано 300 тысяч консолей и продано 500 тысяч за две недели. Такое же количество консолей удалось продать в Европе за полгода. Выход там состоялся 14 октября 1999 года.


Запуск был успешным, и в течение нескольких месяцев у Sega не было конкурентов. Однако в конце 1999 года начали появляться первые детали о PlayStation 2. Кутараги обещал мощный центральный и графический процессоры, так как Sony открыла два завода по их производству, обратную совместимость с сотней популярных игр с оригинальной PlayStation, DVD-привод и новые онлайн-возможности. Не спала и Nintendo, объявившая, что её консоль будет превосходить всё, что есть на рынке. Microsoft тоже решила откусить кусок от «консольного пирога».



Началась агрессивная стратегия: каждому покупателю Dreamcast предоставлялся год бесплатного допуска в интернет, а каждый владелец консоли получал скидку в $200 за двухлетнюю подписку на доступ в сеть. Цена на систему снизилась до $149 (PS2 стартовала с ценой в $299). Но все попытки Sega простимулировать продажи Dreamcast приводили к финансовым потерям. Подвели и разработчики, которые начали массово переходить под «крылышко» к Sony.

Когда на рынке появился «чёрный монстр» PlayStation 2, Dreamcast не смогла противопоставить ему что-то настолько весомое, чтобы изменить ситуацию в свою пользу.

Топ-5 периферийных устройств

Dreameye — цифровая видеокамера. Использовалась как веб-камера и цифровая фотокамера с микрофоном, способная снимать в разрешении 640×480. Выходила только в Японии.


Maracas — сенсорный контроллер, использовавшийся для игры Samba de Amigo, созданной Sonic Team. Всё сводилось к тому, чтобы искуссно трясти маракасы под ритмы бразильской самбы.


Удочка — приспособление с гироскопом. Использовалось для нескольких игр-рыбалок.



VMU (Visual Memory Unit) — карта памяти с ЖК-экраном.


Перерождение

После очередного провала консольного гиганта Иримаджири добровольно подал в отставку, а его место занял Исао Окава. Он выступал за то, чтобы Sega отказалась от приставочного бизнеса. Было принято решение о реструктуризации компании в разработчика игр и прекращении производства Dreamcast. Остатки консолей продавались сначала по $99, потом по $79 и в конце по $49,95. Всего было реализовано 9,13 млн консолей Dreamcast.

Мур с мужественным лицом сообщил, что компания будет поддерживать Dreamcast, но большинство понимало, что это продолжится недолго. Последняя игра для системы в США вышла в феврале 2002 года. Это была NHL 2K2.

Окава простил Sega все долги и предоставил дополнительные средства, чем спас компанию от полного краха.

Жизнь после смерти

Игры для Dreamcast выходили постоянно и выходят до сих пор. Деньги на некоторые проекты успешно собираются фанатами на Kickstarter. Одной из последних игр была Redux: Dark Matters. Её релиз состоялся в 2015 году. Позже фанаты изыскали средства на Saber Rider and the Star Sheriffs, но игра до сих пор находится в разработке. С 2015 года для системы вышло более двадцати игр, ещё более двадцати находятся в работе.

Библиотека игр

Для Dreamcast вышло более шести сотен игр. Отметим лучшие из них, но внимания достойны гораздо большее количество проектов.

  • Ролевые игры: Silver, Grandia 2, Phantasy Star Online, Record of Lodoss War, Skies of Arcadia.
  • Аркады: Sonic Adventure 1 и 2, Ecco the Dolphin: Defender of the Future, Rayman 2: The Great Escape.
  • Хоррор: Illbleed, Typing of the Dead, Resident Evil: Code Veronica, D2, Blue Stinger, Resident Evil 3: Nemesis.
  • Файтинги: Soulcalibur, Virtua Fighter 3, Dead or Alive 2, Power Stone 2, Marvel Vs Capcom 2: New Age Of Heroes, Guilty Gear X, игры серии The King of Fighters, Street Fighter 3: 3rd Strike, Mortal Kombat Gold.
  • Спортивные игры: Virtua Tennis, паркур на роликах Jet Set Radio, Tony Hawk's Pro Skater 2.
  • Головоломка: ChuChu Rocket!
  • Гонки: Metropolis Street Racer, Crazy Taxy 1 и 2, 18 Wheeler: American Pro-Trucker, Sega GT, Metropolis Street Racer.
  • Шутеры: Rez, House of the Dead 2, Ikaruga, Confidential Mission, Unreal Tournament, Quake 3: Arena
  • Боевики: Headhunter, Sword of the Berserk: Guts' Rage, Cyber Troopers Virtual-On Oratorio Tangram, Legacy of Kain: Soul Reaver.
  • Рыбалка: Sega Bass Fishing.
  • Музыкальная игра: Samba de Amigo.
  • Приключение Omikron: The Nomad Souls от студии Quantic Dream. Первая игра разработчиков Fahrenheit, Heavy Rain и Beyond: Two Souls.
  • По симулятору жизни Seaman сходила с ума Япония. Целью её являлось наблюдение за подводной жизнью и даже общение с жителями аквариума через микрофон.


  • Приключенческую серию Shenmue стоит выделить отдельно. По тем временам это был настоящий шедевр с открытым миром, отличным сюжетом и множеством мини-игр. По сюжету главный герой Рё Хадзуки мстит за смерть отца и отправляется в большое путешествие по следам убийцы. Из современных игр она может отдалённо напоминать серию Yakuza.


Diagnosis

Как ни парадоксально, Sega не повторяла ошибок прошлого, сделала платформу дружелюбной для разработчиков, дешёвой, с большой библиотекой классных игр и новаторскими решениями. По сути, Dreamcast — первая консоль, внедрившая многопользовательские онлайновые игры. Однако этого оказалось недостаточно в борьбе с Sony, Nintendo и Microsoft.

Вполне возможно, консоль была обречена на провал изначально. Запуск Dreamcast был впечатляющим, казалось, что успех вот-вот придёт, но конкуренты показали полную руку козырей, да и поставили на стол намного больше. Компания Sega жива и здравствует до сих пор, выпускает игры, которые привлекают миллионы поклонников. Ну а Dreamcast оставила наследие, которым могла бы гордиться любая консоль.

  • Пошатнувшаяся репутация Sega в связи с провалом систем, следовавших за Genesis;
  • Перебои в поставках процессоров на старте не дали возможность быстро нарастить пользовательскую базу;
  • Слабая стартовая линейка игр;
  • Носитель GD-ROM не мог конкурировать с DVD-ROM;
  • Отсутствие поддержки EA с её сверхпопулярными спортивными симуляторами;
  • Ограниченный бюджет на маркетинг;
  • Сервис SegaNet стартовал слишком поздно;
  • Многие разработчики переметнулись к Sony.

Если вы пропустили статьи о первых поколениях консолей, то с ними можно ознакомиться по ссылкам:

  • Первое поколение
  • Второе поколение
  • Третье поколение
  • Четвёртое поколение: TurboGrafx-16
  • Четвёртое поколение: Sega Mega Drive
  • Четвёртое поколение: Super Nintendo
  • Пятое поколение: аутсайдеры - консоли от Apple, Casio, NEC, Atari и пр.
  • Пятое поколение: Sega Saturn
  • Пятое поколение: Sony PlayStation
  • Пятое поколение: Nintendo 64

Обратная связь: читайте нас, пишите нам и общайтесь в Telegram ! @gametechruchat

На этой странице показываются непроверенные изменения

В этой версии ожидают проверки 24 изменения. Опубликованная версия была проверена 6 февраля 2018.

Sega Dreamcast (moon. ドリームキャスト ) — консоль из конца девяностых-начала нулевых от загнивающей Sega и её последнее творение на этой ниве. Является одним из наиболее ярких примеров того момента, когда все полимеры окончательно просраны, независимо от количества, и предметом фапа геймеров той эпохи, наряду с первой Playstation.



Содержание

Геймер вставлял диск в привод, защелкивал крышку, и консоль начинала издавать космические трещания, которые сравнить можно было разве что с загрузкой Спектрума или вставкой кассеты с фильмом в видак.

На экране под упоительный мотив появлялся прыгающий голубой шарик (или красный, или оранжевый, в зависимости от региона) и раскатывался в голубую же (красную, оранжевую) спираль с логотипом, после чего начиналась непосредственно сама игра. Библиотека консоли — сплошной праздник. Помимо известных эксклюзивов было до кучи портов с других систем и в особенности — с аркадных автоматов. Но если аркадный автомат ещё надо было найти и скормить ему кучу пятаков из собственного кармана, то дримкаст позволял играть в проверенные временем хиты сколько угодно, благо что диски в этой стране стоили не больше двухсот деревянных.

Dreamcast пришел на замену фейловому Сатурну, и поскольку в то время Сони уже вовсю захватывала рынок своим серым мультиприводом, создавался он с расчетом на равносильную конкуренцию. В результате вышло даже лучше ожидаемого. Графика была куда совершеннее пиэс-вановской за счет сглаживания и 128 бит в загашнике, хоть и по-прежнему персонажи выглядели нестройными буратинами и местами не раскрывали ртов. Dreamcast открыл шестое поколение игровых консолей.

Специальный формат носителя, обозванный GD-ROM, вроде как обеспечивал большую вместительность на диске для данных, но при этом очень легко убивался чем угодно. То есть, если там оказалась пара царапин — есть риск застрять на загрузке навечно или сделать его нечитаемым вовсе. Известны случаи, когда лазерная головка, считывающая данные, прожигала диск насквозь и образовывала в лазерном покрытии здоровое пятно (а то и вообще края диска плавились). В основном это происходило из-за того, что чьи-то руки располагались не под тем углом и приставку неправильно выключали.

Втыкнуть в консоль можно было до четырех геймпадов (размером с неё саму), в геймпады в свою очередь втыкались вибропаки и карты памяти, нифига не компактные и похожие на разноцветные кирпичи. В некоторых КП ещё имелся встроенный экранчик с менюшкой, и в то время, когда консоль была выключена, можно было играть на карте памяти в тетрисоподобные игры — получалась портативка и стационарка два в одном. Вин!

В наличии был и встроенный модем, вместо которого можно было воткнуть сетевой контроллер на выбор: 10mbit/100mbit. Если дома имелся диск с браузером, телефонная розетка и кабель от неё до приставки — добро пожаловать в сеть, ракуй на здоровье. Благодаря поддержке онлайна, открывались новые возможности для геймплея, и вскоре его стали пихать повсеместно. Помимо православных Анрила и Кваки, были игры, чуть ли не целиком состоящие из мультиплеерного режима. Проблема была лишь в том, что телефонами и розетками тогда ещё обзавелись не все, и подключаться было просто некуда. А когда стало куда, игровые серверы уже позакрывались, а вместе с ними закрылась и возможность когда-нибудь поиграть с анонимусом из Австралии или Японии, сидя у себя дома.

Также, при помощи специального загрузочного диска можно было смотреть кинцо и слушать музыку. Фича не новая, но приятная.

Казалось бы, как при таких возможностях потерпеть провал?

Однако «Сега», по доброй традиции, убила свою задумку своими же голыми руками. Начали с того, что новая приставка стала расходиться как горячие пироги, но на всех не хватило. То ли в компании сами не ждали успеха, то ли просто булки расслабили, но пришлось в спешном порядке штамповать новые консоли и выталкивать их на рынок. Отсюда, возможно, распространенные проблемы по части железа — у многих владельцев дримкасты дохли, проработав от силы год (накрывался привод либо питание).

Бездарная финансовая политика (стоило поучиться на ошибках 3DО, которую сгубили как раз-таки жадные маркетологи) и внезапное появление Playstation 2 привели к тому, что Dreamcast скурвился, толком не успев развернуться и слил «Сегу» в то дерьмо, из которого они не выбрались по сей день, и не выберутся, похоже, никогда. Goodnight, sweet prince. Однако справедливости ради стоит отметить, что графически версии мультиплатформеров для PS 2 порой даже уступали «дримкастовским», несмотря на некоторое превосходство в железе. Наиболее яркий пример — горячо любимый тогдашней школотой Tony Hawk`s Pro Skater. При грамотной рыночной политике Dreamcast мог бы очень долго и небезуспешно конкурировать с другими консолями шестого поколения, но стоит отдать должное руководству Sega, отправившему на дно «Сатурн», который был почти вдвое мощнее, чем PS One, а потом и Dreamcast, который обзавёлся отличной игровой библиотекой буквально за полтора-два года.

Итог был довольно предсказуем. Боссы Sega на протяжении всей своей карьеры вели себя как сказочные уебаны [1] , и благодаря им не будет больше мечты, не будет новых винрарных эксклюзивов и не будет Dreamcast 2. Фаны бдят и надеются, но в ответ получают лишь унитазную консоль, в которой геймплей зависит от напора струи ваших ссак.

В нашей стране (как и почти во всём мире) доминировал первый Пластасн, поэтому о коробке мечты мало кто знал. Можно было прийти в магазин и спросить диски для дримкаста, на что продавцы делали круглые шары и отвечали, что такого у них нет. А те, кто знали, всё равно предпочитали плойку, поскольку в дримкасте, как и чуть ранее в 3do (а те, кто жил в более-менее крупных городах, ещё и в Сатурне), видели непонятную и ненужную альтернативу плойке. Однако игры пиратили, да ещё как! Собственно, почти все консоли, поставлявшиеся к нам, уже были взломанными и читали всё подряд. Наиболее широкий ассортимент игр предоставлял всем известный «Кудос», другую их часть — RGR, а доедал за этими двумя ныне забытый «Вектор».

Как это выглядело у них…

Как это выглядело у них…

…и у нас.

И что было внутри.

Клавиатурка и мышь — для лазания по интернету и удобной игры в шутаны. Встречались ещё реже, чем сама консоль.

Маракасы, микрофон, удочка, лайтган — специальные геймпады, заточенные под конкретные игры. Микрофон вообще не был вещью сильно обыденной — до этого поддержка голоса была разве что в геймпаде для нинтендовского фамикома, да и там она оказалась нахер никому не нужна. Здесь микрофон использовался в играх: Alien Front Online, Seaman, Planet Ring и др.

Танцевальный коврик — ну куда ж без него. Для игр ногами типа Dance Dance Revolution.

DreamKey — консольный браузер. Выводил пользователя в виртуальный мир, радовал няшным интерфейсом и звуком дозвона при входе в сеть. Теоретически — лучшее из этого списка, чем мог обладать владелец консоли.

Взломщик кодов — особая софтина на диске от некоей GameShark. Поставлялась в специальном картонном боксе, основной вин которого был в том, что внутри на халяву лежала новенькая VMU-карта для сохранений игр. По сути, диск с программой был вообще не нужен. На коробке и в мануале «Взломщик» расписывался как волшебная чудо-программа, дарующая в любой игре бесконечные патроны, жизни и возможность ебать гусей — если гуси в игре отсутствовали, они автоматически добавлялись. Если же по какой-то неизвестной причине кода для нужной игры на диске не было, его можно было создать самому, причем подавалось это как «любой сможет, просто набери случайные символы в строку и подпиши, что оно делает, и магия программы сделает всё остальное!». Тем, кто получше во всём этом разбирался, было очевидно, что коды не просто от балды, а на манер Game Genie, то есть чтобы вставить их в базу данных, надо было нагуглить нужные строчки в интернете и вручную перепечатать (впрочем, как в случае и с плойкой, в каталогах игр частенько были и коды для взломщика". В дополнение ко всему, то, что уже было в базе, включалось через жопу. Надо было сперва загрузить Взломщика, активировать код, подтвердить запуск диска с игрой, вставить диск — и трали-вали. Если после всего этого появлялась оранжевая спираль логотипа вместо голубой — можно уже надеяться на чудо. Если нет — пробуй заново.

Windows CE — консоль поддерживала операционку мелкомягких, которую они надеялись раскрутить таким способом, и опять же — запускалась с диска. Игры под неё тормозили и не особенно приносили удовольствие потому как данная винда здорово "жрала систему". Майкрософт тогда не умел операционку в приставку, но очень хотел сделать консольную винду. В Сега, проверив на сколько данная винда сильнее нагружает систему приставки в отличии от родной, решили выпускать данную винду на отдельном диске для тех кто знает толк в извращениях.

Игрушек, как уже сказано, было очень много, и половина из них — переносы с других систем. Поскольку особенных ограничений на появление того или иного персонажа не создавалось, на платформе успели погостить Лара Крофт, Рэйман, Бомбермен, крутые червяки из Worms, девки из Dead or Alive, даже плэйстейшновский Клоноа мельком засветился. Ниже приведены наиболее выдающиеся экземпляры.

Sonic Adventure — можно сказать, флагман всей библиотеки, талисман Сеги и её нынешний повод гордиться тем, что «могли когда-то же». Именно с этих платформеров начинается модерновая эпоха в серии. В первой части ёж представлял собой переходное звено из 2D в 3D: вроде бы еще толстый и коротколапый, но уже с зелеными зрачками и пафосной озвучкой. Позднее его доработали напильником, превратив в то, что мы имеем честь лицезреть уже около 10 лет. Некоторым игры не нравятся из-за излишней серьёзности и толпы ненужных персонажей; другие неистово фапают и продолжают забрасывать Сегу мольбами о продолжении. Сеге похуй.

Jet Set Radio — в ней бы ты остался навсегда, поверь. Дико атмосферная штука, рассказывающая о войнах шпаны на роликах в городе будущего. Запоминалось кислотное оформление, саундтрек, а также характерный звук, с которым местный спецназ преследовал героя (хоп-хоп-хоп!), и капитан Онисима, напоминавший одновременно Дика Трейси и пропитого Клинта Иствуда, с коронной фразой «Dayum!!11», когда ГГ ускользал из-под носа.

Shenmue — любой обладатель консоли был обязан поиграть в это. До выхода GTA 4 это была самая дорогая в производстве игра с бюджетом 70 млн долларов. Для сравнения, культовая и революционная Half-Life 2 имела бюджет в 40 млн зелёных. Когда прикидывали возможную прибыль от игры, то оказалось, что только лишь её окупить нужно чтобы каждый владелец Дримкаста купил её 2 с половиной копии. Всё же данная игра на момент выхода представляла собой вершину графония какой тогда казался за гранью, способствовала демонстрации возможностей приставки для её пиара потому даже обзавелась сиквелом. Одной из главных фишек игры была продвинутая симуляция жизни (а это был 1999 год). Магазины закрывались к вечеру. Когда начинался дождь, все NPC открывали зонтики или прятались под навесом. С любым NPC можно было поговорить, на ограниченные темы, конечно, или спросить дорогу, разный NPC выдавал разную инфу. В Shenmue была дичайшая атмосфера, только и слышалось: «Это японская якудза? Да не, это китайская триада». Можно было охренительно взаимодействовать с миром, душещипательные моменты с котёнком, которого игрок каждый день приходил кормить. Ближе к концу Рё (протагонист) совместно фотографировался с подругой Нозоми, и игроку приходилось выбирать одну из двух фотографий. Казалось бы хуйня, но к концу второй части, когда ГГ общается по душам с новой китайской девицей Шенхуа, рассказывая о друзьях, игра являет именно ту фотографию, которую вы выбираете в первой части, ведь карта памяти хранит сейвы. Эти чувства тогда нельзя было передать словами. Так же были разные лулзы, если играть в определенные (игровые) дни, например, на Новый год. Ещё в игре имелся видеоигровой салон с юзабельными аркадными автоматами, можно было поиграть в видеоигру в видеоигре. Правда, драйва в игре было столько же, сколько в корейской дораме. По сути ваш персонаж самолично проводит расследование беседуя со многими людьми и занимается всякими работами заключёнными в мини игры для продвижения своего расследования + всякие квик тайм эвенты чтобы вашему Шенму гулять по городу трудно было. Создатели игры хотели чтобы геймер вживался в драматизм персонажа и проживал с ним день за днём его потуги. Вот только портировали GTA-3 на PS2 которая графонием похуже была, но в открытом мире экшона было много и заданиями просто заваливали, потому Шенму явно в игровом концепте проигрывал. Теперь Shenmue 1 и 2 благополучно портированы на пекарню, а в 2019-м даже третью часть выпустили когда такой подход в играх подойдёт для месье знающих толк в извращениях.

Headhunter — сферический боевик в вакууме от никому неизвестной Amuze, с брутальным главным героем, фапабельной и умной подругой и другими клише, но в каком оригинальном исполнении. В игре есть сильное влияние MGS. Рояли в кустах прилагаются. Играть стоит хотя бы из-за божественного звукового сопровождения, сделанного не абы кем, а самим Ричардом Жаком, в исполнении живого оркестра. Был порт и продолжение на PS2. Самое интересное, что об этой игре в Японии не знают, а ведь дрим там — как у нас денди.

Metropolis Street Racer — предок известной консольной серии аркадных гонок Project Gotham Racing.

Resident Evil:Code Veronica — продолжение серии о живых мертвецах, с вампирами и зомби, долгое время — дримкастовский эксклюзив.

Soul Calibur — файтинг с оружием, продолжение Soul Edge, который завезли сперва на аркадные автоматы, а затем на PS One. Фичей игры являлось передвижение героев в восьми направлениях — до этого все как-то привыкли, что бойцы чистят друг другу лица, перемещаясь строго влево или вправо. Шикарная графика, великолепная анимация, огромное количество приемов и новые персонажи, среди которых особо, так сказать, выделялась, Изабелла Валентина, она же Ivy, обеспечили игре культовый статус и всеобщую любовь. По мнению некоторых — так и вовсе лучшая игра на Dreamcast и в истории файтингов.

Space Channel 5 — танцульки, но какие-то не совсем обычные. Играем за космическую девушку-репортера Улалу, которая старается выиграть в дэнс-баттле со злыми захватчиками. В битве с последним «боссом» требовалось держать геймпад вверх ногами, чтобы повторять его движения. А в качестве приглашенного мимопроходила — Космический Майкл.

Toy Commander — еще один эксклюзив. В распоряжении игрока (в зависимости от миссии) — игрушечные танки, самолеты, вездеходы, действующие в пределах большого дома. Задания были соразмерны масштабам вверенной техники: подцепить краном вертолета кусочек сахара и сбросить в чай, уничтожить всех тараканов в ванной при помощи ракет и т. д. В одной из миссий требовалось доставить дезодорант к месту дислокации вонючего кроссовка, чтобы устранить биоопасность, прежде чем все игрушки умрут от отравления. При этом от игрока требовалось побить рекорд времени, «установленный» боссом, иначе лох и не прошел. Такой себе Army Men для элитных господ.

Окромя всего прочего была куча файтингов, гонок, стрелялок, спортивных симуляторов. В последние годы жизненного цикла Dreamcast вышла игруха под названием Segagaga, где игрок примерял на себя роль сотрудника Сеги, взбирающегося по карьерной лестнице.

Skies of Arcadia - JRPG про благородных пиратов которые грабят грабителей исподтишка на деревянных кораблях летающих по воздуху в мире где все корабли летающие и острова висят в воздухе. Имеет вполне себе сюжет и обозначенный выше концепт, а ещё графоний который смотрится хорошо даже сейчас. В среде JRPG котируется как одна из лучших игр данного поджанра и если вы наберёте в поисковике топ 10 лучших игр JRPG, то данная игра там обязательно будет. Другой порт покупался только для Nintendo Game Cube потому данная игра так и осталась консольным эксклюзивом в то время как Shenmue все части портировали на ПК когда мало кому он сдался.

Если консоли нет, а поиграть очень хочется, то на помощь всегда придут они. Хотя Dreamcast очень долгое время выкобенивался и не позволял нормально себя заэмулять ни на одной машине с процессором ниже 2Ггц, в конце концов и его прогнули. Оптимальный запуск сейчас обеспечивает NullDC, а также Demul. Chankast, начинавший вполне амбициозно, потихоньку скатывается в сраное говно и покрывается мхом. Самое главное, о чём стоит помнить — запускаются не все игры. Русифицированные образы с коряво вшитыми трейнерами могут и шиш показать, а кое-где с текстурами творится такое гуро, что лучше даже и не пробовать. Про нетплей также можно забыть — не дошла ещё техника до такого, не дошла.

Для самой Dreamcast также существуют эмуляторы, причем выпускались они теми же пиратами и кодерами-любителями на дисках с полиграфией. И то, что больше половины игр опять же не включалось, в лучшем случае делая сброс меню, а в худшем — черный экран, никого и волновать не должно.

Ещё есть Makaron (лучшая версия на сегодня — EX v4.0.2) с вшитой программой-оболочкой. Запускает почти с 100% шансом cdi- и gdi-образы. До появления в сети вызывал много лулзов по поводу настройки «черный экран при запуске игры и шиш с маслом».

Dreamcast не самая успешная приставка в плане продаж и по продолжительности жизни. Если честно, она вообще в этом плане оказалась говном, быстрее откинулся разве что вышеупомянутый 3DO и куча всяких мелких консолек от индусских разработчиков. Однако за свою короткую жизнь для неё появилось огромное количество теплых, ламповых видеоигр, каждая со своей атмосферой и особенностями. К этим играм было приятно возвращаться вновь и вновь, и даже сейчас, через много лет, продолжают пилиться гайды по моддингу и починке консолей, а олдфаги играют вечерами, смахивая скупую слезу. Последняя официальная игра вышла в 2007. Dreamcast фактически завершила эру олдскульных игр, когда полигонов было мало, а веселья много, оставив после себя то самое чувство — чувство осуществленной мечты. За это её и любят. Так же данная приставка оказалась стартовой площадкой для XBox. По началу Мелкомягкие хотели выйти на консольный рынок со своим довольно тухлым концептом приставки и тягаться с PS2 им было очково, но им же на радость Сега разорила свой приставочный сектор из-за чего они перекупили остальные концепты Дримкаста и хуящик оригинальный отменно потягался с Сонькой. Вот поэтому мелкомягкие всё ещё держатся на консольном рынке.

Японская группа, возглавляемая Хидэки Сато, представила вариант с процессором Hitachi SH4 и графическим процессором PowerVR от VideoLogic. Кодовое название проекта было «White Belt». Самые первые воплощенные проекты имели название «Guppy», а позже — «Katana».

Группа в США, возглавляемая Тацуо Ямамото представила вариант с процессором Motorola PowerPC 603e и графическим процессором 3dfx Voodoo 2, и который назывался «Black Belt». Первый воплощенный прототип назывался «Shark».

Японское железо называлось «Dural», позже «Katana». «Black Belt» и «Shark» использовались командой Татсуо, имевшей название «Black Belt Team»; название «Shark» было ответом на «Guppy».

Когда 3dfx произвела первичное публичное предложение (IPO) в апреле 1997 года, она открыла каждую деталь своего контракта с SEGA, несмотря на то что Sega держала разработку консоли в секрете.

Из-за действий 3dfx в июле 1997 года Sega объявила о том что будет выбран японский вариант, который был переименован в Dreamcast. В сентябре 3dfx подала в суд на SEGA и [2]

Запуск

Dreamcast был выпущен 27 ноября 1998 года в Японии, 9 сентября 1999 года в США (дата 9/9/99 активно использовалась в рекламе) и 14 октября 1999 года в Европе. Слоганы, использованные в рекламе в США — «It’s thinking», в а Европе — «Up to 6 Billion Players».

В отличие от предшественника Sega Saturn, Dreamcast содержал не приобретаемый отдельно, а входящий в базовый комплект модем, либо Интернет-браузер.

Консоль получила успешный старт, все 300 000 консолей [3] заказанные по предзаказу ушли сразу, а в течение двух следующих недель было продано 500 000 консолей, включая 225 000 продаж за 24 часа после запуска, которые стали рекордом. Но из-за крайне быстрых продаж SEGA не успевала выпускать следующие партии и удовлетворять последующие заказы.

До запуска Dreamcast было сделано несколько игр, основанных на популярных франчайзах, как и в ситуации с PlayStation. В основном, продажам консоли помогли Soul Calibur, Sonic Adventure, Power Stone, и Hydro Thunder.

Конкуренция

Прекращение производства

31 января 2001 года Sega объявила, что производство Dreamcast будет прекращено в марте этого года, в то время как 50 игр из 60 находящихся в разработке всё же будут выпущены. Последней выпущенной в США игрой была NHL 2K2, которая вышла в феврале 2002 года. Решение о прекращении производства консолей было принято, в связи с тяжёлым финансовым состоянием компании. Конкурировать с

23 мая 2000 года корпоративный президент Sega Сёитиро Иримандзири ушёл со своей должности, это привело почти к катастрофическим событиям: акции компании кинули вниз на 41 %. А 26 числа того же месяца был обнародован финансовый отчёт компании за прошедший год. 398 млн долларов убытка. А рост продаж Dreamcast снизился примерно на 27 %.

Повторный запуск игровой приставки

16 февраля 2006 года SEGA выпустила в продажу через Sega Direct of Japan новые экземпляры приставки. На деле приставки были восстановленными из остатков после завершения производства. Также вместе с приставкой поставлялась 2D — стрелялка Radilgy. Также разработчик [4]

20 мая 2006 года Sega of Japan запустила бесплатные сервера Phantasy Star Online. [5]

30 мая 2006 года веб-сайт IGN Dreamcast с целью заново отрецензировать 243 игр, выпущенных в США и дать «новые впечатления, кадры и видео» и сравнить их с играми от PlayStation 3, Xbox 360 и Radium, которая также анонсирована и для приставок Game Boy Advance, Nintendo GameCube, Xbox и PocketPC. [6]

22 февраля 2007 года порт 2D стрелялки Trigger Heart Exelica с Naomi, разработанный Warashi, будет выпущен в Японии.

Технические спецификации

Технология


Windows CE

Windows CE для видеоигр. Под Windows CE была возможность лёгкого портирования игр с ПК, кроме того с ней поставлялась специальная версия

Видеовыход

Консоль способна выдавать чистый 640×480 интерлейсинга.

Эта возможность однако всё же избегалась публикой несмотря на возможность вывода видео улучшенного качества при использовании монитора или HDTV комплекта. Это происходило из-за нехватки знания об этом, кроме того, HDTV 'словарь' ещё не распространился в публике. Также несколько известных игр не было совместимо с этим режимом, включая определенные игры

Другие известные видео эффекты, типа цел-шейдинга и бамп-меппинга были впервые замечены на консоли. К примеру, первой полностью цел-шейдинговой игрой была Jet Set Radio (Jet Grind Radio в США), выпущенная в 2000 году на Dreamcast. Все эти эффекты обрабатывались чипсетом PowerVR2.

GD-ROM


Основной носитель данных для Dreamcast — оптический диск ёмкостью 1,4 Гб, известный как GD-ROM. Разработан компанией GD-ROM поскольку он был гораздо большего объёма при использовании той же недорогой технологии производства компакт-дисков. Все консоли также могли играть аудиодиски, однако GD-ROM приводы, произведённые после 2001 года, не могли читать CD-R ни при каких обстоятельствах.

Эмуляция

После прекращения производства приставки началась разработка нескольких её эмуляторов, при этом из них до стадии публичного выхода дошли только Chankast и NullDC. При этом первый на 0.25 версии 7 июля 2004 года, а спустя четыре года состоялся публичный релиз второй, который является лучшим эмулятором Dreamcast.

В 2006 году была выпущена первая версия эмулятора DEmul, написанного русскими программистами. Сейчас активно развивается.

1 апреля 2007 года появилась первая публичная бета-версия эмулятора NullDC.

Также существовали проекты эмуляции других приставок на Dreamcast, например Bleemcast! позволял играть в игры с PlayStation на Dreamcast.

Аксессуары


Visual Memory Unit — карта памяти Dreamcast, имеет монохромный ЖК-дисплей и 8 кнопок управления.

На VMU можно было играть в различные мини-игры как например Chao Adventure, которую можно было получить с игрой Sonic Adventure, Power Stone, Godzilla.

Также можно было приобрести другой вариант карты памяти без дополнительных возможностей VMU. В основном они выпускались сторонними компаниями, такими как Nexus. Также Sega выпустила вариант карты памяти с ёмкостью в четыре раза большей, чем у обычного VMU. Такая карта не имела дисплея и кнопок, но имела больший объём благодаря возможности переключаться между четырьмя блоками в 200 ячеек каждый.

Контроллер — обладает аналоговым стиком, крестовиной управления, кнопкой старта, четырьмя игровыми кнопками и двумя аналоговыми шифтами на торце. Контроллер был довольно большим и часть игроков жаловалась, что им трудно его держать. Тем не менее, до сих пор такая конструкция считается одной из самых эргономичных.

Также большинство игр поддерживало вибратор «Jump Pack», который продавался отдельно и подключался к контроллеру. В японии Jump Pack назывался «Puru Puru Pack».

VGA-адаптер — уникальным в то время был монитор или HDTV-телевизор, от чего получалось гораздо более лучшее качество, чем на обычном телевизоре. Не все игры работали с адаптером.

Мышь и клавиатура — консоль поддерживала мышь и клавиатуру, которые использовались при наличии веб-браузера, а также поддерживался некоторыми играми, такими как The Typing of the Dead, Quake 3, Phantasy Star Online и Railroad Tycoon. Также часть игр, такие, как REZ, имели недокументированную поддержку мыши.

Удочка — удочка с гироскопом была выпущена для нескольких рыбацких игр.

Микрофон — подключался к джойстику. Поставлялся с игрой SEAMAN, где главным героем нужно было управлять посредством собственного голоса.

Световой пистолет — поствлялся с игрой TIME CRISIS.

Танцевальная платформа — контроллер, предназначеный для игры в серию танцевальных игр Dance Dance Revolution.

Аркадный контроллер — был выпущен аркадный контроллер с шестью кнопками, в том же виде, как контроллеры игровых автоматов. Несмотря на то, что он не мог быть использован в некоторых играх из-за отсутствия аналогового джойстика, он хорошо продавался для использования в 2D-стрелялках. Также существуют переходники для подключения адаптера к другим платформам.

Dreameye — видеокамера, которая должна была выполнять примерно те же функции, что и PlayStation Eye Toy. Выход не состоялся.

Контроллер для Samba de Amigo — SEGA выпустила специальный контроллер в виде марака для игры Samba de Amigo.

Читайте также: