Компетенции населения в области применения персональных компьютеров интернета и других видов

Обновлено: 07.07.2024

Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией? На прошедшем в августе первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года» специалисты ответили на актуальные вопросы о навыках современного учителя, а также обсудили, что он уже сейчас может делать, чтобы эффективно использовать в работе новые технологии.

Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие

«Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс, — рассказал во время онлайн-совещания Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ. — Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации». По его словам, именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции.
Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.

Новое поколение детей требует новых компетенций учителей

Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.

«Инициативная группа цифровых образовательных компаний составила матрицу цифровых компетенций и провела большой опрос среди 30 тыс. учителей. Его цель — понять, какие сегодня есть вопросы и проблемы у педагогов, а также, какие курсы повышения квалификации нужны учителю для качественной работы в онлайне», — рассказала во время «Августовки Учи.ру» Екатерина Латыпова, руководитель бизнес-направления Учи.ру по работе с учителями. По ее словам, в результате опроса определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

Европейская модель компетенций учителя

Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

  • цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
  • обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
  • оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
  • расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Цифровизация и автоматизация в последние несколько лет приводят к тому, что многие привычные профессии исчезают или значительно трансформируются. На смену им приходят новые. Как минимум раз в год появляется рейтинг специальностей, в которых уже сегодня значительная часть задач автоматизирована. В основном это профессии, связанные с большим количеством рутинных функций, которые просто описать и систематизировать. Творческие профессии заменить сложнее, однако искусственный интеллект уже умеет писать музыку или рисовать картины.

Такие привычные профессии, как дизайнеры, экологи, бухгалтеры, финансисты, полицейские, маркетологи, экономисты, косметологи, техники, аудиторы, юристы, медсестры, уже к 2025 году перестанут существовать в привычном формате и значительно трансформируются, став более технологичными.


В то же время эксперты говорят о профессиях будущего, которым пока не учат ни в одном вузе, но уже в ближайшие годы они будут очень востребованы. Например, по данным опроса HeadHunter, среди специальностей, которые станут привычными через десять лет, архитектор виртуальной реальности, менеджер космического туризма, специалист по медицинской робототехнике и др.

Останутся востребованными специалисты, на которых и сейчас большой спрос: архитекторы информационных систем, бизнес-аналитики, HR-специалисты, разработчики мобильных приложений, инженеры различного профиля, аналитики, программисты, менеджеры проектов, разработчики игр, специалисты Big data, тестировщики и пр.

Квалифицированных ИТ-специалистов в России не хватает. По оценкам Минцифры, дефицит в различных сферах информационных технологий составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Эта проблема решается на государственном уровне. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предусматривает, что к 2024 году прием в вузы на IТ и математические специальности будет увеличен до 120 тысяч абитуриентов в год. Свыше 800 тысяч выпускников системы профобразования будут владеть ключевыми компетенциями цифровой экономики на среднемировом уровне.

Также предполагается, что более 1 миллиона специалистов пройдут переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках программ дополнительного образования, а 40 процентов россиян повысят уровень владения цифровыми навыками и компетенциями цифровой экономики.

Пока, по оценкам НИУ ВШЭ, в России уровень владения цифровыми навыками заметно ниже по сравнению с показателями большинства европейских стран. У 55 процентов уровень базовый или низкий. Причем речь идет не о специфических навыках, необходимых, например, аналитику данных или тестировщику, а о базовых вещах, которые традиционно ассоциируются с офисной работой: использование электронной почты, текстового редактора, работа с электронными таблицами, создание презентаций. Такие действия, как установка/настройка программного обеспечения, передача файлов между устройствами, россияне выполняют значительно реже, чем европейцы.

Особенно низкий уровень владения цифровыми навыками, как отмечают в НИУ ВШЭ, наблюдается у людей старше 45 лет. Эксперты объясняют это отчасти тем, что, завершив свое обучение более 20 лет назад, люди средних и старших возрастов не могли освоить соответствующие компетенции, т.к. в то время их просто не существовало. Нынешние старшеклассники и студенты используют компьютеры и программное обеспечение для подготовки индивидуальных проектов, написания письменных работ и презентации полученных результатов, а также проводят много времени за общением онлайн.

Уровень владения цифровыми навыками по возрастным группам, % от общей численности населения соответствующего возраста

Авторы исследования отмечают, что многие россияне не успевают получать необходимые знания об информационных технологиях и из-за этого опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда. При этом представители молодого поколения, родившиеся в цифровую эпоху, также не обладают развитыми цифровыми навыками «по умолчанию», им также нужно постоянно совершенствовать свои компетенции.

По оценкам BCG, решение проблемы так называемой «квалификационной ямы», когда люди не реализуют свои возможности, или их навыки не полностью соответствуют запросам рынка, сможет обеспечить прирост ВВП на уровне 0,5-2 процента.

Пока, по данным НАФИ, сравнительно небольшая доля россиян идет учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. Хотя сейчас для этого есть все возможности: широкий выбор платных и бесплатных курсов, государственные программы по повышению уровня цифровой грамотности, совместные инициативы правительства, бизнеса и вузов.

Одна из таких инициатив – образовательная программа «ПРОНАВЫКИ», стартовавшая в апреле. Это совместный социальный проект Microsoft, АНО «Центр развития информационных технологий «ИТ-Планета» и Академии Ворлдскиллс Россия при поддержке Минобрнауки. Принять участие в программе и развить востребованные на рынке цифровые навыки сможет каждый желающий. Обучение будет организовано в онлайн-формате. Организаторы также помогут с последующим трудоустройством.

Как показал глобальный опрос PwC, 77 процентов работников готовы освоить новые компетенции или полностью переквалифицироваться, однако есть различия в доступе к возможностям повышения квалификации. В то время как 46 процентов людей с высшим образованием говорят, что их работодатель предоставляет им достаточно ресурсов для улучшения цифровых навыков, только 28 процентов людей со средним образованием говорят то же самое. Поэтому особенно важны образовательные программы, обеспечивающие равный доступ к знаниям и навыкам для всех – людей разных возрастов, уровня образования и т.д.

Программа «ПРОНАВЫКИ» доступна в том числе людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ее старту были разработаны специальные образовательные курсы с учетом современных инклюзивных технологий. В целом у всего образовательного контента программы есть поддержка в формате специальных версий для слабовидящих, текстовых трансляций, звуковых дорожек, аудио- и видеофайлов.


В формировании контента программы принимали участие коллективы вузов, на базе которых функционируют ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ) по обучению людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вузы-партнеры. Организационную поддержку по сбору информации о создании совместных курсов оказывает ФГАОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения» − Проектный офис Минобрнауки России (по проекту сети РУМЦ).

Участникам программы доступны бесплатные курсы по наиболее востребованным цифровым навыкам, по итогам которых они получат специальные сертификаты и бесплатные карьерные консультации по поиску работы. К инициативе планируется привлечь компании малого и среднего бизнеса, которые помогут с трудоустройством людей, прошедших обучение. То есть малый и средний бизнес получит возможность привлекать к работе сотрудников с необходимыми знаниями, а участники инициативы смогут претендовать на рабочие места.

Со стороны Министерства науки и высшего образования РФ инициативу сотрудничества сопровождает департамент координации деятельности образовательных организаций, который высоко оценивает потенциал и социальную значимость подобных программ для расширения возможностей самореализации, в том числе для людей с ОВЗ.

Ранее в Минобрнауки отмечали, что для адаптации высшего образования к потребностям экономики и социальной сферы необходимо вносить изменения в образовательные программы, повышать качество преподавания, использовать передовые образовательные технологии и увеличивать практическую составляющую обучения. Университетам совместно с бизнесом необходимо выстраивать цифровые образовательные модули, ведь цифровые навыки сегодня нужны в любой сфере и профессии.

Первый блок Модели компетенций включает в себя базовые цифровые компетенции — минимально необходимый уровень знаний и навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в повседневной и профессиональной деятельности.

В рамках всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан Российской Федерации» ежегодно проводится измерение уровня знаний и умений населения, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Знания и умения распределены по трем основным группам, которые в совокупности составляют цифровые базовые компетенции.

Применение цифровых компетенций в рамках определенных жизненных ситуаций приводит к использованию (потреблению) различных цифровых ресурсов (интернет, социальные сети, госуслуги, телемедицина и прочие).

Способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни основана на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью (поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств и прочее).

Сочетание инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире (защита персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культура поведения, репутация, этика, хранение информации, создание резервных копий и прочее).

Стоит отметить, что в Российской Федерации к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим существуют базовые квалификационные требования к знаниям и навыкам в области ИКТ. К ним относятся общие навыки работы на персональном компьютере, навыки работы с электронными документами, в интернете, знание основных офисных программ. Это тот минимальный уровень знаний и умений использовать ИКТ, который необходим любому служащему в повседневной и профессиональной деятельности.

Безусловно, для эффективной реализации стратегии цифровой трансформации, проектов цифрового развития недостаточно цифровых базовых компетенций. Требуются определенные личностные характеристики, важные для достижения амбициозных, сложных, масштабных целей и решения задач, поставленных руководством страны в сфере цифрового развития в государственном секторе. В связи с этим в Модели компетенций выделен блок личностных компетенций.

В очень спорной, но весьма увлекательной книге Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство» история человечества рассматривается периодами, когда зависимость от одного вида топлива сменяла другую, и это всегда сопровождалось глобальными изменениями в укладе жизни. Сейчас мир зависит от нефти, но в будущем, считает автор, будет зависеть от программистов. Они станут незаменимым ресурсом, без которого не сможет функционировать ни одно производство, государство и общество в целом. Если оставить за скобками авторский взгляд и обратиться к прогнозам по рынку труда, то, например, согласно Roland Berger, к 2030 году в Европе откроется дефицит в 50 млн специалистов. Большая часть вакансий (но не все) будут связаны с ИТ-специальностями. Исследователи уверены в благах, которые несет с собой автоматизация, поскольку она не только отнимает, но и создает рабочие места, избавляя человека от рутины и скучной работы. Ее будут делать программы — осталось только научиться с ними правильно взаимодействовать.

Не только карьерный вопрос ставит на повестку дня цифровые навыки для каждого. Бытовая сфера тоже меняется, и, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку приходится осваивать новые гаджеты и инструменты. Не нужно далеко ходить за примерами: во время карантина учителя и родители школьников оказались абсолютно не готовы к использованию такой базовой функции, как конференц-связь.

Эти пять групп навыков нужны сегодня каждому человеку.

Информационная безопасность

Развитие автоматизации открывает новые горизонты для мошенников, при этом новые вирусы порой создаются не только для извлечения прибыли, но и просто ради практики и забавы. Сегодня даже холодильник или навороченный чайник могут «поймать» вирус.

Поэтому навык защиты своих данных в современном мире приобретает все большую актуальность. Каждый пользователь гаджетов должен соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности: вовремя обновлять программу-антивирус, не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить свои данные на непроверенных сайтах. Смена паролей на устройствах должна войти в привычку, как смена постельного белья, чтобы, например, видео с вашей веб-камеры не оказалось в сети.

Кстати, сегодня в России штраф за утечку персональных данных составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Конечно же, если пользователь сам «сольет» свои данные, то никто его не накажет. Другое дело, если утечка произойдет на работе по причине халатности или невнимательности сотрудника.

Многие считают, что если в компании есть отдел кибербезопасности, то можно не забивать себе голову правилами цифровой гигиены: мощный антивирус и бдительный сисадмин вовремя заметят угрозу. Увы, это не совсем верно. Сегодня в мире набирают обороты новые виды кибератак — фишинговая рассылка на электронную почту рядовых сотрудников, которая имитирует деловые письма. Они не содержат подозрительных файлов, поэтому система защиты не распознает их как потенциально опасные. Вступив в переписку, человек попадается на крючок: дальше идут в ход психологические манипуляции и игра на эмоциях (в том числе желании угодить начальству). Пользуясь этим приемом, хакер вынудил сотрудника Nikkei America перевести ему 29 млн долларов.


Фото: Tyler Hendy/Unsplash

Интернет вещей

Интернет — это уже не просто сеть компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Интернет становится «сетью всего». Компания Transforma Insights опубликовала данные о продажах оборудования для интернета вещей: в прошлом году покупатели потратили порядка 465 млрд долларов на такие устройства, а суммарное их количество в мире выросло до 7,6 млрд штук.

Тренд набирает все большую популярность и, несомненно, требует от человека особого навыка владения всеми высокотехнологическими устройствами. Иначе однажды можно остаться голодным, не договорившись с собственным роботом-холодильником, или попасть в щекотливую ситуацию из-за умного унитаза. Осваивая умные гаджеты, напротив, можно поднять качество быта на новый уровень. Например, если нет возможности выходить с собакой на улицу в шесть утра, можно выгуливать ее при помощи дрона.

Работа с данными

Если вы еще не слышали словосочетания Data Driven, пора с ним познакомиться. Предельно упрощая — это подход к работе и бизнесу, полностью основанный на данных. Например, в крупнейшей нефтехимической компании «СИБУР» созданы полные цифровые двойники всех объектов и процессов производства. На практике это означает, что работу каждой единицы техники можно отследить на экране, совсем как в «Матрице». Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для принятия важных управленческих решений.

Рано или поздно все компании перейдут на работу с данными. Поэтому каждый сотрудник должен уметь собирать, обрабатывать и считывать информацию из отчетов, графиков и таблиц. Конечно, большинству не нужно изучать сложные инструменты, классического Excel будет вполне достаточно. Изучите все его функции вдоль и поперек — и будете чувствовать себя увереннее в будущем.

Цифровой этикет

Чего точно не нужно делать:

Эти правила пригодятся не только на работе, но и в повседневном общении.

Самообучаемость и адаптивность

Можно не принимать во внимание такие далекие горизонты, а посмотреть на уже свершившееся. В прошлом году эксперты Burning Glass провели масштабное исследование, проанализировали миллиард вакансий по миру и выявили огромный сдвиг в устоявшемся наборе навыков в 250 разнообразных профессиях. Каждая восьмая из них предполагает принципиально новые компетенции, большая часть которых — цифровые.

Цифровые навыки — отнюдь не статичное понятие. Они устаревают с той же скоростью, с какой нашу жизнь перекраивают технологии. Поэтому обновлять их придется с завидной регулярностью. Это потребует еще одной важной группы умений — самостоятельного поиска информации, ее усвоения и быстрой адаптации к новым условиям. Как и любой навык, умение учиться можно развить, например, на специальном курсе Сoursera.

Непрерывная учеба должна стать стилем жизни в 2021 году и во всех последующих. Это позволит не упустить карьерные возможности и уверенней чувствовать себя в меняющемся мире.

Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей.

Ожидается масштабная трансформация требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы.

Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных.

Внедрение цифровых технологий обусловливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам:

  • снижение спроса на профессии
  • сокращение жизненного цикла профессий
  • трансформацию компетентностных профилей некоторых категорий персонала
  • возникновение новых ролей и профессий
  • повышение требований к гибкости и адаптивности персонала
  • повышение требований к «soft skills»
  • рост спроса на специалистов, обладающих «цифровой ловкостью»

На российском рынке труда ожидается рост спроса на кадры высокой ИТ-квалификации в среднесрочной перспективе.

В частности, вырастет потребность в кадрах по таким перспективным направлениям, как искусственный интеллект, анализ больших данных, робототехника, виртуальная реальность, Интернет вещей.

По результатам исследований в числе перспективных профессий высокой квалификации, востребованных рынком в условиях цифровизации, отметим следующие:

  • Архитектор Интернета вещей
  • Биоинформатик
  • Дата-журналист
  • Дизайнер виртуальной среды
  • Дизайнер голосовых интерфейсов
  • Дизайнер интерфейсов Интернета вещей
  • Инженер по безопасности данных
  • Инженер-оператор робототехники
  • Исследователь данных
  • ИТ-юрист
  • Компьютерный лингвист
  • Консультант по робоэтике
  • Разработчик киберпротезов и имплантатов
  • Разработчик нейроинтерфейсов
  • Специалист по цифровой логистике
  • Тканевый инженер
  • Цифровой маркетолог
  • Цифровой продюсер

Цифровые навыки стали неотъемлемой частью профессиональных навыков как в области образования и науки, так и в промышленности. Реализация прорывных технологических проектов в условиях цифровой экономики порождает спрос на специалистов, владеющих комплексом жестких, гибких и специальных цифровых компетенций, включая:

Читайте также: