Компьютер друг или враг беседа

Обновлено: 06.07.2024

Игра «Хорошее настроение»
Топните ногой те, у кого отличное настроение.
Дотроньтесь до кончика носа те, у кого дома есть компьютер.
Поднимите обе руки те, кто любит играть в компьютер.
Хлопните в ладоши те, кто готов меня слушать (со мной сотрудничать).

Ребята, отгадайте загадку,
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же (компьютер)

Стадия вызов:
Игра «Ассоциация»
Ребята скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово компьютер (монитор, игры, интернет, почта и т.д.)

Много разных машин придумал и построил человек. Все они его верные помощники. Есть машины сильные, как экскаватор. Есть машины ловкие, как ткацкий станок. Есть машины быстрые, как самолёт. А есть машины умные, как компьютер.

Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь и представить сегодня свою жизнь без компьютера просто невозможно.

А вот кем является компьютер человеку? Другом, помощником или врагом? Мы сегодня и должны ответить на эти вопросы.

Тема нашего классного часа «Компьютер – враг, друг, помощник?»

Работать будем в группах, каждая группа – лаборатория, которая проведёт своё исследование, и затем полученные результаты сообщит на общем совете. Договорились?

Перед началом работы повторим « Правила работы в группе»
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Не перебивай собеседника.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

А теперь, ребята, я предлагаю выделить следующие области исследования:
Компьютер – друг!
Компьютер - помощник!
Компьютер - враг!

- А как вы понимаете само слово ДРУГ?
( Друг – человек, который поможет в трудной ситуации, к которому можно обратиться с проблемой, с которым интересно общаться).
- Помощник?
- А враг?
(Враг – человек, который приносит вред здоровью физическому и психическому, из-за которого возникают конфликты с близкими людьми).

Стадия осмысления:

Сейчас вам предстоит составить кластер.
- Предлагаю 1 группе : подумать и написать 3-4 примера в подтверждение того, что компьютер – друг.
2 группе: компьютер – помощник
3 группе: компьютер - враг

На работу 5 минут
Выступление 1 группы:
-В каких случаях компьютер ведет себя как друг?
работа на компьютере - игра, это интересно
Развивает мышление (рисунки, схемы, знаки)
Развивает память и внимание (яркие, запоминающиеся предметы, действия)
Возможность общения со сверстниками
Возможность продемонстрировать свою индивидуальность, хобби, талант)
Развитие мелкой моторики рук
Быстрый доступ к информации
Возможность дистанционного обучения

Выступление 2 группы
- В каких случаях компьютер ведёт себя как помощник?
Источник информации
Можно научиться рисовать
Хорошая печатная машина
Счётная машина
Хранит большой объём информации

- Компьютер может быть не только другом, но и превратиться в злейшего врага. В каких случаях может произойти именно так?

Выступление 3 группы
Вредит зрению.
Вредит позвоночнику (много проводим времени в сидячем положении и в напряжении).
Перегрузка суставов кисти.
Присутствует головная боль, нарушение сна, нарушение памяти.
Мало читаем, а отсюда мало воображаем, представляем, фантазируем.
Получаем стресс при неудачах во время игры, т.е воздействие на психику.
Излучение
Вызывают агрессию
уход от реальности

- Ребята, посмотрите на меня. Я изображу чашу с весами. На одну чашу мы положим с вами компьютер друг, помощник, а на другую чашу компьютер враг? Как вы думает, что перевесит?
(Зависит от человека, если он будет разумно пользоваться компьютером, тогда перевесит чаша, если неразумно, тогда чаша)
Стадия рефлексии:
ВЫВОД ОБЩИЙ : Компьютером можно и нужно пользоваться, но так чтобы не навредить здоровью.
Работа в группах
Выберет из списка добрые советы, которые нам пригодятся во время работы на компьютере.(раздать листы на каждую парту с советами)

Каждая группа называет совет - поочереди:
1. Проводить за компьютером не более 20 минут
2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер
3. Работать за компьютером 5 часов .
4. Сидя за компьютером ровно держать спину.
5. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.
6. Не вставать и не делать разминку.
7. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)
8. Вставать из-за компьютера и делать разминку.
9. Сидеть близко к монитору, иначе ничего не видно.

7.Рефлексия

А теперь ответим на вопрос, который поставили в начале урока - кто же компьютер для человека?

- ВЫВОД:
- Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину в общении с компьютером, сделав его другом, помогающим решать различные задачи вашего развития, а не врагом вашего здоровья.

Цель: Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.

1. Ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр;

2. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем общаться друг с другом и получать удовольствие от общения. Садитесь.

Наше общение мы начнем с загадки о предмете, который станет темой нашей беседы. Послушайте загадку внимательно.

Что за чудо-агрегат?

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать?

  • О чем мы будем говорить на занятии? О компьютере.
  • Что такое компьютер?
  • Зачем нужен компьютер?
  • Кем он может стать для человека? (выслушиваю мнения детей)

Сегодня перед нами стоит вопрос « Компьютер – друг или враг?».

Чтобы ответить на вопрос более точно, я бы хотела узнать ваше мнение: «Кто для вас компьютер – друг или враг?» Для этого составим ожерелье из бусин разного цвета, вы выберете нужную бусину:

  • если вы считаете, что компьютер - ваш друг, то выбираете бусину зеленого цвета;
  • если вы считаете, что компьютер - ваш враг, то выбираете бусину красного цвета.

Судя по ожерелью, вижу, что все вы очень хорошо относитесь к компьютеру, а я не очень.

Скажите, почему компьютер – ваш друг? (выслушиваю мнения детей)

  • В каком случае компьютер становится нашим помощником? (когда мы знаем возможности компьютера и умеем их применить)
  • Какие возможности компьютера вам известны?
  • А в какие игры вы играете?
  • Что развивают игры? (наблюдательность, внимание, смекалку, логику)
  • А можно ли совершать виртуальные путешествия на компьютере? (да)

Хорошо, вы меня убедили, с компьютером – другом можно интересно провести время.

Посмотрите, на ожерелье мы видим и бусины красного цвета. О чем они говорят? Компьютер – враг. Почему? (выслушиваю мнения детей)

Чтобы точнее разобраться в этом мнении без медицинских работников нам не обойтись.

Закройте глаза. Откройте. Мы находимся с вами медицинском кабинете. Кто я? (медик)

-Ребята, компьютер действительно вредит вашему здоровью: падает зрение, искривляется позвоночник, пропадает настроение и аппетит. Компьютер – враг, потому что он вредит здоровью.

-Скажите, (снимая халат) от кого зависит, кем вам будет компьютер? (от нас самих)

-Чтобы компьютер был для вас только другом и помощником, давайте послушаем, что нам рекомендуют медицинские работники:

Профилактика нарушений зрения

  1. Комфортабельное рабочее место
  2. Гимнастика для глаз

Профилактика заболеваний органов дыхания

  1. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
  2. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками, декоративные водопады
  3. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата

И самое главное: нельзя «замирать» надолго в одной позе. Каждые 15-20 минут нужно проводить разминочные упражнения: встать, пару раз присесть или же просто поменять положение ног.

- Чтобы компьютер был для вас только другом и помощником, выполним гимнастику, которую нужно выполнять во время работы с компьютером. (выполнение гимнастики)

-Чтобы вы не забывали эти упражнения, мои помощники раздадут вам памятки с гимнастикой. (раздача памяток)

  • А сейчас вернемся к вопросу «Компьютер – друг или враг?»
  • От кого зависит, кем станет для человека компьютер? (от человека)
  • Я тоже изменила свое мнение о компьютере, вижу, что компьютер – наш помощник и друг. (учитель меняет красную бусину на зеленую)

Ожерелье немного поменяло цвет, большинство пришло к выводу, что компьютер – наш друг. Ожерелье остается вам в подарок как напоминание о том, что от нас самих зависит, кем станет для нас компьютер.

Я благодарна вам за активную и творческую работу, за отличное настроение, которое вы мне сегодня подарили. Спасибо.

ПАМЯТКА
Правила работы на компьютере

1. Правильная поза. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.

2. Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см. Если вы играете на ТВ приставке, расстояние от глаз до экрана телевизора должно быть не менее 3 м.

3. Правильное освещение. Помещение, где расположен компьютер, должно быть хорошо освещено. В солнечную погоду прикрывайте окна шторами, чтобы монитор не отсвечивал.

4. Самочувствие. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.

5. Соблюдать режим работы и отдыха. Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, а через каждые полчаса делать перерыв на 10-15 минут. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

6. Специальная гимнастика. Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз. Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд. Есть и другое упражнение: резко посмотреть сначала вверх, затем влево, вниз и вправо. Повторить процедуру 10 раз, после чего закрыть глаза и дать им отдохнуть.

7. Питание. Очень полезно принимать витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения.

Цель: Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.

1. Ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр;

2. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем общаться друг с другом и получать удовольствие от общения. Садитесь.

Наше общение мы начнем с загадки о предмете, который станет темой нашей беседы. Послушайте загадку внимательно.

Что за чудо-агрегат?

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать?

О чем мы будем говорить на занятии? О компьютере.

Что такое компьютер?

Зачем нужен компьютер?

Кем он может стать для человека? (выслушиваю мнения детей)

Сегодня перед нами стоит вопрос « Компьютер – друг или враг?».

Чтобы ответить на вопрос более точно, я бы хотела узнать ваше мнение: «Кто для вас компьютер – друг или враг?» Для этого составим ожерелье из бусин разного цвета, вы выберете нужную бусину:

если вы считаете, что компьютер - ваш друг, то выбираете бусину зеленого цвета;

если вы считаете, что компьютер - ваш враг, то выбираете бусину красного цвета.

Судя по ожерелью, вижу, что все вы очень хорошо относитесь к компьютеру, а я не очень.

Скажите, почему компьютер – ваш друг? (выслушиваю мнения детей)

В каком случае компьютер становится нашим помощником? (когда мы знаем возможности компьютера и умеем их применить)

Какие возможности компьютера вам известны?

А в какие игры вы играете?

Что развивают игры? (наблюдательность, внимание, смекалку, логику)

А можно ли совершать виртуальные путешествия на компьютере? (да)

Хорошо, вы меня убедили, с компьютером – другом можно интересно провести время.

Посмотрите, на ожерелье мы видим и бусины красного цвета. О чем они говорят? Компьютер – враг. Почему? (выслушиваю мнения детей)

Чтобы точнее разобраться в этом мнении без медицинских работников нам не обойтись.

Закройте глаза. Откройте. Мы находимся с вами медицинском кабинете. Кто я? (медик)

-Ребята, компьютер действительно вредит вашему здоровью: падает зрение, искривляется позвоночник, пропадает настроение и аппетит. Компьютер – враг, потому что он вредит здоровью.

-Скажите, (снимая халат) от кого зависит, кем вам будет компьютер? (от нас самих)

-Чтобы компьютер был для вас только другом и помощником, давайте послушаем, что нам рекомендуют медицинские работники:

Профилактика нарушений зрения

Комфортабельное рабочее место

Гимнастика для глаз

Профилактика заболеваний органов дыхания

Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.

Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками, декоративные водопады

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата

И самое главное: нельзя «замирать» надолго в одной позе. Каждые 15-20 минут нужно проводить разминочные упражнения: встать, пару раз присесть или же просто поменять положение ног.

- Чтобы компьютер был для вас только другом и помощником, выполним гимнастику, которую нужно выполнять во время работы с компьютером. (выполнение гимнастики)

-Чтобы вы не забывали эти упражнения, мои помощники раздадут вам памятки с гимнастикой. (раздача памяток)

А сейчас вернемся к вопросу «Компьютер – друг или враг?»

От кого зависит, кем станет для человека компьютер? (от человека)

Я тоже изменила свое мнение о компьютере, вижу, что компьютер – наш помощник и друг. (учитель меняет красную бусину на зеленую)

Ожерелье немного поменяло цвет, большинство пришло к выводу, что компьютер – наш друг. Ожерелье остается вам в подарок как напоминание о том, что от нас самих зависит, кем станет для нас компьютер.

Я благодарна вам за активную и творческую работу, за отличное настроение, которое вы мне сегодня подарили. Спасибо.

hello_html_m2262a06d.jpg

ПАМЯТКА
Правила работы на компьютере

1. Правильная поза. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.

2. Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см. Если вы играете на ТВ приставке, расстояние от глаз до экрана телевизора должно быть не менее 3 м.

3. Правильное освещение. Помещение, где расположен компьютер, должно быть хорошо освещено. В солнечную погоду прикрывайте окна шторами, чтобы монитор не отсвечивал.

4. Самочувствие. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.

5. Соблюдать режим работы и отдыха. Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, а через каждые полчаса делать перерыв на 10-15 минут. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

6. Специальная гимнастика. Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз. Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд. Есть и другое упражнение: резко посмотреть сначала вверх, затем влево, вниз и вправо. Повторить процедуру 10 раз, после чего закрыть глаза и дать им отдохнуть.

7. Питание. Очень полезно принимать витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения.

«Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным.»- так начинается одна статья о компьютерной и интернет-зависимости, ранее неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века».

До последнего времени проблемы компьютерной и интернет-зависимости волновали главным образом западное общество, но сейчас эти темы становятся актуальными и для нашей страны. Особенно в связи с современной государственной политикой, предусматривающей глобальную информатизацию всей сферы образования. Что же это за новые формы зависимости, в чем заключается связанная с ними опасность? Давайте попробуем разобраться.
Совсем недавно детей мы ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация несколько изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора, лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из спорных сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Сталкиваясь с этой стороной, ребёнок куда-то «уходит» от Вас и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим, и Вы его не узнаете. Компьютер из друга превращается во врага номер один.

Дети и подростки проводят за ним больше времени, чем в школе. Продолжительность их общения с родителями сводится к нулю. Интернет оказался на пути у родителей - мешает обеим сторонам укреплять взаимные привязанности, участвовать в совместной трудовой и игровой деятельности. Отнимая время, виртуальный мир препятствует живому общению между людьми. Сокращается число групповых, подвижных игр на открытом воздухе, совместной деятельности по конструированию воображаемых детских миров. Сам же способ получения информации из Интернета не требует особых усилий, предоставляя возможность пассивного переживания подаваемого материала. Привычка расширять кругозор за счёт одного клика мыши - препятствие выработки навыка активного чтения, целенаправленного поиска необходимых книг, пособий, руководств, справочников, то есть самообразование. Уменьшается число детей и подростков, увлекающихся коллекционированием, самодеятельностью, спортом, моделированием и другими формами приобщения к активной общественной жизни. Снижаются возможности воспитания всех необходимых человеку качеств: воли, настойчивости, упорства, инициативности и т.д.
Большую опасность Интернет – страницы таят в своём содержании. В отличие от взрослых, как правило, сочетающих интерес к происходящему в компьютере с домашними делами, ребёнок полностью поглощен происходящим, он стремится стать главным героем виртуального мира, страдает и радуется, терпит поражение и старается победить вместе с ним. Чем меньше ребёнок, тем меньше он понимает реальность. Не чувствует отдалённость в пространстве, глубже переживает происходящее. В конечном итоге эти переживания оставляют серьёзный след в душе ребёнка, они не только нарушают его сон, делают пугливым, раздражительным, но и создают почву для более серьёзных нервных расстройств.

В наше время дети и подростки знакомы с названиями таких сетевых игр, как, как: World of War craft, Counter Strike, GTA, DOOM, Sims больше, чем с названиями и авторами детской литературы. Они пытаются подражать героям игр, нападают на сверстников и взрослых, стремятся достать оружие, разыгрывают сцены насилия и совершают так называемые «акты возмездия». Опасность этого подражания усугубляется тем, что школьники не способны соразмерять свои намерения с возможными результатами. Нередко во время реального общения одни дети наносят непоправимый вред здоровью других. Агрессивное поведение особенно усиливается у детей в подростковый период с невысокими умственными способностями, чувствующих свою незащищенность, подвергающиеся постоянным ограничениям, плохо приспособленных, тревожных либо отвергаемых своими сверстниками.
Конечно же, развитие Интернета к возможности взаимодействия "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек". Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли "виртуальные сообщества", - миры, сформированных Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами.

Существуют различные способы виртуального общения:

И теперь несколько слов о каждом из них:

  • E-MAILпочта - Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит сразу после отправки.
  • ICQ - ("I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська») - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в on-line в реальном времени. Пользуясь ICQ, можно включить Invisible Mode и общаться только с теми, кого хочешь здесь видеть. А функция ignore тут безотказно работает против любых приставал.
  • IRC чаты - "Если Internet называют "хаосом, который,тем не менее, работает", то IRC - это хаос в миниатюре." Edward Crol.

"IRC" означает "Internet Relay Chat" и представляет из себя систему, которая позволяет вести диалог с другими пользователями Internet на специальных "каналах" или лично. Каналы можно сравнить с комнатами - вы "заходите" на канал и после любая ваша фраза может быть услышана всеми, кто находится на том же канале - вне зависимости от того, что один ваш собеседник живет в Австралии, а другой - в Южной Африке. При необходимости вы можете общаться лично – только с тем, с кем желаете – в private.
По сравнению с обычным разговором, IRC имеет ряд особенностей: собеседники не видят и не слышат друг друга, т.е. не воспринимают ни интонацию, ни внешность. Каждый из участников имеет nick. Выбор своего "ника" - это заявка на анонимность (если он «никакой»), либо важная часть своего виртуального образа.
В этих Интернет-мирах многие подростки создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя определенным образом, наделяя именем, псевдонимом.
Одновременно с конструированием собственной виртуальной личности человек создает образ собеседника, который почти всегда не соответствует действительности, т.к. недостающую информацию он просто домысливает, ориентируясь на собственные ожидания. При переходе от виртуальных контактов к реальным, бывшие виртуальные собеседники, как правило, испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности. Это ещё один из негативных факторов влияния Интернет – общения.
Так почему же наши дети так легко поддаются соблазнам Интернет-общения и компьютерных игрушек?

Причины возникновения компьютерной зависимости:


Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1.Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет — 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет — 1,5 часа).
2.Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
Прежде всего, следует привести образ жизни ребёнка к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр. Уместным здесь будет обращение к спорту, туризму, занятиям музыкой, художественной фотографией. Психологи не встречали ребенка, увлеченного, например, спортом, который был бы при этом зависим от компьютерных игр. Компьютер дает пищу для ума, но не дает проживания момента. Дети, зависимые от компьютера, видят в нем способ своей реализации - реализации силы, власти, возможности контролировать. Возникает вопрос к родителям: как они создали такую атмосферу, что ребенок чувствует свое бессилие и нереализованность?
3.Приобщайте к домашним обязанностям.
4.Культивируйте семейное чтение.
5.Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
6.Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.
Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.
Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
7.Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
8.Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
9.Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
10.Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.
Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребёнок во время увлечённой игры на компьютере. Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка — аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребёнка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою не успешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления». Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

Цель: обсудить с учащимися, что компьютер может быть помощником, врагом и другом; сформулировать правила при работе на компьютере.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они были, но были очень дорогие, и даже не каждый мог иметь у себя дома компьютер. А теперь? Теперь в каждом втором доме есть компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь человека.
– А у вас дома работает компьютер? (Ответы детей)
– Послушайте рассказ, написанный одним из учеников нашей школы.

Мой друг компьютер

Дедушка Абдулла подарил моему папе в день рождения компьютер. Папа очень обрадовался:
– Этому другу сразу надо выделить определенную комнату.
А когда я посмотрела на него с удивлением, он сказал:
– Да, да, он будет другом всей нашей семьи, а твоим – с особенности.
Вот и установили этого друга в отдельной комнате. Папа теперь в компьютере что-то читает, мама печатает, а дед планирует, как строить дачу. Папа и меня научил работать на компьютере. Я играю с ним в разные игры, рисую, пишу стихи, занимаюсь математикой, английским, русским, башкирским языками. Мой друг умеет играть и в шахматы. С ним мне интересно, и он никогда не надоедает.
Бабушка говорит, что нельзя злоупотреблять дружбой, надо и отдохнуть друг от друга, а то будет вред для здоровья.
Поэтому я встречаюсь с компьютером один раз в день по 15 минут. Больше и нельзя, потому что у меня ещё много и других друзей по школе, по двору, по улице.

– Для каких же целей можно «заводить» дома персональный компьютер?

Выслушав ответы детей, учитель делает вывод: используя домашний компьютер, соответствующие программные средства и периферийные устройства, можно:

– играть в компьютерные игры;
– проводить обработку текстов при написании документов;
– обучаться иностранным языкам, изучать историю и другие предметы;
– рисовать;
– играть на «музыкальных инструментах»;
– составлять собственные программы.

В основном учащиеся используют компьютер для игр, написания рефератов, докладов. Что, в общем, хорошо отражается на учебе, следовательно, компьютер наш помощник!
– Или враг? Когда же компьютер может стать врагом? (Ответы детей)
Особенно вреден компьютер для здоровья детей. Даже если ваш компьютер безопасен и отвечает стандартам качества, он все-таки может причинить вред тебе.
– Какие же опасности подстерегают при работе с этой умной машиной? (Ответы детей)

1. Компьютер работает под высоким электрическим напряжением, и поэтому при неисправной проводке возможно поражение электрическим током или возгорание монитора (если закрыты вентиляционные отверстия).
2. Опасно электромагнитное излучение от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора и системного блока.
3. Сильная нагрузка на глаза при долговременной работе на близком расстоянии от экрана монитора приводит к ухудшению зрения.
4. Повышенный уровень шума при работе компьютера и принтеров создает дополнительную нагрузку на мозг.
5. Пониженная влажность воздуха, повышенное содержание пыли и недостаток аэроионов (легких отрицательно заряженных молекул кислорода) в помещении, где работают компьютеры, приводят к снижению иммунитета организма человека.
6. Возникают дополнительная нагрузка на позвоночник и утомление при неправильной организации рабочего места.
7. Опасны повышенные нервно-психические и эмоциональные нагрузки при работе на компьютере. Вспомните, как вы переживаете, играя в компьютерные игры.

– Что же делать, чтобы компьютер был не тайным врагом, а помощником? (Приложение 1, слайд 2: разбираем по пунктам)

В первую очередь – берегите глаза!

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1– 6.
Повторить 4—5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
Повторить 2 раза.

Упражнение 3

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—15.

Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, сидеть нужно прямо перед ним, а не сбоку. Экран и комната должны быть освещены равномерно. Хорошо, если удастся вокруг монитора создать освещение голубого или синего цвета той же яркости, что и экран. Настольную лампу лучше поместить за монитором: получится рассеянный свет и на экране не будет бликов. Верхний свет тоже сделайте рассеянным. В поле зрения работающего не должны попадать другие мониторы или экран телевизора – это приводит к дополнительному облучению, перенапряжению глаз и мозга. Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите (родителям).

Цель – укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи. Упражнение способствует предотвращению:
синдрома запястного канала вытягиванию шеи вперед дисфункции височно-нижнечелюстного сустава грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела
синдрома верхней апертуры грудной клетки
Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.
Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад.
В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

"Абра-кадабра"

Цель упражнения: усиление кровотока к ладоням; снятие напряжения в запястьях и ладонях; удаление продуктов распада из области запястного
канала и ладоней.
Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра-: медленно сжать ладони в кулак.
Кадабра: медленно разжать кулаки.
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.

"Глядя в небо"

Цель этого упражнения – устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.
Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад глядя в небо.
Вернутся в исходное положение.

"Разговор с ладонью"

Цель упражнения:
Растягивание мышц-разгибателей запястья и пальцев (мышц, проходящих через запястный туннель и входящих в кисть руки). Увеличение притока крови по сосудам, проходящим через запястье и ладонь. Профилактика синдрома запястного канала.
Поза: сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.
Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.
Таким образом, если соблюдать все рекомендации, то компьютер из врага превратится в помощника человека.

5 правил безопасности (можно распечатать и раздать детям)

Если приобрести компьютер хорошего качества – тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши зеленые друзья – кактусы – тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

– А теперь разделимся на группы и отгадаем кроссворд (Приложение 1, слайды 5,6).

Рефлексия

– Ребята, скажите, компьютер для вас друг, помощник или враг? (ответы детей).
– Какое упражнение вам больше всего понравилось?
– Я надеюсь. Что вы в повседневной жизни будете соблюдать правила, выполнять упражнения, чтобы компьютер был помощником.

Читайте также: