Компьютер это сложная игрушка или сложная машина

Обновлено: 13.05.2024

Компьютерная игра, как и компьютер в целом, необычайно привлекательная для ребёнка. Но именно в этой привлекательности таятся основные угрозы. То, что на первый взгляд может показаться плюсом, таит в себе наибольшую опасность.

Мир компьютерной игры ярок, прост и подчиняется чётким правилам. Погружаясь в такую красивую и понятную реальность, дети могут разочароваться в обычной жизни.

Для чего нужен компьютер (играть или работать)? То есть, компьютер – это современная игрушка или помощник в учёбе? Существует масса программ, направленных на обучение, развитию интеллектуальных навыков, логики, абстрактного мышление, моторики ребёнка. Обучение счёту, чтению, иностранным языкам – лишь некоторые примеры того, что может дать ребёнку компьютер. Такую программу можно выбрать не только в зависимости от предмета, но и с учётом возраста ребёнка.

При правильном подходе к выбору компьютерных программ можно извлечь массу плюсов. В наше время компьютерная грамотность не стоит наряду с грамотностью обычной. И ребёнок, который не владеет навыками общения с программным обеспечением, будет чувствовать себя как иностранец, не знающий языка

1. Мнение психологов.

Зачастую родители, покупающие маленькому ребенку (6-9 лет) компьютер, считают, что делают это для его пользы. Мол, чем раньше он овладеет компьютерной грамотой, тем лучше. И когда ребенок днями напролет просиживает перед экраном, родители с умилением взирают на любимое "чадо", думая, что таким образом можно "вырастить" нового Билла Гейтса. Однако английские психологи считают, что родители в данном случае должны понимать: их ребенок в опасности. Научные исследования, результаты которых опубликованы в Британии в 2007 году, доказывают, что пристрастие ребенка до 10 лет к компьютеру (пусть даже к обучающим и развивающим компьютерным программам) может замедлить его развитие, подавить интерес к обычным детским играм и к контактам со своими сверстниками. По мнению психологов, часы, проведенные в общении с компьютером, могут стать причиной неадекватных реакций ребенка в дальнейшем. В частности, подобным побочным эффектом считается стремление юного программиста все проверять самому на своем опыте. Кроме того, как считают исследователи, работа на компьютере в столь раннем возрасте не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. А потому ученые советуют воспитывать детей, руководствуясь традиционными методиками. До 10-11 лет как для физического, так и для психического здоровья ребенка гораздо безопаснее и полезнее играть в кубики, петь и танцевать, чем жить в "виртуальном мире".

Психологи утверждают, что игры разных жанров по-разному влияют на ребенка. Как выяснилось, девочки больше любят игры, в которых нужно ходить по таинственным местам и разгадывать загадки. Мальчики же любят стратегии и "стрелялки". Однако стоит следить за тем, во что играет ваш ребенок. Игры на сообразительность не приносят никакого вреда психике, но у них также существует ограничение по времени. Часто дети не могут остановиться и продолжают думать над разгадкой очередной тайны, отвлекаясь от уроков.

А мальчиков, как считают психологи, вообще стоит жестко оградить от войн и стрельбы в виртуальном мире. Конечно, стратегия улучшает логическое мышление, но только в том случае, если она оказывает влияние на мозг ребенка не больше часа в день.

Похожее мнение существует и насчет мобильных игр. Бытует мнение, что они очень сильно портят зрение. Однако, они не такие захватывающие, как компьютерные, поэтому беспокойство родителей по поводу мобильных телефонов не так велико. Почти в каждой школе сейчас существует закон, что мобильные телефоны в стенах школы не должны быть использованы.

2. Социологическое исследование.

Для того, чтобы определить значимость использования компьютерной техники детьми разных возрастных групп передо мной была поставлена задача.

Задача: определить роль компьютера для школьников 1 - х классов. Является ли он современной игрушкой или помощником в учёбе?

Методы решения задачи:

• составление вопросов к тесту;

• обработка результатов теста;

• составление сравнительных диаграмм;

Итак, что из этого получилось? Но для начала предлагаю вопросы к тесту, которые сам составил.

1)Есть ли у вас дома компьютер? а) да б) нет

2)Сколько вы сидите за компьютером? а) меньше 1 часа б) больше 1 часа

3)Для чего нужен компьютер? а) играть б) работать

4)Соблюдаете правила безопасности? а) да б) нет

5)Что вы купите для компьютера? а)новые игры б)новые программы.

Проведя анкетирование в 1А, 1Б, 1В классах, занёс полученные результаты в таблицу.

Класс 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

Б 1А 21 4 19 6 6 13 21 4 8 17 1Б 12 8 11 9 10 10 12 8 14 4 1В 24 нет 16 18 8 16 24 нет 8 16

Затем составил диаграммы, дающие возможность наглядно увидеть результаты.

На сравнительной диаграмме видно, что у большинства ребят дома есть компьютеры. Лишь 4 человека компьютеры не имеют. За компьютером проводят меньше 1 часа 19 человек, а 6 человек просиживают за техникой более 1 часа. Это может оказать негативное влияние на зрение школьника. Функции компьютерного обеспечения 13 человек видят в работе и 6 человек считают компьютер игрушкой. Радует, что учащиеся 1А класса соблюдают правила техники безопасности (21 человек). Правду сказали, что не выполняют правила при работе за компьютером 4 человека. На вопрос: «Что вы купите для компьютера?» 8 человек выберут новые игры, а новую программу – 17 человек.

При анкетировании ребята добавляли, что он помогает при выполнении домашнего задания.

Метельская Алина: «Компьютер помогает в учёбе, потому что на него можно загрузить программы, такие как «Учимся считать» и «Учимся читать».

Карацюба Владимир: «С компьютера можно скачивать информацию для себя и для друзей ».

Тем самым можно заключить, что для школьников 1 «А» класса компьютер – это больше помощник в учёбе, чем современная игрушка!

Судя по диаграмме, не у всех дома есть компьютеры (8 человек). За компьютером проводят около 1 часа 11 человек, а 9 человек - более 1 часа. На вопрос: «Для чего нужен компьютер?» мнение ребят разделилось поровну, то есть 10 человек ответили, что он необходим, чтобы играть и для 10 человек – работать. Не все школьники соблюдают правила техники безопасности (8 человек) и лишь 12 человек соблюдают. И для своего компьютерного обеспечения учащиеся купят игры (14 человек) и 4 человека – программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что для учащихся 1 «Б» класса компьютер – это современная игрушка.

Здесь важно соблюдать баланс между игрой и обычной жизнью. Психика ребенка нуждается в игре, но родители должны правильно распределить время ребенка. Тогда игра может доставить удовольствие и даже развить некоторые навыки у школьника.

Картина здесь следующая. У всех первоклассников есть дома компьютеры (24 человека). Проводят очень много времени за ним (более 1 часа – 18 человек, менее 1 часа – 16 человек), но соблюдают правила техники безопасности (24 человека). Для 8 человек компьютер нужен, чтобы играть, для 16 человек – работать. На пятый вопрос дети ответили так: 8 человек купят новую игру, а 16 человек – новую программу. То есть, компьютер – это скорее помощник в учебе, чем игрушка.

В ходе исследования обнаружилось, что для детей компьютер – это и современная игрушка, и помощник в учёбе.

Но большинство ребят воспринимают компьютер как интересную, современную, но сложную игрушку или как объект работы узких специалистов. А именно, компьютер для некоторых ребят необходим только для того, чтобы напечатать реферат, пообщаться с друзьями или найти нужную информацию.

Компьютер стремительно вошёл в нашу жизнь и занимает в ней одно из важнейших мест! Работать с ним, а не только играть должен и может практически любой человек.

В дальнейших исследованиях собираюсь выяснить, каковы причины всеобщего помешательства на играх и как его преодолеть.

Цели: помочь адаптироваться к компьютеру; познакомить с его основными составными, способствовать развитию интереса к занятиям, развивать внимание, моторику пальцев.

Средства: компьютер, надписи "монитор". "процессор","клавиатура", компьютерная игра "Как мышонок буквы ловил","мышки по числу детей".

1. Организационный момент

Оглянись, дружок вокруг-

Вот компьютер- верный друг.

Он тебе всегда поможет:

Покажет мультфильм, игру найдет,

Сложит, вычтет и умножит

-У кого дома есть компьютер?

Кто на нем работает?

Для чего родителям нужен компьютер?

2. Игра на активизацию внимания "Знакомство"

Дети встают в круг и называют имя или фамилию на звук,произнесенный логопедом: фамилия-А- Антонов, имя М- Маша.

3. Знакомство с основными частями компьютера.

Как работает компьютер,

Из чего он состоит-

Разобраться нам сегодня

На занятии предстоит.

Компьютер-это сложная машина, которая может хранить очень много информации, быстро решать трудные задачи. Слово "компьютер"произошло от слова "компуто"- считать. Это умное и сложное устройство. Он может выполнять работу телевизора, телефона, пишущей машинки.

Он считает и решает,

Даже в космос он летает

И дает прогноз погоды.

-На что похож экран компьютера?

Правильно, на телевизор. Кто знает, как он называется? (Монитор, дисплей). Монитор нужен, чтобы показывать информацию.

Наш компьютерный волшебник

Приглашает нас опять

На экране очень ярком

Текст писать и рисовать.

А как же мне ввести буквы на экран монитора?

-Правильно, при помощи этих кнопочек- клавиш. А эта доска с кнопками называется клавиатурой.

Это вот -клавиатура,

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать тут должны!

(Показ, как можно печатать и рисовать)

-Попробуйте и вы напечатать буквы или свое имя.

-На что похожа эта штучка? Это "мышка", нажимая на ее кнопочки, мы даем команды компьютеру.

4. Игра- упражнение с "мышками": "До трех считаем- кнопку нажимаем"(на клавишах "мышек"- красные и синие круги)

-Все эти устройства подключены к ящику- системному блоку. Это- мозг, ум компьютера. А вы чем думаете?

Вы теперь, друзья, немного

Но с компьютером знакомы.

И теперь мы скажем дома-

Наш друг, ты знаешь много!

-Ребята, компьютер работает по определенной последовательности- алгоритму.

Сейчас и вы будете компьютерам.

Раз, два, повернись

И в компьютер превратись.

Все со стульчиков вставайте,

Алгоритм мой выполняйте:

Раз- руками поведем,

Будто по морю плывем,

Вот и к берегу приплыли.

Чтобы ноги поразмять,

Будем вместе приседать.

5. Просмотр начала игры "Как мышонок буквы ловил" Мышонок дарит компьютерные игры.

3.Рефлексия: что нового узнали? Напомните Мышонку, как называются части компьютера? Кто хочет научиться работать на компьютере?

Конспект НОД по информатике для дошкольников «Знакомство с рабочим столом» Тема: «Знакомство с рабочим столом» Цель: Познакомить с отрицанием. Учить находить предметы, обладающие одним свой-ством. Учить детей включать.

Кругозорики познают компьютер У мамы с папой в комнате Есть чудо агрегат, В нем проводочки, кнопочки И лампочки горят. Мне иногда так хочется Все в нем поковырять, Но.


- Этот чудо-агрегат может и петь, и играть, и читать, и считать. Но помимо этого компьютер – это сложная машина, выполняющая математические и логические операции. Главной задачей компьютера является помощь нам, людям. Они считают, вычисляют, контролируют, рассчитывают и действуют за нас. Компьютер выполняет многие действия вместо человека, тем самым облегчая нам жизнь. Эта умная машина состоит из нескольких устройств.

Сохраняет все секреты

«ящик» справа, возле ног,

и слегка шумит при этом.

Нет, она – не пианино,

только клавиш в ней – не счесть!

Алфавита там картина,

знаки, цифры тоже есть.

Очень тонкая натура.

Имя ей . (Клавиатура)

На столе он перед нами,

на него направлен взор,

носит имя. (Монитор)

Не зверушка, не летаешь,

а по коврику скользишь

и курсором управляешь.

- Собрав все эти устройства воедино, мы получим настольный персональный компьютер (ПК). У большинства людей дома имеются именно такие компьютеры. Но на наших уроках информатики (да и не только информатики) мы будем пользоваться ноутбуками. Это вид компьютера, в который встроен дисплей, клавиатура, устройство для управления указателем (курсором) - вместо мыши и всё то, что можно увидеть в системном блоке настольного компьютера, только в более компактной форме. Работает ноутбук от батареи, его можно включить в сеть и работать сколько угодно. Весом ноутбук немного тяжелее, чем средняя книга в твердой обложке: примерно 2-3 килограмма.

- Ребята, мы уже выяснили, что компьютер – это сложная машина. А значит при работе на компьютере надо строго выполнять определённые правила.

- Начинать работу строго с разрешения учителя. За порядок в классе отвечает не только учитель, но и ученики.

- Нельзя сидеть криво и на своих ногах.

- Сядьте ровно, опираясь на спинку стула.

- Нельзя прикасаться к экрану руками.

- Нельзя близко приближаться к монитору. Придерживайтесь безопасного расстояния.

- Нельзя принимать пищу и пить при работе на компьютере. Поешьте в столовой во время перерыва.

- Нельзя долго работать на компьютере и перегружать свой организм. Компьютерный мир никогда не заменит живое общение с родными и друзьями, спорт, природу.

- ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ СОБЛЮДАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА – КОМПЬЮТЕР ВСЕГДА БУДЕТ ТЕБЕ ДРУГОМ.

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, приобретая для своего сына компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям

Компьютер для самых маленьких

Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. В огромном мире детских компьютерных игр есть игры и для этого возраста: маленький ребёнок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры, в этом возрасте, всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Развивающие компьютерные игры малышам, может быть, и не вредны, но они часто формально имитируют то, что можно сделать на бумаге. Многие родители верят в «миф» о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это, конечно, преувеличение.

Компьютер – помощник школьника

Обычно, ребёнок 7-8 лет уже сознательно простит купить ему компьютер. И если у вас есть такая возможность - покупайте. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, хороши развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Компьютер и здоровье ребёнка

Тут всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям - большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокресталлический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Как правильно обустроить компьютерное место

Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а находиться он прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Как оторвать ребёнка от компьютера

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать сына от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге - это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете - стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления!), просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

Читайте также: