Компьютер как средство интеллектуального развития

Обновлено: 04.07.2024

Компьютер как средство активизации интеллектуального развития личности младшего школьника.

Тюха Мария Александровна – студентка 4 курса факультета педагогики и психологии, направление «Педагогическое образование» профиль: «Начальное образование»

Г.Славянск-на-Кубани

e - mail : tuxamasha @ yandex . ru

Буренок Ирина Ивановна – доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Г.Славянск-на-Кубани

e - mail : BurenokIrina @ mail . ru

Современное общество выдвигает высокие требования к школам. И это касается не только выпускных классов, но и младших школьников.

Для успешной учебы в младших классах нужно не только познакомить детей с первыми понятиями в области русского языка, литературы, математики, окружающего мира и т.д., но и помочь ученикам научиться самостоятельно рассуждать и мыслить. Развитие этих качеств соответственно приведет к изменению восприятия, превращая все мыслительные процессы в регулируемые. Помощь в данной работе могут оказать уроки информатики.

В рамках изучения дисциплины «Методика преподавания информатики в начальных классах» нами был изучен журнал «Начальная школа» за последние 5 лет.

Проанализировав некоторые статьи, мы пришли к выводу, что информатика как учебный предмет позволяет использовать на занятиях разнообразные формы и методы обучения. Благодаря этому, на данных уроках появляется возможность уделять больше времени индивидуальной работе учащихся. Так же, особенностью уроков информатики является широкое использование наглядных и игровых методов обучения и контроля знаний; прослеживаются межпредметные связи.

Предмет исследования: компьютер как средство активизации интеллектуального развития личности младшего школьника.

Объект исследования: интеллектуальное развитие младших школьников на уроках информатики.

Цель: выявить, какую роль играет компьютер в активизации интеллектуального развития личности младшего школьника.

познакомиться с программой « Информатика в играх и задачах » Горячего А.В.;

узнать, можно ли использовать творческий подход и нестандартные задания в традиционно изучаемых темах информатики;

привести примеры нестандартных заданий для уроков информатики в начальной школе, способствующие интеллектуальному развитию личности младшего школьника.

Наше исследование мы проводили на базе 2 «А» класса школы №20 г.Крымска. В данной школе нет уроков информатики в начальной школе, но один раз в неделю проходят внеурочные занятия. Данные занятия проводятся по программе Горячева А.В. « Информатика в играх и задачах » с небольшой коррекцией учителя.

В школе есть компьютерный класс, оборудованный всем необходимым для занятий младших школьников, и который доступен для пользования. Помимо этого, в кабинете 2 «А» класса есть интерактивная доска и проектор при помощи которых, иногда, проводятся ознакомительные занятия по той или иной теме.

На занятиях по информатики, ученики выполняют задания, направленные на развитие внимания, памяти, логического, а так же, творческого мышления. Начальные этапы характеризуются знакомством с программами и инструментами, а так же, повторением действий учителя. На последующих, этапах, после приобретения необходимых знаний и навыков, ученикам дается возможность самостоятельно работать с компьютером, проявляя свои творческие и интеллектуальные способности.

Работа детей на занятиях по информатики имеет творческий, занимательный характер; активизирует умственную деятельность учащихся, исключая работу только по алгоритму. Наиболее ярко это прослеживается в работе над двумя традиционными темами: «Графический редактор» и «Текстовый редактор». Учитель предлагает детям не просто познакомиться с данными программами, но, подобрав специальные задания, учит детей делать выводы, анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать закономерности и многое другое.

Ниже приведены задания, которые, в течение занятий, выполняют учащиеся.

Знакомясь с дисковыми операциями проводится упражнение, «Почта в классе»: учащиеся пишут записку однокласснику, сохраняя ее на диске, а затем передают диск с текстом на другой компьютер кабинета. Если в кабинете есть локальная сеть, то «модель почты» становится реальнее. Эти упражнения нельзя, в полном смысле назвать творчеством, но оно является первым шагом к коммуникационной деятельности.

Учитель просит детей создать в графическом редакторе визитки. В этом упражнении дети проявляет всю свою фантазию, и все навыки. После этого, учитель предлагает ребятам распечатать свои визитки на принтере. На этом простом примере использования принтера дети испытывают радость и удовлетворение от самостоятельного получения продукта.

На поле размещены буквы. Из них нужно собрать как можно больше осмысленных слов, двигаясь только по заданным в игре правилам: буквы выбирают подряд, двигаясь лишь по горизонталям, вертикалям (рисунок – 1)

Собери картинку из фрагментов (рисунок – 2).

Раскрась елочку и наряди ее (рисунок – 3)

Создание газеты. Дети делятся на несколько групп и создают каждый свою газету. Выполняя данное задание, ученики показывают уровень усвоения знаний, по нескольким темам.

Работа с поиском информации. Ученикам дается задание найти «спрятанный» на компьютере файл (в котором находится их следующее задание) при помощи известных им методов.

Подобные задания дети всегда выполняют с удовольствием и интересом. Учащиеся сосредоточены на процессе и получают удовлетворение от самостоятельно выполненных заданий.

Среди детей был проведен опрос, суть которого заключалась в том, чтобы выявить, насколько интересно детям выполнять задания приведенные выше. Результат показал, что 95% ученикам нравится заниматься информатикой и выполнять задания, и лишь один ученик сказал, что ему скучно на занятиях, потому что он и так все знает (диаграмма 1). Большинство учеников выразило желание, чтобы данные занятии проходили как можно чаще.

В нашем стремительно развивающемся обществе большое место занимают цифровые технологии, поэтому изучение компьютера в начальных классах является необходимым.

В процессе изучения информатики эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. Личностные УУД: знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером. В этом аспекте компьютер является средством самопознания. Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Познавательные УУД формируются при знакомстве с новой техникой, программами. Ребенок получает новые возможности и простор для творчества. Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Правильная работа с компьютером, подобранные задания расширяют кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой. Уроки информатики помогают развить у детей логическое мышление, умение систематизировать знания; развивают творческое воображение, математическое и образное мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.

Журнал «Начальная школа», 12/2010, И.Д.Куклина, стр.32

Методические рекомендации по использованию на уроках информатики электронных материалов по программе «Информатика в начальных классах», Антоненкова Н.М

«Информатика 2 класс», Горячев А.В., М: Баласс, Издательство Школьный дом.


Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.

Диапазон использования компьютера в учебно - воспитательном процессе очень велик: от развития личностных особенностей ребенка до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Именно в этом возрасте возрастает эффективность направленного влияния компьютерных и информационных технологий на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий, можно выделить следующие:

Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”.

Второй аспект – компьютер как средство обучения, т. е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе “Основы информатики и вычислительной техники”, так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п. ).

Третий аспект - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные (учебно - игровые) среды.

Компьютерные среды значительно облегчают реализацию психолого - педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, т. е. способствует формированию учебной деятельности.

Применения компьютера в школе

Во - первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7 - 9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.

Во - вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе.

В - третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Компьютер позволяет:

усилить мотивацию ребенка к обучению. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление задач по степени трудности, поощрение правильных решений, позитивно сказывается на мотивации.

кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.

компьютер позволяет существенно изменить способы управления игровой и учебной деятельностью ребенка, погружая его в определенную игровую ситуацию, давая возможность запросить определенную форму помощи, излагая материал с иллюстрациями, графиками и т. д.

Одна из главных целей - развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживая интерес к обучению.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Умение создать условия непринужденности и заинтересованности у детей с помощью персонального компьютера позволяет использовать дополнительные возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с раннего возраста. Существует большое количество компьютерных программ, предназначенных для развивающего обучения ребенка. Такие программы обучения направлены на развитие различных познавательных способностей детей.

Основная цель занятий - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера.

Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения, по мнению многих специалистов, является процесс рисования. Мнение современных ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать так же необходимо, как и разговаривать.

Поэтому общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Дальнейшее развитие предполагают игру и моделирование различных процессов и ситуаций.

Психологи и педагоги все более склоняются к пониманию широких возможностей персонального компьютера в развитии творческих способностей детей.

Для того чтобы школьник успешно учился, в начальных классах ему необходимо не только дать первые представления и поня- тия в области математики, языка, окружаю- щего мира, информатики, но и научить при- емам умственной деятельности, позволяю- щим самостоятельно рассуждать и творчес- ки мыслить. Развитие мышления, в свою очередь, приводит к качественной пере- стройке восприятия, внимания и памяти, превращая их в регулируемые произволь- ные процессы. В формировании этих ка- честв личности значительную помощь мо- гут оказать уроки информатики. На них формируется системное восприятие мира, понимание единства информационных свя- зей различных природных и социальных явлений. Специфика предмета позволяет применять на уроках разнообразные фор- мы обучения, уделять большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, широко использовать наглядные и игровые методы обучения и контроля знаний, демонстрировать межпредметные связи. Кроме этого, на уроках информатики выполняются задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, в том числе и логического. Таким образом, компьютер рассматривается нами как сред- ство активизации интеллектуального и творческого развития личности.

Идея использования компьютера для развития не нова, но на практике учитель сталкивается с проблемой подбора нужных программных продуктов, а также совмеще- ния предъявляемых стандартом образова- ния требований к знаниям по информатике с желанием развивать личность, способнос- ти ученика.

Приведем примеры, как это можно сде- лать.

На данный момент существует несколь- ко учебников по информатике для началь-

ной школы. В каждом из них предусмотре- но изучение двух традиционных тем: «Гра- фический редактор» и «Текстовый редак- тор». Большинство учебников предлагает стандартный набор упражнений и заданий, в результате которых учащиеся приобрета- ют необходимые знания и навыки работы с данными редакторами.

Например, изучение графического ре- дактора может проходить так: в течение двух-трех уроков учитель знакомит школь- ников со всеми инструментами рисования, затем они копируют рисунки (корабли, до- ма, машины) с предложенного образца и рисуют картинку по своему выбору. Приб- лизительно так же изучаются и другие ре- дакторы.

Действительно, когда педагог ставит пе- ред собой задачу научить грамотно использо- вать графический, текстовый или любой дру- гой редактор, он должен организовать ситуа- цию, в которой ученику необходимо много- кратно использовать то или иное программное средство и осознанно выбирать тот или иной прием. Однако решить эту задачу можно по- разному. Изучение подобных классических тем можно сделать более творческим и по- лезным для учащихся, если тот же самый графический или текстовый редактор прев- ратить из объекта изучения в средство разви- тия способностей (мышления, памяти, вни- мания, творчества и т.п.), формирования об- щих навыков умственной деятельности.

Специальный подбор заданий научит школьников делать выводы, анализиро- вать, сравнивать, классифицировать, сопос- тавлять, обобщать, находить общее и част- ное, устанавливать простые закономернос- ти, причинно-следственные связи, абстра- гировать, поможет овладеть логическими связками и, или, не, если. то. кванторны- ми словами все, некоторые, каждый, ни один и компьютерной азбукой.

Приведем примеры заданий, выполня- емых при изучении темы «Графический редактор» во II классе. На уроке школьни- ки загружают файл-задание, а при необхо- димости получают дидактический матери- ал. Файлы-задания, проиллюстрирован- ные яркими образами и картинками, вы- зывают у учащихся дополнительный интерес и создают положительную моти- вацию.

Данный подход предполагает большую подготовку к уроку, но и достигнутые ре- зультаты могут быть значительными. Рабо- тая в тесном сотрудничестве, учителя ин- форматики и начальных классов могут раз- работать серию заданий по тому или иному предмету, которые помогут закрепить зна- ния и умения, полученные на уроках основ- ного курса, а также сформировать необхо- димые навыки пользователя персонального компьютера.

Задание 1. Не считая, сколько всего шариков, раскрась прозрачные шарики так, чтобы шариков разных цветов было поров- ну (рис. 1).

Цель: формирование понятия счет и умения работать с таким инструментом графического редактора, как заливка.

Задание 2. Найди и дорисуй недоста- ющие линии на рисунке. Раскрась его (рис. 2).

Цели: развитие внимания, координации движений; формирование умения работать с такими инструментами графического ре- дактора, как линия и заливка.

Поскольку большинство редакторов позволяют закрашивать только замкнутые контуры, то при выполнении данного зада- ния важно правильно дорисовать линии.

Задание 3. Найди и выдели разно- цветными карандашами названия цветов (рис. 3).

Цели: развитие внимания; формирова- ние умения работать с таким инструментом графического редактора, как линия.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Также невозможно представить развитие современного ребенка без привлечения к процессу образования информационно-коммуникационные технологии.

ВложениеРазмер
ikt_v_rabote_s_detmi.docx 22 КБ

Предварительный просмотр:

Урусова С.В. воспитатель

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами ИКТ.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Также невозможно представить развитие современного ребенка без привлечения к процессу образования информационно-коммуникационные технологии.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка и поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, использовать новые непривычные приёмы объяснения и закрепления, тем более что в игровой форме, повышается непроизвольное внимание детей, помогая при этом развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет разнообразие форм подачи.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей поддержки при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности помогает выполнить задание до конца и правильно.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Позволяет моделировать и такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

В настоящее время в детских садах стали появляться и широко использоваться мультимедийные средства обучения.

Игра - одна из форм практического мышления. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру . В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Для этих целей очень хорошо использовать интерактивную доску, в последнее время стали все чаще появляться компьютерные приложения к разным развивающим играм, таким как блоки Дьенеша, палочкам Кюизинера, где ребенок выполнив задание сначала на экране, затем выполняет его с предметами или наоборот.

Разнообразные компьютерные программы, например, программа PowerPoint помогают сделать игру, если раньше при создании игры приходилось вырезать, наклеивать, подбирать долгое время картинки, собирать их, то сейчас это можно сделать используя возможности компьютера. Также исходя из целей занятий можно самим создавать игры используя возможности и программу SMART Notebook с помощью «Конструктора задач» и других приложений можно сделать такие игры как «Парные картинки», «Лото».

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии, и иллюстрации для занятий.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

На базе нашего детского сада проходит апробацию развивающий программный комплекс «Инфада» на основе бесконтактного контролера Kinect, которая предлагает интересный способ решения задач, при котором кроме интеллектуального развития происходит развитие координации движения.

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования самого педагога. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Но наряду с этим возникают большие трудности, не сформирована четкая система занятий, очень много игр и презентаций сделаны не корректно, с орфографическими ошибками.

В настоящее время Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой проходит экспертизу , хотелось бы увидеть электронные приложения к разделам программы.

Читайте также: