Компьютерная игра дюна про что

Обновлено: 07.07.2024

В 2021 году должен выйти фильм «Дюна» по роману Ф. Герберта от именитого режиссера Дени Вильнёва с оскароносными актерами в главных ролях. Поэтому мы решили рассказать вам о лучших играх по этой впечатляющей вселенной.

Эти игры нельзя назвать серией в полном понимании этого слова. Мало того, что их делали совершенно разные студии, так еще и все они (за исключением серии RTS от Westwood Studios) относятся к совершенно разным игровым жанрам. Тем не менее действие всех вошедших в список игр происходит во вселенной «Дюны», пусть и с разной степенью переосмысления и некоторыми отклонениями от оригинала.

Оригинальная серия книг «Дюна» писалась Френком Гербертом с 1965 по 1985 год, и не привлекала особого внимания геймдизайнеров. Лишь вышедший в 1984 году фильм легендарного Дэвида Линча заставил студии обратить внимание на интересный космический сеттинг, полный странных технологий, предательств и кровавых расправ.


Battle for the Galaxy – бесплатная браузерная игра в жанре MMORTS, в которой игроку предлагается заняться покорением новой планеты.

Dune (1992)

Dune

Первой попыткой перенести сеттинг отдаленной пустынной планеты с запасами ценного спайса в мир видеоигр стала работа французской студии Cryo Interactive Entertainment. Интересно, что этот проект стал первой игрой этой компании.

Главным героем был юный Пол Атреидес, наследник герцога Лето Атреидеса. Сюжет Dune во многом следовал событиям первого романа серии с незначительными расхождениями. Образы многих персонажей вдохновлялись фильмом Дэвида Линча, и в вышедшем в 1993 году переиздании даже были использованы аудио- и видеофрагменты из него.

Разработчики приняли смелое по тем временам решение совместить в одной игре элементы стратегии в реальном времени и квеста. Переход от одного жанра к другому был плавным и осуществлялся по мере продвижения по сюжету – если в начале игры мы в основном летали на орнитоптере по планете и пытались договориться с ключевыми персонажами, то ближе к концу основными занятиями становились добыча спайса, наем войск, обустройство баз и сражения сначала с вражеским Домом Харконенн, а затем и с элитными войсками самого Императора.

Для успешного прохождения геймерам приходилось проявлять навыки стратегического планирования и следить за балансом между войсками и экономикой. Чрезмерное увлечение развитием армии на первых этапах игры может не только вызвать недостаток спайса для выплаты дани Императору (что чревато ранним вторжением), но и спровоцировать масштабную атаку Харконеннов, которые по сюжету долгое время убеждены в своей полной победе над Домом Атреидес.

Игра внесла свой вклад не только в развитие жанра стратегий, но и в игровую индустрию в целом. «Дюна» стала первой в истории игрой, в упаковке которой использовались привычные всем заставшим эпоху игр на CD и DVD геймерам вкладыши-обложки для стандартных коробок. До этого вся полиграфия выполнялась прямо на коробках с играми, что значительно повышало их себестоимость.

На момент своего выхода «Дюна» была достаточно успешной, разойдясь за 5 лет тиражом в 300 тысяч копий. Многие критики достаточно лестно отзывались об игре. К сожалению, современным геймерам она почти неизвестна – ведь в том же году у нее появился очень сильный конкурент.

Dune II: Battle For Arrakis (1992)

Dune II: Battle For Arrakis

Лицензией на производство игр во вселенной Дюны в ранние девяностые владела студия Virgin Interactive, которая и издала первую Dune. Во время разработки проекта Cryo Interactive у представителей издателя не раз возникали опасения, что молодая французская компания не сможет достигнуть приемлемого результата, поэтому боссы втихаря начали параллельный проект, отдав его уже хорошо известной по Eye of the Beholder Westwood Studios.

И если Cryo Interactive пытались сделать свою игру как можно ближе к литературному источнику, то Вествуд, проанализировав роман, выделили из него ключевую для своей игры идею – весь сюжет сводится к борьбе за контроль над спайсом. А значит, лучшим жанром для игры будет чистая стратегия, а роль персонажей вполне можно ограничить брифингами перед миссиями.

Так родилась игра, которую часто называют первой RTS в современном понимании этого жанра. В угоду геймплейным сображениям Вествуд заметно перекроили сюжет, добавив в него еще один Великий Дом (а именно Ордосов) и превратив партизанскую войну местного населения против оккупантов в жестокие зарубы футуристических армий. Конечно, фримены остались в игре (какая же Дюна без этих харизматичных бедуинов далекого космоса) – но из основы армии Атреидесов они превратились в один из видов доступных для найма юнитов.

Dune II: Battle For Arrakis

Выбрав один из трех Домов (добрых и склонных к стремительным атакам Атреидесов, злобных любителей тяжелых пушек Харконеннов или коварных любителей отжима чужой техники и подрыва зданий Ордосов), геймеры строили базы, налаживали добычу спайса, клепали множество танчиков и отрядов пехоты, убегали от Шаи-Хулудов (огромных червей, скрывающихся под песком) и, конечно же, сражались с войсками противоборствующих домов за контроль над отдельными секторами Арракиса. По мере продвижения по сюжету постепенно открывались новые юниты и здания, а в самом конце приходилось сражаться сразу против двух остальных домов и примкнувшего к ним Императора.

Большинство юнитов для всех трех Домов были плюс-минус одинаковыми с чисто визуальными различиями, но ближе к последней трети игры открывались уникальные для каждого Дома войска и абилки. Так, Харконнены умели обрушивать на своих врагов мощные ракеты и строить убертанки-девастаторы, Атреидесы нанимали фрименов, бомбили вражеские базы орнитоптерами и строили звуковые танки, ну а Ордосы нанимали подрывников и строили танки-девиаторы, которые временно захватывали контроль над вражеской техникой.

Список фич Dune II внушителен даже для современных стратегий, а тогда она вообще казалось идеальной игрой про войну. Танки и харвестеры (комбайны для сбора спайса) могли легко давить вражескую пехоту, бить по воздушным целям могли только ракетницы, харвестер можно было забирать с полей спайса с помощью грузового самолета (он же мог эвакуировать технику из боя на ремонт), построенные на «голом грунте» здания постепенно теряли прочность, что сказывалось на их эффективности.

Множество заложенных в Dune II идей нашли свое развитие как в дальнейших работах Westwood (по сути, именно благодаря Дюне появилась легендарная серия Command & Conquer), так и в проектах других студий. А интерфейс с основным экраном, мини-картой и панелью статуса и приказов для выбранного объекта и вовсе стал стандартным для всех стратегических игр.

За 4 года было продано 250 000 копий игры. Она получила множество престижных наград, высокие оценки от большинства критиков (средняя оценка составила 9 из 10) и до сих пор считается одной из самых важных игр в истории жанра RTS.

Dune 2000 (1998)

Dune 2000

Ко второй половине двухтысячных дела у Westwood Studios шли относительно неплохо, а вот у их владельца и издателя Virgin Interactive постепенно начали появляться финансовые проблемы. Поэтому издатель настоял на выпуске продолжения серии игр «Дюна». К сожалению, почти все силы Westwood Studios были брошены на работу над серией Command & Conquer. Поэтому вместо создания принципиально новой игры студия привлекла новичков-аутсорсеров из Intelligent Games и ограничилась лишь полным редизайном Dune II.

В итоге геймеры получили ту же самую игру, только с более современной графикой. Единственным заметным геймплейным изменением стало то, что разные типы вооружения теперь наносили разный урон по разным юнитам (осадные танки хорошо били по зданиям и пехоте, но были бесполезны против техники, а вот обычные танки прекрасно справлялись с техникой, но были не очень эффективны против пехоты). Также в игре наконец-то появился мультиплеер.

Может быть, в 1995 году этого и хватило бы для успеха. Однако в эпоху StarCraft и Age of Empires этого было уже мало. «Дюна 2000» пусть и не стала полным провалом, но продавалась не так хорошо, как надеялся издатель. Большинство критиков разгромили проект в своих рецензиях, поставив ему оценки около 6 из 10. Вскоре после выхода игры студия «Вествуд» была куплена у Virgin Interactive канадским гигантом Electronic Arts.

Emperor: Battle for Dune (2001)

Emperor: Battle for Dune

Впервые в истории игр по романам Герберта события вышли за пределы Арракиса – теперь мы имеем возможность сражаться на поверхности Каладана (родной планеты Атреидесов), Гьеди Прайм (родины Харконеннов) и нескольких других планет с совершенно разными ландшафтами.

Emperor: Battle for Dune
Emperor: Battle for Dune
Emperor: Battle for Dune
Emperor: Battle for Dune
Emperor: Battle for Dune
Emperor: Battle for Dune

Большинство юнитов сохранили свои названия и базовую механику, но кардинально поменяли внешний вид – девастаторы превратились в подобие AT-ST, а девиаторы стали антигравитационными. Вооружение в большинстве своем с огнестрельного сменилось на плазменно-лазерное. К тому же каждый Дом получил по несколько кардинально новых юнитов. Наконец, игра перешла в полное 3D со свободной камерой.

Критики встретили игру достаточно благосклонно, выставив ей средний балл в 8 из 10. Emperor: Battle for Dune запомнилась отличной графикой и великолепным саундтреком. В геймплейном плане новый проект Westwood и Intelligent Games не предлагал ничего принципиально нового, а мультиплеер не получил много внимания со стороны разработчиков. В первый год после своего выхода «Император» достаточно неплохо продавался, но вышедший в 2002 году Warcraft III надолго выкинул почти всех конкурентов с рынка RTS, поэтому в наши дни Emperor практически забыт.

В 2001 году на экраны вышел мини-сериал «Дюна Френка Герберта», и создавшие первую игру в этом сеттинге французы из Cryo Interactive решили немного подзаработать и сделать игру по сериалу.

На момент разработки проекта в Cryo испытывали финансовые трудности, что заметно сказалось на качестве игры. Получившаяся в итоге Action-adventure «радовала» геймеров постоянными тормозами, отвратительным дизайном уровней, слабой графикой и очень малым количеством контента. Само собой, никто не спешил покупать настолько плохую игру. Да и критики редко ставили ей оценки выше 5/10. При этом на покупку лицензии и разработку игры студия потратила последние деньги.

Как мы писали в самом начале, Dune стала первой игрой студии Cryo Interactive. В чем-то иронично, что еще одна игра по «Дюне» стала последним проектом студии, после выхода которого она была закрыта.

Что дальше?

Долгие годы казалось, что после провала двух последних попыток создать игры по Дюне больше ни одна студия не возьмется за этот материал. Эпоха всемирной популярности романа Герберта казалось окончательно прошедшей. Но в феврале 2019 года студия Funcom объявила о заключении контракта с нынешним правообладателем, а именно киностудией Legendary Entertainment, на выпуск как минимум трех игр в сеттинге Дюны. Одна из них точно будет представлять собой ММО с огромным открытым миром.

Норвежская студия запомнилась нам по таким качественным проектам, как квесты The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey, ММОРПГ Age of Conan: Hyborian Adventures и The Secret World, а также по харкдорной выживалке Conan Exiles. Игры во вселенной Конана показали, что студия замечательно работает с литературными источниками и не только заботливо переносит персонажей и локации со страниц книг на экраны ПК, но и органично дополняет игровую вселенную собственным контентом.

Скорее всего, релиз как минимум одной из трех запланированных игр будет приурочен к выходу фильма. Поэтому фанаты серии «Дюна» могут смотреть в будущее с оптимизмом – сделав паузу в 20 лет, Dune вернется в мир компьютерных игр.

Заключение

Dune

Серия романов Ф. Герберта стала настоящей вехой в истории научной фантастики. К сожалению, почти все попытки перенести ее события со страниц книг в другие медиа заканчивались не очень удачно. Дорогущий фильм Линча провалился в прокате, а обе студии, занимавшиеся созданием игр по Дюне, закрылись вскоре после выпуска одной из них. Возможно, дело в том, что этот полный интриг и глубокой философии сеттинг слишком сложен для формата кино и игр.

Тем не менее такие шедевры, как Dune, Dune II и Dune 2000 навсегда запомнились заставшим их геймерам и внесли огромный вклад не только в историю жанра RTS, но и во всю индустрию видеоигр. А благодаря Funcom у нас, возможно, скоро появится еще один шанс побывать на песчаной планете и сразиться с врагами за контроль на ценным спайсом, который, как известно, маст флоу.


Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.


«Дюна» получила множество адаптаций — и куда популярнее экранизаций и книг-продолжений оказались видеоигры. Популярнее настолько, что игроки до сих пор удивляются, не обнаружив в оригинале ни дома Ордосов, ни сражений тяжёлых танков посреди песчаных барханов.

Многие ещё с детства знакомы с затягивающими 16-битными побоищами и компьютерной «Битвой за Дюну». Но далеко не все знают, что легендарная «Dune 2» – никакая не вторая часть, и что была другая «Дюна», сделанная совершенно другими людьми.

Dune (1992): первая и забытая

Все игры по «Дюне»: великие и забытые

Персонажи и визуальные образы игры Dune (1992) взяты из фильма Дэвида Линча

Если стратегия Dune II стала знаменитой (вполне заслуженно), будучи вопиюще неканоничной по отношению к первоисточнику, то Dune 1992 года от студии Cryo такой популярности не заработала. Она представляет собой смесь жанров — квест-адвенчуру со стратегическим элементом. Проекты получились столь разными из-за того, что компания Virgin Interactive заказала игру сразу двум разработчикам.

Игра от Cryo осталась без внимания совершенно зря — геймплей там действительно занятный. В сюжетном плане игра не ушла далеко от книги и в основном следует ей, а вот образы взяты из экранизации Линча — всё-таки визуальную часть он воплотил удачно.

Все игры по «Дюне»: великие и забытые 1

И на Дюне будут цвести яблони! В Dune (1992) можно озеленять пустыни Арракиса

Цели игрока тут незамысловаты: во-первых, spice must flow, иначе Император осерчает, а во-вторых, победить ненавистных Харконненов. В игре три вида населённых пунктов: сиетчи фременов, деревни поселенцев и вражеские крепости. Первые нужно привлекать на свою сторону, со вторыми торговать, а третьи уничтожать. В одних сиетчах добывается спайс, в других — вода, и то и другое одновременно получать невозможно. Помимо спайса, есть вариант выращивать траву и озеленять планету. Фременам это по душе, а вот врагам — наоборот. Ну и разумеется, своих подопечных можно и нужно вооружать, чтобы они давали отпор всем, кто покусится на разумное, доброе и вечное.

Интересно исполнено игровое меню — оно выглядит как зеркало в комнате Пола Атрейдеса, и в отражении видно, как глаза героя под влиянием спайса постепенно меняют цвет.

Ещё одно достоинство игры — прекрасный саундтрек, позже выпущенный альбомом под названием Dune: Spice Opera. Созданные Стефаном Пикю и Филипом Улрихом композиции органично вписываются в диковинный антураж мира.

Dune 2: игра, о которой вы сразу подумали

Cryo успела сдать свою версию раньше, но лавры достались Westwood. Причём первые наработки Westwood не устроили заказчика, и студия начала делать новую игру, вдохновляясь эксклюзивной стратегией для Sega Mega Drive — игрой Herzog Zwei.

В итоге первую игру полностью затмила блистательная Dune II: The Building of a Dynasty, на просторах СНГ более известная как Dune II: Battle for Arrakis. Вторая «Дюна» стала причиной многочасовых посиделок перед монитором (скорее даже телеэкраном: в 1990-х компьютеры были далеко не у всех, а вот Sega — у многих; в крайнем случае приставка нашлась бы у школьного приятеля). Для множества людей именно она открыла жанр стратегических игр. При желании в неё можно прекрасно поиграть и сейчас, благо у неё есть и браузерная версия.

Рецепт успеха оказался прост: никаких философских размышлений и политических интриг. Создай базу, настрой юнитов побольше да потолще и раскатай соперников в блин!

Все игры по «Дюне»: великие и забытые 3

Игровое поле, вызывающее ностальгические воспоминания у всех детей 1990-х

В игре три фракции, каждая со своими особенностями… Спросите, откуда взялась третья? Всё просто — чтобы игрокам жизнь мёдом не казалась, разработчики добавили династию Ордосов; здесь они представляют собой не аристократический род, а хитрых и жадных дельцов с ледяной планеты, соединённых в коллективный разум.

Игрок волен выбрать любую сторону, выстроить базу (сперва закладывая фундамент из плит — иначе здания будут расти повреждёнными) и начать отвоёвывать планету у конкурентов. Местной валютой служит, конечно, спайс, который ещё нужно переработать, а собирают его харвестеры. Каждый из них может проглотить червь, что способно кардинально менять ход игры.

Все игры по «Дюне»: великие и забытые 4

Ментат дома Ордосов (Dune II)

Игра неканонична не только из-за неясно откуда появившихся Ордосов (на самом деле их вычитали в официальной «Энциклопедии Дюны»). В ней ещё и сильно отличаются события. В оригинале не было никаких перестрелок и танковых боёв в пустыне; большинство конфликтов проходили в форме либо дворцовых интриг, либо схваток на мечах. Силовые поля прекрасно держали огнестрел, и после выстрела из бластера получался компактный «ядерный» взрыв, а вот с холодным оружием подобного не происходило. Впрочем, изрядная часть игроков книгу всё равно не читала. Да и кого волнует канон, когда можно до красных глаз и выгорания кинескопа давить солдат противника тяжёлым танком под запилы Фрэнка Клепаки?

Dune 2000: красивый сиквел-ремейк

Все игры по «Дюне»: великие и забытые 12

Продолжение Dune II вышло в 1998 году, но получило гордое название Dune 2000

Вскоре Westwood отличилась ещё раз, на много лет опередив современную моду на ремейки игр. Новая игра — по сюжету продолжение, а по механике фактически копия Dune 2 — получила название Dune 2000. На самом деле игра поступила в продажу в 1998 году, но Dune 1998 не звучит, да и на ожидании миллениума денег можно было подзаработать.

В этой игре присутствовали видеоролики с живыми актёрами, разделение войск по родам (одни эффективны против пехоты, другие — против техники, плюс несколько специальных юнитов) и даже настоящая 3D-графика! Последняя, правда, была доступна только в версии для PlayStation, а на компьютерах пришлось довольствоваться изометрией и спрайтами. Ещё здесь появилась её величество рамочка — в предыдущей версии юниты приходилось отправлять на задания поштучно либо методом колонны, то есть указывая в качестве точки назначения другой юнит и посылая всю цепочку навстречу приключениям.

Если кто-то желает приобщиться к классике сейчас — в игре есть мультиплеер, до сих пор работающий через клиент CnCNet (Classic Command & Conquer).

Emperor: Battle for Dune — последняя из великих

Все игры по «Дюне»: великие и забытые 8

На Emperor: Battle for Dune (2001) завершился золотой век игр по «Дюне»

Последняя игра в рамках вселенной, к которой приложила руку Westwood, — Emperor: Battle for Dune. В ней сюжет крутился вокруг соперничества трёх Домов за власть над Арракисом и источником спайса. После гибели императора Шаддама Космическая гильдия устроила по сути соревнование за власть над планетой под лозунгом «Пусть победит сильнейший».

В этой игре наконец появилась полностью трёхмерная графика, стали заметно различаться юниты и строения разных сторон, добавились новые фракции (например, мастера генной инженерии c Тлейлаксу, использующие ужасных мутантов, и войска Космической гильдии — с обеими игроку ещё предстоит побороться), а также миссии на родной планете каждой фракции. Разработчики ввели деление миссий на атакующие и оборонительные — причём обороняться приходилось всякий раз, когда противник решал отбить ранее захваченную территорию.

Все игры по «Дюне»: великие и забытые 11

Катсцены были сняты с живыми актёрами

Живые видеоролики, фишка Westwood, никуда не делись, как и прекрасная музыка — наоборот, к проекту присоединились ещё два композитора. Фрэнк Клепаки создал саундтрек для Атрейдесов, где преобладали космические и имперские мотивы, Дэвид Аркенстоун — мрачную и тяжёлую тему для подлых Харконненов, а Джаррид Мендельсон использовал для музыки дома Ордосов холодную электронику.

Frank Herbert’s Dune, о которой не принято говорить

На этом золотой век игр по «Дюне» закончился. Правда, был ещё один проект, о котором в приличном обществе упоминать не принято.

В недрах всё той же студии Cryo родилось нечто под названием Frank Herbert’s Dune, созданное по одноимённому сериалу от канала SyFy. Оно представляет собой стелс-экшен — кривой, как крис-нож. Пол Атрейдес, сбежав к фременам, только тем и занимается, что уничтожает злодеев ударами в спину в течение пяти коротких миссий, пополняя при этом запас влаги. Унылый геймплей, малая (к счастью) продолжительность, плохая графика… А ведь когда-то студия делала действительно уникальные игры, пример тому — детективный квест, посвящённый работе КГБ.

Все игры по «Дюне»: великие и забытые 5

В игре Frank Herbert’s Dune поразительные песчаные черви, но они не компенсируют негативные впечатления от примитивного сюжета и скучного геймплея

Стоит упомянуть о фанатском творчестве — целых двух играх Dune III. Одну из них (а затем и Dune IV) сделал украинский разработчик-фанат, добавив к Dune II миссий и сюжетных кампаний, другая Dune III была и вовсе пошаговой стратегией.

Также компания Funcom обещала выпустить несколько игр, в том числе мультиплеерный проект, более всего схожий с Conan Exiles. Об остальных неизвестно вообще ничего. Будут ли они удачными — покажет время.

На основе идей из Dune II Westwood Studios построила собственную франшизу с пророком и харвестерами. В Command & Conquer на смену спайсу пришёл живой минерал тиберий, который вытягивал полезные ископаемые из недр, а вместо Шаи-Хулуда тут — мутанты-висцероиды, появляющееся из тел пехотинцев, скончавшегося от отравления тем самым тиберием. Собственно, тиберий стал и поводом для основного конфликта серии, и его топливом, что неудивительно: кроме «Дюны» разработчики вдохновлялись новостями о войне в Персидском Заливе. За контроль над чудо-минералом бьются две организации: братство NOD, возглавляемое харизматичным и неистребимым Кейном, и GDI, прогрессивный альянс демократических держав.

Первая игра серии, вышедшая в 1996 году — Command and Conquer: Tiberian Dawn — быстро затмила вторую «Дюну», и неудивительно: в истории RTS мало было игр, которые бы так мощно продвигали жанр вперёд. Кроме «рамочки» для выделения войск к важным нововведением следует отнести и неограниченность ресурсов: тиберий умеет разрастаться, а новых юнитов можно штамповать, пока вам не наскучит — или пока компьютер не начнёт тормозить. Кроме того, пускай фракций было всего две, различались они действительно сильно: фанатики NOD полагались на скрытность и подлость, а генералы GDI предпочитали пушки побольше да броню потолще.

Все игры по «Дюне»: великие и забытые

Харвестер собирает не-спайс

Противостояние NOD и GDI было комически-клюквенным. И Westwood Studios решили довести эту клюквенность до предела: всего через год вышла Command & Conquer: Red Alert, катком сатиры проходящаяся по стереотипам об Evil Russians и красной угрозе. Исходно игру задумывали как приквел, но потом махнули рукой и выделили в отдельную — и чертовски хорошую! — линейку. Если «тибериумная» серия со всем своим милитаристским пафосом скатилась после шедевральной Tiberian Sun во что-то невразумительное, то все три Red Alert и геймплейно, и нарративно чудо как хороши.

Отдельного упоминания заслуживает и третья ветвь — Command & Conquer: Generals, состоящая всего из одной игры и одного дополнения к ней. В каком-то смысле это было возвращение к истокам: разработчики снова экспериментировали с жанром и опять вдохновлялись новостями. Конфликт был хоть и вымышленным, но приближённым к реалиям — в мясорубке глобальной войны схлестнулись Китай, международный терроризм и США (куда уж без них!).

Закат Command & Conquer: закономерен — в 1998 году Electronic Аrts купила Westwood Studios, а в 2003 году окончательно расформировала её. Под крылом гиганта Westwood успела выпустить две свои лучшие RTS (с аддонами к ним) — Red Alert 2 и Tiberium Sun, но после этого Command & Conquer занимались уже внутренние студии EA. После окончания «тибериумной» серии в 2010 году вышла StarCraft II, конкурировать с которой ЕА была очевидно не в состоянии. К серии они потом возвращались, но не так, как бы того хотелось хардкорным игрокам: в 2012 вышла браузерная Tiberium Alliances, а в 2018 — мобильная Rivals. Последняя была весьма недурна, но разозлила поклонников Command & Conquer, которые посчитали Rivals надругательством над трупом серии.

Зато в 2020 появилось ремастер-издание Tiberian Dawn и Red Alert с перезаписанным саундтреком. Да, это не новая часть, но полноценное возвращение классики. Славное наследие Dune II не затерялось в песках времени и не пошло на корм червям.


«Dune» была выпущена в 1992 году на PC и Amiga, в 1993 году вышло переиздание на CD для PC и Mega-CD. В переиздании графику сблизили с версией для Amiga, использовали дополнительные материалы и фрагменты из фильма Дэвида Линча, улучшили озвучку персонажей и анимированные видеоролики передвижений по планете и локациям.

Содержание

Сюжет [ ]

Сюжет игры в основном следует сюжету романа.

Пол Атрейдес — протагонист игры

Главный персонаж игры — Пол Атрейдес, сын герцога Лето Атрейдеса и Леди Джессики. Падишах-император Шаддам IV предлагает Дому Атрейдес планету Арракис — родину спайса — занятую их давними врагами, Домом Харконненов. Герцог принимает это предложение — не только ради богатства, приносимого торговлей спайсом, но и ради победы над Харконненами.

Действие в игре происходит от лица Пола. Игра является сочетанием стратегии в реальном времени и квеста. Хотя основным компонентом является стратегия, диалоги между персонажами и сюжетная линия придают игре большую глубину; небольшие задания, общение с другими персонажами и путешествия по планете сближают игру с квестами.

Стратегический компонент игры требует соблюдения баланса между накоплением военной мощи и сбором спайса. Так, развитие сильной армии может спровоцировать атаку Харконненов, а недостаточная добыча спайса для дани Императору приведёт к проигрышу игры. Однако, если слишком много времени уделять добыче спайса, то Харконнены могут напасть на ситчи фрименов и захватить войска игрока в плен. Спасти их можно, освободив ситч. Ключ к успешному завершению игры — баланс между развитием военных и добычей спайса.

Версия игры 1992 года содержала много ошибок в коде, а не предусмотренные разработчиками действия игрока могли сделать дальнейшее прохождение игры невозможным. Например, когда Хара предлагает лететь в шахту на запад от дворца, чтобы найти Стилгара, то игру можно «запороть», если найти деревню, где живут контрабандисты. Тогда Хара будет требовать, чтобы её привели в ситч Игровой процесс [ ]

Приказ подразделению фрименов

До того момента, когда Пол научится призывать песчаного червя, его транспортным средством будет орнитоптер.

Промышленность и экономика [ ]


Торговля с контрабандистами

Персонажи [ ]

В игре используются некоторые образы персонажей из экранизации Дэвида Линча (например Пол Атрейдес выглядит как Кайл Маклахлен). Некоторые персонажи, фигурирующие в фильме, не были использованы в игре — например, Шэдаут Мэйпс и Питер де Врис.

Игровые технологии [ ]

Обложка для версии Sega CD

Dune стала одна из первых игр, переведённых с дискет в новый формат CD-ROM. Переиздание в 1993 году для Sega Mega-CD отличалось улучшенной графикой, близкой к версии на Amiga, c дополнениями из DOS-версии. Они включали в себя фрагменты из фильма Дэвида Линча, озвучку персонажей и новые заставки.

Саундтрек [ ]

Саундтрек Dune: Spice Opera был выпущен Virgin Records в 1992 году. В него вошли композиции Последующие игры [ ]

В 1992 году компания Westwood Studios выпустила игру-стратегию в реальном времени Dune II: The Building of a Dynasty. Позже Westwood выпустили ещё два продолжения — Dune 2000 в 1998 году и Emperor: Battle for Dune в 2001 году. Cryo вернулись к Dune только в 2001 году с игрой Frank Herbert's Dune, ставшей их последним проектом.

Пустынная сага: подборка игр по «Дюне»

В середине сентября в российской прокате дебютировала кинолента «Дюна» Дени Вильнева, за месяц до премьеры в США и в стриминговом сервисе HBO Max. Мы решили вспомнить, как игровые разработчики пытались адаптировать непростой книжный цикл Фрэнка Герберта.

Коротко о вселенной

В центре внимания в научно-фантастической саге Фрэнка Герберта — пустынная планета Арракис, она же Дюна. Только здесь добывают вещество под названием пряность (или спайс), которое используют для космических полетов.

Люди в «Дюне» живут и умирают под властью всесильного императора. Ему подчиняются несколько крупных феодалов, в том числе соперничающие друг с другом Атрейдесы и Харконнены.

Кадр из фильма «Дюна» (1984)

Когда император передает Арракис в управление Атрейдесам, это вызывает недовольство Харконненов, они начинают плести интриги. В итоге переворота Атрейдесы свержены, планету прибирают к рукам Харконнены, несостоявшийся наследник Пол Атрейдес уходит в бескрайнюю пустыню — искать помощи у коренных жителей, фременов.


Dune (1992)

В 1992 году вышли две игры по «Дюне» — Dune от французской Cryo Interactive и Dune 2: The Building of a Dynasty (Dune 2: Battle for Arrakis в Европе) от американской Westwood Studios. Они не связаны между собой, но у них общий издатель, Virgin Games, поэтому второй проект и имеет цифру в заглавии.

Dune позаимствовала облик персонажей из экранизации «Дюны» Дэвида Линча (1984). Так, Пол Атрейдес тут — вылитый Кайл Маклахлен, а Фейд-Раута Харконнен — Стинг. Сюжет расходится с книгой: Атрейдесы воюют с Харконненами прямо на планете Дюна.

Dune

Игра разрывается между элементами адвенчуры и стратегии. С одной стороны, вы участвуете в беседах и летаете по селениям. С другой же, необходимо добывать спайс для императора и набирать армию, чтобы противостоять Харконненам.

Dune

Саундтрек Dune, сочиненный Стефаном Пиком и Филиппом Ульрихом, получился запоминающимся. В нем сочетаются восточные инструменты, звуки природы, механические ударные. Он вышел отдельным альбомом под вывеской Dune: Spice Opera.

Изначально игра была доступна на дискетах. Чуть позже Virgin Games выпустила ее на CD-ROM (на PC и Sega CD), что позволило улучшить визуальную составляющую, к примеру, добавить видеовставки из картины Линча.

Dune 2: The Building of a Dynasty (1992)

Dune 2 далека и от оригинальной книги, и от ранней экранизации. В ней император сталкивает лбами на Арракисе три фракции: знакомых Атрейдесов и Харконненов, а также Ордосов. В книжном цикле Ордосов вы не найдете, они описаны только в фанатской энциклопедии. По задумке императора, какой из кланов добудет больше спайса, тому и достанется планета.

Dune 2: The Building of a Dynasty

Westwood выполнила игру в 2D с видом сверху. Нужно возводить здания (среди прочего, для переработки спайса), создавать армию, обороняться и бить врагов. Главный ресурс — конечно же, спайс. «Туманом войны» скрыта неисследованная территория. Фракции отличаются юнитами и оружием. Каждым юнитом вы управляете напрямую. Мешают, помимо противников, еще и гигантские песчаные черви, на раз-два проглатывающие транспорт.

Dune 2: The Building of a Dynasty

Хотя танковых сражений в «Дюне» Герберта не было, геймерам понравилась эта деталь. А на отсутствие сюжета и философских вопросов в стратегиях не принято жаловаться.

Dune 2 сформировала и предопределила жанр RTS, стратегий в реальном времени. Command & Conquer и Warcraft появились во многом благодаря успеху Dune 2.

Dune 2000 (1998)

Много лет спустя Westwood выпустила ремейк Dune 2 с популярной в то время приставкой «2000». Задачу омоложения классики она доверила британской Intelligent Games.

Dune 2000 позаимствовала движок у Command & Conquer: Red Alert. Проблем с балансом Intelligent Games, судя по отзывам западной прессы, не устранила. Новых юнитов в ремейке всего два. Зато юниты теперь разрешено выделять рамкой, а не отдавать команды каждому.

Dune 2000

Миссии в игре те же, что в Dune 2, однако Westwood сняла ролики с живыми актерами. В кадре засветился Джон Рис-Дэвис (гном Гимли из «Властелина колец»). Сюжет подправлен: главного героя на Арракис заслал орден Бене Гессерит. В книгах орден проводит генетические эксперименты в попытке вывести человека со сверхразумом, который сможет видеть прошлое и будущее (им стал Пол Атрейдес). В Dune 2000 доверенный Бене Гессерит должен принести мир на пустынную планету.

В целом пресса сочла стратегию устаревшей. Такой известности, как оригинал, она не дождалась.

Emperor: Battle for Dune (2001)

И снова тандем Westwood и Intelligent Games. И снова — стратегия в реальном времени.

Emperor: Battle for Dune выступает прямым продолжением Dune 2000. После убийства императора кланы Атрейдесов, Харконненов и Ордосов по второму кругу сходятся на Арракисе, дабы стереть в пыль конкурентов. Между заданиями вам демонстрируют постановочные сценки. Сюжет дополняют отношения с другими фракциями, затронутыми войной, в том числе с фременами.

Emperor: Battle for Dune

В конце концов вы выясните, что конфликт намеренно подстроили Космическая гильдия (контролирует все перелеты в известной вселенной) и Тлейлаксу (специалисты в генетике). Целью Тлейлаксу было создание Императорского червя.

Наиболее заметное отличие Emperor: Battle for Dune от предшественниц заключается в переходе в 3D. Ничего действительно интересного в жанр RTS она не привнесла. Emperor: Battle for Dune стала одним из звеньев в цепи неудач Westwood, приведших к закрытию студии в 2003 году.

Frank Herbert’s Dune (2001)

Название Frank Herbert’s Dune позаимствовала у телесериала канала Sci-Fi, увидевшего свет в 2000-м. Вместе с музыкой.

Cryo просмотрела опечатку в имени писателя

Frank Herbert’s Dune — стелс-экшен, показывающий жизнь Пола Атрейдеса в пустыне и его борьбу с Харконненами. Проект отталкивал просроченной графикой, примитивным искусственным интеллектом врагов, малосодержательными беседами и противными мелочами вроде отсутствия сохранений во время миссий.

Провал Frank Herbert’s Dune привел к банкротству Cryo.

Что дальше

Из-за финансовых проблем Cryo пострадали еще два проекта, что она вела к релизу: Dune Generations и Frank Herbert's Dune: Ornithopter Assault. Обе пришлось отменить.

Dune Generations подавалась как многопользовательская онлайн-стратегия. Cryo запустила сайт DG, наполнила его концепт-артами и выложила трейлер. Геймерам предлагали тащить свою династию к власти в галактике, опираясь на торговлю, войско или до поры выполняя чужие поручения.

Frank Herbert's Dune: Ornithopter Assault для портативной приставки Game Boy Advance оказалась практически завершена, ее играбельный образ можно найти в сети. Тут пользователь должен летать на орнитоптере, хватаясь за миссии сопровождения, добычи воды, уничтожения объектов Харконненов и так далее.

Потом наступило продолжительное затишье. Дело в том, что разработчики по непонятной причине всегда покупали лицензию на создание игр не напрямую у Брайана Герберта, сына Фрэнка Герберта, а у кинокомпании Universal. Стратегии сделаны по лицензии на фильм Дэвида Линча, а последний стелс-экшен — по лицензии на сериал 2000 года.

Возможно, Брайана Герберта совсем не волновали игры? Как бы там ни было, в начале 2019 года норвежская студия Funcom радостно рапортовала об эксклюзивной сделке с Legendary Pictures (сняла новый фильм по «Дюне») и Herbert Properties (распоряжается наследием Фрэнка Герберта). В планах у Funcom, отметившейся очень успешной Conan Exiles, — три игры в течение шести лет для PC и консолей.

Первая игра Funcom по «Дюне» похожа на Conan Exiles. Это онлайновая «выживалка» с открытым миром. Результат мы увидим в ближайшие пару лет.

А как вы познакомились с «Дюной»? По книгам, фильмам и сериалам или играм? Поделитесь в комментариях!

Читайте также: