Компьютерная игра как интеллектуальная собственность

Обновлено: 07.07.2024

Наверняка многие задавались вопросами касательно правового режима таких объектов, как компьютерные игры. Подробно рассмотрим все особенности связанные с ними, опираясь на Гражданский кодекс РФ.

Юридическая характеристика

Компьютерная игра в целом попадает под категорию объектов авторского права (произведений искусства) со специфичной — электронной — формой объективного выражения. Очевидно, что в процессе создания этого объекта присутствует творческий характер. Решающее значение имеет не содержание, а форма, т. е. то, как игра будет восприниматься другими людьми (потребителями конечного продукта).

Вместе с тем с точки зрения закона компьютерная игра — это не объект авторского права. Главная специфика состоит в следующем: она является сложным объектом в соответствии со статьей 1240 Гражданского кодекса РФ. Напомним, что сложным объектом признается такой результат интеллектуальной деятельности, который включает в себя другие равноправные объекты интеллектуальной собственности. В качестве примеров в ГК РФ указаны аудиовизуальные произведения (в том числе и кинофильмы), театрально-зрелищные представления, базы данных и мультимедийные продукты.

Компьютерная игра по своей юридической природе является как раз мультимедийным продуктом, то есть сочетает в себе и визуальный ряд, и анимацию, и музыку, а также другие элементы.

Пару слов о правовом режиме сложном объекта: лицо, организовавшее его создание (например, игровая компания) по общему правилу должна заключить договоры с правообладателями соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, чтобы стать полноценным обладателем комплекса исключительных прав на сложный объект. Договоры могут быть лицензионными и об отчуждении.

Приведем пример. Компания занимается разработкой компьютерной игры и нанимает сценариста, композитора, и аниматора, которые создают свои результаты интеллектуальной деятельности. Также компания заключает с ними договоры на передачу ей исключительных прав на каждый результат их творчества и в силу этого она становится единым правообладателем на сложный объект.

Результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся составными элементами

Итак, в рамках компьютерной игры могут использоваться следующие объекты интеллектуальной собственности:

Сценарий, который представляет собой разновидность литературного произведения.

Музыку и звуковые эффекты, написанные специально для игры. Довольно часто композитор сохраняет определенный набор исключительных прав на свои музыкальные композиции и вправе в пределах, установленных договором, использовать их, извлекая прибыль. Так, легендарный японский композитор и автор саундтрека к игре Silent Hill Акира Ямаока исполняет свои композиции на сцене, гастролируя по всему миру.

Визуальный ряд, куда относится вся компьютерная графика и анимация персонажей.

Озвучивание персонажей, которое можно отнести к исполнению — объекту смежных прав (см. параграф 2 главы 71 четвертой части ГК РФ ). В данном случае актеры озвучки как раз и создают этот результат интеллектуальной деятельности, воплощая написанный сценарий.

Программы для ЭВМ. В процессе разработки компьютерной игры могут быть специально придуманы новые программы, которые попадают под критерии охраны, закрепленные в Гражданском кодексе (см. статью 1261 ГК). Так в игре GTA IV был использован специальный движок, делающий физику игры очень реалистичной, который по всем признакам является самостоятельным результатом интеллектуальной деятельность — программой для ЭВМ.

Иные объекты интеллектуальной собственности.

Обратим внимание, что в наш список попали не только объекты авторских, но и других интеллектуальных прав (например, п. 4 в списке).

По смыслу статьи 1240 ГК РФ авторы соответствующих объектов сохраняют за собой личные неимущественные права (авторства, на имя, на неприкосновенность произведения и т. д.). Следовательно, в случае посягательства на весь объект и существенного искажения одной из составных частей, автор может взыскать компенсацию морального вреда, например, на основании нарушения права на неприкосновенность.

Итоги

Таким образом, компьютерная игра как интеллектуальная собственность — это сложный объект с самостоятельным правовым режимом, определенным статьей 1240 ГК РФ, хотя в данном случае имеются и все признаки объектов авторского права.

Читайте также: