Компьютерные и информационные науки или информатика и вычислительная техника

Обновлено: 07.07.2024

Очень часто можно встретить размышления на тему выбора одного из перечисленных направлений: “Какая разница между вычислительной техникой и программной инженерией?” и “Должен ли я выбрать вычислительную технику или программную инженерию, если хочу стать софт-инженером?”.

В этой статье мы попытаемся понять и проанализировать важность и необходимость обучения этим специальностям.

  • Компьютерные науки изучают, как устроен компьютер, как он работает, в основном с теоретической и математической стороны.
  • Вы должны выбрать это направление, если любите математику и логику или если хотите работать в сфере компьютерных наук, искусственного интеллекта, машинного обучения, безопасности, графики.
  • Программная инженерия изучает, как устроена операционные и программные системы, затрагивает управление проектами, обеспечение качества и тестирование.
  • Вы должны выбрать разработку программного обеспечения, если вас интересует практический подход, жизненный цикл и разработка/поддержка ПО.
  • Обе отрасли учат основам программирования и информатики, что полезно, если вы хотите стать программным разработчиком.

Программная инженерия

Чтобы понять разницу между специалистами в области вычислительной техники и программного обеспечения, давайте взглянем на их соответствующую учебную программу в Университете Ватерлоо в Канаде.

Давайте сначала сравним виды рабочих мест и стажировок, которые вы можете пройти после каждой программы.

К счастью, на сайте университета Ватерлоо есть несколько примеров. По каждому из направлений предложены места работы после успешного завершения учебы:

  • Веб-разработчик / архитектор, The Steele Group
  • Программист, Harry Rosen Inc.
  • Мобильный / облачный разработчик, Clearbridge Associates Limited.
  • Разработка программного обеспечения, General Dynamics Canada.
  • Разработка программного обеспечения, Microsoft.
  • Agile Engineer, Pivotal Labs.
  • Бизнес-аналитик, Canadian Tire Corporation.
  • Менеджер по продуктам, Dropbox.
  • Разработчик ПО, Tagged Inc.
  • Разработчик ПО, IBM Canada
  • Менеджер продукта, Arius Software Corporation.
  • Инженер по ПО, VistaPrint USA.
  • Инженер-программист, Harris Corporation.
  • Разработчик ПО, Accenture Inc.
  • Менеджер продукта/Разработка программного обеспечения, NexJ Systems Inc.
  • Консультант, PureFacts Financial Solutions.
  • Консультант по реализации, Desire2Learn.

Как вы можете видеть, нет особой разницы между рабочими местами, которые вы можете получить.

Наиболее распространенные предложения работы, на которые можно рассчитывать после получения степени «Компьютерные науки» или «Программная инженерия» – это разработчик программного обеспечения или инженер-программист. Существуют и другие варианты, такие как менеджер продукта, аналитик QA и консультант по технологиям, которые зависят от вашего набора навыков.

Университет Ватерлоо

Теперь давайте посмотрим на курсы каждой программы. Сначала сравним некоторые курсы, которые вам нужно будет посетить в первый год.

  • CS 135 – Разработка функциональных программ.
  • CS 136 – Разработка алгоритмов и абстракция данных.
  • MATH 135 – Алгебра.
  • MATH 136 – Линейная алгебра 1.
  • MATH 137 – Исчисление 1.
  • MATH 138 – Исчисление 2.
  • Плюс несколько факультативных.
  • CS 137 – Принципы программирования.
  • CS 138 – Абстракция и реализация данных.
  • MATH 115 – Линейная алгебра для инженерии.
  • MATH 117 – Исчисление 1 для инженерии.
  • MATH 119 – Исчисление 2 для инженерии.
  • MATH 135 – Высшая математика.
  • ECE 105 – Физика электротехники 1.
  • ECE 106 – Электричество и магнетизм.
  • ECE 124 – Цифровые схемы и системы.
  • ECE 140 – Линейные цепи.
  • SE 101 – Методы разработки программного обеспечения.

Как вы видите, на первом курсе обе специальности очень похожи. Обе рассматривают основные знания по информатике, алгебре и исчислениям. Отличия в том, что на “Программной инженерии” есть дополнительно физика и электротехника, в то время, как у “Компьютерных наук” еще несколько факультативов.

Теперь рассмотрим предметы второго курса.

  • MATH 239 – Введение в комбинаторику.
  • STAT 230 – Теория вероятностей.
  • STAT 231 – Статистика.
  • CS 240 – Структуры данных и управление данными.
  • CS 241 – Основы последовательных программ.
  • CS 245 – Логика и вычисления.
  • CS 246 – Разработка объектно-ориентированного программного обеспечения.
  • CS 251 – Организация и дизайн компьютеров.
  • CS 341 – Алгоритмы.
  • CS 350 – Операционные системы.
  • Кроме того, некоторые факультативы по компьютерной науке.
  • CHE 102 – Химия для инженеров.
  • ECE 222 – Digital Computers (включая язык ассемблера).
  • ECE 358 – Компьютерные сети.
  • MATH 213 – Высшая математика для инженеров-программистов.
  • MATH 239 – Введение в комбинаторику.
  • STAT 206 – Статистика для разработчиков программного обеспечения.
  • MSCI 261 – Инженерная экономика: финансовый менеджмент для инженеров.
  • CS 241 – Основы последовательных программ.
  • CS 240 – Структуры данных и управление данными.
  • CS 247 – Принципы разработки программного обеспечения.
  • CS 341 – Алгоритмы.
  • CS 349 – Пользовательские интерфейсы.
  • CS 343 – Параллельное программирование.
  • CS 348 – Введение в управление базой данных.
  • SE 212 – Логика и вычисления.
  • SE 350 – Операционные системы.
  • SE 465 – Тестирование программного обеспечения и обеспечение качества.
  • SE 464 – Разработка и дизайн программного обеспечения.
  • SE 463 – Спецификация и анализ требований к программному обеспечению.
  • SE 490 – Дизайн проекта.
  • Кроме того, несколько факультативов по информатике и электротехнике.

Когда дело доходит до математики и статистики, вычислительная техника и программная инженерия почти похожи. Они охватывают комбинаторику, теорию вероятностей и статистику.

Основные требования по обоим направлениям также схожи и рассматривают алгоритмы, структуры данных и операционные системы.

Рассмотрим ключевые различия:

  • Программная инженерия имеет больше требований в области электротехники и разработки ПО, таких как тестирование ПО, дизайн и спецификации программного обеспечения.
  • Вычислительная техника позволяет проводить обучение с более широким выбором курсов по информатике высокого уровня. Вы можете выбирать из множества тем, таких как безопасность, основы разработки программного обеспечения, компьютерное зрение, машинное обучение и управление базами данных.

Софт-инженер

Исходя из набора предметов и курсов в этом университете следует, что лучшим выбором будет “Вычислительна техника”, если вы хотите стать инженером-программистом.

Для простоты предположим, что вы надеетесь получить одну из самых высокооплачиваемых работ (

100 000 долларов США в год) в качестве инженера-программиста в Северной Америке. Эти рабочие места обычно находятся в крупных компаниях-разработчиках программного обеспечения (например, Microsoft, Google, Amazon и т. д.). Или в компаниях среднего бизнеса с высокими темпами роста (Dropbox, Lyft, Snapchat, Pinterest и т. д.).

Как правило, они ищут в кандидате на программиста возможность писать хороший код и создавать интересные проекты, а также знание основ компьютерных наук, структур данных и алгоритмов.

Лучший способ активизировать этот набор навыков – быстро изучить основы и тратить свое время на решение проблем и написание кода.

Основываясь на учебной программе для софт-инженера и на занятости инженеров-программистов, это будет сложнее сделать на курсе “Программной инженерии”.

Еще одно преимущество “Вычислительной техники” в том, что она дает больше факультативов. Это здорово, потому что в зависимости от того, что востребовано на рынке труда, вы сможете корректировать свое обучение. Например, если разработка мобильных приложений востребована, вы можете начать изучать ее.

  • Различные университеты имеют разные требования к данным специальностям. Эта статья должна быть хорошей отправной точкой, но вы все равно должны взглянуть на требования к программе в университете, в котором вы заинтересованы.
  • Некоторые университеты даже не имеют такого направления, как “Программная инженерия”. Например, Университет Британской Колумбии в Ванкувере может дать вам степень в вычислительной технике и компьютерной инженерии, но не в программной инженерии. Но у них есть концентрация программного обеспечения в рамках своей программы по вычислительной технике, а также в области компьютерной инженерии.

Если в университете, в котором вы заинтересованы, нет специальности программная инженерия, можно остановиться на вычислительной технике, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения. Вычислительная техника больше ориентирована на аппаратное обеспечение, чем на компьютерную науку или программное обеспечение, поэтому она меньше связана с работой типичного разработчика ПО. Перевод на русский осуществлен Библиотекой Программиста.

Из списка 25 самых перспективных профессий США по версии ресурса Glassdoor 12 относятся к сфере информационных технологий. Среди них:

  • Архитектор высоконагруженных web-серверов;
  • Разработчик пользовательских интерфейсов;
  • Аналитик данных;
  • Специалист по машинному и глубокому обучению;
  • Продакт-менеджер и другие.

«Высокие финансовые перспективы в профессии влияют на стоимость образования. На западе большинство программ высшего образования платные. Но в России в ведущих технических вузах больше половины мест на программы бакалавриата — бюджетные. При этом некоторые программы в России имеют международные аккредитации, а значит ничем не уступают по качеству. Можно сделать вывод, что у российских школьников есть возможность получить качественное образование международного уровня вне зависимости от финансовых возможностей семьи».

IT-специальности
В сфере IT множество программ обучения. В этой статье разберемся, какие базовые специальности представлены в российских технических вузах.
Условно все специальности можно разделить на три категории:

Компьютерные науки — в этой категории происходит создание или улучшение программных продуктов, а не физических устройств. Например, разработка интерфейсов, тестирование программного обеспечения, анализ данных, информационная безопасность. К этой категории относятся специальности «прикладная математика и информатика», «программная инженерия», «информационная безопасность».

Инженерные специальности — для тех, кому нравится «работать с железом» и при этом немного программировать. Эти специальности обычно объединяет то, что для поступления надо сдавать ЕГЭ по физике, а не по информатике. Например, это специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» или «Информатика и вычислительная техника».
Управление — если есть желание работать с людьми. Например, управлять командой разработки или командой, осуществляющей внедрение продукта.

Здесь и далее перед названием специальности будет указан числовой код — это код специальности по ОКСО ( Общероссийский классификатор специальностей по образованию ). По нему можно найти интересующую специальность в любом вузе России.

Компьютерные науки

  • Линейная алгебра и геометрия;
  • Математический анализ;
  • Функциональный анализ;
  • Дискретная математика и другие.
  • МФТИ — 301
  • НИУ ВШЭ — 303
  • МГУ — 440 (нужно сдать 5 экзаменов)
  • МГТУ им. Баумана — 238

В связи с этим базовые математические дисциплины занимают меньший объем в учебных планах по сравнению с предыдущей специальностью. Зато больше времени уделяется различным языкам и методам программирования.

  • НИУ ВШЭ — 300
  • МГТУ им. Баумана — 289
  • МАИ — 260

Другая часть сотрудников занимается «Яндекс.Поиском», разрабатывает поисковые алгоритмы — например, в каком порядке информация будет ранжироваться в результатах выдачи. Перед ними каждый день стоит большое количество сложных математических задач. В случае если вам интересна математика, анализ данных, машинное обучение, искусственный интеллект, создание наукоемких программ, то вам стоит присмотреться к «Прикладной математике и информатике». Если вам ближе технологический процесс, который состоит из большого количества этапов, начиная с выявления предпочтений пользователей и заканчивая выводом продукта на рынок, то вам прямая дорога в «Программную инженерию».

2.10.03.01. Информационная безопасность — программа ориентирована на подготовку специалистов, обладающих современными методами защиты информации. Студенты этой программы изучают базовый курс математических дисциплин, общую физику, а также криптографию, защиту информации и передачу данных в качестве профильных дисциплин. В ВШЭ часть курсов по этой специальности ведется на английском языке. Не путайте с компьютерной безопасностью: она похожа по названию, но находится в инженерном блоке. Эта специальность больше про защиту информации на уровне «железа», а не на уровне программ.

Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо иметь широкое понимание разных разделов фундаментальной математики и представление обо всех отраслях информационных технологий, а также знать все текущие тренды. Такие специалисты ищут уязвимости в программных продуктах, которые зачастую находятся в использованных в них технологиях. Например, в JavaScript библиотеке, которую используют все, допущена уязвимость: если мы про нее знаем, то можем получить данные из всех web-приложений, которые ее используют.

Информатика. 11 класс

Инженерные специальности

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи — программа, ориентированная на работу в сфере инфокоммуникационных технологий, в области технологии и разработки технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния. Будущим специалистам необходимо будет разбираться в работе операционных систем и в элементах программирования. В основном они работают с физическими устройствами, а не с программами.

02.09.03.01. Информатика и вычислительная техника — программа для инженеров, специализирующихся на робототехнике и проектировании систем реального времени. Кроме математических дисциплин в программу входит курс физики. Выпускники этого профиля создают программно-аппаратные комплексы, закладывая в него программные решения. OCR — программно-аппаратный комплекс (сочетание железа и софта), именно их учатся делать на этой специальности.

Управление

5.38.03.05 Бизнес-информатика. Что обычно изучают студенты: менеджмент, бизнес-аналитику, бизнес-процессы, а также интеграцию информационных систем в процесс работы. Целевой выпускник программы — сотрудник консалтинговой компании с навыками бизнес-аналитики и автоматизации бизнес-процессов, с хорошим пониманием возможностей информационных технологий и их спектра, но без прикладных навыков программирования (либо на базовом уровне).

02.09.03.03. Прикладная информатика — можно сказать, что программа тоже ориентирована на подготовку управленцев в области информационных технологий и интеграторов, но более узкоспециализированных. В чистом виде специальность «Прикладная информатика» встречается редко, гораздо чаще встречаются, например, «Прикладная информатика в экономике» или «Прикладная информатика в строительстве» — это всегда применение специализированных для этой отрасли программ и подходов автоматизации и цифровизации.

В современном мире не только университеты участвуют в образовании будущих программистов. Во многих крупных IT-компаниях есть бесплатные программы обучения и стажировок, ориентированных на студентов старших курсов. Обычно приложения о стажировках публикуют на сайтах и в социальных сетях университетов.

В пользу программирования

Новички в сфере информационных технологий окружены стереотипами и из-за этого им бывает сложно начать учиться. Ведь многие считают, что хорошими программистами становятся только очень умные и талантливые люди. На самом деле IT-специалисты — это обычные люди, которые испытывают страсть к созданию компьютерных программ, игр и приложений. Чтобы писать код не обязательно быть гением. Куда важнее иметь интерес к сфере и быть дисциплинированным. Люди не выигрывают олимпийские игры просто благодаря хорошей генетике. Их спортивные достижения — это, в первую очередь, результаты упорных тренировок. Так что и программистами не рождаются, ими становятся.

Тем более программирование само помогает приобрести особый тип мышления, благодаря которому IT-специалисты так легко справляются с математическими и логическими задачами. Они обращают внимание на детали, легко моделируют ситуации в повседневной жизни и способны оценивать объекты, полагаясь на большое количество факторов. Ученые при помощи МРТ установили, что во время работы над кодом активируются те же отделы мозга, что отвечают за естественные языки. Так что программирование положительно влияет как на мыслительные процессы, так и на память.
Не забывайте, что программирование — это не просто владение одним языком. На самом деле это целый набор навыков: работа с кодом, эффективное взаимодействие с членами команды, декомпозиция задач, оформление и ведение документации, тестирование, само кодирование на языке программирования, причем часто не на одном.

Как мы видим, любой желающий, приложив достаточно усилий, может стать «тем самым программистом, который родился гением и поэтому работает в лучшей IT-компании».

Что поможет?

Не стоит игнорировать возможности саморазвития. Тем более, сегодня всю необходимую информацию о программировании можно найти в интернете. Студенты, которые еще до поступления в вуз успели собрать десяток сайтов и приложений, в будущем будут на голову выше своих одногруппников. Онлайн-курсы, книги, форумы, тематические сайты — все это позволит собрать хорошую базу знаний и для этого даже не нужно выходить из дома.

Подбирая материалы для чтения, обращайте внимание на год выпуска издания. В сфере информационных технологий все меняется очень быстро, поэтому не стоит приобретать материалы десятилетней давности. Например, книга Роберта Мартина «Чистый код» учит грамотно писать на языке программирования.



«Искусство программирования» — фундаментальная монография известного американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута, посвященная рассмотрению и анализу важнейших алгоритмов, используемых в информатике. В 1999 году книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия.

Если у вас в ходе изучения возникают вопросы, то вы всегда можете задать их более опытным пользователям. На ресурсе «Хабр» желающие публикуют собственные статьи на компьютерные темы, рассказывают, с какими трудностями столкнулись во время работы и как с ними справились. На сайте можно найти ответы практически на все вопросы начинающих специалистов.

Некоторые Youtube-каналы прорабатывают сразу несколько тем. Например, канал «Гоша Дударь», в первую очередь, о Game Development. На канале много видеоуроков по созданию игр на различных движках (Unity, Unreal Engine, Game Maker, Corona SDK), а также по играм без движков (С++, Java или Python). При этом автор охватывает и разработку сайтов, и мобильную разработку, и веб-программирование, и языки программирования. Еще у некоторых факультетов бывают свои каналы, куда они выкладывают часть лекций.

Некоторые предпочитают более развлекательные форматы обучения. Например, игры. Одна из самых известных — это JavaRush. Это многопользовательская браузерная игра, которая помогает выучить языки программирования. Курс разбит на 40 уровней. Вы можете перейти на следующий уровень, только если решили большую часть задач текущего уровня. Начиная с маленьких и легких и заканчивая большими и очень полезными. Каждый, дошедший до конца, получит 500+ часов практического опыта. Так что это хороший вариант совместить приятное с полезным.

Также можно попробовать присоединиться в профессиональному сообществу. В Москве, например, действует Московский клуб программистов. Здесь можно неформально пообщаться со специалистами, которые собираются каждые две недели, чтобы обсудить интересные им темы и поделиться знаниями.

Не стоит концентрироваться на одном направлении. Наиболее эффективно будет выбрать несколько способов, например, онлайн-курсы + книги + изучение материалов на специализированных ресурсах. Помните, что чем больше времени вы будете посвящать программированию, тем быстрее вы наберетесь знаний и опыта.

Выводы

IT-сфера очень разнообразна и требует различных навыков: веб-разработка, построение интегрированных корпоративных систем, создание нейросетей и моделей машинного обучения. Сейчас наибольших спрос рынка на фронтенд и мобильных разработчиков, растет спрос на специалистов по анализу больших данных и машинному обучению.

Для наукоемких отраслей программирования хорошая подготовка по базовым математическим дисциплинам необходима также, как навыки программирования на языке и навык постоянного самообучения.

Для того, чтобы понять, какую именно специальность выбрать, нужно проанализировать учебный план и дополнительные возможности, которые предоставляет вуз.
Самое главное, о чем стоит помнить — программист создает себя сам. Очень важно участвовать в проектах, получать практический опыт начиная с первого курса, проходить дополнительные онлайн курсы на открытых образовательных платформах, участвовать в олимпиадах по программированию и хакатонах.

В настоящее время Россия переходит на систему бакалавр+магистр. Переходит с большим скрипом.

Что же за зверь такой «бакалавр»?
Откроем новый образовательный стандарт (для примера специальность 230200 «Информационные системы и технологии»).
Бакалавра учат 4 года, из них:
13% Гуманитарный, социальный и экономический цикл
27% Математический и естественнонаучный цикл
1% Физ-ра
3% Практика, НИР
6% Аттестация, диплом
Собственно на предметы по специальности остается ровно 50%. В предыдущем стандарте было 45%.
В эти 50% еще входят такие далекие от компьютеров предметы, как метрология и БЖД.

Если открыть список курсов Computer Science какого-нибудь европейского (Кембридж) или американского (МИТ) ВУЗа, то видно что на загнивающем Западе к образованию относятся более прагматично. Беглый обзор дает основания считать, что в computer science за рубежом все предметы так или иначе связаны со специальностью. Оторванных дисциплин нет — если есть экономика или математика, то она дается применительно к ИТ.
Это оказалось неправдой, спасибо MaximKat. Соотношение профильные/непрофильные предметы на Западе примерное такое же как у нас (хотя это зависит от университета, а у нас жестко прописано в образовательном стандарте).

Я не буду спорить, хорошо или плохо наличие гуманитарных предметов или вопрошать зачем программисту матан, макроэкономика и экология. Факт в том, что они здорово кушают часы основной программы.

Диплом. Дипломный проект специалиста должен быть завершенной разработкой. Выпускная работа бакалавра — некое «исследование» по теме. Нагони туману и налей воды. Никакого проектирования.

Вторая проблема: у нас предметы часто преподаются без взаимосвязи друг с другом и в отрыве от основной специальности. Преподаватели не утруждают себя объяснением, зачем вообще нужен их предмет, какие дисциплины являются смежными, как это потом понадобится на практике? Оно и не надо: в отличие от зарубежных студентов, у нас просто нет выбора — почти все предметы обязательны. Отсутствие дисциплин по выбору — еще один недостаток. Конечно, в стандарт заложены часы на курсы по выбору студента, но в реальной жизни это все остается на бумаге.

В итоге качество подготовки выпускников и их компетенции не соответствует ожиданиям бизнеса. И наоборот, предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям выпускников :) Одной из причин этого является то, что бизнес слабо сотрудничает с ВУЗами — хороших специалистов он хочет получить «на блюдечке», без затрат.
Что должен уметь специалист с точки зрения крупнейших ИТ-фирм можно посмотреть здесь.

  • Слабая техническая оснащенность. Не в каждом ВУЗе вам покажут настоящий сервер или мощный коммутатор.
  • Преподавательский состав. Стареет и теряет квалификацию. Специалистов из отрасли мало. Кто будет читать курс по ERP за зарплату 12000 руб.?
  • Учебные пособия. Не знаю как было у вас, но у нас все книжки были только советских времен.
  • Английский язык. Как правило, слабый и не имеющий отношения к ИТ.
  • Контроль. Государство работу ВУЗа контролирует слабо. Аттестация ВУЗов неэффективна и коррумпирована.
  • Информационное обеспечение хромает. Кем ты станешь, какие дисциплины будут преподаваться, чем занимается выпускающая кафедра — многие узнают только к третьему курсу, когда уже поздно что-то менять.

Если вы собираетесь поступать на ВМК МГУ, на физтех или учиться за рубежом — дальше можно не читать :) Текст для среднестатистического абитуриента/студента.

  • Не поступайте в непрофильный ВУЗ.
  • Не поступайте на абы какую специальность.
  • Поступайте на аккредитованную специальность.
  • Не поступайте на вечернее, заочное и дистанционное образование — чаще всего это туфта. Во всяком случае, точно хуже дневного.
  • Настороженно относитесь к негосударственным ВУЗам. Пока лучше поступать в государственный.
  • Постарайтесь разузнать о кафедре, на которую поступаете. Но тут все равно не угадаешь: в моем ВУЗе две специальности с самым большим конкурсом учили из рук вон плохо, а среднячок — вполне достойно.
  • 230100 Информатика и вычислительная техника — сисадмин, сетевик, программист
  • 230400 Информационные системы и технологии — аналитик, проектировщик ИС
  • 230700 Прикладная информатика — аналитик, проектировщик ИС
  • 231000 Программная инженерия — тестировщик, программист, проектировщик ПО
  • 231300 Прикладная математика — программист
  • 010200 Математика и компьютерные науки
  • 010300 Фундаментальные информатика и информационные технологии — программист, проектировщик ПО (?)
  • 010400 Прикладная математика и информатика — программист
  • 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем — программист
  • 080500 Бизнес-информатика — аналитик, менеджер
  • 090301 Компьютерная безопасность — безопасник
  • 09030* Информационная безопасность… — безопасник
  • 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
  • 220400 Управление в технических системах
  • 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
  • 221000 Мехатроника и робототехника
  • 221700 Стандартизация и метрология

Советую почитать образовательный стандарт по своей специальности: перечень образовательных стандартов, рубрикатор специальностей. Учтите, что коды специальностей менялись уже 2 раза, например, «Информационные системы и технологии» были 071900, потом стали 230200, а теперь уже 230400.

  • Не расслабляйтесь первые два курса.
  • После второго курса постарайтесь найти подработку по специальности, не мешающую учебе. Нагрузка не больше, чем полставки. Можно устроиться на кафедру, тогда возможны некоторые плюшки.
  • Самостоятельно повышайте квалификацию. Изучайте языки, технологии. Можно пойти на курсы, но тогда надо четко понимать, зачем они вам, есть ли у вас требуемая предварительная подготовка — иначе вы потратите время и деньги зря.
  • Следите за конференциями, вебинарами, курсами. Многие из них для студентов бесплатны.
  • Если образовалось «окно», не надо просиживать его в кафе: в институте есть читальный зал, а в нем — периодика. Читайте отраслевые журналы: «Открытые системы», «Системный администратор» и т.п.
  • Если есть возможность стажировки, постарайтесь на нее попасть. Балдеть летом 2,5 месяца — непозволительная роскошь.
  • Учите английский язык. Поставьте цель получить доп. высшее образование по языку или сертификат типа FCE.
  • Старайтесь творчески подходить к решаемым задачам. Например, в курсовом проекте по программированию добавьте от себя дополнительные функциональные возможности — это будет интересно вам и обеспечит хорошее отношение преподавателя к вашей работе.
  • Напишите «приличный» диплом. Постарайтесь, чтобы это была реальная разработка, а не растекание мыслею по древу. Еще лучше, если вы ее внедрите на предприятии и подпишите акт о внедрении.

По окончании бакалавриата изучите возможность поступления в магистратуру. Насколько «сильная» она у вас в ВУЗе? Возможно стоит поступить в другой ВУЗ или немного поменять специальность?
В последнее время появились серьезные платные магистратуры с высоким уровнем подготовки (например, тыц, тыц).

Учился в информатическом классе, вовремя смекнул что это тупиковый вариант и поступил на инженера техбезопасности. Все знакомые кто продолжил "карьеру" прогеров - жалкое зрелище. Везде есть исключения впрочем. Но тебе стоит серьезно задуматься.

Была такая идея в лет 14 , с возрастом приходит понимание что программист это ужасная профессия .
Во первых платят копейки , тк программистов в наше время больше чем бомжей на вокзалах .
Во вторых работа сидячая ( мало живого общения , мало движения )
Да и вообще пенсия будет у тебя копиичная , хотя об этом ты наврятли задумывался
О каком возрасте идет речь, если ты банальной пунктуации не обучен, не говоря о выборе профессии. О каком возрасте идет речь, если ты банальной пунктуации не обучен, не говоря о выборе профессии.
Друзжище честно , лень стараться писать грамотно , для таких ценителей как ты .
Но ты дабы не огорчаться своему стереотипу можешь думать что мне 15 :thu:

Если тебе так невтерпеж , попробуй поступить в ДВФУ , прост шикарные условия .

img

Программная инженерия

Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.

Прикладная информатика

Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.

Бизнес-информатика

Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.

Информационные системы и технологии

// Учился тут. По сути выпускают сисадминов. Если хочешь кодить, то учиться этому будешь в свободное от универа время.

Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.

Математика и компьютерные науки

Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.

Информационная безопасность

Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.

Если хочешь высокооплачиваемый навык, а не диплом, займись самообразованием в первую очередь. В сети куча книг, статей, видео. Советую как самоучка (правда я со школы еще начал).
Была такая идея в лет 14 , с возрастом приходит понимание что программист это ужасная профессия .
Во первых платят копейки , тк программистов в наше время больше чем бомжей на вокзалах .
кек, ты чё брешишь чтоли? Обычный программист получает в Москве 80-100к, а если брать архитектора, тех. директора то еще больше.
Это, конечно, если не шарагу заканчивать, а мало-мальски профильный университет.
А универ большую роль играет при устройстве на работу? Какая разница, какой ВУЗ закачивал? Главное, чтобы специалист был хороший
Не слушай этих бомжей,программист прибыльная работа и востребованная,но есть один нюанс-все нормальные программисты-самоучки,они сидят дома,учат языки и тд,в учебном заведении полный отстой в этом плане(меня за 2 года научили только часы собирать в Codevision и то,большую часть я сдедал при помощи уроков в ютубе.)
Хз, у нас специальность так и называлась, программирование компьютерных систем. Правда в мое время от нее толку окромя диплома было ноль. Все приходилось самим осваивать. Сейчас вроде даже программированию на решетке и ++ обучают.
Не слушай этих бомжей,программист прибыльная работа и востребованная,но есть один нюанс-все нормальные программисты-самоучки,они сидят дома,учат языки и тд,в учебном заведении полный отстой в этом плане(меня за 2 года научили только часы собирать в Codevision и то,большую часть я сдедал при помощи уроков в ютубе.)
Самоучки, но диплом то все равно нужно получить. Как никак, но с ним работу найти проще, чем прийти на собеседование и сказать, что ты самоучка Всем привет! Хочу быть программистом, но на что надо идти? Есть Информатика и вычислительная техника, компьютерная безопасность, прикладная математика и информатика и т.п. Куда лучше идти учиться? На что? Где вы учились?
Если ты сам не можешь ответить на столь простой вопрос, тебе не чего делать в "программистах"! Всем привет! Хочу быть программистом, но на что надо идти? Есть Информатика и вычислительная техника, компьютерная безопасность, прикладная математика и информатика и т.п. Куда лучше идти учиться? На что? Где вы учились?

220400 ПОВТиАС
Програмное Обеспечение Вычислительной техники и Автоматизированных Систем

Самоучки, но диплом то все равно нужно получить. Как никак, но с ним работу найти проще, чем прийти на собеседование и сказать, что ты самоучка
Ни разу меня не спросили диплом. Спрашивают что умеешь, какие технологии знаешь, какие задачи и как решал на прошлых работах, в каких проектах участвовал и т.д. Могут рассказать с какими проблемами сталкиваются сами, спросить как бы ты их разруливал. Могут дать тестовое задание. Могут попросить пример кода. Во первых платят копейки , тк программистов в наше время больше чем бомжей на вокзалах .
what? Программист - самая непрозрачная профессия с точки зрения отдела кадров. Даже со средними навыками получить 2 тыс.$ не проблема. А уж толковые кодеры вообще верхней планки не имеют по зарплате.
Да и вообще пенсия будет у тебя копиичная , хотя об этом ты наврятли задумывался

what? Программист - самая непрозрачная профессия с точки зрения отдела кадров. Даже со средними навыками получить 2 тыс.$ не проблема. А уж толковые кодеры вообще верхней планки не имеют по зарплате.


2 тыс$ не проблема? за какой период , за год?
Наверно это самая популярная специальность в России , если не брать в расчет всякие отрасли птушки и фазанки . Этих программистов нереально много , и все они идут работать в офисы и их предел это 20-40 к в месяц 2 тыс$ не проблема? за какой период , за год?
Наверно это самая популярная специальность в России , если не брать в расчет всякие отрасли птушки и фазанки . Этих программистов нереально много , и все они идут работать в офисы и их предел это 20-40 к в месяц

Программная инженерия

Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.

Прикладная информатика

Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.

Бизнес-информатика

Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.

Информационные системы и технологии

// Учился тут. По сути выпускают сисадминов. Если хочешь кодить, то учиться этому будешь в свободное от универа время.

Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.

Математика и компьютерные науки

Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.

Информационная безопасность

Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.

Читайте также: